Аргонавты космоса


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ХельгиИнгварссон» > Аргонавты космоса
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Аргонавты космоса

Статья написана 6 мая 2023 г. 12:57

Песнь птицы печали, Надежда Ожигина, 2021

https://fantlab.ru/work1727170

***

В песках планеты Коху исследовательская группа Поля Смита случайно открыла почти волшебную пыль – нимбрум. Передала отчёты, что он обладает множеством полезных свойств: от транс-топлива будущего до высвобождения в людях способности к левитации. Увы, доставить образец на Землю пока не удалось никому, экспедиции гибли одна за другой при невыясненных обстоятельствах. Команда Андрея Григорьева тоже понесла потери, но выполнила приказ Совета Земли. В этот раз нимбрум нашёлся на крыльях прообраза будущих Авес Сапиенс – чёрных птиц с человеческим лицом, названных сирин. С тех пор как одну из них разместили на корабле, команда потеряла покой…

***

Надежда Ожигина объединила в обидно малом объёме «Песни птицы печали» любовную историю, ксенофантастику, криптоисторию и хоррор. Сделала это настолько оригинально, что стиль рассказа получился затейливым до вычурности. Это выглядит осознанным авторским выбором, поскольку стержнем для сюжета послужила психоделика, а персонажи находятся в состоянии изменённого сознания.

Вещица вышла эстетская, и одним это понравится, тогда как других может оттолкнуть. Вместо действия здесь расцветающий фейерверком букет мифологических ассоциаций и культурных аналогий. Поиск нимбрума, гибель товарищей, пленение инопланетного существа даются фрагментарно, в болезненных воспоминаниях капитана корабля. Финал не однозначно-определённый и допускает вариативность толкования.

Психоделия произведения двойная: экзотика чужого мира и возможная галлюциногенность нимбрума. Планета Коху и сама поражает алыми пустынями, фиолетовыми джунглями, стаями странно ведущих себя чёрных птиц и хаотично всплывающими из песка скалами. Дальнейшие события показывают, что далеко не всё из происходящего можно объяснить рационально, в том числе и на Коху.

Центр бедлама – вывезенная с планеты птица. Её вид переносит нимбрум, как пыльцу, пачкается в нём, принимая песчаные ванны, или продуцирует? Насколько разумны эти существа, и не могут ли они использовать его сознательно? Почему её присутствие на корабле обостряет эмоции и провоцирует членов экипажа на, казалось бы, не свойственные им переживания и поступки?

Похожих на археоптерикса инопланетян орнитологи назвали сирин. За человеческое лицо на птичьем теле, чёрные перья и прячущиеся в них младенчески недоразвитые руки. Рассказ вроде бы должен отталкиваться от русских и западноевропейских легенд 17-го века, но не очередная ли это попытка запутать читателя? Райская сирин поёт и выводит птенцов на земле, но корни этого образа учёные находят среди античных сирен.

У рассказа подозрительно много пересечений с древнегреческими мифологией и драматургией. Сладкозвучные сирены, жестокие гарпии, смертоносные стимфалийские птицы. Движущиеся Симплегады, просто рифы и скалы, служащие гнездилищами полуптицам. Межзвёздный корабль Арго в поисках не то Золотого Руна, не то амброзии. Красавица и волшебница Медея, способная убивать ради любви и мести.

Общность национальных мифов относительно облика внеземных существ подталкивают читателя к строго определённой догадке. А что если в стародавние времена уже был контакт двух цивилизаций? Человеческой и тех, в ком даже сейчас узнали мифических людей-птиц? Что в действительности было тогда, и чем это может обернуться спустя тысячелетия? И не очередная ли это ловушка в тумане нимбрума или замысла автора?

Повествование началось с любовной сцены, приторно сладкой и едва выносимой вне целевой аудитории. После его грубо вернули в жестокую реальность дальнего космоса. Однако очень скоро сгустился зловещий туман, в котором могут скрываться как нимфы, так и чудовища. Сам жанр рассказа ускользает – это не сай-фай, не стилизация советской фантастики, не хоррор, не криптоистория и не мелодрама. Нечто штучное и экзотическое, играющее на аллюзиях, дразнящее читателя.

Опубликовано на странице произведения: https://fantlab.ru/work1727170?sort=date#...





1021
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение6 мая 2023 г. 14:19
Рассказ хорош, концовка открытая. Люблю такое.
Автору нужно попробовать себя в более крупной форме.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 мая 2023 г. 15:48
avsergeev71

Согласен, но у автора вроде как уже есть крупная форма: https://fantlab.ru/search-works?q.... А Вы где рассказ читали?
 


Ссылка на сообщение6 мая 2023 г. 18:25
цитата ХельгиИнгварссон
но у автора вроде как уже есть крупная форма

Не знал.
А рассказ прочел вот здесь: https://litclubbs.ru/writers/...
 


Ссылка на сообщение6 мая 2023 г. 19:06
avsergeev71
Понял. А мне после предложили.


Ссылка на сообщение6 мая 2023 г. 16:42
Высокий уровень анализа на не менее высокий по уровню текст. Спасибо.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 мая 2023 г. 18:22
Спасибо за текст произведения! Интересно, что имела в виду сама автор. Вдруг моя Древняя Греция возникла, как тот суслик, которого нет )


Ссылка на сообщение6 мая 2023 г. 18:28
Большое спасибо за рецензию, закинул в очередь на прочтение!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 мая 2023 г. 19:06
Seidhe
:beer:
 


Ссылка на сообщение7 мая 2023 г. 13:32
добавили бы в базу, как админ
 


Ссылка на сообщение7 мая 2023 г. 14:33
Не дошло, что автор в базе есть, а рассказа — нет! 8:-0
Спасибо, впредь постараюсь быть внимательнее.
 


Ссылка на сообщение7 мая 2023 г. 16:06
Seidhe
Так-так, кто-то тут админ — и молчит ) :-[
Спасибо за обновление базы!
 


Ссылка на сообщение7 мая 2023 г. 19:55
Это не мне «спасибо» надо говорить, это многоуважаемому k2007!
Но если что — да, админ, обращайтесь! ;-)
 


Ссылка на сообщение14 мая 2023 г. 13:52
Seidhe
Всенепременнейше!


Ссылка на сообщение7 мая 2023 г. 13:33
цитата ХельгиИнгварссон
В базе Лаборатории Фантастики отсутствует.


уже нет
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 мая 2023 г. 16:07
k2007
Спасибо за участие, поправил :beer:


⇑ Наверх