Легенда о Коловрате


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» > Легенда о Коловрате, 2017
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Легенда о Коловрате, 2017

Статья написана 16 марта 2018 г. 11:26

«Я шел в последний бой с двумя мечами», или Как закалялось иго

Kolovrat-legenda

13 век. Древняя Русь. Десятник рязанского князя Юрия (Серебряков) Евпатий Коловрат (Малаков) был доволен жизнью. Прекрасная жена, двое сыновей. Разве что досаждали проблемы с памятью, начавшиеся давным-давно после ранения в детстве. Но с этим как-то справлялись.

До той поры, пока под стены Рязани не подступило несметное войско хана Батыя (Цой). Князь посылает к монголам посольство, но, похоже, внук Чингиса договариваться не собирается. А хочет лишь полной покорности и преклонения русичами колен.

А на это не могут пойти ни горячий княжич Федор (Антоненко), возглавляющий посольство, ни гордый Коловрат. А значит, Рязань и ее жителей ожидает тяжкая и кровавая доля.


После неоднозначного «Викинга», вещающего зрителю о фигуре князя Владимира, российский кинематограф взялся за период монголо-татарского нашествия. На этот раз, активно подстелив соломки тезисами о том, что снимается сказ, легенда, а вовсе не историческое кино.

Некоторые зрители называли ее и вовсе натуральным фентези, не имеющим отношения к истории. Явно забывая, что Коловрат изначально наверняка вымышленный герой, появившийся на свет в «Повести о разорении Рязани Батыем», тексте 16-го, а то и 17-го века. Соответственно вы ставите в вину картине, снятой о мифологическом персонаже, несоответствие реальности? Гениально! Да, постановщики упростили ситуацию, «сделав монтаж» сражению на Воронеже. С другой стороны осада Рязани есть? Есть. А больше никаких исторических событий во временном промежутке картины и не происходит (ко времени Битвы под Коломной Коловрат уже был мертв). Также стоит учесть, что фильм концентрируется на Коловрате, и показывает те события, в которых он принимал участие, так что ничего криминального в забытом воронежском сражении (где Евпатия не было) я не вижу.

Далее. Почему «натуральное фентези»? Нестор с медведем? Это единственный фольклорный элемент за весь фильм. Да, медведь один раз выступает своеобразным «богом из машины», но затем постановщики талантливо выводят зверюгу за кадр, оставляя Коловрата его судьбе. И из-за одного топорно нарисованного Потапыча объявлять картину фентези? Или дело в том, что если верить «Повести», людей у Коловрата было под две тыщи? Так постановщики сделали хороший экивок в сторону классической версии: «может и две тысячи». Да, разворот всего войска Батыем выглядит действительно неправдоподобно, но обоснован логикой картины. С другой стороны создатели ленты попытались объяснить некоторые непонятные места классической легенды. Например, почему воины Коловрата терпеливо ждали расстрела из камнеметов. Все же от большого количества средних и мелких камней увернуться сложнее, чем от здоровых булыжников. Да и высокая горка, почти гора, покрытая льдом, смотрится логичнее, чем холм посреди поля. Плюс постановщики добавили героям мотивации парусными санями. Правда, мотивация так себе. Им ничто не мешало разделить отряд, и сани отправить с одной из его частей «к тетке в глушь в Саратов». Но тут уже не вина постановщиков, они по крайне мере попытались.


А вот монголы действительно смотрятся слишком уж спорно. Бату-хан с виду классический китаец, причем китаец рафинированный, изнеженный, в халатике с драконом. Кто бы напомнил постановщикам различие между оседлыми китайцами и кочевыми монгольскими племенами? Тем более в начале их западного похода, когда почивать на лаврах, томно рисуя иероглифы, было еще рановато. Плюс по не лучшей национальной традиции монголо-татары выглядят слишком демонизировано-унифицировано. С изображением кочевников в кино экс-СССР вечная беда. То их показывают неандертальцами каменного века, то наоборот идеальными солдатами в одинаковой форме, сбруе и масках. Тем же, еще в большей степени, страдала и «Сторожевая застава» (там «героями» были половцы). А истина, как на меня, как всегда посредине.

Сделана лента в меру эпично, без особых массовых сражений, но с ощущением их наличия где-то совсем рядышком. Картинка быта Древней Руси и монгольского стана нарочито лубочная, яркая, комиксная, чрезмерно контрастная. Но это «не бага а фича», по словам создателей фильма «визуальные эффекты делались «сказочными», чтобы подчеркнуть то, что события ленты — легенда». А вот картины природы смотрятся «на ура». Золотая осень, панорамы лесов, матушка-зима с ее метелями, замерзшие стрелы водопада. Все на уровне.

К «боевке» претензий почти нет. При том, что масштабных сражений у нас отсутствуют, максимум по паре-тройке десятков народу с каждой стороны за раз, эти локальные стычки поставлены с душой. Хватает, конечно, цирковой акробатики и явно постановочных трюков, плюс на броню противника чаще всего никто не обращает внимания, будто она бумажная, но смотрятся эти стычки живо и увлекательно.

Главный герой в исполнении Ильи Малакова в меру прост, слегка пришиблен и мало разговорчив. Отторжения не вызывает. Плюс тема с амнезией, точнее потерей кратковременной памяти, добавляет интереса и сопереживания. Похоже, для этого она и вводилась.

В общем, гораздо лучше, чем ожидалось после снобистских комментариев части переборчивых зрителей.

Эрго. Вменяемая псевдоисторическая мифологическая зарисовка, о псевдоисторическом мифологическом персонаже. Да, с комиксной картинкой и включением сказочных элементов. И что? «Легенда» ж. Разве что монголы опять чудные. Вполне достойно просмотра, что называется скромненько, но со вкусом.

Режиссер: Иван Шурховецкий

В ролях: Илья Малаков, Полина Чернышова, Алексей Серебряков, Александр Ильин мл., Игорь Савочкин, Тимофей Трибунцев, Александр Цой, Юлия Хлынина, Андрей Бурковский, Виктор Проскурин





1760
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение16 марта 2018 г. 11:40
Нормальный такой боевичок. Но театральности очень уж много. Массовка вся краааааасивая не могу прям, чистенькая прилизанная в новёхонькой одежде с яркими цветами. Постройки все — бросающийся в глаза новодел (в смысле что никаких попыток реалистичными их сделать — аккуратные все до предела). Обмундирование, количество железа у монгол большие вопросы вызывают. Монголо-татары вообще на половину японцами выглядят, из театра кабуку. И исторически верные мелочи (столешница на спинах живых людей) не спасают.
В общем, фильм никаким местом не исторический. Просто неплохой боевичок. Местами даже драматичный.


Ссылка на сообщение16 марта 2018 г. 11:45
Спасибо за рецензию! :beer:
С большинством тезисов — полностью согласен.
Но вот чего не хватило лично мне — так это хотя бы одного сражения, как на картинке рекламной: чтобы монголы на косматых лошадях неслись на Коловрата, а он вот так, один в поле — воин, да с двумя мечами...
Это было бы — , но, видимо, не хватило финансов.
А ещё Каркун хорош... :-)))


Ссылка на сообщение16 марта 2018 г. 12:28
Спасибо за рецензию. Нормальный фильм. Лобанов супер!


Ссылка на сообщение16 марта 2018 г. 12:33
Спасибо за рецензию.
А меня как в первой сцене ужаснула актёрская игра и монголы-ниндзя, так это впечатление на весь фильм и перекинулось. Снято неплохо. Но по сюжету и игре актёров — плохо, сценарные натяжки просто глаза резали.


Ссылка на сообщение16 марта 2018 г. 12:42
Вы так пишете «фэнтези» как будто это что-то плохое :-)
Фильм нормальный.


Ссылка на сообщение16 марта 2018 г. 13:52
Не зря говорят, что любят на Руси убогих и болезных. Иван Шурховецкий, прежде чем взяться за Евпатия нашего Коловрата, успел сляпать несколько очень слабых, но душещипательных фильмов-сказок на тему Великой Отечественной войны (Туман», «Туман-2», «Спутники», «Последний бой»). В «Коловрате» используется тот же незамысловатый набор дешевых приемов для привлечения малограмотных зрителей. Погодите, этот титан российского кино еще снимет свои шедевры и про Ивана Грозного, и про Петра I!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 марта 2018 г. 14:00
Уж лучше так, чем суровый «историзм» «Викинга» и грязный Данила Козловский.
У фильмов, подобных «Коловрату» есть одно хорошее качество — эти красивые сказки могут увлечь человека историей. ;-) А после поделок типа «Викинга» или «Скифа» и не захочешь интересоваться историей своей страны, раз там сплошняком была такая грязь и кровь...
 


Ссылка на сообщение16 марта 2018 г. 14:36
Для того, чтобы увлечься этим периодом истории, есть, например, пенталогия о Чингисхане от Конна Иггульдена. После неё новый сериал «Золотая орда», который сейчас идёт по тв, я смотреть не могу. Документалка по Чингисхану у меня тоже есть.
 


Ссылка на сообщение16 марта 2018 г. 14:39
Я с Вами ни в коем случае не спорю, к тому же ещё есть «Жестокий век» Калашникова и широко популярный Владимир Ян. Но разве это плохо, если десяток человек заинтересуются, начнут что-то читать и поймут, что всё было на самом деле не так, как в фильме? 8-)
P.S. «Золотую Орду» тоже не смог смотреть.
 


Ссылка на сообщение16 марта 2018 г. 14:41
Я тоже не спорю, но считаю, что начинать нужно все же, с чего-то более качественного, чем подобные фильмы.
 


Ссылка на сообщение16 марта 2018 г. 14:48
Так мы с Вами, насколько понимаю, и начали! :beer:
А это — для подрастающего поколения. У которых в школьной программе уже нет «монголо-татарского ига», а есть — «период временной зависимости русских княжеств от Золотой Орды» ;-)
Поэтому и татар в фильме называют «ордынцами» :-)))
 


Ссылка на сообщение16 марта 2018 г. 16:41
То, что у Чингисхана и его детей были жены-татарки — известный факт, но татарами монголов называли от слова tartar — то есть ад. Но кому это теперь интересно?))
 


Ссылка на сообщение16 марта 2018 г. 16:46
Вдаваться в этимологию здесь неуместно, я лишь о том, что никто на Руси XIII века «ордынцами» их не называл. С этим согласны? :beer:
 


Ссылка на сообщение16 марта 2018 г. 18:26

цитата Seidhe

С этим согласны?
Безусловно.
 


Ссылка на сообщение16 марта 2018 г. 18:15
А пытались? Я о «Золотой Орде». Лично у меня по прочтении синопсиса возникло ощущение, что сей сериал создавался как наш ответ турецкому «Золотому веку».
 


Ссылка на сообщение16 марта 2018 г. 18:22
Пытался. Минут на 20 меня хватило. Как-то «бюджетно» всё очень, ну и «про любовь» мне не очень интересно. Про интриги и войну — посмотрел бы, а это... 8:-0
Просто, видимо, не вхожу в целевую аудиторию :-)))
 


Ссылка на сообщение16 марта 2018 г. 18:29

цитата newcomer

А пытались?
Да. И если бы в тот момент я как раз не читал Конна Иггульдена, то смотрел бы сериал с целью именно заинтересоваться эпохой Чингисхана и его потомков. Книга опередила.


Ссылка на сообщение16 марта 2018 г. 15:03
посмотрел фильм с большим удовольствием!хорошее патриотическое кино!!


Ссылка на сообщение16 марта 2018 г. 15:16

цитата imra

Картинка быта Древней Руси и монгольского стана нарочито лубочная, яркая, комиксная, чрезмерно контрастная. Но это «не бага а фича», по словам создателей фильма «визуальные эффекты делались «сказочными», чтобы подчеркнуть то, что события ленты — легенда».

Вот кстати да — древнерусский город по прибытия монголов — чистый водевиль :-)


Ссылка на сообщение16 марта 2018 г. 18:12
Доставило присутствие диверсионного отряда ордынцев (причем они так прямым текстом и называются за пару десятков лет до создания собственно Орды) в Рязанском княжестве в то время, когда монголы должны были быть на Калке, то есть в половецких степях. Но вне конкуренции — проведение главным героем, инструктором по рукопашному бою, занятия по шпаргалке. Живо вспоминаются собственные преподавательские годы. А так да, фильм вполне годный для того, чтобы не без удовольствия посмотреть и с легким сердцем забыть.


Ссылка на сообщение16 марта 2018 г. 23:22

цитата

осада Рязани есть? Есть

Что-то не припомню я там никакой осады. Всадники с лентами и сразу же горящий город и это «русская Троя», которая держалась целых пять дней? ИМХО фильм глупый даже если относится к нему, как к легенде. Идиотская амнезия, о которой (ЗА СТОЛЬКО ЛЕТ) почти никто не знает, побег из лагеря Батыя, отрава в проруби и прочий бред. Хотя некто Рустам Мосафир (режиссер недавнего «Скифа») сейчас своего «Коловрата» ваяет, аж в двух частях, но там судя про промо всё ещё хуже будет.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 марта 2018 г. 02:13
Это который про остатки языческих сект и прочее такое? Который какого-то там гранта от Фонда кино не дождался, да? Любопытно было бы глянуть, но сомневаюсь, что всё-таки доделают.
 


Ссылка на сообщение17 марта 2018 г. 10:58
Да, он. Причем судьба фильма заранее очевидна. Рустам и продюсеры никак не могут понять, что единственный запрос, который сейчас есть у нашего зрителя — сказочность и условность с позитивным настроем. Натуралистичные убийства и отрубленные головы? Да ведро нужно надеть, чтобы их не видеть. Кровь и войны сейчас повсюду в fullHD, люди идут в кино, чтобы отвлечься и увидеть что-то (ЧТО УГОДНО) другое.
 


Ссылка на сообщение17 марта 2018 г. 11:29
Честно говоря, вижу всё это немного по-другому. Проблема фильмов типа «Викинга» и «Скифа» — позиционирование их как исторических фильмов. Я понимаю, что массовому зрителю можно втюхать что угодно, но даже люди ОЧЕНЬ слабо разбирающиеся в истории плюются от Киева, который в 10 веке представляет собой рыбацкую деревню («Викинг»), или от каких-то странных мужиков с золотой фольгой на лице («Скиф»). И хочется им даже не «сказочности с условно позитивным настроем», а в первую очередь — зрелищности. Типа как американский «Гладиатор» или более поздний «Робин Гуд» — любому понятно, что историчностью и не пахнет, но красиво ведь? А у наших получается либо лубок («Золотая Орда»), либо — смакование темы кровь/грязь/кишки, причём бессмысленное и беспощадное.
Поэтому я с куда большим удовольствием смотрю «Последнего богатыря» и «Коловрата», чем упомянутые ленты. Они не на что не претендуют — вот в чём дело. ;-)
 


Ссылка на сообщение17 марта 2018 г. 11:54
Так тут нет противоречия. Зритель устал от «мяса». Нолан это учуял и снял фильм о войне почти полностью противоположный «Райану» или даже недавнему Гибсону и ведь угадал. Выйди «Гладиатор» СЕЙЧАС не думаю, что его ждал бы тот же успех. Кравчуку простили бы псевдоисторизм, но не вместе с грязь/кровь/блевотой. Тем более, как говорил Герман старший, Париж времен Д'Артаньяна не многим отличался от его Арканара, но кто бы стал ТАКОЕ смотреть.
 


Ссылка на сообщение17 марта 2018 г. 11:59
Не споря с остальным, всё же отмечу, что для меня фильм Германа — за гранью добра и зла. Желающих ЭТО смотреть, как я понимаю, предостаточно, но я не нахожусь в их числе...
 


Ссылка на сообщение17 марта 2018 г. 17:24
Если зритель устал от мяса, почему так популярен сериал «Викинги» и «Игра Престолов»? Если из-за героев, тогда зрителю всё равно, что вокруг них, грязь/кровь/кишки или чистота и покой.
Что до Нолана, он всегда снимал психологические фильмы.
 


Ссылка на сообщение17 марта 2018 г. 18:05
А где они http://fantlab.ru/foru... «Викинги», «Игра престолов», не к ночи будет сказано «Ходячие мертвецы»? Понятно, что это не совсем объективная оценка их популярности, но всё же где?
 


Ссылка на сообщение17 марта 2018 г. 22:18
:-D Всё верно — это не совсем объективная оценка. Когда такие сериалы начнут отменять из-за низких рейтингов, тогда спрашивайте.
 


Ссылка на сообщение17 марта 2018 г. 17:17

цитата Seidhe

Проблема фильмов типа «Викинга» и «Скифа» — позиционирование их как исторических фильмов. Я понимаю, что массовому зрителю можно втюхать что угодно, но даже люди ОЧЕНЬ слабо разбирающиеся в истории плюются от Киева, который в 10 веке представляет собой рыбацкую деревню («Викинг»), или от каких-то странных мужиков с золотой фольгой на лице («Скиф»).

Разве скиф позиционировал себя, как исторический фильм?
Разве люди слабо разбирающиеся в истории (необразованные) не плюются от всего, что им не нравится?

Не буду говорить за массового зрителя, но мне «Скиф» очень понравился, хотя после «Викинга», «Последнего богатыря» и «Коловрата», не ждал уже ничего хорошего.
Страницы: 12

⇑ Наверх