ФЛР 17 Финал Отзывы жюри


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Рубрика «Конкурсы» > ФЛР-17. Финал. Отзывы жюри: Татьяна Леванова
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

ФЛР-17. Финал. Отзывы жюри: Татьяна Леванова

Статья написана 12 августа 10:47
Размещена:

1) Бункер полный яда

История о физическом и духовном перерождении главного героя через боль потери, предательство и обман в лучших побуждениях. В антураже постапокалипсиса. Начинается история вещим сном героя – или, вернее сказать, знаковым. Рассказ мне показался реверансом в сторону старого Фаллаута, пасхалки к Ядовитым пещерам, Крысиному королю, слово свалка как эвфемизм поселения. Похоже, что автор не слишком опытен – по нескольким признакам, по некоторым стилистическим и фактическим погрешностям (влезло, как в сухую землю, например. Тут в общем понятен юмор, только лучше бы в разных предложениях, потому что влезть в сухую землю может только суслик какой-нибудь, и то рыть надо, пиво так не сможет; бутылки давятся если только с размаху, прицельно, при обычной ходьбе из-под ног они выскальзывают, слово ухмылка все же со сниженным значением и употребляется в отрицательном контексте, и далее по тексту такая мелочевка), по схематичным стереотипным персонажам (скорее сталкерским, чем с фаллаутским, с претензией на совковость ). Толстая добрая клуша буфетчица – понятный персонаж из советской столовой, но как она сохранилась в этом мире и почему такая авторитетная и вездесущая? Злодей – обязательно бывший военный, старается казаться простачком. Темные друзья с темными делами. И особенно главный герой – крутой, лысый, мощный, с чистой и светлой трагедией, которой невозможно не сочувствовать. В принципе этот довольно удобный образ и вытаскивает весь сюжет, его бы я не назвала ошибкой, просто он не оригинален, смотрится пасхалкой к «Метро 2033». Очень понравились детали мира, остроумные ловушки, типа аномалии – напомнило «Спасите Галю» Кира Булычева, литературный ответ на «Сталкер». В хорошем смысле напомнило, такие же остроумные и оригинальные аномалии. Мне очень также импонирует простота и эмоциональность текста. Некоторые стилистические находки – типа повторения – Молох. Молох. С разными интонациями. Как маятник. Имя знаковое. Концовка мне далась трудно. Понравилось, что Церковь-на-свалке перекликается со Спасом-на-крови, и потеря младшего брата (почти что сын), и долг, и неинтересно примитивно мстить и сражаться герою после физического и морального перерождения, а вот тяжелый и при этом хороший такой долг – другое дело. Но хотелось бы более явных предпосылок к такому решению, а также понять, чем полученная сверхспособность связана с идеей построить храм. Все же крысиный царь это не Бог, мелковато, тем более, что предыдущий не живет, ничего не делает, а только умирает у героя на руках (такая символичная смерть и проводы перед перерождением героя — большой плюс автору). Если только сравнить героя с ветхозаветными пророками, как с тем же Илией, которого кормили птицы. Интересный рассказ. Прочла на одном дыхании. По поводу решения темы – если я правильно поняла, делу время – это тяжелая сталкерская жизнь на свалке, а потехе час – это после приобретения суперспособностей, а теперь повеселимся?

Трудно сказать, какое у меня отношение к этому тексту. Скорее состоялся, чем нет, но хотелось бы, чтобы автор немного подрос в литературном плане, чувствуется, что потенциал у него круче, чем реверансы в сторону и стереотипные персонажи, а также решение темы вызывает сомнения. Отличное воображение, интересный рассказ, больше бы оригинальности.

2) В мансарде

Очаровательная уютная история. Я бы сказала, что она о долге и преемственности, о семье и об ответственности. На самом деле как часто нам приходится принимать без желания и внезапно от членов семьи или близких друзей странные и неудобные подарки, питомцев, даже других членов семьи, с которыми мы потом не знаем, что делать. И отказаться неудобно, и беречь это все, и заниматься не хочется, а порой и тяжело. Очень рада, что кто-то попытался решить эту тему настолько изящно и по-доброму. Прямо вот ждала, что автор опустится в стереотипы, и старушка окажется безумной и бездарной, и потомки неблагодарными, и человечки жестокими, как уже сто раз было написано и снято. Но нет, автор вырулил, такому чувству меры можно только позавидовать. Как была решена тема, я тоже в некотором затруднении, полагаю, что речь шла о потехе, которая заняла больше, чем час, и оказалась в итоге важным делом, почти божественным – создать новую жизнь и новый мир, и не просто создать, а еще и заботиться, нести за него ответственность, принимать решение. Кстати, решение персонажа – занять человечков искусством – горячо приветствую, как самое логичное, все к этому и шло, и старушка была творческим человеком, и созданий сразу начала делать творческими, а не паразитами, за которых все должен делать бог-скульптор. И название указывает в общем-то на это же, ведь мансарды большей частью стереотипно считались в двадцатом веке жилищем творческих людей в начале их профессионального пути. То есть пластилиновые люди – это не просто перешедшая по наследству от старушки живность, вроде старой собаки – это только начало.

3) Вид звезд со дна колодца

Простая и народная история о том, что человечество не переделать, как мне кажется. Сколько веков философы, социологи, политики, психологи строят теории, как нас организовать и нами управлять, ускользает человечество из всех теорий и схем, как кисель из-под ножа. Это просто отлично, что автор умеет между делом, между строк, отдельными яркими штрихами , скупо, но понятно давать информацию о мире, в котором живут персонажи. Написано простым, емким, народным языком, с которого автор не сбивается ни на абзац. Мне пришлось поломать голову, почему такие имена – Михалыч, Ксанф, Мирра. На первый ассоциативный слой – Михалыч сразу дает стереотипный образ простого и доброго мужика. Ксанф уже что-то чуждое. Мирра тоже. Михалыч выбивается из мира, где молодежь называют Ксанф и Мирра. Должны потом появиться Ксанфычи? Выбивается он из мира и по сюжету – у него срывает резьбу, хотя ничего не предвещало. И по действию – он восстает против существующих порядков, его удалось спасти только упоминая о фее. Это важно, потому что получается, что спасло его не только обвинение в безумии, но и сама фея. Позвали – пришла, спасла. Хотя по образу Михалыч в мир мастеров, учеников, резьбы, завода и так далее вписывается идеально. Это, как мне думается, и есть ключ к замыслу автора – ни в какие схемы, ни в какие примеры, ни в муравейник, ни в механизм с гайками человечество так и не впишется. Вот Михалыч – идеальный винтик в системе – а не выдержал. И других за собой потащил. Как же тогда быть с темой конкурса и названием, как совместить все это в одну теорию? Это головоломка для читателя, но надеюсь, я ее решила правильно. По легенде, днем звезды можно увидеть только со дна колодца, то есть добраться к звездам наоборот, из глубины земли. По идее, смысл поговорки «Делу время – потехе час» как раз в том, что только тогда потеха особенно сладка и приятна, если ей дать всего час, выделить его из бесконечного времени работы. И система, при которой человечество только трудится, учитывает потребности и живет разумно, не работает, если не будет в этом маленького, но заслуженного места сказке. Но понятно это будет, только если погрузиться в это полностью, опуститься на самое дно. А тут погружены полностью все, даже фея. И кольцевая композиция — от резьбы Михалыча до резьбы ученика – указывает на то, что от дна уже оттолкнулись. Лично мне, как читателю, рассказ открыл глаза на такой момент – нет смысла бороться за сказку, за потеху, за звезды. Их получают как раз те, что погрузились полностью. Оригинальное решение темы.

4) Выходной

Рассказ о том, как отдых одного оборачивается проблемой для другого. Простое и эффектное решение темы в лоб. Главный персонаж – тонкий психолог, ловкий, типичный художественный «пройдоха» занимается замазыванием следов и разрешением любых конфликтов, возникающих после разнузданного кутежа доблестной армии. Понятно, зачем и почему, у них тяжкая служба, как тут не сорваться, хотя мысль о том, что потребовалась отдельная профессия «решалы» вызывает улыбку. Калейдоскоп рас, народных традиций и видов отдыха – очень и очень понравились, это именно то, что лично я (и многие, насколько мне известно) любят в фантастике. Автор блещет остроумием, описывая приключения гвардейцев и пути решения возникающих проблем. Профессионально, грамотно сделанная вещь.

5) Грандасанго

Рассказ, который меня просто потряс, насколько можно вот так, просто и убедительно, создать живую и естественную фантастическую систему в абсолютно бытовом обычном мире. Так, что уже к середине я нисколько не сомневалась, что такая игра действительно есть, и даже начала прикидывать, где и когда я бы могла найти карты. Меня даже посетило ложное дежа вю, что я видела и знала что-то подобное. Я не просто читала фантастический рассказ, принимая его правила, играя и удивляясь, как любой читатель. Я жила в нем, я изменилась во время чтения. Это редкость. Я не удивлюсь, если игра приживется. Я уже придумала колоду и собираюсь ее сделать.

Сюжет незатейливый и гладкий, в общем-то все ожидаемо, кроме, пожалуй, переворота в конце. Чувствуешь, что будет что-то не так с похитительницей, но что именно, никак не предугадать. И только потом, в конце, вспоминаешь, какие карты ей выпадали – и понимаешь, что да, все абсолютно логично. Персонажи — спортсменка-активистка с травмой (болезнь, да, как вариант) и слегка чокнутый фрик. Хоть автор и съезжал в стереотипы, но талант вывел, получились живые и убедительные персонажи. Тема решена своеобразно, потеху автор явно понимает, как награду и/или результат, но это его право, как трактовать пословицу.

6) Дуболомы

Рассказ о карме или о наказании. Нам изначально подает автор не особо приятных персонажей, даже стереотипно-неприятных, хоть и старается сделать их живыми. Особенно центрального героя, давая сюжет его глазами, его мыслями и чувствами. Именно вместе с ним читатель проходит через весь сюжет, сомневаясь и переживая, с ним боится и терпит боль, с ним вместе идет к старику вымаливать прощения. У автора отлично получается создавать эмпатию и саспенс, рассказ действительно страшный, хоть сюжет и просчитывается практически сразу. На совести автора, решена ли тема, лично я встала в тупик, потому что если потеху понимать как наказание – то она не решена, а если потеха это жизнь в растительном виде, то вырисовывается мрачная философия автора, что лучше хорошее дерево, чем неприятный человек. Вот даже не плохой, а просто обычный, и неприятный только отчасти, насколько может быть неприятным сосед или коллега. И жалко его, дурака, но дерево-то всяко лучше. Или потехой было уничтожать деревья за короткий человеческий срок, жестокое веселье, теперь живи двести лет дубом, вот тебе настоящее дело? Красноречивое название работает на авторскую мораль и оценку персонажей.

7) Крылья в шкафу

Рассказ о семье, долге и о том, что кровь не водица, свои всегда будут своими, что бы ни произошло. Тема конкурса автором не была воспринята, как тема рассказа, он подошел к ней чисто формально, описав один «потехе час». Это наводит на мысль о том, что писал не очень опытный автор. А также то, что типичные недочеты – проседающая динамика, пафос, символизм (как прием), бесконечные намеки на что-то эдакое в конце (складывалось впечатление, что задумано несколько событий), схематичность персонажей. В схематичности нет ничего плохого, если это нужно для замысла и сюжета, просто в связи с другими недочетами они усиливают впечатление. Непонятно, зачем нужен был переворот в именах дяди и племянницы – для указания их связи? Но мы знали об этом с самого начала. Вообще с именами не очень понятно, как их автор выбирал. Грымза для образа и чтобы в итоге оказаться не грымзой, а хорошим человеком, Ната просто имя аниматора, у людей с рогами и пятачками аристократические сложные имена, имя девочки не из мира людей, которых называют Натами… На самом деле получилась очень трогательная история. И поворот сюжета отличный, действительно, дети так делают порой, внезапно, кто же ожидал, что малышка настолько проникнется доверием, что сделает это (хотя сначала хотела только рассказать по секрету, и то одному дяде). Хотя мутанты оказались символичными, страшненькие крылышки девочки были весьма убедительными. Название намекает на поговорку «скелет в шкафу».

8) Лебединая песня

Рассказ о депрессии после потери близкого, о чувстве вины перед членом семьи, понятной и знакомой каждому, и мысль о том, что темой конкурса была пословица «делу время – потехе час» только усиливает печаль от замысла и идеи рассказа. «Потеха» тут мрачная шутка. Действительно, можно и не успеть на этот «час». Композиционно рассказ состоит большей частью из огромного флешбека, который нам объясняет, почему героиня эгоистично ломает чужие «потехе час» стремясь наверстать упущенное с отцом, на что у нее не хватило целой осознанной жизни (глазами героини кругом черствые злые люди, которые не понимают, что у нее последний шанс, а они еще смогут тут гулять, но ведь ее личная история из флешбека как раз доказывает, что у кого-то из толпы школьников может быть такая же ситуация теоретически). Это ли не лучший образ депрессии после потери близкого. Когда не думал, не ожидал – а она пришла и навалилась, и потребовалась профессиональная помощь, и эгоизм – это всего лишь симптом. Отличная метафора и идея. И очень естественно фантастика вмешалась в привычный нам мир, причем мертвец дан почти без всякой мистики, почти медицински, ничего сверхъестественного. Это довольно оригинальный взгляд на эту тему.

9) Мертвое дело

Безыскусная история перевертыш с черным юмором о труде могильщиков. Плюсы в том, что автор погружает в необычный мир постепенно, но глубоко, заставляя следить с интересом от детали к детали, усиливая и раскрывая замысел. Особо яркой идеи не увидела, прелесть рассказа не в бессмысленном труде и следовании правилам, не в бесконечном цикле смертей и перерождении, а, скорее, в антураже. Это один из самых оригинальных рассказов о зомби из всех, что я читала, и, полагаю с оглядкой на тему, о тех зомби, в которых мы превращаемся, когда ставим во главу угла работу, забывая о других вещах. Не самая оригинальная идея, но сделано интересно и необычно. Очень хорошие персонажи, их любишь, несмотря на тусклую динамику и странную работу. А то, что схематичные – не страшно, сюжет не предполагает перемен, и даже их перерождение – всего лишь очередная смерть, как это и подчеркивает композиция и заглавие.

10) Не покладая крыльев и лап

Очередной рассказ о столкновении двух соперников (рас, стран, планет), о попытке взаимопонимания и сотрудничества, где тема конкурса снова чисто формальная, причем автор понимает пословицу так, что потеха – это всего передышка от работы, его право, конечно. Из-за заезженной идеи я очень боялась весь рассказ, что автор уйдет в конфликт. Но разрешилось все необычно и очень по-доброму, хоть все равно осталось непонятным, как они поняли друг друга (описана только попытка понять, осознание, что надо понять), и вызывает сомнение, что на настолько неизученной планете и в не очень понятных отношениях уже можно строить санатории. Но, как идея, на эмоциях от открытия, прокатило. Цивилизация пчел не очень продумана, но подано остроумно и действительно не сразу понятно, что это пчелы. Идея с драконом отличная, логика королевы безупречная. Композиционно конец кажется поспешным и скомканным, как-то очень быстро, поверхностно и внезапно все закончилось. Но все равно очень приятный, добрый и одновременно пугающий рассказ.

11) Плазмодий для паладина

Интересный рассказ о принятии и сотрудничестве с чужими традициями. Тему я нашла исключительно в мотивации главного героя (и, возможно, в мотивации его предшественника), отказавшегося от благ Валинора. Это тонкое решение темы. Очень яркая и необычная фантазия автора в описании чужого мира. Отличная детективная линия, хорошие персонажи, особенно главный герой. Порадовала и оригинальный подход ценности человека, невольно задумаешься, что каждый из нас может предложить такому миру. Старый добрый обмен души на вечную молодость, и далеко не каждая подойдет. Невольно Валинор оказывается дьяволом из классической литературы. И только поэтому догадываешься, зачем тут кардинал и Спасение, и почему они противопоставлены благам Валинора, и почему от них отказываются герой и тот, чью гибель он расследует. Чисто по сюжету это не сразу понятно. Необычность еще и в том, что дьявол не чудовище, он просто не видит смысла в спасении души. Тут, мне кажется, можно было бы продолжить духовную составляющую, и усилить впечатление от рассказа. Рассказ захватывающий, яркий, тонкий.

12) Примесь

Я бы сказала, что этот рассказ о жадности, о том, что люди не имеют ценности. О пушечном мясе, о недоживших до пенсионного возраста, пущенных на работу пылью в песочных часах, о единице статистики, о гражданине государства с точки зрения государства. Автор словно переспрашивает: «Делу время потехе час?» И отвечает ехидно: «Не дождетесь вы этого часа». Слово «потеха» он явно понимает, как отдых. Персонажам рассказа после смерти отдохнуть не удастся. Структура у рассказа очень необычная по нашим временам – детективная линия в виде размышлений и исследований главного героя. Кстати, очень хорошо сделанный герой. У менее опытного и талантливого автора рассказ бы скатился в объяснялку, а персонаж – в схематичного профессора. Но тут за его рассуждениями и исследованиями следишь, затаив дыхание, читатель получается напарником, соавтором, доктором Ватсоном персонажа, и это очень большой плюс автору. Паразит мне слегка напомнил фильм и роман «Девочка, всем одаренная» Майка Кэри, наверное, чисто визуально, в сюжете, помимо движения после смерти, нет ничего общего, да и движение в рассказе быстро закончится, если, конечно, доктор по заказу государства не найдет способ продлить рабочее состояние зараженных.

13) Серебряный туман

Приключенческая сказка с вечной темой о любви и легкой наживе. Я уверена, что тут глубокий реверанс в сторону творчества Александра Грина, и на это, возможно, даже имя персонажа указывает – Гринька, что же до символов, мотивов, сюжета, действий – просто как морским воздухом веет Грином. Немного сумбурное повествование, но неплохо проработанный мир морской романтики. Единство идеи, персонажей, стиля и композиции, отличный открытый конец. Решение темы тут мне видится в конфликте персонажа с миром. Видимо, автор очень своеобразно понимает эту пословицу, что мир у него делится на тех, кому делу время и на тех, кому потехе час. Богатство легко достается Вейке (веять плюс змейка? Ведьма плюс змейка? Созвучно с веткой). Она добывает змеек играючи: ворожа, рисуя, танцуя. Причем в огромных количествах. Легко относится к жизни, к смерти, к опасности, материнству, и эта легкость к ней манит Гриньку. Он оказывается как бы между двух миров, между делом и потехой, и девочка постоянно намекает на то, что это временно, потому и родила без него. И вот эта легкость свойственна всему произведению, кажется, что автор создает безупречные образы так же играючи, и богатую фантазию ему ветром надуло, и хороший литературный язык с неба упал, и с эмоциями повезло. Но мы-то знаем, насколько трудно и долго идут авторы к такой легкости.

14) Тетраграмма

Хорошая сказка, немного нудноватая в начале, но гладкая. Автор очень ответственно подходит к «потехе час», мне думается, совсем как его персонажи. Нарочитая сказочность – и имена, и антураж, и сюжет, и сам голем – уравновешивается отлично проработанными персонажами и деталями. К магии подход прямо таки профессиональный, научный, очень интересно было следить за особенностями магии в этом мире. Заменить магов на инженеров, а голема на робота – ничего не изменится в сюжете, только очарование сказки пропадет. Удивительно, как удается автору динамичность в таком сложном тексте без диалога. Описания и действия – а оторваться невозможно.

15) Художественный вымысел

Рассказ о роли художественной литературы в развитии цивилизации. Сюжетно о том, как вымысел писателя оказался правдой. О том, что писатели пророки и имеют связь с другими мирами. Ночной кошмар и тайная надежда любого автора фантастики. Довольно остроумно местами, но все равно оставил ощущение студенческого капустника. Кажется, что-то подобное мне попадалось много раз в комедиях и мультсериалах, каждый раз не особо впечатляло, поэтому плохо запомнилось. Стандартная воинственная раса со средневековыми понятиями, несмотря на высокие технологии, не очень хороший писатель, которого вовсе не обрадовал такой поворот и ответственность, все довольно иронично, но несколько типично. Новизна, впрочем, в том, что кто-то воспользовался фантазией автора, как моделью управления. У меня возникло ощущение, что кто-то подражает Дивову, возможно, делает к нему отсылки, судя по созвучию имени (вспомнились еще пара повестей и рассказов, типа «Мы идем на Кюрасао»), но Дивов более щепетилен в стилистике. Также напомнило «Бумажные книги Лали» Федора Кнорре, там инопланетяне тоже восприняли сказки как исторические хроники. Полагаю, автор стремился раскрыть тему так, что для одного потеха, для другого горе, это не та поговорка, но тоже имеет право на такую точку зрения.





397
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение12 августа 10:58 цитировать
Спасибо за отзывы!
Очень интересный и, главное и необычное, доброжелательный взгляд:))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 августа 11:01 цитировать
А сколько смыслов нашла!

цитата

15) Художественный вымысел
О том, что писатели пророки и имеют связь с другими мирами.

Я бы ни за что не додумался до такого.
 


Ссылка на сообщение12 августа 11:03 цитировать
Это да. Смыслов — море:))


⇑ Наверх