Стивен Кинг Чужак Stephen


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Рецензии на фантастические книги» > Стивен Кинг. Чужак / Stephen King. The Outsider (2018)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Стивен Кинг. Чужак / Stephen King. The Outsider (2018)

Статья написана 24 мая 2019 г. 13:23

«Чужак«на Фантлабе

Бейсбольный тренер, обучавший всех спортивно-одаренных детей маленького городка оказывается главным подозреваемым в зверском изнасиловании и убийстве подростка. Против него более чем убедительные улики, включая свидетельские показания, отпечатки пальцев, ДНК… Озверевшие (их можно понять) копы арестовывают тренера публично. А потом выясняется, что в день убийства тренер был в другом городе, и алиби его железобетонное.

Как один человек может быть в двух местах? Как расхлебывать крайне неприятные последствия ареста? И что вообще, черт возьми происходит?

Четвертая книга из цикла про Билла Ходжеса и Холли Гибни, уже без Билла. Первая половина романа впечатляет. Это идеально написано вроде бы сухой отчет о свидетельских показаниях, за которым ясно видны и странноватые люди, эти показания дающие, и опрашивающий детектив, как доброжелательно он терпит их странности и как отличается его доброжелательность в разговоре с индианкой, водительницей такси и, к примеру, с охранником в стриптиз-баре.

Четкая психологическая картина. История эта бьет абсолютно по всем ее участникам, все так или иначе пострадали в этой трагедии, тренер (если предположить, что он невиновен, что на тот момент неочевидно), его семья, детектив, поддавшийся эмоциям и совершивший серьезную процессуальную ошибку, которая в данных обстоятельствах стала фатальной. Семья потерпевшая, а это постепенно разматывающаяся цепочка трагедий.

Немного особняком стоит прокурор, ведущий дело. Описание его показывает, как мало Кинг симпатизирует этой братии (адвокат же, наоборот, вызывает однозначную симпатию). Тем не менее прокурор не становится антигероем и частью проблемы. Нет, он выбирает правильную сторону, но отделяет себя от событий. Дескать, скажите спасибо, что я вам не мешаю.

Вторая половина, когда читателю уже очевидна мистическая подоплека происходящего, а героям еще предстоит разобраться и поверить в необычное, написано тоже хорошо, но как-то не оригинально все это. Ну да, есть загадка, есть потустороннее зло, надо в него поверить и сделать некоторые очень конкретные шаги, чтобы его выследить и уничтожить. Шаги делаются, какой-то внутренний путь к осознанию и вере – тоже. И все это было в какой-то форме во многих других книгах и фильмах и Кинга, и не Кинга.

Все это хорошо сделано, но как-то банально. Вот этот персонаж явно встанет на сторону зла и принесет «нашим» проблем. Кого-то он убьет, кого именно не так уж важно, Кинг мог ткнуть пальцем в любого «хорошего парня», что он и сделал.

В этом проблема такого концепта. С какого-то момента интрига вокруг загадочной ситуации рассасывается, и надо придумывать какой-то новый смысл, чтобы удержать внимание к происходящему.

Но если с трудом принять, что вторая половина книги имеет чисто техническое значение – ситуацию надо было как-то разрешить, зло обнаружить и наказать или проиграть ему, но в какой-то четко-очерченной схватке, и сфокусироваться на половине первой, по настоящему пронзительной и страшной, то вырисовывается страшная картина нестабильности нашего существования. С кем угодно может произойти нечто иррациональное, не поддающееся осмыслению, что перевернет и разрушит твою жизнь, как бы хорошо и правильно ты себя не вел. И мистика тут не причем. Стабильность – иллюзия, и мы, дети СССР, знаем это куда лучше других. Смыслы нашей жизни могут поменяться полностью быстро и беспощадно.





2944
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх