Агора. 2009. Испания
Режиссёр: Алехандро Аменабар
«Агора» безусловно ярко выделяется на фоне множества современных фильмов об античности. В первую очередь своей более менее чёткой правдоподобностью и реалистичностью. Здесь если создатели что-то и выдумывают, то это лишь небольшие художественные изыски, а не искажение исторической реальности в пользу зрелищности и сюжетности. И во вторую — своей атмосферой, подкреплённой талантливым кинематографическим подходом.
Фильм повествует о судьбе легендарной александрийской женщине-учёной Гипатии. Её работы до нас к сожалению не дошли, почему — вы узнаете из фильма. Но зато о Гипатии дошло достаточно много свидетельств её современников и более поздних авторов. И если бы звёзды сложились несколько иначе, возможно, имя Гипатии блистало бы в истории наряду с Архимедом и Пифагором...
Фильм, несмотря на свою философичность и учёность, всё же достаточно тяжёлый и драматичный — времена были не простые, и это отражалось на людских судьбах. Всё больше и больше развивалось христианство, причём в своей совершенно безалаберной форме — о варварстве и безумии ранних христиан можно было бы снять еще множество фильмов... И по духу это было как раз самое начало тёмного средневековья. Не хронологически, ведь до развала Римской империи было еще далеко. А в умах — всё больше и больше к власти приходили люди, далёкие от знания. Начинали разрушать библиотеки, а на остатки знания накладывалась монополия церкви...
Биография Гипатии восстанавливается по крохам разрозненных свидетельств. Тем не менее создатели фильма отнеслись к этому весьма чутко и осторожно. И лёгкую любовную линию привнесли по законам художественных произведений очень ненавязчиво и аккуратно, чтобы она не доминировала в фильме.
Стоит отметить, что хотя Алехандро Аменабар — немного неровный режиссёр, а у Рейчел Уэйс достаточно много весьма простых и проходных ролей, тем не менее в данном случае их таланты раскрылись и объединились очень органично.