Рецензии на фантастические ...


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Рецензии на фантастические книги» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

Рецензии на фантастические книги


Внимание!

Данная рубрика — это не лента всех-всех-всех рецензий, опубликованных на Фантлабе. Мы отбираем только лучшие из рецензий для публикации здесь. Если вы хотите писать в данную рубрику, обратитесь к модераторам.

Помните, что Ваш критический текст должен соответствовать минимальным требованиям данной рубрики:

  1. рецензия должна быть на профильное (фантастическое) произведение,

  2. объём не менее 2000 символов без пробелов,

  3. в тексте должен быть анализ, а не только пересказ сюжета и личное мнение нравится/не нравится (это должна быть рецензия, а не отзыв),

  4. рецензия должна быть грамотно написана хорошим русским языком,

  5. при оформлении рецензии обязательно должна быть обложка издания и ссылка на нашу базу (можно по клику на обложке)

Классическая рецензия включает следующие важные пункты:

    1) Краткие библиографические сведения о книге;

    2) Смысл названия книги;

    3) Краткая информация о содержании и о сюжете;

    4) Критическая оценка произведения по филологическим параметрам, таким как: особенности сюжета и композиции; индивидуальный язык и стиль писателя, др.;

    5) Основной посыл рецензии (оценка книги по внефилологическим, общественно значимым параметрам, к примеру — актуальность, достоверность, историчность и т. д.; увязывание частных проблем с общекультурными);

    6) Определение места рецензируемого произведения в общем литературном ряду (в ближайшей жанровой подгруппе, и т. д.).

Три кита, на которых стоит рецензия: о чем, как, для кого. Она информирует, она оценивает, она вводит отдельный текст в контекст общества в целом.

Модераторы рубрики оставляют за собой право отказать в появлении в рубрике той или иной рецензии с объяснением причин отказа.

Модераторы рубрики: Aleks_MacLeod, Ny

Авторы рубрики: Лoki, PanTata, RebeccaPopova, rast22, Double Black, iRbos, Viktor_Rodon, Gourmand, be_nt_all, St_Kathe, Нариман, tencheg, Smooke, sham, Dragn, armitura, kkk72, fox_mulder, Нопэрапон, Aleks_MacLeod, drogozin, shickarev, glupec, rusty_cat, Optimus, CaptainNemo, Petro Gulak, febeerovez, Lartis, cat_ruadh, Вареный, terrry, Metternix, TOD, Warlock9000, Kiplas, NataBold, gelespa, iwan-san, angels_chinese, lith_oops, Barros, gleb_chichikov, Green_Bear, Apiarist, С.Соболев, geralt9999, FixedGrin, Croaker, beskarss78, Jacquemard, Энкиду, kangar, Alisanna, senoid, Сноу, Синяя мышь, DeadPool, v_mashkovsky, discoursf, imon, Shean, DN, WiNchiK, Кечуа, Мэлькор, kim the alien, ergostasio, swordenferz, Pouce, tortuga, primorec, dovlatov, vvladimirsky, ntkj666, stogsena, atgrin, Коварный Котэ, isaev, lady-maika, Anahitta, Russell D. Jones, Verveine, Артем Ляхович, Finefleur, BardK, Samiramay, demetriy120291, darklot, пан Туман, Nexus, evridik, Evil Writer, osipdark, nespyaschiiyojik, The_Matrixx, Клован, Кел-кор, doloew, PiterGirl, Алекс Громов, vrochek, amlobin, ДмитрийВладимиро, Haik, danihnoff, Igor_k, kerigma, ХельгиИнгварссон, Толкователь, astashonok, sergu, Lilit_Fon_Sirius, Олег Игоревич, Виктор Red, Грешник, Лилия в шоколаде, Phelan, jacob.burns, creator, leola, ami568, jelounov, OldKot, dramaturg-g, Анна Гурова, Deliann, klf2012, kirborisov, tiwerz, holodny_writer, Nikonorov, volodihin, =Д=Евгений, А. Н. И. Петров, Valentin_86, kvadratic, Farit, Alexey Zyryanoff, Zangezi, MadRIB, BroonCard, Paul Atreides, Angvat, smith.each, Evgenii2019, mif1959, SergeyProjektPo, imra, NIKItoS1989, Frd981, neo smile, cheri_72, artem-sailer, intuicia, Vadimnet, Злобный Мышалет, bydloman, Алексей121, Mishel78, shawshin, skravec679



Статья написана 25 октября 2018 г. 19:02


Виталий Забирко. День пришельца. – М.: Вече, 2018.

После нескольких прочитанных подряд сумасшедших книг, вывихнувших мне мозг, захотелось чего-нибудь родного, привычного и добротного. А тут как раз приехал заказанный мною в "Лабиринте" сборник Виталия Забирко "День пришельца". Им я и полечился. Заглавный роман написан в 2006 году, его сокращённый вариант, названный тогда повестью, в 2010-м выходил в "Искателе". Написанный в стиле "сказки для научных работников младшего возраста", он рассказывает том, как молодой учёный-уфолог Сергей Короп оказался в деревне Бубякино на празднике "День пришельца", который (праздник) вполне мог бы называться межгалактическим фантастическим конвентом, потому что фантастические конвенты обычно весёлые и пьяные. Уж я-то знаю)))


Мою читающую душу грели аллюзии к "Понедельнику" и "Пикнику" братьев Стругацких. Радовал ненавязчивый юмор. Увлекали лёгкие научно-познавательные экскурсы. Любопытны, например, страницы, где растолковывается "казус Бескровного", на пальцах остроумно опровергающий постулат специальной теории относительности о невозможности передвижения быстрее скорости света. Моей душе были близки и хорошо понятны любовные терзания героя... А вот философские размышления Сергея Коропа мою душу опечалили: «Все мы что-то пропускаем там, где нас нет. Особенно, когда спим без сновидений. А когда просыпаемся, узнаём, что где-то началась война, где-то случилось землетрясение, от друга ушла жена, соседа сбила машина… И всё без нас. Сон без сновидений выключает из жизни на несколько часов, однако рано или поздно придёт такой сон, который выключит навсегда, и тогда мы пропустим всё, что будет после нас. Откуда тогда возникла вера в загробную жизнь, если каждый не единожды испытывал ощущение полного выключения сознания при живом теле? Почему при мёртвом теле душа обязана жить? Глупый оптимизм…». Сразу вспомнилось, как на одной из «АБС-премий» глубоко верующий фантаст Дмитрий Володихин сказал мне, агностику, и Святославу Логинову, атеисту: «Я не представляю, как вы живёте с этим?.. Как вообще можно жить, будучи уверенным, что после смерти ничего не будет?». А вот так и живём! Живём сегодня и, подобно герою «Дня пришельца», не надеемся на светлое загробное будущее.

А ещё в сборнике есть смешной рассказ "Работа за рубежом", к которому я имею некоторое отношение. Во-первых, Виталий Забирко прислал его в журнал "Реальность фантастики" в 2003 году, когда я работал там литредактором. Но моё вмешательство в текст в качестве редактора не понадобилось, поскольку Забирко пишет стилистически и грамматически очень чисто. Во-вторых, герой рассказа носит мою фамилию и носит неспроста))) Кстати, Ларионов и его дочь появляются ещё в паре историй из цикла "А у нас во дворе", тоже вошедших в сборник. Завершают книгу два фантастических рассказа с хитрой интригой из цикла "Охота и рыбалка".


"День пришельца" в "Лабиринте":
https://www.labirint.ru/books/659294/?p=5...


Статья написана 24 октября 2018 г. 14:49

Статья на Крупе о любопытном цикле фантастики ближнего прицела: Меганезии


....На первый взгляд, мы имеем дело с многосерийной «стрелялкой» в разнообразных экзотических декорациях. На второй взгляд — с новеллизацией Лурка (цинизм, атеизм, анархизм, много движняка, много секса). С третьего же взгляда открываются параллели...

https://krupaspb.ru/zhurnal-piterbook/ret...


Картинка для пояснения общих декораций и эмоционального настроя


Статья написана 23 октября 2018 г. 19:58

Сандерсона я люблю во всех проявлениях, но янг адалт в его исполнении особенно дорог моему сердцу. Потому молодежную новинку, да еще и про космос, да еще и однотомник (оказывается, нет), ждала с нетерпением и за арк ухватилась всеми лапами, едва появилась возможность. Теперь вот вещаю с пылу, с жару, пока эмоции не утихли.

Итак...

Брендон Сандерсон «Skyward»

жанр: космическая фантастика, young adult

повествование: от первого лица с редкими вкраплениями от третьего (с pov других героев)


Аннотация:

Побежденные, раздавленные, почти уничтоженные остатки человечества заперты в ловушке на планете, на которую без конца нападают таинственные звездолеты. Живущая здесь девочка-подросток, Спенса, жаждет стать пилотом. И найденные ею обломки древнего корабля вполне в силах осуществить эту мечту: если удастся его починить, попасть в летную школу и (наверное, самое главное) убедить странную машину помочь.

Потому как у этого корабля, кажется, есть душа.

Давным-давно (лет эдак 70 назад) преследуемые инопланетными гадами (креллами) человеческие корабли рухнули на чужой планете и уже не смогли выбраться. Планета непростая, она так плотно окружена всякими обломками и космическим мусором, что даже просто мельком увидеть звезды удается ну очень редко.

Человечество, как ему свойственно, помирать не захотело и начало обживаться. И может, они за эти 70 лет уже бы небоскребов понастроили, но инопланетные гады не захотели оставлять людей в покое. Более того, они им даже сгруппироваться не дали. Словно чувствуя большие скопления, обитающие где-то за слоями мусора корабли спускались и все вокруг бомбили. Выживать удавалось только небольшими кланами, рассосавшись по пещерам.

Так было до одной грандиозной битвы, после которой человечество не только сумело объединиться, но и начало регулярно давать врагу хорошего пинка.

И после которой все мечты героини, что собиралась пойти по стопам отца и стать пилотом, развеялись прахом.

цитата
Пока я блуждала по пещерам, представляя развернувшееся в вышине грандиозное сражение, мой отец позорно покинул строй и дал деру от врага. За что и был сбит своими же. Когда я вернулась домой, битва была выиграна, а мой отец погиб.

И меня заклеймили дочерью труса.


Автор использует не очень честный, но действенный прием: заставляет читателя негодовать из-за несправедливого отношения к Спенсе и автоматом вставать на ее сторону, прощая ей многие недостатки и откровенно странные поступки. И негодовать приходится часто, ибо в этом обществе, в состоянии вечной войны, «дочь труса» – действительно страшное клеймо.

Травят Спенсу не только дети, но и взрослые. Особенно взрослые. Она десять лет готовится к поступлению в летное и в итоге узнает, что вышестоящие ясно дали понять: не видать ей учебы, пусть хоть лучше всех сдаст экзамены. Ей ставят палки в колеса на каждом шагу, ждут, что она опустит руки и позорно сбежит. Пытаются изучать, намекая, что «трусость» – некий генетический дефект, и в ней он наверняка есть.

Но Спенса не пасует, и, собственно, об этом вся история. О силе духа, о мечтах, о стремлении к звездам через тернии, а главное о том, что в страхе нет ничего ужасного. Бояться – не плохо, плохо – сдаваться без боя.

Спенса – занимательная героиня. Она частенько напоминала мне Джарру из «Девушки с Земли» Эдвардс (да и вообще эти истории похожи по духу), только Спенса не такая Сьюха и вообще более гибкая. Она не верит в предательство отца и изо всех сил пытается выяснить, что же случилось в той роковой битве. К товарищам по учебе она поначалу предвзята и с первых секунд готова защищаться, но со временем шоры спадают, и с приходом в жизнь новых людей Спенса обретает уверенность и еще один повод бороться.

Рост героини заметен невооруженным глазом: из загнанного в угол огрызающегося зверька она превращается в сильную, действительно достойную уважения девушку. Перемены даются болезненно, через потерю едва обретенных друзей и осознание, что ничем она не лучше других, и что ее пафосные речи о героизме и бесстрашии – ничто в настоящем сражении и годятся только для древних легенд, которыми Спенсу пичкает бабушка.

Однокурсники героини поначалу кажутся однородной массой, но только из-за ее к ним отношения. По мере того, как Спенса приглядывается и избавляется от собственных предрассудков, перед читателем предстают уже совсем другие ребята. Очень разные и по-своему интересные, и оттого так тяжело их терять. Кто-то не справляется с добровольно взваленной на плечи ношей и уходит, кто-то гибнет, а кто-то становится для Спенсы опорой.

Также на страницах книги вас ждут не менее объемные и любовно выписанные взрослые: и строгий, но справедливый наставник Кобб (давний друг, а заодно и вроде как убийца отца героини), и злобная адмиральша, отчего-то пытающаяся сжить Спенсу со свету (хотя на самом деле все, конечно, не так); и бабушка (Gran-Gran), которая взрастила внучку на историях о Беовульфе, Одиссее и т.д., что вкупе с прочими обстоятельствами немного свернуло героине мозги и смешало в ее голове понятия «трусость» и «осмотрительность». И мама, которая появляется редко, но метко.

цитата
– Как тебе удается? – наконец спросила я. – Как удается мириться с тем, что о нем говорят? Как удается жить с клеймом жены труса?

– Я всегда считала, что трус – это тот, кого больше заботит болтовня окружающих, чем истина. Храбрец не тот, кого таковым назвали, Спенса, а тот, кто сам в себе это осознал.


Ну и, конечно, отец Спенсы, тот самый сбежавший с поля боя пилот. Мы видим его в прологе, а потом – лишь в ее воспоминаниях, но даже этого короткого пролога достаточно, чтобы усомниться в официальной истории. Я, как и Спенса, не верила, что человек с таким взглядом на мир и побывавший не в одном сражении мог предать своих. Но с разгадкой этой тайны пришлось подождать, и да, ответ удивил...

цитата
– Раньше мы жили среди звезд, – прошептал отец. – Наше место там, а не в пещерах. Дети, что смеются над тобой, загнаны в эту каменную ловушку. И головы их стали камнем, и сердца. А ты смотри дальше, выше. Стремись к чему-то грандиозному. Стремись к звездам, Спенса.


И все же при всем многообразии персонажей моим любимцем стал М-Бот. Старый разбитый корабль, найденный Спенсой в пещере. Точнее, ИИ этого корабля. Где-то саркастичный, где-то непробиваемо серьезный, где-то мудрый и опекающий. Его базы данных повреждены, и М-Бот ничего не помнит о своей миссии, но почему-то уверен, что главная его задача – изучать и каталогизировать местные грибы. А оружие на борту – это так, от фауны отстреливаться. По мере починки М-Бот расцветает и проникает в каждую линию сюжета, окутывает собою всех и вся. Его общение с героиней – лучшее, что есть в книге. Именно благодаря ему Спенса становится тем, кем становится. Конечно, в чем-то М-Бот как какая-нибудь бабка-помогашка из попаданческого фэнтези или волшебный зверек, решающий проблемы каждой уважающей себя Сьюхи, но здесь его небольшое вмешательство простительно, ибо Спенсе и так прилетает по любому поводу, и шишек она набивает немало. Пусть хоть кто-то будет безоговорочно на ее стороне.

Сюжет крутится вокруг учебы и войны, поиска правды об отце героини и ответа на главнейший вопрос: кто такие креллы и какого черта им нужно от людей? Не скажу, что роман особо объемный, но за вечерок его точно не прочтешь – несмотря на относительную легкость повествования.

Пишет Сандерсон как всегда прекрасно, без провисов, блуждания в дебрях, занудства и нравоучений. Да, моральный посыл очевиден, но нам дают самим делать выводы о поступках героев. И если подытожить, то это отличная молодежная фантастика на извечные темы. Задорная, но не пустая, с экшеном, но не затмевающим основную суть, с юмором, но без балагана, с драматичными моментами, но без накрученных страданий, с легким пафосом, но и ироничным высмеиванием этого пафоса.

Это история мужества и героизма, для которых отнюдь не надо быть суперсильным и суперумным. Это история принятия себя, своего прошлого и окружающих со всеми их достоинствами и недостатками. История детей, задыхающихся в тени родителей. И наконец, это история упорства и стремления к высшей цели, и тут даже не важно, насколько цель «высока» для остальных, главное как ты сам ее воспринимаешь.

Стремитесь к звездам, товарищи.


Статья написана 17 октября 2018 г. 16:48

официальное навание не "роман", а "сага". И даже можно сравнить ее с "Сумерками" в одном плане — это история отношений вампира, который живет на свете долго, но выглядит на 12 лет, и настоящего ребенка. И это история любви, хотя и не плотской. На этом сходство заканчивается.

Дело происходит в бедном стокгольмском пригороде. Забитый школьник Оскар знакомится со странной девочкой Эли (потом оказывается, что это мальчик Элиас, но на самом деле он — бесполое существо, оскопленное при инициации, так что никакой сексуальной подоплеки в их отношениях нет).

Можно выделить три основные сюжетные линии. На самом деле их больше, но сюжет двигают именно эти. Во-первых, Оскар. Его отношения с Эли и с одноклассником Йонни, который годами, изо дня в день превращает жизнь Оскара в ад. Оскар абсолютно беззащитен против него, в том числе и потому, что Йонни всегда нападет на Оскара с двумя или тремя приятелями. Да и нет у мальчика душевных сил противостоять обидчикам. Точнее. не было, пока он не встретил Эли и ради нее (он долго считал нового друга девочкой) не захотел стать сильнее.

Во-вторых, судьба помощника Эли, несчастного педофила Хокана. Его обязанность — убивать людей и приносить "хозяину" свежую кровь. Один раз ему это удается, он похищает и "осушает" какого-то мальчишку, и это событие ставит весь город на уши. Но Хокана мучает совесть, он вовсе не безжалостный убийца, но в то же время он по своему любит Элиаса, понимает, что тот умрет без крови, но слишком слаб, чтобы "охотиться" самостоятельно. Так что в какой-то момент он все же захватывает очередную жертву, но все идет не так, и под угрозой разоблачения Хокан обливает свое лицо кислотой. Такой страшный способ самоубийства он выбирает, чтобы его никто случайно не узнал и не связал с Эли. И опять бедняга терпит неудачу. Кислота его калечит, но не убивает.

Третья история про компанию спившихся бедняков. Не дождавшись помощи от Хокана Эли сам убивает первого же попавшегося бомжа, но его видит другой пьянчуга. И потом Эли охотится на них, а они в силу своих очень жалких способностей, — на него. Одна из этих несчастных сама становится вампиром, и Линдквист показывает нам, как это происходит.

По Линдквисту вампиризм — заразная болезнь. Какой-то паразит (его сущность не проясняется) селится у человека в сердце. Такой подход я встречал только в вампирской дилогии Пелевина. И да, зараженный обладает огромной силой, что не приносит ему никакой радости. Все вампиры в книге — глубоко несчастные существа, чья человеческая жизнь с момента заражения окончена. Никто из них не просил об этой участи, кроме Хокана, но и для него это была вторая попытка самоубийства. И на его примере показано, что можно убить человека в вампире, но не тварь.

Для Элиаса знакомство с Оскаром оказалось подарком судьбы. Это были чуть ли не первые его теплые отношения с кем-то после обращения в вампиры. Хокан все же не в счет, хотя и там что-то уродливое, но человеческое между ними происходило.

Поражает беспомощность взрослых, ответственных людей в этой истории. Учителя могли в упор не замечать травлю одного из школьников. они не реагируют и тогда, когда Оскар наконец дает отпор с довольно тяжелыми последствиями для обидчика. Но именно тогда конфликт Оскара и Йонни не затухает, как можно было бы предположить, а набирает обороты. И доходит до вполне законной крайности. Йонни привлекает старшего брата-хулигана. И тогда за Оскара заступается Эли. Эта линия развивается согласно бандитским понятиям, которые, очевидно, одинаковы во всем мире. Терпила должен сказать первое слово сам, хотя бы попытаться дать отпор, и тогда вполне возможно кто-то его защитит.

С вампирской историей происходит то же, что и с войной детей. Взрослые беспомощны. Только стайка аутсайдеров хоть что-то пытается сделать, но куда им.

Очень мрачная и очень сильная книга. Жаль только, что все очень резко завершается. Я бы хотел эмоционально присутствовать при финальной сцене в бассейне. Я чувствую себя обманутым, что мне рассказали об этом. а не показали.

8/10


Статья написана 15 октября 2018 г. 11:37

Веселенькие приключения авантюрного сэра или Колдунство идет на смену крестьянской лошадке/

Зачарованный Союз

triumf

Магия не ушла из нашего мира. Именно она становится основой процветания Англо-испанского Союза. Мощнейшей надгосударственной структуры властвующей над землей.

Он возник еще в далеком 1575 году, когда сочетались браком монархи Владычицы морей и Фурии роха. Елизавета І и Филипп ІІ.

Прошло почти полтысячи лет, а над всем земным шаром по-прежнему парит романтический дух Великих географических открытий.

Ну, не то чтобы совсем романтический. А скорее до мозга костей прагматичный.

Ведь любой капитан Королевского Объединенного Флота, получивший Путевые Грамоты, также получает позволение в свое удовольствие грабить новооткрытые земли.

А неоткрытых земель, не смотря на 2010 год на дворе, еще выше крыши.

Африка практически не исследована, а о существовании Австралии и вовсе никто не имел ни малейшего представления.

До прошлого года.

Когда из дальнего плавания возвратился сэр Руперт Триумф – отважный мореплаватель и авантюрист.

Сэр Руперт, который почему то не захотел получить почитающиеся ему почести и передать новые земли в ведение Короны. А всячески стал оттягивать этот сладостный для любого британца миг.

Сэр Руперт, который становится костью в горле участникам опаснейшего заговора.

Заговора, во весь голос подтверждающего то, о чем давно уже шептались по углам.

С Чарами что-то не в порядке.


Идея нашего мира, бодро шагающего по магическому пути, пришла к Дэну Абнетту, широко известному автору романов по вселенной Warhammer, еще в 1989-м. Сперва писатель видел эту историю в рамках комикса. Но затем решил создавать полноценный роман. Каковой и появился на свет в 2009 году.

В результате мы получили классический случай неоправданных ожиданий.

Идея действительно хороша. Магия, заменившая научный прогресс. Церковь, моментально прибравшая чары к своим рукам. Перманентно длящиеся уже 500 лет Великие открытия (похоже, вместе с магией в этот мир вступила тяжелая форма географического кретинизма: 500 лет открывать Австралию!). Противоречия между частями Союза. Коварный заговор с использованием волшебства.







  Подписка

Количество подписчиков: 893

⇑ Наверх