КИНОрецензии


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «КИНОрецензии» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

КИНОрецензии


Рубрика для отобранных и качественных рецензий на кинофильмы.

Модераторы рубрики: fox_mulder, Ny

Авторы рубрики: Sabazios, AlexNeimor, olezhka1860, leroev, Виктор Red, gremlin__91, Selin1787, domenges, jacob.burns, Клован, SarButterfly, whostakoslavegod, tema.cheremuhin, Econom, swordenferz, grief, kim the alien, Lena_Ka, glupec, armitura, fox_mulder, Aleks_MacLeod, alexsei111, Barros, rusty_cat, Ригель_14, С.Соболев, Mierin, Fadvan, atgrin, InterNet, febeerovez, Timsviridov, Вертер де Гёте, V.L.A.D.I, Paf, TOD, kraamis, Вареный, angels_chinese, coolwind, sergeigk, Frodo Baggins, Fearless, Kuntc, Kons, Petro Gulak, creator, Сноу, streetpoet, Kiplas, Optimus, xotto, WiNchiK, Мэлькор, skaerman, Энкиду, Salladin, 777serg777, Green_Bear, DukeLeto, Rainbow, Лилия в шоколаде, ergostasio, tencheg, sid482250, mikereader, Samiramay, Rubin1976, demetriy120291, beskarss78, iRbos, Evil Writer, Nexus, zmey-uj, Samedy, PiterGirl, Haik, vovun, ДмитрийВладимиро, vrochek, Russell D. Jones, isaev, Karnosaur123, ХельгиИнгварссон, killer_kot, Ugrum-75, Pouce, osipdark, Igor_k, Толкователь, georgkorg, Roland23, Gourmand, Valentin_86, holodny_writer, aleks-predator, Caspian, rim_x, Deliann, Нарисмер, Farit, jelounov, mif1959, neo smile, Frd981, smith.each, Lartis, speexx, sergiek, magister, dobrikus7, Viktor_Rodon, alex1970, Angvat, Double Black, Zac228, Zangezi, altaevvd, skravec679, wpryag, Ofort, Nero Caesar



Статья написана 29 сентября 2019 г. 23:35

Черный юмор и теорема Геделя нокаутируют Бога,

или секуляризация по-американски

Заметил в последнее время выходит, что часто толкую о боге или его отсутствии. И так или иначе упираюсь в схожие, смежные темы, например, о секуляризации. Вроде б склад ума совершенно не для того, но продукты популярной, массовой культуры активно втягивают именно в такой контекст. Как, например, "Блюз перерождений", "Автобиография Иисуса Христа", даже пулитцеровский "Вернон Господи Литтл" или недавно завершившийся сериал "Проповедник" или "Пастырь". Буквально вчера закончился, так что помяну и скажу пару слов об этом неоднозначном проекте.

Думаю, не открою какую-то тайну, что сериал с Домиником Купером, Рут Неггой и Джозефом Гилганом в главных ролях (соответственно в ролях Джесси Кастера, Тюлип и Кэсседи) снят по одноименному комикс-циклу прямиком из конца 90-ых, пропитанному американской бытовой и мифической панорамой с отголосками шестидесятых. Оригинал я пролистал лишь для сравнения концовок, поэтому что-то более пространное сказать о комиксной саге не смогу. Но и на экране от АМС есть отцовская зажигалка Джесси "фак коммунизм", и психоделические застолья Кэсседи, и дорожные путешествия, пусть немногочисленные и урезанные по сравнению с первоисточником, Задолицый (если оставаться политкорректным), прекрасная и пугающая одновременно сцена занятия Покровителем Убийц трона... В общем, перекличек много, в том числе и по одной из самых главных составляющих комиксного "Проповедника" — юмора и шуток из разряда аморальных, провоцирующих и чернушных. Порой к месту, а порой и не совсем. Об уместности при видимом мной основном посыле сериала и предлагаю говорить далее.

Антирелигиозный контекст бросается в глаза уже с постеров сериала или обложек комиксной линейки. А содержание во многом опережает эти обертки для сюжета с морем насилия, крови, грязного секса и т.д. Но в треклятом постмодерне все не то, чем кажется. Тем более когда постмодерн стоит на грани срыва в метамодерновость и возрождение чувственности. То есть на грани возрождения бога после его культурной смерти, которая очерченная еще до Ницше и после него была какой-то ну уж слишком философской и далекой от реальности. Хотя с этими идеями и словесными играми с фактами можно спорить, но в реках кровавых и оргиастических реках с самыми ниже пояса осмеянием Церкви можно заметить и кое-что еще. А именно проект, идею Просвещения, как бы это смешно не звучало на черно-матерном контрасте с кадрами сериала и вырезками из комикса. Идеал свободного, справедливого, целеустремленного человека, который есть подлинное чудо, несмотря на миллионы минусов в себе (как замечает в финальной серии Джесси). Чудо, которое в итоге, через борьбу с природой и между самим собой, все-таки преобразует несовершенный мир в лучший и вступит в гармонию с самим собой и вселенной. Во всяком случае, это вера ни чуть не менее идеалистическая, невероятная или утопичная, чем вера в Бога. То бишь, во всяком, так мне хочется верить, создатель комикса Гарт Эннис с основателями сериала (Кэтлином, Рогеном и Голдбергом) хотят не только деконструировать противоречивую, лицемерно-ханжескую природу протестантской Америки (которая, к слову, "хвала" глобализации, стала в самых причудливых и разнообразных формах ликом всего мира), но и оставить на пустом месте от деконструкций некую сверхидею, сверхзадачу. Оставить веру в мир иной и поверить в себя и мир этот. Пусть и делают это с помощью постмодернистских, масс-культурных инструментов черного юмора, иронии, вездесущего стеба и чернухи.

Но насколько хорошо два столь разнородных факта сочетаются? Посыл и тот инструментарий, с помощью которого первое должно дойти до зрителя? Если первый сезон знакомил нас с персонажами и основными чертами сериальной вселенной, второй показал нам прошлое Тюлип, противников героев и немного погонял по Америке в поисках бога, третий отправил в прошлое пастора и его фамильные секреты, то именно четвертый должен был уже выносить и родить идею человека как самоценного, вне божественного, равного последнему. То есть перейти от деконструкций трех предыдущих сезонов к конструированию. Но в финальных десяти сериях уровень абсурда, самых нижеплинтусных шуток, совсем уж чернушной чернухи повысился до невозможных пределов. Общий уровень треша сровнялся со всем суммарным в тридцати с лишним предыдущих сериях. А вот последовательность мыслей, линейное сюжетное изложение и целостность с тем самым конструированием вместо обратного процесса исчезли почти напрочь. Первые два сезона неплохо осветили характеры и истории персонажей, противоречивость персонажа Доминика Купера в его обладании божественной силой Генезиса, а третий сезон просто был третьим сезоном, казался передышкой перед насыщенностью финала. Но не вышло! Вместо стройности целей Джесси Кастера, который вроде бы как уже в конце первых десяти серий сериала занял скептически-отрицательный настрой к местному высшему творцу в сезоне четвертом успел по нескольку раз изменить свое отношение к нему. То хочет убить, то хочет покаяться и свято боится его, то все наоборот и снова, по новой. Как будто бы все хитросплетения и явные выводы, происходившие на протяжении всего прошлого сериала, просто были забыты. Не спорю, что игра с последовательностью повествования (первая серия заключительного сезона началась почти что с его конца) — это хорошо и нужно, но несомненно вредно для любого произведения каша в голове у героев, героев главных, которые вроде как уже все решили в прошлых этапах сюжета. Персонаж Задолицего (соблюдаю политкорректность!) бессмысленно, ради продолжения тупых шуток о его внешности, продолжает эксплуатироваться и занимать важное для раскрытия важных же героев время. А персонаж бога... Персонаж бога! Повторюсь, что я все это говорю в отрыве от прочтения оригинала, но пару заключительных частей комикса я все же изучил. Что за бардак в поведении сериального всевышнего в финале! На протяжении всего сериала он был отличным манипулятором, который ради извращенных фантазий хочет увидеть гибель человечества. И, понятно, что в силу существования Генезиса, Покровителя Убийц, то бишь закона о неполноте, об ограниченности контроля в нашем случае за любой системой, бог просчитался. Но что и у него сумбур в поведении! Когда герои убивают Мессию (Хампердуотдельная история, наверное, перебор в глумлении над христианской церковью, но из-за его, как ни странно, раскрытия в этом сезоне он уже таковым и не кажется, что плюс....), бог просто уматывает. И почему-то не сразу на небеса, на которых, по идее, его сила действительно максимальна. Дальше из ненасытного коварного маньяка, самого гипертрофированного ветхозаветного людоеда, он становится... нытиком. Что ему и предъявляет пастырь! И получилась бы отличная тема нарцисса с бзиками, требующего себе постоянное внимание и любовь, если бы эти две половины его личности одинаково раскрывались в прошлых сезонах. Насколько я понял, в комиксе это представлено более логично. Но не здесь, не в сериале, где "истинный" или истинный образ, даже суть бога раскрылись лишь в самой последней серии. Но, если оторваться от неудачного раскрытия бога в виде Януса, где и желание любви, и желание убивать, органично смотрелись бы, то десятая серия четвертого сезона имеет отличный диалог между этим странноватым божеством и Джесси Кастером. Наверное, один из самых лучших во всем сериале. Где и преподносится в чистом виде идея человека как самоценного. Поведение исчезнувшего Кэсседи после повторного бегства бога также не отдает особой логикой. Также не понимаю, зачем изменили по сравнению с оригиналом так сильно концовку линии герра Старра. Просто черный юмор ради черного юмора...

Это я все к чему? Если вам лень читать и разбираться в вышеизложенном словоблудии, просто загляните в два последних выпуска комиксного "Проповедника". и сравните с имеющейся концовкой. Все-таки органичнее, человечнее и просто лучше выглядит завершение саги в оригинале. Линия Тюлип, Джесси, Кэсса с легкой недомолвкой, раскрытие бога там выглядит очень к месту и последовательно. В отличие от сумбура последнего сезона вообще и последней серии в частности. Такое чувство, будто создателям не дали возможности снять еще две или хотя бы одну серию, как будто какие-то события были вынуждены обрезать и выкинуть. Даже концовка из сравнительно далекого будущего, отсутствовавшая в комиксе, все-таки не добавляет плюс в копилку финала от сериала. Это дополнение тоже выглядит каким-то несвязным со всем остальным сказанным, пусть с Кэссом там вышло красиво все... Мыслей еще много, но скажу последнее. Сериал все-таки стоит посмотреть ради красотки Рут Негги, порой довольно хорошего юмора, даже если и очень абсурдного и глумливого, иногда очень здоровские сцены драк, бюрократического ада и т.д. Плюс это менее целостная и более взлосло-жестоко-черная версия недавнего милого и примерно с таким же посылом британских "Благих знамений". Но "Проповеднику" явно не хватает как раз более протяженного по присутствию в остальных сериях посыла, который я уже сформулировал выше (извиняюсь, если уже набил оскомину его упоминанием). Ведь если комикс на последних страницах показывает (как и британский сериал по Пратчетту и Гейману) нужность быть сильным не только человеческим, но и человечным человеком, который должен стремиться к лучшему и большему, бесконечно раскрывать свой бесконечный потенциал, но сериал американский не совсем понятно какого именно человека пропагандирует. Истощенного обществом массового потребления, без убеждений, ясности ума, без четкого взгляда в будущее? Но в чем все три источника — оба сериала и комикс правы, так это в том, что нам не нужен бог, который желает неустанного поклонения себе, всяких жертв и кончины своего творения. Нам нужен бог, который хочет, чтобы мы ему уподобились — стали свободными и соблюдали не от Закон, который не в нас и соблюдается только под страхом смерти, а тот, что появился бы внутри наших душ и соблюдался свободно, добровольно. Тот, кто хочет, чтобы мы даже без веры в него жили вообще и жили так, как будто он есть — такой бог достоин порой молитвы в холодной и одинокой ночи.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

*В общем, нужна нам теология смерти бога, но не как в сериале 8:-0*


Статья написана 28 сентября 2019 г. 21:50




Статья написана 25 сентября 2019 г. 22:02

Смесь "Апокалипсиса сегодня" и "Космической одиссеи 2001-го" в попытке прикинуться "Интерстелларом"

Очень плохо, когда режиссеры, вместо того, чтобы снимать фантастику, занимаются историей кино.

То есть не вкладывая никаких новых смыслов и не рожая идей — клепают коктейли из старых фильмов.

Итак, есть мегахладнокровный персонаж со стабильным пульсом, который не матерится, даже когда падает с орбиты на Землю с единственным парашютом (а вот так).

Вызывают его к начальству и говорят — в джунглях Вьетнама, пардон, на Нептуне, окопался твой папочка, вроде как пропавший много лет назад. Этот папочка хотел вступить в контакт с другой жизнью, а теперь каким-то образом бомбардирует землю пучками антивещества, от которых мы все можем загнуться. Лети-ка ты на Марс и попробуй разжалобить его специальным посланием, которое будет передано по лазерному лучу.

6 баллов




Статья написана 23 сентября 2019 г. 13:58

Остросоциальное фентези под дымами паропанка, или «И мыли этих феечек из трех садовых леечек…»: версия Маршака для взрослых

Karnival-Rou.jpg

Семь лет назад завершилась великая война между Бургом и Пактом за контроль над богатствами Земли Фей. Бург проиграл, оставив местных крылатых и копытных созданий под владычеством своего врага. Созданий, всеми силами стремящихся выбраться с родины, ставшей для них смертельной ловушкой, и переселиться на земли Бурга. Пускай на положение второразрядных, ненавидимых местными жителями существ.

Бывший сержант армии Бурга, а ныне инспектор полиции Райкрофт Филестрейт (Блум), принимаясь за расследование серии убийств фей, не ожидал, что это дело приведет его к встрече с прошлым. Ко встрече с крылатой Виньет Стоунмосс (Делевинь) – потерянной и преданной им любовью.

И уж никак не предполагал, что эти преступления лишь предвестник ужасных событий, связанных с приходом жуткого Зла.


Carnival Row был, пожалуй, одним из самых ожидаемых фантастических телепроектов второй половины года. Что логично: фентезийные, викторианские, неонуарные детективы, где рядом с людьми обитают крылатые феи, рогатые фавны и прочие неординарные существа, на дороге не валяются.

«Карнивал», в основном, не подвел.

В первую очередь проект любопытен взаимодействием Человества и Нелюди (видов которой немало: крылатые феи, рогатые фавны, кентавры (рогов и копыт тут с избытком), оборотни, кобольды, гаруспики и еще масса всякого). Как несложно догадаться, благолепия эти самые отношения не обещают. Мало того, что гомо сапиенсы поступили с феями (общее название всех нелюдских существ) по продвинутому примеру белого человека в Америке. То бишь прибыли и начали делить меж собой новую землю, либо вообще не обращая внимания на аборигенов, либо используя их как англичане с французами индейцев: в качестве пушечного мяса, натравливая друг на друга и на противника. Это при условии того, что цивилизация фей гораздо древнее людской и отнюдь не находится на уровне первобытнообщинного строя, как те же краснокожие обитатели Америки.

Так вот, бойней на Земле Фей (в которой победило большее зло для пикси) гомо сапиенсы не утешились. С теми нелюдями, которые сбежали на землю проигравшего Бурга, человеки также поступили не лучшим образом. В цивилизованной республике иммигранты оказались в положении негров во все той же Америке. Не рабы конечно, но создания далеко не первого сорта. В лучшем случае – прислуга (и то не с очень давнего времени), в худшем неквалифицированные рабочие, получающие гораздо меньше денег, чем их людские коллеги. В самом худшем – шлюхи и криминалитет. Какое там право голоса, они и гражданами то не являются полноценными.

На этом фоне создатели проекта демонстрируют зрителю массу худших людских качеств, рассуждая вместе с ними о многих важных вопросах. О расизме высшей пробы и его тлетворном влиянии на человечьи души. Инаковости и отношении гомо сапиенсов к отличающимся от них разумным существам. Существам, действующим на нас как красная тряпка на быка. А если у них есть «плюшки» которых нет у нас, и вовсе «гасите свет, сливайте воду». Иммигрантах, их отношениях с местным населением. Причем речь даже не о культурных и религиозных отличиях (о рогах с копытами тоже сейчас говорить не будем), а о банальных и всемогущих финансовых конфликтах. Чем больше «понаехавших», тем больше претендентов на ваши исконные рабочие места. А они, вдобавок и стоят дешевле, чем аборигены. Вот такой оскал капитализма выходит. О терках между богатыми и бедняками. Идейный пласт у сериала оказался богатым, остросоциальным и вечно злободневным.

В основу проекта легла книга Трэвиса Бичема «Убийство на Карнивал Роу» (2005).




Статья написана 19 сентября 2019 г. 14:30

Обычно название для текста я придумываю уже после того как его написал. Но принимаясь за отзыв на третий сезон "Очень странных дел", я уже знал какой подзаголовок выберу. Ведь именно бесконечной историей об Обратной стороне мне теперь и видится данный сериал. Что немного печально, потому как все эти Свежеватели разума и Демогоргоны уже порядком приелись (но об этом чуть позже).

Принципиальное отличие новой части цикла от предыдущих — присутствие советских военных и ученых в Хоукинсе (естественно, тайное), вознамерившихся собственноручно пробить брешь между нашим миром и Изнанкой. И пожалуй, это главный момент, который может вызвать в сериале отторжение.

Американские кинематографисты всегда изображали СССР как мировую обитель зла и создатели "Очень странных дел" не стали отказываться от этого пропахшего нафталином шаблона. Хотя я думаю, что братья Даффер всего лишь хотели отдать дань уважения стареньким "клюквенным" фильмам типа "Красный рассвет" (Red Dawn, 1984) и "Вторжение в США" (Invasion U.S.A., 1985), нежели над кем-то всерьез поглумиться. Кстати, опасения, связанные с тем, что Советский Союз может попытаться открыть портал в параллельную реальность, уже высказывались в сериале (в четвертом эпизоде второго сезона). Поэтому эта идея не выглядит такой уж нелепой, как поспешили заявить некоторые зрители.







  Подписка

Количество подписчиков: 523

⇑ Наверх