Вольная реконструкция судьбы самого известного фараона, или Пафосные египетские мотивы/«Он был очень умен, и за это его называли…»
1342 год до н.э. Египет. Молодой фараон Тутанхамон (Джогиа), вместо которого все 10 лет, минувшие со дня смерти отца правил визирь Эйе (Кингсли), начинает тяготиться ролью марионетки на престоле. Юноша пробует границы дозволенного, в одиночку шляясь улицами столицы. Активно интересуется делами царства. И даже пытается поставить на место не только военачальника Хоремхеба (Анози), но и всесильного Эйе.
Вот только далеко не всем по нутру эти попытки. И для юного фараона они могут закончиться весьма плачевно.
Исторические сериалы чаще всего бывают двух видов. Одни более-менее трепетно относятся к реальности, не сильно передергивая факты, ухитряясь при этом не забыть об интересном сюжете. Другие – создают условный антураж «вроде как» прошлого, рассказывая на этом фоне банальные, вторичные истории.
Tut, к сожалению, снят гораздо ближе ко второму варианту.
Картинка выглядит глянцево и неестественно. Новые, яркие барельефы, росписи и фрески, будто минуту назад вышедшие из-под кисти художника. Даже пылью припасть не успели. Нарочитые аляповатые скульптуры на каждом шагу. Подведенные глазки визиря. Верховный жрец-«модник», шарахающийся от девок. Режущие слух, вычурные, патетичные диалоги и обращения: «Жрецы эксплуатируют твой народ!», «Я сотру миттанийцев с карты!», «Мы вычеркнем Египет и его царя-мальчика из анналов истории», «Ваше превосходительство, царица желает аудиенции» (это обращаясь к верховному жрецу!), «Военачальник! Слушаю вас, верховный жрец!» (постановщики решили, что египетские имена слишком сложны для уха современного зрителя и их надо всячески избегать?). Пафоса в сериал создатели налили от души, фразы хоть прям счас в учебник: «фараон, ведущий войска в битву — неотделим от своего народа!». Чистые, гламурные, «рекламные» персонажи. Целомудренные сцены развратных пиров фараона (словно для детского рейтинга). Х-м. А так еще снимают в наши брутальные времена? Оказывается да.
При этом некоторые моменты времени переданы вполне на уровне. Терки между жрецами и армией. Обмен товарами, пустынные пейзажи, любовь египтян к пиву, «арабская ночь» Митанни с ее кубиками домишек и «зиккуратом», богатые, «кричащие» наряды, забавные «ботики» фараона, колесницы, жрецы, активно вымогающие у населения подношения богам, типажи простого народа, серьезно отличающиеся натуралистичностью от глянцевых физиономий юных египетских аристократов.
История до жути мелодраматична, конкретно отдает «мылом» и посвящена в основном интригам при дворе. Когда наивный прямодушный юноша пытается противостоять искушенным царедворцам. И все вокруг норовят подложить этому юному чистому душой агнцу изрядную свинью. Все-все, включая жену-сестру и лучшего друга (амор! И глазами так, зырк!). А потом в дело вступают женские разборки за сердце блистательного фараона.
Периодически включается приключенческая линия, как то освобождение пленника из лап митаннийцев, снятое в духе Индианы Джонса.
Юный Тутанхамон, как я уже сказал, чертовски наивен, добр, идеалистичен и всем сердцем заботится о благе страны. Прям идеальный правитель. Только почему нам не продемонстрировали, как именно малыш, машущий мечом и валяющийся в объятьях девок, вдруг стал таким военным гением и светочем интеллекта? Александр Македонский, — учащий опытных военачальников как проводить битвы. Шикарный политик, заставляющий поражаться многоопытного визиря. Еще и показывающий пример хождения в народ будущим Харунам ар-Рашидам. Могли бы хоть пять минут посвятить показу его развития и обучения. Нет, пожалели времени.
Актер приятен взору и честно изображает предложенный спектр эмоций.
Хоремхеб – толст, нагл и достаточно туп. Как ему позднее удастся занять трон фараона – непонятно.
Кингсли и его Эйе оставил двойственное впечатление. Большую часть времени мэтр убедителен, передавая умиление поступками своего воспитанника, некоторую зажратость всевластного временщика, стремление к власти, перемежаемое заботой о стране.
Но иногда Бен теряет концентрацию (обратите внимание на первую сцену с сыном, когда ближе к ее завершению можно четко отметить этот момент), а режиссер почему-то не указывает на такие провалы.
Интересен подход Эйе к возвышению себя и своего потомства – да, я хочу трона, и при случае воспользуюсь любой возможностью его занять. Но создавать такую возможность, а уж тем более изничтожать нынешнего повелителя – не буду, по крайней мере, до поры до времени.
Что забавно, основная личностная характеристика персонажа — простая кровь — придумка постановщиков. По мнению историков — Эйе парень вполне себе благородных кровей –был братом жены Аменхотепа III.
Нам покажут цельную серьезную битву, правда стратегическая картинка выглядит глупо и неправдоподобно. Сражающиеся стороны предусмотрительно обряжены в форму разных цветов, чтобы зрителю сразу было понятно, за кого болеть. Особенно порадовали лучники, вяло пуляющие в гущу битвы, происходящей в центре приличного размера равнины. Как они отличают на таком расстоянии своих от чужих – вопрос к Амону.
Зато когда камера отказывается от показа общей картинки, концентрируясь на эпизодах, все становится гораздо лучше. А драка среди строений так и вовсе радует неплохо переданным сумбуром рукопашной, бардаком, творящимся во время таких стычек.
Подарят пару приличных, напряженных и атмосферных сцен, как-то связанную с «окончательным решением» проблемы больных в Фивах, или фестивалем Амон-Ра.
А вот гениальный финальный план Тутанхамона при разборке в крепости Миттани проходит по разряду откровенной фантастики. Хотя бы потому, что вероятность попадания из лука при стрельбе по невидимым целям, тем более с такой скупой периодичностью, не сильно отличается от нуля. Да и перелом какой-то больно уж смертоносный оказался. Впрочем, тут требуется мнение врача.
Время от времени наружу вылазит бюджетность и условность проекта. То египетская армия, выступающая в поход, состоит на глаз из пары сотен бойцов (потом народу дорисовали). То крепость врага, фигурирующая в повествовании, обзывается крепостью Миттани, хотя Миттани название государства, а не города.
Поругивают «Тута» и за несоответствие историческим фактам. Это при том, что о деятельности реального Тутанхамона информации минимум. Фраза археолога Говарда Картера в этом отношении показательна: «При нынешнем состоянии наших знаний мы можем с уверенностью сказать только одно: единственным примечательным событием его жизни было то, что он умер и был похоронен». Историки согласны, что его правление знаменовалось возвращением к верховенству бога Амона и отказом от политики Эхнатона, ставившего на первое место Атона (постановщики решили по другому, это, пожалуй, самое крупное отступление от канона, да и со жрецами как-то слишком уж круто «порешали» для того религиозного времени). Да активным строительством, в частности храмов. А с Митанни, напротив, исторический Тутанхамон, если судить по подаркам из этой страны в его гробнице, пытался восстановить союзные отношения. Воевал фараон с азиатами и нубийцами, причем ближе к концу жизни.
В общем, это обвинение можно по большей части игнорировать. Сложно нарушать факты, которых практически нет.
Эрго. Глянцевая египетская мелодрама, делающая акцент на интригах да любовях. По большей части бравурно, пафосно, нарочито, хотя есть пара неплохих ходов. Жаль, можно было несколько изменить подход к материалу и получить приличную историческую картину.
Режиссер: Дэвид Фон Энкен
В ролях: Бен Кингсли, Эван Джогиа, Нонсо Анози, Сибулла Дин, Александр Сиддиг, Кайли Банбери, Питер Гадиот, Иддо Голдберг, Алистэр Туви, Сайлас Карсон
Зверь внутри нас, или Незваный гость хуже татарина
1983 год. Экипаж космического спускаемого аппарата «Орбита-4» уже строил планы, чем заняться по возвращении, когда с кораблем что-то произошло.
«Орбита» все же приземлилась, ее командир Константин Вишняков (Фёдоров) восстанавливается после травм в закрытом институте посреди казахской степи.
К исследованиям здоровья Вишнякова привлекают врача-нейрофизиолога Татьяну (Акиньшина). Которая сталкивается с невозможными фактами, подтверждающими, что мы не одиноки во Вселенной.
«Жена астронавта» на российский лад? И сама «Жена» шедевром не была, чего ждать от ремейка. Однако «Спутнику» было решено дать шанс.
Оказалось, картина не копирует одного американского прародителя, вдохновляясь многими, может порадовать зрителя атмосферой Союза и некоторой интригой, несмотря на предсказуемый финал.
Ностальгическими реалиями СССР фильм пронизан с самого начала. Разборки вокруг излишне инициативного доктора. Космонавты — несколько месяцев «восстанавливающиеся» на закрытой территории. Вежливые ребята из Комитета Глубокого Бурения с предложениями, от которых невозможно отказаться. Аутентичная техника, электроника, одежда и обувь персонажей (кроме охраны). Обстановка помещений. Даже непременная борьба с людоедской системой на месте.
С матчастью, антуражем и мрачноватой атмосферой эпохи создатели ленты поработали от души.
Зачет.
Без нюансов, как полагается, не обошлось. Маловероятно, чтобы полковник КГБ мог творить на таком объекте все, чего его левая нога захочет, не ставя в известность центр. Подсидели бы бравого полкана как пить дать. Каждый майор желает стать полковником.
С зеками доблестный Семирадов как-то слишком уж вольно обходился.
И странноватые прицелы на автоматах охраны оставили в искреннем недоумении. Это что – мощная оптика на укороченных вариантах «Сучек»??? Зачем??? Нет, я понимаю, для того чтобы зритель проникся «крутостью» института. На эту же мельницу льет воду необычная форма местных вояк. Но выглядит все это странновато.
Неплохо поддерживается интрига. Поначалу мы, вместе с героиней, не понимаем (хотя догадываемся), что вообще происходит, и на кой черт ее сюда притащили. Позднее, когда слетает покров тайны, перед нашей докторшей встает сперва научная, а затем моральная дилемма. Жаль, завершение выглядит слишком уж читающимся. Правда, путей, способных привести к этому самому завершению, не один, и наблюдать за тем, какой именно выберут постановщики, довольно любопытно.
Особым размахом и темпом лента не отличается – проект довольно камерный и неторопливый.
Значимых персонажей тут ровно три штуки (не считая местного доктора). Или все же четыре? Они слабенько прописаны, обладают небогатым шлейфом роли и сыграны довольно сдержано. Но при этом не раздражают.
Татьяна (Акиньшина ). Интересный персонаж. Настоящий врач, жаждущий спасти всех, не боящийся рисковать для блага пациента. Отличный специалист, наблюдательный, добрый человек. Переживший жесткие детские психотравмы. И сумевший с ними справиться.
Да, излишняя привязанность к пациенту выглядит слишком уж внезапной, яркой, мощной и несколько неестественной. Все же обычно для возникновения такого отношения требуется больше времени и общения. Но обстоятельства, а также некоторые нюансы биографии Константина, позволяют принять на веру эту условность.
Вишняков (Фёдоров). Человек, всей душой стремящийся в космос, совершавший ради вожделенного полета не самые благовидные поступки. Осознавший ошибки, пытающийся отыскать выход, стремящийся завершить незаконченные дела.
Фёдоров практически всегда играет настоящих, крутых мужиков, но делает это по-разному. Вишняков вышел у него сильным, самоувернным, но надломленным. Способным на подлость и на жертву. Эгоистом, сумевшим сделать правильный выбор.
Полковник Семирадов. Постаревший Бондарчук изображает ласкового и вежливого чекиста, претерпевающего на наших глазах нехилую трансформацию. Из «чуть ли не ученого» на свет вылезет агрессивное, властное существо, готовое для достижения своих целей на что угодно. И в космос летать не пришлось.
Да, решив, что перед нами фантастика, создатели ленты не стали морочить голову хоть малейшим логическим обоснованием ТТХ Спутника. Мол, раз из космоса – то может так, вот так, и вот эдак. А если очень захочет – то и развотэтак. И головы отрывать на щелчок пальца. Но некоторые моменты (начиная с проникновения в «Орбиту») и продолжая неимоверной, прям-таки чрезмерной крутостью в бою, смотрятся слишком уж притянутыми за уши. Но то такое, можно и не обращать внимания.
Да, периодически фильм вызывает откровенное «дежа вю» — оригинальностью «Спутник» похвастать не может, использовав «потрошку» от множества голливудских фильмов.
Зато идейная подоплека в ленте имеется. От «Оружия – гарантии мира» — хитового принципа сильного, в исполнении всевластного полковника. До размышлений о страхе («Люди чемпионы по умению качественно бояться»). И морали, помогающей людям не становиться зверьми. Морали, которую олицетворяет Татьяна. Морали, способной сдержать зверя внутри, отодвинуть на задний план животные инстинкты, вплоть до самого основополагающего. Не поспоришь – дело нужное.
Эрго. Камерный триллер-хоррор с качественной атмосферой Союза, вменяемыми актерскими работами. Да, лента получилась местами недодуманной, изрядно предсказуемой, ничего нового постановщики нам не покажут, но в целом, уделить внимание творению Абраменко можно.
Режиссер: Егор Абраменко
В ролях: Оксана Акиньшина, Пётр Фёдоров, Фёдор Бондарчук, Антон Васильев, Павел Устинов, Виталия Корниенко, Наталья Швец, Алексей Демидов, Александр Марушев, Альбрехт Зандер, Александр Шам
Супермен? Бэтмен? Мстители? Забудьте! Из супергероев в Америке есть лишь Джон Хэнкок (Смит). Потушить пожар, задержать преступников, остановить ограбление – плевое дело. Правда, он очень много пьет, мается одиночеством и не любит людей. И те платят ему взаимностью.
Так и продолжалось бы еще неведомо сколько, если б не пиарщик Рэй Эмбри (Бейтмен). Хэнкок спас парню жизнь и Рэй всерьез решил отблагодарить супергероя, наладив его отношения с общественностью.
Эмбри хороший профессионал и дело свое знает туго. Отношения Джона с публикой начали налаживаться, и все, казалось, будет хорошо. Если бы не супруга Рея – очаровательная Мэри (Терон).
Мы видали супергероев в самых различных ипостасях. Мрачных спасителей мира. Забавных космических раздолбаев. Преследуемых властями изгоев. Сражающихся друг с другом титанов. Но Хэнкок, несмотря на огромное количество комиксоидного кино свалившегося на нас за последнее десятилетие, до сих пор остается уникальным.
Он пьет виски литрами, ночует на остановках, либо в домишке на пустынном берегу. Является откровенным социопатом, но не как изысканный Шерлок, а как обычный пацан из Гарлема. Замкнут, угрюм, необщителен. Страдает кучей психотравм и давненько не видел человеческого к себе отношения. Ругается с согражданами, выслушивая от них оскорбления, и не лазя за словом в карман. При этом продолжает спасать и помогать людям.
Начинается лента в откровенно комедийном ключе.
Нелюдимый супергерой пытается хоть как-то социализироваться. Смешно. Уилл Смит не особо блещет эмоциями, но в случае Хэнкока это образу только на пользу. Темные очки, ускользающий и много говорящий взгляд, пренебрежение мнением окружающих, некоторая инфантильность, защитная раковина, будто обволакивающая его с ног до головы. И всесокрушающая харизма. Уж чего-чего, а этого дела у Смита выше крыши.
Вопросы изгоев в обычном мире поднимались не раз, не два, и даже не сотню. Но в приложении к супергероям обычно все подавалось гораздо серьезнее. Постановщики же Хэнкока изрядно понизили градус пафоса. Джон иногда напоминает обиженного ребенка, шутит по-черному, позволяет себе абсолютно неполиткорректные действия и высказывания, и кажется более живым, чем практически любой из персонажей кино-комиксов.
Во второй части картины создатели ленты переходят от проблем одиночества и самокопания к вопросам любви и ее воздействию на человека. В процессе они теряют ироничную легкость, взамен подбавляя изрядно трагедии. Становится больше сентиментальности, патетики, нахмуренных лиц и возвышенных фраз.
Сюжетный поворот хорош, никто не спорит. Но вот оправдан ли? С одной стороны даже жалко тот несерьезный подход к чертовски серьезным вещам, который был с нами первые 40 минут фильма. С другой – дальнейшего развития у образа протагониста без смены правил игры не было. Он достиг чего хотел, наладил контакты и последующие использование тех же приемов, было бы топтанием на месте. Постановщики Hancock топтаться не захотели. И были скорее правы, чем нет.
Тем более, в их арсенале было еще одно убойное оружие по имени Шарлиз Терон. Шарлиз великолепна. Как практически везде. Растерянный, жутко удивленный взгляд в начале. Повадки типичной домохозяйки-наседки, заботящейся о своем семействе. Последующие изменения, выражающееся во всем. В походке, взгляде, пластике, макияже, одежде. Маладца!
Спецэффекты, кстати вполне эффектны. Взрывы, природные катаклизмы, полеты, разваливание всего вокруг вдребезги пополам. Да, кое-где компьютерность и не старается спрятаться, но для 2008 это в порядке вещей.
Да, к логике происходящего хватает вопросов. Почему именно столько времени требуется для того что случилось? Почему это не произошло раньше, ведь контакты были и в весьма больших количествах. Почему столько быстро сработало удаление одного от другого? А о том, как были перенесены все ранения в финальной драке (заметим, уже вполне нормальным субъектом) даже спрашивать неловко.
Но все эти нюансы практически не портят впечатление от фильма. Ну не это главное. Главное то, что проблемы одиночества, социализации и их решения можно подавать по-разному.
И даже супергерой нуждается в хорошем пиарщике. А вы как думали? 21 век на дворе.
Эрго. Хорошая комедийная зарисовка об одиноком несоциализированном супергерое, после экватора трансформировавшаяся в более серьезное эссе о любви и уязвимости от этого чувства.
Идеальный вирус, или Спорные тезисы о предназначении гомо сапиенс
Близкое будущее. В один далеко не приятный день что-то стряслось со всем человечеством. В порядке остался лишь кусок России, Украины, Финляндии, Эстонии, Латвии.
С остальными территориями связь утрачена. Разведгруппы, уходящие далеко от границ Круга жизни, пропадают бесследно. Что произошло, непонятно.
Но самое главное, что, похоже, еще ничего не закончилось. И людская цивилизация стоит на пороге окончательной гибели.
С приличной фантастикой в российском кинематографе не особо складывается (правда, и в мировом ее не сады). Но попытки не прекращаются. Очередная лента, на которую было потрачено больше 4 млн. долларов, оставила неоднозначное впечатление.
С одной стороны – постановщикам удалось передать депрессивную обстановку конца привычного света, а также создать пару действительно напряженных боевых сцен.
С другой – история выглядит рваной, персонажи непроработанными, логических дыр куча, а финал вызывает искреннее недоумение.
Сперва о приятном.
Атмосфера у «Аванпоста» хороша. Киберпанковское будущее, переливающееся неоном огней, 3d-ными рекламами (и не только). Небо, заполненное дронами и прочими летающими агрегатами. Невесомые смартфоны, искрящиеся как новогодние елки. Продвинутые «вертушки», навороченная экипировка и бронники, хитрые светильники, шикарная медицинская аппаратура, модные сигнальные ракеты, летящие за многие километры с известием, роботы-шагоходы с пулеметами, радары-обнаружители, видящий людей сквозь стены. Разве что БТРы почти классические, неужто ничего лучше придумать просто невозможно?
Холодные синие цвета, излюбленные постановщиками. Шокирующее известие, вынимающее наружу все самые потаенные страхи. Мрачные уголки Москвы. Навязчивая музычка. Апокалиптические граффити, бунты, бессмысленные и беспощадные (здравствуй, «Притяжение» ). Пустая земля, разрушенные мосты и здания.
И, пожалуй, главное – непонимание происходящего. Что стряслось с остальным миром? Отчего, произошло, то, что произошло? Кто наш враг? Ощущение паранойи, непонимания, ужаса, отчаяния, буквально разлито в воздухе. Навевает воспоминания о кинговском «Чужаке». Даже жаль, что разгадка приходит так быстро. Стоило бы еще потянуть.
Способ съемки, когда экшен, перебивается сюжетообразующими диалогами, а прилетевшая в одном кадре граната, может взорваться через полдесятка минут в другом – любопытна, и заставляет с нетерпением ожидать завершения обеих арок. Как и мистическая линия с «сенсами», телепатией и прочей магией.
Также постановщикам удался абсолютно убойный «боевой» отрезок, явно ориентированный на «Падение Черного ястреба». Когда небольшое количество вояк отбивается от огромной толпы врагов, активно пользующихся стрелковым оружием и гранатометами. Ни на секунду не оторваться: ураганно, адреналиново, брутально, кроваво. Опять же, нам показывают два параллельных сражения. Побольше бы такого экшена, глядишь и часть проблем картины удалось бы скрыть.
Да и мясорубка с помощью БТР оставляет сильное впечатление. Понятно, что как гордо заявляют постановщики: «70 % общего хронометража сделано с применением компьютерной графики», и эта сцена явно среди 70, но все равно внушает.
По структуре — круг показанных событий медленно, но верно превращается в точку. Ключевую. Сперва общая ситуация, затем сужение до аванпоста, затем до нескольких боевых групп и – апогей апофеоза, решающий судьбы цивилизации.
Главных героев у нас тут фактически два, оба бравые вояки.
Юра (Фёдоров). Мрачный парень с матерью, страдающей жесточайшим склерозом. Циничный, уверенный, эгоистичный «мастер пикапа». Человек, упивающийся адреналином и своей значимой ролью в новом мире.
Единственный более-менее прописанный и прилично сыгранный персонаж.
Его друг Олег (Чадов) из семьи потомственных военных, маменькин сыночек, пошедший в армию чтобы доказать отцу, что он, Олег, не хуже старшего брата, погибшего на войне. Парень вроде как должен демонстрировать альтруизм в противоречие эгоцентризму Юрия, но выходит это у Чадова так себе.
Бравый подполковник (точнее «-ца», вот так! Не все загнивающему Западу бабами-воительницами/разведчицами хвастать!). Майор – отец солдатам (Лавроненко ) – железобетонны и ответственны – служивые, что с них возьмешь.
Барышни – журналистка и лекарша. Эти и вовсе выветриваются из памяти как туман поутру.
С персонажами в ленте откровенная беда. Кроме Фёдорова, хоть как-то позволяющего поверить в своего героя, остальные откровенные функции.
Дегтю в и без того не очень большую бочку меда добавляет странно-провальная манера российских постановщиков снимать свое творение одновременно как полнометражный фильм и как сериал. Вспомним «Адмирала», «Темный мир», «Три мушкетера». В результате, если зрителю повезло увидеть телевизионную версию, у него может сложиться полное впечатление о проекте. Если полнометражную – он так и будет пытаться понять, откуда взялись те или другие люди, отчего герои делятся информацией, о которой у нас с вами нет ни малейшего понятия, и почему фильм выглядит, будто нарезка условно смонтированных эпизодов с огромными лакунами, и это несмотря на откровенно затянутый хронометраж. Да потому, что так оно и есть! Ждите сериал!
Логикой событий создатели «Аванпоста» тоже не особо заморачиваются. То доблестное командование выгоняет бойцов практически в чисто поле, хотя у них под ногами полностью оборудованная крепость со стенами, подземельями и крупнокалиберными пулеметами. То сами вояки, экипированные продвинутыми ПНВ, пуляют осветительными ракетами, хотя те лишь портят им картину (или то были прицелы? Хай знатоки поправят). А затем, видимо пожалев пулеметов, способных при массовом использовании нашинковать в капусту любое количество биомассы, грудью заслоняют родной аванпост. Это к вопросу о неверии постановщиков в волшебную силу крупнокалиберных пулеметов, зря вы так батеньки: она есть, особенно прикрытая броней. Особо умилила гигантская колонна бронетехники, уходящая в последний бой (при том, что на аванпосте ее было, как грязи). Понятно — сколько выдали, столько и снимаем (пририсованный танк по быстрячку вывели в расход), но выглядит это несколько глуповато. А с характеристиками бронежилета вы хотя бы могли определиться? То он держит автоматную очередь в упор («все ребра переломало»), то не помогает от одиночных выстрелов с большой дистанции.
Скупую мужскую слезу вызвала журналистка с камерой в разведгруппе, уходящей в дальний рейд. Да, ладно! Такого даже в демократических западных армиях не бывало, а уж в российской? Я понимаю фантастика, но зачем же нам сказки рассказывать для дошкольников?
Мотивация товарища Ида и вовсе, похоже, находится на уровне Портоса. По крайней мере, другой мотивации нам не предоставили.
Да и разборки в стиле драки посохами джексоновских Гэндальфа и Сарумана уже несколько надоели. Неужто сложно придумать поединок таких сил без мордобития?
Без пафоса, понятное дело, не обошлись. «Кто это? Враги! Что надо делать с врагами? Убивать!»
Вдобавок создатели ленты поставили своему творению странный и крайне глупый финал. Что это вообще было, Бэримор? В город Киров прибыли те самые недоразвитые дошкольники? Даже в наших пенатах любую важную систему без дополнительного контура безопасности не выпускают, а здесь? Ну а шланги, которые пинком повредить можно, стали последней каплей.
Моральный посыл ленты также неоднозначен. Бог с ним, с идеальным вирусом, и совершенным захватчиком, сермяжная правда имеется. И фраза о том, что «вами движут только размножение и насилие, в уничтожении жизни вы не знаете себе равных» в отношении многих гомо сапиенсов ложится идеально. Но концепция войны, как двигателя развития человека, единственного его предназначения, в 21 веке смотрится откровенно слабо и архаично. Как и попытки провести черный пиар в отношении милосердия и любви.
Понятно, что с другой стороны нам практически прямым текстом говорят, что это слова Отца Лжи, а значит верить им нельзя. Да и финальные действия «зондер-команды» подтверждают, что не все люди такие, как утверждал Ид (хотя извините, но вот не верится мне в такое поведение глазастой троицы). И сам режиссер говорит, что снимал «антивоенное кино». Но осадочек все равно остается.
Эрго. Очень неровный фильм, радующий параноидально-таинственной атмосферой, перекрестным способом подачи материала, да парой классных боевых сцен (в принципе этими сценами независимому зрителю можно и ограничиться). Остальное не тянет.
Режиссер: Егор Баранов
В ролях: Пётр Фёдоров, Светлана Иванова, Алексей Чадов, Ксения Кутепова, Константин Лавроненко, Филипп Авдеев, Артем Маркарьян, Сергей Годин, Артём Ткаченко, Лукерья Ильяшенко
Параллели и пересечения арии в «Пятом элементе», «Стражах галактики», «Прекрасной смоковнице» и «22 пулях»
Ария в исполнении синекожей Дивы Плавалагуны (Diva Plavalaguna) стала одной из самых известных эпизодов фильма «Пятый элемент» 1997 года. Имя певицы взято от известного пляжа Плава Лагуна около хорватского города Пореч, где Люк БЕССОН отдыхал в детстве. Исполняет Дива так называемую «Сцену безумия» (mad scene) оперы «Лючия ди Ламмермур» (акт III, картина вторая) Гаэтано Доницетти. Ее еще называют «Il dolce suono» по первым словам «Сладкий звук его голоса поразил меня!». Сошедшая с ума Лючия после свадьбы, убив нелюбимого жениха Артуро, выходит к гостям с окровавленными руками и поет, представляя себя с любимым Эдгардо.
О фильме и этой сцене писали столько, что не вижу смысла множить сущности. Отмечу лишь, что в синюю кожу Дивы пришлось влезть гражданской супруге режиссера Майвенн Ле БЕСКО, с которой он расстался после премьеры, женившись на исполнительнице главной роли – Милле ЙОВОВИЧ. Композитор фильма Эрик СЕРРА предполагал использовать знаменитое исполнение Марии КАЛЛАС 1950-х годов, но качество граммзаписи, по его словам, оставляло желать лучшего. Поэтому и пригласили албанскую оперную певицу Инву МУЛА. Музыку Доницетти СЕРРА слегка преобразовал — так, что человеческий голосовой аппарат стал не способен ее исполнить. Голос Инвы МУЛА был частично доработан на компьютере.
Стражи Галактики
Очень забавно, что в титрах «Стражей галактики» указано, что в фильме использована «mad scene» из оперы «Лючия ди Ламмермур». Внимательно просмотрел фильм, вслушиваясь в саундтрек (кстати, впервые: и фильм оказался лучше, чем я ожидал, а музыкальное сопровождение вообще очень даже приличным), но не обнаружил никаких следов оперы. Начал разбираться. Выяснилось, что короткий фрагмент оперы идет фоном разговора лидера опустошителей Йонды Удонта в лавке Брокера где-то на 51-й минуте фильма. Но разобрать мелодию в этом эпизоде дублированной русской версии категорически невозможно. Попытался найти оригинальную англоязычную, но – увы! – борьба с пиратством на Западе поставлена на уровне.
Прекрасная смоковница
В 2008 году вышел фильм «La belle personne» Кристофа ОНОРЕ. В российском прокате его назвали «Прекрасная смоковница». Подозреваю, с намеком на «Греческую смоковницу», хотя фильм вполне невинный. Но надо же было как-то привлечь зрителей.
В какой-то мере его можно назвать французским «100 дней после детства» — 16-летние школьники, их взаимоотношения и преподаватели, обострение чувств, с которым уже трудно справляться, повышенное любопытство к определенным сторонам жизни, максимализм, некоторая идеализация и неожиданная смена оптики вглядывания в личную жизнь другого. А также чтение на русском языке с ужасным акцентом «Свечи» Бориса ПАСТЕРНАКА и прослушивание классической музыки на старых пластинках. Вот здесь-то они и слушают отвергнутую СЕРРА и БЕССОНОМ граммзапись «Il dolce suono» Марии КАЛЛАС.
Дословно «La belle personne» переводится как прекрасная персона. С оттенком некоторого совершенства, идеала. Такого человека видят в главной героине Жуни любящие ее юноши (разве учитель итальянского Немур, практически не отличающийся от своих учеников, не является тоже таковым?). Одного она оставила, потому что не полюбила его, другого – потому что полюбила (упрощаю, конечно).
В какой-то мере «Лючия ди Ламмермур» с ее вальтерскоттовскими корнями и драмой любви и смерти соотносится с фильмом. И это совсем не те ученики, что учатся в «Классе», снятом Лораном КОНТЕ в том же 2008 году. Хотя город один – Париж. Как и в фильме Сергея СОЛОВЬЕВА (не зря же в «100 днях…» юная Татьяна ДРУБИЧ читает на французском «Письма о Любви к Дженни Колон» Нерваля) эти школьники чуть-чуть приподняты над обыденностью. Этот слегка оторванный от прозы жизни и несколько чувственный школьный мир идеально передает атмосферу первоисточника. Как известно, сценарий был написан на основе «Принцессы Клевской» мадам де Лафайет, опубликованной в 1678 году. Книга входит в обязательную школьную программу. События романа, действие которого проистекает при дворе Генриха II Валуа, были перенесены в современность.
А поводом для создания фильма стали слова Николя САРКОЗИ в период президентской выборной кампании в 2006 года. Кандидат публично заявил, что только садист или идиот мог посчитать необходимым включить знание этого романа в экзамен для получения должности в таком госсекторе как почта: «Когда вы придете в почтовое отделение, вы разве о принцессе Клевской будете говорить в кассиром?»
Возмутилась интеллигенция. Враз популярным стал значок «Я читаю принцессу Клевскую». Состоялись многочисленные марафоны, в ходе которых люди вслух читали по частям этот роман – в одном из них принял участие режиссер Кристоф ОНОРЕ. Ведущий культурный еженедельник Франции Telerama попросил 100 писателей назвать свои любимые книги: принцесса Клевская заняла третье место после «В поисках утраченного времени» Пруста и «Улисса» Джойса.
Так что ария из «Лючии ди Ламмермур» достаточно органично чувствует себя в этой атмосфере прошлого, преобразованного в настоящее: во внутреннем времени фильма ее прослушивание занимает достаточно заметные минут пять – это немало.
22 пули: бессмертный
Фильм 2010 года «22 пули: бессмертный» (во Франции – «L'immortel», в США – «22 Bullets») основан на реальном человеке. В марсельского гангстера Жака Эмбера по прозвищу Jacky le Mat — «Безумный» действительно 1 февраля 1977 года попали 22 пули (точнее, 7 пуль 11,43 мм и 15 картечин). И он выжил с частично парализованной правой рукой. А потом началась так называемая «марсельская 100-летняя война», в результате которой положили многих. Но не его. Он благополучно дожил до 2019 года и даже посмотрел это кино про себя.
Понятно, что события фильма в основном вымышлены. Главный герой Шарли Матеи в исполнении Жана РЕНО решил уйти на покой и посвятить себя семье. Это и стало катализатором покушения: ведь сам факт его существования в городе уже влиял на криминальный бизнес. Ответный удар с убийством всех, кто в него (а не мимо) стрелял, при регулярных уверениях, что завязал, — вполне мотивирован. Ведь он не за жизнь и благополучие семьи сражается, а за репутацию. Если он оставит это безнаказанным, заявив тем самым, что с ним такое можно делать, то и за жизнь его родных нельзя будет отдать и ломаного гроша.
Да, работа режиссера Ришара БЕРРИ – не вершина жанра. Но достаточно крепкий боевик. Не без недостатков и передержек. Самая показательная из них – пятиминутное продирание Шарли через полосу колючей проволоки ради спасения своего маленького ребенка. Которого заперли в багажник автомобиля и должны были увезти, но злодей, конечно же, задержался до момента, пока исполосованный стальными шипами герой Жана РЕНО не выберется наконец на открытое пространство. Но таких чрезмерных попытках сыграть на «чуЙВствах» немного. Так что недавно я с удовольствием пересмотрел фильм второй раз, наткнувшись на него при переключении каналов.
Один из приятных для меня моментов: Шарли Матеи – большой любитель оперы и слушает ее на протяжении всего фильма. Фильм начинается с покушение сразу после прослушивания арии «E lucevan le stelle» из оперы «Тоска» Джакомо Пуччини. Шарли только успевает повторить последние слова арии «E non ho amato mai tanto la vita!» — «Но никогда я так не жаждал жизни!» и тут смерть обрушилась на него свинцовым дождем.
Завершается фильм после осуществления мести, когда он идет по пляжу в обнимку с семьей (мы видим их со спины – уходящими), говоря: «Я выжил на поле боя. Я со своей семьей и буду смотреть, как растут мои дети. Я спокойно состарюсь, ни от кого не прячась. И буду жить, не боясь того, что за мной следят». Камера наплывает на крупный план затылков, и вдруг после этих слов он резко оглядывается, цепко и хищно смотря на нас. Под «Il dolce suono» (в опере, напоминаю, Лючия поет с окровавленными руками) в исполнении Инвы МУЛА.
P. S. Николя САРКОЗИ был задействован и в этом фильме. Расследование ведет Мари Голдман, вдова убитого полицейского и мать-одиночка. Ее начальник, требовавший быстрых результатов и расследования по пути наименьшего сопротивления, после ее — вопреки его рекомендациям — успехов, вызывает Мари и говорит, что завтра должен приехать министр внутренних дел. Если будут вопросы, то надо сказать, что поимка преступников их общая заслуга. А на ее иронию сообщает, что внутреннее расследование показало: после смерти мужа у нее появилась алкогольная зависимость, плюс к этому она принимала участие в побеге Шарли Матеи: «А еще вы несанкционированно используете сирену… Так что если скажете, что аресты – моя заслуга, это останется между нами». За минуту до этого он перевесил портрет Николя САРКОЗИ.