ЛитераТула


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Комиксы и Графические романы» > ЛитераТула 2018
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

ЛитераТула 2018

Статья написана 17 мая 2018 г. 09:07

С 11 по 13 мая в городе-герое Туле в третий раз прошёл фестиваль детской книги ЛитераТула. И уже в третий раз в рамках этого фестиваля была предусмотрена обширная и интересная комикс-программа, которая в этом году проводилась в творческом индустриальном кластере «Октава».




Первый день фестиваля начался с лекции издателя, переводчика и видеоблогера Руслана Хубиева «Почему не стоит быть коллекционером комиксов». В лекции Руслан предупредил, что если вы решите стать коллекционером комиксов, то вам придется распрощаться не только с деньгами, но и со сном. Основная часть лекции была посвящена разным типам коллекционирования: во-первых, это вариантные обложки (не только выпущенные к определенным мероприятиям или заказанные магазинами, но в том числе и так называемые инициативы, например Hip-Hop Covers — обложки комиксов приуроченные и сделанные в виде оммажей к различным хип-хоп альбомам, 3D обложки и так далее). Во-вторых, часто объектом коллекционирования становятся старые комиксы. В этом блоке Руслан подробно остановился на сервисе оценки состояния комиксов, в большей степени синглов, Certified Collectibles Group. Третий тип коллекционирования — сборники, как в мягкой, так и в твёрдой обложке, в том числе омнибусы и абсолюты. Рассказал Руслан и о факторах, влияющих на цену комиксов: затраты на издание, дистрибуция, тираж, формат, бонусы (скетчи, автографы), реакция СМИ и влияние медийного потока.




Вторым мероприятием стала лекция художника и автора комиксов Евгения Яковлева «История моего фриланса», в которой он подробно и интересно рассказал о многих своих проектах: комиксе о музыкальном продюсере Барри Полюбасове для самых первых журналов BUBBLE ещё до Инока, Бесобоя и других известных сейчас героев (о Барри в итоге вышло три истории). Далее Евгений показал рисунки с героями серий BUBBLE к определенным событиям: 10 000 подписчиков в группе, праздники 8 марта и 23 февраля, небольшие шуточные стрипы про героев вселенной BUBBLE, рисунки для благотворительных раскрасок BUBBLE, концепты к играм и приложениям, схемы для кубоголовых фигурок героев BUBBLE из бумаги, вариантные обложки для некоторых комиксов, рассказал о проектах МультНьюс и «Деловые новости со Шмыгом», «Космический хомяк Зигги» и «Крутиксы».




Последним событием первого дня фестиваля стала презентация комикса Юлии Никитиной «Полуночная земля». В своём выступлении Юлия рассказала о своих работах, как уже давно изданных, так и о последних, например книге Яльмара Бергмана «Сказки о троллях и эльфах», куда вошли многочисленные иллюстрации Юлии, и комиксе «Тихие голоса». Очень интересно было узнать о структуре автобиографического комикса «Полуночная земля», где каждая из частей затрагивает все больший и больший круг лиц, увидеть фотографии реальных мест, о которых рассказывается в комиксе, послушать о творческом пути и сложностях, с которыми столкнулся автор.




Второй день был самым насыщенным на события и мероприятия, помимо лекций и презентаций были проведены мастер-классы Евгения Яковлева и Кати Чинаски, на которых я, к сожалению, не присутствовала. Для меня программа началась с лекции администраторов сообщества «Old Komix (Golden Age — Silver Age — Bronze Age)» и переводчиков Алексея Волкова и Кирилла Кутузова «Флетчер Хэнкс — Супер Волшебник», в которой нам рассказали о жизни и творчестве Флетчера Хэнкса, комиксы которого выходили всего лишь три года с 1939-1941. Флэтчер Хэнкс вошёл в историю индустрии комиксов как странный, загадочный и ненормальный автор, он был создателем таких героев как Супер Волшебник Стардаст (Super Wizard Stardust), мистическая женщина из джунглей Фантома (Mystery woman of the jungle Fantomah), Большой Красный Маклейн (Big Red McLane, King of the Northwood), Базз Крандал из Космического Патруля (Buzz Crandall of the Space Partrol), Космический Смит (Space Smith), Табу — волшебник из джунглей (Tabu, Wizard of the jungle). На фотографиях вы можете заметить, что некоторые из комиксов подписаны другими именами, но все это — Флетчер Хэнкс. Все эти комиксы отличались диковатыми и нелогичными сюжетами, а также странными героями, обладающими огромным количеством супер способностей, многие из которых применялись лишь один раз. Также лекторы рассказали и продемонстрировали на экране некоторые отсылки из этих комиксов к классическим произведениям искусства.




Вторым мероприятием была лекция издателя и автора комиксов и детских книг Виталия Терлецкого «Как писать детские книги и взрослые комиксы». Виталий рассказал о своих уже изданных детских книгах «Король Собака», «Король Собака и Император Собака» и «Десять лун», а также о комиксах, где он выступал автором сценария и художником. Виталий поделился значимыми для него детскими (А. Милн «Винни-Пух», К.С. Льюис «Хроники Нарнии», Д. Барри «Питер Пэн и Венди», «Великанья изба, колбасная крыша», Д.К. Роулинг цикл о Гарри Поттере) и подростковыми книгами (Я. Корчак «Кайтусь-чародей», Д. Биссет «Путешествие дядюшки Тик-Так», Л. Леонид «Ну кто не любит похрустеть засахаренной килькой?!», Д. Буццати «Невероятное нашествие медведей на Сицилию», А. Мошони «Сказки из Будапешта», И. Зиедонис «Сказки»), своей первой сказочной истории «Сказки о Стивене, наёмном толкальщике облаков», дал несколько советов тем, кто планирует заниматься созданием детской книги: набрать базу, определиться с видом книги (в стихах, с иллюстрациями, книги для самых маленьких и так далее). Также Виталий прочитал лимерики собственного сочинения про Рыцаря-Медведя, показал первоначальные иллюстрации для книги «Король Собака». Во второй части лекции Виталий рассказал о своих комиксах, в том числе о легендарном Романе — победителе ласточек, где главный принцип — тратить на рисование страницы столько же времени, сколько понадобится потом на её прочтение.




Далее прошла лекция переводчика с французского языка и исследователя франко-бельгийских комиксов Михаила Хачатурова «Ариоль, сын Астерикса», в которой Михаил, работающий над обеими сериями, рассказал, почему Ариоля можно смело назвать сыном Астерикса. Первое формальное сходство — у каждой серии два автора (сценарист и художник), что не было естественным и обычным для того времени, тогда были больше распространены авторские серии, например, «Тинтин» Эрже. Также Михаил подчеркнул, что у всех четырёх авторов это не единственные серии, и в других сериях комиксов каждый из них выступал и сценаристом, и художником. Второе сходство — в центре каждой серии два главных героя, два друга: Астерикс-Обеликс и Ариоль-Романо. Причём, главный герой и там, и там маленький, щупленький, смекалистый, а его друг не всегда положительный, все время что-то совершает, что потом приходится долго исправлять главному герою. Более глубинные черты: и для Астерикса, и для Ариоля большую роль играет среда, в которой развиваются события книг. Следующая общая черта — отношение авторов к выбору имён собственных в обоих сериях. Следующая общая черта — то, как менялись герои на протяжении всей серии: с одной стороны, внешне герои изменились (например, то как изменился Ариоль, можно увидеть на одном из фото ниже), но с другой стороны, на протяжении серий герои не стареют. Ещё одно сходство — уровень качества комиксов со временем не падает. Но главное заключается в том, что обе серии — это книги для семейного чтения, которые будут с удовольствием читать люди разного возраста, где каждый найдёт что-то для себя.




Последним событием второго дня стала лекция Владимира Морозова (издательство Zangavar) и Максима Чумина (издательство Parallel Comics) «По ту сторону воображения: великий художник комиксов Мёбиус и его фантастические миры». Владимир Морозов рассказал о комиксе Мёбиуса «Герметический гараж», вышедшем в 2016 году в издательстве Zangavar: об истории создания этого комикса и о некоторых отсылках и интересных деталях, которые можно найти на страницах «Герметического гаража» (например, на его страницы «заглянули» Капитан Америка, Тинтин и принцесса Лея). Далее Максим Чумин представил сборник «Жизнь и Смерть Серебряного Сёрфера», один из комиксов которого — «Притча» — написал Стэн Ли, а нарисовал Мёбиус. Сборник вышел в обычном и лимитированном издании. После лекции состоялся премьерный показ документального фильма «В поисках Мёбиуса».




Последний день фестиваля начался с лекции Владимира Морозова о комиксе Серджо Топпи «Шараз-де», который вышел в издательстве Zangavar в 2015 году, но не так давно получил допечатку. Владимир рассказал о жизненном пути Серджо Топпи, показал его наброски для комикса «Шараз-де», обложки иностранных изданий и назвал страны, в которых комикс издали. Также Владимир рассказал и о сюжете комикса, который, напомню, основан на цикле сказок «1000 и 1 ночь», но уточнил, что только один комикс имеет реальный аналог среди сказок этого цикла, а имена героев были изменены. Приятно было услышать в конце лекции, что издательство планирует выпустить и другие графические работы Серджо Топпи.




Параллельно лекции Владимира Морозова Юлия Никитина провела мастер-класс «Операторская работа в комиксе».




Далее Виктор Меламед прочитал лекцию «Графика как поэзия», в которой взглянул на рисунок под необычным углом — с точки зрения поэзии. Виктор рассказал о том, что роднит графику и поэзию (малый объем, узнаваемость, запоминаемость, рифма, иносказание, парцеляция, остранение — это не опечатка!) и привёл примеры работ различных отечественных и зарубежных художников.




Последним мероприятием комикс-клуба стала лекция автора и художника комиксов Евгения Киямова «Как я делаю комиксы». В ней Евгений рассказал о работе над комиксами «Круты Пацан & Невероятные приключения на фестивале фудтраков» и «Ирвинг. Злой волшебник», а также дал множество советов начинающим авторам: откуда брать идеи и сюжеты? — Отовсюду, очень важно всё записывать и фиксировать все идеи, не надо бояться экспериментировать, также необходимо иметь хороший бэкграунд в виде прочитанных комиксов и историй. В сюжете надо начинать с общего и не усложнять лишний раз, должна быть проблема или вопрос, которые герой будет решать в комиксе, а ещё можно придумать концовку и вести к ней. Что касается воплощения комикса на бумаге — не знаешь как начать? — Начни с общего кадра или, наоборот, с какой-то мелкой детали. Помни, что всё приходит с опытом, поэтому главное делать, делать и делать. В конце лекции Евгений рассказал о планах поработать в жанре фэнтези, где он хочет свести двух совершенно разных героев: волшебника Ирвинга и женщину-варвара.




Уже не в рамках комикс-клуба я посмотрела на мастер-класс Светланы Сивириной (издательство «Крылья») по книге Светланы Минаковой «Гагосин, Лаппа и синий-синий чай».




На фестивале все три дня работала книжная ярмарка, где были представлены многие издательства и магазины.

 Издательство «Манн, Иванов и Фербер»
Издательство «Манн, Иванов и Фербер»
Магазин комиксов BWComics
Магазин комиксов BWComics
Издательство «Поляндрия»
Издательство «Поляндрия»
Издательство «Поляндрия»
Издательство «Поляндрия»
«Умная бумага» — игрушки из картона
«Умная бумага» — игрушки из картона




Итог: если кратко, то всё удалось на славу! Программа была очень насыщенная, включала множество мастер-классов для детей, встречи с авторами, издателями и художниками, театральные постановки и чтения, просмотры мультфильмов. На фестиваль приехали гости из разных городов и стран, были представлены десятки издательств. Скучать было некогда, у меня остались только самые положительные воспоминания и яркие эмоции. И, что особенно приятно, все мероприятия были абсолютно бесплатными. Огромное спасибо организаторам Литератулы за эти удивительные три дня!





909
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение17 мая 2018 г. 10:00
Оч.любопытно!


⇑ Наверх