Детективная литература


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Детективная литература» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

Детективная литература


Модераторы рубрики: sham

Авторы рубрики: suhan_ilich, Сноу, JuicyJ, DeMorte, antilia, Тиань, volga, sham, Evil Writer, Календула, ЭльНора, Aleks_MacLeod, Берендеев, Istaricomics, AkihitoKonnichi, монтажник 21, Deliann, radals, Ведьмак Герасим, Andy-R, Wind, DariaShlegel, vldmrvch, laapooder, zalpun



Статья написана 15 декабря 2022 г. 06:12

Премия Мишеля Лебрена / (Prix Michel-Lebrun) 2022

Книжный магазин "Doucet", Ле-Ман, 4 февраля 2023 г., Лауреат объявлен заранее, 14 декабря 2022 г.
Премия Мишеля Лебрена за остросюжетную литературу:Оливье Норек «Dans les brumes de Capelans»
Olivier Norek «Dans les brumes de Capelans»




«Код 93»
Оливье Норек
Код 93
Издательство: М.: Эксмо: ГрандМастер, 2018 год, 5000 экз.
Формат: 80x100/32, твёрдая обложка, 384 стр.
ISBN: 978-5-04-095946-4
Серия: Брутальный детектив

Аннотация: Оливье Норека сравнивают с лучшими мастерами криминального жанра, Ю Несбё и Жаном-Кристофом Гранже. Он блестяще совмещает сочный натурализм с тончайшим психологизмом. А эта задача по силам лишь настоящим мастерам…

Работая долгое время в убойном отделе полиции, капитан Виктор Кост повидал всякое. Но последние события буквально выбили землю у него из-под ног. Сначала прямо на вскрытии внутри трупа человека, погибшего от необъяснимых ожогов, зазвонил телефон. Потом другое тело, считавшееся мертвым, ожило. И вот, наконец, Кост стал получать анонимные письма с подробными деталями недавно совершенных преступлений. Парижский пригород Сен-Сен-Дени, конечно, имеет дурную славу, но и здесь подобного еще не случалось…

Комментарий: Первый роман цикла о капитане Косте.




«Мертвая вода»
Оливье Норек
Мертвая вода
Издательство: СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2021 год, 4000 экз.
Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 416 стр.
ISBN: 978-5-389-19142-6
Серия: Звёзды мирового детектива

Аннотация: Во время задержания наркодилера капитан парижской полиции Ноэми Шастен получает пулю в лицо. Жизнь, любовь, карьера – все катится к чертям, ну а дальше «неприглядного» служащего и вовсе отсылают с глаз долой — за семьсот километров от Парижа, в деревеньку на берегу озера Авалон, в самую глушь, где никогда ничего не происходит. Ноэми предстоит изучить обстановку и принять решение о ликвидации полицейского отделения. Однако ситуация резко меняется, когда после шторма деревенский рыбак вытаскивает из озера небольшую пластиковую бочку с ужасным содержимым. Эксперты приходят к выводу, что найденные в бочке кости принадлежат ребенку. След ведет в прошлое, к событиям, происходившим четверть века назад, когда при пуске гидростанции старая деревня была затоплена. Именно тогда пропали трое детей – Алекс, Сирил и Эльза. Возможно, жуткая находка связана с кем-то из пропавших. Но если так, то что же случилось много лет назад и где еще двое пропавших?..

Комментарий: Внецикловый роман.




«Меж двух миров»
Оливье Норек
Меж двух миров
Издательство: СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2021 год, 4000 экз.
Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 416 стр.
ISBN: 978-5-389-19141-9
Серия: Звёзды мирового детектива

Аннотация: Главный герой остросюжетного романа Оливье Норека «Меж двух миров» — Адам Саркис, специальный агент военной полиции в Дамаске. Когда его семье грозит смертельная опасность, Адам отправляет жену и шестилетнюю дочь в Европу, надеясь вскоре последовать за ними. Однако судьба решает иначе. Когда Адам оказывается во Франции, где должен был встретиться с Норой и Майей, он нигде не может их найти. Самые дорогие ему люди пропали без вести и шансы отыскать их в безумном, жестоком мире эмигрантских трущоб близки к нулю. Однако Адам не теряет надежды: у него есть фотография Норы и Майи, у него есть странные, неожиданные помощники, наконец, у него есть вера, которая способна творить невозможное.

Комментарий: Внецикловый роман.


Статья написана 13 декабря 2022 г. 05:46

Открыта страница Сью Тейлор Графтон, американской писательницы детективного жанра. Сью Графтон — обладательница многих престижных литературных премий детективного жанра. Она являлась президентом Ассоциации частных детективов Америки (Private Eye Writers of America, PEWA) в 1989-1990 г.г. и президентом Ассоциации писателей детективов Америки (Mystery Writers of America, MWA) в 1994-1995 г.г. Наиболее известна как автор «Алфавитной серии», где главным персонажем является частный детектив Кинси Милхоун из вымышленного города Санта-Тереза, Калифорния.

Отец писательницы Корнелиус Графтон был влюблён в детективную литературу и сам довольно успешно публиковался. Он познакомил Графтон с процессом написания и редактирования. Вдохновлённая отцом, Графтон начала писать, когда ей было 18 лет, а первый роман закончила через четыре года. Она продолжала писать и написала ещё шесть романов. В итоге было опубликовано только два романа («Keziah Dane» и «The Lolly-Madonna War»). Позже Графтон уничтожила рукописи своих ранних, неопубликованных романов.

Не получив признания своих первых романов, Графтон обратилась к написанию киносценариев. Она работала в течение следующих 15 лет (с 1973 по 1989 год) над написанием сценариев для многих телевизионных фильмов и адаптаций (в том числе — романов Агаты Кристи). В 1986 году фильм "Love on the Run", снятый по сценарию, написанному Графтон совместно со Стивеном Хамфри, попал в шорт-лист премии Эдгара в номинации «Лучший телевизионный полнометражный фильм / мини-сериал».

Жизнь и работа в Голливуде произвели на Сью такое тягостное впечатление, что она наложила запрет на экранизацию своих детективов даже после смерти. Графтон сказала своим детям, что ее призрак будет преследовать их, если они продадут права на экранизацию после ее смерти. Единственной "официальной" экранизацией ее произведений стал фильм "Lolly-Madonna XXX", снятый по роману «The Lolly-Madonna War».

В 1982 году Сью начала работать над детективной «алфавитной серией». Первый детектив назывался «А» — значит алиби". Затем последовали другие романы, в названиях которых последовательно появлялись буквы английского алфавита. Романов было запланировано 26, но серия осталась не законченной, роман "«Z» Is for Zero" так и не был написан из-за смерти автора. Позже дочь писательницы сказала, что Графтон никогда не позволила бы писателю-призраку писать от ее имени, поэтому "Алфавитная серия" теперь заканчивается на букве "Y".

Героиня этой серии Кинси Милхаун уверенно заняла своё место среди наиболее любимых детективных сериальных персонажей. По мнению биографов автора, стиль Графтон характерен для жесткой детективной литературы (hardboiled detective fiction): "лаконичный, свежий, остроумный". Романы оформлены как отчеты, которые Кинси пишет в ходе своих расследований и подписывает в эпилоге каждого романа. Повествование от первого лица позволяет читателю увидеть происходящее глазами Кинси.

В 2019 MWA объявила о создании Мемориальной премии Сью Графтон (Sue Grafton Memorial Award), присуждаемой за лучший роман в серии, с участием главной героини, которая также имеет отличительные черты письма Сью и персонажа Кинси: женщина со странностями, но также с чувством себя, с сочувствием, но и со смекалкой, умом и остроумием.


Над библиографией работал: sham.


Статья написана 10 декабря 2022 г. 13:35

Представляем вашему вниманию одного из номинантов премии Петрона этого года: Лилья Сигурдардоттир, исландскую писательницу, современного автора триллера.

Известность пришла к Лилье в 2015 году после публикации романа "Gildran" (Ловушка), первым в трилогии под названием "Reykjavík Noir". Писательница в романе представила Соню, молодую мать, которая прибегает к контрабанде кокаина в Исландию, поскольку изо всех сил пытается сохранить опеку над своим сыном, что приводит к разрушительным результатам. Лилья представила книгу как в Исландии, так и за рубежом, в частности, это был ее дебют на английском языке: роман был номинирован на "CWA International Dagger" (длинный список), престижную награду Британской ассоциации писателей-криминалистов и попал в списки бестселлеров по всему миру. "Нью-Йоркский книжный журнал" назвал его «триллером года».

В 2019 году вышел роман «Helköld sól» (Холодное солнце) из новой трилогии «Áróra Investigation», где участвуют финансовый следователь Арора и полицейский детектив Даниэль.

Обе трилогии автора опубликованы. Критики отмечают, что политические и остросюжетные триллеры Лильи написаны в сдержанном, но резком стиле, с короткими динамичными главами и запутанными сюжетами. Часто, но не всегда, они включают темы ЛГБТК. Также большое внимание в романах уделяется современному исландскому обществу. Книги автора были хорошо встречены читателями и в настоящее время переведены и изданы во многих странах.

В качестве сценариста Лилья работала с Бальтасаром Кормакуром над научно-фантастическим сериалом Netflix «Katla», мировая премьера которого состоялась 17 июня 2021 года.

Романы Лильи дважды становились победителем национальной детективной премии "Blóðdropinn" (Капля крови) за лучший исландский криминальный роман. Произведения автора на русский язык не переводились.


Над библиографией работал: sham.


Статья написана 9 декабря 2022 г. 05:06

Премия Петроны / (The Petrona Award) 2022

8 декабря 2022 г.
Мария Адольфссон «Неверные шаги». (перевод Agnes Broomé)
Maria Adolfsson «Fatal Isles»




«Неверные шаги»
Мария Адольфссон
Неверные шаги
Издательство: М.: АСТ, CORPUS, 2021 год,
Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 512 стр.
ISBN: 978-5-17-122603-9
Серия: Corpus [roman]

Аннотация: Инспектор полиции Карен Хорнби просыпается в чужой постели наутро после устричного фестиваля в порту. Рядом с ней лежит ее шеф Юнас. Тем же утром бывшую жену Юнаса находят убитой. Руководить расследованием поручают Карен. Она делает все возможное, чтобы найти преступника и обеспечить алиби Юнасу, при этом не выдавая никому подробностей своей личной жизни. Одновременно Карен преследуют призраки из ее собственного трагического прошлого.

Комментарий: Первый роман цикла "Доггерланд".




«Штормовое предупреждение»
Издательство: М.: АСТ, CORPUS, 2021 год,
Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 448 стр.
ISBN: 978-5-17-132674-6
Серия: Corpus [roman]

Аннотация: Действие романа происходит в вымышленном островном государстве, расположенном между Данией и Великобританией. На дне карьера на самом северном острове, Ноорё, находят труп мужчины. Вскоре на острове случается еще одно убийство, на этот раз более жестокое. Связаны ли они между собой? В ходе расследования Карен Хорнби начинает подозревать, что в деле могут быть замешаны ее родственники. Ей приходится балансировать между интересами семьи и служебным долгом.

Комментарий: Второй роман цикла "Доггерланд".


Статья написана 4 декабря 2022 г. 21:33
 Вариант 3-томника в бумвиниловом переплете
Вариант 3-томника в бумвиниловом переплете

Представленная в вышедшем 3-томнике детективная проза Матвея Ройзмана — это лишь часть его литературного наследия. Обратившись в начале 1940-х годов к детективному жанру, М. Ройзман остался верен ему до самой смерти. Но — удивительное дело — после вполне успешного старта, начавшегося с книги очерков о милиции «Друзья, рискующие жизнью» и продолженного сборником повестей «Берлинская лазурь» (после известнейшей экранизации переименованной редакторами Детгиза в «Дело № 306»), дальнейшая работа Матвея Давидовича на этом поприще шла по-преимуществу «в стол». Свет увидели лишь несколько собственных рассказов, да написанные в соавторстве со своим другом Николаем Ловцовым детективные истории, действие которых происходит в Забайкальском крае. Конечно, в 60-е годы основное время у писателя отнимала работа над мемуарами, получившими название «Всё, что помню о Есенине». Неопубликованными остались и созданные в те же годы рукописи биографических романов. Нас же в рамках серии «БПНФ» интересует именно детективно-приключенческая проза Ройзмана.

=============================

● В первый том вошли очерки о милиции, объединенные в книгу под названием «Друзья, рискующие жизнью» (публ. 1943), а также впервые публикуемые очерки «Око Москвы» и «Будничная служба». Из первого мы узнаём, как создавались «Друзья...», герой второго очерка — чемпион СССР по самбо Николай Братко. Детективный цикл о лейтенанте Мозарине (в последнем романе мы встречаемся с Мозариным уже в звании полковника) открывается рассказами «Охотник за аккордеонами» (публ. 1946), «Первая операция» (публ. 1947) и «Рассказ о коллекции» (публ. 1956), впервые увидевшими свет в газетно-журнальной периодике. Завершают первый том повести «Дело № 306» (1949-50, публ. 1961) и «Волк» (1952-54, публ. 1956).

 В центре (стоят): Н. Ловцов и М Ройзман (1927 г.)
В центре (стоят): Н. Ловцов и М Ройзман (1927 г.)

● Второй том открывается повестью «Вор-невидимка» (1962-64, публ.1965) — известной читателям детективной историей, впервые увидевшей свет в 11-ом выпуске альманаха «Мир приключений». Далее следуют впервые публикуемые по хранящимся в РГАЛИ рукописям повести «Человек с бронзовым лицом» (публ. 2023), «Черная кошка» (1962, публ. 2023) и «Человек с экрана» (1965-66, публ. 2023). И вновь — знакомые нам Михаил Мозарин и его начальник Виктор Градов, эксперт Надежда Корнева, секретарша Клава Бойкова и даже перекочевавшие из «Вора-невидимки» врач Лев Натанович Галкин, профессор Кокорев и кинорежиссер Роман Разумов.

Время от времени автор напоминает нам, что его истории основаны на реальных событиях, а полюбившиеся герои имеют реальных прототипов. Их имена мы также узнаем, прочитав новые повести.

...Придя домой, я достал свои изрядно запылившиеся
записи, пересмотрел их, и в памяти ожили годы Отече-
ственной войны, работа над первой повестью о милиции
«Берлинская лазурь», впоследствии экранизированной
под названием «Дело № 306».

Я вспомнил первое знакомство с Градовым, то-
гда еще майором милиции, с Мозариным, получившим
чин лейтенанта, с молодым экспертом Надей Корневой —
бойкой, лукавой и острой на язычок.

 Рассказ «Шпионка». Начало рукописи
Рассказ «Шпионка». Начало рукописи

● Произведения, вошедшие в третий том, написаны Матвеем Ройзманом совместно со своим давним другом Николаем Ловцовым — автором многочисленных рассказов о Гражданской войне, об охоте, об Уссурийском крае.

Сборник открывает цикл рассказов «Из записок лейтенанта А. Д. Зилова» — «таежные» детективы, действие которых происходит, как и в большинстве произведений Н. Ловцова, на Дальнем Востоке — в приграничной российско-китайской полосе. Начальные рассказы цикла — «Секачи» (публ. 1959), «Пуля из третьего ствола» (публ. 1960) и «Старая фанза» (публ. 1960) увидели свет при жизни соавторов. Рассказы «Потерянный тренчик», «Медвежий коготь» и повесть «Предупрежденный выстрел» публикуются впервые. Все они, как и следующая мини-повесть «Тигровая долина», — прямая отсылка к произведениям Владимира Арсеньева, имя которого частенько встречается на страницах этого тома, а верный спутник Арсеньева проводник Сунцай Геонка и вовсе является одним из персонажей «Тигровой долины».

«Черная смерть на Аргуни» — еще одна страница истории приграничного Забайкалья. Начало 1921 года. На востоке страны еще длится Гражданская война. Забайкалье контролируют власти Дальневосточной республики — «красного буфера», Приморье оккупировано японцами. Бывшие белогвардейцы и их новые хозяева, японские и американские империалисты, не останавливаются ни перед чем в своей подрывной деятельности против молодой Советской страны, в дело идут даже бациллы легочной чумы… Роман написан на основе повести Н. Ловцова «Чума», также включенной в эту книгу.

=============================

Несомненно, что Матвеем Ройзманом были написаны и другие произведения, но мы располагаем только тем материалом, который попал в РГАЛИ. Ниже я приведу отрывок из книги Феликса Медведева, в котором он рассказывает о смутном постперестроечном времени, после которого часть литературного архива Ройзмана пропала. Впрочем, неизвестна судьба и его коллекции. Вот как описывает ее Ф. Медведев:

«...я еще в коридоре увидел полки, уставленные книгами с пола до потолка — собраниями сочинений в твердых кожаных переплетах конца XIX века; изданиями, вышедшими до революции и ставшими раритетами, ибо почти все были уничтожены как не вписавшиеся в советскую идеологию; прижизненными томами Толстого, Чехова, Амфитеатрова, Бунина, Мережковского, Андреева, Достоевского; книгами по пресловутому еврейскому вопросу, специально переплетенными, видимо, с целью спрятать корешки с названиями, и многими-многими другими, привлекшими мой библиоманский взгляд, — я задрожал, как осиновый лист в бурю.

Но это было только начало — другая сторона коридора (о боже!) была увешана фотографиями самых знаменитых поэтов и писателей от начала XX века до 30-х годов с их дарственными надписями Матвею Ройзману. Блок и Городецкий, Кусиков и Маяковский, Гиппиус и Демьян Бедный, Рукавишников, Катаев, Ивнев... И, конечно же, Есенин... Целая экспозиция уникальных снимков.

Думаю, что их было не меньше тридцати-сорока.

Но самое главное, самое потрясающее ждало меня впереди! В дальней комнате я не мог не обратить внимания на старинный резной шкаф, заполненный тоненькими, изящными книжечками (я мгновенно понял, что здесь хранится самое сокровенное) — прижизненными изданиями Есенина, а также альманахами символистов, имажинистов и акмеистов, мемуарами первых послереволюционных лет, папками с какими-то документами...

<…>

Во время перестройки мои журналистские интересы вышли за пределы Советского Союза, и одной из тем стала тема русской эмиграции, судеб соотечественников, оказавшихся после революции и войны на чужбине.

 Вариант 3-томника в тканевом переплете
Вариант 3-томника в тканевом переплете

<…>

Однажды раздался телефонный звонок. Звонил Вениамин Матвеевич Ройзман. Он попросил меня прийти к нему поговорить по важному делу. Может, наследник библиотеки хочет расстаться с какими-то книгами? Время-то на дворе голодное. Я знал, что он работал в техническом институте научным сотрудником, а наука в нашем государстве особо не кормит.

Вениамин Матвеевич принял меня на кухне. По его настроению я сразу почувствовал: что-то случилось.

— Феликс, у меня к вам есть одно предложение. Моя жизнь резко меняется. Я уезжаю в Америку. Вы же видите, что здесь происходит...

Он тяжело вздохнул и решительно проговорил:

— Вы не могли бы купить эту квартиру?

Несмотря на то что Ройзман увидел в моих глазах легкую растерянность и ощутил, что я без особого энтузиазма реагирую на его предложение, он добавил:

— Моя ситуация требует срочного разрешения. Так вышло. Выездные документы уже готовы.

Надо сказать, что наш семейный бюджет испытывал явный недостаток, и, если честно, я должен был сразу отвергнуть эту абсолютно нереальную для меня сделку. Но некий азарт обуял меня в те минуты.

— Ну, хорошо, Вениамин, сколько же стоит ваша квартира? — выдохнул я.

— Я бы хотел 86 тысяч долларов... Не удивляйтесь — со всей мебелью, с библиотекой и автографами. Часть архива, правда, сдана мною в литературный музей.

Этот, выражаясь современным языком, бонус, предложенный хозяином квартиры, меня добил. Я окаменел. Мне показалось, что я схожу с ума. На мгновение я представил себе содержимое старинных шкафов, стоящие на полках книжные раритеты, автографы знаменитых писателей и поэтов, украшавшие длинный просторный коридор. Но в те же секунды я понял, что эти сокровища никогда не станут моими. Названная Ройзманом сумма была по тем временам (начало 90-х) огромной и для меня неподъемной. Наверное, в тот вечер я постарел на несколько лет.

Эта драматическая история кончилась банально: для приличия взяв на раздумье какое-то время, через пару дней я позвонил и отказался от волшебного предложения сына незабвенной Татьяны Лазаревны.

Что стало с квартирой в Козицком переулке, кому достались библиофильские сокровища друга Есенина, не знаю…»





  Подписка

Количество подписчиков: 409

⇑ Наверх