Представления Новых


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Рубрика «Быстрые фантастические новости» > Представления «Новых горизонтов». Часть №3
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Представления «Новых горизонтов». Часть №3

Статья написана 9 июня 15:00
Размещена в рубриках «Калейдоскоп фантастики», «Быстрые фантастические новости»

Василий Щепетнёв. Дым Отечества // Щепетнёв В. Дым Отечества — М.: Престиж Бук, 2018 (по факту — 2017).

Номинировал Василий Владимирский.

Небольшой роман «Дым Отечества» – несколько запоздалая, но не утратившая актуальности отходная советской фантастике (в самом широком смысле). Советский звездолет «Королёв», стартовавший в год столетия Октябрьской революции, возвращается на Землю аккурат в разгар Нового средневековья, из развитого социализма – в развитой феодализм. Метафора более чем прозрачная. Но вот в чем парадокс: в этом дивном новом мире, где на свет божий выползли все подземные лавкрафтианские монстры, советские космонавты чувствуют себя вполне комфортно, не хуже, чем на борту корабля рядом с бдительным замполитом. Щепетёв изобретательно и ловко имитирует и травестирует ранних Стругацких (прежде всего «Возвращение»), отчасти Станислава Лема (разумеется, «Возвращение со звезд») и других фантастов 1950-1980-х, активно разрабатывавших эту тему, подводит итоговую черту. Хороший аргумент в спорах об «образе будущего» в современной отечественной фантастике – хотя если бы эта книга вышла лет на двадцать раньше, она вызвала бы куда более шумный резонанс.

К.А. Терина. Бес названия // Терина К. А. Фарбрика. — Севастополь: Шико-Севастополь, 2017.

Номинировал Николай Караев.

В параллельном мире, там, где словосочетание «русская фантастика» не означает сотни наименований беспросветной лабуды в год и жанр не имеет той репутации, которую он упорными трудами заслужил в нашем русскоязычном пространстве, К.А. Терина (псевдоним Катерины Бачило) уже давно стала бы одной из ведущих фантастических сочинительниц. Катерина пишет своим, особенным языком (он варьируется достаточно, чтобы можно было говорить о стиле); ее рассказы и повести всегда странны, они никогда не снисходят до читателя, но, наоборот, предлагают ворваться в чудесный жуткий мир, продуманный до мелочей, и оценить его по достоинству; ее герои – неизменно живые люди, слишком живые и со слишком живой болью, чтобы умещаться в сказке. «Бес названия» – отличный пример «типичной К.А. Териной» (с той поправкой, что К.А. Терина типичной не бывает). Странный мальчик, непонятная записка, безумная встреча: почти абсурдистская завязка постепенно перерастает в очень человеческую историю о потере и преодолении. Я буду рад, если «Бес названия» послужит поводом, чтобы прочесть сборник «Фарбрика» весь, целиком. Мне кажется, пока у нас – в русской фантастике – есть такие тексты, у нас есть и некоторая надежда.

Илья Боровиков. Забвения. – Екатеринбург: Гонзо, 2018.

Номинировал Владимир Ларионов.

«Забвения», названная в издательской аннотации повестью, а в предисловии – романом, состоит из небольших главок с задорными заголовками, но это совсем не такая уж весёлая книга, как может по заголовкам показаться. Истолкование этой вещи, понимание её содержания во многом зависит от внутреннего содержания читателя. Автор «Забвении» Илья Боровиков ещё десять лет назад удачным дебютом – детским романом-сказкой «Горожане солнца» –  доказал, что его фантазия работает превосходно. «Горожане солнца» получили тогда премию «Заветная мечта» и запомнились читателю специфической, изощрённой странностью и усложнённым языком. Сказочная «Забвения»  тоже странна…

В Гармонии (государстве, в котором живёт с женой Мартой и трудится локоть-менеджером правой руки герой романа Прокоп) граждане носят сЕртуки, снабжены индикаторами совести, ездят на фаФэтонах, на дух не переносят ничего металлического и периодически освобождаются от досадных и неприятных  мыслей в специальных уборных-исповедальнях с помощью «отомницелей». Обстоятельства складываются так, что герой внезапно оказывается за пределами уютно-стерильной вселенной своего обитания. Диковинные события и встречи, которые его ждут, заставят и Прокопа, и читателя книги размышлять о всяческих сложных вещах. В первую очередь – о памяти, без наличия которой невозможно правильно осмыслить происходящее. Особенно, если это – трагическая память о большой войне и неродившейся дочери…

Говорят, что «сказка – ложь, да в ней намёк». Сказка у Ильи Боровикова получилась правдивая, но правда её – трагическая, сумасшедшая и жутковатая, а уж прозрачных намёков в «Забвении» более чем достаточно.

Михаил Харитонов. Золотой ключ, или Похождения Буратины. Том первый (по рукописи)

Номинировал Сергей Шикарев.

Веселые человечки тоже делают это.

«Разрыв шаблона» – вот одна из первоначальных формулировок (позднее уступившая приоритет  более практичным и жизнеспособным), которая описывала ожидаемый эффект от произведений, номинированных на премию «Новые горизонты». И роман Михаила Харитонова с этой задачей справляется отменно – рвёт шаблоны жанра и стереотипы читательского восприятия как грелку на британский флаг. Дело, разумеется, не только в том, что «Золотой ключ» выкручивает верньер физиологии до упора. Или, если формулировать в литературных координатах, до владимирсорокинского уровня. В отечественной фантастике, то ли страдающей, то ли неведомым образом наслаждающейся своим пуританством, так не принято. Впрочем, автора, который действует под карнавальной – и очень удобной для исследования границ недозволенного – маской анфан террибля, это не останавливает. Он без опаски тыкает палочкой с безопасного расстояния (и палкой – с опасного) в разложившийся, что та стюардесса из анекдота, труп некогда дойной коровы отечественной коммерческой фантастики – постапокалиптическую вселенную зон и сталкеров.

Мир «Золотого ключа» — это будущее после Хомокоста. Глобальной катастрофы, уничтожившей поголовье Homo sapiens и оставившей планету и кое-какие артефакты из прошлого в наследство генетически выведенным разумным животным. В качестве чашечки Петри для выращивания дивного грядущего Харитонов использует «Золотой Ключик» Алексея Толстого, и выясняется, что это пересобранное литературное пространство с легкостью вмещает в себя и один из лучших киберпанковских текстов на русском языке, и экзистенциально душещипательную песнь поэта, и трогательную любовную историю. Однако достоинства романа этим не исчерпываются. «Золотой ключ», реалии которого иногда неприятно совпадают с очертаниями нашей современности, напоминает о том, что сигара — это не всегда сигара. А полузабытое, полуутраченное искусство большой метафоры и социальной критики некогда было одним из столпов жанровой литературы.

И Михаил Харитонов сполна использует фантастический инструментарий – а другого инструментария для адекватного отображения текущей реальности и текучей постсовременности у нас собственно и нет – для рассуждений о прикладной политике, природе власти и странных экономических моделях.

Этот веселый, бесcтыжий, остроумный и остросюжетный роман являет собой подлинный и дивный образчик a very, very guilty pleasure.

Ахаха!




Короткий список премиального сезона 2018-го года будет оглашен в октябре.

Более подробную информацию можно получить на официальном сайте премии или в группе https://www.facebook.com/­­newhorizons....





720
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение9 июня 15:22 цитировать
А Михаил Харитонов (Крылов) где-то продаётся? Боровикова уже пробуют заказать.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 июня 16:11 цитировать
Об изданиях в бумажном виде мне неизвестно.
 


Ссылка на сообщение9 июня 18:01 цитировать
Нет, это по рукописи номинировали.
 


Ссылка на сообщение9 июня 18:20 цитировать
Да, я уже видел, может, предложить издать, например, в ПБ?
 


Ссылка на сообщение9 июня 18:28 цитировать
Так этой книги не было, не издавалась. Моё дело — предложить. Мнение об этом может быть любое.
 


Ссылка на сообщение9 июня 19:46 цитировать
Я подозреваю, что Витковский не придет в восторг от текста.
 


Ссылка на сообщение9 июня 19:48 цитировать
Нет так нет, я же не читал.
 


Ссылка на сообщение9 июня 19:55 цитировать
Думаю, что если книга заслуживает победы, то есть победит, то её кто-нибудь напечатает — у нас есть такая практика (Николаенко, Сальников). Если ничего не выиграет в конкурсе , то в этом случае выход книги под вопросом.
 


Ссылка на сообщение9 июня 20:02 цитировать
Предлагаю ознакомиться с матчастью, например по премии «Дебют» — https://fantlab.ru/awa... Уйма лауреатов остались без публикации.
А среди современных фант-премий с рукописями почти никто не работает.
 


Ссылка на сообщение9 июня 20:13 цитировать
За всеми премиями, безусловно, не слежу, но те книги, которые меня заинтересовывают, в том числе, которые получают премии, у меня есть. А дебют — всё-таки лишь дебют (начало), а не вершина творчества.
 


Ссылка на сообщение9 июня 20:27 цитировать
Увы, другого широкого среза по публикации премированных рукописей у меня для вас нет. А основные премии вручаются уже опубликованным книгам. Так что получается замкнутый круг, ага.

Хотя упустил момент. «Драйвер заката» Прошкина опубликовали после номинации на НГ. Но там целый ряд факторов сработал, на мой взгляд.
 


Ссылка на сообщение9 июня 20:32 цитировать
Получали и рукописи, например, «Очередь» Однобибла (Вроде бы победила или где-то рядом, хотя это почти одно и то же?) ))). Мне очень понравилась! Сейчас читаю его же «Киномеханику» — совсем другая проза, но тоже очень интересно. А «Очередь» для меня — книга года! (Точно не помню — получила ли она первую премию. Это важно для автора, я свою премию дал своим признанием книги.)
 


Ссылка на сообщение10 июня 13:08 цитировать

цитата Green_Bear

Увы, другого широкого среза по публикации премированных рукописей у меня для вас нет.


В питерской «Астрели» есть премия «Рукопись года», например. ;)
 


Ссылка на сообщение10 июня 13:28 цитировать
Для тех, кто будет искать инфу, добавлю ссылку в нашей базе — https://fantlab.ru/awa...
Там ситуация лучше, угу. Правда, с той поправкой, что конкурс и организуется для отбора лучших текстов в печать 8-)
 


Ссылка на сообщение10 июня 14:16 цитировать
Кстати, вспомнил ещё один такой же конкурс: «Росмэн», книги для подростков.

Ещё «Книгуру» -- там и рукописи, и публиковавшиеся книги принимают.
 


Ссылка на сообщение10 июня 14:32 цитировать
Книгуhe — детский, а не фантастический, поэтому я его не рассматривал. Росмэн — детско/подростковый, но там фантастики больше, угу. Но там и приз — публикация — сразу заявлены. А НГ ничего подобно не обещают)
 


Ссылка на сообщение10 июня 18:50 цитировать
Но ведь и «Дебют» был не фантастический: доля фантастики там была даже меньше, поскольку в финал в лучшем случае попадали 3 фант.текста, а в «Книгуру» таких ограничений нет. ;) Так что в качестве показательного по рукописям, имхо, «Книгуру» даже интересней: «Дебют» сперва заявлял в намерениях о публикациях, но де факто это были зачастую очень сомнительные результаты в виде сборников, которые даже авторы не всегда получали на руки.
 


Ссылка на сообщение12 июня 11:47 цитировать
Всё же время от времени в «Дебюте» была и специальная, «фантастическая» номинация.
 


Ссылка на сообщение12 июня 12:54 цитировать
Я в курсе :) -- но повторюсь, если сравнивать с «Книгуру», фантастика там была в меньших пропорциях, её количество регламентировалось вот, собственно, той «плавающей» номинацией. В «Книгуру» количество фант.текстов ничем не ограничено.
 


Ссылка на сообщение12 июня 13:00 цитировать
В отсутствии специальной номинации «фантастические» тексты вполне помещались в обычные.
Никаких ограничений не было. Я специально уточнял у Пуханова.
 


Ссылка на сообщение12 июня 13:18 цитировать
И много ли ты насчитаешь там фантастики в не фантастических номинациях? :)
 


Ссылка на сообщение12 июня 13:54 цитировать
Чтобы подсчитать, нужно прочитать
 


Ссылка на сообщение12 июня 15:51 цитировать
Или специально уточнить у Пуханова. ;)
 


Ссылка на сообщение9 июня 20:26 цитировать
«Соколиный рубеж» у меня есть — только Самсонова, а не Горшковозова. (Даже не знаю — то ли разные авторы, то ли псевдоним у одного или у другого) ))) Дальше. Матковский у меня есть. Пасечник — есть (подарок из «Л»). Некоторые книги меня не заинтересовали из-за аннотации или даже из-за отсутствия оной, или даже могло не понравиться название.
 


Ссылка на сообщение12 июня 11:46 цитировать

цитата VIAcheslav

«Соколиный рубеж» у меня есть — только Самсонова, а не Горшковозова. (Даже не знаю — то ли разные авторы, то ли псевдоним у одного или у другого)


Это один автор, публикующийся как Самсонов
 


Ссылка на сообщение12 июня 11:59 цитировать
Так и подумал, странная у него фамилия, больше похожа на псевдоним.
 


Ссылка на сообщение12 июня 11:45 цитировать
Михаил Харитонов не продается! :-[

Если серьезно, то этот роман в ближайшее время вряд ли будет опубликован.
Если только, кто-то из небольших издательств возьмётся и рискнёт.
 


Ссылка на сообщение12 июня 11:56 цитировать
ПБ сначала собрался, Витковский хотел с Вами поговорить, но сразу появилась пара  человек, думаю, с недоказанными, огульными обвинениям и всё обрушилось. Единственный выход, раз Вы выдвинули роман на премию, не хотите ли проявить  инициативу и поговорить с Витковским и выдвинуть свои обоснованные суждения (или это должен сделать сам Харитонов?)? ПБ могло бы в этом случае организовать подписку на 50 или более экземпляров. Сам я

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Пастернака
этот роман не читал, а вот в данный момент меня интересует следующее — претендует ли роман на какую-либо премию? В этом случае вероятность издания возрастёт, если нет — ничего не изменится.
 


Ссылка на сообщение12 июня 12:04 цитировать
Поговорю с Евгением Владимировичем. Но что=то мне кажется, вряд ли будет издание.

Сейчас роман претендует на «Новые горизонты» ;)
 


Ссылка на сообщение12 июня 12:12 цитировать
Не получится — так не получится. Не печатать же книгу подпольно) Надо дать почитать Витковскому. Мне вот дали в электронном виде, и, хотя я читаю только бумажные книги, решил попробовать, но неудачно — нет нужных программ, можно, конечно, установить и решить проблему, но решил не заморачиваться. Претендует=есть шансы?
 


Ссылка на сообщение12 июня 12:19 цитировать
Шанс есть всегда.
 


Ссылка на сообщение12 июня 12:25 цитировать
Я имел в виду 1) Действительно ли в литературном понимании значимый текст? 2) Насколько справедливо «настроено» жюри? Впрочем, второй раз можно не отвечать)
 


Ссылка на сообщение12 июня 12:35 цитировать
На мой вкус, роман достоин номинации. А там жюри решит.
Мы его, кстати, никак специально не настраиваем ;)


⇑ Наверх