Премия Странник 1999

<< назад к описанию премии


 Странник / Странник
Дата проведения:  1999 г.

В Санкт-Петербурге прошел Четвертый Конгресс фантастов России «Странник — 99».

Конгресс этот уже традиционно собирает писателей-фантастов, критиков, переводчиков, издателей и гостей из России, ближнего и дальнего зарубежья. На сей раз «Странник» прошел под девизом «За будущее, в котором хочется жить». Собственно говоря, именно одноименная дискуссия, а не краткая торжественная часть, и стала настоящим открытием Конгресса. Ведь, как заметил Роберт Шекли, «идеи, высказанные вслух, имеют свойство материализовываться. То, что человек себе представляет, в конце концов становится реальностью, и это один из вариантов будущего. Зачастую даже национальное самосознание, национальный характер возникают из творчества писателей, которые его, собственно говоря, и формируют». Сам Шекли «твердо рассчитывает на будущее, в котором главной ценностью будут интересы личности, а не интересы общества». Оптимистами оказалось и большинство пришедших послушать дискуссию; оно и неудивительно: пессимисты предпочитают вздыхать о прошлом, а реалисты — обзаводиться зарубежными паспортами.

Но, несмотря на очевидный интерес к футурологии, погоню за автографами и семинары с красноречивыми названиями («История будущего», «Как стать фантастом» и, что для собравшихся было особенно актуально «Как остаться писателем»), кульминацией Конгресса, стало присуждение и вручение профессиональной литературной премии «Странник» и жанровых премий «Мечи». Это как бы подводило итоги очередного литературного года в мире фантастики и двух лет издательской деятельности.

«Странники» не одинаковы. Большие присуждаются за литературные произведения (роман, повесть, рассказ и художественный перевод). Малых оспаривают критики, редакторы-составители, художники и издательства, занимающиеся фантастикой. Градация жанровых премий более оригинальна. Существует (вернее, существовало, но об этом позже) четыре Меча. «Меч Руматы» присуждают за лучшее (с точки зрения жюри) героико-романтические произведение, «Меч в зеркале» — за живописание того, «что было бы, если бы...» (так называемая альтернативная история), «Меч в камне» — за фэнтези (фантастика меча и магии), «Лунный меч» — за готический роман новейшей формации (мистика и ужасы).

Разумеется, возникает законный вопрос: а судьи кто. Судьбу «Странников» решает солидное литературное жюри, в состав которого входят Юрий БРАЙДЕР, Эдуард ГЕВОРКЯН, Василий ЗВЯГИНЦЕВ, Андрей ЛАЗАРЧУК, Евгений ЛУКИН, Сергей ЛУКЬЯНЕНКО, Владимир МИХАЙЛОВ, Вячеслав РЫБАКОВ, Андрей СТОЛЯРОВ, Борис СТРУГАЦКИЙ, Михаил УСПЕНСКИЙ и Николай ЧАДОВИЧ. Раздача «Мечей» является результатом коллективного волеизъявления ВСЕХ писателей, принимающих участие в работе Конгресса.

По итогам промежуточного голосования заранее были определены тройки претендентов на Больших и Малых «Странников» и семерки финалистов, оспаривающих «Мечи». Победители были названы в субботу, причем до самого последнего момента результаты были тайной даже для оргкомитета.

Большого «Странника» в номинации «роман» получил «Ночной дозор» Сергея Лукьяненко. Тайная магическая служба занимается патрулированием городов, следя за соблюдением равновесия между Светом и Тьмой, нарушитель коего подлежит уничтожению. Черные маги следят за сохранения Равновесия днем, Белые Маги, являющиеся Ночным Дозором, якобы противники Черных, но и те, и другие готовы умереть, отстаивая паритет Тьмы и Света. Такова основа авантюрного сюжета, в рамках которого все и происходит. Но, чтобы на их долю ни выпадало, рыцари Дозора остаются людьми. Они любят и ненавидят, перед ними встают чисто человеческие проблемы, и при этом они еще держат на своих плечах мироздание. Сам же автор считает свое произведение романом о любви и, вероятно, прав.

То, что именно Лукьяненко стал лауреатом «Странника», логично. Его книги (так же, как и супругов Дяченко) присутствовали практически во всех номинациях. И тем не менее, сам писатель не слишком надеялся на успех, так как мнение читателей и коллег (одновременно являющихся конкурентами) совпадает не столь часто.

Зато победу Александра Етоева в номинации «повесть» предрекали практически все. «Бегство в Египет» — это одновременно и очень веселая, и добрая, и чуточку грустная петербургская история про мальчика, живущего у Египетского Мостика. В повести тонкая лирика прихотливо сплетена с пародией на пионерско-шпионскую литературу, еще недавно широко распространенную.

Лучшим рассказом, вопреки всем прогнозам, был признан не «Вежливый отказ, или Как и почему я не написал «Страну Багровых Туч-2» Эдуарда Геворкяна, а «Праздник» Саломатова, о человеке, регулярно гоняющем чаи с... надувными куклами.

Как известно, перевод — дело тонкое. Его результат зависит не только от качества работы переводчика. Хотя мировая литература и знает случаи, когда перевод имел оглушающий успех, в то время как базовая вещь ничем особенным не отличалась, переводчик все же сильно зависит от изначального материала. В номинации «перевод» «Странника» получил таинственный «А. Лактионов» за цикл повестей Л.Шепарда «Сага о драконе». Инкогнито Лактионова издатель так и не открыл, но работа от этого хуже не стала.

Жанровые премии «Странника» — «Мечи» — вручались в третий и последний в этом тысячелетии раз. За 4 Великих Меча боролись 28 книг и 20 писателей (если, конечно, считать соавторов единым целым). В итоге «Меч Руматы» достался роману «Между плахой и секирой» Юрия Брайдера и Николая Чадовича, повествующему о тропе между мирами и являющемуся составной частью довольно большой серии. «Меч в Зеркале» получили Михаил Успенский и Андрей Лазарчук за своеобычную версию биографии Николая Гумилева. Писатели как-то узнали, что поэт не был расстрелян в 21 году, а до сих пор ходит по земле и борется с древним и новообретенным Злом, используя свой природный дар и тайные знания, открытые ему неким тайным Орденом. Конечно, «Посмотри в глаза чудовищ» — вещь довольно спорная, но когда два столь известных писателя собирают под одной обложкой всех — от Марлен Дитрих до товарища Жданова и от воеводы Скопина-Шуйского до агента 007 — это всегда интересно. И не беда, что Николай Степанович Гумилев напоминает не себя исторического, а рожденных фантазией еще одного красноярца, Александра Бушкова, майоров ВДВ и волкодавов, меченных «вечным клеймом девятки». История-то, в конце концов, альтернативная, а побродив инкогнито по нашей реальности, «царскосельский Киплинг» теоретически мог и опроститься. Но что выбивает из колеи, так это вставленные в книгу якобы гумилевские стихи, от которых почитателей поэта бьют судороги. Ну а любители «пираний» и мордобоя, как правило, стихов не читающие, если и пробегут глазами пару строчек, то только укрепятся в своем отвращении к поэзии как таковой.

«Лунный меч» увезли на Украину Марина и Сергей Дяченко. Их «Пещера», как и положено «лунному» претенденту, производит достаточно мрачное впечатление. Да и как может быть иначе, если речь идет о чудовищах, которые одновременно живут в каждом из нас и независимо от нас? Известная тема поединка с темной стороной себя самого. «Пещера» — вещь весьма характерная для творчества этих писателей, имеющих немало ярых приверженцев. Ну а «Меч в Камне» отдали Евгению Лукину с его «Катали мы ваше солнце». Роман сходу отрицает гелиоцентрическую систему и навевает воспоминания о Чуковском и сожравшем солнце крокодиле. Правда, у Лукина солнце всходит и заходит не само по себе, а с помощью специального механизма. В один прекрасный день что-то пошло не так, наступила тьма, и герои направились к краю хрустального свода, дабы разобраться, в чем проблемы. Читавшие говорят, что книга удачная, но у огромного количества любителей фэнтези итоги голосования вызвали, мягко скажем, удивление. Слишком уж очевиден был успех у читателей романа Ника Перумова «Алмазный меч. Деревянный меч».

Невольно приходит на ум недавнее высказывание Александра Городницкого: «творческие конкурсы — вещь, изначально обреченная на неудачу. Был в свое время в городе Ульяновске один человек, который рвался организовывать конкурс авторской песни, в котором приняли бы участие Окуджава, Высоцкий, Галич... Но это же нелепо! Как можно дать Окуджаве первое место, а Высоцкому второе? Или наоборот? Или, может, Галичу третье? Это бред! Творческие люди тем и замечательны, что каждый из них неповторим и незаменим. Я считаю практику тех фестивалей, где раздаются места порочной в принципе».

И тем не менее, пока существуют литераторы, музыканты и художники, будут и творческие конкурсы со всех их достоинствами и недостатками. Будет творческий обмен, обсуждение нового, обмен идеями, но будет и профессиональная ревность (иногда неосознанная), будут «свои» и «чужие», будут взаимноголосующие «кукушки» и «петухи»... Впрочем, на сей раз по «кулуарности» и «клановости» был нанесен неожиданный удар. Хорошо организованная неожиданность, имевшая место на вручении «Странников», возможно, заставит литераторов (не только и не столько фантастов) взглянуть окрест себя и вспомнить, что, вопреки мнению эстетов, книги существуют для того, чтоб их читали.

На сцене появился Пятый Меч, который генеральный спонсор «Странника», без чьей помощи Конгресс мог и не состояться, решительно вручил Николаю Перумову. Эта награда для писателя стала первой, хотя литературные рейтинги свидетельствуют: Перумов — один из самых читаемых в России фантастов. В своих неожиданных, ярких и, часто, горьких и яростных книгах Перумов придерживается заповедей, сформулированным тем же Николаем Гумилевым: не оскорблять читателей неврастенией, не надоедать многозначительными намеками на содержание выеденного яйца, но учить «не бояться и делать, что надо», бесконечно любя «жестокую, милую жизнь» и «родную странную землю». Неудивительно, что на страницах перумовских романов присутствие личности поэта и воина ощущается куда в большей степени, чем в книге, где действует герой, которого авторы назвали Николай Степанович Гумилев.

Еще одним событием Конгресса, оттеснившим на периферию и клановую борьбу, и взаимные претензии, стало вручение «Странника» Вадиму Шефнеру... Вадиму Сергеевичу зал аплодировал стоя. У многих дрогнуло сердце, когда Шефнер очень тихим, но ясным голосом стал благодарить окружающих и желать счастья всем, кто был в зале.

сайт Веры Камши

 
 
Крупная форма Сергей Лукьяненко "Ночной Дозор"
Марина и Сергей Дяченко "Пещера"
Михаил Успенский "Кого за смертью посылать"
Александр Громов "Год Лемминга"
Евгений Лукин "Зона справедливости"
Владимир Михайлов "Вариант «И»"
Андрей Столяров "Боги осенью"
Средняя форма Александр Етоев "Бегство в Египет"
Василий Щепетнёв "Седьмая часть тьмы"
Сергей Лукьяненко "Тени снов"
Юлий Буркин "Пятна грозы"
Марина и Сергей Дяченко "Горелая Башня"
Андрей Столяров "Горгона"
Михаил Тырин "Истукан"
Малая форма Андрей Саломатов "Праздник"
Марина и Сергей Дяченко "Трон"
Эдуард Геворкян "Вежливый отказ, или Как и почему я не написал «Страну Багровых Туч-2»"
Александр Громов "Счастливая звезда Агафокла-младшего"
Александр Етоев "Изгнание из рая"
Ник Перумов "Выпарь железо из крови"
Андрей Столяров "Всё в красном"
Критика (публицистика) Игорь Халымбаджа "Фантастический самиздат"
Сергей Переслегин "Критические материалы, опубликованные в серии "МИРЫ БРАТЬЕВ СТРУГАЦКИХ""
Всеволод Ревич "Перекресток утопий: Судьбы фантастики на фоне судеб страны"
Кир Булычев "Ощущение фантастики"
Эдуард Геворкян, Николай Ютанов "Нищие духом не смотрят на звёзды"
Святослав Логинов "Русское фэнтези — новая Золушка"
Леонид Филиппов "Horror Waculi"
Перевод Андрей Лактионов за первод "Сказаний о драконе Гриауле" Люциуса Шепарда
Виктор Вебер за перевод романа Стивена Кинга «Зеленая миля»
Владимир Гольдич за перевод романа Дэвида Брина «Дело практики»
Ирина Оганесова за перевод романа Дэвида Брина «Дело практики»
Евгений Вайсброт за перевод романа Анджея Сапковского "Башня ласточки"
Наталья Исааковна Виленская за перевод романа Дэвида Геммела "Легенда"
Ольга Глебовна Косова за перевод романа Л. М. Буджолд "Память"
С. Рой за перевод романа Дэна Симмонса "Утеха падали"
Мария Ланина за перевод романа Дэна Симмонса "Утеха падали"
Редактор (составитель) Александр Ройфе за ведение рубрики "Клуб любителей фантастики" в газете "Книжное обозрение"
Кирилл Залесов за составление серии "Фантастический боевик" (издательство Армада)
Игорь Лазарев за составление серий "Осирис" и "Стальная мечта" (издательство "Центрполиграф")
Вадим Борисович Назаров за составление серий "Русская фэнтези", "Капитаны фантастики" (издательство "Азбука")
Николай Науменко за составление серий "Звездный лабиринт", "Заклятые миры", "Век дракона", "Координаты чудес" (издательство "АСТ")
Александр Шалганов Главный редактор журнала "Если"
Леонид Шкурович за составление серий "Абсолютное оружие", "Абсолютная магия", "Стальная Крыса" (издательство "ЭКСМО")
Издательство Эксмо
Азбука
АРМАДА
АСТ
Геликон Плюс
Б. Зеленский
Лумина
Художник Яна Станиславовна Ашмарина за иллюстрации к семикнижию "Колесо Времени" Роберта Джордана (всего 18 книг), "Шапочный разбор" Андрея Измайлова, "Трудно быть богом" Аркадия и Бориса Стругацких, "Время учеников 2"
Анатолий Евгеньевич Дубовик за обложки книг серии "Миры братьев Стругацких", "Катали мы ваше солнце" Евгения Лукина, "Охота на дикие грузовики" Владимира Васильева, "Евангелие от крэга" Ольги Ларионовой и другие книги серий "Звездный лабиринт" и "Век Дракона"
Всеволод Юрьевич Мартыненко за иллюстрации к "Линии грез" и "Императорам иллюзий" Сергея Лукьяненко
Сергей Поярков за иллюстрации в журнале "Империя"
Сергей Юрьевич Тырин за иллюстрации в книгах Михаила Тырина "Тень Покровителя" и "Фантомная боль"
Сергей Борисович Шехов за рисунки в журнале "Если", № 3, 1998
Сергей Шикин за обложки книг К.Черри "Воины заката" и "Дети мрака"
Паладин фантастики Вадим Шефнер
Мастер издалека Пол Андерсон
Poul Anderson
Золотой Остап Александр Етоев "Бегство в Египет"
Малые "Странники" ООНО Норихиро как основному представителю Российской фантастики в Японии.
Роберт Шекли после чтения рассказов, которого навсегда влюбляешься в фантастику.
Robert Sheckley
Легенда фантастического кинематографа Донатас Банионис за исполнение главной роли в фильме Андрея Тарковского "Солярис"
  Иконки:
— лауреаты
— номинанты
⇑ Наверх