Остров Сахалин Эдуард


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» > «Остров Сахалин» Эдуард Веркин
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Остров Сахалин» Эдуард Веркин

Статья написана 23 марта 2019 г. 08:36

Что останется?

Остров Сахалин у Чехова — место жизни. Пусть убогой, временной или просто каторжной. Наполненной обидой и презрением. Но — небезнадежной. Новый край, в котором когда-то появятся настоящие города. Хотя бы для внуков-правнуков...

У Веркина Сахалин — место дожития и смерти. Сотни тысяч китайцев бегут на остров с материка, но в саму Японию их никогда не пустят, лишь отберут всех здоровых детей.

При некотором сходстве — люди живут на острове временно, устраиваются не навсегда, отказываются думать, что пустят здесь корни — Веркин ставит совсем другой вопрос. И звучит он так: что останется после исчезновения народа? Твоего народа?

Держава и земли? России больше нет, а бескрайние просторы теперь заражены, отравлены и там бродят зомби. Всё будто проклято на веки веков.

Имена? Как от Советского Союза остались названия кратеров на темной стороне Луны? Или как от Рима нам остались сотни слов? Но Веркин безжалостно показывает, что сохранение старых сахалинских названий — это просто фиговый листок, которым другие народы прикроют собственную неблагодарность. И еще это способ не называть японскими именами землю смерти.

Достижения? Вы полетели в космос? Оставшиеся после ядерной войны люди просто не вспомнят, кто первым это сделал. Пусть они сами стремятся к небу и другие планеты становятся чуть не последней надеждой — зачем им память о вас?

Православие? В книге христианство показано настолько гротескно, настолько безнадежно и бессмысленно, что даже не хочется так оставаться в будущем. Мистическая вера становится отравленной и больной, как сахалинская земля, на которой процветают некротические культы. Теплится лишь вера в отъезд — сейчас в Японию, а потом — к звёздам, на космических кораблях.

Твоя кровь будет жить в других народах? Если только останутся дети, и уцелевшие согласятся признавать родство. Голубоглазая героиня помнит о происхождении своей матери. Но таких как она слишком мало в Японии. Да и сегодня, оглянитесь, многие ведь народы задумываются над тем, что Париж это место, где когда-то жили французы...

Твои книги? Поэзия? Идеи? Может они и сохраняться в памяти горстки ученых. Но уцелевшие после ядерной бойни народы переживают вспышку национализма. «Остров Сахалин» рисует предельно милитаристскую, опростившуюся культуру Японии. Осталось мало учёных, еще меньше поэтов. Жить просто тяжело, и очень надо найти постороннего, чужого, которого можно обвинить во всех бедах. После чего унижать и сладострастно презирать. Япония стала той жестокой, отчаянной державой, с которой готовился воевать Аркадий Стругацкий. Слесари, матросы, надзиратели и санитары — зачем им писатели-гайдзины из других эпох? Разве что просвещенный чиновник прикажет подавать чай в подстаканниках. Но это всего лишь каприз бюрократа — чтить обычаи прошлых народов.

Кроме того, чтобы остаться в умах немногих уцелевших после ядерной катастрофы — надо владеть умами людей до её начала. Сегодня дискурсом владеют американцы, потому в романе куда больше англосаксонского, чем русского. Стать античностью для нового мира — третьим Римом для азиатских культур — у русских не факт что получится. Мало мест в умах людей завтрашнего дня, и жестоко дерутся сегодняшние образы за эти места.

Как Парменид, философствуя, отнимал у вещи все качества, оставляя лишь её бытие, так и Веркин отнимает все привычные образы бессмертия народа. И лишь когда исчезает всё преходящее, становится понятно, зачем же понадобился ему парафраз чеховской книги.

В «Острове Сахалине» восемьсот девяносто пятого года издания описаны гиляки. Последние сахалинские аборигены, у которых не осталось ничего, кроме ненависти и дисциплины. Лишь в служении чужим людям, чужим идеям они ещё могут найти себя. Потому используют их для поимки беглых либо для охраны. Им по силам любые ответственные поручения, для выполнения которых не надо знать грамоты.

Русские в романе как гиляки. Главный герой это «прикованный к багру» каратель, заботам которого можно поручить молодую девушку из метрополии. Молодой парень с уже пошатнувшимся здоровьем. Артём убьет десятки людей, но её не тронет — таков приказ. Ещё будет строить столбики из речных камней — каирны — единственный вид искусства, который он понимает. Благородный дикарь, вот кто он такой.

Но русские и не гиляки. После нас остаётся некое свойство души, без которого в мире завтрашнего дня очень плохо. Когда-то наш народ был признанным носителем этого качества, играл свою роль в большом концерте «мировых чувств». Сейчас его не стало — и без русского милосердия невыносимо жить что японцам, что китайцам, что немногим оставшимся американцам.

Нельзя сказать, что бессмертие народа через чувство — уникально. В романе буквально парой абзацев рассказано, как американцы оставили японцам самоиронию. Лучший миноносец империи теперь называется «Энола».

Героиня — милосердна. Она сама не осознает этого, не умеет обращаться с этим своим качеством. Молодая красавица, которой сложно ограждать себя от назойливого мужского внимания. Роман — это её воспоминания, она много где противоречит себе, порою врёт, как очевидец. Впервые Сирень покидает родной дом и привычную академическую среду, чтобы совершить путешествие — оценить будущее Сахалина, его перспективы. У неё с собой отцовский макинтош, пара пистолетов и лучшие рекомендательные письма. Стреляет она без промаха, смотрит на мир не зашоренными глазами и хочет быть порядочным человеком.

Её образ — тоже совершенно не подходит для посткатастрофической Японии. Светлый и строгий, не отягощенный жаждой власти, наживы и умением идти по головам. Он будто пришел из романтического анимэ, которое объявили «фривольной мультипликацией» и уничтожили. Сирень почти ничего не пишет о любви, и очень много о страданиях и смерти. Но рядом с ней люди меньше всего хотят страдать, и пытаются отыскать в себе что-то хорошее, яркое. Не всегда у них получается и она устает заглядывать в раскрывающиеся души.

Фоном для путешествия Сирени становится гибель острова.

То, как героиня пытается спасать людей, кого стремится спасти, какой возвращается из путешествия — ослепшей и облученной, потерявшей свою любовь — показывает, насколько неудобно милосердие, как с ним трудно обращаться.

Как с огнём.

Но разумный эгоизм и сухая рациональная взаимопомощь приводят в тупик. Лучший поэт эпохи окажется на каторге, и умрёт, отказавшись от всего человеческого в себе, обернувшись натуральным зверем. Миллионы людей, оставшихся на острове, власти просто бросят и убьют, опасаясь эпидемии мобильного бешенства.

Так что в мире, где так мало осталось шансов на выживание человечества — невозможно без милосердия. Либо японцы в итоге станут милосердными, и научат их этому воспоминания Сирени, а её внук увезёт с Земли — либо кончатся, как прочие народы, назначая всё новых отверженных, выжигая очередные острова.

Это примиряет надежду на существование человечества с финалом романа, где русских больше нет.





1380
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение23 марта 2019 г. 09:25
Браво!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 марта 2019 г. 10:58
Спасибо.

Заслал это дело на Фанткритик, они засветили текст, а потом конкурс помер.

Пусть будет здесь.
 


Ссылка на сообщение24 марта 2019 г. 17:43
beskarss78
Не знаю, что такое Фанткритик, поскольку далёк от этих сфер, но жаль. Ваш текст действительно хорош, силён и по-мужскому конкретен.


Ссылка на сообщение23 марта 2019 г. 20:48
Присоединюсь к ХельгиИнгварссон: отлично написано!
Знаете, я прочитал уже штук 5-6 рецензий/больших отзывов на этот роман, но по-настоящему прочитать его захотелось только после Вашей. Зацепило, видать, какие-то струны души... 8:-0
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 марта 2019 г. 05:28
:beer:


Ссылка на сообщение24 марта 2019 г. 18:23
Ужас, зачем читать такие пессимистические вещиo_O? Конечно, каждому свое, но уже порядком надоели эти антиутопии, постапокапы и вампиры. Большинство современных фантастов так или иначе «пасутся» на этом поле. Никогда не комментировал чужие рецензии, но больно уж зацепила эта чернуха, которая с той или иной степенью мастерства регулярно продуцируется и выбрасывается на книжный рынок. Скажу свое субъективное мнение — гораздо проще описать, как остатки деградировавшего человечества будут выживать после катастрофы, чем смоделировать общество без сегодняшних рыночных или национально-религиозных противоречий. Упаднические настроения, проникшие в литературу, киноискусство, философию показывают лишь сегодняшнее состояние общества, предчувствие чего-то глобально нехорошего. Жаль, что неверие в Человека, в Будущее так далеко зашло....:-(
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 марта 2019 г. 19:23
Дорогой 240580 мое наблюдение, что современная русскаая фантастика почти полностью потеряла способность моделировать позитивное будущее. К сожалению и талантливые литераторы как Веркин тоже туда.


Ссылка на сообщение14 февраля 2020 г. 15:49

цитата beskarss78

а её сын увезёт с Земли
Не сын, а внук. Это конкурс памяти человека, старавшегося быть точным.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 апреля 2020 г. 19:31
Исправил


Ссылка на сообщение14 февраля 2020 г. 16:08

цитата beskarss78

Веркин безжалостно показывает, что сохранение старых сахалинских названий — это просто фиговый листок, которым другие народы прикроют собственную неблагодарность.
По-моему, тоже неточность. Да ещё и безжалостно! Русские названия оставлены именно, как акт благодарности за прикрытие Россией Японии в начале войны. Японцы помнят и друзей и врагов.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 февраля 2020 г. 16:41
Видно, зацепила вас рецензия, зацепила :-D
 


Ссылка на сообщение14 февраля 2020 г. 16:51
Не столько рецензия, сколько книга. Она гораздо БОЛЬШЕ суммы всех рецензий. Да ведь и моё слагаемое (или вычитаемое?) в этой сумме есть, так что интерес понятен.


Ссылка на сообщение8 апреля 2020 г. 22:06
Очень крепкая рецензия! (Книгу не читала / не буду / не моё) Так что сужу только стилистику самой непосредственно статьи, — хлёстко, быстро, местами рвано, но с классным таким пересказом (грамотным ёмким изложением) исходника. Оценить неточности сложно — именно по выше означенным причинам.
PS Прошу прощение, — не успела просто физически оценить эту рецензию именно на конкурсе. Но как показывает практика, — сильный текст тянет себя сам8-)
PPS Пусть даже «подхваченный в последний момент» согласно общей статистики баллов. Статья на высшем уровне:beer: Удачи автору не только на конкурсе. А вообще удачи и Вдохновения в создании нового нетривиального текста:-)


⇑ Наверх