С 1979 по 1990 год на советском телевидении выходила передача о фантастике (теле-альманах) под названием «Этот фантастический мир».
Формат передачи был выбран таким: вступительная беседа ведущего со зрителями или с приглашённым гостем, после чего показывались одна или несколько короткометражек по мотивам фантастических рассказов. Всего было снято шестнадцать выпусков. Многие, и я в том числе, кто видел эту передачу, помнят сюжеты до сих пор и вспоминают ЭФМ с теплотой.
(Сразу оговорюсь, что лично я ни с кем из съёмочной группы и участников передачи не беседовал, пропущенные выпуски не смотрел. Все материалы взяты из интернета с указанием источников. Доверять этим материалам можно настолько, насколько вы доверяете самим источникам. Я же в этом материале полностью доверюсь людям, писавшим в ЖЖ. Зачем им врать? Что касается сохранившихся выпусков, то здесь я в первую очередь выскажу своё мнение, а уж потом — из интернета.)
По словам Тамары Петровны Павлюченко, режиссёра-постановщика многих выпусков ЭФМ, идея передачи родилась у редакторов главной редакции программ для детей и юношества Людмилы Константиновны Ермилиной и Андрея Васильевича Костенецкого [1], они же и написали сценарий. К сожалению, никакой информации об увлечении фантастикой Андрея Костенецкого я не нашёл, хотя «в те годы фантастика была в моде» [— Т.П. 1]. А вот Людмила Ермилина любила фантастику, много её читала и признавалась, что «со Стругацкими дружит давно и очень любит общие посиделки. Рассказала, что в «Сказке о Тройке» даже есть героиня списанная с нее». [2]
Первые выпуски (1-6) были в форме викторины [3]: по разыгранным отрывкам из произведений надо было эти произведения отгадать. Почему такой формат? Мне остаётся только догадываться.
Первое. Это всё-таки редакция программ для детей. Выпускали они передачи, а не фильмы.
«Для детей делалось очень много программ. В нашей редакции было около 27-28 рубрик. Все было по возрастам: для самых маленьких «Спокойной ночи малыши», «Выставка Буратино». Существовала градация для маленьких, средних и для старшеклассников». [— Т.П. 1] [4]
Второе. Не рассчитывали на внимание широкого круга зрителей. Оказалось же, что передача понравилась не только средне- и старшеклассникам, но и любителям фантастики всех возрастов. И в повторах чтение писем с ответами становилось лишним.
Третье. Путешествие по описываемым мирам есть в ПНС Стругацких, которых любила читать Ермилина.
Четвёртое. «Телевидение было просветительским. Миссия просветительства была очень велика». [— Т.П. 1]
Как бы там ни было, но структура первой передачи повлияла на все последующие. Если вы задаёте в передаче вопросы зрителям, повторяете программу несколько раз в течение 2-3 недель, то следующий выпуск, где будут даны ответы, может выйти не раньше чем через месяц или два. Видимо, так ЭФМ и встал в сетку вещания, как «редкая передача». А жаль. Не было бы этой угадайки, возможно, было бы больше спектаклей по фантастическим рассказам.
Конечно, есть ещё вопрос бюджета. Тамара Петровна в интервью [1] неоднократно отмечает, что денег выделялось очень мало, и многие постановки удавались только благодаря бескорыстной помощи посторонних людей.
Очень хотелось бы рассказать про все выпуски, но, к великой печали, некоторые оказались утеряны. Согласно [3], это выпуски 1, 3 и 9. Остаётся надежда, что их когда-нибудь найдут в архиве Гостелерадио или что их кто-то записал на видео (1979 год? очень сомнительно. А вот выпуск 9 от 1984 года на забугорный видак кто-то мог и записать).
На Amazon вышли «Пацаны» — экранизация одноимённого кровавого комикса Гарта Энниса, представляющая собой сатиру на тему супергероики.
Перед авторами адаптации стояла задача не просто перенести на экран сюжет и дух оригинала, но и подстроить его под современную реальность, где вопрос засилья супергероев на экране становится всё более актуальным.
Получилось ли у них? Ответ — в видео, приятного просмотра!
Разборки смертных и полубогов, которые я категорически рекомендую к просмотру!
Это офигеть как хорошо, пусть там и есть проколы! Уровень "Хранителей" — восемь серий. Лучшее приношение духу Гомера :)
Да будет спойлер!
Итак — некая корпорация (которая работает в органическом единстве с правительством) уже несколько десятков лет обкалывает какое-то количество детишечек в США специальной наркотой, от которой они становятся супергероями.
Летают, жгут, замораживают.
Авторы хорошо показали, что проблемы возникают не только у обычных смертных, которым герои на ногу наступили (превратились в жидкий азот во время оргазма), но и у самих "суперов", у фирмы, у государства.
Суперы — живут на положении звезд шоу-бизнеса, и их подвиги давно стали именно представлениями. Есть специальные команды, которые говорят, кого и когда спасать/задерживать. Есть толпа психологов. И есть громадные комплексы самих суперов, которых буквально развращают собственные возможности. Тот наркотик, который в детстве кололи — им и сейчас можно подкачаться, но тогда наркоманом станешь. Кто-то "быкует" на улицах. У кого-то едет крыша на религиозной почве. Кто-то становится мрачным убийцей — просто считает, что убивать надо плохих парней
Есть довольно много "второсортных", которые не входят в семерку — и только мечтают о пятизначной зарплате.
И только один из суперов — лучший и главный — идёт по пути превращения в "отца богов и людей". Он знает, какие подвиги надо совершать, а когда людей надо просто оставить (супермено-оставленный самолет). Понимает, что власть над людьми — это совсем не эффектные подвиги или умение кого-то запугать. Видит, что чисто человеческая команда вокруг него будет врать и "окукливать" героя. Превращать в куклу. Да, ему скучно, иногда противно, но он учится политическим фокусам и ницшеански преодолевает собственные слабости.
Корпорации нужны деньги — причем гигантские. Надо пропихнуть суперов в армию США — это десятки миллиардов. Для начала.
Но проблемы, проблемы, снова проблемы — как у любой большой корпорации, которая враскоряку застыла между политикой, бизнесом, лоббизмом и реальным прогрессом. Застарелые разборки топ-менеджмента и бешеная текучка в кадрах, которые обслуживают героев. Отдельной похвалы заслуживает странный роман между "Хоумлэндером" ("Супермен", просто чуть поменяли внешность) и одной из представительниц топ-менеджмента.
На государственном и международном уровне — идет неизбежный процесс расползания технологии производства "суперов". И когда появляется "Капитан Халифат", то корпорация, создавшая "Капитана Америку" — только честными глазами смотрит на оборонный бюджет и молча протягивает загребущую лапу (загребущий ковш). Но есть пока чисто человеческие структуры, которые пытаются осадить распространение суперов, и поддерживают всевозможные расследования.
Один из таких вот "Уотергейтов №2" — давно уже стал кровной местью, натуральной вендеттой между обычным человеком (действует как террорист) и грядущим "отцом богов и людей". Причем разборка — практически мифологического плана, почти "Амфитрион против Зевса".
В рамках этой разборки — интрига молодого человека, чью девушку случайно задавил пробегавший супер. Юноша решил убивать суперов и одновременно умудрился закрутить роман с "супершей" из семерки.
Есть история "дикой" суперши, которую сделали буквально в подполье и довели до животного состояния.
Есть запутанные отношения формирующегося культа суперов (ведь их любят почти как богов!) и христианства. Есть жестокая сатира на экологов. Есть трагедия "секретного ученого", который создал стимулятор и вырастил первых "суперов".
Есть даже вариация советского мультика "Дьявол и кузнец" — когда один из суперов вдруг понимает, что всеобщие улыбки и слова "мы вас уважаем" — доводят его до помешательства.
Нет заранее назначенных правых и виноватых — каждый путь может вести в тупик.
Отлично подобраны исполнители — и особенно на главные роли
И, конечно, жесткий и динамичный сюжет, что разъясняет все эти детали, и венчается фразой: "Я твой отец", — которой очень хотели переплюнуть известное обращение в "Звездных войнах", и отчасти преуспели :).
Единственным базовым проколом всей истории мне видится медленное распространение "ви" — если уж атомную бомбу начали клепать в нескольких странах одновременно, и все продвинутые или просто серьезные государства обзавелись ею лет через двадцать (Китайская атомная бомба — 1964-й!), то уж наркотик не только сварили бы в других лабораториях, но и начали совершенствовать.
Однако на общую оценку — 10, черт подери — это не влияет.
Не так давно на Netflix вышел второй сезон «Тьмы» — драматического сериала, который совершенно не стесняется привносить в повествование запутанный фантастический элемент. О том, насколько сложная структура истории помогает или вредит этому сюжету и пойдёт речь в ролике.
Заодно разбор коснётся тем и идей проекта, семена которых расцвели к этому сезону из более сдержанного первого.
Всего лишь год прошел с премьеры фильма "Реинкарнация" — полнометражного дебюта режиссера и сценариста Ари Астера — а в кинотеатрах уже вовсю крутят его новую работу, получившую название "Солнцестояние" (Midsommar).
Картина рассказывает о группе американских студентов, отправившихся в уединенное поселение, затерянное где-то на просторах Швеции, дабы понаблюдать за празднованием летнего солнцестояния.
Поначалу знакомство с чужой культурой проходит довольно гладко, но постепенно древние обряды, отправляемые местными, становятся все более странными, а из деревушки начинает бесследно исчезать народ. По-хорошему, на этом моменте нашим героям стоило бы взять руки в ноги и вернуться домой. Однако ребята настолько сильно погружаются в происходящие вокруг них таинства, что не осознают нависшую над ними угрозу, пока не становится уже слишком поздно для спасения собственных жизней и душ...
Честно говоря, мне довольно трудно сформулировать свое отношение к данному фильму.
С одной стороны, я понимаю, что подобный медитативный хоррор (без обилия бу-эффектов и рек крови) имеет полное право на существование и найдется приличное число людей, которым он понравится (особенно поклонникам этнографии). Кроме того, я почти не сомневаюсь, что в своем полотне Астер спрятал немало отсылок к самым разным произведениям мировой культуры, которые многие зрители с удовольствием будут отыскивать.
Но с другой стороны, я все-таки считаю, что "Солнцестояние" — это в лучшем случае триллер с элементами драмы, но никак не ужасы. Причем, триллер до неприличия затянутый, не выразительный, и попросту не пугающий.
Хотя казалось бы, тема была выбрана отличная. Сколько всего страшно интересного можно было придумать про сохранившийся до наших дней языческий культ! Да еще и скандинавский! Однако в картине мы видим преимущественно обычный сельский быт лишь изредка прерываемый краткими сценами насилия и разного рода дичью. Основная же жуть, к сожалению, остается за кадром.
Кстати, про дичь (ну, то есть про выбивающие из колеи эпизоды). Их в фильм завезли великое множество. Видимо, для создания напряженной и неуютной атмосферы. Но на деле явленные странности оказались до смешного нелепыми и вызывали разве что недоумение и острое желание прикрыть глаза рукой. И это при том, что в ленте и так полно юмора (в принципе, не самого плохого).
Вот и получается, что вместо забористого хоррора ты смотришь "снятый на пленку" наркотический трип длительностью два с половиной часа. Правда, опять-таки наверняка найдутся индивидуумы, которым и этого вполне хватит для счастья.
Единственное, на мой взгляд, светлое пятно в "Солнцестоянии" — это актерская игра Флоренс Пью. Девушка прекрасно справилась со своей ролью и очень достоверно изобразила убитую горем героиню (на мой взгляд, ее работа по качеству мало чем уступает отличному лицедейству Тони Коллетт в "Реинкарнации"). Все-таки умеет Ари Астер выбирать актрис для своих картин!