В этой рубрике публикуются материалы о литературе, которая не относится к фантастической: исторические романы и исторически исследования, научно-популярные книги, детективы и приключения, и другое.
Подготовлена страница премии "Медаль «Н. В. Гоголь»", общественной награды, учрежденной в 2009 году к двухсотлетию со дня рождения Николая Гоголя. Медалью награждаются граждане Российской Федерации за выдающиеся заслуги в развитии культуры России и граждане государств СНГ, Балтии, Грузии и дальнего зарубежья за в поддержку русского языка в ближнем и дальнем зарубежье и заслуги в развитии русской культуры.
В качестве учредителей выступили Некоммерческое партнёрство «Неправительственный инновационный центр» (НП НИЦ) и Международный Совет по общественным наградам.
Государственная публичная историческая библиотека России запустила цикл еженедельных онлайн-лекций «Рассказы о редких книгах». Они будут посвящены любимым книгам, авторам и известным людям минувших эпох. Об этом сообщила организатор, заведующая отделом истории книжной культуры Людмила Ларионова.
Еженедельные лекции проводятся на платформе ZOOM. Участие бесплатное, но необходима предварительная регистрация. Начало лекций в 18:00 Подробности смотрите на странице каждой лекции.
25 апреля 2020 г.[завершена]
Онлайн-лекция «В мире редких книг. Читаем сказки первой половины XIX в.» . Героем вечера станет уникальное детское издание пушкинской эпохи.
***
2 мая 2020 г.[завершена]
Онлайн-лекция «Путешествие по домашним библиотекам знаменитых москвичей прошлого». Виртуальная прогулка по домам известных писателей, артистов, коллекционеров и других знаменитых москвичей конца XIX — начала XX в.
Издательство: М.: Наука, 1977 год, 300000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 543 стр. Серия: Антон Чехов. Собрание сочинений в 18 томах часть собрания сочинений
«На него старуха не взглянула, лишь с очей прогнать его велела»
«Дурачина ты, простофиля...»
Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке".
Ни один рассказ Чехова не ставил передо мной такого количества загадок. Самая из них загадочная — это мгновенное изменение человеческого характера. Аня всегда бывшая примерной, заботливой дочерью и сестрой, а превратившись в жену, стеснявшаяся попросить у мужа денег даже на маленькую шоколадку, буквально в одночасье становится способной хамить мужу. «Подите прочь, болван!» — говорит она Модесту Алексеичу с презрением и восторгом едва только убедившись в том, что произошедшая в её жизни перемена декораций это не сон и не сказка. Но в жизни так не бывает, хамство не может стать чертой характера с такой скоростью, если его доселе и следов не наблюдалось. Даже у пушкинской старухи, вознесённой Золотой Рыбкой из грязи в князи, этот «отёк Квинке» не развивался так пугающе быстро. Поэтому, рассказ «Анна на шее» кажется мне притчей, хотя и не настолько явной, как «Сказка о рыбаке и рыбке».
Ну, уж коль скоро, это не совсем реализм, как принято считать, то может быть вторая загадка рассказа вообще не заслуживает внимания? Но ведь Чехов легко мог и не загадывать её, какой в этом смысл? Речь идёт о том абсолютно очевидном обстоятельстве, что муж Ани, мечтающий получить золотой крест ордена св. Анны 2-й степени, который носился на шее (на ленте шириной 4,5 см.), уже носит на шее какой-то орден. Этот орден он снимает, переодеваясь в купе поезда, и его же надевает отправляясь на бал, так сильно изменивший жизнь его самого и его жены. Никаких комментариев по этому неназванному ордену в книге нет (у меня т.9 ПСС в 18 томах), но можно предположить, что Модест Алексеич имеет 2-ю степень ордена св. Станислава, также носившегося на шее (этот орден рангом ниже Анны). Но, поскольку с первой степенью св. Станислава жаловалось потомственное дворянство (с 1855 года, до этого п. д. давалось с третьей степенью), можно сделать и дальнейшее предположение — Модест Алексеич в этой привилегии не нуждается, потому и не стремится получить этот орден*. Не объясняет Чехов и другое немаловажное обстоятельство — что заставляет Модеста Алексеича так страстно мечтать об ордене Анны. Снова остаётся только предполагать — из-за прибавки к пенсии, положенной кавалерам Анны 2-й степени. Вероятно, эта прибавка была достаточно ощутимой. Эта необъяснимая неопределённость, путаница, с орденами, за которой стоит неопределённость судьбы героя, мне кажется очень крупным недостатком рассказа, другими словами — он (рассказ) был бы намного интереснее, глубже, если бы читатель смог представить себе не только подоплёку поведения Ани, но и мотивы, руководящие действиями её мужа. Да кому интересны (могут меня спросить) жизненные установки, моральные принципы (которых, может быть, и вовсе нет) всяких старых козлов (именно так выглядит Модест Алексеич в глазах нашей молодой современницы)? Главное в рассказе то, что касается Ани, разве нет? Нет, отвечу я. Каждый персонаж мне дорог, каждый персонаж мне интересен. Посвяти Чехов чуточку больше места мужу, я лучше понял бы и поведение молодой вертихвостки, а понять её до конца, мне, как говорилось выше, так и не удалось.
Третья загадка рассказа вообще не имеет шансов на решение. Здесь, скорее всего, Чехов просто ошибся, слегка перекаламбурил. Но в рассказе этому моменту придаётся очень большое значение, и я не могу не остановиться на нём. Когда Анну 2-й степени получал некий Косоротов, у которого была сварливая и легкомысленная жена (тоже Анна), его сиятельство изволил сострить: «Значит, у вас теперь три Анны: одна в петлице, две на шее.» Вспомнив об этом, Модест Алексеич говорит жене: «Надеюсь, что когда я получу Анну второй степени, то его сиятельство не будет иметь повода сказать мне то же самое.» Надежда оказалась напрасной, его сиятельство повторил свою шутку слово в слово. Вот только оснований к этому не было на этот раз ни малейших. Анюта уже висела на шее любовника, куда более богатого, чем её муж. Его сиятельство был не в курсе? Крайне наивное предположение. Остаётся также необъяснённым, на что, собственно говоря, надеялся бедный (!) Модест Алексеич (и откуда вообще мог бы взяться этот повод?), ясно только, что он совершенно не ожидал того, что произошло в действительности (это относится не только к шутке его сиятельства).
Создатели очень даже неплохого фильма 1954 г. по этому рассказу (режиссёр Исидор Анненский, в роли Анюты двадцатитрёхлетняя красавица Алла Ларионова) одну из загадок решили, не мудрствуя лукаво, простейшим способом — никакого ордена на шее муж Анюты не носит. Только Анну третьей степени в петлице. Первая из перечисленных мной загадок в фильме не разгадана — хамские слова Анны, обращённые к мужу, звучат совершенно неестественно. Каламбур же о трёх Аннах в исполнении его сиятельства (Александр Вертинский) звучит настолько двусмысленно, что по прежнему остаётся неясным, знает или не знает князь, кто оплачивает мелкие счета новоявленной вертихвостки. Насчёт того, кто платит по крупному, фильм сомнений не оставляет.
*) В поведении и манерах Модеста Алексеича в рассказе (а в фильме тем более) нет ничего общего с дворянином. Он стопроцентный плебей. Тем не менее, почему бы Модесту Алексеичу не подумать о дворянстве для своих потомков? Для чего он вообще женился? Только для обзаведения красивой игрушкой? Вполне правомерные вопросы, не правда ли? Жаль, что Чехов не дал даже намёка на ответы.
Современникам наверняка было понятно, какой орден носил на шее Модест Алексеич, но всё-таки для более полной характеристики персонажа авторский комментарий, органично вставленный в рассказ по этому поводу, был бы не лишним.
Издательство: СПб.: Гиперион, 2020 год, 1000 экз. твёрдая обложка, 144 стр. ISBN: 978-5-89332-356-6 Серия: Современная корейская литература
Аннотация: В романе «Привычный мир» описывается жизнь обитателей мусорной свалки. Гигантский мусорный полигон в окрестностях мегаполиса становится пристанищем для потерявшего кров подростка по прозвищу Пучеглазый и его матери. Городские отходы, бесперебойно поставляемые мусоровозами на «Остров цветов», как называют полигон его обитатели, становятся средством дохода, пропитания и развлечений новичков. Но однажды Пучеглазому открывается тайна этих мест. Пригрезилось ли это в ядовитом тумане испарений или на «Острове» и впрямь существуют коренные обитатели, наделенные волшебной силой? Об авторе: Хван Согён (р. 1943) — один из самых популярных сегодня корейских писателей, автор романов «Чужбина», «Жил-был человек», «Гость», «Принцесса Пари» и др. Лауреат национальных премий. За несанкционированное посещение в 1989 г. КНДР с целью установления творческих контактов между странами был осужден и провел пять лет в тюрьме. При смене власти освобожден по особому указу нового президента. Произведения писателя переведены на многие языки мира. Перевод с корейского Дарьи Крутовой.
Издательство: М.: Альфа-книга, 2020 год, 3000 экз. Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 832 стр. ISBN: 978-5-9922-2761-1 Серия: Полное иллюстрированное издание в одном томе
Аннотация: В одном томе публикуются самые знаменитые романы одного из ярких представителей мировой классики — Даниэля Дефо (1660-1731) — "Робинзон Крузо", "Дальнейшие приключения Робинзона Крузо", "Жизнь и пиратские приключения славного капитана Синглтона", "Молль Флендерс", интерес к которым у читателей не угасает уже в течение почти трех столетий. Самый знаменитый роман Дефо "Робинзон Крузо" печатается в полной версии перевода М. Шишмаревой, выполненном в 1902 году. Все произведения проиллюстрированы рисунками английских художников, среди которых воспроизведен полный комплект из 120 иллюстраций Уолтера Пэйджета к роману "Робинзон Крузо".
Издательство: М.: T8RUGRAM, T8, 2020 год, Формат: 60x90/16, мягкая обложка, 368 стр. ISBN: 978-5-517-01833-5 Серия: Разум и чувства
Аннотация: Герман Мелвилл (1819-1891) — американский писатель, вошедший в историю литературы благодаря своему знаменитому роману "Моби Дик, или Белый кит". В наши дни Мелвилл считается классиком литературы США, одной из крупнейших фигур американского романтизма. Роман "Марди и путешествие туда" стал поворотной точкой в его творчестве, так как в нем Мелвилл впервые отошел от привычных тем и создал сложную философскую аллегорию, которая оказалась непонятна читателям и критикам. Сбежавший с корабля юноша во время своих странствий по океану встречает прекрасную девушку Йиллу и влюбляется в нее. Вскоре после этого они оказываются на Марди — таинственном архипелаге, которого не отыскать на картах. Йилла загадочным образом исчезает, и главный герой в компании новых и старых друзей путешествует по архипелагу, надеясь отыскать возлюбленную. Аллегорическое повествование об этом удивительном путешествии увлечет каждого, кто готов к странствиям по суше и по морю, по миру земному — и миру внутреннему, духовному.
Комментарий: Первая часть романа. Художник не указан.
Издательство: М.: T8RUGRAM, T8, 2020 год, Формат: 60x90/16, мягкая обложка, 404 стр. ISBN: 978-5-517-01834-2 Серия: Разум и чувства
Аннотация: Герман Мелвилл (1819-1891) — американский писатель, вошедший в историю литературы благодаря своему знаменитому роману "Моби Дик, или Белый кит". В наши дни Мелвилл считается классиком литературы США, одной из крупнейших фигур американского романтизма. Роман "Марди и путешествие туда" стал поворотной точкой в его творчестве, так как в нем Мелвилл впервые отошел от привычных тем и создал сложную философскую аллегорию, которая оказалась непонятна читателям и критикам. Сбежавший с корабля юноша во время своих странствий по океану встречает прекрасную девушку Йиллу и влюбляется в нее. Вскоре после этого они оказываются на Марди — таинственном архипелаге, которого не отыскать на картах. Йилла загадочным образом исчезает, и главный герой в компании новых и старых друзей путешествует по архипелагу, надеясь отыскать возлюбленную. Аллегорическое повествование об этом удивительном путешествии увлечет каждого, кто готов к странствиям по суше и по морю, по миру земному — и миру внутреннему, духовному.
Комментарий: Завершение романа. Художник не указан.
Издательство: М.: T8 RUGRAM, 2020 год, Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 272 стр. ISBN: 978-5-517-02143-4 Серия: Пальмира — детство. Приключения Карлуши
Аннотация: В книге Бориса Карлова рассказывается о приключениях Карлуши и других маленьких человечков. Кому-то они напомнят Незнайку и других персонажей Николая Носова. Это неудивительно — ведь оба писателя вдохновлялись одним и тем же источником — книгой Анны Хвольсон о Мурзилке и лесных человечках, написанной в конце XIX века. «Экспедиция в зону риска» — продолжение истории, рассказанной в повести «Миссия на Луне».
Издательство: М.: T8 RUGRAM, 2020 год, Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 214 стр. ISBN: 978-5-517-02116-8 Серия: Пальмира — детство. Приключения Карлуши
Аннотация: В книге Бориса Карлова рассказывается о приключениях Карлуши и других маленьких человечков. Кому-то они напомнят Незнайку и других персонажей Николая Носова. Это неудивительно — ведь оба писателя вдохновлялись одним и тем же источником — книгой Анны Хвольсон о Мурзилке и лесных человечках, написанной в конце XIX века.
Издательство: М.: T8 RUGRAM, 2020 год, Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 318 стр. ISBN: 978-5-517-02117-5 Серия: Пальмира — детство. Приключения Карлуши
Аннотация: В книге Бориса Карлова рассказывается о приключениях Карлуши и других маленьких человечков. Кому-то они напомнят Незнайку и других персонажей Николая Носова. Это неудивительно — ведь оба писателя вдохновлялись одним и тем же источником — книгой Анны Хвольсон о Мурзилке и лесных человечках, написанной в конце XIX века. «Тайна острова Голубой Звезды» — продолжение истории, рассказанной в повести «Пленники острова Голубой Звезды».
Издательство: М.: T8 RUGRAM, 2020 год, Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 341 стр. ISBN: 978-5-517-02142-7 Серия: Пальмира — детство. Приключения Карлуши
Аннотация: В книге Бориса Карлова рассказывается о приключениях Карлуши и других маленьких человечков. Кому-то они напомнят Незнайку и других персонажей Николая Носова. Это неудивительно — ведь оба писателя вдохновлялись одним и тем же источником — книгой Анны Хвольсон о Мурзилке и лесных человечках, написанной в конце XIX века.
Издательство: М.: Синдбад, 2020 год, 190 стр. электронное издание
Аннотация: Пять старых друзей не виделись сорок лет. И вот, наконец, решаются сделать это. Снимают дом с большой гостиной, где собираются попивать вино и разговаривать. Сильвестр – писатель, Лурс работает кинезитерапевтом, Люс снимает документальное кино. Жан по-прежнему самый главный, а в Мару некогда был очень влюблен Сильвестр. Дом заказан, ключи на руках. И боже мой, как же страшно… Каждый думает, как он будет выглядеть в глазах некогда самых близких людей.