Бестиарная антитеза в


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «lena_m» > Бестиарная антитеза в советской криминальной литературе
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Бестиарная антитеза в советской криминальной литературе

Статья написана 23 февраля 2019 г. 21:27

Федунина О.В. Бестиарная антитеза в советской криминальной литературе // Новый филологический вестник, 2018, №1(44), с. 200-209.

цитата

В статье предлагается оригинальный ракурс исследования криминальной литературы советского периода. В ней рассматривается трансформация сформированной А. Конан Дойлем бестиарной антитезы «сыщик/собака – преступник/зверь (в различных модификациях)» в соцреалистическом варианте полицейского романа. Поставленная проблема решается на материале произведений А. Адамова, Ю. Семенова, бр. Вайнеров, Г. Сапожникова и Л. Степанидина. В результате анализа делается вывод о том, что в советской криминальной литературе возникли два типа реализации этой антитезы, во многом организующей систему персонажей: нормативный, где конан-дойлевская модель приобретает обобщенную форму противостояния человека и зверя, и маргинальный – в «Гонках по вертикали» и «Эре милосердия» Вайнеров, где происходит возврат к этой исходной модели через амбивалентный образ сыщика, относящегося и к человеческому, и к звериному полюсу.

Ключевые слова: бестиарий; криминальная литература; соцреализм; идеология и литература; полицейский роман; милицейская повесть; волк; собака

с. 200-201:

цитата

Советская (точнее «соцреалистическая») криминальная литература занимает особое место в общей традиции: отдельные художественные элементы и поэтика в целом подчинены в ней решению в первую очередь идеологических задач. Проявляется это в том числе и в особенностях представления главной бестиарной антитезы, организующей систему персонажей.

с. 201:

цитата

Антитеза «сыщик/охотничья собака – преступник/хищный зверь», очевидно, начинает складываться в творчестве А. Конан Дойля в рамках общего развития инвариантных для классического детектива мотивов слежки и охоты, отмеченных Н.Н. Кириленко [Кириленко Н.Н. Детектив: логика и игра // Новый филологический вестник, 2009, №2(9), с. 41–42].

с. 202:

цитата

Продолжает заданную Конан Дойлем линию Агата Кристи, у которой, по наблюдению Н.Н. Кириленко, бестиарные сравнения и метафоры переходят уже в кругозор самого героя, Пуаро [Кириленко Н.Н. Детектив: логика и игра // Новый филологический вестник, 2010, №4(15), с. 32].

Однако в советской криминальной литературе эта антитеза претерпевает трансформацию (причем не только в милицейской повести/романе, но и в шпионском романе: «Конец Большого Юлиуса» Т. Сытиной, «Тайна стонущей пещеры» А. Шебалова).

с. 207:

цитата

Итак, заданная Конан Дойлем бестиарная антитеза, в которой преступник соотносится со зверем, а сыщик – с собакой, в нормативном соцреалистическом варианте полицейского романа меняет один из полюсов на «сыщика-человека», тогда как в произведениях, где нарушаются основные жанровые константы (прежде всего, меняется тип героя-сыщика), происходит возврат к истокам.

Ольга Владимировна Федунина - кандидат филологических наук, доцент кафедры теоретической и исторической поэтики Института филологии и истории, Российский государственный гуманитарный университет.





260
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение23 февраля 2019 г. 21:28
Сводку публикаций по сей проблематике я формирую тут:

http://historiae.borda.ru/?1-12-0-000...
Детектив и вокруг

При интересе — обращайтесь в личку...


⇑ Наверх