Как издавали фантастику


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Как издавали фантастику» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

Как издавали фантастику


Дорогие друзья!

Предлагаем вашему вниманию рубрику, в которой мы попытаемся поговорить о том, как издают фантастику.

Мы приглашаем к участию в рубрике всех тех, у кого есть желание рассказать об изданиях своего любимого автора, необычно оформленных книгах, знаменитых и не очень сериях, дизайнерских решениях и удачных находках, шрифтах, титулах, журнальных иллюстрациях, ляссе и далее до бесконечности.

Никаких ограничений по времени и пространству нет. Единственное пожелание: ваша статья обязательно должна содержать иллюстрации, потому как лучше один раз увидеть, чем сто раз прочесть.

Администрация сайта надеется, что фантлабовцам есть что сказать. Так давайте же сделаем рубрику познавательной и интересной!

Модераторы рубрики: vad, С.Соболев

Авторы рубрики: slovar06, JimR, teron, Волочара121, Стронций 88, Igor_k, Edred, Karavaev, Dark Andrew, тессилуч, silent-gluk, VitP, bvi, discoursf, Jaelse, С.Соболев, Vladimir Puziy, Gelena, Pirx, isaev, e-Pluto, Wladdimir, NataBold, монтажник 21, марко, mskorotkov, Толкователь, ЛысенкоВИ, bellka8, swgold, Леонид Смирнов, AnastasiyaSlon, meso08, HUBABUBA, IPSE2007, stereofan



Статья написана 27 ноября 2023 г. 16:11

https://fantlab.ru/edition51486

художник В. Савадов




Статья написана 25 ноября 2023 г. 20:43

С благодарностью коллеге archivsf!

https://fantlab.ru/edition98690

Художники И. Филонов і М. Гноевой.




Статья написана 18 ноября 2023 г. 22:35

Спасибо коллеге Pirx!

Навстречу звездам: Научно-фантастический рассказ / Рис. А. Александрова // Знание – сила (Москва), 1955, №10 – 4-я стр. вкл., с.25-32 — первая публикация

"Феномен успеха этого рассказа (оставшийся непонятным многим читателям, да в какой-то степени и самому автору), на мой взгляд, заключается в сочетании целого ряда факторов. С одной стороны, рассказ сохранил все атрибуты господствовавшей в СССР до конца 1950-х годов фантастики так называемого «ближнего прицела» (полёт в ближний космос на испытательной ракете, шпион-диверсант). С другой стороны, в основу его сюжета были положены самые передовые научные знания и даже вытекающие из них парадоксы (в частности, основанный на теории относительности знаменитый впоследствии «парадокс близнецов»).




Статья написана 18 ноября 2023 г. 18:24

Владимир Савченко. Похитители сутей. Киев, Радянський письменник, 1988 и 1989 гг.

Рецензент — А. Н. Стругацкий.




Статья написана 17 ноября 2023 г. 19:15

В материале от 10 июня 2022 года я писал:

«Не бывает ничего вечного. Вот и мой юбилейный проект №1 подошел к концу. В мае 2022 года вышла в свет последняя книга проекта — роман "Воскреснут только живые". Таким образом, в ходе проекта, начавшегося в 2018 году, за четыре года были изданы все восемь запланированных томов.

Напомню, что основная идея юбилейного проекта, приуроченного к моему шестидесятилетию, — дописать все недописанные (по разным причинам) и издать все недоизданные циклы моих романов.

В состав юбилейного проекта вошли: трилогия о черном археологе "На руинах Галактики", написанная в 2001-2003 годах, звездная опера в трех томах "Империя. RU", начатая в 2011-2012 годах и дописанная в 2020 году, а также дилогия "Последний и-чу", созданная в 2001 и 2006 годах и окончательно завершенная в 2021 году. Тираж у всех восьми томов одинаковый — 120 экземпляров, издательство одно и то же — "Аураинфо @ Группа МИД" (Санкт-Петербург). Все книги богато иллюстрированы художницами Марианной Алферовой и Галиной Маас».

С тех пор миновало полтора года и пришло время запустить юбилейный проект №2, приуроченный к моему предстоящему шестидесятипятилетию. Основная идея проекта ничуть не изменилась, однако порой очень хочется спустя много лет переиздать старые вещи, которые прошли испытание временем. Разумеется, переиздать на новом уровне — с твердой, цветной обложкой, цветными форзацами, множеством отличных внутренних иллюстраций, профессионально написанным послесловием, а порой и с дополнительными материалами в приложении. Чтобы такое издание стало подлинно академическим, не хватает только научных комментариев.

Новый проект будет поскромнее предыдущего. Я надеюсь в течение четырех лет выпускать по книге в год. А его первой книгой стала фантастическая дилогия "Хамелеон", вышедшая в свет в издательстве ТЦ АНОК "Борей-Арт" в октябре 2023 года.

Первый роман ("Венчание Хамелеона") я закончил в далеком 1993 году — ровно три десятка лет назад. В тексте были использованы идеи более ранних рассказов (1982 и 1985 годов), а работа с перерывами шла долгие четыре года (с 1990 по 1994 год). Продолжение дилогии (роман "Боги Хамелеона") было создано после ощутимого перерыва — в 1996-1997 годах и отличается от начального романа по душевному настрою и жанровой принадлежности. Если "Венчание Хамелеона" — типичная "твердая" фантастика, то по ходу сюжета "Богов Хамелеона" "твердая" фантастика превращается в гибрид с галактическим фэнтези. Впрочем, как известно, чудесами кажутся те проблемы мироздания, которые пока не может объяснить современная наука. И с течением времени область чудесного в нашей жизни понемногу сужается или хотя бы смещается в сферы, все менее понятные простым смертным.

Дилогия могла выйти в петербургском издательстве "Азбука", однако в 1997 году наше сотрудничество прервалось, так и не дойдя до стадии выхода книг. В результате первое издание дилогии датировано 1999 годом. Фактически книга вышла в начале 2000 года в Творческом центре "Борей-Арт" (Санкт-Петербург). Издана она была за счет автора — маленьким тиражом, мелким шрифтом, в мягкой обложке с полусупером (https://fantlab.ru/edition57865). Иллюстрировала это издание художница и писательница Марианна Алферова.

В 2014 году возникла возможность издать на государственные деньги солидный том избранных сочинений (в твердой обложке, с иллюстрациями, тиражом 500 экз.). Я решил включить туда первый том дилогии. К тому времени я услышал немало критики в адрес первой главы "Венчания Хамелеона". Дескать, страницы о говорящем кефире написаны настолько натуралистично (и потому убедительно), что после прочтения стало невозможно спокойно смотреть на молочные продукты. А, главное, такой текст в принципе отпугивает читателей и издателей. Этакая нервическая реакция наиболее чувствительных читателей. После долгих сомнений я пошел навстречу критике и полностью переписал первую главу романа. Именно в таком виде роман и вошел в новый авторский сборник. Прошло время, и я услышал новую порцию критики. Дескать, второй вариант начальной главы гораздо хуже первого: менее логичен, менее оригинален, а говорящий (образумленный) кефир — это здорово. Словом, нельзя было идти на уступки впечатлительным дамочкам... Вот и пойми, на чьей стороне правда. Впору издать сразу два разных "Венчания..." — для двух категорий читателей.

Итак, в 2015 году в тандеме петербургских издательств «Группа МИД» и "АураИнфо" вышел в свет толстый том моих избранных сочинений "Возвращение с берега" ("лучшее из раннего") (https://fantlab.ru/edition170441). В нем были использованы иллюстрации Марианны Алферовой к нескольким моим произведениям разных лет.

Однако, в душе автора осталась глубокая неудовлетворенность. Хотелось переиздать дилогию целиком и, желательно, с обоими вариантами первой главы "Венчания...". И вот в рамках юбилейного проекта №2 такая возможность появилась. Настоящее издание — еще более толстый том (680 стр.) с цветной обложкой и форзацами, 21 внутренней иллюстрацией замечательной художницы Галины Маас, послесловием Михаила Шавшина "Камо грядеши" и начальным вариантом первой главы "Венчания Хамелеона" — в приложении. На 4-й странице обложки размещена фотография автора и его краткая автобиография.

1 — Обложка книги


Леонид Смирнов

Хамелеон

СПб.: ТЦ АНОК "Борей-Арт", 2023г.

Тираж: 100 экз.

ISBN: 978-5-7187-1034-2

Тип обложки: твердая

Страниц: 680

Описание:

Фантастический роман-дилогия.

Содержание:

Леонид Смирнов. Венчание Хамелеона (роман), c. 3-360

Леонид Смирнов. Боги Хамелеона (роман), c. 361-641

Михаил Шавшин. Камо грядеши (послесловие), с.642-652

Приложение:

Леонид Смирнов. Повестка (1-я редакция первой главы Венчания Хамелеона), с.653-676


М.Шавшин выступая в роли литературного критика, известного своими работами о братьях Стругацких и Андрее Балабухе, написал капитальное послесловие, постаравшись копнуть поглубже. Не со всеми его идеями относительно моей дилогии я согласен, хотя кое в чем сделанные им открытия меня приятно удивили. Как бы там ни было, это его собственное произведение (и одновременно исследование), и я не имею никакого права вмешиваться в творческий процесс, пытаясь поменять по личному вкусу его плоть и кровь.

Привожу несколько фрагментов послесловия...

"Рано или поздно в жизни каждого человека наступает время подведения итогов. У людей творческих оно случается намного чаще, потому что бытие созидателей многопиково, после каждой взятой высоты требуется осмыслить результаты и полученный опыт. Иначе не будет дальнейшего развития.

Леонид Смирнов окунулся в эту неизбежность с головы до пят еще на раннем этапе своего творчества. Дилогия «Хамелеон» демонстрирует сей факт с фатальной неотвратимостью. Первый роман создан на взлете творческого процесса, а второй — как раз на спаде. И разница между ними вполне осязаема. Если «Венчание Хамелеона» — ничем не ограниченный разгул воображения, то «Боги Хамелеона» — уже серьезная попытка выстраивания непротиворечивого мироустройства, имеющая целью объяснить вдумчивому читателю, почему с нашим безжалостно исковерканным будущим, придуманным автором, случилось именно то, что случилось.

(...)

Вот тут-то и начинается настоящее буйство авторского воображения. Как говорится, танцуют все! Есть из кого и чего выбирать. Во-первых, сколько возможностей заложено в описании разнообразных групп людей, сумевших выжить и объединенных в Линии, которые сформированы по типам мутаций и способу существования, их укладов, непростых отношений между собой и весьма смутных перспектив развития. Во-вторых, вольное изображение самосовершенствующегося сообщества андроидов, когда-то призванных контролировать и регулировать развитие Линий, а в итоге оставшихся без хозяев. В силу неумолимых обстоятельств деградации человечества роботы берут всю власть в свои руки. И, наконец, в-третьих, воссоздание природных катаклизмов, превратившихся в обыденность, вроде «бродячих» джунглей, пожирающих все на своем пути, разверзающихся под ногами пустынь или — не приведи Господь! — непостижимых зон вырожденного пространства.

А две магистральных идеи – деление осколков человечества на Линии с целью приостановить мутации, локализовать их и попытаться управлять ими; и возникновение Каньона — области вырожденного пространства, которая в совокупности с другими такими же объектами образует Большой Каньон, охватывающий всю Солнечную систему и позволяющий — при некоторых навыках — перемещаться внутри нее. Первая идея дает автору повод рассматривать обособленные сообщества людей-мутантов под различными углами с точки зрения социальных связей и шансов на дальнейшее развитие. Вторая служит трамплином для читателей, ведь что такое вырожденное пространство и какими свойствами оно может обладать, на сегодняшний день не знает никто. Какой чудесный простор для сотворчества! Леонид Смирнов воплощает эти идеи в образы со свойственным ему размахом. Естественно, в голове главного героя при знакомстве со всей этой грядущей экзотикой возникает не самая радостная мысль: «П-подавиться можно таким будущим».

И кипят в нем (будущем) ничуть не меньшие страсти, чем в наше бурное время. Протекторы ООН — реформеры и консервисты — бьются насмерть за власть, то есть право решать, кому из мутантов эволюционировать дальше, а кому сгинуть, не оставив следа. Совсем как потерявшие берега политики в нынешнюю пору. На стороне и тех, и других — представители различных Линий, в зависимости от интересов. А если учесть, что Алексей Рогов, он же Первочел, единственный носитель чистых генов в этом обезображенном мире, его хотят либо сохранить любой ценой, либо — уничтожить. Ничего себе попал наш современник! Врагу не пожелаешь. Мы-то в XX веке с трудом, но понимаем друг друга. А что в предложенном нам автором послезавтрашнем жутком дне? У линейристов нет точек соприкосновения. Они по определению не понимают друг друга в силу совершенно разнонаправленных мутаций. Ну, какие могут быть общие интересы, скажем, у ходунов, способных жить лишь в вырожденном пространстве, и лешаков, ухитрившихся слиться с изгаженной природой; или у акванов, освоивших водные глубины, и огнецов, обживших воздушные пространства; не говоря уж о мирмиконах и ноганах.

(...)

Накрутил автор интриг и конфликтов — будь здоров! Понятное дело: надо как-то разрубать узел. Ведь не просто ради фарса Леонид Смирнов выдумал такое будущее. Вторая книга просто напрашивалась. И она была написана четыре года спустя. Уже на самом первом спаде творческого процесса, как утверждает сам автор. Однако, получилась она более сложной и даже двухслойной. Вопреки спаду или благодаря ему? Скорее, благодаря. Ведь в такие минуты автор начинает упорно размышлять и надеяться не столько на полет воображения, сколько на логику, здравый смысл и ранее обретенные знания, опирающиеся еще и на опыт. Именно эти три фактора, сложенные воедино, и подтолкнули Леонида Смирнова к созданию теории устройства и концепции развития мира, в котором оказался его герой.

(...)

Как же так получилось, что Леонид Смирнов, бодро начав повествование со вполне себе научно-фантастического посыла, к его финалу скатился на чистую метафизику? Сказалось все-таки влияние творческого кризиса? Не без этого. Однако, по словам Федора Ивановича Тютчева: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые!» Вероятно, самые наболевшие вопросы приходят на ум именно в трудные времена, остальное — полет воображения, не требующий особых переживаний. Но и многие ответы на такие вопросы находятся в области пока недосягаемого, поскольку, не отгадав смысл главных: «Кто мы? Откуда пришли? Куда идем?», цивилизация не в состоянии определить цель своего существования. То есть она не сформулировала основную свою задачу. Вот мы и возвращаемся каждый раз обратно, наступая на одни и те же грабли. И герои Смирнова здесь не исключение. А как иначе, если смысл утерян.

Вот и думайте теперь, что же должно понять для себя человечество, дабы избежать всеобщей гибели".

2 — Первый форзац книги; 3 — Второй форзац книги


А вот моя аннотация к первому роману:

В романе «Венчание Хамелеона» описаны приключения нашего современника в далеком будущем. В результате глобальной экологической катастрофы человечество безвозвратно распалось на десятки мутантных линий, которые все больше удаляются друг от друга и порой яростно соперничают за ресурсы. Центральное руководство на Земле осуществляет правительство человекообразных роботов-андроидов. Оно расколото на фракции, которые ведут между собой смертельную борьбу, правда, с одной и той же целью: возрождения человечества. Весь вопрос в методах ее реализации.

Главный герой романа, Алексей Рогов окажется последним чистокровным человеком на планете, носителем уникальных здоровых генов. Он сходу попадает в эпицентр событий — «между молотом и наковальней». Пытаясь выжить и понять окружающий его мир, он сталкивается с невероятными мутантами, приговаривается к казни, снова и снова чудом спасается от неминуемой гибели, летает в космос, сражается, влюбляется, сам фантастическим образом мутирует...

4-14 — Иллюстрации Галины Маас к роману "Венчание Хамелеона"


И аннотация ко второму роману:

Роман «Боги Хамелеона» — прямое продолжение первого романа.

В качестве Чрезвычайного и Полномочного представителя ООН Алексей Рогов ведет переговоры с самыми удивительными мутантными линиями наследников человечества, всякий раз при этом метаморфируя причудливым образом и подвергаясь смертельной опасности. Он и представить себе не может, что в его собственной жизни и жизни его близких наступает крутой поворот. Ему предстоит встреча с могущественными богами Млечного Пути. И на просторах Галактики вокруг него завяжется целый клубок циклопических противоречий и развернется настоящая война Богов. Спасая себя и свою семью, Рогову предстоит испытать поразительные приключения.

Описание жизни Пантеона и противоборства его богов интересны сами по себе, они выводят действие романа на принципиально новый уровень.

15-24 — Иллюстрации Галины Маас к роману "Боги Хамелеона"





  Подписка

Количество подписчиков: 238

⇑ Наверх