Данная рубрика посвящена новостям фантастического книгоиздания на русском языке. Планы издательств, обложки к ещё не вышедшим книгам, издательские пресс-релизы, обзоры новинок прошедшей недели — всё это будет в единой рубрике. Также в последних числах каждого месяца будет появляться обзор «ожидания месяца» с краткими описаниями наиболее интересных на наш взгляд книг, запланированных на следующий месяц.
Для литературы, не относящейся к фантастической, есть следующие рубрики:
Романа по праву можно назвать одним из самых известных фантастических художников России. Рисовать он начал с самого детства, едва впервые взял в руки карандаш, но профессионального художественного образования не получил. В художественной школе, куда Романа отвели родители, он на тестовом задании вместо требовавшихся танков или ракет нарисовал Змея Горыныча. После этого преподаватели порекомендовали Роману самостоятельно развивать свой талант. Впоследствии Папсуев еще вернется к образу Змея Горыныча...
Роман продолжал рисовать в качестве хобби, попутно работая в туристической индустрии. Также Папсуев пробовал себя и на литературной ниве, и в 2001 году была опубликована его дебютная книга, "Правитель мертв", в которой Земля становится своего рода доской для шахматной партии, длящейся века. В игре участвуют Фигуры, обладающие почти божественной мощью.
Увлекшись "Песней Льда и Огня" Джорджа Мартина, художник взялся рисовать фан-арты по мотивам цикла. В частности, создал внушительную галерею ключевых персонажей саги Мартина. Тогда по ее мотивам уже вовсю выходили настольные игры от компании Fantasy Flight Games. После того, как фанаты писателя обратили его внимание на работы Папсуева, между ними завязалась переписка, и Мартин порекомендовал художника разработчикам настольных игр. Сотрудничая с Fantasy Flight Games, Роман рисовал иллюстрации для карточной игры по мотивам "Песни Льда и Огня".
В 2005 году увидел свет артбук The Art of George R. R. Martin's A Song of Ice and Fire, в котором значительную долю иллюстраций составили именно работы Романа Папсуева.
Впоследствии Роман начал карьеру в индустрии компьютерных игр, трудился в качестве ведущего художника в студии Astrum Online, а затем, когда та вошла в состав Mail.ru, продолжил работу в ней — компания стремительно становилась одним из главных игроков в русскоязычном сегменте индустрии.
Иллюстрации Романа по "Песне Льда и Огня":
О начале проекта "Сказки Старой Руси"
В свободное от работы в Mail.ru время Роман, тогда еще не думавший, что из этого вырастет большой авторский проект, нарисовал русских богатырей, а затем выложил рисунки в сеть. Образы богатырей несколько отличались о тех, что знакомы нам с детства по иллюстрированным сказкам или картинке Васнецова. Роман представил, как выглядели бы богатыри, если бы стали персонажами современной компьютерной игры. Например, Алеша стал эдаким охотником на монстров.
Иллюстрации привлекли нешуточный интерес в сети, что побудило Романа развить идею и схожим образом переосмыслить образы других персонажей и существ из славянских сказок. Так родился проект "Сказки Старой Руси". Теперь Роман уже не просто рисовал известных героев и созданий, показывая их на новый лад. Папсуев углубился в изучение источников, чтобы создать каждому персонажу подходящий образ и роль, кроме того, он начал создавать собственную версию их историй и выстраивать вокруг них собственный мир.
Первое материальное воплощение проект обрел в 2017 году, когда свет увидел артбук "Сказки Старой Руси. Начало" — это был сборник иллюстраций по миру лишь с небольшими комментариями Папсуева. Затем было опубликовано расширенное издание артбука, получившее подзаголовок "Истоки", на страницах которого иллюстрации сопровождались достаточно подробным рассказом автора о работе над образами и историями персонажей в рамках его мира.
Следующим шагом в развитии "Сказок Старой Руси" стали бестиарии, получившие название "Диво чудное". На из страницах иллюстрации сверхъестественных созданий, населяющих мир Белосветья, сопровождаются текстами, стилизованными под сочинение писаря, трудившегося при дворе князя Владимира Красно Солнышко.
Попутно по "Сказкам Старой Руси" начала выходить всевозможная сувенирная продукция — арт-блокноты, миниатюрки, фигурки. Сейчас в разработке находится настольная игра по миру Романа Папсуева. Кроме того, яркость образов, созданных художником, отметили косплееры, создавшие немало костюмов по мотивам "Сказок Старой Руси".
Теперь же пришло время для полноценных историй о мире Белосветья...
Ранние иллюстрации трех богатырей:
Артбуки, вышедшие в рамках проекта "Сказки Старой Руси"::
Косплей по мотивам "Сказок Старой Руси":
О "Битве за Лукоморье":
Первый сборник историй о героях "Сказок Старой Руси", над которым вместе с Романом Папсуевым работали Вера Камша, Татьяна Андрущенко, Александра Злотницкая и Елена Толоконникова. Рассказы, вошедшие в сборник, демонстрируют разные грани вселенной "Сказок Старой Руси". Будут тут и приключения охотника на чудовищ Алеши, и похождения Садко и его команды в далеких морях, и козни коварных прислужников Тьмы — курицы Рябы и Мыши, и истории новых героев, созданных специально для "Битвы за Лукоморье". Добавлю, что у них есть и промежуточные финалы, и задел для продолжений — уже ведется активная работа над второй книгой проекта.
"Битва за Лукоморье" выходит с внутренними черно-белыми иллюстрациями самого Романа Папсуева. С отрывком из сборника можно познакомиться по ссылке.
Олаф Стэплдон (1886 — 1950) – профессор психологии, философии и промышленной истории в Ливерпульском университете, писатель, творчество которого произвело неизгладимое впечатление на самых популярных мастеров НФ ХХ века. Станислав Лем, Артур Кларк, Брайан Олдисс неоднократно отзывались о романах Стэплдона с большой теплотой, считая его во многом своим учителем.
В 1930 году Стэплдон пишет свой дебютный роман «Последние и первые люди: история близкого и далекого будущего», в котором действительно представлена самая масштабная в фантастике история будущего, охватывающая двухмиллиардолетнюю эволюцию разума на Земле и в Солнечной системе.
История зарождения и развития человечества, многообразие форм живой и разумной материи, бесчисленные войны и катастрофы, формирующие все новые виды развития, выход людей будущего к Марсу, Венере, Нептуну и дальше – за пределы изученной вселенной… Предчувствие чего-то важного, великого, абсолютного, вечный поиск и вечная борьба с косностью – эта книга была настолько заряжена идеями, что последующим поколениям фантастов достался неисчерпаемый кладезь вдохновения...
Издательство: М.: Эксмо, 2021 год, 2500 экз. Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 528 стр. ISBN: 978-5-04-121001-4 Серия: Чёрная Fantasy
Аннотация: На войне нет победителей — проигрывают все. Эту жестокую правду можно увидеть в глазах каждого солдата в каждом из миров… В Летерийской империи, армия малазанцев под командованием адьюнкта Тавора начинает марш в восточные Пустоши. Им снова предстоит кровопролитная борьба с врагом, которого они ранее не видели, а исход ее неизвестен даже пророкам… Так под равнодушными небесами далекой страны началась предпоследняя глава "Малазанской Книги Павших"…
Издательство: М.: Эксмо: Fanzon, 2021 год, 5000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 576 стр. ISBN: 978-5-04-111762-7 Серия: Fanzon. Наш выбор
Аннотация: На Гвердон надвигается Божья Война. Безумные боги Ишмиры идут рушить храмы, убивать чужих святых и присваивать души. Ишмирский шпион пробирается в город в поисках Божьей Бомбы. Он сопровождает мальчика-святого, посвященного Ткачу Судеб. Великие Дома и разведка Хайта соперничают за право сотрудничать с Гвердоном. Эладора Тай избегает внимания богов, ведь святость — это не благо, а мука, разрушающая душу и тело. Но, несмотря на это, ей предстоит сыграть в войне ключевую роль и сжать в руках пылающий меч.
Аннотация: Король Альфред Великий в своих мечтах видел Британию единым государством, и его сын Эдуард свято следовал заветам отца, однако перед смертью изъявил последнюю волю: королевство должно быть разделено. Это известие врасплох застает Утреда Беббанбургского, великого полководца, в свое время давшего клятву верности королю Альфреду. И еще одна мучительная клятва жжет его сердце, а слово надо держать крепко... Покинув родовое гнездо, он отправляется в те края, где его называют не иначе, как Утред Язычник, Утред Безбожник, Утред Предатель. Назревает гражданская война, и пока две враждующие стороны собирают армии, неумолимая судьба влечет лорда Утреда в город Лунден. Здесь состоится жестокая схватка, в ходе которой решится судьба страны...
Аннотация: В 2204 году человечество стремительно осваивает просторы галактики. Новая технология соединённых скачковых порталов сделала большинство видов транспорта, включая звездолёты, морально устаревшими. Любое место на Земле, любая отдалённая планета, заселённая людьми, теперь всего лишь в шаге друг от друга. И всё просто здорово... пока в новооткрытом мире в 89 световых годах от Земли не обнаруживают разбитый инопланетный корабль с семнадцатью жертвами человеческой расы на борту. А из высокопрофессиональной команды, отправленной для расследования тайны, один — инопланетный шпион…
Издательство: М.: АСТ, 2022 год, 2000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка + супер, 544 стр. ISBN: 978-5-17-112252-2 Серия: Шедевры фэнтези
Аннотация: Прошли годы с того момента, как Бродяга с Вечерницей на руках и мечом Гаммы совершил путешествие в Сияющий город. С тех пор мир изменился. Вечерница прошла по следам своего отца к бреши и закрыла разрыв между мирами, спасла остатки человечества, но при этом заперла в ловушку адскую орду и тех, кто попал под её влияние, по своей ли воле или нет. В эту новую эпоху Вечерница возглавляет движение к миру и единению, и кажется, что ничего не отделает мир от его светлого будущего. Пока не откроются глаза. И не состоится пробуждение Семи...
Издательство: СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2021 год, 5000 экз. Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 800 стр. ISBN: 978-5-389-16150-4 Серия: The Big Book
Аннотация: 1699 год. В поселении Фаунт-Ройал по подозрению в колдовстве схвачена молодая вдова Рэйчел Ховарт. Для вынесения окончательного приговора в селение прибывают магистрат Вудворд и его молодой помощник Мэтью Корбетт. Магистрат почти не испытывает сомнений в виновности подсудимой, но Мэтью понимает: в этом деле определенно что-то не так. А в округе тем временем происходит какая-то чертовщина: гниют посевы, погибают люди, жителей преследуют зловещие видения, а в лесах бесчинствует страшное чудовище, прозванное Одноглазым...
Аннотация: Штат Коннектикут, 1666-й год. Древний дух пробуждается в темном лесу.
Индейцы называют его Отцом, убийцей, защитником. Колонисты — Неуклюжим, демоном, дьяволом.
Для Абиты, недавно овдовевшей изгнанницы, одинокой и беззащитной в своей набожной деревне, он — единственный, к кому она может обратиться за помощью.
Вместе они разжигают битву между язычниками и пуританами, которая грозит уничтожить все поселение, не оставив после себя ничего, кроме пепла и рек крови.
Комментарий: Внецикловый роман. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации Д. Брома.
Во второй половине августа мы выпустим продолжение романа, которое носит подзаголовок "Работа над ошибками".
Аннотация:
Жизнь Саши Самохиной превращается в кошмар. Ей сделали предложение, от которого невозможно отказаться; окончив школу, Саша против своей воли поступает в странный институт Специальных Технологий, где студенты похожи на чудовищ, а преподаватели — на падших ангелов. Здесь ее учат... Чему? И что случится с ней по окончании учебы?
Из отзывов на роман:
Petro Gulak: "Сильная, страшная, очень глубокая книга — лучший роман Дяченко со времен «Пещеры». Писатели в очередной раз доказали, что способны на невозможное: они показали пошаговое превращение человека в... скажем так, не-человека — трансформацию физическую и психологическую".
iwan-san: "Первая десятка за продолжительное время. Возможно в чем-то немного завышено, но атмосфера, в которой смешались страх, жестокость, боль, страдание, передана очень хорошо и это несомненно привлекает, потому что переживаешь и ощущаешь себя в ней — авторы перешли ту грань, когда драматическое произведение трогает и поэтому впечатляет, в отличие от тех, которые лишь пытаются заинтерресовать и у которых эти попытки выглядят жалкими".
badger: "Студенческий философский боевик, роман взросления, эпитетов у меня много. Отличная, пусть и не слишком новая идея, вытканная фактически без изъянов, живые герои, осязаемый мир. Прекрасный роман, рекомендованный для обязательного прочтения".
Обещанный материал о Джиме Батчере и цикле "Архивы Дрездена" — к выходу в серии "Звёзды новой фэнтези" первого омнибуса, в который вошли сразу три первых романа знаменитой городской фэнтези о практикующем маге и частном детективе Гарри Блэкстоуне Копперфилде Дрездене. Итак, том "Архивы Дрездена: Гроза из преисподней. Луна светит безумцам. Могила в подарок" уже в продаже, а значит — пора рассказать историю появления в городской среде жанра фэнтези детектива, которому в расследованиях очень странных дел с тёмной стороны Чикаго помогают магические силы.
В минувшем году исполнилось 20 лет с момента, как в апреле 2000 года свет увидело первое издание первого романа "Архивов Дрездена" — "Гроза из преисподней" (Storm Front). Какие магические силы подтолкнули Джима Батчера, литературного отца детектива Гарри Дрездена, на то, чтобы дать жизнь герою, кому для работы одинаково важны навыки детектива и волшебные заклинания, несмотря на то, что эта тема в фэнтези явно не нова? Если не вдаваться совсем в глубокую историю, первым настоящим оккультным детективом в литературе можно считать Томаса Карнакки из цикла, написанного британцем Уильямом Хоупом Ходжсоном . Карнакки появился в далёком 1910 году. С тех пор писательская братия из разных стран явила миру многих детективов, для кого различная чертовщина, монстры из мрака, волшебство и совершенно невероятные события — привычное дело. Появившийся даже чуть раньше Карнакки Джон СайленсЭлджернона Блэквуда, Жюль де ГранденСибери Куинна, Стив ХаррисонРоберта И. Говарда, Титус КроуБрайана Ламли, Гарри Д'АмурКлайва Баркера, ГарретГлена Кука, Анита БлейкЛорел Гамильтон и минимум с десяток других.
Гарри Дрезден, каким он был в первом романе цикла. Иллюстрация Криса МакГрата с обложки специального издания Storm Front к 20-летию цикла (Grim Oak Press, 2020):
Это только часть имён оккультных детективов и владеющих оружием и приёмами самообороны охотников на нечисть, появившихся до 2000 года. Если перешагнуть рубеж века, то и здесь конкуренция высокая. Мередит Джентри той же Лорел Гамильтон, Джон ТейлорСаймона Грина, Джек ШпроттДжаспера Ффорде, а если расширить рамки, то и Сэндмен СлимРичарда Кадри, Энтони ЛоквудДжонатана Страуда, Иоганн КабалДжонатана Л. Говарда, Рэйчел МорганКим Харрисон, и конечно не стоит забывать о Джоне Константине, которого придумал, работая над комиксами о Болотной твари, Алан Мур.
Образ Аниты Блейк в комикс-адаптации романов Лорел Гамильтон для Marvel (художник обложки — Harvey Tolibao):
Ни толпа предшественников, ни дышащие в затылок современники не помешали Джиму Батчеру создать Гарри Дрездена, кого в тенях Чикаго ждёт столько испытаний. За три года до появления Дрездена, с платформы платформы 9¾ лондонского вокзала "Кингс-Кросс" учиться волшебству отправился мальчик с таким же именем — Гарри. Только Джим Батчер начал создавать своего Гарри — Дрездена — много раньше, ещё в начале 90-х. А при создании образа детектива-мага он вдохновлялся многими героями: дружелюбным соседом Питером Паркером из комиксов, крепким орешком Джоном Маклейном из кино, и ещё в какой-то мере Оби-Ваном Кеноби, мудрым Гендальфом из "Властелина колец", крутой Анитой Блейк из цикла Лорел Гамильтон и Шерлоком Холмсом, кого Джим считал если не колдуном в каком-то смысле, то определённо — волшебным персонажем. Давайте об источниках вдохновения и пути к признанию чуть подробней.
На фото минимум десятилетней давности Джим Батчер позирует с мечом (один из его бесполезных навыков) и собачкой породы бишон фризе (французской белой болонкой), однажды спасшей семью писателя от медведя:
Джим Батчер родился 26 октября 1971 года в городе Индепенденс (штат Миссури). В этом же городе родилась известная актриса и танцовщица, звезда Голливуда и партнёрша Фреда Астера по фильмам и танцам Джинджер Роджерс. В Индепенденсе провёл большую часть жизни 33-й президент США Гарри Трумэн: здесь же находятся могилы его и его жены. Из известных писателей в одном городе с Джимом родилась Маргарет Уэйс, чьё имя связано с миром ролевой игры Dungeons & Dragons и фэнтези-серии "Сага о Копье" (DragonLance).
Любопытная деталь: в Индепенденсе в первой трети XIX столетия американец в шестом поколении Джозеф Смит-младший как первый пророк Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней стал духовным лидером Движения святых последних дней. Приверженцев этого движения в настоящее время во всём мире знают как мормонов.
Джозеф Смит-младший. В возрасте 14 лет ему явился Иисус Христос (в более поздней версии его истории — ангел Мороний), призвавший юношу вернуть христианской религии первоначальный смысл и чистоту и восстановить истинное учение:
О писательстве Батчер помышлял ещё в юные годы, но после школы он пошёл учиться в Университет Оклахомы на инженера, и только в начале 90-х решил попробовать стать писателем. Первые зёрна в благодатную почву ещё в конце 70-х подбросили две старшие сестры Джима (он был третьим и младшим ребёнком в семье Батчеров). Когда он однажды в школе заболел ангиной и изнывал дома от скуки в вынужденном недельном постельном заточении, сёстры подсунули младшему братишке пару книжных бокс-сетов — с "Властелином колец" Толкина и "Приключениями Хана Соло"Брайана Дейли. Вот тогда-то привычный мир американского мальчишки и дал трещину: из иных измерений потянулись щупальцами к юному разуму идеи, образы, слова, истории.
Обложки оригинальных изданий трилогии Брайана Дейли (1979) и переиздание в одном томе (1992) от Del Rey/Ballantine Books:
Кстати, одна из сестёр Джима, Джули Батчер, тоже связала свою жизнь с книгами. Она колумнист и автор обзоров на ресурсе Buzzy Mag, у неё шестеро детей, и она всегда готова поддержать брата. Как поддержала во время болезни, когда Джиму было всего семь лет, и он начал читать запоем.
Тот день автор "Архивов Дрездена" вспоминает очень коротко: "Я проглотил те книги за неделю. Начиная с того момента, я был обречён пополнить собой ряды фанатов научной фантастики и фэнтези. А уж оттуда было рукой подать до решения стать писателем. Так что во всём виноваты мои сёстры".
Первой большим литературным увлечением Джима стала героическая фэнтези ("фэнтези мечей и лошадей"). Толкин изменил жизнь семилетнего мальчишки. Дальше были Клайв Стейплз Льюис и Ллойд Александер ("Хроники Придайна"). Позже Джим разнообразил свой книжный рацион и зачитывался Фрицем Лейбером, Роджером Желязны, Полом Андерсоном, Робертом Говардом, Дэвидом Эддингсом, Терри Бруксом, Гленом Куком и землячкой Маргарет Уэйс (она писала романы из цикла "Сага о Копье" совместно с Трейси Хикмэном). "Прежде чем я понял, что происходит, я перестал быть только гражданином Соединённых Штатов Америки, став также жителем Ланкмара (Лейбер — Прим. авт.), Нарнии, Киммерии, Гора (вымышленная вселенная из романов Джона Нормана; обычаи, терминология и образы, описанные в этих книгах, оказали влияние на формирование субкультуры БДСМ, но, к счастью, Джиму до этого не было никакого дела в его счастливом книжном детстве — Прим. авт.), Кринна (Уэйс — Прим. авт.), Амбера".
Стоит ли удивляться, что после таких книг, Джим решит написать сам что-то иное, кроме героической фэнтези? Не один год Батчер оттачивал свой будущий стиль на историях о "мечах и лошадях". В ккой-то момент он начал укрепляться в уверенности, что нашёл дело себе по душе, что у него есть пусть небольшой, но врождённый дар создавать такие истории. До первой опубликованной книги были ещё долгие годы, хотя первый полноценный роман Джим написал годам к девятнадцати.
"Архивы Дрездена" уже почти были открыты, до них оставалось всего ничего. Экспериментируя с подачей истории, Джим постоянно расширял территорию обитания для своих историй, добавляя понемногу в исходный код элементы научной фантастики, мистики и современного фэнтези. То, чем он увлекался в жизни, также оказывало влияние на стиль и содержание историй, которые он хотел написать. Батчер заядлый геймер. Он провёл множество часов за игрой в настольные игры, консольные и на PC, а ещё он довольно активно принимал участие в том, что называется LARP, а у нас известно как субкультура ролевиков, или ролевых игр живого действия — на природе, в костюмах и с оружием. Участие в ролевых играх повлекло за собой развитие и других навыков — в верховой езде, фехтовании и даже в пении и игре на музыкальных инструментах. Вдобавок к этому у Батчера более чем 15-летний опыт в любительском овладении основами некоторых боевых искусств — кунг-фу, Рюкю кэмпо, тхэквондо и Сёрэй-рю (окинавского каратэ).
Джим Батчер — настоящий гик. И ничто гиковское ему не чуждо. На фото — он в образе Гомеса и косплеерша Китти Крелл (Kitty Krell) в образе Мортиши Аддамс на Denver Comic Con (2015):
Из всех этих увлечений и экспериментов и родились знаменитые "Архивы Дрездена". Как вспоминает сам Джим, получилось это случайно: как при открытии пенициллина. Он оттачивал скиллы в написании историй, и в итоге стало вырисовываться нечто конкретное, с чем уже можно было начать беспокjить литературных агентов и издателей. Но не сразу, конечно. Джим свой первый роман написал в 1990-м и это было ужасно. После этого написал ещё несколько — всё равно получалось плохо. Где-то к четвёртому-пятому роману стало что-то вырисовываться. То, что впоследствии стало первой книгой "Архивов Дрездена", было написано на писательских курсах в университете, где чуть ранее Джим начал обучение с первоначальной целью стать инженером. Тот текст назывался "The Dresden Chronicles, Book One: Semiautomagic". Позже, после многочисленных правок и переделок книга сменила название на "The Dresden Files, Book One: Storm Front".
Административный корпус Университета Оклахомы, где Джим Батчер становился писателем:
С этим текстом Батчер и начал штурмовать издательства. Он примерно подсчитал, что пробиваются к изданию книги каждого третьего из тысячи претендентов, а среди этих счастливчиков только один из десяти становится успешным настолько, чтобы жить на писательские гонорары. Этих шансов, видимо, было для него вполне достаточно. Кстати, именно в то время он заработал прозвище Лонгшот (Longshot), означающее, что шансы Джима на успех были весьма невелики.
Джим написал ещё два романа, пока получал отказы один за одним, тон которых варьировался от стандартных отписок до хитро обнадёживающих, но ничего не гарантирующих, а одно письмо было откровенно оскорбительным. Так прошло несколько лет. Слегка отчаявшись, Джим сменил ожидание на конкретные действия. Он пытался встречаться и общаться с редакторами на различных конвентах, и ему даже удалось познакомиться кое с кем, но продать свою первую книгу он так и не смог. Те контакты пригодятся ему позже, когда о нём заговорят, а в активе будет несколько изданных бестселлеров.
Не получив и таким путём желаемого, Батчер решил действовать более хитро. Друг посоветовал ему искать выходы на тех агентов и редакторов, которые представляют авторов, чьи книги похоже на то, что пишет Джим. Совет оказался весьма дельным. Батчер создавал "Архивы Дрездена" с оглядкой на цикл об Аните Блейк Лорел Гамильтон, потому окольными вышел на Ричию Майнхардт (Ricia Mainhardt), чьё агентство представляло тогда Гамильтон. Ричия не была новичком в книжном мире. Бакалавр Северо-Западного Университета (Эванстон, Иллинойс) и магистр Университета Вашингтона в Сент-Луисе (Миссури) в области электрофизиологии слуховой системы, она некоторое время работала по специальности, а также была торговым представителем швейных предприятий. Понимание, чем именно она хочет заниматься, пришло не сразу. В 1987 году она открыла в Нью-Йорке своё агентство, представляющее интересы писателей. Увлечённой читательнице и завсегдатаю фантастических конвентов ей помогла на первых порах дружба с Робертом Хайнлайном, Рэем Брэдбери и Харланом Эллисоном.
Ричия с Рэем Брэдбери и Робертом Блохом:
Ричия Майнхардт, помимо работы с Джимом Батчером, Лорел Гамильтон, Брайаном Ламли, Майклом Стэкполом, известна как редактор (совместно с Ричардом Матесоном) сборника Robert Bloch: Appreciations of the Master, в который, помимо избранных работ Мастера, включены 30 эссе от видных писателей, режиссёров и актёров — Джона Карпентера, Стивена Кинга, Рэмси Кэмпбелла, Артура Кларка, Питера Страуба, Кристофера Ли и других.
И вот к этому человеку Джим Батчер решил попасть во что бы то ни стало. Его заявку агентство Ричии отклонило. Тогда он отправился на конвент, где, как он точно знал, будут Лорел и Ричия. И ему удалось привлечь внимание к себе со стороны Лорел. Она была столь добра, что пригласила настойчивого юношу на обед, на котором, помимо Ричии, присутствовали ещё несколько редакторов и другой агент, представляющий писателей.
Лорел Гамильтон (фото из личного архива):
Другим агентом была Дженнифер Джексон (Jennifer Jackson), которая позже станет представлять Батчера, после того, как его выпустит в большой книжный мир Ричия. К Дженнифер Джим обращался и до той встречи на обеде, но получил отказ. Когда через несколько лет, уже на правах состоявшегося писателя, Джим спросит Дженнифер, почему она ему сначала отказала, а затем согласилась его представлять, она ответила очень просто: "Это всё было до того, как я увидела тебя".
Дженнифер Джексон:
Дженнифер ныне вице-президент Donald Maass Literary Agency. Она литературный агент Джима Батчера, Ким Харрисон, Элизабет Бир, Сета Дикинсона, Марты Уэллс, Тэмсин Мьюир и других авторов.
Тот обед всё изменил для Джима. Ричия взялась прочесть рукопись его первого романа "Архивов Дрездена" и очень быстро продала книгу Дженнифер Хеддл (Jennifer Heddle) из Roc / New American Library (ныне импринт Penguin Random House). Хеддл сначала не проявляла особого энтузиазма по поводу текста новичка, но оживилась, узнав, что у Джима уже готовы ещё два романа серии.
Дженнифер Хеддл, третья женщина, наряду с Лорел и Ричией, давшая путёвку в жизнь Батчеру, за 20 лет сделала карьеру. Начинала она в середине 90-х обычным менеджером отдела маркетинга в Macmillan, затем ассистент литагента в Spectrum Literary Agency, после — редактор в Penguin Publishing Group, где она и издала первый роман Батчера. Примерно через четыре года после того, как был издан Storm Front, она перешла на более высокую должность в Simon and Schuster, а с 2011 года она ответред в Disney Publishing Worldwide, где, в частности, отвечает за книги по вселенной Star Wars, включая нынешние воплощения историй об этой вселенной в комиксах Marvel. Именно Дженнифер, уже работая на корпорацию Диснея, предложила Джиму осуществить его давнюю мечту — написать книгу, действие которой происходит во вселенной Человека-Паука.
Дженнифер Хеддл с Кэрри Фишер и обложка книги Джима Батчера The Darkest Hours:
В апреле 2000 года Roc / New American Library в пейпербэке издали первый роман будущего цикла "Архивы Дрездена". Книга объёмом 322 страницы продавалась в США за 6 долларов 99 центов, а канадцам книгу продавали за 9 долларов 99 центов. Иллюстрацию для обложки создал Ли Маклеод (Lee MacLeod)
С тех пор свет увидели 17 номерных романов, два десятка рассказов и несколько повестей, объединённых во внушительные Архивы Гарри Дрездена. Помимо этого вселенная Дрездена в 2007 году расширилась до киновоплощения в сериале "Детектив Дрезден: Секретные материалы" (The Dresden Files), ролевой настольной игры The Dresden Files Roleplaying Game (2010) и нескольких серий комиксов — Jim Butcher's The Dresden Files и Dog Men.
Комикс, игра и сериал по "Архивам Дрездена":
За 20 лет Джим Батчер продвинулся очень далеко. Сегодня его имя заслуженно стоит в одном ряду с именем Лорел Гамильтон, на которую он решил равняться, будучи наивным 19-летним юношей с писательскими амбициями. Его дебютный роман выдержал с десяток переизданий только на английском и издан на множестве других языков — русском, китайском, польском, тайском, иврите, фарси, испанском, турецком и других. Всего-то, если верить его словам, надо было не переставать писать, даже когда поначалу это не приносило никаких дивидендов, кроме отказов. Продолжая писать, надо не сдаваться и снова и снова стучаться в двери, со всем уважением относясь к труду редакторов и литагентов, которых собираешься поразить своей прозой. Одним из факторов успеха на писательском поприще, когда после многих неудачных попыток тебя наконец замечают, Батчер называет уважение к тем тем людям, которые находят среди новых писателей таланты и издают их книги. А успеха в жанре, в котором и до и после него отметилось немало людей, некоторые с куда большим талантом, Батчер добился, потому что следовал простому правилу.
Настоящий большой писатель Джим Батчер (фото с его странички на сайте Penguin Random House):
Он представлял себе, что все те, кто пишет книги, близкие к тому, о чём пишет он, все вместе убегают от дикого медведя-гризли. И в этой гонке совсем не обязательно бежать быстрее всех, ведь так рискуешь выдохнуться и упасть под ноги бегущим, чтобы тебе спокойно сожрал медведь. Не надо конкурировать со всеми твоими подражателями и всеми, на кого стремишься быть похожим ты. Достаточно опережать того, кто бежит рядом с тобой. Обгонишь его — и молодец. Продолжай бежать, пока те, кто бежал рядом, сдаются, уходят из профессии, не выдерживают давления. А ты продолжай вести себя как подобает профессионалу, и другие поверят в то, что ты такой и есть. Если повезёт, то поверишь даже ты сам.
Обложки изданий Storm Front на разных языках (угадываем страну по надписи на обложке):
Как легко поверить в то, что рецепт Батчера как стать писателем рабочий, так же легко представить реальным человеком Гарри Дрездена, несмотря на мир, в котором он живёт и работает. Время в "Архивах Дрездена" течёт так же, как и в нашем мире. В первом романе — "Гроза из преисподней" — действие происходит примерно в 2000 году (максимум — на год позже). На момент событий первой книги цикла Гарри Дрездену, сыну мага Малкольма и волшебницы Маргарет Гвендолин, где-то 25 лет. Когда-то сам автор отвечал читателям, что Гарри примерно на год моложе Джима Батчера, но хронология событий цикла, поделенная, как в "Звёздных войнах", на периоды "до Storm Front" и "после SF", не подтверждает этого точно. День рождения Гарри — 31 октября, на пять дней позже, чем у Джима. Полное имя он получил в честь трёх великих иллюзионистов — Гарри Гудини, Гарри Блэкстоуна-старшего и Дэвида Копперфилда.
Знаменитая поездка Гарри Дрездена на зомби-ти-рексе глазами художника Дэна дос Сантоса:
Он любит лошадей, как и Джим, и несмотря на особые отношения с электричеством, "если его начать пытать огнём", он сознается, что любит музыку Моцарта, Бетховена, Beatles, Offspring, Guns N’ Roses, Джонни Кэша. Он ведёт дела в Чикаго, хотя поначалу Джим хотел поселить его в Канзас-Сити, потому что это город недалеко от его родного Индепенденса, а ещё в какой-то мере из-за того, что Анита Блейк действует в Сент-Луисе. Между Канзас-Сити и Сень-Луисом всего-то километров 300 с небольшим. Из-за близости двух городов редактор посоветовал Батчеру чуть дальше поселить Дрездена, чтобы избежать лишних ассоциаций с героиней романов Лорел Гамильтон.
Лучше всего он сам представит себя — через две цитаты.
цитата
Я не убийца. Я не такой, как Виктор Селлз. Я — Гарри Блэкстоун Копперфилд Дрезден. Я — чародей. Чародеи умеют управлять своей силой, своей властью. Они не позволяют им управлять собой. И чародеи не используют магию для убийства других людей. Они используют её для познания, для защиты, для помощи, для созидания. Но никак не для разрушения.
цитата
Я не желаю жить в мире, где правят сильные, а слабые вынуждены прятаться. Я предпочитаю места, где всё немного тише и спокойнее. Где тролли не кажут носа из-под своих мостов и где эльфы не крадут детей из колыбели. Где вампиры с уважением относятся к установленным рамкам, а фэйри знают своё место.
Меня зовут Гарри Блэкстоун Копперфилд Дрезден. Можете колдовать с моим именем — за последствия не отвечаю. Когда дела принимают странный оборот, когда то, чему положено хорониться во мраке, выползает на свет, когда никто больше не может помочь вам, звоните.
Мое имя есть в «Жёлтых страницах».
Его имя теперь украшает серию "Звёзды новой фэнтези". Пришло время одним читателям впервые отыскать его имя в тех самых "Жёлтых страницах", а другим, уже пережившим все или большую часть приключений вместе с Дрезденом, перечитать лучшие страницы повторно.
Специальное издание Storm Front к 20-летию цикла (Grim Oak Press, 2020):
Те, кто уже читал, оставляют такие отзывы о работе этого детектива-чародея.
appoik
"Никогда прежде не читал мистику. Но эта серия заставила пересмотреть свои вкусы. Прекрасные произведения, изумительный ГГ."
Кармакс
"Сериал из банального детективчика начал преображаться так, как гусеница постепенно превращается в бабочку. От книги к книге мир автора начинал расширяться, меняться на глазах. Действия приобретали всё больший масштаб, романы начинали «обрастать» новыми героями, в «игру» вступали новые партии, а мысли автора начинали всё чаще доносить до нас идеи, так называемую «пищу для ума». И вот, от банального детективного расследования (пусть и с мистикой) мы приходим к глобальной войне и преддвериям апокалипсиса, от узкого круга лиц — к широте образов, каждый из которых уникален и интересен, от простых и постоянных взаимоотношений — к сложным перипетиям и нюансам взаимосвязи всех героев, от простого описания «экшна и мочилова» — к размышлениям о человеческой сущности, страхах, соблазнах. И само собой меняется герой. От книги к книге Гарри Дрезден «растёт», развивается, учится, приобретает нечто новое, как в физическом и магическом плане, так и в плане идей и мировоззрения. И вместе с этим ты сам погружаешься в этот мир, который не становится яснее, а лишь только загадочнее, и ты хочешь находиться в нём до тех пор, пока история ГГ не будет дописана да последней точки..."
"Люблю я этот цикл. «Люблю» — не то слово, слишком слабое. Начал читать, когда там было только семь романов. Прочитал один за другим запоем. Когда закончил... через несколько дней понял, что со мной «что-то не то». Наступила своего рода ломка, ничего другого читать не могу, прямо наркотическая зависимость образовалась."
Melamori
"Отличительная черта цикла – постоянная эволюция. Здесь нет места застою: развиваются герои, мир, а самое главное – развивается автор."
Будни Гарри Дрездена глазами Винсента Чонга (Vincent Chong) (внутренняя иллюстрация из переиздания романов цикла в Subterranean Press):
SaltiPazar
"Отменный чёрный юмор, многогранные, харизматичные персонажи, удивительно притягательное описание города — почитаешь книги и хочется самому побывать в Чикаго."
Задумчивая кошка
"Батчер создал весьма правдоподобный и интереснейший мир. И населил его интереснейшими персонажами, человеческой и нечеловеческой природы. Главный герой умный, харизматичный. Развитие его характера плавное и закономерное. Сюжеты с каждой книгой становятся всё более сложными и закрученными."
Гарри Дрезден глазами Mika Kuloda:
Hermit
"Редкий случай длинного цикла, который и не думает выдыхаться. <...> Пожалуй, это лучшее городское фентези, которое мне доводилось читать."
vacool
"Чем ближе к концу цикла, тем больше обстановку пропитывает дух нуара. Несмотря на впечатление, оставленное первой книгой, здесь не будет вечно живых, молодых и счастливых персонажей. Цикл одинаково хорошо подойдёт как любителям экшена, лёгкого юмора, так и поклонникам драматичных событий."
Anahitta
"Самый настоящий крутой детектив. Присутствуют полицейские, бандиты, красотки, бармены, погони, стрельба, жёсткая нехватка времени на расследование, что-то утаивающие свидетели. И вдобавок ко всему этому – чёрная и белая магия, демоны, вампиры, эльфы и чародейство, которые вписываются в обычный детективный сюжет, превращая его в альтернативный жанр."
Из множества образов Гарри Дрездена, созданных разными художниками (для официальных изданий и как фанарт) за годы существования серии "Архивы Дрездена", одним из самых запоминающихся образ, воплощённый художником Крисом Макгратом. Иллюстрация этого художника украшает обложку первого омнибуса с романами серии.
Крис Макграт родился в Бронксе. С 12 лет увлёкся изобразительным искусством, особенно — иллюстрациями в жанрах фантастики и фэнтези. Был покорён работами Фрэнка Фразетты и понял, что хочет быть книжным иллюстратором. Окончил Школу изобразительных искусств в Нью-Йорке и с 2001 года в профессии. На него также оказали влияние работы Майкла Уэлана. Его иллюстрации украшают обложки книг Брендона Сандерсона. В его версии Гарри Дрезден одновременно похож на героя нуара и вестерна и, пожалуй, выглядит наиболее сурово.
За два десятка лет вокруг "Архивов Дрездена" сложилась собственная вселенная, далеко вышедшая за рамки фантазии одного Джима Батчера. Это не вселенная "Звёздных войн", но фанатов у Гарри Дрездена немало. Вот, к примеру, общее фото косплееров, которые пришли на проходящий в Атланте Dragon Con в 2019 году в костюмах героев из вселенной "Архивов".
Этим фото завершим, надеемся, первую часть из нескольких рассказа о мире "Архивов Дрездена". За кадром осталось ещё много интересного, что накопилось за годы на сайте Джима Батчера и в фанатских сетевых энциклопедиях.
Аннотация:
Его зовут Гарри Блэкстоун Копперфилд Дрезден. Можете колдовать с этим именем — за последствия он не отвечает. Когда дела принимают странный оборот, когда то, чему положено хорониться во мраке, выползает на свет, когда никто больше не может помочь вам, звоните... Кому? Ему, Гарри Дрездену. Имя его есть в «Жёлтых страницах»…
Цикл романов о Гарри Дрездене занимает достойное место в одном ряду с такими лидерами фэнтезийного детектива, как Глен Кук с его цикломо приключениях Гаррета и Саймон Грин, подаривший читателям Джона Тейлора, мага и частного детектива, работающего на Тёмной стороне Лондона.
Перевод с английского Николая Кудряшева, Натальи Ульяновой ("Луна светит безумцам")