А ведь восприятие текста


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «AKZolotko» > А ведь восприятие текста должно меняться с возрастом?
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

А ведь восприятие текста должно меняться с возрастом?

Статья написана 16 марта 2021 г. 09:14

А ведь восприятие текста должно меняться с возрастом? Вот смотрите, я впервые прочитал некоего автора в свои шестнадцать. Поимел сильное впечатление, сравнимое с шоком. Автору на тот момент, скажем, было сорок. Прошло некоторое количество лет, мне сейчас почти шестьдесят. Получается, что и жизненный опыт у меня теперь поширше, чем у того тогдашнего писателя, и мироощущение несколько иное. А если учесть, что вышло у меня самого три десятка собственных романов и, хочешь не хочешь, а профессиональный взгляд выработался, то и текст того тогдашнего автора я вижу уже немного иначе, прекрасно замечая огрехи, неточности, слабости и натяжки, ремни и шестеренки. Ну ведь глупо же будет продолжать тянуть за собой ТО САМОЕ впечатление? Ведь процесс-то объективный, хочешь ты или нет.

Но сколько вокруг народу, который сохранил совершенно... э-э... некритиковатое отношение к текстам любимых писателей. И взрослее, вроде, и опытнее... А нет у любимого писателя недостатков, все, что написал — истина в последней инстанции, руки прочь и мудрость десятилетий.

В общем, что-то тут не так.





290
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение16 марта 2021 г. 09:58
Тут всё зависит, что за писатель и что написал.

Есть писатели и произведения, которые приобретают истинную ценность только со временем.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 марта 2021 г. 10:50
Да, не спорю. Но мы все равно приходит к естественности ПЕРЕОЦЕНКИ текста. С тем или иным знаком. А если у человека вкусы с возрастом не меняются — это о чем-то говорит? Ну или вдруг ты, читатель, осознаешь, что то, что тебе казалось мудростью взрослого человека-писателя, на самом деле набор банальностей и штампов. В конце концов, ты вдруг прочитал ту книгу, с которой твой любимый ранее автор свой текст содрал.
 


Ссылка на сообщение16 марта 2021 г. 12:13
Опять же, смотря кто и что содрал.
Вон, Волков в «Волшебнике Изумрудного города» — содрал?
Содрал.
Но так содрал, что и после прочтения оригинала, уже сегодня — только лучше воспринимаю.
 


Ссылка на сообщение16 марта 2021 г. 12:24
Мы еще можем вспомнить сюжеты, которые использовал Шекспир. Но сейчас море авторов, которые спокойно используют — я мягко выражаюсь — чужое, пользуясь необразованностью широких народных масс. А они — массы — искренне полагают, что эти писатели — первооткрыватели жанров, основоположники и генераторы идей. Но, опять таки, я не об этом. Я о том, что человек с возрастом (с опытом) просто обязан пересмотреть свое отношение к очень многим вещам. В том числе — к текстам. И если влюбиться заново, так уже с новых позиций.
 


Ссылка на сообщение16 марта 2021 г. 12:55
К каким-то.
Да.
Наверное.

Но это избирательно.

А первая любовь — она не ржавеет.
Хьтя иногда и ненавистью может стать. )
 


Ссылка на сообщение16 марта 2021 г. 14:57
С каким удовольствием я в свое время читал и перечитывал, к примеру, «Щит и меч»». А недавно прочитал снова — вранье на вранье, не вызывает ни каких положительных эмоций. За прошедшее время я узнал слишком много разного, из разных источников. И это я не говорю о фантастах, хоть наших, хоть импортных. Мы растем и взрослеем.
 


Ссылка на сообщение16 марта 2021 г. 16:18
...даже интересно стало: где там враньё на вранье? )
 


Ссылка на сообщение17 марта 2021 г. 01:03
Ну не стану же я весь роман анализировать. Зачтите как мое впечатление. Журнальный вариант, тот, что был в «Роман-Газете» был куда приличнее полного.


Ссылка на сообщение16 марта 2021 г. 10:36
С возрастом необязательно становятся мудрее, умнее и критичнее. Бывает, что и наоборот.

Иногда отношение к тексту меняется противоположным образом. В молодости не нравилось, а с возрастом начинаешь понимать сюжет и героев.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 марта 2021 г. 10:52
Но чтобы это произошло, в любом случае нужно воспринимать любимого автора не как догму и памятник, а как объект проверки. Хотя бы себя самого.
 


Ссылка на сообщение16 марта 2021 г. 10:58
Да, конечно. Критичность должна быть в любом случае. И не только книгам, но и к людям, включая себя самого.
 


Ссылка на сообщение16 марта 2021 г. 11:55
Именно.


Ссылка на сообщение17 марта 2021 г. 13:16
Я как-то перечитал несколько романов, сильно меня поразивших в школьные и послешкольные годы. Впечатление совсем не то. Скучно, мелко, вторично, да и читаю я сейчас несколько «другое». Так-то на сайте у меня много оценок 9-10, именно за книги прочитанные давно. Сейчас я гораздо критичнее выставляю оценки.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 марта 2021 г. 14:34
Да. Я и сам ставил оценки некоторым текстам «по старой памяти», не перечитывая. А некоторые из любимых ранее перечитывал и понимал, что раньше был несколько другим человеком.


Ссылка на сообщение18 марта 2021 г. 03:11

цитата AKZolotko

Прошло некоторое количество лет, мне сейчас почти шестьдесят. Получается, что и жизненный опыт у меня теперь поширше, чем у того тогдашнего писателя, и мироощущение несколько иное.

Это проверка на гениальность. Если произведение гениальное, то не важно, сколько лет было автору или читателю. По прошествии лет гениальное произведение будет переосмысленно, но не потеряет, а приобретёт в глазах читателя, выдержит проверку возрастом и опытом.
А если не выдержит, значит это была просто годная книжка на тот момент. Но не шедевр.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 марта 2021 г. 11:07
Вопрос не в гениальности текста, а в том, как читатель его воспринимает. Я, к примеру, сознаю, что Достоевский — писатель великий и, может быть, даже гениальный. Но читать его романы я физически не могу. Я бы даже сказал — физиологически. И это проблемы моего восприятия, а не его таланта. И мое восприятие может и должно меняться. По-моему, оно НЕ МОЖЕТ не меняться.
 


Ссылка на сообщение18 марта 2021 г. 16:31

цитата AKZolotko

По-моему, оно НЕ МОЖЕТ не меняться

О да, было бы как минимум, странно, если бы оно не менялось ))


Ссылка на сообщение23 марта 2021 г. 09:50
Восприятие изменяется. Отсюда вывод — книги надо перечитывать, чтобы изменить впечатление в памяти.


⇑ Наверх