Еще один отзыв на произведения, выдвинутые в 2015 году на премию "Новые Горизонты". Реплика Андрея Василевского (главного редактора журнала "Новый мир", председателя жюри) о повести Владимира Покровского"Чёртова дочка" (номинатор Сергей Соболев):
цитата
Написать отдельную повесть про Мартышку (Марию Шухарт — дочь Рэдрика Шухарта из «Пикника на обочине»), — идея сама по себе замечательная. Теоретически. А на практике автор не знает, что с ней, героиней, делать. Всё какое-то вымученное.
Как я и обещала, друзья, не откладывая в долгий ящик объявляю очередную игру.
1. Участники
1.1. К участию в конкурсе приглашаются зарегистрированные пользователи сайта Fantlab.ru без каких-либо иных ограничений.
1.2. Организатор оставляет за собой право подавать свои работы на конкурс на общих основаниях и писать отзывы на чужие произведения. Оценки организатора при подведении итогов не учитываются.
2. Требования к конкурсным произведениям
2.1. На конкурс принимаются стихотворения, написанные русским литературным языком и не публиковавшиеся ранее в сети Интернет.
2.2. Конкурс анонимный. До окончания конкурса не допускается разглашение авторства произведений, а также их публикация на Фантлабе и сторонних ресурсах. В противном случае все произведения участника, нарушившего правило, снимаются с конкурса.
2.3. От каждого участника принимается не более одного произведения. Вплоть до окончания срока приема работ участник вправе внести любые правки в свое произведение или заменить его.
2.4. На конкурс не допускаются тексты, содержащие нецензурную лексику, оскорбления по половому, национальному, религиозному или иному признаку, а также большое количество грамматических и стилистических ошибок. Решение о допуске произведения на конкурс принимает организатор.
3. Судейство
3.1. Судьями конкурса являются сами участники. В случае, если участник конкурса по собственной инициативе отказывается от оценивания работ соперников, его стихи считаются работами, поданными вне конкурса, и не участвуют в распределении итоговых мест. Данное правило не распространяется на случаи форс-мажора, когда участник не может принять участие в судействе по не зависящим от него обстоятельствам и своевременно известил об этом организатора.
3.2. В судействе может принять участие любой зарегистрированный пользователь Фантлаба, не являющийся участником конкурса.
3.3. Судейство конкурса заключается в расстановке стихотворений конкурсной подборки по местам, от наиболее понравившегося к наименее понравившемуся. Места переводятся в баллы, начисляемые с учетом количества работ, поданных на конкурс. Победителем объявляется стихотворение, набравшее наибольшее количество баллов. При их равенстве учитывается количество присужденных стихотворению 1-х, 2-х и т.д. мест. Кроме того, каждое стихотворение сопровождается небольшим письменным комментарием, отражающим субъективный взгляд судьи на оцениваемую работу.
3.4. Организатор оставляет за собой право изменить порядок судейства в зависимости от количества поданных на конкурс работ.
3.5. Важно: пользователь Фантлаба, желающий принять участие в судействе, должен оценить / расставить по местам и прокомментировать все конкурсные работы. Судейские бланки, не содержащие полного комплекта распределенных мест (комментарии — на усмотрение организатора), считаются недействительными и во внимание не принимаются. Участники конкурса свои собственные стихи не оценивают.
4. Сроки проведения
27 июля – объявление номинаций (заданий) конкурса.
С 27 июля по 30 июля включительно – прием работ на конкурс.
31 июля – выкладка конкурсных работ.
С 31 июля по 4 августа – оценивание конкурсных работ.
5 августа – подведение итогов и объявление победителей.
И снова жюри премии "Новые Горизонты" делится мнением о прочитанных книгах. Музыкальный и литературный критик Артём Рондарев о повести Светланы Лавровой"Куда скачет петушиная лошадь" (номинатор Андрей Щербак-Жуков):
цитата
Детская, довольно пространная волшебная повесть (в аннотации поименованная «фантастическим романом») от писательницы, давно и успешно работающей в жанрах детской литературы. Книга повествует о том, как девочка-школьница, два школьника-инопланетянина и целый коллектив сказочных существ из вогульского и коми-фольклора (я в этих вопросах слабый специалист, так что исхожу из того, что утверждается в самой книге), очутившись в будущем, предпринимают экспедицию по спасению мира от надвигающейся Пустоты. История выстроена по почтенному канону волшебного путешествия (тут даже имеется ссылка на «Волшебника Изумрудного города» в виде названия главы «Мы в город Изумрудный идём дорогой трудной»), герои ее идут на север, по пути встречая всевозможных колоритных персонажей, преодолевая разного рода препятствия и постоянно рефлексируя, в характерном гипертекстовом ключе, с неизбежными ссылками на различные языковые реальности, по поводу разного рода чудес и опасностей. Как и положено в этом жанре, книга состоит из большого числа пестрых эпизодов, быстро сменяющих друг друга и создающих впечатление весьма увлекательного, нескучного большого приключения.
Герои (причем все, вне зависимости от того, дети это, инопланетяне или мифологические персонажи) тут беседуют (или даже, я б сказал, бакланят) бытовым разговорным языком, густо пересыпанным условно «подростковым» сленгом, идеологическими идиомами, просторечными словами и канцеляризмами, примерно так: «— Ну и суперская зверюга! Золочёная лысина,пять ног, зелёная нашлёпка над глазом… парень, а как ты там на спине умещаешься, среди этих крыльев?»; автор не отстает от них, и, в полном соответствии с идеей бахтинского диалогизма, реплики подает тем же самым языком, вот так: «Одежда была занятная, и Даша пожалела, что нельзя сфотографироваться в таком прикиде». Честно говоря, страниц через двадцать такого текста немного начинает болеть голова: даже не вдаваясь в рассуждения на тему того, точно ли таким языком говорят подростки или нет, а допуская, что-таки говорят – готовы ли вы читать стенограмму их болтовни в течение нескольких часов? ОК, предполагается, что книга написана для подростков, так что, возможно, им самим это будет интересно, хотя, насколько я помню, у детей очень чуткое ухо на разного рода подделки, и они легко раскалывают взрослых, которые пытаются к ним подлизаться и войти в доверие с помощью использования «аутентичных» слов: а ощущение, что здешняя речь все-таки не совсем аутентичная, довольно сильное. Впрочем, это уже не моя забота.
Постепенно в книге начинает проступать и совсем не детская и вполне узнаваемая идеология: вот один из героев рассказывает историю земли, на которой происходит дело, сообщая, среди прочего: «Всё менялось медленно. Сначала люди сделались равнодушны, коми-пермяки забыли коми язык, а русские исковеркали свой русский матом и чужестранными словами». (Это мифический герой переживает, да, что русские стали много материться и иностранных слов нахватались). Главная героиня – девочка развитая, хоть и девятиклассница, но уже не любит демократию («— А кто тебе сказал, что это волки? У нас свобода и демократия. Кто хочет, тот и воет,— отозвался Пера.«Не зря я к демократии с подозрением отношусь», — подумала Даша»). Языческие персонажи с крайним почтением относятся к православной церкви и персонально Николаю-Чудотворцу; словом, весь этот актуальный ныне набор традиционалистских ценностей там и сям встроен в текст, хотя, надо признать, весьма в небольшой дозе.
В итоге мне книга показалась избыточно «этнографической», причем вовсе не в части фольклора, а в части отношения к детской и подростковой психологии: наиболее фольклорным, как мне представляется, для автора оказался не вогульский богатырь, а самый обычный ребенок; таким образом, я немного заскучал: ребенок как объект фольклора это не совсем то, чего я ожидаю от детской литературы. Я, разумеется, не целевая аудитория этой книги, но, как известно, хорошие детские книги пишутся в первую очередь для взрослых – или, что точнее, хорошие детские книги взрослые пишут для себя, чтобы таким образом, в наивной обобщенной рамке, высказать важные для себя вещи, которые не позволяет сказать изощренный, отягощенный рефлексией взрослый контекст и взрослый узус. Намерение «побыть взрослым в детском мире», как я попытался показать выше, у автора есть, иначе вряд ли в книге, целиком выстроенной по модели потока подросткового сознания, взялись бы демократия и Никола-Чудотворец. Проблема в том, что демократия и Никола-Чудотворец вставлены сюда как готовые ответы взрослого человека на вопрос, который ему, собственно, никто и не задавал, — то есть, ощущение, что автор хотела что-то объяснить этой книгой себе, полностью отсутствует, есть, напротив, ощущение, что автору все в целом с миром понятно, и она решила изложить свое понимание детям. По этой причине сюжет, язык и проблематика повести в целом ориентированы на «детское» восприятие (которое понимается как восприятие «неполное», примитивное и грубое) и решительно за рамки его не желают выходить; возникает ощущение некоторой игры в поддавки, что, по моим представлениям, в детских книгах вещь несколько лишняя. Разумеется, дети часто задают несвоевременные и сложные вопросы: но стратегия, при которой на вопрос о законе физике детям отвечают из Закона Божьего, притом с тою мотивацией, что ничего сложнее они пока не поймут, мне кажется ошибочной – ведь дети этот ответ могут и запомнить.
Друзья, наш почти двухмесячный поэтический марафон наконец-то закончился, осталось только подвести его итоги.
Про ход турнирной борьбы, к сожалению, в этот раз ничего сказать не могу, было немного не до него, но места в финале распределись следующим образом:
Золотая медаль — Aliena "Звезды над морем"
Серебряная медаль — stogsena "В кино"
Бронзовая медаль — irish "Притихли птицы..."
С большим удовольствием поздравляю финалистов и участников, игравших вне конкурса, с яркими, интересными, непохожими одна на другую работами (а antonim — и с личным рекордом).
Огромное спасибо за игру всем, кто неустанно творил и судил все эти два месяца — благодаря вам дуэль удалась, и мне очень приятно отметить, что мастерство участников от конкурса к конкурсу потихоньку растет: с каждым разом все интересней и интересней, что же вы напишете...
Технические результаты в таблице, отзывы в приложенном файле.
П.С. У меня в планах два конкурса — один в традиционном, а другой — в совершенно новом формате (вам должно понравиться ). Прямо сейчас их начинать я не готова — сама подустала, но и надолго откладывать тоже не хочется. Сколько будем отдыхать?)
Продолжаем публиковать отзывы жюри премии "Новые Горизонты". Журналист и литературный критик Константин Мильчин о романе Константина Образцова"Красные цепи" (номинатор Владислав Женевский):
цитата
Казалось бы, что может быть пошлее книги про вампиров. Так, чтобы там были еще и оборотни. А еще удивительно пошло и мерзко, когда пишут слово «Мастер» с большой буквы. Но, странным образом, книга Константина Образцова, читается довольно легко и увлекательно. Средневековые главы не удались автору совсем, они откровенно тошнотворны. Однако сюжет автор держит в своих руках крепко, с саспенсом дружит, героев создавать умеет. Неплохая основа для мистического сериала.