Польская фантастика


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Польская фантастика» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

Польская фантастика


Тематическая колонка, как это следует из названия, посвящена польской фантастике. Здесь будут появляться обзоры новинок, выходящих в Польше -- и переводов этих книг на русский и украинский; интервью, рецензии, новости, репортажи с польских конвентов. Будем рады авторам, которым есть что сказать о Леме и Сапковском, Зайделе и Дукае... Присоединяйтесь -- и сделаем мир чуточку разноцветнее. ;)

Модераторы рубрики: Vladimir Puziy, Ny

Авторы рубрики: ergostasio, Vladimir Puziy, Pouce, lekud, milgunv, Странник Ыых, Green_Bear, Славич, Wladdimir, Siroga, bvi, sham, ovawiss, Aleks_MacLeod, Phelan, Zangezi, creator



Статья написана 4 июня 2015 г. 06:27

Второй номер четвертого подписного года «Фантастыки» делает та же команда, которая делала предыдущий номер. Адрес тот же, те же два телефонных номера. Объем журнала, бумага, типография – те же. Tираж составляет 150 тысяч экземпляров. В «Галерее» в этом номере вновь гостит польский художник ВОЙТЕК СЮДМАК, репродукции его работ расположены на первой странице передней обложки и на второй странице задней обложки, а также на страницах 7, 10, 11, 17, 48, 50, 53.

Содержание номера следующее.

SF na świecie

Adam Hollanek Eurocon’85

Czytelnicy i “Fantastyka”

Lądowanie XXXVI 3

Opowidania i nowele

Walentyna Żurawlewa Śnieżny most nad przepaścią 4

Franz Fümann Pojedynek 14

Powieść

Colin Kapp Broń Chaosu (2) 21

Z polskiej fantastyki

Janusz A. Zajdel Konspekty nie napisanych powieści 45

Andrzej Zimniak Ornitologia 49

Krytyka

Słownik polskich autorów fantastyki 54

Recenzje 56

Ścieżka obok traktu 58

Bibliografia utworów fantastycznych 62

Spotkanie z pisarzem

Pierre Barbet 60

Nauka i SF

SF, nauka, nauczanie 63

Wśród fanów

Dni Fantastyki. Warzawa 1985 64

Продолжение следует в колонке Wladdimir


Статья написана 20 мая 2015 г. 17:54

Авалонские грезы

.

Аннотация:

Прошло двадцать восемь лет с момента появления в свет рассказа «Ведьмак», пятнадцать лет – с тех пор, как была поставлена точка в последнем томе цикла. И вот – новый, неожиданный и долгожданный роман Анджея Сапковского «Сезон гроз». Не продолжение и не приквел о юном Геральте, но еще одна история о ведьмаке, история о его верном взбалмошном друге Лютике, история о чародейке, знакомой нам по прежним книгам цикла…

Это – «Сезон гроз», книга, пронизанная молниями, громом, ветрами, магией и отблесками обнаженных мечей. Придворные интриги и древние тайны чародеев, новые диковинные твари и все те же чудовища в людском обличье, а также – фирменная ирония Сапковского, виртуозное переплетение сюжетных линий, неожиданный финал, яркие и берущие за душу страницы…




В финале цикла "Ведьмак" Сапковский отправил Геральта и Йеннефер в затерянные края, завершая одну историю и порождая другую. Но вернувшись к этому миру, вопреки ожиданиям некоторых читателей он вплел новый роман "Сезон гроз" в середину созданной истории, а не рассказал, что случилось после событий, описанных во "Владычице озера". По крайней мере, так кажется на первый взгляд.

И вновь Геральт кружит по дорогам, истребляя чудовищ и защищая людей. Сталкивается с дворцовыми интригами, борьбой за очередь наследование и королевский трон, с магическими экспериментами и пугающими последствиями оных, с банальной человеческой алчностью, глупостью и злобой. Набор, хорошо знакомый по прежним книгам о ведьмаке, однако получивший кое-какие отличительные особенности. Так, декорации запестрели и более технологично-продвинутыми терминами, особенно, когда речь зашла о чародейских искусствах, и постмодернистскими кружевами, включая аккуратно подобранные эпиграфы, где присутствуют Ницше с Пелевиным, и злободневные проблемы современного общества. Впрочем, отчасти все это уже присутствовало в последних частях цикла.

Если же рассматривать сюжетную структуру "Сезона гроз", то он ближе к начальным сборникам, чем к последующим романам, из-за четкого разбиения на небольшие законченные истории, которые происходят на значительном удалении друг от друга, что создает ощущение некоей камерности, столь свойственное первым рассказам. С другой стороны, как и в романах, Сапковский пронизывает сюжет множеством сюжетных нитей из политических и чародейских интриг, образующих цельное историческое полотно. Правда, на широкий простор геополитики упряжка повествования почти что не выбирается, ограничившись кратким экскурсом в пограничный конфликтом Редании и Темерии, а в остальном колесит по летописным тропам захудалого королевства Керак. О рассказах, положивших начало истории о Геральте, напоминают и традиционные для Сапковского отсылки к фольклору, мифам и легендам. И вот среди топей борется с течениями корабль-призрак, а оборотень пускается в погоню за похитившими его детеныша людьми.

Кстати о людях, то есть о персонажах. Сапковский и здесь соблюл баланс, взяв полюбившихся читателям основных героев — Геральта, Лютика, Йеннефер, уже встречавшихся — Нимуэ, Корал, а затем добавил новых — смекалистого и добродушного краснолюда Аддарио Баха, излишне верящего в законность Феррана де Леттенхофа, упрямую и терпеливую Мозаику. Тем самым он избежал чрезмерных самоповторов. И что приятно отметить, новые персонажи оказались достаточно колоритными, чтобы не казаться бледными тенями героев основной саги.

Однако в цикле был сильный сквозной мотив, мотив Предназначения, мотив ведьмачьего долга, мотив поиска любви и семьи. Мотив, который в финале "Владычицы озера" заставлял плакать. На первый взгляд, подобной пронзительной ноты в "Сезоне гроз" нет. Есть лишь сказочный полусон Нимуэ, которая то ли повстречала призрачного двойника Геральта, то ли поверила своей фантазии. Есть лишь сказочный отзвук про силу мечей, которые повергнут зло и разгонят своим светом тьму. Но можно взглянуть иначе. Не случайно почти у всех сцен можно найти прообразы в саге. Битвы с монстрами, приграничные стычки, жестокость чародеев, придворные интриги... Даже в зачарованных краях, где оказался Геральт, он остался ведьмаком, помнящим о своем долге. Долге, который пронизывает его грезы о сражениях и схватках, о дружбе и вражде, о мести и справедливости. И эти чувства — не иллюзия.

Итог: ностальгически-грустная и светлая смесь грез, приключений и юмора.

Моя оценка: 8/10


Статья написана 19 мая 2015 г. 20:26

Первый номер четвертого подписного года «Фантастыки» делает та же команда, которая делала предыдущий номер. Адрес тот же, те же два телефонных номера. Объем журнала, бумага, типография – все те же. Tираж не указан, но, судя по тиражу следующего номера, составляет 150 тысяч экземпляров. На первой странице передней обложки использована живопись польского художника ГЖЕГОЖА СТАНЬЧИКА/Grzegorz Stańczyk. В «Галерее» в этом номере представлены работы польского художника МАРЕКА КАРВАЦКОГО/Marek Karwacki (род. 1947), их репродукции расположены на страницах 7, 10, 15, 47, 50 и на последней странице задней обложки.

Содержание номера следующее.

SF na świecie[/i][/u]

Franz Rottenstejner Przekłady SF w Europie Zachodniej

Czytelnicy i “Fantastyka”[/i][/u]

Lądowanie XXXV 3

Opowidania i nowele[/i][/u]

Shin’ichi Hoshi Miasto jak pastwisko 4

Sakyo Komatsu Dziura 8

Shin’ichi Hoshi JWP Hipopotam 14

Dmitrij Bilenkin Naprawa elektronów 16

Z polskiej fantastyki[/i][/u]

Włodzimierz Różycki Weekend w mieście 18

Powieść[/i][/u]

Colin Kapp Broń Chaosu (1) 21

Poezja i fantastyka[/i][/u]

Grzegorz Białkowski Wiersze

Krytyka[/i][/u]

Słownik polskich autorów fantastyki 54

Smutek spełnionych baśni 56

Marzenia i obawy? 59

Granice rezenzenckiej swobody 60

Bibliografia utworów fantastycznych 62

Nauka i SF[/i][/u]

Glozel, czyli ucieczka przed prawdą 62

Marsjańska metropolia 64

Wśród fanów[/i][/u]

Wśród “fanów”

Продолжение следует в колонке Wladdimir


Статья написана 14 мая 2015 г. 15:19

Последний номер третьего подписного года «Фантастыки» делает та же команда, которая делала предыдущий номер. Адрес тот же, те же два телефонных номера. Объем журнала, бумага, типография – все те же. Tираж тот же – 133 тысячи экземпляров. На передней странице обложки представлена работа МАРЕКА ЗАЛЕЙСКОГО c надпечаткой новогодних пожеланий, на задней – иллюстрация БЕАТЫ МАРУШЕВСКОЙ/Beata Maruszewska к роману Э. Р. Берроуза «Пеллюсидар», публикация которого завершается в этом номере. В «Галерее» представлены работы итальянских художников, связанных с издательством «Editrice Nord», почерпнутые из альбома «L’Illustrazione di Fantascienza e Fantasy in Italia», выпущенного этим издательством специально к конгрессу WORLD SF’85.

Репродукции размещены на страницах 7 (СESARE REGGIANI), 15 (без подписи), 18 (GIUSEPPE NENZONI), 48 (MAURICIO MANTERO), 50 (GIUSEPPE MANGONI), а также в тексте на страницах 4 (KAREL THOLE), 8 (FRANCO STORCHI), 10 (KAREL THOLE), 17 (CESARE REGGIANI), 49 (MICHELANGELO MIANI).

Содержание номера следующее.

Drugi zondaż opinii Czytelników 2

Czytelnicy i “Fantastyka”[/i][/u]

Lądowanie XXXIV 3

Opowidania i nowele[/i][/u]

Michael Ende Goab, Pustynia Barw 4

Gene Wolfe Wojna pod choinką 8

Nat Schachner Wczoraj, dziś, jutro 10

Powieść[/i][/u]

Edgar Rice Burroughs Pellucidar (2) 21

Komiks[/i][/u]

Wpadka

Z polskiej fantastyki[/i][/u]

Zofia Beszczyńska Miriel 49

Short stories po polsku 51

Krytyka i bibliografia[/i][/u]

Bibliografia utworów fantastycznych 54

Recenzje 54

Słownik polskich autorów fantastyki 56

Neologizmy 58

Nauka i SF[/i][/u]

Splunięcie diabła 58

Spotkanie z pisarzem[/i][/u]

Michael Ende 60

Wśród fanów[/i][/u]

Bachanalia fantastyczne 62

Poezja i fantastyka[/i][/u]

Bogdan Loebl

Продолжение следует в колонке Wladdimir


Статья написана 12 мая 2015 г. 12:16

      

   Томаш Колодзейчак (Tomasz Kołodziejczak) "Красная Мгла" ("Czerwona Mgła")

Вторая книга цикла "Последняя Речь Посполита" ("Ostatnia Rzeczpospolita") (о первой книге цикла "Чёрный горизонт" ("Czarny Horyzont") я писал пару лет назад). Сборник рассказов, объединённых общим героем Каэтаном Клобуцким (Kajetan Kłobucki) — королевским географом, подчиняющимся непосредственно великому коронному гетману. Причём слово "географ" здесь употребляется в не совсем привычном нам смысле. В описываемом мире на Землю открылись переходы из других Планов бытия или, если угодно, других миров, физические и прочие свойства которых весьма отличаются от нашего мира. Соответственно, возникли переходные области, в которых всё постоянно меняется, и географы призваны изучать эти области (да и другие Планы, в которые удаётся проникнуть). Служба географа "и опасна и трудна", поскольку из переходов во многих случаях появились чуждые, а чаще откровенно враждебные человеку существа и сущности, стремящиеся захватить всю Землю. Фактически, благодаря вмешательству явившихся из одного из Планов эльфов, не тронутыми остались только Польша с частью прилегающих территорий, США и ещё пара стран Европы. С запада на Польшу напирают Чёрные, или балроги, насаждающие свой ordnung, и питающиеся энергией страданий людей, что делает какие-либо попытки договориться с Чёрными бессмысленными. А с востока тянутся до самого Тихого океана пространства, покрытые Красной Мглой. Там по степям носятся орды урка-хаев, диких кочевников, детей хаоса, которые тоже нуждаются в энергии человеческих страданий.

Чётко отнести цикл к одному из подразделений коммерческой классификации фантастики невозможно. Это и постапокалипсис, и героическая фэнтези, и религиозная фантастика, и даже нанопанк. Магия и эльфы в нём вполне уживаются и, более того, переплетаются со спутниками слежения и нанотехнологическим оружием. Правда, атеистов и революционеров автор явно недолюбливает.

Расчитана книга, в основном, всё на тех же young adults. Буйная фантазия автора порождает огромное разнообразие монстров и средств борьбы с ними, что, несомненно, должно привлечь целевую аудиторию. При этом Клодзейчак обильно рассыпает по тексту намёки, аллюзии, явные и скрытые цитаты, играет словами, порождая самые разные ассоциации, что должно привлекать читателя более продвинутого, любителя литературных игр, и подтверждает слова автора, что он писатель не коммерческий, и пишет для собственного удовольствия.

Ну и, раз уж речь идёт о сборнике рассказов, вкратце охарактеризую их по отдельности. В каждом рассказе автор показывает одну из сторон постоянно идущей войны между людьми и балрогами, используя для этого необычных персонажей, судьбы которых пересекаются с судьбой главного героя.

"Красавица и граф" ("Piękna i graf") — возвращаясь из разведывательного рейда Каэтан ловит соггота — разновидность чудовищ, в которых превращаются люди под действием магии Чёрных. Обычно этих существ убивают сразу после опознания местными жителями, но в этот раз Каэтан получает приказ доставить чудовище на заставу Корнеево. На заставе он сталкивается с необычным отрядом эльфов возглавляемом красавицей-эльфийкой. Выясняется, что они занимаются пойманными чудовищами, добывая у тех информацию. И среди пленённых есть не только обращённые люди, но даже граф — исконный обитатель мира Чёрных, Геенны. Географ собирается не задерживаясь ехать дальше, чтобы как можно скорее доставить собранные данные и образцы в Варшаву, тем более, что Чёрные активизировались и начинают наступательные действия в районе заставы, но его просят задержаться на день и ехать с эльфийским отрядом...

"Не одолеть доцента" ("Nie ma mocy na docenta") — Каэтан сопровождает на территорию Чёрных в место давнего пробоя из другого Плана исследовательскую группу в составе двух учёных и отряда солдат, между собой называющих учёных "доцентами". "Доценты" намерены разобраться в природе клещей — ментальных паразитов, переходящих от человека к человеку по цепочке эмоциональных и социальных связей и делающих из людей врагов государства и всего человечества. Гнездо паразитов, предположительно находится в месте упомянутого пробоя. Чтобы самому не подцепить клеща нужно соблюдать строжайшую ментально-эмоциональную дисциплину, но под силу ли это всем членам экспедиции?..

"Красная Мгла" ("Czerwona Mgła") — Каэтан приезжает в командировку на восточную границу — в Новый Бобруйск. В подступающей к городу степи, затянутой Красной Мглой недавно обнаружены странные бункерообразные объекты, оказывающие сильное отрицательное влияние на людей, и географ должен помочь местным специалистам разобраться в их природе. Между тем, в городе Каэтан встречается с женщиной, которая обращается к нему с отчаянной просьбой найти её мужа, пропавшего во время атаки Мглы на город. Многие считают, что он превратился в урка-хая, но женщина, убеждена, что это невозможно. Каэтан не уверен, что она права, и не собирается заниматься поисками, но в это время поступает сообщение, что на город движется большая орда урка-хаев...

"Ключ Перехода" ("Klucz Przejścia") — действие этого рассказа происходит за шестнадцать лет до основных событий цикла, когда маленький Каэтан ещё жил в селе, расположенном на территории, контролируемой Чёрными. Мальчик обнаруживает в лесу странного чужака, которого разыскивают егеря Чёрных. Хах-хон, как зовут чужака, гном, выходец из ещё одного Плана, попавший в плен к Чёрным и бежавший из него. Он просит мальчика о помощи, обещая взамен доставить всю его семью в безопасное место. Между тем, спутниковая разведка обнаруживает, что недалеко от границы на территории Чёрных находится сильный магический артефакт. На его розыски направляют кадета Роберта Гралевского, входящего в тройку самых чувствительных к магии людей...

Рекомендую любителям необычной фэнтези, владеющим польским языком.





  Подписка

Количество подписчиков: 232

⇑ Наверх