Дмитрий Казаков Оковы


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «jelounov» > Дмитрий Казаков, «Оковы разума»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Дмитрий Казаков, «Оковы разума»

Статья написана 19 апреля 12:23
Размещена:

Роман приключенческий, напряженный, местами настоящий триллер — о вторжении Чужаков на нашу планету. От огромного большинства подобных историй отличается тем, что герой – не крутой десантник или пилот, что ломает черепа инопланетянам и с самолета торпедирует главную базу на орбите («День независимости») – и не перепуганный, пытающийся выжить свидетель катастрофы («Война миров») – и не ученые, что пытаются отравить чужих бактериями («Кукловоды») – и не пьянчужка-поэт, что ловко притворяется сотрудничающим с чужаками, а потом уводят летающую тарелку на солнце («Томминокеры»)… извините, увлекся. Можно бесконечно долго продолжать список испробованных фантастами вариантов борьбы с вторжением. Герой Казакова – профессор-лингвист Ник Новак — не вступил в борьбу с пришельцами. Оказавшись в оккупации, он вынужден был пойти к ним в услужение переводчиком, потому что должен был кормить семью. Он пережил опасную операцию на мозге, но остался землянином, и хотел бы помочь своим в борьбе с Чужаками – но мог сделать только то, что умел, как ученый: изучать их язык и образ мышления и попытаться поделиться этим с Сопротивлением. Читатель — современный городской житель — скорее почувствует симпатию к такому протагонисту, чем к крутому десантнику.

Ожидаемо, Ник все время скользит по грани смерти, потому что Чужаки безжалостны и к людям относятся, как к скоту. Он становится свидетелем, и в какой-то мере даже соучастником их бесконечных преступлений: ведь он вынужден переводить и во время пыток, и во время карательных акций, и на тяжелых работах, придуманных оккупантами для населения. В отличие от некоторых землян, что с радостью работают на инопланетных хозяев (такие коллаборанты находят себе оправдания почему нужно мучить и убивать себе подобных, и даже получают от этого удовольствие), Ник тяжело переживает свое вынужденное соучастие. Он по-своему благородный герой, очень честный — не может даже оговорить на суде негодяев, чтобы остаться жить. Фактически, он приносит себя в жертву ради семьи. Возникают параллели между поведением Чужаков и поведением, к примеру, гитлеровских или натовских военных преступников в недавнем прошлом – а также с жизнью людей на оккупированных ими территориях. Очень узнаваемо – и куда более правдоподобно, чем героические подвиги вояк в «Дне независимости».

Совершенно необычно, что Казаков пытается выстроить теоретическую базу под лингвистический аспект возможного будущего контакта землян с представителями других миров, нащупать возможные при этом проблемы. Кому-то из читателей эта часть может показаться скучной и узко-специальной – но для фантастики как футурологии это весьма любопытно. И для понимания психологии межнациональных контактов тоже важно. Язык создается разумом – и наоборот принципы построения языка оказывают влияние на психологию, культуру и на темпы развития наций. Ментальность и язык неразделимы. Конкуренция культур и языков в мире очевидна; а создание искусственных языков может повлиять на будущее человечества.

Отмечу еще, что любой роман о вторжении на Землю вертится вокруг того, как же землянам удастся справится с захватчиками. В «Оковах разума» задолго до конца истории становится понятно, что это не главная проблема. В центре сюжета выживание героя и его семьи, а не всего мира. Мир, по закону этого жанра, справляется с проблемой чужаков сам (в 99% таких историй нашу милую планету так или иначе очищают от врагов – силой оружия, гриппом-ветрянкой или даже музыкой Элвиса Пресли). А конкретный человек, прошедший через то, что досталось Нику Новаку, вызывает даже более сильное сопереживание, чем вся цивилизация. История получилась очень человеческая, психологичная.

https://fantlab.ru/work1010023





736
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение19 апреля 13:33 цитировать
А объяснено в книжке, ЗАЧЕМ супер-пупер-цивилизации, освоившей межзвёздные перелёты и обогнавшей по своему развитию человечество как минимум на несколько сотен лет, оккупировать Землю и всячески гнобить несчастных людишек? С чего вдруг в высокоразвитых алиенах проснулось такое дикарство?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 апреля 14:53 цитировать
А зачем алиены всегда нападают? Затем и здесь.
 


Ссылка на сообщение19 апреля 15:12 цитировать
Так они там вовсе не высокоразвитые, а базовые фашисты-нацисты с культом силы и порабощения неарийцев.


Ссылка на сообщение19 апреля 14:02 цитировать
За рецензию — спасибо, :beer: но читать пока поостерегусь.
Во-первых, выглядит довольно вторично по отношению к целому пласту т.н. «лингвистической» фантастики — от «Языков Пао» Дж.Вэнса до множества отечественных и зарубежных рассказов со схожей проблематикой.
Во-вторых, сам Дмитрий уже обращался к «лингвофантастике» в рассказе Адский червь, и не сказать, что рассказ сильно меня впечатлил.
Подожду ещё отзывов. Но на заметку — взял.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 апреля 14:55 цитировать
Можно не стеречься. Читается легко и с интересом.


Ссылка на сообщение19 апреля 14:18 цитировать
Отзыв заметно лучше, чем сама книга. Помимо изучения языка, который всего-то оказался инкорпорирующим с тотальной грамматикализацией всех сем (читай, юристы язык сочиняли), в романе особо ничего не происходит. Автор вроде бы и делает шаг в сторону, выбирая героем рядового университетского гуманитария, но тут же ставит его на стандартные сюжетные рельсы — ну раз ты обычный человек, вот тебе обычная семья с обычной женой и обычными детьми, вот тебе обязательная воздыхательница-сексапильная аспирантка, о которой при первом же появлении было ясно, что автор силой засунет ГГ с нею в постель в каком-нибудь эпизоде, и так далее.
Персонажей, по сути, в книге двое — это лингвист, которому почему-то взрывает мозг довольно простой и очень близкий к человеческим язык (в книге ближе к концу подчёркивается, что это искусственный язык, рассчитанный на то, чтобы все использовали его абсолютно одинаково, то есть идеальный язык-посредник), и баба-истребитель, вызывающей интерес хотя бы тем, почему она с таким удовольствием мочила людей, поддерживая оккупантов (всё оказалось довольно просто, но правдоподобно).
Важно, что для Казакова книга действительно хорошая. После того, как он перестал гнать бессмысленные боевые сериалы и стал писать не больше книги в год, Казаков прям начал литературу делать, а не пульпу, и оказался средним-средним, но всё же неплохим автором, у которого есть и мысли, и образы. Тут я могу ему только пожелать продолжать в том же духе, потому что рост налицо.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 апреля 14:56 цитировать
До этого я читал у него только «Черное знамя» — весьма неплохо.
 


Ссылка на сообщение19 апреля 15:08 цитировать
Да, «Чёрное знамя» очень хорошее. Первый роман нового творческого периода писателя, и сразу приличный.
При этом, что характерно, (сам Казаков писал) суммарный доход с двух изданий этого романа у писателя был 20 тысяч рублей. Around nothing для человека, который прежде жил с литературных гонораров.
 


Ссылка на сообщение19 апреля 17:24 цитировать
«Чёрное знамя» да, весьма и весьма. Потому, собственно, и стал следить за творчеством автора.


Ссылка на сообщение19 апреля 17:52 цитировать
Спасибо за рецензию! Мне очень понравилась книжка: отличный язык, интересные идеи, увлекательный сюжет. Видно, что Казаков думающий автор, и при этом не занудный.




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх