Есть достаточно известное рассуждение о влиянии советской/ царской цензуры: мол, из-за необходимости преодолевать сумму запретов, иногда совершенно дурацких, авторы серьезно улучшали свои произведения.
Но цензура есть не только в России.
Сейчас это несколько установок "повесточки" плюс штампы аниме.
Кто может создать в этих условиях нормальную историю — молодец (история будет жить и после изменения "линии партии").
А у кого в активе только влюбленные друг в друга бородачи, как в сериале "Последний их нас" — тот уйдет в забвение вместе с "перевыполнением плана 1970-х" или "политкорректностью 2010-х".
*
Прежде всего — сериал полон условностей и создатели это особенно не скрывают.
Штурм дворца сёгуна очень быстро превратился бы в хаотическую беготню на втором плане, обе стороны несли бы потери, а тут маршируют колоннами и звуковая дорожка не забита криками. Почему? Колонны явно взяты из образов уже 19-го века, из китайского столетия позора, когда несколько тысяч человек — да, с новыми ружьями — доходили от побережья до Пекина.
Слепой кузнец это круто, но, скорее всего, он не совсем смог бы обойтись без зрячего подмастерья — а тут показано, что тот чуть не годами живет в одиночестве. Но для картинки требуется анахорет, отшельник, который погружен в свое мастерство.
Словом, есть браться за разбор отдельных сцен, то есть к чему придираться.
Условности диктуются жанром и от этого никуда не деться.
Но на фоне этой условности — как придать глубины произведению?
Показать становление персонажей.
И судьба героини показана во всех подробностях.
*
Она — воплощенная проблема взаимодействия этносов, культур, политических систем.
Дочь европейца и японки, с навеки голубыми глазами, она уже не может рассчитывать на хорошее к себе отношение. /проблемы еще с детьми- сверстниками, и образ альтернативы — проститутка с зелеными глазами. Брось героиня весла, оказалась бы в такой же ситуации/
У европейцев свои разборки с местной властью, да и ведут они себя в стиле колонизаторов. Потому ребенок не воспитывается рядом с отцом, да и не самое приятное деревенское детство кончается, когда приходят убивать мать.
Героиня — и хотела бы себе обычного семейного счастья. Но муж, с которым в браке отчасти по расчету, отчасти по зарождающимся чувствам, он тупо взял и предал её за награду. Потому что он обычный полунищий самурай, а её серьезные люди ищут, будут проблемы...
Сильная героиня, которая с мечом, в очках с желтыми стеклами — единственный вариант жизни у человека с такой биографией и голубыми глазами.
Во всех иных случаях ко времени развертывания основного сюжет она была бы мертва.
И это же качество превращает героиню в почти отмороженного бойца.
Её постоянно называют демоном, которому ничего, кроме мести, не нужно — в этих словах есть свой резон.
Но окончательно самонаводящейся боеголовкой героиня не становится. Показаны заготовки под её будущие чувства, потенциальный любовник.
*
С остальными персонажами тоже серьезно поработали.
Можно выделить двух:
— антагонист, возможный отец героини. Ирландец, у которого собственная судьба тоже не сахар (во время голода пришлось есть почки умершей сестры), при том человек способный на долговременное планирование, на интригу, лично храбрый. Два просто отличных момента: разговор с богом в часовне (паучок в затянутой паутиной комнате играет свою роль) и момент ярости, когда он рубит мебель, но лишь для того, чтобы срубить цветок из букета, и приколоть его к одежде своего делового партнера — "займись этим сам!"
— дочь одного из вельмож, который сотрудничает с европейцами. Эта девушка воплощенный каприз, желание иной судьбы, но без железобетонных оснований героини. Потому её попытки написать собственную жизнь, поначалу выглядят именно как глупые капризы. Воля у неё есть, но девушка сует нос, куда не надо. Лишь в хаосе попытки переворота она вдруг понимает — чего хочет, что ей надо от жизни.
*
Разумеется, стандартные элементы подобного сериала никуда не делить. Дорога мести — это путь в лабиринте с препятствиями и порой этот лабиринт становится как в компьютерной игрушке.
Создатели сериала попытались дать оригинальности в том числе за счет физиологии, и сериальчик 18+, без всяких сомнений. Хотя порнографией он не является.
Но им хватило ума обыгрывать и другие моменты: например, помощник протагонистки совсем не бард — это безрукий (нет кистей) инвалид, которому надоело готовить лапшу в родной харчевне. Никакими секретными техниками дрыгоножества он не овладевает, но может при случае отравить продукты. То есть норму по инвалидам они сдали (слепые, безрукие и куча людей без мозгов), но нет ощущения, что дело происходит в госпитале после битвы.
Еще показано противоречие, с которым столкнулась Япония. Играть на поле пришельцев — сложно и неожиданно. "С людьми что-то происходит" (и христианство, и неожиданные карьеры, и какие-то внезапно сколоченные состояния). Не просто отсутствует стабильность, но игра ведется на совсем чужой шахматной доске, которая еще и меняет цвета по ходу партии. Собственно, попытка переворота, когда кучу народа перестреляли из новых ружей — это и есть знак увеличения возможностей пришельцев. Потому лучше изолироваться до предела.
Наконец, финал — это эффект перехода к глобальному миру — то героиня бегала между тремя городками, дюжиной деревень и единственным мегаполисом страны, а теперь ей пора в Лондон.
Отдельно могу похвалить графику. Под новый дорогой сериал разработан новый стиль (оговорюсь, что не досконально знаю вопрос, могу чего-то не вспомнить), сделано ярко и красиво.
*
Предыдущая вещь, имхо, сопоставимого уровня и в чем-то схожего сюжета — это "Клинок бессмертного" (2019).
Как жанр вестерна не собирается умирать, так и "самурайщина" вполне себе жанр и имеет все права на существование (вместе с рыцарским романом или боевиком в стиле 1920-х).
"Голубоглазый самурай" демонстрирует, что жанр справился с ограничениями "повесточки" — это хорошо, значит жанр вполне себе жизнеспособен.
Итого: любителям самурайщины я его рекомендую. Всем остальным — употреблять с осторожностью :)
*
П.С. Но чего хотелось бы мне от высокобюджетного мультсериала?
Субъективно, эта самурайщиа уже изрядно в печенках. Обычно вестерны оттеняются истернами или переносом событий в другую локацию/ время.
Хотите женщину с шилом уж не знаю где, которая превращается в демона-мстителя?
Ну снимите аниме про Софью Перовскую (к этим сюжетам начали подходить, как в сериале про российских вампиров, где Александра II только серебряной бомбой взяли — и уже круто получилось).
Она слишком террористка?
Есть исторические сюжеты про российских помещиц, которые вели дела в XVII-м веке, там такого накрутить можно...
Но если думать, чего хочется от "Нетфликса"? В российскую историю они сейчас не полезут, иначе как за клюквой или пропагандой. Тут мимо.
А вот экранизация "Барочной трилогии" Нила Стивенсона — самое то.
Как полноценный киносериал это сказочно дорогой проект и не уверен, что его потянут в ближайшие годы (а лет через -надцать уже компьютерных болванчики будут играть большинство ролей, но ждать долго).
В качестве хорошо нарисованного аниме — получится бомба. На 6-10 сезонов история. Хоть сейчас начинайте :)
В ролях Питер Фонда, Оливер Рид, Керри Кин, Эл Уоксмен, Мигель Фернандес, Мэрлин Лайтстоун, Энгус МакИннес, Лори Браун, Герард Паркес, Уильям Нидлз
Ужасы
Оценка 4.4 (1281) Моя оценка 6 (средне)
Другие названия "Тихий мститель" (Финляндия, Швеция), "Смерть от спазмов" (Мексика, Испания), "Аванайда — Смертельный укус сатанинской змеи" (ФРГ).
Производство Cinequity Corporation (Toronto) (present), Canadian Film Development Corporation (CFDC), (produced with the participation of), Famous Players (produced with the participation of), Hyperion Productions (uncredited)
В 1984 фильм номинировался на Гран-при фестиваля фантастического кино в Авориазе
Экранизация романа американского писателя и актера Майкла Марика и Брента Монахэна, известного автора триллеров и ужасов, "Смертельный укус" (1979). Роман издан в Штатах в 1980, в Великобритании в 1981. По отзывам читавших — попытка нажиться на успехе "Челюстей".
А не сделать ли нам клон "Кинг-Конга" с чудовищной змеей? И сделали
На одном острове Микронезии раз в семь лет появляется чудовищная змея Авонаида. По легенде это — страж Ада.
И вот по прихоти миллионера, который когда-то сам неудачно поохотился на это чудовище, змею привозят в Штаты.
Она сбегает и начинает убивать.
Ситуация осложняется тем, что у миллионера телепатическая связь с чудовищем.
Есть еще секта сатанистов, которая поклоняется змеям вообще, и чудовищной змее Авонаиде в частности.
В итоге, с чудовищем придется сражаться профессору биологии и племяннице миллионера.
Снял фильм довольно известный канадский сценарист, драматург и режиссер Уильям Фрюэт.
В главных ролях суперзвезды Оливер Рид и Питер Фонда, которые, правда, не особо напрягались.
Фильм мог бы быть гораздо интереснее. Вряд ли шедевр, но неплохой образец жанра. Но, как нередко бывает с очень независимыми компаниями, деньги кончились когда съемки еще не завершились. Пришлось выкручиваться, что не могло не сказаться на качестве картины.
В сухом остатке крепкий ремесленный продукт среднего уровня.
Из плюсов: змеиную тему написали и исполнили музыканты знаменитой группы Tangerine Dream.
Впечатляют спецэффекты (действие яда на жертв) (слабонервным эти спазмы лучше не видеть).
В ролях Кристофер Ламберт, Ким Грейст, Кристофер Ллойд, Дж.Т. Уолш, Грегори Миллар, Уэнди Мелдрум, Майкл Дж. Поллард, Джон Хэнкок, Тони Плана, Томас Колэуэй
Криминальная комедия Боевик
Оценка 5.8 (1206) Моя оценка 6 (средне)
Другие названия "Адский план" (Канада), "Почему все нас преследуют?" (Греция), "Византийский огонь" (Венгрия)
В двух словах. Парочка грабителей оказалась в нужном месте в нужное время. Куш неожиданно большой. Но повезло ли им?
По мотивам одноименного романа Дональда Уэстлейка.
Правительство США обещает вернуть знаменитый рубин"Византийский огонь" правительству Турции. Организовали соответствующую пресс-конференцию. Турки заявляют, что камень проклят (любого, кто посмотрит на кольцо, коснется дыхание смерти).
Какие то полудурки из "Партии освобождения Армении" проводят дерзкое нападение с целью захватить рубин.
Медвежатник Гас Кардинал вскрыл сейф, в который террористы спрятали рубин. Правда, дело едва не накрылось из-за его идиота подельщика Бруно. Но Бруно отец его невесты.
Теперь за двумя мелкими преступниками охотится ЦРУ, злые турки и армянские террористы (главная террористка угрожает грабителю " Я буду убивать по одному члену моей семьи каждые шесть часов, пока ты не отдашь мне камень".
Полиция ведет розыски (там очень крутой инспектор). И проклятие никуда не делось.
Актерский состав. Джин Квинтано больше известен как сценарист (третья и четвертая часть "Полицейской академии", "Мушкетер"). Это одна из первых его режиссерских работ. Он также снял пародийный боевик "Заряженное оружие".
В фильме снялись звезды и известные актеры Кристоф Ламбер (Гас Кардинал), Ким Грейст (его подруга Джун), Кристофер Ллойд (Бруно, отец Джун и подельник Гаса), Джей Ти Уолш (инспектор Фрэнсис Махоуни), канадка Уэнди Мелдрум (армянская террористка) ("Взрыв из прошлого"), Майкл Джей Поллард (Ральф) ("Бонни и Клайд", "Ближайший родственник", "Танго и Кэш"), Джон Хэнкок (Тини) ("10", "Аэроплан 2", "Афера 2").
Почему смотреть стоит (плюсы). Отличный актерский состав. Я бы выделил Джей Ти Уолша в роли инспектора Фрэнсиса Махоуни.
Приятную заглавную песню исполняет Стив Вуд (этакий эталонный медляк с дискотек рубежа 80-90-х).
Интересно. Первоначально режиссером должен был быть Дэвид Джексон, снявший немало криминальных сериалов.
Почему смотреть не стоит (минусы). Комедия неудачна. Местами довольно забавно, местами выручает черный юмор. Но намеренное дураковаляние быстро приедается.
Ким Грейст здесь не блещет
Итог. Не лучшая экранизация Дональда Уэстлейка и не лучшая криминальная комедия, не использующая потенциал великолепного актерского состава. Создалось впечатление, что Ламберу не дали развернуться.
Гасу и его подельщикам-родственникам удалось вывернуться, но изящества "Проклятого изумруда" тут нет.
Местами забавно, но ничего выдающегося — милый пустячок, не более.
О создателях. Сценарий написали Дональд Уэстлейк и Дэвид Кепп, который позже написал сценарии к таким хитам как "Парк Юрского периода". "Миссия невыполнима". В его активе "Индиана Джонс и королевство хрустального черепа". "Глаза змеи", "Путь Карлито".
Исполнительные продюсеры создатель TWE Моше Диамант ("Чудовище", "Проклятие", "Луна в скорпионе". Он нередко работал с Шо Косуги и ван Даммом), голландец Эдуард Сарлуи ("Клоуны убийцы из космоса", "Погоня", комедия с Чарли Шином) и продюсер многих культовых фильмов Ирвин Ябланс ("Апокалипсис наших дней", "Нападение на Тринадцатый участок", "Хэллоуин 1-3", "Ловушка для туристов").
О романе и его авторе. Дональд Уэстлейк (Donald Edwin Westlake) (12 июля 1933 — 31 декабря 2008) — американский писатель и киносценарист, автор замечательных криминальных романов, в том числе знаменитого "Проклятого изумруда".
Многие произведения написаны под псевдонимом Ричард Старк (темная половина Уэстлейка).
Среди самых известных его произведений циклы о Паркере и Джоне Дортмундере.
Why Me? (почему я?) Шестой роман о воре Джоне Арчибальде Дортмундере вышел в 1983.
На русский можно считать не переводился. В 2016 вышла малотиражка "Дортмундер и все-все-все. Том 2"
Пятый фильм франшизы "Заклятье" и второй спин-офф "Заклятья 2". Хронологически первый фильм франшизы.
В двух словах. В древнем монастыре в Румынии вырвалось на волю жуткое зло, демон Валак.
1952. Монастырь Санта-Карта , Румыния. Две монахини открыли некую дверь. Молодая спросила "Вы уверены, что мы поступаем правильно?" Старшая ответила: "У нас нет выбора. Только реликвия может спасти нас".
Старая монахиня погибла. Молодая выбралась из подвала и повесилась.
В Ватикан вызывают священника Берка, бывшего военного капеллана. Кардинал говорит священнику "Данный случай очень редкий. Секреты, хранящиеся в этом монастыре, не являются нашими".
Священник и юная послушница отправляются в Румынию. Но местные жители даже говорить о монастыре, который находится в глухом горном районе, боятся.
Герцог, владелец замка, в котором сейчас находится аббатство, был колдуном и чернокнижником. Он пытался открыть ворота ада, но был убит рыцарями. С тех пор монахини непрерывно молятся, чтобы врата оставались закрытыми.
Надпись на дверях, ведущих в катакомбы под монастырем "Дальше Бога нет".
Священнику, послушнице и помогающему им местному жителю придется вступить в схватку со вселенским злом.
Актерский состав. Это второй полнометражный фильм английского клипмейкера Корин Харди. Первый — ужастик "Из тьмы" (2015).
В фильме снялись звезды и известные актеры номинант на Оскар мексиканец Демиан Бишир (отец Берк), младшая сестра Веры Фармиги Таисса Фармига (сестра Айрин) ("Американская история ужасов", "Небо и земля"), бельгиец Йонас Блоке (Френчи) ("Она", "Частные уроки", "Малавита"), Бонни Ааронс (демоническая монахиня) (сыграла демона Валака в четырех фильмах франшизы "Зааклятие", "Адская поездочка"), румынская актриса и модель Ингрид Бису (сестра Оана) ("Бладрейн", "Бойня", "Мир боли", "Сказки золотого века", "Злое"), североирландский комик Майкл Смайли (епископ Паскуале) ("Адский бункер", "Зомби по имени Шон", "Руки-ноги за любовь").
Почему смотреть стоит (плюсы). Хороший актерский состав, замечательные декорации и места съемок — снимали в Румынии. Авторам удалось сгустить атмосферу ужаса над проклятым монастырем.
Авторы постарались "проработать" характеры героев, "создать им фон", что сказалось на темпе развития сюжета.
Отец Берк показался мне церковным вариантом Индианы Джонса.
Почему смотреть не стоит (минусы). Критики остались фильмом недовольны (в большинстве). И первое "Заклятие" было вторичным. Здесь авторы ничего принципиально нового не предлагают. Зловещие монахини неоднократно встречались и ранее. Сразу вспоминается легенда из "Старой крепости" Беляева и испанский малоизвестный и не слишком удачный ужастик "Монахиня" (2005). Сценарий к нему написал Жауме Балагуэро, видная фигура каталонского кинематографа ужасов.
Фильм абсолютно предсказуем.
"Энтертаймент Уикли" назвал "Проклятие монахини" младшим братом "Заклятия".
Итог. Мрачный готический ужастик с хорошими актерскими работами. Его кассовый успех обеспечил выход прямого продолжения.
Фильм предсказуем, но обладает очень мрачной готической атмосферой, что многое искупает.
Многие пишут о скуке. Мне скучно не было. Фильм не особо выдающийся, но следить за событиями в удаленном монастыре было небезынтересно.
Скажем так, многого ждать не стоит, но в общем, неплохо.
Отношение к фильму во многом определяется его принадлежностью к вселенной "Заклятия".
Прочел в одном комментарии перед просмотром картины "Некоторые путают экзистенциальный мрак с недостатком освещения".
АР " Фильм "Монахиня" настолько окутан мраком, что временами превращается в кошмарную абстракцию. Вы почти перестаете понимать, что именно происходит, как сестра Ирен падает в лабиринтную бездну".
О создателях. Идею сценария придумал создатель вселенной "Заклятия" Джеймс Ван (он же был режиссером второго состава). Сценарий написал Гари Доберман, уже работавший во вселенной "Заклятия" — "Аннабель" и "Аннабель 2".
Оператор — бельгиец Максим Александр, нередко снимавший ужасы: "Кровавая жатва", "У холмов есть глаза", "Зеркала", "Капкан", "Кислород" (все — Александра Ажа), "Сайлент Хилл 2", "Парковка", "Проклятье Аннабель: Зарождение зла".
С одной стороны — эффектные образы, попытка показать необычную вариацию природы.
С другой — убираем слой "сильных героинь", убираем слой ретрофутуризма в технике, убираем слой явных несообразностей в поведении людей, и что остается? Некая претензия на понимание природы и отличный биодизайн.
Поэтому ожидания вроде как оправданы, но при этом обмануты.
Надо разбираться в чем тут фокус.
.
Фабула: стандартная робинзонада на другой планете. Упали в нескольких капсулах, осмотрелись, вызвали основной корабль, добрались до места посадки, кто-то смог улететь на челноке (бросив остальных), кто-то остался в новом мире.
И тут же к фабуле возникает громадный вопрос: сколько лет бедствующие космонавты были на планете? Меньше года? А ведут себя в тамошних дебрях чрезвычайно уверенно, как заправские лесники. Даже если они проходили какую-то предварительную подготовку, то все равно сложно поверить, что они знают назубок реакции десятков и сотен видов живых существ, чтобы вот так спокойно лезть в брюхо местной корове или отпугивать стаю хищников свистком на палке? Это в "Перевале" (повести Кира Булычева) — с момента катастрофы прошло уже больше пятнадцати лет, и дети успели вырасти. Да и то, про местную флору-фауну понимали далеко не всё. А тут? Имхо, этот разрыв допустили сознательно, чтобы проще было раскрывать фокусы местной живности.
.
Персонажи: сильные женщины, неуверенные в себе мужчины и мужчины уже пожилые. Гендерность по разнарядке. Ну, посчитаем это современной условностью, модой, вроде париков XVIII-го столетия — чудаковато, но "пойдите на Кузнецкий, там все в лаковых штиблетах".
Однако, если перед нами мир будущего, то ничего нового там по сравнению с современностью не показано. Как будто бы Мерсье, автор книги "Год две тысячи четыреста сороковой" прибыл из времен Людовика XV в 25-й век — а там все равно все ходя в накладных париках :)
Типичным оммажем к творчеству известной писательницы выглядит имя одной из героинь — Урсулы (но фамилия персонажа не Ле Гуин :).
Отдельный момент это местный телепат-хищник, который начинает манипулировать одним из колонистов, заставляет его охотиться, все больше отъедается на такого рода диете, а в финале эпически получает по морде от разумного робота, после чего снова становится маленьким и относительно (!) симпатичным. Ничего не напоминает? Миядзаки. Существо ведет себя точно как Безликий из "Унесенной призраками".
.
Техника: ретрофутуризм, когда представления о звездолетах откатываются на уровень фантастики 1970-х:
— компьютеры — существуют, но при этом — ноль самостоятельности везде, кроме как в телах роботов. Транспорт на орбите не занялся саморемонтом и не задался вопросом, "где экипаж". Жестко приземлившись на планету, звездолет (!) не выпустил облако поисковых дронов, не оборонял периметр, вообще ничего. Блин, даже в "Чужом-4" уже была относительно живая система управления кораблем "Отец". А тут помощником человека выступает единственный робот;
— ничего, похожего на нанотехнологии, на прямую работу с молекулами — и близко нет. В идеале колонисты должны располагать средствами анализа той живности, с которой им приходиться сталкиваться. Считывай они ДНК, расшифровывай биомеханику, тогда всё было бы куда объяснимее...
.
Описание жизни на другой планете. Я бы разделил его на форму и содержание.
Форма тут просто бомбическая. Десятки видов живых существ, каждое со своим поведением, с внешностью, своей "фишкой", которую оно использует в местной биоте. Отлична игра с разными масштабами. Снимаю шляпу перед рисовальщиками, которые за счет не самого богатого визуального ряда (это не "Аркейн"), смогли вот так передать сложность местных экологических связей. Симбионты и паразиты вышли тут особенно крутыми. Меня впечатлил крошечный организм, который рождался просто чтобы совместить пестик и тычинку в громадном растении, а потом умирал, прямо в цветке, и растение-роща дышало вместе с умирающим симбионтом. Получилась эпическая и пронзительная экранизация анекдота: "Боже, а в чем был смысл моей жизни? — Ты жил, чтобы передать соль на вечеринке тридцать лет назад"... Только за это сериал стоит смотреть и просто учиться.
А вот содержание — все то же, из второй трети прошлого века. Биосфера, равновесие, взаимопроникновение, сотрудничество со всем живым. "Слово для леса и мира одно" и почти "мы с тобой одной крови". Характеристики жизни и техники фактически трансформируют тела под относительно быстрый обмен информацией. Телепатия у животных. Формы паразитизма на пришельцах из других миров, которые не мгновенно разрушают их тела, не приводят к жутким аллергиям, а скорее напоминают мгновенно сконструированный симбиоз. И почему в наших джунглях все больше кровососы и глисты, а там все так относительно (!нескольких сожрали!) чистенько? И, конечно, техно-биологическое взаимодействие, когда плесень не испортила микросхемы робота, а сделала его более развитой и гуманной личностью. То есть ДНК и двоичный код подошли друг другу безо всякой серьезной подгонки... Ну а люди и киборги (появился новый вид разумных существ) будут как-то совместно жить во вселенной.
.
Вывод: перед нами вариация фильма, которому надо было появиться в 1960-х. Это почти что альтернативная постановка "Неукротимой планеты" Гаррисона...
Но сериал слишком откровенно вырастает из единственного удачного ролика 2016-го, когда в начале появился дизайн, а потом к нему взяли обычную фабулу, политкорректных героев и, конечно, старые представления об экологии.
Да, "Неукротимую планету" можно рисовать хоть завтра.