Данная рубрика — это не лента всех-всех-всех рецензий, опубликованных на Фантлабе. Мы отбираем только лучшие из рецензий для публикации здесь. Если вы хотите писать в данную рубрику, обратитесь к модераторам.
Помните, что Ваш критический текст должен соответствовать минимальным требованиям данной рубрики:
рецензия должна быть на профильное (фантастическое) произведение,
объём не менее 2000 символов без пробелов,
в тексте должен быть анализ, а не только пересказ сюжета и личное мнение нравится/не нравится (это должна быть рецензия, а не отзыв),
рецензия должна быть грамотно написана хорошим русским языком,
при оформлении рецензии обязательно должна быть обложка издания и ссылка на нашу базу (можно по клику на обложке)
Классическая рецензия включает следующие важные пункты:
1) Краткие библиографические сведения о книге;
2) Смысл названия книги;
3) Краткая информация о содержании и о сюжете;
4) Критическая оценка произведения по филологическим параметрам, таким как: особенности сюжета и композиции; индивидуальный язык и стиль писателя, др.;
5) Основной посыл рецензии (оценка книги по внефилологическим, общественно значимым параметрам, к примеру — актуальность, достоверность, историчность и т. д.; увязывание частных проблем с общекультурными);
6) Определение места рецензируемого произведения в общем литературном ряду (в ближайшей жанровой подгруппе, и т. д.).
Три кита, на которых стоит рецензия: о чем, как, для кого. Она информирует, она оценивает, она вводит отдельный текст в контекст общества в целом.
Модераторы рубрики оставляют за собой право отказать в появлении в рубрике той или иной рецензии с объяснением причин отказа.
Четыре подростка в отрезанном от мира коттедже. Пятьсот человек на борту межзвездного корабля, летящего к далекой цели. В коттедже пройдет тридцать дней, на борту — тридцать лет. Это программа «Луч», и у тебя нет выбора. Колонисты на борту корабля потеряли смысл жизни. Чтобы вырваться из кошмара и вернуться домой, ты должен придумать людям на звездолете новый смысл и заставить в него поверить. И помни: это не игра.
Новый роман звездного дуэта Марины и Сергея Дяченко — о Смысле человеческого существования...
После того, как супруги Дяченко почти на пять лет пропали из фантастики, сосредоточившись на сценарной работе, многие читатели искренне опасались, что больше ярких книг от любимых авторов мы не увидим. Смущало фанатов и участие супругов в новеллизации сериала "Темный мир" перед перерывом в публикации новых романов. А в 2017 году, в беседе с Быковым, Дяченко и вовсе прямо ответили ему на вопрос о планах: "Такое впечатление, что по-старому писать уже нельзя, по-новому еще нельзя. Мы переживем этот период, и будет что-то другое, новые тексты". Но лишь спустя примерно два года в книжных магазинах появился "Луч".
"Луч" — это одновременно и очень Дяченковская вещь, наследующая часть их излюбленных приемов, и одновременно необычная для них — более прозрачным слогом, лишенным гипнотической тягучести. От первых же строк веет романом "Vita Nostra", когда в размеренную и уютную жизнь школьника Дениса вторгается таинственный незнакомец, заявляющий, что в четырнадцать лет мальчик будет принадлежать ему. И не только заявляет, но позже загадочным образом переносит из спальни в изолированный коттедж, поставив условие. За тридцать дней Денис должен придумать и дать смысл жизни для пассажиров звездного ковчега "Луч", чтобы те благополучно достигли цели. Помимо него такое же задание получили еще трое подростков, которых также доставили в коттедж. Им придется работать вчетвером, вот только правила игры будут постоянно и непредсказуемо меняться, и потому вскоре сотрудничество превратится в соперничество, а потом во вражду.
Всего лишь месяц назад я печалился в обзоре, что в фантастике почти перевелись "звездные ковчеги", как вдруг снова встретил этот прием, только уже от известных авторов. Дяченко используют его в классической трактовке, чтобы на примере смены поколений детально, как под микроскопом, рассмотреть социальные и психологические проблемы. Поэтому техническую матчасть они оставляют за кадром, ограничиваясь отдельными, но яркими штрихами, когда возникает необходимость зримо и живо подать важную сцену. Зато в моделировании испытаний, через которые проходит общество, Дяченко себя не ограничивают.
Хотя в коттедже время бежит сотни раз медленнее, чем в ковчеге, обе сюжетные линии не просто плотно стянуты ежедневными сеансами связи, на которых игроки могут отдавать приказы компьютерному интеллекту "Луча", события в одной линии причудливо отражаются в другой. Ставки для подростков высоки — на кону стоят жизни и счастье близких, успех и карьера, а также свобода. А цена... подумаешь, какие-то объекты в компьютерной программе, пупсы, как в "Симсах" или "Цивилизации". Даже названия ключевых числовых параметров намекают на это — "счастье", "население", "осмысленность", "цивилизация". Правда, реагируют они слишком непредсказуемо порой, слишком эмоционально, слишком... человечно? Впрочем, что с того — ведь манипуляции осуществляются ради благой цели!
Но в отличие от "Цифрового" эта книга не про манипуляции, в отличие от "Vita Nostra" — не про давление бездушных сил, но про человечность и совесть. Когда речь заходит о ком-то далеком, то цинизм и равнодушие очень часто становятся главенствующими. "Это люди! – Ой, все". Но кто сказал, что во имя благих целей не будут совершаться ничуть не менее отталкивающие поступки? Особенно, когда начнут соперничать приверженцы разных благих целей. Дяченко берут в качестве пассажиров "Луча" почти идеальный материал, сообщество талантливых идеалистов-энтузиастов. Их дети — многообещающий чистый лист, tabula rasa. И за время полета они пройдут по ступеням взросления цивилизации. Вера и надежда, труд и дружба, соперничество и гонка, ненависть и война. В сказке Лизы, одной из лидеров "Луча", фигурирует люк, который нельзя открывать. Но однажды не остается другого выбора — и запрет нарушается. Так и развитие цивилизации таит в себе множество точек ветвления, которых лучше избегать. Конечно, если можешь найти иной выход. А иначе однажды к тебе придут и скажут, что знал... И ты будешь давить оправданиями, пытаясь объяснить, что это наилучший вариант, что все ради высших целей, что было совсем не так, но всем будет наплевать. Есть лишь поступок и последствия.
Подчас бывает очень трудно или невозможно понять, принять, простить другого человека. Это нормально. Бывает, что оправдываясь благими намерениями, высшими целями, совершают чудовищные вещи. Но даже в трудных или немыслимых ситуациях, даже если тобою тонко или откровенно манипулируют, даже если ты совершал ошибки — все равно остается время и место для выбора. Выбора — остаться человеком или перестать им быть. Выбор — расчеловечить противников, сторонников, посторонних или же дать им свободу решения. Выбор между непроглядной тьмой и лучом света.
Пафос офф, рычажок вниз.
Итог:социально-психологическая драма, сплетенная из цивилизационной и конкурентно-игровой моделей.
Трилогия еще целиком не переведена, и как будут сведены все сюжетные линии, не очень ясно.
Но увы, термин "гуманитарий" употреблен тут в отрицательной коннотации. Хоть я сам и преподаю философию, но прекрасно понимаю, что люди должны хорошо учить матчасть вещей, о которых пишут.
Структура фантдопущения:
Катастрофа — результат экспериментов с лекарствами. Нашествие вампиров.
Нечто среднее между чистым дракулизмом — когда все живые мертвецы привязаны к единственному мастеру — и чисто биологическим распространением вируса. Первая дюжина зараженных обладает мегапреимуществом над остальными, управляет их психикой, хоть и довольно хреново.
Велико влияние "Восхода Эндиминиона" — у девочки Эми значимая задача работать с душами умерших, девочка именуется "ковчегом". Множество библейских аллюзий.
Проблемы подачи:
а) напластование сюжетов и постоянная склейка Double Cut — то есть часть уже как бы рассказанных событий освещается с немного другого ракурса и другими персонажами. Идея не самая плохая, но когда у вас первая книга подходит к финалу (между прочим, 92 года со времен вирусной атаки прошло), все отматывается назад, и вы начинаете все с той же лаборатории — просто с немного другими персонажами. Плюс — стилистика "секретных материалов" — рваная подача, постоянная недоговоренность
б) есть довольно наглая слезодавилка — мелодраматическое подкрашивание повествования. Эпиграфы из Шекспира — претенциозны.
в) есть "мартиновское" жульничество с ложной смертью персонажей: нож вроде как опускается — переход на другую сюжетную линию — ах, нож не опустился, героиня жива. Но если в "Песни..." это сделано масштабно, то здесь — в первую голову медроматично.
г) много воды — автор местами откровенно выжимает листаж
д) автор несет фигню в массы по следующим векторам:
1) речь об американских солдатах в городе Грозный, как о чем-то актуальном (первая книга вышла в 2010-м). Надо внимательнее отслеживать актуальную политическую обстановку. Далее: идея, что при вампоапокалипсисе, прямо во время первых недель и самых жарких боев, от США отпадут Калифорния и Техас. Она, мягко говоря, выглядит совой, натянутой на глобус. Что выиграют сецессионеры, если только вместе сражаясь с толпами прыгучих вампов можно хоть как-то организовывать оборону?
2) обыкновенная американская шутка с исчезновением остального мира. То есть Канада и Мексика тоже поглощаются толпами вампов. А прочий мир? Автор немедленно прибегает к эвфемизмам и умолчаниям. То есть когда США рушатся, кто-то из чиновников думает, что теперь их будут презирать. Вроде как вводят карантин. Но что потом? Во втором томе отсутствуют слова "Европа", "Россия", "Китай", "Азия", "Япония". Островные территории, вроде Ньюфаунленда, которые должны были стать крепостями? Или Новой Зеландии? Исландии? Кубы? Нет, не слышал. При том, что зараженные не могут действовать на воде, о чем автор сам пишет — герои наслаждаются безопасной морской прогулкой на яхте. Кроме того, после начала эпидемии прошли десятки лет — и что, внешний мир не вмешался? Не раздолбали атомными бомбами ту колонию, что склепали себе вампиры в штате Айова?
3) описание того, как современные автомашины запускают через 92 (девяносто два) года... не учитывает деградации многих деталей, а так же топлива :(
4) почти бесконечная вера в аккумуляторы, при нежелании знакомиться литературой по энергосбержению. Суть: есть некая маленькая изолированная колония, которая уже без малого сотню лет каждый день заряжает аккумуляторы (химические), а каждую ночь освещает периметр, чтобы вампозомби не сигали через ограду. Часть персонажей печалится, что аккумуляторы деградируют. А гравитационные накопители энергии сделать не судьба? Чтобы у вас за день поднималась многотонная гиря, которая будет спускаться всю ночь... Таких примеров в мире уже сейчас много — гугл в помощь. (и это не поднимается вопрос о запчастях для прожекторов!)
5) Проблемы с описанием военных действий. Есть толпы вампов — это гигантские стаи (десятки тысяч) дышащих существ. Тушки сравнительно быстро регенерируются, бегают и прыгают, кусаются. Эпидемия начинается в Колорадо. Лаг до полного заражения территории США несколько недель. Официально введено военное положение, идет мобилизация. Нормально. Но вот как максимальное усилие — армия пытается бомбить эти толпы "матерями всех бомб", а потом дело доходит до ядерного оружия. И это уже фигня. Если у вас регенерируется живой организм, то задача — остановить его регенерацию. Это классические зомби "почти не дышат". А все, у кого задействованы легкие и горло — уязвимы к действую удушающих газов. Где клетки возьмут кислород, если он не будет поступать в организм? Армия США готова на всё, что угодно, а промышленность еще не уничтожена? Здравствуй друг дифосген! И присный его — декафторид дисеры. И просто цианистый калий. Не говоря уже химических соединениях, которые могут быть особо удушливы для существ с повышенной температурой тела.
6) автор пытается показать действие коллективного омраченного разума вампов против государственной машины, а так же предателя — чиновника, который возжаждал вечной жизни, обратился, хотя и сохранил разум. Но противостоять им будут структуры интернет-эпохи с возможностью чрезвычайно быстрого распространения полезной для борьбы с угрозой информации. То есть вопрос надо изучать хорошо, и моделировать хотя бы парочку ходов, на которые решатся/ до которых додумаются миллионы отчаявшихся специалистов
7) и, конечно, если бадабум назначен автором на вторую половину 10-х годов, и уже упоминаются беспилотники, то можно представить себе объемы использования роботехники? Вампы очень хорошо видны в инфракрасном диапазоне. За сколько часов хороший программист выдаст программу, которая будет выявлять все человеческие силуэты с повышенной температурой тела и давать беспилотнику команду на уничтожение? И нет ли уже таких программ у штатовских военных на случай обычных эпидемий?
8) в городе, который контролируют вампы (причем не первая дюжина, но подручные чиновника) — сопротивление представлено в виде терактов. Каждый раз это почему-то один человек. Бомбист. А другим путем люди ходить не пробуют.
К чем весь этот разбор?
Трилогия выиграла большой приз — экранизацию. Первые серии уже на торрентах.
При этом текст откровенно слабый.
Нет ни веселой чернушности "Настоящей крови", ни филигранных подводок Кинга, ни серьезных социальных наблюдений, ни захватывающего биологического эксперимента, ни добротной работы с мистикой и темой откровения.
Позитивная мораль тут лишь одна: если вы уже начали эксперименты с лекарствами/веществами такого уровня воздействия на людей — охраняете лабораторию и не останавливайте получение новых знаний об этих веществах. Иначе любая утечка обвалит мир в бездну, а лекарства/антидота/противоядия у вас не будет.
Имхо, сюжет оказался подходящим даже не для прямой экранизации, а на для переделки в сценарий. Вторичность мира и расхлябанность сюжета дали свободу рук "создателям сериала". Надеюсь, у них получится лучше...
Это необычная книга. Написанная на очень хорошем уровне, отличным языком, она, по-моему, не рассчитана на массового читателя. Во-первых, тут настоящий кровавый хоррор, пробирающий до глубин души; во-вторых, авторы размашисто — и мастерски — используют сюрреализм как метод, и чтобы погрузиться в такой мир, нужно приложить определенные усилия, без этого общая картина может рассыпаться.
Читая, я как будто проваливался в странный и в то же время знакомый мир, напоминающий сон больного лихорадкой; я не мог из него вырваться, мир преломлялся и неожиданно отражался новыми гранями, он выплескивался с экрана, словно тревожащие образы с картин Дали, обращенные напрямую к подсознанию. Времена и пространства здесь перемешались, они взаимопроникают, связанные путешествующими из точки в точку героями. Впрочем, ближе к развязке уровень сюрреалистичности снижается, а из жестокого хаоса оформляется архитектура сюжета – словно проявленная в крови фотография. И только дочитав до последних строк, я понял что именно я читал.
Безотказный прием: поместить в центр кровавого конфликта детей и подростков. Они чувствуют несправедливость и зло гораздо больнее, они легкая мишень для насилия – но все же они с достойным восхищения мужеством пытаются защитить себя и своих близких. Перед нами фантастика, но, если вдуматься, в реальной жизни во время войн люди переживают такие же страдания, встречаются с подобным злом на каждом шагу. Уместной смотрится отсылка к Гайдару («Судьба барабанщика»).
Авторы умело работают с образами-символами, у меня до сих пор стоят перед глазами и жуткая бомба в земле («Тииииииииик!»), и красный платок отца Джека, и коровий череп, и кочующий из эпизода в эпизод огромный револьвер «уокер». И черви, как выжившие люди на руинах сгоревшей в войнах цивилизации. И, конечно, золотые пули — еще одна аллюзия, на одноименный спагетти-вестерн. И рогатый череп – словно демон первобытной жестокости, встреченный Джеком в заваленных трупами, залитыми кровью подземельях боен – жестокости, позволившей ему много раз за короткое время выжить и спасти сестру с матерью, хотя он же кошмарно исказил взгляд Джека на мир и на собственную семью. Но даже в Содоме может быть некто, что попытается защитить горстку праведников от обезумевшего города. Пусть даже без надежды на победу.
Тяжело рассказывать об этой книге так, чтобы не налепить спойлеров. Я просто советую прочитать. Сильная история. «Я расскажу вам о любви и ненависти. Я расскажу вам о добре и его бессилии. Я расскажу вам о смерти… Я призываю Содом на ваши головы. Я призываю огненный столп. Я призываю золотую пулю».
Мир десять тысячелетий назад. Последние отступающие ледники, первые легендарные империи, мифические предки финнов и славян и чудом сохранившиеся реликты куда более древних эпох — все это мир великой Аратты и окружающих ее диких земель.
Пятнадцатилетний царевич Аюр отправляется на свою первую настоящую охоту, чтобы в единоборстве одолеть великого зверя. Его путь лежит в Ползучие горы, где все еще водятся мамонты и кровожадные саблезубцы. В желании испытать себя юноша даже не представляет, как далеко ему придется зайти на этом пути. То, с чем ему предстоит столкнуться, куда хуже любого дикого зверя…
Юная Кирья из лесного племени ингри, живущего на окраине обитаемого мира, случайно открывает в себе волшебный дар. Простая глиняная свистулька в ее руках обретает необыкновенную и порой опасную силу. Как распорядиться этой силой, особенно когда в лесные земли вторгаются чужаки и привычный мир начинает рушиться прямо у нее на глазах?
Чаще всего в фэнтези-романах авторы воссоздают в своих мирах либо феодальный строй с королевствами, замками и рыцарями, либо близкое к современному общество, а затем дополняют по вкусу всевозможной магией. И довольно редко кто-нибудь обращается к реалиям первобытного общества, причем не в виде примитивной попаданческой бродилки, но развивая полноценную многослойную историю. В этом плане соавторский цикл "Аратта"Марии Семеновой и Анны Гуровой оказался весьма приятной находкой и симпатичной диковинкой.
Могущественное государство ариев давным-давно покорило разрозненные и разноязыкие племена, вплоть до диких мохначей у Ползучих гор, и даже злокозненные накхи, талантливые воители-одиночки, склонили головы перед голубоглазыми и светловолосыми гордецами. Что уж говорить про Затуманный край, в котором обитают дикарские племена ингри? Две непоколебимые опоры у Аратты — прекрасно организованное и дисциплинированное войско лучников, бьющих без промаха, хоть на скаку, хоть с колесниц; и влиятельное жречество храма Исвархи, которое обожествляет солнцеликого повелителя Аратты, государя Ардвана, и подавляет другие культы. Но всему на свете когда-то приходит конец, в том числе благополучию и миру. Холодное море неумолимо поглощает северные пределы Аратты, неурожаи провоцируют голодные бунты, при странных обстоятельствах гибнут сыновья государя, а в дворцовых стенах плетутся интриги и заговоры. Но даже в столь напряженный момент Ардван вынужден соблюсти традицию и отправить своего младшего сына на Великую Охоту, где юноша должен встретить опасного зверя и убить его.
Пожалуй, важнейший момент при анализе "Великой Охоты" заключается в том, что цикл следует отнести и рассматривать как подростково-всевозрастной, например, по аналогии с трилогией "Море Осколков" Аберкромби. Разумеется, это не глянцевый шаблонный янг-эдалт, который кроится по стереотипным лекалам, но затрагиваемая в романе проблематика весьма близка детско-юношеской аудитории. Поиск своего места в иерархии общества, первый опыт ответственности в серьезных вещах, умение общаться и работать с самыми разными людьми. Впрочем, и взрослые получат свою долю удовольствия от сдержанной авторской иронии и добротного стиля.
Изначально история течет двумя потоками, повествуя в одной сюжетной линии о путешествии царевича и его спутников, а во второй — о жизни одного из племен ингри. Однако затем эти потоки сталкиваются и разделяются на отдельные ручейки, и всем главным героям придется бороться за свои жизни и мечты. Изнеженный и наивный царевич Аюр всю жизнь провел в отцовском дворце среди услужливых сановников и преданных воинов и довольно поздно отправился на Охоту Силы, где он впервые окажется лицом к лицу со смертью. Резкий, мстительный и упрямый Ширам, поставленный во главе охраны в путешествии, является не только опытным бойцом, но и саарсаном накхов, происходя из рода прежнего повелителя, который некогда преклонил колени перед воинской мощью ариев. И здесь у него появится шанс доказать себе, что дед ошибся, когда счел его плохим правителем. Язвительный и вольнодумный жрец Хаста обнаружит, что помимо уловок и трюков, которых он насмотрелся в столичном храме Исвархи, есть и нечто настоящее, могущественное и чудесное. Учай и Урхо, сыновья вождя рода Хирвы, попробуют вкус власти и на собственной шкуре узнаю, как сложно отличить правду от лжи. А Мазайка, волчий пастушок, вступится за свою подружку, Кирью, у которой внезапно обнаружилась власть обращаться к миру духов. Линии их судеб, а также других персонажей, причудливо перемешаются, устремляя Аратту к обрыву, за которым ее ждет неизвестность.
Итог:приключения царской охоты в Затуманном краю гигантских лесов, опасных духов и диких племен.
Юный Анискин во глубине Темных веков или Этюд в огненных тонах
Вторая половина XIV века. 1389 год. Европа. Германия. Точнее Священная Римская империя. Но не наша. Германия некой параллельной реальности.
Реальности, в которой уже лет 30 лет как инквизицию Империи настигла коренная Перестройка. Осталась в прошлом «царица доказательств» — чистосердечное признание, поменьше стало «перегибов на местах», злоупотреблений, недобросовестного исполнения обязанностей. Изменено даже название.
Теперь на страже веры стоит не Inquisitio Haereticae, а вовсе даже Конгрегация. Одной из особенностей перестроившейся Инквизиции становится Академия святого Макария, выпускающая новую поросль пастырей душ человеческих.
Молодых, образованных, обученных как теологии, так и рукопашному бою. А главное – готовых действовать по-новому.
Причем основой для инквизиторов новой формации становится отребье, малолетние преступники, грабители и убийцы.
Курт Гессе — один из этих «птенцов гнезда Макариевого». Именно ему, в качестве первого дела, достаются странные убийства в забытой Богом деревеньке Таннендорф. Убийства, весьма похоже, совершенные не человеком.
Надежда Александровна Попова, автор Конгрегации, уже несколько лет слыла одной из самых читаемых авторов на просторах самиздата. Пока, наконец, весной 2013 первая книга серии (насчитывающей уже семь частей, не считая приквела), не появилась на бумаге. О самой Надежде известно немного. Живет в Подмосковье, замужем, растит двоих детей. Любит фастфуд, колу и боевики. Первое произведение из цикла — написано в 2002 году. Помимо писательства, увлекается историческим фехтованием и походами.
Я наткнулся на рассказ о Курте Гессе сразу после «Слуги Божего» Яцека Пекары. Один из читателей книг о Мордимере, упомянул о существовании схожего по сюжету цикла некой Поповой. Стало любопытственно.
Скажу сразу, сходство с приключениями Маддердина весьма поверхностное. Если точнее, оно исчерпывается тематикой альтернативной Инквизиции, и ощущением присутствия сверхъестественного «в кадре». Причем ни там, ни тут в первых книгах дальше ощущения, дело фактически не идет.
Все остальное сплошные различия. Начиная от главного героя, методов работы Sanctum Officium, и заканчивая подходом автора-демиурга к своему детищу.
Альтернативка Поповой (хотя сама автор считает свое произведение исключительно фэнтези) на несколько порядков мягче мира Пекары. Тут не произошло настолько кардинального изменения образа Христа, и, различий с нашей версией Средних веков гораздо меньше. За исключением собственно Инквизиции, признавшей «головокружение от успехов» уже в середине 14 века.
Причем произошло это благодаря одному человеку.
Профессору Альберту Майнцу, малефику, преступнику, из-за которого погиб трехдневный младенец. Человеку, оставленному в живых ради эксперимента. Возможно ли привести к покаянию существо, четыре дня державшееся под пытками и не выдавшее своего сообщника.
Оказалось – возможно. Плюс выяснилось, что профессор обладает даром видеть людей, замысливших или сотворивших недоброе. В конце концов, бывший малефик становится инквизитором. Инквизитором, добившимся того, чтобы в вину вменялись не способности подозреваемого, а действия. Инквизитором, в корне изменившим Inquisitio Haereticae.
Оставим на совести автора столь сильное «влияние личности на историю», но идея довольно любопытна. Эдакий Ганнибал Лектор, искренне ставший на сторону правосудия. При этом добившийся его коренной реформы.
В первой книге мир обозначен довольно схематично. А ведь так интересно, куда привела фантазия автора нашу старушку Европу. Тем более в столь любопытное время. Что творится в остальном мире, какие еще отличия от нашей реальности ждут нас впереди.
Будем надеяться, в будущих книгах читатель таки получит ответ на этот вопросы.
А пока вернемся к тому, что у нас имеется на текущий момент.
Хотя Надежда и говорит что «Ловец» — это в первую очередь фентези, из непреложных элементов этого поджанра: меч и магия, в наличии пока лишь один – меч. Да и тот не играет в происходящем большой рояли. Первая книга «Конгрегации» гораздо больше напоминает исторический детектив, нежели фентези. Не зря на супеобложке упоминается Умберто Эко. Пока на мистическую сторону дела намекнула аж одна сцена, связанная с главным антагонистом. Маловато, как для фентези. Возможно, в дальнейшем этот аспект мира будет раскрыт подробнее. Благо вся предпосылки имеются, ведь здешняя инквизиция создана как раз для борьбы с колдовством и черной магией.
Наряду с детективом в книге стоит выделить и акцент на столь многими любимые приключения свежего выпускника высшего (зачастую магического) заведения.
Отсюда плавно перейдем к главным героям произведения. Майстер инквизитор Курт Гессе, в прошлом убийца и грабитель, в настояшем совестливый (иногда даже слишком), сомневающийся, неуверенный в себе следователь МУРа, тьфу ты, Конгрегации. Неоднократно терзаемый внутренними сомнениями, но твердо верящий в идеалы новой Инквизиции. Персонаж живой, привлекательный, по молодости много рефлексирующий, при этом подающий большие надежды.
Что немного режет глаз, так это вкрапления современных речевых оборотов и реакций нашего будущего светила Inquisitio. При том, что большую часть времени он мыслит и действует вполне адекватно (насколько я могу судить) своему времени. Тем диссонанснее выглядят исключения-анахронизмы в его лексике и поведении.
Нехилые, скажу я вам, преподаватели у них в Академии. Сделать из малолетнего шакаленка юношу, твердо стоящего на позициях гуманизма, это вам не фунт изюму умять. Куда там Макаренко с его коммунами.
Бруно, весьма оригинальная версия спутника главного героя. Человек, не испытывающий особой любви ни к Курту, ни тем более к организации им представляемой. Вынужденный принять его покровительство, и терпеть его общество. В результате оказавший чертовски большое воздействие как на судьбу самого Курта, так и на исход его первого самостоятельного дела.
Главный злодей остается пока вещью самой в себе, являясь скорее предвестником более грозных и опасных неприятностей.
Нужно отметить также и ряд немаловажных этических вопросов, поднимаемых в «Ловце человеков». Допустимо ли совершение малого зла для предотвращения большего. Достаточно ли подозрения для активного действия, или необходимы твердые улики. Может ли человек, допустивший серьезную слабость, стать таким как прежде и вообще оставаться при исполнении.
Эрго. Неторопливое начало весьма интересного альтернативного проекта о Темных веках. Главное не требовать от книги второго «Ведьмака» и не рассчитывать на магический фейерверк. Тут нас ждет совсем иной жанр.