Аннигиляция Прогулка по


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Igor_k» > "Аннигиляция": Прогулка по краю света
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Аннигиляция»: Прогулка по краю света

Статья написана 19 марта 2018 г. 22:13

В белой комнате со стеклянными дверями, за которыми стоят молчаливые люди, на стуле сидит отстраненная женщина средних лет, вопросы ей задает некий мужчина в костюме биозащиты. Вопросы касаются экспедиции, в которой женщина недавно участвовала. Допрос прерывается кадрами падения чего-то сверкающего из космоса. Таинственный метеорит падает на безлюдном побережье к подножью маяка. И нам тут же показывают ту самую женщину из комнаты со стеклянными дверями, она читает лекцию про раковые клетки. Уже скоро мы узнаем, что у нее год назад пропал муж. Он служит в армии, отправился на очередное секретное задание, с которого и не вернулся. Жена ходила по всем инстанциям, делала бесконечные запросы, но так ничего и не добилась. И вот в один прекрасный день муж просто заявился домой. На вопросы не отвечает, потерянно выглядит, даже не понимает, как зашел в дом, первое, что помнит, это то, что стоит в дверях спальни. Неожиданно он сообщает, что ему стало плохо, кровь изо рта, скорая везет его с женой по ночным дорогам. С неба спускаются вертолеты, какие-то машины блокируют скорую. И вот уже мужа куда-то увозят на каталке, а жена лишается чувств. Все это многозначительно, зловеще и символично. У нас тут не какой-нибудь очередной комиксный боевичок, у нас тут философский триллер с аллюзиями на Лема и Стругацких, хотя более верно было бы сказать – с аллюзиями на Тарковского, так как режиссер явно вдохновлялся его «Солярисом» и «Сталкером». Последнее, правда, уже давно не выглядит достижением, кто только на данный момент не вдохновлялся Тарковским, что у нас, что за рубежом.

Новый фильм Алекса Гарленда – он же экранизация одноименного небанального и странного романа Джеффа Вандермеера (открывает трилогию «Зона Икс», собрал несколько важных наград – «Небьюла», «Премия Ширли Джексон») – ждали именно как альтернативу комиксным боевичкам. Во-первых, необычный первоисточник: книга сложная и нарочито символистская вызвала когда-то громкие дискуссии, одним она очень понравилась, другие приняли ее в штыки, назвали претенциозной глупостью и сетовали, что автор ничего так и не объяснил. Можно смело сказать, что «Аннигиляция» из категории неэкранизируемых текстов. Тем интересней было посмотреть, что с ней сделает Гарленд, у которого после «Из машины» в рядах любителей кинофантастики возник свой кружок фанатов. Во-вторых, в фильм зазвали хороших актеров: Натали Портман, Дженнифер Джейсон Ли, Оскара Айзека. В-третьих, бюджет на фильм выделили достаточно солидный – 40 миллионов. Такой бюджет позволяет сделать красивое кино, но при этом режиссеру все равно придется быть изобретательным, тут только за счет спецэффектов выехать не получится. В-четвертых, пошли слухи, что компания «Paramount» сомневается в коммерческом успехе ленты и считает ее слишком умной для массового зрителя. Все это не могло не подогревать интерес тех, кто в теме. И что же мы получили?

Сперва мы получили скандал в продюсерских кругах, который привел к тому, что «Аннигиляция» была перекуплена вездесущим «Netflix». Фильм вышел на стрим-сервесе всего через 17 дней после начала проката в США, что сразу же поставило крест на широком прокате в других странах. Гарленд остался этим решением недоволен (и его можно понять), так как он снимал «Аннигиляцию», рассчитывая на большой экран. И последнее, кстати, видно: на маленьком экране некоторые детали трудно различимы. Все эти сложности странным образом рифмуются с судьбой «Зоны Икс» на российском издательском рынке. «Эксмо» в 2015-ом году выпустило в откровенно неподходящей серии первые две книги. Из-за того, что они плохо продавались, третий роман официально вышел только в электронной версии. В связи с премьерой фильма начали переиздание, вроде бы теперь и третья книжка появится на бумаге. Но кто его знает, радоваться будем, когда в руках подержим.

Если вы уже читали книгу, то перед просмотром про нее стоит сразу же забыть. Режиссер (он же и сценарист, что не удивительно, так как Гарленд начинал как писатель) взял из романа Вандермеера только общую канву. Странное место – Зона Икс. Туда периодически отправляются небольшие отряды. Назад мало кто возвращается. И вот она – очередная экспедиция. На этот раз – одни женщины. Состав экспедиции несколько отличается от описанного в книге. На этом общее заканчивается. Даже основная идея фильма отличается от основной идеи книги. Если Вандермеер вроде бы пишет о столкновении с нечеловеческим ужасом, о тонкой грани между природой и цивилизацией, то фильм Гарленда прежде всего про контакт с инопланетным разумом (разумом ли?) и про то, что он принципиально невозможен. Пожалуй, единственное, что все-таки объединяет в данном случае литературу и кинематограф, – это общая атмосфера происходящего, то, что остается в тексте между строк, а в кино прячется за солнечным лучом. А атмосфера в фильме гипнотизирующая, все эти развалины, свет, словно пропущенный через призму, заросли, болота, причудливые лишайники, странные звери. Ощущение запустения только подчеркивается ненавязчивой музыкой. Героини бредут по этому безлюдному клочку земли, и гибель некоторых из них не кажется чем-то страшным, ведь в девственной природе смерть – неотъемлемая часть жизни, без нее жизнь-то принципиально невозможна.

Из положительных моментов можно перечислить следующие. Во-первых, уже упоминаемая атмосфера. Превосходно. Во-вторых, то, что происходящему дано некоторое объяснение. Да, оно банальное, но зритель точно обманутым не уйдет. В-третьих, Гарленд не пересиропил с философствованием. Герои не произносят пафосные и многозначительные монологи. Они просто исследуют феномен и самих себя в рамках этого феномена. Тут вам не упоминаемый уже «Сталкер» Тарковского и не «Фонтан» Аронофски. И слава Богу.

Но есть и отрицательные моменты. Во-первых, логика происходящего характерна не для научно-фантастического фильма, которым пытается быть «Аннигиляция», а для дешевого ужастика, где героев убивают одного за другим. Во-вторых, актерская игра. Понятно, что режиссер хотел соблюсти сдержанную манеру, но это вышло боком. Все актеры в кадре столь неэмоциональны, столь приморожены, что напоминают кукол каких-то. Зачем было звать превосходных актеров, чтобы они ходили в кадре с отсутствующим выражением лица? Ни одному герою (точнее – героини) сопереживать невозможно. И в этом ключе даже финальная мелодраматическая линия выглядит блекло и неинтересно.

Понятно, что те зрители, которым не понравилась книга, говорят, что фильм лучше. Просто в нем нет недосказанности. Но книжная недосказанность не была минусом, если уж садишься читать тексты авторов движения «новые странные», надо быть готовым, что там общее впечатление важнее логических объяснений. Фильм не лучше и не хуже (давайте признаем, что сложно представить аутентичную экранизацию книги Вандермеера), он – другой. И очень уж неоднозначный вышел. Возможно, через пару лет он станет культовым. А лет через двадцать какой-нибудь умелец сделает ремейк, который, конечно же, провалится в прокате и вызовет бурные обсуждения в том, во что превратится Интернет.





2323
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение19 марта 2018 г. 22:33
Спасибо за обзор!
Название фильма несколько раз уже попадалось в поле зрения. Как раз думал что-нибудь узнать о фильме...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 марта 2018 г. 22:42
Вам спасибо, что прочитали мой обзор)
 


Ссылка на сообщение19 марта 2018 г. 22:49
С книгой не знаком (хотя небольшой интерес после вашей рецензии появился). Но я понял, что фильм необходимо все таки посмотреть. Пусть даже недоволен останусь. А может и доволен. Не знаю. Спортсменам говорят: важно не побеждать, а участвовать. Ну а зрителям в таком случае — важно болеть, за жанр. )))
 


Ссылка на сообщение19 марта 2018 г. 22:56
Я когда-то написал на книгу достаточно пространный отзыв, она мне очень понравилась. Но тут такое дело: на вкус и цвет, я в случае с этой книгой воздерживаюсь от рекомендаций, учитывая, что она все-таки специфична.


Ссылка на сообщение19 марта 2018 г. 22:56
Трилогия Вандермиера один из ярых симптомов мировоззренческой деградации НФ. Писаки этого направления отправляя взор к небу видят не звезды а огромное посиневшее пузо Кхтулу. >:-|
Даже прекрасная Портман не может спасти екранизацию того изделия.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 марта 2018 г. 22:59
Наверное, Лем это пузо тоже видел)


Ссылка на сообщение20 марта 2018 г. 09:16

цитата Igor_k

Понятно, что режиссер хотел соблюсти сдержанную манеру, но это вышло боком. Все актеры в кадре столь неэмоциональны, столь приморожены, что напоминают кукол каких-то. Зачем было звать превосходных актеров, чтобы они ходили в кадре с отсутствующим выражением лица? Ни одному герою (точнее – героини) сопереживать невозможно.

А мне наоборот это показалось отличной режиссерской находкой. В противном случае фильм превратился бы в банальный ужастик, пускай и со смыслом.
Ну и отдельно хотелось бы отметить работу оператора и художника-постановщика — отличные кадры, шикарные панорамы, пейзажи, краски...очень «вкусная», насыщенная, красивая картинка «Зоны икс», отлично контрастирующая с серостью мира за пределами. Визуальная составляющая, на мой взгляд, просто великолепна.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 марта 2018 г. 10:21
По поводу картинки полностью с вами согласен)


Ссылка на сообщение20 марта 2018 г. 20:33
Все хорошо написано, можно согласиться с общей оценкой, но вот это «фильм Гарленда прежде всего про контакт с инопланетным разумом»...
Вы правда так думаете? А как же переживания героини о своем грехе измене мужу, ее «самоедство», желании все изменить, исправить. Инопланетяне (если они вообще есть в этом фильме) стоят далеко на заднем плане.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 марта 2018 г. 23:38
«Прежде всего» не означает «только про». На мой взгляд, линия контакта основная, а линия взаимоотношений боковая, второстепенная, она нужна во многом для мотивации героини, чтобы она поперлась в Зону Икс, иначе не пошла бы. Я все-таки против полного раскрытия сюжета в рецензиях, рецензия должна дать общее впечатление. Вот если бы это была статья про структуру фильма с подробным анализом и т.д., тогда я и про линию с мужем написал бы.
А то можно дойти до того, чтобы интерпретировать фильм Гарленда как высказывание на тему распада семьи)
 


Ссылка на сообщение21 марта 2018 г. 00:33
При всем уважении, но Вашу рецензию нельзя читать человеку, который еще не видел сам фильм, уж очень много спойлеров :-)
А разгадка сюжета в названии — Аннигиляция (полное уничтожение), в том числе самоуничтожение всего живого, человека (личности), о чем часто говорит героиня. Хотя, конечно, фильм многослоен и многозначителен.
 


Ссылка на сообщение21 марта 2018 г. 00:46
Если прямым спойлером назвать пересказ зачина фильма, примерно первые пятнадцать минут, то спойлеры есть. Но как говорить о фильме, книге, любом сюжетном произведении, если хотя бы пунктирно не обозначить его сюжет? Рецензия — не отзыв, она не может базироваться исключительно на характеристике «понравилось — не понравилось», «хорошо сделано — плохо сделано». Я постарался минимилизировать спойлеры.
И, кстати, мне не кажется, что фильм вышел больно многослойным. Хотя можно, например, помедетировать на стакан, из которого пьёт муж героини, и на стакан, из которого пьёт в финале сама героиня ☺
 


Ссылка на сообщение21 марта 2018 г. 12:18
Самым первым был стакан, сквозь который мы видим их соприкоснувшиеся руки (я ещё подумала — режиссерская находка)). Тэсэзэть, через призму отношений следует рассматривать дальнейшее и т.д.
 


Ссылка на сообщение21 марта 2018 г. 13:34
Но ведь это не единственный способ рассмотрения)
 


Ссылка на сообщение21 марта 2018 г. 14:25
Как мотивация выживания героини (или, если хотите, универсальная мотивация для отказа от саморазрушения). Хотя у него была та же мотивация
Ну, тут уж у кого какие ассоциации сложатся.
 


Ссылка на сообщение21 марта 2018 г. 15:51
Но у него в стакане кровь, а у неё в стакане чистая вода.
 


Ссылка на сообщение21 марта 2018 г. 17:56
Да. Все стаканы укладываются в посыл 8-)


Ссылка на сообщение21 марта 2018 г. 07:33
Спасибо! Хорошая рецензия! Книгу не читал, кино не смотрел, но никаких спойлеров не обнаружил. Равно как до сих пор не понял — стоит ли смотреть и читать. Уважаю Гарленда-писателя и кинодраматурга. 28 дней спустя и Пекло весьма нравятся, периодически пересматриваю.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 марта 2018 г. 11:59
Спасибо, что прочитали и откомментировали. Автору приятно)


Ссылка на сообщение21 марта 2018 г. 09:30
Очень красивый фильм. Но не по книге. И возможно, это к лучшему. Поэтому он яснее, поэтому короче.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 марта 2018 г. 11:58
Как говорится, по мотивам книги. И даже мотивы исказили.


Ссылка на сообщение21 марта 2018 г. 23:58
В космическом масштабе наше сознание настолько мелко и узко,что мы не в состоянии узреть полную картину явлений и законов Вселенной,мы только прикоснусь к этому,и только боязно пытаемся хоть что то понять, создать хоть какое то представление об окружающем нас мире,но и эта «теория всего»,даже если мы и создадим её,то и она будет «теорией всего» в нашем,узком понимании этого термина. Должен произойти качественный скачок,полная трансформация или аннигиляция нашего сознания,чтобы всё понять.
Главные герои фильма,как мелкие букашки,на коих обратил внимание обычный человек (просто Бог!)),и от этого контакта, внимания мы (букашки) в ужасе погибаем,либо сходим с ума,либо,если удается, убегаем со всех ног,и когда прибегаем к своим и нас спрашивают,- шо то було? мы лишь можем шевелить усами, — та тотакэ,хз,якась хуйня))


Ссылка на сообщение23 марта 2018 г. 08:41
Еще из позитивного очеться отметить изумительное цветовое решение и саунд.


Ссылка на сообщение23 марта 2018 г. 11:49
Безусловно, Аннигиляция — это не люди Икс, не человеки-пауки, железные мстители, «защитники» и прочие герои комиксов и их подражаний. Любую попытку снять добротную фантастику стоит приветствовать. Тут можно и спорить, и восхищаться, и критиковать. Это не «жвачка для глаз», это больше похоже на кино.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 марта 2018 г. 14:50
В некотором смысле именно «жвачка для глаз», но другая. И очень красивая, надо сказать)
 


Ссылка на сообщение23 марта 2018 г. 14:58
Поэтому-то и можно обсуждать.


Ссылка на сообщение1 апреля 2018 г. 18:27
Спасибо за наводку!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 апреля 2018 г. 20:56
Мне было бы интересно почитать вашу рецензию на этот фильм.
 


Ссылка на сообщение5 апреля 2018 г. 17:55
Igor_k
Гм. Не обещаю выдать, но попробую. Не могу сказать про себя, что «пишется само собой».
 


Ссылка на сообщение5 апреля 2018 г. 22:13
Мало у кого «пишется само собой». И мало кто пишет рецензии на все, что читает и смотрит.
 


Ссылка на сообщение9 апреля 2018 г. 15:46
Igor_k
Согласен, хотя слухи ходят разные.
Фильм пока ещё не посмотрели, но уже скачали.


⇑ Наверх