Рецензии на фантастические ...


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Рецензии на фантастические книги» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

Рецензии на фантастические книги


Внимание!

Данная рубрика — это не лента всех-всех-всех рецензий, опубликованных на Фантлабе. Мы отбираем только лучшие из рецензий для публикации здесь. Если вы хотите писать в данную рубрику, обратитесь к модераторам.

Помните, что Ваш критический текст должен соответствовать минимальным требованиям данной рубрики:

  1. рецензия должна быть на профильное (фантастическое) произведение,

  2. объём не менее 2000 символов без пробелов,

  3. в тексте должен быть анализ, а не только пересказ сюжета и личное мнение нравится/не нравится (это должна быть рецензия, а не отзыв),

  4. рецензия должна быть грамотно написана хорошим русским языком,

  5. при оформлении рецензии обязательно должна быть обложка издания и ссылка на нашу базу (можно по клику на обложке)

Классическая рецензия включает следующие важные пункты:

    1) Краткие библиографические сведения о книге;

    2) Смысл названия книги;

    3) Краткая информация о содержании и о сюжете;

    4) Критическая оценка произведения по филологическим параметрам, таким как: особенности сюжета и композиции; индивидуальный язык и стиль писателя, др.;

    5) Основной посыл рецензии (оценка книги по внефилологическим, общественно значимым параметрам, к примеру — актуальность, достоверность, историчность и т. д.; увязывание частных проблем с общекультурными);

    6) Определение места рецензируемого произведения в общем литературном ряду (в ближайшей жанровой подгруппе, и т. д.).

Три кита, на которых стоит рецензия: о чем, как, для кого. Она информирует, она оценивает, она вводит отдельный текст в контекст общества в целом.

Модераторы рубрики оставляют за собой право отказать в появлении в рубрике той или иной рецензии с объяснением причин отказа.

Модераторы рубрики: Aleks_MacLeod, Ny

Авторы рубрики: Лoki, PanTata, RebeccaPopova, rast22, Double Black, iRbos, Viktor_Rodon, Gourmand, be_nt_all, St_Kathe, Нариман, tencheg, Smooke, sham, Dragn, armitura, kkk72, fox_mulder, Нопэрапон, Aleks_MacLeod, drogozin, shickarev, glupec, rusty_cat, Optimus, CaptainNemo, Petro Gulak, febeerovez, Lartis, cat_ruadh, Вареный, terrry, Metternix, TOD, Warlock9000, Kiplas, NataBold, gelespa, iwan-san, angels_chinese, lith_oops, Barros, gleb_chichikov, Green_Bear, Apiarist, С.Соболев, geralt9999, FixedGrin, Croaker, beskarss78, Jacquemard, Энкиду, kangar, Alisanna, senoid, Сноу, Синяя мышь, DeadPool, v_mashkovsky, discoursf, imon, Shean, DN, WiNchiK, Кечуа, Мэлькор, kim the alien, ergostasio, swordenferz, Pouce, tortuga, primorec, dovlatov, vvladimirsky, ntkj666, stogsena, atgrin, Коварный Котэ, isaev, lady-maika, Anahitta, Russell D. Jones, Verveine, Артем Ляхович, Finefleur, BardK, Samiramay, demetriy120291, darklot, пан Туман, Nexus, evridik, Evil Writer, osipdark, nespyaschiiyojik, The_Matrixx, Клован, Кел-кор, doloew, PiterGirl, Алекс Громов, vrochek, amlobin, ДмитрийВладимиро, Haik, danihnoff, Igor_k, kerigma, ХельгиИнгварссон, Толкователь, astashonok, sergu, Lilit_Fon_Sirius, Олег Игоревич, Виктор Red, Грешник, Лилия в шоколаде, Phelan, jacob.burns, creator, leola, ami568, jelounov, OldKot, dramaturg-g, Анна Гурова, Deliann, klf2012, kirborisov, tiwerz, holodny_writer, Nikonorov, volodihin, =Д=Евгений, А. Н. И. Петров, Valentin_86, kvadratic, Farit, Alexey Zyryanoff, Zangezi, MadRIB, BroonCard, Paul Atreides, Angvat, smith.each, Evgenii2019, mif1959, SergeyProjektPo, imra, NIKItoS1989, Frd981, neo smile, cheri_72, artem-sailer, intuicia, Vadimnet, Злобный Мышалет, bydloman, Алексей121, Mishel78, shawshin, skravec679



Статья написана 7 мая 2019 г. 20:44

В феврале 2019 года вышел дебютный роман молодого автора – Олега Тарабана. Аннотация особо не давала понять о чём пойдёт речь в книге и, понадеявшись на удачу, решил приобрести книгу. Захотелось почитать чего-то нового из серии STALKER, проникнуться духом Зоны, узнать новую историю про бродяг в Зоне и открыть для себя нового писателя серии. Что получилось в итоге? Давайте разберёмся вместе.

Обложка книги

Предупреждаю сразу: текста будет много, рецензия содержит большое количество спойлеров, раскрывающие ключевые моменты сюжета. Боитесь спойлеров? Крутите текст в самый конец, где будет подзаголовок «Итог», там будет кратко и без раскрытия ключевых моментов описаны впечатления от прочитанного. Зачем нужны вообще спойлеры в рецензии? Для того чтобы полностью разобраться на сколько хорош данный текст и стоит ли его вообще читать. О SpoilerTime вы будете заранее предупреждены, не беспокойтесь.

Поехали.

Итак, сюжет.

Линия повествования крутится вокруг двух братьев,которых зовут Толик и Игорь. Братья решили взять туристическую поездку в Зону Отчуждения (не аномальную, а самую обычную) и получить массу впечатлений от экскурсии на закрытую территорию. Вместе с ними едет группа счастливчиков: они желают получить новые знания о ЧЗО и найти приключения на пятую точку. Первый день экскурсии проходит без всяких происшествий, всё проходит спокойно и группа туристов едет под самый вечер в отель, который находится в Зоне, так как у этих счастливчиков тур на несколько дней с ночёвкой в самой ЧЗО. И всё бы хорошо, если бы в один момент автобус с туристами уже глубоким вечером незаметно перемещается в другую реальность, в которой как раз и существует аномальная Зона. Ребята приезжают туда и не могут понять, почему в отеле нет света, куда все пропали и что чёрт подери происходит? Недолго думая, туристы входят в здание и решают обыскать его на предмет обитания. Братья, и по совместительству главные герои, Толя и Игорь, находят аномалию и решают сделать эксперимент: кинуть в неё что-нибудь. Этот эксперимент был ошибкой, так как эта пространственная аномалия засасывает их в себя и по итогу расшвыривает бедолаг-братьев в разные концы Зоны. А дальше…

…как вам сказать, что дальше? Младший брат Игорь занимается поиском своего брата. В этом и заключается вся суть романа и стимул для Игоря. Сказать, что сюжет оригинален – это значит ничего сказать. Дальше про сюжет говорить без спойлеров нельзя, поэтому пойдём дальше.

Чувствуется, что книга написана новичком. Пока читал произведение, часто ловил себя на мысли, что не особо верю происходящему. Много спорных моментов, большое количество таких сюжетных сцен, где я просто пробивал голову «фейспалмом». Герои ведут себя не то что странно, но как-то по-детски, непродуманно. У меня было стойкое ощущение, что я читаю обыкновенный фанфик из 2010-2012 годов, когда они были очень популярны. И ладно бы это был крепкий фанфик, как например, у Александра Тихонова. Так нет, текст не то, чтобы слабый, он слишком прост, в нём много сюжетных провалов и очень сложно понять, как это вообще издали. Не буду лить воды, пойдём по сюжетным моментам.

ВНИМАНИЕ ! SpoilerTime !

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

В начале произведения поведение туристов было странное, когда они приезжают в отель, а там нет ни света, ни людей, здание обшарпано, а дверь чуть ли ни с петель снята. Нет, вся толпа туристов решила обыскать это здание, словно их ничего не насторожило, так они ещё и разделились, чтобы по итогу погибла половина группы, а братья-герои в итоге выжили и перенеслись в другую часть Зоны. То есть логика туристов совсем не работает. По идее они должны были хотя бы засомневаться в происходящем и не идти в это жутковатое место, как в дешевых ужастиках, о чём пишет сам автор. Нелогичные действия – нелогичного произведения.

Далее Игорь из пространственной аномалии попадает в деревню, где его берут в оборот местные мародёры. Мордобой Игорю обеспечен и компания ему не по душе. Через некоторое время появляются сталкеры, Игорь понимает, что это его спасение и кричит «Помогите! Спасите!», после чего спасители берут штурмом дом, убивают бандитов и спрашивают у героя, кто он такой. Игорь в двух абзацах рассказывает, что он турист и заплатит им, после чего один из сталкеров (далее главный персонаж) на серьёзных «щах» ему говорит: «Я разбираюсь в людях, я тебе верю»(у сталкера стаж хождения по Зоне около семи лет). Сталкеры, их зовут Пух и Рубик, освобождают бедолагу, берут его с собой в бар, выдают пистолет (!) и даже учат его стрелять: говорят, сделай три выстрела по бутылке. Игорь попадает два раза по бутылке и сталкеры делают вывод, что парень готов к походу в Зону. Чувствуете абсурд?

То есть сталкеров не смутил какой-то непонятный парень, который ничего из себя не представляет, освобождают его, лично выдают оружие и дают патроны к стволу. Как эти бродяги, которые провели в Зоне по нескольку лет, так просто и банально выдают оружие кому попало? Их мировоззрение – нужно всегда оставаться Человеком, однако как они выжили тогда в реалиях Зоны? Зачем незнакомцу выдавать оружие? Почему боевая подготовка заключается лишь в стрельбе по бутылке? Логика, ты здесь появлялась вообще?

SpoilerTime пока на этом закончился!

Прочитав примерно треть романа, можно сделать вывод, что герои сами по себе пустышки. Автор не раскрывает их личности, не показывает, чем они жили до переноса в Зону, какие чувства их посещают? Да, Игорю нужно найти брата. И всё, какие-либо эмоции и чувства лично я не наблюдал. Герой будто сделан из пенопласта, характер не раскрыт, прошлое Игоря, его отношения с братом показаны худо и поверхностно. Причём такие почти все персонажи книги. Если вы читали спойлертайм, там упоминались другие герои – сталкеры Пух и Рубик. Мужики вроде как матёрые, опытные, но диалоги у них как у детей. Такое чувство, что развитие у них остановилось лет в пятнадцать, потому что местами пафосные речи меня удивляли и поражали. Примерно только на второй трети текста более-менее раскрывается один из героев-сталкеров, однако и там всё очень спорно. Сам Игорь из обыкновенного парня без боевой подготовки превращается меньше чем за неделю в меткого стрелка, попадающего с одной пули в глаз мутантам и в особенности не переживая, что он попал в такое страшное место, где его могут схарчить за милую душу. Игорь переживает, но неестественно и наигранно.

Протагонисты не вызывают никаких эмоций, потому что их характеры нераскрыты, а диалоги их зачастую лишние. Даже когда в самом конце происходит трагедия и Игорь раскрывается эмоционально, мне было сложно поверить в происходящее, потому что характер и история погибшего, по которому горевал наш герой, не раскрыты вообще. Как тут сопереживать, если автор не удосужился рассказать более подробно о каждом из протагонистов?

Сюжет мотивирован поиском брата, но как герой его будет искать в бескрайней Зоне?

ВНИМАНИЕ ! SpoilerTime !

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Зачем искать брата, если Зона в виде девочки сама тебе подскажет, где он находится. Во снах Игорю приходит сама Зона и подсказывает, где можно найти Толика, объясняя тем, что Игорь особенный. Всё просто..

Много роялей в кустах, которые вызывали у меня диссонанс. Например, сталкеры Пух и Рубик доводят Игоря до базы, после его спасения от мародёров. Они настаивают на том, чтобы герой искал проводника, и оставляют Игоря в баре. Он не преуспевает в поисках проводника и в последний момент встречает Пуха и Рубика и просит тех провести его в Припять, описывая свои видения во сне. Сталкеры ему и говорят, мы не благотворительный фонд и вести тебя никуда не будем, но… мы тут как раз в Припять собрались, давай с нами. И вдобавок приводят его к схрону, обувают, одевают, еду дают и «АК» на плечо вешают, словно бедному родственнику. Невероятно добрые, отзывчивые и милые дядьки, не так ли? «Имбовые» рояли в кустах.

SpoilerTime пока на этом закончился!

Возможно, произведение не сильно в плане сюжета и персонажей, но как там с боевыми сценами? Тут тоже всё грустно. «Боёвка» скудная и прописана мало. Бои скоротечны, описаны скудно, особо даже проникнуться боем не получается. Тоже самое и с Зоной. Действия, как вы ранее поняли, происходят в ЧЗО, но никакой атмосферы аномальных территорий, я вообще не ощутил. Описаний природы или аномальных земель почти нет –

это негативно сказывается на произведении. Да, есть Зона с мутантами и аномалиями, вот и всё. Ни атмосферы, ни какой-либо мистики, какой-то загадки происхождения Зоны и подобного почти нет, так как сами сталкеры предполагают, что Зону основали пришельцы и сама Зона – это всего лишь несмышленый рёбенок, которого Игорь видит во снах. Если честно, Зона от Олега Тарабана не заинтересовывает от слова «совсем».

Есть новые авторские мутанты и аномалии, артефакты и места. Порадовало, то, что автор неплохо описывает разных тварей, которые ужасают читателя. Это несомненный и, видимо,, единственный плюс романа.

Сюжетными и смысловыми дырами текст перенасыщен, в этом вы могли убедиться ранее в спойлертаймах. Рассмотрим ещё несколько примеров, которые раскрывают всю суть текста и его не профессиональность.

ВНИМАНИЕ ! SpoilerTime ! Большой Спойлер, читать на свой страх и риск!

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Герои проникают неожиданным образом в секретную заброшенную лабораторию, где находят в одном помещении несколько десятков компьютеров и колбу с подопытным существом. Сталкеры не оставляют никому сведения об опытах и решают всё уничтожить. Как это сделать? Правильно, с автоматов (!) в этом небольшом помещении расстрелять (!) компьютеры. Каким образом ни одного из героев не задел самый банальный рикошет остаётся неизвестным. Хотя... А жаль, ведь если бы рикошетом убило этих трех идиотов, то книга наконец-таки бы закончилась. Но не судьба.

Насчёт лаборатории. Можно было навести хоррора и саспенса, сделать хоть минимальную атмосферу страха в закрытых помещениях, где проводились опыты над людьми, как например было у Юрия Уленгова, но нет, автор слил и этот вкусный момент, поэтому похождения в лаборатории получились не особо запоминающимися.

Самый интересный и единственный сюжетный поворот заключается в том, что Рубик и Пух – бывшие сектанты (группировка «Очистители»). Наша бравая тройка сталкеров выбралась из лаборатории, которая была заперта изнутри, а сектанты хотели туда попасть, но не знают как. После того, как сталкеры выбрались из лаборатории, их с распростёртыми объятиями встречают сектанты и провожают до ближайшей каталажки, разоружив и связав. Затем приходит один из главарей. Он удивляется, где же Пух и Рубик прятались целых два (!) года и почему не связались с сектой? Но ничего, главный сектант решает наедине пообщаться с Пухом и Рубиком, развязав их, и его не смущает новичок в их команде. Приходят «пропащие» в кабинет к главарю и того больше заботят мысли, как они вошли в лабораторию и не сожгли ли они различные секретные документы. Где-то вскользь он задает вопрос: «А где вы были эти два года?», но его это мало интересует, и это странно, ведь главарь этой секты не берёт никого в группировку из новичков, потому что во всех видит шпионов и подставных лиц, то есть крайне подозрителен. Его не заботит мысль, что эти двое бродяг за два года исчезновения могли переметнуться в другой клан/работать на правительство или ещё что. А как вы помните, наши протагонисты, которые, к сожалению, не умерли от рикошета, уничтожили в лаборатории всю информацию. Разведывательная группа сообщают по рации об этом главному секты … и (замечу, автор описывает его как одного из опасных боевиков клана)… что вы думаете? Он получает заточенным карандашом Пуха в глаз и отходит в волшебный мир, где нет логики и причинно-следственной связи.

Ещё пару спойлеров, где логика абсолютно отсутствует.

Главные герои, после побега от «Очистителей», идут по Припяти и попадают во временную аномалию и не могут из нее выбраться. Неожиданно появляются призраки прошлого: жителей города, которые веселятся обычным апрельским днём около парка аттракционов. Сталкеры могут видеть фантомов и могут проходить сквозь них, так как они нематериальны. Призраки, конечно, видеть наших джигитов не могут по канону жанра. Убил момент, когда один из сталкеров вскрикнул: «Я хочу есть!» пошёл в призрачную булочную (!), взял оттуда вроде как материальный пирожок (!) и решил съесть. Напарник говорит ему, что делать этого нельзя, мы в аномалии, а вдруг помрёшь от пирожка, но все же, тот сталкер берёт и ест хлебобулочное изделие… Каким образом пирожок стал материальным? Почему этот опытный сталкер ведёт себя как кретин, и как ему удалось выжить в Зоне таким образом? Просто нереальный фейспалм.

Дальше больше.

Герои выбираются из аномалии при помощи «имбового» персонажа, который говорит, что на стадионе в Припяти будет «представление». Сталкеры почти дошли до того места, где примерно находится брат Игоря, но вдруг мужики спонтанно решают отправиться на это самое «представление» посмотреть, что же там происходит (!). Зачем? Наверное, для того чтобы растянуть текст, не более того. Итак, когда сталкеры приходят на стадион, они видят как «Очистители» создали гладиаторские бои наподобие «Арены» из пленных сталкеров. Собралось около полусотни бойцов и все они наблюдают за побоищем между пленными. Игорь видит в одном из пленных знакомого и решает спасти. Но как? Правильно, «имбовый» персонаж вызывает кровососов, которые «выпиливают» весь стадион сектантов. Но вот в чём загвоздка… «Очистители» не выставили никакую охрану или постовых по периметру стадиона. Как пишет автор: «потому что считают себя неуязвимыми и самоуверенными». Так, постойте, но ведь это один из самых опасных кланов! Боевики секты вооружены до зубов и ходят в экзоскелетах. Они закрепились на севере Зоны и вселяют ужас в обычных сталкеров. И не могут выставить постовых от банального нападения мутантов? Автор не подумал ещё об одном моменте: наши сталкеры навели шума в одном из штабов «Очистителей», убили главного и ещё парочку ребят секты. То есть поднять тревогу по радиосвязи или отправить посыльного для оповещения в конце концов, что по охраняемой территории шарятся неизвестные сталкеры было непонятно?

Вздыхаю и заканчиваю.

SpoilerTime на этом закончился!

Примеров, которые спрятаны в спойлертаймах, много и мне придётся отнять у вас много времени, чтобы вы всё это прочитали. Но зачем? Я вам наглядно показал, чем наполнен текст и что он из себя представляет. Язык автора прост, поэтому книга читается легко, вы её сможете прочитать буквально за пару вечеров. Объём совсем маленький – всего 320 страниц.

↪Итог.

Книга будто бы недоваренная каша без специй и масла, такая же безвкусная и посредственная. Сюжетная составляющая банальная, простая и не вызвала у меня никакого интереса. Персонажи не вызывают никакие чувства в читателе, потому что они по большей степени бесчувственные картонки, в которых не веришь и не сопереживаешь им. Атмосферы авторской Зоны здесь нет, даже не ищите. Экшена с «боёвкой» в тексте не так уж и много. Боевые действия в книге описаны вяло и слишком быстро. Сюжетные и смысловые дыры рвут текст пополам, оставляют понимание, что автор крайне неопытен. И тут возникает ряд вопросов…

Разве автор сам не понимает, насколько его книга слабая во всех аспектах? Ради чего её нужно было издавать? Издаться ради того чтобы издаться? Запечатлеть свою фамилию в серии STALKER?.. Те, кто продвигал книгу автора в издание, не понимали, что это пробитие дна? Или надо было просто вставить хоть что-то в график издания, поэтому текст приняли в печать?

Признаться, мне жаль зря потраченного времени за этой книгой. Если вы цените своё время, у вас есть хоть малейшее чувство вкуса, и вы хотите прочитать что-то из Сталкера – не читайте «Чужое Небо». Книга очень слабая и дебют как по мне у Олега не удался. Скоро выходит второй роман Олега, но я думаю, за такой короткий срок автору не удалось набраться опыта. Почитайте лучше произведения Александра Пономарева, Дмитрия Манасыпова, Андрея Амельяновича, Дмитрия Заварова. Тексты данных авторов достойны вашего внимания.

Моя оценка роману: 4/10. Второсортно и блекло.

Будем надеяться, что литературный Сталкер всё же будет жить и не умрёт, потонув в таких текстах. Вся надежда на романы, которые выходят в мае, от Сергея Клочкова и Игоря Соловьёва.

P.S.: у меня нет никакого негативного отношения к автору и к его творчеству. Эта рецензия написана именно на книгу «Чужое Небо» и я опираюсь только на своё мнение. Я ни у кого не спрашивал советов по поводу рецензии и никто меня не просил её писать. Творческих успехов автору!


Статья написана 7 мая 2019 г. 11:40

Три Ивана да Марья


Андрей Рубанов. Финист – ясный сокол. – М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2019.


Бывает, тоненькую книжку мучаешь неделю, и дочитывать не хочется, а этот увесистый том я прочёл очень быстро. Пусть автор многословен, зато роман многослоен. Мощное животворное влияние Андрея Рубанова – я даже афоризмами заговорил.

«Финист – ясный сокол» – книга о любви и жизни, наполненная размышлениями о жизни и любви. Три Ивана в романе любят Марью, а она – верна Финисту, птицечеловеку из небесного Вертограда. Писатель не так уж и много рассказал нам о Марье, но рассказал так, что я немедленно поверил в неиссякаемую внутреннюю силу этой девчонки. Я поверил в «малую девку» Марью так же, как поверили в неё три Ивана, покорённые её правдой и отчаянным напором, наступившие на горло собственной любви, самоотверженно, но не всегда бескорыстно помогающие Марье искать суженого. Догадываюсь, что умение Андрея Рубанова ярко и убедительно показать исключительное упорство влюблённой женщины не есть результат отрешённой и холодной игры его рассудка. Наверняка это умение выросло не на пустом месте, а на практическом знании о том, что неимоверно упрямые влюблённые женщины существуют. Да я и сам таких встречал. К тому же, «если в рассказе нет молодой девки – это и не рассказ вовсе».

А ещё Рубанов ухитрился влезть в шкуру, голову и сердце поочерёдно каждого из трёх безответно влюблённых в Марью её соратников-обожателей и оттуда, изнутри, описать самым подробнейшим образом простой, но волшебный мир, их окружающий. Рассказать, как этот мир устроен, поведать о его проблемах – прошлых, настоящих и даже будущих. По роду занятий неожиданных помощников малой девки названы части (сказы) романа. Первый Иван («Глумила») – скоморох, скоробрех, шут с бубном; второй («Кожедуб») – воин, мастер изготовления кожаных доспехов; а третий («Разбойник») – соплеменник Финиста, изгнанный из летающего города за кражу. Реальность вокруг каждого из них – своя, уникальная, обитают они в разных локациях и появляются в книге последовательно, друг за другом, чтобы рассказать о событиях, во времени разнесённых, но с Марьиными поисками Финиста тесно связанных.

Благодаря своему незаурядному воображению и «многоуровневой работе со славянской мифологией» Рубанов сумел создать на основе известной сказки оригинальную и достоверную фантастическую вселенную. Но главное, я уверен, не в том, что автор придумал, населил и философски (а одновременно – захватывающе) описал целый мир. Важно то, что мучительные размышления персонажей и случившиеся в этом вымышленном мире события помогают нам лучше понять противоречивый донельзя мир сегодняшний и оценить наши в нём перспективы.

Много лет назад меня чрезвычайно впечатлил основополагающий момент из романа замечательного фантаста Владимира Михайлова «Сторож брату моему». Наши потомки собираются предотвратить взрыв сверхновой, угрожающий Земле, и посылают к опасной звезде Даль соответствующим образом оснащённую космическую экспедицию. В системе Дали есть планета, давно заселённая земными переселенцами, которые почему-то совсем не боятся сгореть в звёздном пламени, и не желают эвакуироваться. Выясняется, что все колонисты в определённое время «смотрят» на своё нестабильное солнце и сообща «успокаивают» его. Примерно так же подействовал на меня и эпизод из книги «Финист – ясный сокол», где Вертоград, поддерживаемый в небе общей «летательной» силой его жителей, вдруг начинает терять высоту и падать из-за их непримиримых разногласий. Есть о чём задуматься... И таких эпизодов-притч в романе Рубанова хватает. Да и вообще его книги, как я без стеснения уже говорил о романе «Боги богов», «можно растаскивать на цитаты, открывая на любой странице».

У этого писателя есть чему поучиться.


Статья написана 6 мая 2019 г. 09:51

Возвращение волшебства или Сказка на раздвоенных копытах

poslednij_edinorog

Она жила в сиреневом лесу долгие-долгие годы. В лесу, где всегда царила весна и птичьи трели. Жила до той поры, пока случайно не услыхала, что из мира исчезли все единороги.

Она уже сотни лет не видала никого из сородичей, но всегда знала, что подобные Ей существуют где-то на свете. Но если они ушли, то и Ей придется последовать их примеру.

И Последний единорог отправляется на поиски.

В мир, утративший волшебство и память о прекрасном. В мир, где рассказывают страшные истории о короле Хаггарде и Красном Быке.

Возможно они, повелители мест «Где скалы остры, бесплодна земля», знают что-нибудь о единорогах?

Или именно они и повинны в их исчезновении?

Питер Сойер Бигл увлекался чтением с самого детства. И в ту же босоногую пору впервые заявил о том, что станет писателем. Как оказалось позднее – пацан сказал – пацан сделал. В школе Питер активно занимался развитием школьного журнала, а в старших классах выиграл литературный конкурс, получив стипендию для учебы в Питтсбургском университете.

В студенческие годы Бигл стал победителем еще одного конкурса и опубликовал первый роман “Тихий уголок”.

Затем был литературный кружок Стэнфордского университета, масса путешествий и новые книги. А в 1968 из-под пера Бигла появился роман «Последний единорог», ставший одним из самых известных произведений в жанре фентези.

Вещь действительно достойная.

В первую очередь отмечу работу Бигла со словом.

В словосложении Питер достиг поистине выдающегося мастерства. Буквально одним предложением он рисует переполненную образами картину, поражающую восприятие, будоражащую подсознание, врезающуюся в мозг и остающуюся там надолго.

Наполнение текста на высочайшем уровне. Один только кусок с Полночным караваном Мамаши Фортуны, или той же историей Хагсгейта достойны своей большой повести.

Его текст поэтичен (кстати, Питер известен не только как прозаик), гармоничен, объемен и весьма хорош на вкус. Будто блюдо, приготовленное матерью и отведанное в детстве, когда деревья были большими, а неведомая, но, безусловно, прекрасная жизнь лишь занималась, как весенняя заря на горизонте. Блюдо, позднее прочно позабытое, но будоражащее рецепторы одним оттенком запаха. Будящее юношеские воспоминания, надежды и чаяния. Оставляющее послевкусие, способное часами таять на языке.




Статья написана 5 мая 2019 г. 14:09

Чарльз Лэм. Очерки Элии

Серия: Литературные памятники

М.: Наука, 1981 г. 264 страницы

Английский романтизм известен массовому читателю в основном по своей поэзии. Такие авторы как Байрон, Перси Шелли — если и писали прозу, то она осталась где-то на задворках их гениальной поэзии... Чуть в стороне от них стоит сэр Вальтер Скотт со своими шотландскими романами. И совсем в стороне осталась проза менее удачных во времени его современников...

А вместе с тем Чарльз Лэм — один из ярчайших представителей сейчас уже полузабытого жанра "очерка" или, как это будет правильнее в контексте английской литературы — "эссе".

Мы привыкли по советской литературе, что "очерк" должен иметь описательный и возможно даже образовательный характер. Но сейчас забудьте об этом. Эссе Элии вовсе не обязаны вас просвещать или чему-то учить. Серия "Очерков Элии" — набор эмоциональных зарисовок из совершенно разных областей лондонской жизни конца XVIII — начала XIX века, которая хотя и содержит некоторый документальный материал о жизни города того времени, но вовсе не этим ценна. Созданный Чарльзом Лэмом Элия — персонаж наполовину выдуманный, наполовину сфабрикованный из него самого и его друзей, в первую очередь поэта Сэмюэля Кольриджа, с которым Лэм вместе учился. Такая мистификация позволяет Лэму спрятаться за ширмой и расширить диапазон своих наблюдений.

Чарльз Лэм начинал свою литературную деятельность как поэт, но в этом не сильно преуспел — лишь немногие из его стихотворений до сих пор включаются в антологии... Вскоре он вместе со своей сестрой пишет в соавторстве книгу "Шекспир для детей", о которой мы обязательно поговорим позднее. И наконец, в журналах начинают появляться его "Очерки Элии"...

Начинается всё с почти автобиографических зарисовок об учебных заведениях, где провёл свои юные годы Лэм. Но вскоре диапазон тем всё больше расширяется. И Элия уже рассуждает о природе празднования Нового года и дня святого Валентина, о природе современной галантности и даже о лондонских трубочистах...

Как верно подметил его современник Вильям Хэзлитт: "Мистер Лэм достиг больших удач не потому, что подчинился, а потому что противился духу века. Он не шагает бодро вместе с толпой, но потихоньку спускается с тротуара и движется в обратном направлении"...


Статья написана 4 мая 2019 г. 16:40

Вообще-то в последнее время редко пишу отзывы: всё свободное время трачу или на новую книгу, или на чтение. :) Но вот вернулся с "Пыркона" с предпремьерным экземпляром нового романа Марцина Подлевского, проглотил его дня за четыре и решил написать отзыв.

К слову, космооперная тетралогия Марцина выйдет в питерской "Астрели", первый том уже в переводе у Кирилла Плешкова.

Поразительный случай: после масштабной космооперы с множеством сюжетных линий и фокальных персонажей Подлевский взялся за гримдарк в конвенции «Умирающей Земли», с одним-единственным главным героем, с одной же сюжетной линией -- и с совершенно иным способом подачи информации.

В «Глубине» герои знают базисные правила игры для мира, в котором они живут. Читатель знакомится с этими правилами постепенно, конечно же, -- а многое ему и так понятно из контекста. Как подчёркивает на авторских встречах сам Подлевский, с космооперой ему работать было проще: он мог обращаться к понятиям, о которых читатель имеет некое представление.

В случае с «Книгой порчи» мы попадаем в совершенно чуждый нам мир. Да-да, Подлевский использует приём, к которому так любят прибегать многочисленные русфантасты: «наши там». Вот только делает он это изящнее и осмысленнее.

Мир Малькольма Рудецкого -- тот, из которого его перебрасывает на Тею, -- это мир нашего будущего. Малькольм сидит в тюрьме за убийство трёх подростков, ворвавшихся к нему в дом, убивших беременную жену и изнасиловавших дочь. Собственно, на этом он их и застал -- и в ярости прикончил всех трёх. А теперь он обречён: в новом, тоталитарном государстве его преступление задним числом расценивается как политическое -- ведь отец одного из убитых стал губернатором.

Малькольм отправляется на электрический стул -- и оказывается в системе горных усыпальниц. Он подозревает, что его выдернули из заключения и отправили куда-то за Урал, чтобы губернатор смог сполна насладиться местью. Но нет -- он на Тее, в мире, который эоны назад полностью предался злу.

Звучит слегка абсурдно, однако Подлевский очень быстро демонстрирует, что за всем этим есть своя внутренняя логика. Его мир сложно устроен, однако информацию на читателя не вываливают скопом. Мы знакомимся со всем постепенно, следуем за героем, который сперва не понимает, о чём вообще говорят окружающие -- что это за Круги, Сумрак, приматы, Доминионы; откуда взялись здесь птицы без перьев и с кожистыми крыльями, лошади с будто бы ободранной шкурой, истекающие липкой гнилью деревья... Почему странная старуха, звавшая себя матушкой Гердой, набросилась на него и едва не убила? Почему она разговаривала с черепом, который вытащила из склепа -- и почему тот будто бы отвечал ей? Зачем нужно замкнуть некий Круг в Вороньей Башне, которая досталась Малькольму «в наследство», раз уж он, защищаясь, убил матушку Герду? Что за Блеск исказил меч, который теперь принадлежит ему? И как, блин, вообще отсюда выбраться?!

Чем дальше, тем понятнее становится картинка: сперва на уровне «ага, это слово означает вот что -- и вот как оно всё действует!» Здесь читатель найдёт сходство местами с «Иными песнями» Дукая, а местами с «Кланами Альфа-Луны» Дика, но по атмосфере это, пожалуй, в первую очередь «Книга Нового Солнца» Джина Вулфа и иллюстрации Уэйна Барлоу. Очень мрачно, крайне стрёмно, совершенно неясно, чего ждать на следующих страницах. Конец первого тома показывает, что довольно объёмный пролог с описанием мира будущего был дан не зря, -- но не помогает понять, куда собирается повернуть автор.

Книгу я проглотил буквально за несколько дней (и это при том, что как раз сейчас большую часть дня пишу, не отрываясь, собственную) -- очень увлекательно и экзотично. Понял, что соскучился по историям с «ты попал в иной мир -- и вот теперь выгребай как хочешь» -- но историям, написанным по-взрослому, без игры в поддавки и без набившими оскомину пост-толкиновскими декорациями.

Что нужно помнить: это не эпик. Камера привязана к единственному герою, масштабный мир раскрывается исключительно через его точку зрения. Не ждите масштабных военных столкновений и так далее -- если они и будут, то дальше. Уровень натурализма пониже чем в «Вийоне» Комуды, но особо впечатлительным лучше не читать. С другой стороны, если вы любите книги с оригинальными магическими системами (вот как у Сандерсона) -- возьмите на заметку.

Пишу все эти советы, поскольку космоопера Марцина в обозримом будущем на русском выйдет -- ну и у «Книги порчи» шансы на перевод, имхо, крайне велики. Переводчикам придётся попотеть над именами и названиями, но ничего сверхкритического там нет, думаю, справятся.





  Подписка

Количество подписчиков: 893

⇑ Наверх