Кирзовые сапоги Ивана

Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «lena_m» > Кирзовые сапоги Ивана Ефремова

Кирзовые сапоги Ивана Ефремова

Статья написана 21 февраля 2019 г. 17:14

Людмила Александрова. Кирзовые сапоги Ивана Ефремова // СПб ведомости, 2019, №32 от 21 февраля, с. 6.

Кирзовые сапоги Ивана Ефремова и другие свидетельства его жизни и творчества привлекают внимание посетителей музея писателя-фантаста в Вырице.

И большие города, и небольшие населенные пункты гордятся родившимися в них выдающимися людьми. Есть кем гордиться и Вырице, поселку на реке Оредеж.

В «Печатном справочнике» за 1862 год о нем сказано: «Число домов — 21, число жителей — 124». Но уже в 1912 году в журнальном рекламном объявлении о продаже земельных участков о Вырице говорится как о будущем городе-саде, где строится свой театр, работает кинематограф, действует телефонная станция и даже ходит рельсовая конка — предшественница трамвая.

Немалую роль в развитии и благоустройстве поселка сыграл состоятельный предприниматель, владелец лесопильного завода, меценат Антип Ефремов. Он возглавлял Вырицкое школьное общество, вложил свои средства в строительство церковно-приходской и торговой школ и открыл общедоступную библиотеку почти на четыре тысячи томов. В 1908 году в его семье родился мальчик, которого назвали Иваном. Ему было суждено совершить выдающиеся научные открытия и стать одним из основоположников отечественной фантастики.

Дом на Андреевской улице, где прошло детство будущего ученого и писателя, не уцелел, но сохранилась его фотография. Ее можно увидеть в небольшом музее Ивана Ефремова, действующем в Вырицкой поселковой библиотеке, носящей его имя. На архивных фото — виды Вырицы того времени: живописная Княжеская долина и Княжеский мост, железнодорожный вокзал, нарядные дачи.

И резким контрастом выглядят рядом с ними снимки сороковых годов прошлого века — безжизненная пустыня Гоби, лишенные растительности горы, археологические раскопки, которые вели экспедиции, возглавляемые Иваном Ефремовым.

Палеонтолог и геолог с мировым именем, он не был кабинетным ученым и провел в путешествиях большую часть своей жизни. В музее хранятся его походный чемодан и пара изношенных кирзовых сапог. В этих сапогах Ефремов прошел «Дорогу ветров» — древний караванный путь по пустыне Гоби. Его экспедиция именно здесь обнаружила скелеты и кости огромных динозавров и хищных ящеров — свидетелей далеких геологических эпох.

Несколько сезонов длилась большая гобийская экспедиция. В экспозиции музея — книга Ефремова «Дорога ветров», в которой он рассказывает о походной жизни.

Иван Ефремов собирал не только кости ископаемых, но и редкие минералы. Его геологическая коллекция тоже представлена в музее. Когда экспедиция закончилась, ящики с бесценными для науки останками древних животных заняли несколько железнодорожных вагонов. В маленьком музее в Вырице выставлены лишь фотографии восстановленных в натуральную величину многометровых скелетов ископаемых динозавров. А подлинники хранятся в московском Палеонтологическом музее имени Ю. А. Орлова.

Возможно, именно во время монгольской экспедиции зародились замыслы его романов-предвидений — «Туманность Андромеды», «Сердце Змеи», «Лезвие бритвы», «Час Быка». Эти книги, переведенные на многие языки мира, тоже часть музейной экспозиции.

Жаль, что творчество Ивана Ефремова современному читателю мало известно. А между тем его книги с годами становятся все более актуальными — ведь писал их не просто литератор, а глубоко мыслящий, сумевший заглянуть в будущее выдающийся ученый. Поэтому знакомство с музеем в Вырице это еще и повод прикоснуться как к невероятно интересному и загадочному пласту мировой науки, так и к сочинениям самого писателя-гуманиста.

Его именем названы несколько классов доисторических животных; минерал «ефремовит»; астероид Главного пояса астероидов Солнечной системы «Ефремиана». Вот только достойного памятника Ивану Ефремову до сих пор нет. И музей при библиотеке, созданный стараниями энтузиастов — почитателей его творчества, ютится в совсем маленьком помещении и не имеет возможности расширить свою экспозицию. Но хочется надеяться, что мир, как говорится, не без добрых людей. В современной Вырице есть подобные примеры. Так, старинную деревянную церковь Казанской Божией Матери полностью восстановил Сергей Васильев — местный предприниматель и меценат, так же, как и Иван Ефремов, уроженец Вырицы.

#история #литература #наследие