Первый роман Великого


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «georgkorg» > Первый роман Великого Неизвестного (Вальтер Скотт. Уэверли, или Шестьдесят лет назад)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Первый роман Великого Неизвестного (Вальтер Скотт. Уэверли, или Шестьдесят лет назад)

Статья написана 19 мая 2019 г. 11:23

Вальтер Скотт. Уэверли, или Шестьдесят лет назад

Серия: Собрание сочинений в двадцати томах, том 1

М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960 г. 639 страниц

Перенесёмся на чуть более чем двести лет назад в Англию. Что мы видим на книжных прилавках? Конечно же, с них еще не сошли томики Анны Радклиф и ей подобных авторов готических романов, но многие читатели уже корчат нос и называют их признаком дурного вкуса. Они хотят чего-то новенького... Пухлые переводные французские романы — признак еще более дурного вкуса... Лишь кое-где можно разжиться небольшим сборником новомодной поэзии...

И вот на прилавках появляется таинственная книга без подписи автора — «Уэверли, или шестьдесят лет назад».

Лишь только первая тысяча экземпляров была сметена с прилавков, а её автора уже стали называть не иначе как «Великий Неизвестный».

Чем так привлекла читателей эта книга? Своей живостью — живые персонажи и не менее живые страницы истории. Писатель переносил читателя в совсем недалёкое прошлое — всего на шестьдесят лет назад. По его поздним заявлениям он специально отправился в такое недалёкое путешествие по той простой причине, что сам специально выслушивал многочисленные истории еще живых очевидцев о том, что будет происходить на страницах будущего романа.

Идея написать «исторический роман» Вальтера Скотта (а как впоследствии выяснилось, Великим Неизвестным оказался именно он) преследовала долгие годы. Многие его более ранние поэмы как например «Дева озера» — уже и были романами, только написанными в стихах. Идея эта возникла еще в то время, когда он читал и восторгался книгами «Замок Отранто» Горация Уолпола и «Тайны Удольфского замка» Анны Радклиф... Тем более что Вальтера Скотта всегда тянуло к истории, а история в тогдашней литературе была в основном либо вымышленной, либо чересчур заумной и нечитабельной... И вот годы шли, и наконец, замысел был осуществлён.

Влияние романа «Уэверли» на мировую литературу сложно переоценить. Практически в одиночку Вальтер Скотт создал новый жанр — исторический роман. И его книги заняли совершенно особое место в литературе. Отголоски его романов можно найти как у английских авторов, так и писателей других стран. Даже Пушкин создавая свою «Капитанскую дочку» не смог ничего другого как попробовать повторить сюжет «Уэверли» на русском колорите...

А в 2010 году герцогом и герцогиней Бакклейх, потомками сэра Вальтера Скотта, была учреждена премия его имени, которая вручается за лучшие произведения, опубликованные за прошедший год в Великобритании или Ирландии, описывающие события, происшедшие не позднее, чем шестьдесят лет назад.





1658
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение19 мая 2019 г. 16:15
Спасибо. Ваши рецензии читать интересно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 мая 2019 г. 17:02
Вам спасибо за добрые слова и то что читаете!
 


Ссылка на сообщение19 мая 2019 г. 17:07
Чувствуется талант рассказчика, когда читаешь написанные вами рецензии.
Такое впечатление, что как будто на уроке слушаешь увлекательно рассказываемый материал, что вот и хочется отвлечься, да любопытство — что будет дальше? не дает пропустить ни слова.
Ваши рецензии зачастую содержат исторические факты, и так интересно преподнесены, что иногда гуглишь, и читаешь неизвестные широкой общественности исторические факты. Это тоже надо учитывать и поставить жирный плюс к вашим рецензиям.
 


Ссылка на сообщение20 мая 2019 г. 08:10
Спасиб большое!
Просто мне нравится то о чём я пишу и нравится писать о том что нравится.8:-0
И да, мне нравится изучать не только сам текст, но и контекст, тенденции в развитии литературы и культуры в целом. И для меня это гораздо важнее чем например высказать своё никому не нужное «имхо», что понравилось или нет.


Ссылка на сообщение19 мая 2019 г. 18:13
Спасибо за внимание к этому отличному писателю! Это навсегда образец исторического романиста! А так как я ещё и дюманист, то добавлю отзыв одного великого о другом:
История Франции, приобрела репутацию до такой степени скучной, что в этом отношении она могла бы с успехом соперничать с историей любой другой страны на свете; вот почему исторический роман был совершенно чужд нашей литературе до тех пор, пока до нас не стали доходить шедевры Вальтера Скотта. Сколь же велико было у нас во Франции удивление, когда после появления «Айвенго», «Кенилвортского замка» и «Ричарда в Палестине» нам пришлось признать превосходство этих романов над нашими.
Именно Вальтер Скотт присоединил к интуитивным приемам своих предшественников приобретенные познания, а к пониманию
человеческого сердца – знание истории народов; именно он, наделенный интересом к старине, верным взглядом и животворящей силой изображения, сумел своим гением воскресить целую эпоху с ее нравами, интересами и страстями, начиная от свинопаса Гурта и вплоть до Черного Рыцаря Ричарда, начиная от драчуна Майкла Лемборна и вплоть до королевы-цареубийцы Елизаветы, начиная от рыцаря Леопарда и вплоть до придворного медика Салах ад-Дина; короче, под его пером люди и вещи обретают жизнь и место, соответствующие времени, когда они существовали, и читатель, сам того не замечая,
оказывается перенесенным в полноценный мир со всей его стройной общественной иерархией и спрашивает себя, уж не спустился ли он при помощи какой-то волшебной лестницы в одно из тех подземных царств, о каких говорится в «Тысяче и одной ночи».
Однако вначале мы не отдавали себе в этом отчета и долгое время полагали, что неведомая нам прежде занимательность, какую мы находим в романах Вальтера Скотта, объясняется тем, что история Англии гораздо богаче разнообразными событиями, чем наша. Мы предпочитали объяснять это превосходство, которое невозможно было отрицать, сцеплением обстоятельств, а не гением человека. Это тешило наше самолюбие и виновником наших неудач в значительной доле делало Господа Бога.
Мы еще укрывались за стеной этих доводов и как могли оборонялись под ее защитой, как вдруг вышел в свет
«Квентин Дорвард» и проделал брешь в заслоне из наших вялых оправданий. С этого времени приходилось признавать, что и в нашей истории есть романтические и поэтические страницы, а в довершение нашего унижения они были прочитаны нам англичанином и мы узнали о них лишь в переводе с чужого языка.
У нас есть такой недостаток, как тщеславие, но зато, к счастью,нам не присуще упрямство, и если мы побеждены, то открыто признаем свое поражение, пребывая в уверенности, что рано или поздно нам предстоит отыграться и одержать победу. Наша молодежь, со всей страстью принялась за работу; каждый углубился в исторические залежи наших библиотек, отыскивая самую
богатую, на его взгляд, золотую жилу французской истории. Тотчас же толпа набросилась на бесценную руду, и спустя несколько
лет появились камзолы, средневековые капюшоны и башмаки с загнутым кверху острым концом; слышался громкий лязг доспехов, шлемов и кинжалов; наконец, из тиглей наших современных алхимиков вышли на свет «Сен-Мар» и «Собор Парижской Богоматери», два слитка чистого золота...
В то же время другие попытки, какими бы несовершенными они ни были, дали, по крайней мере, тот результат, что они привили людям вкус к нашей истории...
Вальтер Скотт вне всякого сомнения, с помощью созданных им романов преподал своим соотечественникам больше исторических сведений, чем это сделали учёные с помощью своих исторических трудов...»

А. Дюма. Из предисловия к «Графине Солсбери»
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 мая 2019 г. 08:17
Спасибо огромное за эту цитату! Прочитал с удовольствием.
Скотт действительно внёс неизмеримый склад в европейскую литературу, и отголоски его влияния прокатились практически через весь XIX век и слышны даже до сих пор... Потому что его приёмы используются сейчас повсеместно. Причём не только в историческом романе, но и приключенческом, детективном, и даже в фэнтези.
 


Ссылка на сообщение20 мая 2019 г. 13:37
и я вам цитату вкину, если позволите :) хотя, может быть, она вам известна:

цитата

...если б рассказывать все их мнения, то мне был бы нужен талант Вальтер-Скотта и терпение его читателей

Лермонтов, «Вадим»
 


Ссылка на сообщение20 мая 2019 г. 14:29
Да, спасибо!
Вообще сейчас даже сложно представить, насколько в то время Вальтер Скотт царил в умах во всей Европе, и в том числе в России. Читаешь литературу того времени — и постоянно везде Вальтер Скотт попадается. Пожалуй, ни один из писателей не удостаивался такой чести из современников.
 


Ссылка на сообщение20 мая 2019 г. 17:31
а, вот ещё что вспомнила:

цитата

Я вёз с собой два тома путешествий Пржевальского, один том Потанина, описание Китая Рихтгофена, несколько романов Вальтера Скотта и Брет Гарта, карманного формата, на немецком языке.

это Владимир Афанасьевич Обручев, «От Кяхты до Кульджи. Путешествие в Центральную Азию и Китай», экспедиция предпринята в 1892-1894 гг. (читала несколько лет назад, запомнилась такая деталь)
 


Ссылка на сообщение20 мая 2019 г. 17:45
Да, такие вещи мне тоже запоминаются. Спасибо!
 


Ссылка на сообщение20 мая 2019 г. 16:18
Действительно терпение при чтении необходимо, Лермонтов точно подметил. Вальтер Скотт очень обстоятелен и описывает всё до мелочей. Но зато, если настроиться на его волну, это будет суперэстетическое удовольствие и эффект глубокого погружения в описываемую эпоху.
Вот именно с «Уэверли» мне лично не повезло. Читал урывками, с перерывами, не проникся и не отложилось как то. Зато все остальные романы зашли — на ура, по 2-3 перечитывал. «Квентина» — 4 раза, и всё время впадаю почему то в телячий восторг.
 


Ссылка на сообщение20 мая 2019 г. 17:48
«Уэверли» по сравнению с другими романами действительно более обстоятельный и поэтичный. Всё же это был первый опыт. Уже второй его роман заметно живее. Скотт видимо сам это понимал. Но, тем не менее, мне «Уэверли» очень нравится, ничуть не менее других его книг. Но читать его конечно надо не урывками, а погружаясь. Иначе не войдёте в канву повествования...
А «Квентин Дорвард» — как раз самый приключенческий. И самый, простите за выражение, дюмашный!;-)


Ссылка на сообщение22 мая 2019 г. 06:37
Спасибо! Вальтер Скотт, пожалуй, лучший исторический романист 19 века. В смысле — что это настоящая литература про людей, а не жанровая проза. Проживи Пушкин подольше, он бы конечно его переплюнул, если бы пару тройку исторических романов написал. Но что говорят исторические писатели о сослагательном наклонении?..:-)
Начало вашей рецензии улыбнуло. Пока читатели изнывали над романами Радклифф среди них жил(а) писатель(ница), которая была как Эверест среди холмиков. Но они ее не знали и не оценили. Знал и оценил как раз Вальтер Скотт. Я про Джейн Остен, конечно.
Кстати ,а почему у нас его так и не стали называть Уолтером? Традиция просто?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 мая 2019 г. 07:04
Да, традиция такая. Более того, по обыкновению XIX века, его имя даже не склонялось. Вы читали нового Вальтер Скотта?

Насчёт Пушкина я очень сомневаюсь, так как он сам в общем-то написал всего лишь подобие Уэверли. Там ничего нового не было, кроме собственно антуража, то есть российской действительности. Пушкин на самом деле во многом был лишь ретранслятор новых идей в Россию, но не их создатель.

А Джейн Остин да, Скотт её как и многие другие таланты заметил. Но она тогда ещё не была так популярна. Она хотя и написала большую часть своих романов ещё в 90х, опубликованы они были более чем через десять лет. Да и такой славы, как у Скотта или Радклифф, у неё не было, тем более всемирной. Это пришло значительно позже.

Но кстати Радклифф на Остин тоже безусловно повлияла. Скоро об этом напишу отдельно!;-)
 


Ссылка на сообщение22 мая 2019 г. 09:15
Согласен, у Пушкин вряд ли стал бы историческим романистом, усидчивости бы не хватило. Короткая повесть про Гринёва, альтернативный «Рославлёв», «Арап...», которых он забросил, талантливые попытки, которые вряд ли переросли бы в серьезные вещи. Да и мода на исторический роман к концу тридцатых годов сошла на нет (только у нас, в европе Дюма вдохнул новую жизнь в этот жанр), и Пушкин переключился бы на что то современное...
Вот здесь я собрал самую полную подборку отечественной исторической прозы первой половины XIX века, кому интересно: https://www.livelib.ru/select...
 


Ссылка на сообщение23 мая 2019 г. 18:20
Да, Пушкин был весьма нетерпеливым для исторического романа. И судя по количеству начатых и незаконченных им романов, конечно, с Вальтером Скоттом он бы сравниться не смог никак...
Огромное спасибо за список — нашёл в нём много интересного — занесу себе в пометки.
 


Ссылка на сообщение22 мая 2019 г. 12:33
Позвольте мне как человеку специально много времени уделившему изучению Капитанской дочки с вами не согласиться. Там было очень много нового. Он вообще не Скотта опирался, кроме того, что рассказал частную историю на фоне исторических потрясений. Ну да ладно.
 


Ссылка на сообщение22 мая 2019 г. 17:46
Да вот именно, что на Скотта, начиная с главного героя, поставленного автором между двумя противоборствующими сторонами. И героиней, которая спасает главного героя. Хотя конечно, стиль Пушкина индивидуален и он не просто подражатель. За деревьями нужно видеть лес. Ну да ладно)))
 


Ссылка на сообщение23 мая 2019 г. 18:23
Да, «Капитанская дочка» — это именно «Уэверли» на русском, или даже по русски. Конечно колорит и авторский стиль на высоте.
Вообще же Пушкин и во многих своих других произведениях был именно «переводчиком» многих зарубежных идей. Делал он это конечно мастерски, и был первым в своём роде в России с этими темами.
 


Ссылка на сообщение22 мая 2019 г. 09:03
Джен Остин никто не знал ни тогда ни позднее. Это мыльный пузырь, раздутый в недавнее время, в связи с новомодными тенденциями и течениями, в струю которых она попала. Перебесятся, и про неё забудут. Гора родила мышь.
Как то в перестройку, когда вся муть и хлам начались издаваться, набоковщина всякая, попала и её книжка. Думал, мож классика какая, ранее никому неизвестная. Пару страниц одолел и выбросил. Женский роман, на любителя.
 


Ссылка на сообщение22 мая 2019 г. 12:39

цитата tiwerz

Пару страниц одолел и выбросил. Женский роман, на любителя.

О да — в золотую классику экспертных мнений, господа!:-)))
И Честертон с Вирджинией Вулф, и Салман Рушди с Мартином Эмисом и тысячи других интеллектуалов по всему миру за двести лет зря бесились, коллективно рожали мышь и надували пузыри. ДА и Вальтер Скотт с принцем-регентом кретины оказались с полным отсутствием литературного вкуса.
Вы еще скажите, что Дюма хороший писатель! Вместе посмеемся :-)))
 


Ссылка на сообщение22 мая 2019 г. 17:41
Честертон хороший писатель. (остальных из перечисленных не знаю, хотя я советский филфак закончил, и всю мало-мальски мировую литературу знаю, это названия фильмов?) То что ему нравились женские романы — это дело личного вкуса. Мне тоже Мария Крестовская нравится. Достойная получилась дочка у замечательного писателя.
И, конечно же, мы ещё скажем, что Дюма великолепный писатель, а где надо смеяться-то?
 


Ссылка на сообщение22 мая 2019 г. 23:43
Ну, если выпускник филфака не знает Вирджинию Вулф, то можно только развести руками, постыдиться чуток за коллегу как бы и вот в этом месте грустно посмеяться8-)
 


Ссылка на сообщение23 мая 2019 г. 18:08
А почему выпускник филфака должен непременно её знать???? Мы только всемирно известных проходили, а творцы поп-культуры к таковым не относятся...
В названии фильма какого то мелькает, не более того... Вообще из женской литературы не припоминается никто из пройденного, не того уровня литература ибо... Разве что пресловутая Сапфо с острова Лесбос... И то из-за своей сугубой специфичности...
Тут дело вкуса, у вас какие то Вульвы в приоритете, у меня исторические писатели. Давайте не мешать мои котлеты с вашими мухами. Да и тема данной рецензии ИСТОРИЧЕСКИЙ роман.
Извиняюсь перед уважаемым рецензентом, что тут развели бодягу не в тему...
 


Ссылка на сообщение23 мая 2019 г. 18:29
Весьма интересная получилась полемика.:-D
 


Ссылка на сообщение23 мая 2019 г. 19:59
ЗАКРЫВАЯ ОФФОФФ-ТОП
Вирджиния Вулф и Салман Рушди — явление поп-культуры, не всемирно известные это и есть стыдобище для филолога:-[
Читайте Дюма и не смешите чужие тапочки, за умного сойдете
 


Ссылка на сообщение23 мая 2019 г. 18:31
Я от себя скажу — Дюма — хороший писатель.
Просто нельзя сравнивать разные жанры и стили. В своей нише Дюма безусловно король. Остен в своей нише королева. Но между ними пропасть. На моих полках есть и Дюма, и Остен. И они не ругаются. 8:-0
 


Ссылка на сообщение23 мая 2019 г. 18:26
Я бы не стал так категорично её ругать. Всё же Остен сделала свой вклад в литературу, так что своё место у неё в ней будет. Не забыли же о ней за двести лет! Сейчас достаточно часто переиздают. И экранизаций много... Так что своего читателя она явно нашла.
А вот Радклифф, которая на неё оказала огромное влияние, как раз сейчас уже практически забыта и известна в основном только исследователям жанра.
 


Ссылка на сообщение23 мая 2019 г. 20:06

цитата georgkorg

Сейчас достаточно часто переиздают. И экранизаций много...

Даже не в этом дело! А в том, что ее творчество — объект всемирно-исторического наследия. И если гималайские пастухи и некоторые европейские интеллектуалы о ней не знают и знать не хотят, это не их вина, а беда.
Достаточно прочитать древнее эссе «Джейн Остен и Гордость и предубеждение» Сомерсета Моэма из книги Десять великих романов, и у любого нормального человека все в голове на место встанет. Как же бесит эта нынешняя манера — кичиться собственным невежеством!
А вам еще раз спасибо за рецензию. Со студенческих лет не перечитывал Уэверли, надо бы обновить впечатления:-)
 


Ссылка на сообщение23 мая 2019 г. 20:20
Я отнюдь не умаляю значения Джейн Остен и ничего против неё не имею. Совсем недавно читал её «Разум и чувства» — пожалуй, не лучший её роман, но прочёл тем не менее с интересом. Конечно, это не моя любимая литература, но я понимаю, что это литература достойная.
Но если рассматривать эпоху Вальтера Скотта, то Остен до популярности той же Рэдклифф было очень далеко. В то время как Рэдклифф печатали и читали, Остен долгое время вовсе не печатали. И её «распробовали» гораздо позже.

Кстати про Рэдклифф я написал, как и обещал!;-)
https://fantlab.ru/blo...
 


Ссылка на сообщение23 мая 2019 г. 20:32
Я вас ни в чем и не обвинял:-) Это было бы глупо и неправильно, учитывая широту культурного контекста ,который вы охватываете в своих работах!
И спасибо за Радклифф! Она, конечно, не героиня моих грез, но все-таки...;-)
 


Ссылка на сообщение23 мая 2019 г. 21:12
А я вот Рэдклифф в последнее время очень оценил. Именно в её контексте!
Пробовал её читать в 90х, но, можно так сказать, без подготовки — не впечатлило... А сейчас совсем другое!
 


Ссылка на сообщение23 мая 2019 г. 20:38
Гораздо более худшая манера — переходить на личности, из за того, что другие не интересуются какой-то его любимой писательницей. Вам Дюма чем то не угодил, я же из штанов не выпрыгиваю, и не размахиваю ссылками на других писателей, вереща, как он велик, и как низменен тот человек, который не преклоняется перед великим Дюма. (Подумаю, но не скажу, будучи не хамлом)
Да, по моему мнению филолога, имеющего диплом с отличием, Джен Остин скучная писательница, с примитивным текстом. Но это лично моё убеждение, если у другого человека мнение другое — то это дело личного вкуса. Бога ради. Не будем с юношеским пылом обзываться. Я предпологаю, что нынешние университетские программы сильно разбавлены женской литературой, в угоду современным тенденциям искажающих реальное положение дел, отсюда и появились новоявленные «великие писательницы», типа упомянутых, отсюда и пыл и возмущение «невеждами», которые не знают «мировых столпов».:-D
Спешу успокоить, от моего частного мнения, величие джейн остин, и прочих джейн эйр, не пострадают, и каждый продолжит читать то что ему угодно...
 


Ссылка на сообщение23 мая 2019 г. 20:53
Да уж... Уточнение про красный диплом буду в дальнейшем использовать как аргумент... Просто нет слов...
 


Ссылка на сообщение23 мая 2019 г. 21:05
Обращайтесь, всегда помогу с консультацией... Культуру общения вам подтянуть не помешает...
 


Ссылка на сообщение23 мая 2019 г. 21:06
Себе помоги!
 


Ссылка на сообщение23 мая 2019 г. 21:14
Господа, мир!:-[


⇑ Наверх