Про финал Игры


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «КИНОрецензии» > Про финал Игры престолов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Про финал Игры престолов

Статья написана 8 июля 2019 г. 20:37
Размещена:

*** БУДУТ СПОЙЛЕРЫ, БЕРЕГИТЕСЬ! ***

Досмотрел самый эпичный сериал за всю историю. Это было нелегко, но я справился. Более всего удивлен столь острой негативной реакцией на последний сезон и финал. А что собственно не устроило? По мне, так все герои закончили именно тем, к чему шли всю дорогу.

Прежде всего, о чем сериал? О власти и людях власти. И как возня вокруг трона создает чудовищ из разного человеческого материала.

Я так понял, максимальное недовольство зрителей вызвали две последние серии, а конкретнее — заседание лидеров элитных групп семи королевств и последовавшее за ним мироустройство. Также возмущает «жесткий разрыв отношений» Джона Сноу и Дейнерис. Что же на самом деле произошло на той встрече, а так же между нашими голубками?

Кто-нибудь реально болел за Мать Драконов? Могли ли Джон и Дени быть счастливы, вместе править тем несчастным миром, «ломать колесо» и лечить общественные язвы? А вы заметили, насколько отношения Джона Сноу и Дейнерис Таргариен схожи с отношениями Джейме и Серсеи Ланнистеров? Даже в мелочах, даже в том, что они родственники, даже в том, что у них растут дети-чудовища (а мы помним, это история чудовищ). Ну ладно, драконы — дети не Джона, а Дейнерис, но они приняли ее избранника, позволили кататься на себе, гладить по симпатичной мордочке (кто-то скажет «кошмарной огнедышащей пасти», но только не их любящая мать), а последний выживший дракон почему-то простил Джону убийство матери.

Дейнерис — копия Серсеи, ею владеет та же единственная пламенная страсть — жажда власти. Разница в том, что Серсея — жестокая психопатка с самого рождения, Дейнерис же прошла через ад, ее насиловал родной брат, продали в сексуальное рабство вождю дикарей, а потом и вовсе пытались сжечь на костре. И мы можем пожалеть ее за муки. Но это не отменяет результата — из огня вышло безумное чудовище, одержимое Железным Троном. «Подвиги» Дейнерис описал за меня Тирион. Она уничтожает всех, кто не преклоняет перед ней колени. Убивает в абсолютной уверенности, что это ее законное право. Да, она влюбляется в Джона, она какое-то время честно пытается играть с ним на равных, спасает из зимней ловушки (потеряв при этом сына-дракона). Но что ждет эту парочку в дальнейшем? Даже узнав, что Джон — законный наследник, она ни на секунду не задумывается о том, чтобы отказаться от своих устремлений ради Джона. Мы и не ждем, что откажется, «Игра престолов» — не настолько фантастика. Но даже тени мысли, тени сомнения о правах Джона ее не посещают. И это понятно: у Дейнерис единственная ценность — Железный Трон. Он важнее Джона, важнее ее детей (двое из трех детей гибнут в ее «священной войне», но она рискует третьим, бросая его на баллисты Железного флота и укрепления Королевской Гавани, специально созданное антидраконье ПВО, уже показавшее себя в бою. убившее второго дракона. Только трон имеет значение!

Что ждало бы Дейнерис и Джона в совместном будущем? Да именно то, что случилось с Ланнистерами. Согласитесь, что Джейми — не самый мерзкий герой этой истории. Да, на его совести много зла, чего стоит Бран, сброшенный с башни. Все это он совершал ради любви к Серсее, и это делает его чудовищем. Но в итоге он доходит до точки, когда уже не может творить зло ради возлюбленной. Он бросает Серсею, становится героем битвы на Севере, и возвращается, чтобы умереть вместе с любимой, делая ей подарок, который она вряд ли заслужила.

Такой выбор неизбежно встал бы перед Джоном. Он либо превратился бы в сломанную игрушку Дейнерис, помогая ей устроить царство террора, либо должен был восстать, что он и сделал. Конечно же, Джона не мучили экзистенциальные вопросы типа «кем я становлюсь рядом с этой женщиной». Он всю жизнь защищал мир от чудовищ, и когда он убедился, что его любимая — монстр, и монстр могущественный, защитил человечество от очередной угрозы.

Всех смущает его дальнейшая судьба. И правда, дракон почему-то пощадил Джона, символично расплавив Железный Трон, унес тело с мечом-уликой. Почему бы Джону тайком не пробраться бы к своим, претворившись, что «я — не я, и лошадь не моя». Да потому что он убил свою любимую, потому что он чувствовал себя полностью опустошенным, потому что хотел возмездия. А вот почему Безупречные его арестовали, а не убили на месте (и такой вопрос задавался), к этому мы вернемся чуть позже, когда рассмотрим, что произошло на Совете через полгода.

Серый Червь приводит закованного Тириона на судилище, где Червь — чужой. Он скрежещет зубами и сверкает глазами, но неожиданно проявляет редкую терпимость к решениям совета, к выборам и так далее. В частности, отпустить карлика и сделать его десницей короля. И если принимать все происходящее за чистую монету, кажется. что логики нет. Например, поведение Тириона, публично завязавшего с речами и тут же разразившегося системообразующей для судьбы мира речью. Поведение Червя, затыкающего рот Тириону, но тут же покорно кушающего презрительное «это не тебе решать». И весь ход совета, на котором происходит ни много ни мало, а революция, и при этом никаких существенных прений, только дурачка Талли осадили. Именно Тирион выдвигает кандидатуру нового короля, которую все принимают (Червь молчит), Север отделяется от семи королевств — все молчат. Как же так?

А это называется «большая политика». И у зрителя есть две возможности. Либо считать все происходящее на экране шизофреническим бредом (а после нелепого завершения «Остаться в живых» такое право у зрителя есть), либо поискать смысл в происходящем.

Прежде всего, в каком положении оказались Безупречные после смерти своей королевы? А честно говоря, в плачевном. Это армия без корней, люди без будущего, чужие на этом континенте. Предложение сэра Давоса выделить Безупречным землю и позволить основать свою семью, не жизнеспособно по очень грустной причине — бывшие рабы не могут иметь потомства, а значит им не нужна земля, не нужно будущее, они не могут основать семью. Армия без корней. Им остается одна дорога — в наемники. Королева мертва, Червь имеет на руках Джона Сноу и Тириона, но никакого будущего в прекрасном новом мире. Их никто не любит, они никому не свои, а на их руках кровь горожан. Ну правда, они все же герои Битвы за Север, но положение шаткое. Самое умное, что мог сделать Червь, сохранить высокопоставленных пленников как заложников, предмет для торга с местными элитами. И он достаточно умен, чтобы так поступить.

Сделаем еще одно предположение. Значение совета безмерно — по сути, это Ялтинская конференция, передел мира после страшной войны, уничтожившей большую часть сложившейся в мире структуры. И с момента окончания войны прошло шесть месяцев. Уж наверное все это время шли сложнейшие переговоры между всеми заинтересованными сторонами, а сам совет, показанный в кадре, — просто озвучание решения, принятого за кулисами. И уж наверное словоохотливый Тирион неоднократно общался и со своим тюремщиком Червем, доходчиво, на пальцах, объяснил сложившуюся ситуацию, и конечно убедил Червя, научил, как вести себя на Совете, какое представление устроить.

Так что цепи на Тирионе, все эти «тебе слова не давали» — «это не тебе решать» — просто цирк на протокол. И уж точно цирком было обсуждение нового миропорядка, толком в кадре не показанное. Все уже было решено.

Что именно? Что произошло на Ялтинской конференции? А произошла революция, смена государственного строя. «Слом колеса», о котором так долго говорили большевики, простите, Дейнерис с соратниками. Сама идея Железного Трона и короля, деспотично владеющего семью королевствами, не устраивала больше никого. Но так категорично от всего отказаться, как наивно предлагал Сэм, они не могут. Слишком многое придется объяснять вассалам и народу. Да и нужен какой-то символ на троне, нужен арбитр, нужен консенсус элит, иначе все это кончится новой войной, новым переделом власти.

Поэтому был выбран король, не имеющий потомства — Бран Старк. Единственный наследник дома Старков — а это сторона, победившая в войне, не считая войска Дейнерис, которое без королевы не является политической силой.

Но и Бран не может стать настоящим королем. Он — шаман, проводящий большую часть времени в мире духов. Так что реальным правителем стал десница Тирион Ланнистер. На самом деле его избрали монархом, точнее власть в шести королевствах принадлежит совету министров, состоящему из людей, не претендующих на трон, не одержимых властью. И клоунское заседание совета министров ярко демонстрирует, что централизованной власти в этом мире больше нет. Ну не больше, чем власти над Европой у Брюсселя. Есть независимые государства, объединенные общей структурой, которая не будет им мешать жить своей жизнью. но поможет принимать совместные решения, всякие там таможенные союзы и прочее ВТО.

Все члены этого совета объединены одной ценной чертой — они не жаждут власти. Только Санса Старк получила трон, которого страстно хотела. И поэтому она так легко протащила отделение седьмого королевства. Север победил в войне. В двух войнах. Он реально диктовал условия миру.

Забавно, что именно Санса, самый невыразительный претендент в гонке, получила желанный трон. Ну какие за ней числятся заслуги в войне? Она сбежала от Рамси Болтона (спасибо Теону), она скормила муженька собакам (трудно ли казнить поверженного врага?) и, самое ценное, разобралась таки с предателем Мизинцем. Войска Долины, выигравшие битву за Винтерфелл, скажите вы? Ну так их обеспечил тот самый Мизинец. Под ее имя, да, но привела бы Санса их сама? Нет, конечно!

Ну и последнее, что хочется обсудить — судьбы главных героев, показанные в эпилоге. Восьмой сезон заметно опирается на трилогию Толкина.

Линия с армией мертвецов самая никчемная в эпосе. Зима и ходоки — просто агрессивная окружающая среда. Кто такие эти некроманты, чего хотят, толком не раскрыто. У них нет мотиваций кроме самой примитивной, взятой из плохих комиксов и худших серий бондианы — уничтожить весь мир, всех превратить в зомби. Этакое фентези-фентези, с антуражем, взятым наполовину из героев меча и магии (вплоть до костяного дракона), наполовину из Властелина колец с его назгулами. И достаточно сжечь кольцо, убить «матку», чтобы весь «рой» обратился в прах.

В роли Фродо, страшной ценой уничтожившего кольцо, выступают сразу два героя — Джон Сноу, убивший Дейнерис, и Ария Старк, победившая Короля Ночи. Оба отправляются в изгнание, не находя для себя места в новом мире, вспомним Фродо, покончившего с собой ритуальным эльфийским самоубийством — уплывшего с ними в никуда. Джон уходит с единственным народом, принявшим его независимо от его имени и прав на трон, с одичалыми. Мог ли он остаться, например, в Винтерфелле? Да кто б его стал проверять! Всем плевать на Безупречных, которых и на континенте-то уже нет. И Джон, герой двух войн. Все он мог. По большому счету, изгнание — его решение. И, конечно, Сансы (вы же не питаете иллюзий на ее счет?), которая всегда видела бы в нем соперника. Джон — такой же опустошенный герой, как Фродо, он жаждет смерти, наказания, и уж точно не хочет иметь ничего общего со всей знатью этого мира.

Ария тоже не хочет участвовать в политических играх. В душе она так и осталась Безликой, но карьеру наемного убийцы она отвергла, потому что став чудовищем, она не захотела им быть. Последний штрих в ее воспитании нанес Пес, велевший ей не становиться такой, как он. Она ине стала. А больше в этом мире ей быть некем. И тот же самый корабль и путешествие в никуда.

Кто получил максимальную выгоду в итоге всей этой истории? Ну прежде всего мир, избавившийся от всех этих Таргариенов, Ланнистеров и прочих Баратеонов. Ограниченная монархия вместо деспотизма — неплохой итог войн за Железный трон.

Персонально же возвысились Тирион, по сути ставший королем и Санса, получившая Север. Ну и такие симпатичные люди, как Сэм Тарли, Давос и, конечно же, Бриена Тарт, ставшие министрами при новом короле. Бриена — мой любимый женский персонаж в сериале (Арию я невзлюбил к четвертому сезону, но потом, конечно, мое отношение кардинально поменялось). Лучший момент в ее жизни, как мне кажется, — пир после победы на армией мертвых. Она выпивает с товарищами по оружию, крутыми парнями, которые воспринимают ее как равную (а она всегда была отщепенцем, очень одинокая женщина), а ее безнадежная любовь Джейми Ланнистер посвящает ее в рыцари, а потом и в леди. Отношения с Джейми, конечно же, были обречены, этот человек был предан только Серсее, и ушел умирать с ней. Но может быть Бриена смогла наконец вздохнуть спокойно после его смерти. И уж точно место в королевском совете — достойная награда за все.

Главные герои, спасшие мир, Джон и Ария получили только изгнание. И это единственная форма хэппиенда, возможная для Джона Сноу. По хорошему, он должен был сгореть в пламени дракона над телом возлюбленной. А что делать Арии в этом мире? Справедливости нет. Уж точно не в Игре престолов.





9346
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение10 июля 2019 г. 12:50
1. А что, собственно, не устроило?
Хотя бы бездарная режиссура. Остальное — уже частности.
2. Кто-нибудь реально болел за Мать Драконов?
Я, например. И мне не слабо это сказать. Безотносительно её личного счастья (с Кхалом, Джоном, да хоть с Тирионом). Безотносительно её спорных административных решений (освобождение или уничтожение столиц и отдельных людей). Не надо путать поддержку власти и хорошие моральные принципы.
Теперь по отзыву. Кратенько.
1. «Что произошло на Ялтинской конференции? А произошла революция, смена государственного строя.»
После этих слов рецензию можно в приницпе не читать. Вы значения терминов загуглите, прежде, чем писать, а то лажа получается.
Как раз государственный строй — смешанная, аристократическо-монархическая форма правления — остался. И не факт, что местное политбюро будет обладать большей властью, чем при Роберте, нашем Бартеоне. Как раз Роберту было на всё по. А колченогий парень будет забивать на вопросы дотации борделям, но только попробуй не исполни его рекомендации в стратегических направлениях!
Произошла не смена государственного строя. Распалась страна: Север, и ранее обладавший чертами самоуправления, полностью получил независимость.
2. «Забавно, что именно Санса, самый невыразительный претендент в гонке, получила желанный трон. Ну какие за ней числятся заслуги в войне?»
а) Она выжила. Этого часто бывает достаточно.
б) Её права на престол — легитимность — подтверждаются как системой примогенетуры, так и общим согласием баронов Севера.
3. «По хорошему, он должен был сгореть в пламени дракона над телом возлюбленной.» Единственное, с чем могу согласиться в Вашей рецензии. И вот это вот и не устраивает в сериале. Вторая и окончательная смерть Джона была бы более логичной.

Тем не менее сериал не устраивает бездарной режиссурой и вялым окончанием всех линий. Вангую, что когда Мартин напишет (если не помрёт и если за него не сольёт текст какой-нибудь Б. Сандерсон), всё будет более бодрячково

Дизлайк


Ссылка на сообщение10 июля 2019 г. 13:45
jacob.burns

Спорить не хочу, у каждого своё мнение, и я Вас уважаю, но тут Вы, и это уже моё личное мнение-совпавшее-со-мнением-большинства-зрителей-и -чит ателей, дали маху.

Если кратко, то Вас поймали на блесну.

Если чуть длиннее, то Вы увидели то, что дали сценаристы в попытке оправдать досрочное убийство сюжета в восьмом сезоне. Сериал просто слили, торопясь уйти в другое место, и наскоро, тяп-ляп, сфабриковали замеченные и перечисленные Вами объяснения и «логические» завершения. Не скрою, Вы их отметили почти все, и я в своём недавнем эссе на «Игру Престолов» ( https://fantlab.ru/blogarticle61144 ) с немалым сожалением отказался от троллинга над ними. По-моему, это не логика и не исторические аллюзии, а грубейшее нарушение внутренней логики произведения, резкое и кардинальное изменение личности основных персонажей, ванильно-эмоциональное обрывание всех сюжетных линий. Что самое для меня здесь страшное — даже сейчас, при убийстве сериала, оставлен задел на несколько других сериалов-приквелов-сиквелов.

Если образно, то сценаристы ещё и неплохо так пошалили-повеселились-поиздевались над чаяниями зрителей. С юмором подошли. Сцена в самом начале восьмого сезона: сир Бронн Черноводный с «дамами» в постели, а следом прибытие посыльного от Серсеи Ланнистер и разговор Бронна с нею. Гениальный эпиграф и аллюзия всего восьмого сезона! Сериал — проститутки, Бронн — зрители, Серсея — изменившиеся интересы сценаристов-продюсеров. Ха-ха. Ещё раз «ха». И так никакого уже удовольствия от процесса (обленились проститутки, и выпороть некому), да ещё и прервали, сволочи, до эякуляции (какой уж там «оргазм»). Ещё более пошлая, но ещё более подходящая сцена есть в фильме «Девять ярдов»: тот нелепый секс-как-орудие силиконовой-страшной-как-грех-и-симпсоны Софи (жены главного героя) с киллером, оказавшимся агентом ФБР, использованный ею для найма этого «киллера» в целях убийства собственного мужа.

С уважением, но спорить не хочу, даже дискутировать. :beer:


Ссылка на сообщение10 июля 2019 г. 23:49
Что не понравилось:
— резкое изменение в характерах персонажей
— тотальная недоговороспособность/отсутствие компромиссов между осн. игроками
— большой пшик с белыми ходоками
— отдельно по схватке с ходоками: какого черта вперёд были отправлены датракийцы и тп? В тёмной ночи, без информации о кол-ве противника; при относительно малых силах обороняющихся; без какого ли тактического смысла... чтоооооо? Чтобы что? На ум приходит только одно — чтобы в случае затяжной осады, было больше провизии для выживших ))
— очень легкая смерть второго дракона (на воде)
— ну и еще ряд тонких мелочей, которые очень больно ранят тех, кто с этим сериалом провел немалую часть своей жизни.

P/s: лучше бы Денни убила Старка... было бы куда мрачнее и в духе всего цикла. Предательство так предательство.


Ссылка на сообщение12 июля 2019 г. 19:14
очень быстрая и своевременная рецензия


Ссылка на сообщение14 июля 2019 г. 13:02
Тут некоторое противоречие наблюдается.
Ну, с режиссерами понятно — когда под ногами была литературная основа, то они ее портили умеренно. Как только она исчезла — вышло плохо (я вежлив). Очень плохо. Бездарная режиссура соединилась с бездарным сценарием.
А теперь к истории. Тут Дейнерис единственная показана в последовательном развитии. Более того — именно она и наиболее интересна поэтому. Остальные несколько уступают, а Джон Сноу мог бы жить исключительно за счет талантов Мартина, а так... Персонаж опустел. Кстати, ошибки Дейнерис заставляли допускать сценаристы, а не сама героиня. Налицо «синдром Наруто» — герой, который многому научился, резко тупеет к следующей арке.
Так что скорее всего (с вероятностью чисто исторической) Дейнерис заняла бы трон железобетонно. А вот дальше — если мы помним, то двух королей Генрихов во Франции убили одиночки. Другое дело, что образ медленно выкристаллизовывался в эдакую Елизавету Английскую. Да, жестока, прагматична и так далее... Сразу такая? Нет, не сразу. А еще после смерти одного лорда Берли (канцлера) канцлером стал его сын. И его горб не помешал ему быть отличным канцлером. Так что тандем Дейнерис — Тирион очень даже возможен. А вот Джон Сноу либо влетит в судьбу Дадли, либо Лестера. Так что ему никакого трона — точно. И да — сложить голову на плахе оптимально.
Все военные действия — такая ахинея, что тут нужен слог Клима Жукова.
Но массовое выступление большинства зрителей имеет под собой иные чувства. Они точно не пытаются как мы тут что-то подметить, там обосновать, в историю залезть, боевые действия разобрать.
Здесь все проще — чувства зрителей не обманешь! Сценарий дрянь, режиссура дрянь, характеры испохаблены, финал просто слит.
А меня вопрос — а Мартин точно знает, чем ему закончить? Может быть он сознательно пошел на то, чтобы героев запороли. А потом будет легенда — такая бы крутая книга получилась, жаль, умер не дописав. И всё — Мартин хороший, а режиссеры плохие.
Гм, вон, Сапковский по серьезному финал «Ведьмака» так и не дописал. А вот Херберт «Дюну» всё писал и писал. И всё хуже.
Если ты не можешь выдать книгу финальную на уровне первых — как быть?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 июля 2019 г. 23:11

цитата hellsing

Может быть он сознательно пошел на то, чтобы героев запороли. А потом будет легенда — такая бы крутая книга получилась, жаль, умер не дописав. И всё — Мартин хороший, а режиссеры плохие.
Напомнило историю одного математика, которому довелось переправляться через Ла-Манш на пароме, а он боялся, да и погода в те дни была неспокойная. Математик перед отплытием отправил письмо другу, что нашёл доказательство некой сложной гипотезы или теоремы — с расчётом на то, что в случае его гибели будет считаться, что доказательство утрачено, но было же!
 


Ссылка на сообщение15 июля 2019 г. 12:28
То что все герои поглупели и резко, и стали заметно плоскими — факт. особенно за Тириона обидно. Но я даже не пытался анализировать сериал «С Мартином» и «Без Мартина». Я писал именно про финал, про последние две серии.


Ссылка на сообщение14 июля 2019 г. 22:59
На мой взгляд- великолепный финал. Карфаген должен быть сожжен (с)


Ссылка на сообщение15 июля 2019 г. 16:35
если интересно про претензии, посмотрите обзоры Клима Жукова на каждую серию 8 сезона
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 июля 2019 г. 20:58
Это смешнее сериала. Порой интереснее. :-)))
А если серьезно. Какой там Карфаген...
Однако. Мартин просто историю изучал, как-то знает. Литературу изучал. Как-то знает. Сам пишет. Есть опыт создания сюжета, действия, диалога-монолога, характеров... Теперь уберите все эти знания и умения. И останутся ремесленники американского стандартного разлива — в истории и литературе — нызенько-нызенько. Или никак. Всё остальное — хоть «Игра престолов», хоть «Моя семья и другие животные с Беверли-Хиллс» — лабается по определенным лекалам.
Понятно, что герои плоские. Понятно, что глупые — это просто стандарт.
 


Ссылка на сообщение16 июля 2019 г. 01:01
 


Ссылка на сообщение16 июля 2019 г. 09:48
:-)))Да!


Ссылка на сообщение18 июля 2019 г. 16:07
Больше поражает не откровенно тупой сценарий, а дикий слив персонажей. Варис из интригана вдруг превратился в идиота. Дайнерис за серию померилась с Гитлером. Джейми бегает то туда, то сюда. Джон вообще лишился последних извилин и стал похож на болванчика с лицом «убейте меня, пожалуйста».


Ссылка на сообщение19 июля 2019 г. 21:49
Да ГДЕ Серсея жестокая психопатка? Кому она что сделала?
Страницы: 12

⇑ Наверх