Так как времени до Ассамблеи осталось всего ничего, мы уже не можем выкладывать анонсы по 2-3 штучки за раз, так что будем это делать большими партиями. Скоро — буквально на днях — появится и почасовой график мерпориятий, который сейчас согласовывается с докладчиками, участниками круглых столов и т.д.
Доклад-показ "О бедном стимпанке замолвите слово" (А. Семироль)
О стимпанке сейчас не слышал разве что тот, кто вообще ничего не слышал. Сравнительно молодой, но очень яркий жанр стремительно завоёвывает новых и новых поклонников не только фантастической литературы, но и аниме, а также киноманов, ценителей живописи, знатоков моды, адептов хэндмейда, косплейщиков, историков и даже ювелиров. В то же время в России литературный стимпанк у издателей не в фаворе. В чём же дело? Попробуем разобраться...
Доклад "Актуальные фантастические идеи сегодняшнего дня" (К. Фрумкин, А. Первушин)
Фантастика и футурология давно идут по дороге истории рука об руку. Всякая эпоха характеризуется собственным, специфическим набором прогнозов будущего. Большая половина этих прогнозов не сбывается, но такой набор отражает представление эпохи о наиболее перспективных направлениях развития. Каким видится будущее в начале 2010-х? Футуролог и критик Константин Фрумкин при участии писателя-популяризатора Антона Первушина раскроет участникам Петербургской фантастической ассамблеи главные футурологические тренды дня сегодняшнего.
Тезисы...
Успехи биотехнологий, рост продолжительности жизни, медицина на основе нанороботов и компьютеров-диагностов.
''Интернет вещей''.
3d-принтеры и реиндустриализация запада.
Очки гугла: добро пожаловать в откомментированный мир.
Умные города и автомобили без водителей.
Лучший интерфейс — отсутствие интерфейса.
Экономика без офисов и работодателей.
Доклад "Ужасы будущего" (А. Миронова) / Пожалуй, к хоррор-секции
Многие из технологий, что сейчас используются в самых что ни на есть мирных целях, изначально разрабатывались для военных и были предназначены исключительно для уничтожения людей и техники предполагаемого противника. Результатом двух мировых войн, как ни цинично это звучит, стали серьезные прорывы во многих областях, от создания новых материалов и видов топлива до медицины.
С другой стороны, многие действия "на благо будущих поколений" приводили к плачевным результатам: от привнесения инородных видов растений и животных (крысы и собаки в Австралии, овцы в Новой Зеландии, кудзу в США) до столь ужасных явлений, как рабство и геноцид.
Сейчас во всем мире многое делается для того, чтобы улучшить жизнь людей, упростить повседневные задачи, облегчить рутину. Оглядываясь назад, невозможно не задаться вопросом, какие из этих "благих намерений" действительно пойдут на благо, а какие способны привести к катастрофе, какой человечество еще не знало — и, вполне возможно, уже не сможет пережить.
Возможностей уничтожить себя у человека сейчас едва ли не больше, чем улучшить свое будущее. Перечислить их все просто нереально, поэтому придется кратко остановится только на некоторых моментах:
Тезисы...
Ужас тела ("я — это мое тело"): аблеизм; морфологическая свобода; "разрушающее копирование".
Ужас души ("мои чужие чувства"): ограничение информации через ее переизбыток; "сетевая" жизнь и потеря связи с реальностью; социальные сети как орудие влияния и власти.
Ужас социальный (иллюзия морали): неприкосновенность личной жизни и новые технологии; разрушение привычных социальных институтов; непостоянство морали.
Ужас глобальный. Уничтожение человечества — единственный шанс на спасение разума? Кто такой "постчеловек" и стоит ли современному человечеству ждать от него чего-то хорошего?
Круглый стол "Легенды и мифы составительского цеха" (ведущий В. Владимирский)
В 2012 году закрылись старейшие российские литературные журналы фантастики, «Если» и «Полдень. XXI век», печатавшие около 1/8 всех фантастических рассказов и повестей, издающихся в нашей стране. И одновременно предсказуемо оживились антологисты, составители ежегодных и тематических сборников. Какими критериями и принципами они руководствуются, готовя очередную книгу? Среди отечественных любителей фантастики (и, что скрывать, в кругу самих составителей) ходит немало легенд и мифов на эту тему. Например, принято считать, что:
Тезисы...
в нашей стране мало одаренных и именитых рассказчиков, к которым можно обратиться напрямую, поэтому любую антологию обязательно надо добивать «самотеком»;
известные рассказчики меркантильны, поэтому для сборника с небольшими гонорарами они писать ничего не будут;
популярные авторы «из мейнстрима», все эти Рубановы и Быковы, высокомерно посматривают на фантастов, поэтому просить у них рассказ для жанровой антологии – пустая трата времени;
составление сборника – прежде всего повод устроить яркое феерическое шоу с элементами самопиара, поднять шумиху в «этих ваших интернетах», а что попадет на книжные страницы – дело десятое;
включать в сборник прозу самого составителя – дурной тон и признак плохого вкуса.
Так ли это? Разделяют ли сами составители эти убеждения? В рамках круглого стола «Легенды и мифы составительского цеха» ответить на эти вопросы попытаются известные российские антологисты, гости Петербургской фантастической ассамблеи. Ведет круглый стол Василий Владимирский.
Доклад-показ "Японские фантастические иллюстраторы" (М. Олин) / К секции иллюстративной фантастики
Современные японские мастера рисунка успешно работают и создают фантастические миры не только в родной индустрии, но и за пределами Японии. Их культура успешно принимает европейские традиции и создает нечто оригинальное, иногда пугающее, но безусловно заметное. Екатеринбургский дизайнер и иллюстратор Макс Олин расскажет о самых заметных личностях японской фантастической иллюстрации.
Доклад "Фантастика на театральной сцене" (О. Романова)
Если фантастика в кино — явление чрезвычайно распространённое, то о театральных постановках по мотивам фантастических книг знает не так много людей. Об этом на Ассамблее-2013 расскажет Оксана Романова. Тезисы её доклада:
...
Театр как инструмент со-творчества: «договор о взаимном воображении».
Исторический экскурс: от Еврипида до Евреинова.
Машинерия фантастических декораций.
Волшебство, чудеса и легенды в драматических произведениях.
XX век: поиск новых форм, нового взаимодествия актера и зрителя.
Инсценировки как новое направление драмы.
Инсценировки фантастических произведений Азимова, Брэдбери, Лема, Стругацких на советской сцене.
Фантастика на сцене драматического, музыкального, кукольного театров, цирковые представления – различие в восприятии, целевых аудиториях.
Детский театр и подростковая аудитория (на примере фантастических спектаклей Ленинградского ТЮЗа).
Радиотеатр.
Аудиоспектакли.
Нужна ли нам современная фантастическая драма?
Доклад-показ "Фэйковая семья в творчестве Джосса Уидона" (З. Желокова)
Есть деятели, работающие в кинофантастике много лет — без которых она не была бы такой, какая есть. Их творчество изменило жанр, породило целую волну подражаний и заимствований. Одним из таких людей, безусловно, является Джосс Уидон, создатель телесериалов "Баффи — истребительнца вампиров", "Файрфлай" ("Светлячок"), "Ангел", "Доллхауз" ("Кукольный дом"), фильма ужасов "Хижина в лесу" и блокбастера "Мстители".
Его произведения чрезвычайно разные, но в них четко прослеживается авторский взгляд и повторяются одни и те же сюжеты. Например, Уидон всегда рассказывает истории про людей, объединенных дружбой, любовью и общим делом. В докладе будет рассмотрена структура отношений главных героев в картинах "Баффи", "Файрфлай" и "Мстители", а также будут обсуждаться такие вопросы, как роль настоящей семьи, роль фэйковой семьи и отношения между ее членами в произведениях Джосса Уидона.
Теперь несколько организационных моментов. Ассамблея всё ближе, а поэтому вам следует знать (или вспомнить, если вам это было известно) такие важные вещи:
оплата за проживание принимается до 6 августа, далее бронь с номеров в гостинице снимается, и мы уже никак не сможем гарантировать ваше поселение;
до 2 августа ещё можно заказать футболки;
тексты на мастер-классы и семинар сегодня, 31 июля, принимаются последний день;
оргкомитетовский автобус отправляется в 16 августа в 12:00 от станции метро "Чёрная Речка".
...по правде сказать, в результате получилось несколько не так, как задумывалось изначально: это не хоррор, а скорее, околохоррорные направления фантастики.
Круглый стол «Вскрытие Дракулы: вампирская проза в начале тысячелетия» (ведущая Ф. Морозова)
и круглый стол, посвящённый готическому роману
Кровососущие индивидуумы вот уж более двухсот лет не сходят с литературной сцены, тревожа читательское воображение и порождая толпы фанатов. Произведений о вампирах много... Но – сколько среди них по-настоящему качественных? Каковы признаки хорошей вампирской прозы? Есть ли ещё в этой области поле для открытий? Чего не знал о Дракуле Брэм Стокер? Вампир в России – чужеземный гость или парень из нашего города? Чего не стоит делать, если вы берётесь писать о вампирах, и куда обращаться, если вы всё-таки о них написали? Своими мнениями поделятся авторы и знатоки жанра.
Тезисы вампирской части...
Тезисы:
границы жанра (о соотношении с хоррором, фэнтези, фантастикой, готикой), субжанры вампирской прозы;
иллюзия легкости: мифы об "обязательном" в вампирской прозе, превращающие произведение в сборище клише;
эволюция тем и приемов вампирской прозы;
страх, смех и злободневность: юмор и социальные вопросы в вампирской прозе;
современный вампир: адреса, пароли, явки;
портрет героини вампирского романа
перспективы издания вампирской прозы в России и за рубежом.
Будет у этого объединённого мероприятия и вторая часть — предметом разговора там станет готической роман.
Тезисы готической части...
"Портрет Дориана Грея": происхождение и особенности жанра.
"Странная история доктора Джекила и мистера Хайда": готическая литература и литература ужасов: синонимы или антонимы?
"Семья вурдалака": искусство, создающееся под влиянием готической литературы: пьесы, опера, музыка, кино, живопись, фотография...
"Падение дома Ашеров": современные перспективы готической литературы, её востребованность.
"Поворот винта": возможные направления развития готической литературы. Что ожидает жанр: сохранение традиций или адаптация под современные реалии?
Дискуссия о жанре: мэш-ап (В. Владимирский, М. Гинзбург, С. Абовская)
Мэш-ап – жанр литературы (и не только), несколько лет назад буквально взорвавший американский рынок фантастики. В прямом переводе mash-up значит "смешение". Берется том классика (Джейн Остин, Льва Толстого, Аркадия Гайдара), клей, ножницы, шариковая ручка — и путем сокращения и дописывания отдельных эпизодов создается новое произведение, сохраняющее стилистические особенности первоисточника, но совершенно иное по духу: «Гордость и предубеждение и зомби», «Андроид Каренина», «Тимур и его команда и вампиры»... Казалось бы, чего тут сложного? Однако появление знаменитых мэш-ап-романов в России вызвало ожесточенные споры. Что это: глумление над классикой? Бессмысленные и беспощадные приколы, рассчитанные на малообразованную публику? – или наоборот, малопонятный массовому читателю интеллектуальный конструктор, как в «Сделай книгу сам» Станислава Лема? Можно ли вообще считать полноценным писателем автора, работающего в таком странном соавторстве? И куда, наконец, уходят корни жанра? Все эти темы — и многие другие — поднимут в разговоре о мэш-апе писательница Мария Гинзбург, издатель Светлана Абовская, журналист Василий Владимирский и приглашённые гости.
В грядущем году – беря за точку отсчета третьи выходные августа – оргкомитет Петербургской фантастической ассамблеи собирается учредить новую премию в области фантастики и смежных с нею направлений литературы. На вопрос «Зачем?» кое-кто другой бы легкомысленно заявил «Цацек много не бывает» или «Конвент без награждения – не конвент», но лично мы рассуждаем в другом ключе, поэтому такой ответ с нашей стороны был бы неискренним. Любая премия определяется принципами организации и тем, кто за ней стоит. Нам кажется, что мы можем привнести в круг околофантастических наград кое-что, чего – по крайней мере, сейчас – там нет.
В данный момент мы не готовы в подробностях обсуждать все тонкости будущей Премии Ассамблеи – потому что перед самими организаторами стоит еще довольно много незакрытых вопросов, которые будут решаться после 19 августа. Пока же мы можем заявить следующее: во-первых, новая премия не будет «демократической» (то есть вручаемой по результатам тайного голосования некой размытой группы людей); во-вторых, номинанты станут выдвигаться от крупных интернет-сообществ, посвященных фантастике и родственным жанрам (такие сообщества, по нашему убеждению, пришли на смену КЛФ-ам 80–90-х); наконец, это будут книги, впервые напечатанные не за прошедший год, а за более ранний и продолжительный отрезок времени.
Помимо основной Премии Ассамблеи мы собираемся – так сказать, для полноты картины – вручать Специальную премию оргкомитета Ассамблеи, отмечая чей-либо вклад в развитие фантастики и фэндома, не связанный с непосредственным написанием книг. По этой номинации никаких голосований, выдвижений и шорт/лонг-листов не планируется – она будет вручаться сугубо от лица организаторов конвента. Таким образом, поскольку ничто этому не мешает, первое награждение Специальной премией случится не в следующем, а уже в этом году – на закрытии Петербургской фантастической ассамблеи-2013, 18 августа, вечером.
Премия "Новые горизонты"
С целью отметить тексты и поощрить авторов, расширяющих границы жанра, инициативная группа критиков и фантастиковедов при поддержке онлайн-журнала «Питерbook» учреждает литературную премию «Новые Горизонты». Премия призвана поддержать писателей, творящих без оглядки на привычные шаблоны и ограничения, указывающих пути развития отечественной фантастики, ее выхода из добровольного гетто. Литературная премия «Новые Горизонты» вручается ежегодно за художественное произведение фантастического жанра, новаторское по тематике, образам и стилю.
Литературная премия «Петраэдр» учреждена в 2010 году поэтом и издателем Александром Смиром и является единственной в нашей стране, присуждаемой исключительно за произведения малой и сверхмалой формы — отдельные стихотворения, короткие рассказы, критические мини-эссе и афоризмы. Кроме того, предусмотрена специальная премия жюри, которая может быть присуждена либо автору, произведение которого не подпадает под вышеперечисленные категории, но является во всех отношениях достойным награды, либо как дополнение к существующим категориям.
Читать далее...
Награда включает в себя лауреатский диплом, разработанный художником Анатолием Кудрявцевым, к которому прилагается некоторое денежное наполнение, и вручается от имени оргкомитета премии «Петраэдр». В 2011 году к традиционному диплому добавился серебряный знак премии, сделанный по оригинальному рисунку художницы Любови Бурлаковой.
На соискание премии может быть выдвинуто произведение любого автора, пишущего на русском языке, проживающего в России или за ее пределами, изданное в год, предшествующий вручению.
Правом выдвижения соискателей на премию обладают авторы серии «Петраэдр» и лауреаты «Петраэдра» предшествующих лет. Состав жюри формируется оргкомитетом премии. Численный состав жюри может меняться год от года, колеблясь от пяти до девяти человек. Жюри рассматривает все выдвигаемые номинационные произведения, шорт-лист не обнародуется, номинационные списки являются тайной жюри и оглашению не подлежат.
В разные годы лауреатами премии «Петраэдр» были Андрей Балабуха, Василий Владимирский, Елена Хаецкая, Вячеслав Лейкин, Генри Лайон Олди и другие литераторы.
Техническое объявление — для тех, кто еще не, и кто уже, но.
цитата
Внимание! Мест в трехместных номерах осталось совсем мало: одно в "женском" номере и два — в "мужских". Пинайте друзей, кто собирался жить вместе с вами ;) А то рискуют пролететь.
Регистрация на "Петербургскую фантастическую ассамблею" — здесь.