Блокбастер глазами


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ХельгиИнгварссон» > Блокбастер глазами книжника.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Блокбастер глазами книжника.

Статья написана 11 февраля 2019 г. 17:55

Аватар (Avatar), Великобритания, США, 2009.

***Чистая глубина волшебной сказки.

Идеи, использованные при создании «Аватара», отнюдь не оригинальны. Поражает их неожиданное сочетание, а ещё больше – то количество души, которое Джеймс Кэмерон вложил в своё творение, подобно мифическому Пигмалиону. Тот факт, что в фильме используются новейшие технологии, ради которых съёмка и была отложена лет на пятнадцать, для меня не только не имеет первостепенного значения, но и не добавляет особо художественной ценности. Приятно, конечно, но дефекты псевдообъёмного изображения заметны даже без специального образования, да к тому же я отношусь к тем людям, что с лёгкостью ныряют в книгу, как в омут, а кинематограф воспринимают как нечто обособленное, требующее стороннего наблюдения. Меня «Аватар» поймал на крючок своим жизнеутверждающим, нехитрым, но этически правильным и развивающимся по схеме волшебной сказки сюжетом. Помимо привычного и даже полезного (по мнению Фрейда) эскапизма, дарующего сладкое забвение от повседневной скуки и боли, «Аватар» предлагает зрителю возможность пройти вместе со своими героями обряд личностной инициации и стать хоть немного лучше.


***Завоевание Америки и Покахонтас.

Параллель «Аватара» с колонизацией Нового Света возникает сразу и выглядит очень привлекательно. Пандора – Америка, анобтаниум – золото, на’ви – индейцы, земляне – технологически более развитые пришельцы из Старого Света. Ничего, что смешались в кучу разные материки и времена, испанцы и англичане, империи ацтеков, инков и разрозненные кочевые племена. Извечные терзания между любовью и долгом в исполнении Джейка-Джона Смита и Нейтири-Покахонтас успешно отвлекают внимание зрителя от алогичного сочетания исторических аллюзий. В основном действо выглядит типично несуразным вестерном в космосе, как средневековье бластеров и световых мечей за несколько десятков лет до того. На втором плане всё тот же и вполне узнаваемый конфликт военных, которые нисколько не меняются со временем, и христианских миссионеров, ставших здесь учёными-гуманистами. Одним надо по-бабуиньи доминировать, стрелять и жечь, другим, соответственно, изучать, воспитывать и договариваться. «Третьим лишним» звеном, соединяющим обе касты землян между собой и землян с аборигенами, традиционно для жанра выступают полезные лишь до начала генерального наступления «следопыты», они же рейнджеры, конкретно здесь «аватары». Именно появление этих вторых тел, искусственно созданных по образу и подобию местной разумной расы, переводит «космо-вестерн» в ранг собственно фантастики и достаточно качественного продукта.

***С Барсума на Пандору.

Конечно, подавляющая шестилапость фауны Пандоры навевает определённые ассоциации, но синекожие гуманоиды Джеймса Кэмерона имеют ничтожно мало общих черт с зелёными тарками, как и его сюжет лишь чуть-чуть напоминает знаменитую серию романов о Марсе, но дух картины воистину берроузовский. «Аватар» смог воспроизвести неукротимую, яростную, первобытную и чистую энергию лучших персонажей Эдгара Райса Берроуза. Так бороться, любить и ненавидеть, как Джейк Салли, Нейтири, Тсу’тей и Майлз Куоритч, не смогли Джон Картер и Дея Торис в экранизации Эндрю Стэнтона. Не повторяя и не копируя, в «Аватаре» словно даётся вторая жизнь благородному Дотару Соджету и неукротимому Тарзану. Безусловно, есть здесь и доля влияния сэра Генри Райдера Хаггарда, но его произведения пронизаны горьким знанием того, что великие империи коренных жителей Америки обречены на гибель. В «Аватаре», как и в марсианском цикле, этой трагической предопределённости нет, зато есть буквально «упавший с неба» второй шанс для всех.

***Биологический модуль.

Удачнейший ход, использованный в «Аватаре» – это концепция биологического изменения или полной замены человеческого тела для внедрения в инопланетную среду обитания. Признаться, все эти скафандры, киборги и механизированные экзоскелеты успели надоесть до чёртиков. Кому, как не создателю «Терминатора» и «Бездны», не понимать этого? Каждый раз при их использовании в картине почему-то срабатывает шаблон «спруты и водолазы», всегда присутствует прыщавый «страх лопнувшего презерватива», как это произошло, к примеру, в фильме «Живое» 2017 года. Неудивительно, что старыми «костюмами» здесь в основном пользуются отрицательные и косные персонажи.

Жаль, что из всего многообразия возможностей был взят вариант Кира Булычёва «О некрасивом биоморфе», а не, допустим, «Дезертирства» Клиффорда Саймака. Джейк Салли получил новые ноги и хвост в придачу, но мыслить, ощущать и чувствовать иначе не стал. Примитивно, но зато романтично и сочетается с идеями цикла «Джон Картер – марсианин» и «Покахонтас». Единство стиля выдержано!

***Друиды, римляне и мягкий киберпанк.

Древо Душ, центральный элемент жизни на’ви, наводит на мысль о кельтских друидах. К счастью, Джеймс Кэмерон – атеист, и элементы друидизма здесь остаются не более чем экзотикой, не уводя сюжет ни в богословие Клайва Стейплза Льюиса, ни, напротив, в религиозно-политическую сатиру, как у Джека Вэнса в «Сыне дерева». Что это даёт фильму? Во-первых, ещё одну историческую и культурную ассоциацию, родственную колонизации Америки – Галльскую войну Римской республики. Знаете, а ведь это даже забавно, вглядитесь: Гай Юлий Цезарь и полковник Куоритч – практически одно лицо, а на’ви похожи на выкрашенных синей краской бриттских воинов. Во-вторых, очередное по-настоящему фантастическое допущение – гигантский коллективный разум связанных друг с другом наподобие нейронов деревьев Пандоры вкупе с унифицированным набором штыревых соединителей и гнёзд у местной флоры и фауны. Интересно обыгрывается небезызвестный «умникам» образ Мирового Древа, одновременно с этим идёт заигрывание с модным в молодёжной среде киберпанком, общественными экологическими движениями и возвращением к природе. Культурно, прогрессивно и очень изящно.

***От ноосферы к ларцу Пандоры.

Эйва, коллективный разум Пандоры, могла появиться на свет благодаря понятию «ноосфера» Леруа-Шардена-Вернадского, но, думаю, здесь должно не залазить в дебри философии, а ограничиться одним лишь принципом эволюционирования биосферы до обретения ею сознания, на лету схваченным и развитым фантастами. «Сфера Разума» Семёна Слепынина – самый близкий Вернадскому вариант, в котором окружающая среда обрела подобие разума благодаря прогрессивным технологиям, объединив в себе эти технологии, науку и культуру человечества с возможностью саморегуляции и личного общения с отдельными людьми. Биологический «суперкомпьютер» романа «У меня девять жизней» Александра Мирера ближе идее Джеймса Кэмерона, но для собственного выживания ему необходимо поддерживать тотальный контроль над всеми компонентами биогеоценоза. Классический во всех смыслах «Солярис» Станислава Лема представляет непознаваемый богоподобный вариант всепланетного разума, но уже осознавшего себя и страдающего от одиночества. В чём прелесть Эйвы? Она безлична и не персонализирована, как сеть интернет, но потенциально обладает возможностями планетарного божества. Мог ли подобный сетевой конгломерат живых, умерших и нерождённых живых существ возникнуть естественным путём, как в «Специалисте» Роберта Шекли? Или и здесь следует искать следы таинственной расы Древних, оставивших после себя очередной «привет из прошлого» в виде целой планеты-артефакта, полной сюрпризов Пандоры? Продолжения и, возможно, ответы на накопившиеся вопросы не за горами, но я бы проголосовал за варианты Саймака, Шекли и Древних, хотя схема Покахонтас-Верцингеторикса представляется мне наиболее вероятной для телевидения. Не исключено, однако, что Джеймс Кэмерон сможет удивить всех и найти что-то новое.





1682
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение11 февраля 2019 г. 18:30
Междумир Фостера. Лес и Дерево. люди облаков Келли. Летающие земли. Долина папоротников. Там многое. Сцена с бульдозером.. И Битва за планету Терра... там
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 февраля 2019 г. 18:39

цитата просточитатель

Фактически Бегущий человек со Шварцнегером тоже экранизация именно Шекли а не Кинга!
https://fantlab.ru/blogarticle575...

просточитатель
Вы любите оставлять странные комментарии.
 


Ссылка на сообщение11 февраля 2019 г. 18:49

цитата

Идеи, использованные при создании «Аватара», отнюдь не оригинальны. Поражает их неожиданное сочетание, а ещё больше – то количество души, которое Джеймс Кэмерон вложил в своё творение, подобно мифическому Пигмалиону.
Просто написал откуда взяты еще идеи:-) Стоит упомянуть в статье
 


Ссылка на сообщение11 февраля 2019 г. 18:57

цитата просточитатель

Стоит упомянуть в статье

Уже не в моей! Литературно-семантическому импрессионизму этой статьи вполне достаточно образов, смыслов и впечатлений. ;-)


Ссылка на сообщение11 февраля 2019 г. 20:40
Когда объявили о съёмках сиквела, я задумался, а что нам собственно могут показать. Сегодня я прочитал ответ в вашей статье: могут заняться вопросами откуда что взялось. А это уже шаг в сторону вообще космогонической фантастики, что может позволить Кэмерону развернуться во всю мощь. Главное, чтобы у него не случилось комплекса Ридли Скотта)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 февраля 2019 г. 20:44
Океан во второй части будет. А в целом ничего от Аватаров не жду, первый в плане сюжета один из худших у Кэмерона.
 


Ссылка на сообщение11 февраля 2019 г. 22:05
В основе прекрасно рассказанная история, в которой, безусловно, ничего нового нет.
Но вот как она рассказана!
 


Ссылка на сообщение12 февраля 2019 г. 04:26

цитата Igor_k

шаг в сторону вообще космогонической фантастики, что может позволить Кэмерону развернуться во всю мощь

Формат телевидения всегда вносит свои коррективы.
 


Ссылка на сообщение12 февраля 2019 г. 13:55
Почему телевидения?
Он же вроде собирается четыре фильма одновременно снять именно для кинотеатра.
 


Ссылка на сообщение12 февраля 2019 г. 15:35

цитата Igor_k

Почему телевидения?

Неточно выразился. Противопоставление литература-кинематограф.


Ссылка на сообщение11 февраля 2019 г. 20:41
Эйва, кажется, списана с гербертовской Авааты
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 февраля 2019 г. 23:07
У Ле Гуин есть повесть и с разумным миром из сплошных растений и «Слово для леса и мира одно», что, вообще так, попахивает литературным первоисточником. Сюжет практически идентичен. В свое время обозревал и даже на стене фантлаба в вк оказывался :-)))
 


Ссылка на сообщение12 февраля 2019 г. 04:39

цитата osipdark

вообще так, попахивает литературным первоисточником. Сюжет практически идентичен

Джеймс Кэмерон — величина из тех, что могут использовать источники, переваривая их и полностью усваивая, а не тащить-пыхтеть, как ёжик яблоки. :-)))

цитата

В свое время обозревал и даже на стене фантлаба в вк оказывался

Заинтересовали! Киньте ссылку, если можно.
 


Ссылка на сообщение12 февраля 2019 г. 11:29
А вона )
А статья ваша, как и всегда, хорошо )))
 


Ссылка на сообщение12 февраля 2019 г. 15:10
osipdark
Спасибо!

У меня почему-то и мысли не появилось соотнести «Аватар» со «Словом...» Ле Гуин. Слишком уж у неё всё ммм... не сказать по-женски, но ИНАЧЕ.

И да, Сэр Кот, куда делась Ваша шерсть? Что за кардинальная смена портрета? Я Вас еле узнал :-)))
 


Ссылка на сообщение12 февраля 2019 г. 15:36
ХельгиИнгварссон, дык, куратор я на ФЛР! Вы, кстати, заходите — почитайте чего-нить, оцените, на досуге-то :-)))
 


Ссылка на сообщение12 февраля 2019 г. 15:39
osipdark
Э-э, это я вчера-сегодня в досуге. А с завтра-послезавтра могу исчезнуть в реальности почти на месяц 8:-0 Ещё бы объяснил кто, что такое ФЛР... 8-]
 


Ссылка на сообщение12 февраля 2019 г. 15:41
ФЛР — Фантлабораторная работа! Конкурс рассказов, фантастических, конечно, от фантлаба! Как про такое не знать ???:-)))
 


Ссылка на сообщение12 февраля 2019 г. 15:44

цитата osipdark

Как про такое не знать

Легко! Если вывески на главной странице нет, то такие дремлины и древлины, как я, физически не найдут ничего во всех этих веточках и кнопочках! :-(((
 


Ссылка на сообщение12 февраля 2019 г. 16:01
Да там весело, но недолго (
 


Ссылка на сообщение12 февраля 2019 г. 16:47

цитата osipdark

но недолго

Если недолго, то я могу и не заметить :-)))
 


Ссылка на сообщение12 февраля 2019 г. 04:27
Zangezi
Возможно, разумный океан появится во второй части.


Ссылка на сообщение12 февраля 2019 г. 08:03
Спасибо за умную и глубокую рецензию!
Пара собственных пятаков...
Я когда первый раз смотрел поминутно подрывался и орал — Неукротимая планета! Неукротимая планета! Гаррисон, узри!
Завязка конфликта-сюжета. Землянин попадает в инопланетный лес, бежит от хищника и тут же наталкивается... о, ужас! в смысле — о чудо! На инопланетную принцессу, в которую тут же влюбляется! Фейспалм:-)
Ну, блин — в литературе это уже в 1930-х годах было постыднейшим штампом (чудовищная Планета опасностей Отиса Кляйна тому порукой), а в кино ничего — прокатывет. Пипл пищщит от радости!8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 февраля 2019 г. 08:06
vfvfhm
Спасибо, что читаете! :beer:

цитата vfvfhm

в литературе это уже в 1930-х годах было постыднейшим штампом (чудовищная Планета опасностей Отиса Кляйна тому порукой), а в кино ничего — прокатывет. Пипл пищщит от радости!

Да, кинематограф в основном отстаёт от литературы ещё больше, чем словари русского языка от устной нормативной речи... Предлагаю воспринимать эту его особенность как «машину времени» и получать удовольствие :-)))
 


Ссылка на сообщение12 февраля 2019 г. 21:55
Конкретно в Аватаре — это художественный провал, недоработка, путь наименьшего сопротивления. Сравните, как знакомятся юные любовники в Терминаторе и Титанике. И Как говорится почувствуйте разницу. Тут Джимми просто схалтурил, его видимо больше техническая часть интересовала, чем художественная. Впрочем я за совокупность его как сценариста очень уважаю. Странные дни — один из любимейших НФ-фильмов.. Да просто достаточно сравнить режиссерскую версию Чужих и театральную ,чтобы понять, что он могет как драматург.8-)
 


Ссылка на сообщение13 февраля 2019 г. 17:29
vfvfhm
Согласен, что многое в сюжете «Аватара» скомкано и недостаточно проработано, что Кэмерон чересчур увлёкся 4D. Согласен, что «Аватар» — не шедевр и отнюдь не безупречен.

Но я считаю, что сюжет пляшет от волшебной сказки, а там особой сложности и подвывертов сюжета не требуется. Есть сказочная схема, удачно наложенная на «объёмное» изображение, есть пара-другая архетипов и ассоциаций, весь салат приправлен современными модными веяниями и положен в коробку от Покахонтас-Верцингеторикса.

Предлагаю посмеяться над несхожестью вкусов: ни мне, ни жене «Титаник» не понравился. Помню, как мужественно боролся со сном. Помню Ди Каприо. На его обиженную мордашку почему-то накладывается современный рекламный плакат российского сериала, на котором лысый мужик и женщина с бюстом XXXL. Ди Каприо меркнет, исчезает. Как по мне, так рассказ Вячеслава Рыбакова «Ветер и пустота» куда романтичнее :-)))
 


Ссылка на сообщение13 февраля 2019 г. 22:50
Как латиняне говаривали — нон диспутамбум эст. Я так просто счастлив, что мне в лютой провинции удалось-таки посмотреть Титаник в кинотеатре. Есть, что вспомнить:-) К сожалению, не являюсь поклонником таланта Рыбакова. Он на мой взгляд слишком уж сильно травмирован политическим кризисом конца 20 века.
 


Ссылка на сообщение26 февраля 2019 г. 18:10

цитата vfvfhm

слишком уж сильно травмирован политическим кризисом конца 20 века

Согласен. Но попадаются и оторванные от той действительности мини-рассказы, Рыбакова я ценю именно и только за них.
 


Ссылка на сообщение12 февраля 2019 г. 12:09
Это не штамп, а архетипический сказочный сюжет. Номер такой-то в классификации Проппа ;)
Кино вообще значительно сильнее копирует классические сказочные и мифологические сюжеты, видимо, у него мало экранного времени, и читателя нужно бить в самый глаз :-)))
 


Ссылка на сообщение13 февраля 2019 г. 17:32
Zangezi
Согласен на 100%.


Ссылка на сообщение12 февраля 2019 г. 09:06
За обзор — спасибо :beer:
У меня отношение к «Аватару» неоднозначное весьма, но отрицать тот факт, что фильм значимый для развития кинематографа, да и всей массовой культуры в целом — глупо.
На сайте, кстати, есть пара тем, где его активно обсуждали. Эта — чисто про сам фильм. Эта — про то, откуда Кэмерон мог позаимствовать определённые части сюжета. Но моя любимая — эта, Предатель ли Земли, человечества, своей расы Герой фильма «Аватар»? ;-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 февраля 2019 г. 15:02

цитата Seidhe

На сайте, кстати, есть пара тем, где его активно обсуждали.

Ужас :-))) Проглядел — ужас! :-D Но всё равно спасибо. Что-то из представленного в сравнение с «Аватаром» я не читал, с чем-то прочитанным и сравнивать бы не стал, но в мясорубку бы точно не полез.

В связи с полученной информацией вспомнилась чья-то журнальная статья о том, что «Терминатор» — это осовремененный «Буратино» с наворотами и спецэффектами, что Кэмерон — плагиатор и насильник русских сказок (в лице Буратины). :beer:
 


Ссылка на сообщение13 февраля 2019 г. 17:39

цитата Seidhe

Предатель ли Земли, человечества, своей расы Герой фильма «Аватар»?

Подумал ещё, решил высказать мнение. Нет, не предатель. Джейк Салли служил, получил травму — и его кинуло государство, человечество, раса. Пандора — именно второй шанс, вторая жизнь, да ещё и случай отомстить и сказать государству и армии в лице полковника три ёмких слова.


Ссылка на сообщение13 февраля 2019 г. 12:20
В плане смыслов и идей «Аватар» — абсолютно банальная история. Большие природные ресурсы, плохие международные корпорации, отсталые, но милые туземцы, хорошие экологи и простые американцы. Трах-бах: сторонники грубого насилия повержены, вывод о необходимости предварительной культурной обработки аборигенов понятен. Зрелищный антураж неплох, но многое зависит от вкусов наблюдателя. Шарико-подшипниковский триллер «Хроники х. городов» мне показался в этом плане веселее.
Кстати, я думаю, что сиквел-приквел «Аватара» будет посвящен не каким-то иномирным объектам и объяснениям, а продвижению идеи, что «полковники» — тоже хорошие американцы. Просто они много теряли тех, кого любили, их предавали плохие бюрократы, они долго болели и только поэтому стали зелеными, а не остались бело-пушистыми... Всё-таки Камерон — системный режиссер, а такие всегда вместе с корпорациями.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 февраля 2019 г. 17:34

цитата порубеж_ник

я думаю, что сиквел-приквел «Аватара» будет посвящен не каким-то иномирным объектам и объяснениям, а продвижению идеи, что «полковники» — тоже хорошие американцы

И здесь мы с Вами сошлись. Удивительно. :beer:

цитата ХельгиИнгварссон

я бы проголосовал за варианты Саймака, Шекли и Древних, хотя схема Покахонтас-Верцингеторикса представляется мне наиболее вероятной
 


Ссылка на сообщение13 февраля 2019 г. 21:16
:beer:


Ссылка на сообщение14 февраля 2019 г. 17:31
Это кино хорошо сделано для блокбастера. Он добрый с хорошим финалом, в события можно поверить.

Однако, я совсем не соглашусь что это жизнеутверждающе. В основе все то же упадническое мировоззрение, что и в общем тренде захватившем жанр. По мне так это тот же мировоззренческий шаблон, что и в постап, антиутопии и фэнтези, войны в космосе сюда же. Разве в постапе есть что-то жизнеутверждающее? Все перечисленное — это бегство жанра от будущего. Даже не скажу, что это связано с реальностью, просто жанр захвачен этим декадансом, в нем почти не осталось чего-то еще, это упадочничество все выжгло и ушло в детализацию, где во внутренних анклавах может быть какое-то замкнутое подобие чего-то жизнеутверждающего, но это имитация, по-моему. Внутри всегда одно и то же — презрение к цивилизации, к увеличению структурной сложности.   И это плоское мировоззрение, воспевающее архаику и единение с природой. Хиппи хороши не сами по себе, а в соседстве с цивилизацией. Сами по себе племена Амазонки это грустное зрелище. Автор Аватара отказывает в смысле цивилизации, извращает его нарочно принижая, делая ничтожным. И приукрашивает архаику, наделяя ее сложностью, которой не может быть. Хотя сама эта работа технологична и умиление перед архаикой и рефлексия не из мира архаики. Чтоб так осуждать военных, что похвально, надо далеко уйти от архаики. То есть тут внутреннее противоречие. Поэтому я вижу в этом мировоззрении обывательскую фронду.

PS. А Вы только посмотрели? Почему рецензия с таким запозданием?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 марта 2019 г. 18:54
rim_x
Простите за долгое молчание — у меня было несколько вариантов ответа, но я решил не играть в угадайку. Я не понимаю смысл комментария и прошу истолкования и пояснения Вашей позиции.

У Вас используются вместе и часто почти как неполные синонимы такие термины, как «упадническое мировоззрение», «постап», антиутопии и фэнтези, войны в космосе сюда же», «бегство от будущего», «декаданс», «презрение к цивилизации, к увеличению структурной сложности», «хиппи», «архаика», «обывательская фронда». Как всё это можно смешать в одну целое? С позиции какого литературного стиля-направления Вы говорите?

Вы упоминаете о жанре, который захватил «общий тренд», о жанре, «захваченном» декадансом — какой жанр, какой тренд? Видимо, Вам это ясно и так, мне — нет.

цитата rim_x

PS. А Вы только посмотрели? Почему рецензия с таким запозданием?

Нет, я ходил в кинотеатр сразу, а после пересматривал. Рецензия вышла сейчас потому, что у меня появилась возможность её написать и выложить на ФантЛабе.


⇑ Наверх