Артур Конан Дойль и Шерлок


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kublitskaya» > Артур Конан Дойль и Шерлок Холмс (фрагмент биографии)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Артур Конан Дойль и Шерлок Холмс (фрагмент биографии)

Статья написана 20 апреля 2019 г. 12:38

Запись о регистрации рождения Артура Дойля (дата регистрации 24 мая 1859 года)

...Итак, 22 мая 1859 года в скромной квартире дома № 22 по Пикарди-Плейс в Эдинбурге родился мальчик. Он был третьим из десяти детей Чарльза и Мэри Дойлей. Впрочем, в 19 веке детская смертность была обычным делом, и выживали не все. Вот и в семье Дойлей трое детей умерло еще во младенчестве, в том числе и рожденная второй девочка, отчего мальчика, о котором дальше пойдет речь, в биографиях часто называют вторым ребенком.

Два дня спустя его крестили. Крестной матерью была двоюродная бабушка из Килларни, в монашестве мать Игнация, в миру — Кэтрин Дойль. Крестным отцом стал двоюродный дед Майкл Конан.

Вот так на свете появился Артур Игнатиус Конан Дойль. И хотя многие убеждены, что Конан является частью двойной фамилии, отчего в русском языке встречается написание Конан-Дойль, это все же среднее имя. К слову сказать, в русской традиции принято писать фамилию писателя с мягким знаком, хотя современные правила перевода рекомендуют в подобных случаях писать без него. Русская традиция написания английских имен вообще вызывает много споров, а порой и недоумений. Взять хотя бы Huxley. Фамилию видного английского биолога 19 века по-русски пишут как Гексли, однако когда речь идет о его не менее знаменитых внуках, то они Хаксли. И, пожалуй, мы еще не раз столкнемся с разночтениями в переводе имен, когда продолжим изучение биографии писателя. Но об этом позже.

Так что новорожденного мальчика звали просто Артур Дойль, а Конан Дойлем он стал называться уже в зрелые годы, превратив это сочетание в подобие псевдонима (другой вопрос, что дети писателя уже использовали псевдоним как фамилию, но это не такая редкая история, вспомнить хотя бы Гайдаров). Как утверждают биографы — в честь любимого двоюродного деда, однако мне чудится, что сюда вмешиваются и другие мотивы.

Ну что за фамилия такая — Дойль? Хотя она и довольно распространена в Ирландии, никаких особо выдающихся Дойлей в истории не замечено. Не считать же за такового некого Джеймса Дойла, обвиненного в государственной измене в 1642-м году? Да и сама фамилия простоватая, это просто ирландский вариант гэльского имени Дугал (от dubhgal — темный, чужеземец, так много веков назад называли нападавших на берега Ирландии и Шотландии датчан). Поэтому в семье Дойла предпочитали считать, что происходят они из древнего нормандского рода д’Ойли, которые вместе с Вильгельмом Завоевателем пересекли Ла-Манш в 1066 году и участвовали в битве при Гастингсе. Какому-то из д’Ойли в 1333 году король Эдуард ііі пожаловал земли в ирландском графстве Уэксфорд. Впрочем, ко второй половине 18 века род этот из-за законов против католиков обнищал и последних родовых уэксфордских земель лишился. Имел ли к ним какое-нибудь отношение торговец тканями Джеймс Дойль, проживавший в Дублине на Эндрю-стрит, 15, история и архивы Ирландии умалчивают. В доме этого торговца и родился в 1797 году дед писателя Джон Дойль — в будущем выдающийся художник и карикатурист.

К рассказу о семье Джона Дойля можно перейти немного позже, упомянем только что в семье его жены Марианны (Майкл Конан ее брат) родословную выводили от бретонского герцогского рода, и, похоже, с точно такими же основаниями: отец Марианны тоже был торговцем тканями.

И — продолжать эти генеалогические притязания так продолжать — в семье матери Артура тоже любили помянуть свое высокое происхождение. Бабушка, Кэтрин Фоли, в девичестве Пэк, своим предком считала некоего преподобного Ричарда Пэка, женатого на урожденной Перси (а Перси, как известно, в родстве с Плантагенетами и герцогами Нортумберлендскими), а среди дальних родственников числила сэра Дэниса Пэка, который командовал Шотландской бригадой в битве при Ватерлоо. Однако, опять-таки, ее отец Уильям Пэк был всего лишь бакалейшиком и виноторговцем в Килкенни.

Имея такие роскошные генеалогические корни, быть всего лишь Дойлем, одним из многочисленных безликих Дойлей? О нет! Конан Дойль звучит куда достойнее, вы не находите?

(И все же, порой кажется, что сам Артур Конан Дойль относился к этим генеалогическим изысканиям с изрядной долей иронии. Недаром в раннем рассказе «Тайна замка Горсорп-Грейндж» герой, разбогатевший бакалейщик, говорит: «Род наш восходит еще к доисторическим временам — это можно заключить из того факта, что появление нашей фамилии Д,Одд на исторической арене Британии не упоминается ни единым авторитетным историком-летописцем»).

Вернемся, однако, к Джону Дойлю и его семье.

Джон рано проявил способности художника, и это определило его судьбу. Он учился в Королевской Дублинской школе рисования, и в 1814 году, когда ему было 17 лет, в Ирландском сообществе художников были выставлены три его картины с лошадьми. Лошадей он любил, часто охотился верхом, и хорошая память помогала ему рисовать даже тогда, когда лошади не было перед глазами. Говорили, был случай, когда он, увидев коня, заявил, что тот очень похож на жеребца, которого он когда-то видал в Дублине. И оказалось, что этот конь — прямой потомок дублинского жеребца. Быль это или красивая небылица, неизвестно, однако же в 1822 году Джону Дойлю были поручены конные портреты маркиза Слайго и графа Талбота, вице-короля Ирландии.

В том же 1822 году, не успокоившись на достигнутом, двадцатипятилетний художник решил перебраться в Лондон. К этому времени он уже был обременен женой и дочкой, на подходе был следующий ребенок, а Дублин, как и вся Ирландия, переживал не самые лучшие времена. В Лондоне он поселился в северном Сохо, который в то время был весьма популярным у писателей и художников районом. Молодой ирландец был пока никому неизвестен, и репутацию приходилось зарабатывать заново. Он сделал серию рисунков «Жизнь скаковой лошади», написал, главным образом по памяти, несколько портретов, но скоро понял, что прокормить семью получается плохо, тем более, что она росла как на дрожжах. Тогда Джон переключился на довольно популярный и востребованный журналами и газетами жанр карикатуры и быстро прославился, но не под своим именем, а под псевдонимом «Н.В.». Почему-то он настаивал на строжайшей анонимности, и более 15 лет вряд ли кто подозревал, кто кроется под маской знаменитого карикатуриста, хотя про причины пренебрежения славой и острого нежелания открыть свое имя вроде бы нигде не сообщается. Могу высказать предположение, что, зарабатывая карикатурой, Джон Дойль помышлял о славе «серьезного» живописца: вряд ли он мог надеяться в случае раскрытия псевдонима, что те же самые лорды, карикатуры на которых он рисует для газет, доверят ему писать свои портреты. Славой он не пренебрегал, просто слава ему нужна была совсем другого рода.


Джон Дойл, портрет работы его сына Генри Эдварда Дойла


Заработок карикатуриста позволил семье вскоре переехать в большой удобный дом к северу от Гайд-парка, однако достаток оказался не таким уж и прочным. Внешне все выглядело вполне благопристойно: в доме часто принимали друзей, среди которых были известные писатели, политики, художники — сэр Вальтер Скотт, Бенджамин Дизраэли, Уильям Мейкпис Теккерей, Данте Габриэль Россетти, Чарльз Диккенс и другие, мальчиков учили фехтованию, танцам и музыке... Но старшая дочь Аннет, которая после смерти матери осталась за хозяйку дома, порой отсутствовала на ланче — чтобы остальным хватило еды.

Вот, кстати, фраза из русской Википедии:

Джон Дойл был женат на Марианне Конан, в браке у них родилось семеро детей, из которых выжили четверо, все они стали художниками: иллюстратор Джеймс Дойл (1822–1892), художник, иллюстратор и карикатурист Ричард Дойл (1824–1883), Генри Дойл (1827–1892), впоследствии директор Национальной галереи Ирландии, а также Чарльз Дойл (1832–1893), отец сэра Артура Конан Дойла, создателя Шерлока Холмса

Об Аннет, которая стала монахиней и дожила до 1899 года, все забыли.

Кроме уже упомянутых детей, были еще Френсис, который умер пятнадцатилетним, и Аделаида, которая едва достигла тринадцати лет. Причины их смерти сейчас, пожалуй, не установить.

Да и с Марианной, женой и матерью, тоже не все понятно. Википедия вслед на некоторыми биографами утверждает, что Марианна умерла в 1832 году при родах седьмого ребенка (надо полагать, рожая как раз злосчастного Чарльза, отца будущего сэра Артура). Однако Рассел Миллер, один из последних биографов Артура Конан Дойля, утверждает, что умерла она 11 декабря 1839 года от «порока сердца» в возрасте сорока четырех лет. Если последнее утверждение верно, возникает еще одна загадка: что случилось после 1832 года с женщиной, которая до того регулярно, каждые год-два рожала по ребенку (1821, 1822, 1824, 1827, 1829, 1831, 1832): заболела ли она «по женской части» от непрерывного деторождения или же постигла богопротивную тайну немудреных ранневикторианских контрацептивов?

Семья Дойлей, к слову сказать, стойко придерживалась католицизма: брат Джона был священником, две сестры — монахинями, дочь Аннет, как мы видим, тоже выбрала эту стезю, даже удивительно, что никто из сыновей Джона не стал делать духовную карьеру.

Впрочем, старший сын, Джеймс Уильям Эдмунд Дойль, получил прозвище Аббат, но не за чрезмерную набожность, а за тихий нрав и склонность погружаться в глубокие размышления. Он предпочел историю и геральдические изыскания, работал над исследованием «Служилое дворянство Англии» и геральдическим справочником, однако труд его остался неоконченным, когда в 1892 году он умер. При этом он был хорошим художником: известно его полотно «Литературный вечер у сэра Джошуа Рейнольдса», а к своей книге «Хроника Англии» он сделал много иллюстраций.

Джеймс Дойль

Литературный вечер у сэра Джошуа Рейнольдса

одна из иллюстраций к «Хроникам Англии»

Второй сын, Ричард, тоже относился к религии всерьез, и в 1850 году ушел из журнала «Панч», где сотрудничал в качестве карикатуриста с семнадцати лет, когда пришел к выводу, что редакция слишком враждебно относится к католицизму, и его не остановило даже то, что при этом он лишился 800 фунтов годового дохода. К слову сказать, к этому времени он заполнял «Панч» карикатурами примерно на треть, а обложка его дизайна украшала «Панч» с 1849 года аж до 1954 (цифра 9 в этой последней дате не опечатка ).

Ричард Дойл, работа Генри Эдмунда Дойла

обложка журнала «Панч» 1916 года с дизайном Ричарда Дойла

Кроме карикатур, Ричард прославился как иллюстратор сказок и романов популярных писателей. Впрочем, особой пунктуальностью он не отличался, и с придумыванием отговорок для своих опозданий с заказами сильно не затруднялся, вплоть до самых смехотворных: ’not got any pencils’ (не получил карандашей). Надо ли говорить, что с течением времени с заказами у такого ненадежного иллюстратора начали возникать проблемы? Впрочем, до полного забвения он не дожил, умер от апоплексического удара сравнительно молодым, в 59 лет.

Генри Дойль

Наиболее успешным из сыновей Джона Дойля был, пожалуй, третий брат, Генри Эдвард. Он тоже был художником, однако настоящим призванием его оказалась должность директора Ирландской национальной галереи в Дублине. Средств на покупку новых картин в коллекцию галереи всегда отпускали очень мало, но Генри Дойль, проявляя большой вкус и чутье, превратил Дублинскую национальную галерею в музей самого высокого уровня. За заслуги он был награжден в 1880 году орденом Бани. Как и остальные братья Дойли, он был ревностным католиком и отмечен за свои заслуги орденом Пия ix.

Четвертый брат, который стал отцом будущего сэра Артура, в биографиях писателя обычно называется «не менее одаренным, чем братья», однако дед писателя был явно другого мнения. В письме от 22 января 1842 года он замечает: «... хотя все пятеро моих сыновей обнаруживают склонность к искусству, лишь из троих старших может в этом смысле безусловно выйти толк». Надо полагать, двенадцатилетний Френсис и девятилетний Чарльз плохо поддавались педагогическим приемам отца и не проявляли достаточной усидчивости в рисовании. Неизвестно, как бы сложилась судьба Френсиса, если бы он не умер так рано, но вот Чарльз уже к семнадцати годам отца разочаровал как будущий художник, и он пристроил его на службу: одним из трех помощников Роберта Матесона, управляющего делами ее величества в Эдинбурге, с довольно неплохим для одинокого молодого человека годовым жалованьем 180 фунтов. Какие причины побудили Джона Дойля отправить юного сына так далеко от дома, сейчас уже не понять.

Прежде чем мы отправимся в Эдинбург вместе с юным Чарльзом, задержимся уж ненадолго в доме Джона Дойля, чтобы завершить обзор домочадцев.

После смерти Марианны Дойль хозяйство в доме помогала вести ее незамужняя сестра Элизабет, а их брат, уже знакомый нам Майкл Конан, тоже жил у Дойлей, незадолго до того получив диплом адвоката. Впрочем, мы теперь знаем его как театрального и литературного критика, который работал в Париже и писал для английских журналов. В части статей на русском языке его даже называют не Майклом, а Мишелем, возможно, принимая за француза. В некрологе, помещенном впоследствии в «Арт джорнел», с которым он долгие годы сотрудничал, Майкл Конан характеризуется как тихий, скромный человек, не склонный к спорам и готовый скорее слушать, чем говорить. Однако в воспоминаниях Артура Конан Дойля он предстает перед нами «славным горячим ирландцем» (this dear old volcanic Irishman). Надо полагать, что в домашних условиях и с приятными сердцу людьми Майкл Конан был совсем другим человеком, словоохотливым и вполне готовым к спорам. Можно еще заметить, что Майкл Конан был убежденным националистом и одним из основателей движения «Шинн фейн» (по-гэльски «мы сами»), которое требовало независимости Ирландии; впрочем, слишком радикальные действия фениев (другой националистической ирландской организации, склонной к террору) он не одобрял. Добавим, что первая встреча Майкла Конана с крестником произошла, когда Артуру было уже шестнадцать, хотя с самого раннего детства Майк присылал Артуру книги и интересовался его учебой. У Артура к тому времени уже были свои представления об ирландской проблеме — скорее всего, он уже тогда был сторонником единой империи, о которой позже с воодушевлением писал в своих книгах. Вполне можно допустить, что страстные споры, доводящие Майкла Конана до «вулканического» состояния, относились скорее не к литературе, а к политике. О литературе, скорее всего, им много спорить не приходилось: круг чтения юного Артура был во многом сформирован по рекомендациям Майкла. Позже писатель признавал, что его тело и ум в большей мере сформировал Майкл Конан, чем все семейство Дойлей.

Майкл Конан





495
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх