Генри Лайон Олди


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Green_Bear» > Генри Лайон Олди «Нюансеры»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Генри Лайон Олди «Нюансеры»

Статья написана 19 октября 2019 г. 21:11

Аннотация:

Константин Алексеев, известный промышленник и актёр-любитель, приезжает в губернский город Х. Здесь умерла старая гадалка Заикина, которая ни с то ни с сего завещала Алексееву свою квартиру. В день приезда также происходит загадочное ограбление банка: убит кассир, убийца скрылся. На квартире Алексеева уже ждут, и с этой минуты ни одна мелочь, ни один нюанс не окажется случайностью, пустым совпадением.

Ах да, еще один пустяк: на дворе подходит к концу XIX век.

Новый роман Г. Л. Олди историчен и фантастичен одновременно, насквозь пронизан реалиями времени и вечными проблемами. Маски прирастают к лицам, люди, события, вещи – всё выстраивается в единую мизансцену, и если хорошенько аплодировать после того, как дали занавес – актёры, может быть, выйдут на поклон.




На контрасте со вселенским масштабом космических приключений в многотомной саге "Ойкумена", которую Олди недавно пополнили очередной трилогией, "Нюансеры" отличаются тем, что с первых же строк погружают в уютную камерность провинциального быта. Однако не успевает читательское внимание погрязнуть в бездне скуки от засилья стилистических рюшечек, антуражных завитков и дотошной мелочности, как соавторы выводят на сцену главных действующих лиц. Надо сказать, лиц весьма разных сословий и образа жизни, объединяет которых разве что талант к лицедейству. Более того, театр становится не только ключевой метафорой, но также важной частью антуража и сюжета.

Светлый и теплый мир в "Нюансерах" олицетворяет Константин Алексеев, рвущийся душою между тремя стезями: фабрикант-канительщик, глава семейства, актер и режиссер. От темного и холодного мира равнодушно мостит чужим горем и трупами свою дорогу к счастью Миша Клест, расчетливый налетчик и лихой гастролер. А свяжет этих столь разных героев Елизавета Заикина, актриса и гадалка, снискавшая в узких кругах славу великой советчицы, способной не только предсказать будущее, но и повлиять на него. Свяжет намертво, чтобы гибель ее правнука не осталась неотомщенной... Однако не стоит забегать вперед.

В "Нюансерах" Олди воплотили свою давнюю и нежную любовь к театру, которая и раньше пробивалась даже в прозаических произведениях. Список действующих лиц, представленный перед прологом, ненавязчиво намекает, в каком ключе пойдет повествование. Даже обращаясь почти напрямую к читателю, Олди не рушат четвертую стену, поскольку в романе ее и вовсе нет. Сцена-текст плавно перетекает в зрительный зал, обволакивая и вовлекая присутствующих, делая их частью декораций, статистами, мебелью. Не той, что с дверками и ножками, а той, что использовала Заикина в гадании, когда с помощью мелких перестановок, сдвинутых предметов, странных пустячных поступков умудрялась проникнуть взором в грядущее. Подчеркнутая театральность видна и в диалогах, которые будто сами собой срываются с языка или подсказывают нужную позу и жест персонажа, и в мысленных монологах, где словно резвится невидимый режиссер с карандашом, оставляя уточняющие ремарки.

Однако в то же время Олди в романе сполна воздали должное Харькову, любовно прописав краеведческие экскурсы, соединяющие и архитектурные справки, и биографические выдержки, и бытовые зарисовки, и даже готовые этюды для открыток или картин. Причем все это органично сочетается с основными сюжетными линиями, которые петляют по городу, подобно потерявшимся в метель прохожим. В результате у соавторов получилась очень вещная и аутентичная история, где каждая деталь в описании работает на атмосферу, настроение или тональность сцены. Упоминания о Чехове и Шаляпине, Толстом и Тургеневе. При этом история читается влет, почти запоем, с перерывами лишь на то, чтобы посмаковать удачную ремарку или сочное описание. А на заднем плане перелистываются страницы путеводителя по губернскому городу Х в картинках и стихах. Но при всех достоинствах "Нюансеров" не обошлось и без нюансов. По формату книга ближе к повести, чем к роману. При всем мастерстве стилизации отчетливо ощущается отсутствие глобального уровня, уже привычного по другим работам Олди, когда развязка кардинально меняет множество судеб, ломает основы мира. Здесь же по вселенскому холсту пробегает лишь легкая рябь, теряющаяся в чудовищных складках уже стоящей близ при дверех Революции. Впрочем, на контрасте с ней мелочью кажется слишком многое, наверное, чтобы ставить это роману в укор...

Итог: литературно-театральная драма о преступлении и наказании с уклоном в краеведение.

Моя оценка: 8/10





1335
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение19 октября 2019 г. 21:37
Ну начнём с того что Константин Сергеевич Алексеев — известейший исторический персонаж. Правда известный под псевдонимом. Убедился я в этом набрав три слова в гугле, но по ходу чтения начинал догадываться, под какой фамилией мы его знаем (хотя биографию его не знал да и ещё и забыл).

цитата Green_Bear

Упоминания о Чехове и Шаляпине, Толстом и Тургеневе

А ещё там, к примеру, есть могила Петро Гулак-Артёмовского. В общем это — исторический роман. Ок, криптоисторический, но, что называется, «так могло бы быть». И это (как и имя главного героя) тоже важный нюанс.

цитата Green_Bear

развязка кардинально меняет множество судеб, ломает основы мира

Это непременная черта романов Олди? O'RLY? Не знаю, мне куда ближе более камерные их вещи, из относительно свежего, не считая как раз Нюансеров, был в наибольшем восторге от «Зеркальца».

В общем отзыв на Нюансеров всё ещё с меня.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 октября 2019 г. 22:01

цитата be_nt_all

Ну начнём с того что Константин Сергеевич Алекссев — известейший исторический персонаж.

На этом мы закончим, потому что я не хочу портить читателю удовольствие от собственного знакомства с книгой. Вот не надо спойлерить:)

цитата be_nt_all

А ещё там, к примеру, есть могила Петро Гулак-Артёмовского. В общем это — исторический роман. Ок, криптоисторический, но, что называется, «так могло бы быть».

Там много исторических личностей. Но Чехов, к примеру, цитируется, причем с дальнейшим переходом к его професии. А Пушкин и его песня из «Цыган»? Откуда Олди могли знать, что это моя любимая строфа из поэмы?!) Из этого соткано все полотно литературной игры, которую представляет из себя роман. Сильно напоминая, кстати, «Шерлока Холмса против марсиан». И это не случайно, ИМХО.

цитата be_nt_all

Это непременная черта романов Олди? O'RLY?

Давайте вспоминать самые известные вещи. «Путь меча»? Весь мир разумного оружия берется на излом. И вроде бы кризис преодолен, но впереди... ну вы поняли. Да и менее любимое публикой «Дайте им умереть» — снова решается судьба мира. А «Богадельня»? Где кульминация ломает всю картину вселенной из романа? Или «Ойкумена», где каждая трилогия либо приводит к вселенскому кризису, либо кардинально меняет представления персонажей о мире? Я уже не говорю про «Крепость души моей», где финальная повесть превращается в апокалиптику. Вот в «Циклопе»... там меньше, ИМХО. Но я уже не так идеально его помню. Или «Сильные», где весь макрокосм висит, как мы поймем к финалу, на очень тонком волоске?
Причем я не говорю про обязательность. Но конфликты на большем числе уровней сильнее действуют на читателя при прочих равных.
«Зеркальце», возможно, почитаю.

И да, мне снова вспоминается роман «Шерлок Холмс против марсиан». В одном из интервью, насколько я помню, Олди сказали, что им нужно было написать такой роман. Сейчас мне показалось, что ситуация повторилась. Олди хотели написать именно такой роман, как «Нюансеры», безотносительно ожиданий критиков или запросов читателей.
 


Ссылка на сообщение19 октября 2019 г. 23:32

цитата Green_Bear

Вот не надо спойлерить

Не надо. И это одна из причин по которой моя рецензия запаздывает. Но вот то что роман — исторический, а совпадения — не случайны — озвучу в ней обязательно. В том числе и то, что

цитата

Константин Алекссев — известейший исторический персонаж
, хотя, наверное ближе к концу своего текста.

А уж гуглить ли до окончания прочтения его ФИО — это такой же выбор читателя, как щёлкать ли по скрытому тексту рецензий/отзывов мышкой и заглядывать ли в конец книги.
 


Ссылка на сообщение20 октября 2019 г. 09:03

цитата be_nt_all

И это одна из причин по которой моя рецензия запаздывает. Но вот то что роман — исторический, а совпадения — не случайны — озвучу в ней обязательно. В том числе и то, что

Я нарочно, пока читал, не гуглил и не пытался угадать:) Хотелось, чтобы аллюзии оставались призрачной дымкой, будто явь-навь, как сон Алексеева в кабинете или кошмар Клёста в дилижансе.
Ведь по большому счету Олди все же поменяли кое-что в описываемой судьбе Константина, причем я не о первом предсказании смерти — тут все прозрачно, а про канительные дела и т.д. Впрочем, возможно, я просто недостаточно глубоко забрался в мемуары. Если разберетесь, буду признателен.

цитата be_nt_all

А уж гуглить ли до окончания прочтения его ФИО — это такой же выбор читателя, как щёлкать ли по скрытому тексту рецензий/отзывов мышкой и заглядывать ли в конец книги.

Да, согласен. Но если подогреть читателя заранее, то выше шансы, что он не удержится:)

цитата be_nt_all

В общем отзыв на Нюансеров всё ещё с меня.

Занятно, как у нас пошли пересечения — сперва «Пороховая луна», теперь «Нюансеры») Who is next?)


Ссылка на сообщение20 октября 2019 г. 00:02
а глупый вопрос можно? )) у вас оценки выше 8 бывают вообще? )
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 октября 2019 г. 08:32
:)
Пройдусь исключительно по рецензиям с 9/10.
Раз — https://fantlab.ru/blogarticle58772
Два — https://fantlab.ru/blogarticle59243
Три — https://fantlab.ru/blogarticle60995
Четыре — https://fantlab.ru/blogarticle61859
И завтра будет еще одна, угу;)
 


Ссылка на сообщение20 октября 2019 г. 13:55
:beer:
 


Ссылка на сообщение20 октября 2019 г. 14:03
А из того, что я не рецензировал в этом году — премированный «Финист» Рубанова, «Каузальный ангел» Райаниеми, одна из повестей Комуды (там я лишь про весь цикл писал), и до полного комплекта роман про фэнтезийные Средние века с отчетливой альтернативностью нашему мира от Корнева — там словно микс из «Конгрегации» Поповой и «Стража» Пехова.


Ссылка на сообщение20 октября 2019 г. 23:53
Тот самый момент, когда отзыв раньше читаешь в ленте Олди, чем на фантлабе :beer:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 октября 2019 г. 17:46
Да, я заметил, что Олди любезно поделились с подписчиками этой рецензией:) Честно говоря, уже столько лет не рецензировал их книг... было приятно вернуться к.


Ссылка на сообщение21 октября 2019 г. 10:02
Спасибо!
Вот умеете вы увлекать!:beer:
Олди с юности не читал и не планировал, о теперь хочется вернуться космос:-) Интересно, смогли ли они наконец отправить к праотцам дутую репутацию Акунина ил сами стали жертвой мифа о РКМП? Пожалуй, этот роман и Бык из моря надо асилить8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 октября 2019 г. 17:52
Пожалуйста:)

цитата vfvfhm

Интересно, смогли ли они наконец отправить к праотцам дутую репутацию Акунина ил сами стали жертвой мифа о РКМП?

Я бы не стал сравнивать с Фандориным Акунина, поскольку, строго говоря, детектива здесь нет — даже меньше, чем в «ПиН» Достоевского. Те, кому нужно, уже знают преступника и преследуют его.
И да, с одной стороны, Олди довольно ностальгически-уютно описывают действительность глазами преуспевающего Алексеева, однако, с другой стороны, точки зрения иных персонажей охватывают и печальные реалии конца 19 века — от антисемитизма до разгула преступности.

цитата vfvfhm

Пожалуй, этот роман и Бык из моря надо асилить

Вот Быка не рискну рекомендовать, поскольку по первой главе решил, что это не мое. Но если вам она понравится, то вполне возможно, что зайдет и весь роман.
А так-то Олди я очень люблю и оцениваю, как одних из сильнейших фантастов последних десятилетий.
 


Ссылка на сообщение21 октября 2019 г. 22:25

цитата Green_Bear

Но если вам она понравится, то вполне возможно, что зайдет и весь роман.

Спасибо за рекомендацию! Пригляжусь...

цитата Green_Bear

А так-то Олди я очень люблю и оцениваю, как одних из сильнейших фантастов последних десятилетий

В юности, когда я был носителем мифологического сознания, Олди очень хорошо заходили. Но теперь стараюсь изучать жизнь с научно-исторических позиций, потому и в фэнтези ратую за сугубый реализм. Южно-русский магизм, как и латиноамериканский как-то стал совсем не близок. Но правда, стилистами Олди были всегда хорошими и, надеюсь, таковыми и остались:-)
 


Ссылка на сообщение22 октября 2019 г. 23:50

цитата vfvfhm

Южно-русский магизм, как и латиноамериканский как-то стал совсем не близок. Но правда, стилистами Олди были всегда хорошими и, надеюсь, таковыми и остались
«южно-русский магизм» — это интересная характеристика для Олди:)
В том, что они работаю с мифом и через миф обычно — не буду оспаривать, да. Или с архетипами и мифами — как в космоопере «Ойкумены».


⇑ Наверх