Премия Сигма Ф 1999

<< назад к описанию премии


 Сигма-Ф / Сигма-Ф
Место проведения:  Редакция журнала "Если", г. Москва
Дата проведения:  11 мая 1999 г.

В 1999 году Московский Форум не проводился — дефолт сильно подкосил журнал, чуть не закрылись совсем. Но прямо в редакции призы — в виде медалей — были вручены. Дипломы не вручались совсем, просто были объявлены победители.

11 мая с писателями был IRC-чат (лог здесь) и там же были объявлены результаты Сигмы-Ф 1999 года.

ЖЮРИ ВЫНОСИТ РЕШЕНИЕ

*********************************************************************************************

Пришла пора подвести итоги конкурса па приз читательских симпатий «СИГМА-Ф» («Сумма фантастики») Мы благодарим тех читателей журнала, кто нашёл время и силы оценить литературные результаты 1998 года. Несмотря па кризис, заставляющий ежедневно решать массу житейских проблем, членами Большого Жюри пожелали стать 312 поклонников фантастики. Причём многие не ограничились ответами на анкету, но пристально рассмотрели фантастический пейзаж прошлого года.

*********************************************************************************************

Учитывая добросовестную работу жюри, мы постараемся столь же подробно осветить результаты конкурса.

Интересно, что в номинациях «Лучший фантастический роман/повесть/рассказ российских писателей и авторов, пишущих на русском языке» уже после первых тридцати анкет лидерство захватили двое соперников и далее не позволили серьезно вмешаться в борьбу третьему конкуренту. В номинации «Лучший роман» ведущими стали «Катали мы ваше Солнце» Е. Лукина («АСТ») и «Холодные берега» С. Лукьяненко («Если» № 3). До последнего момента так и не было ясно, кто же получит пальму первенства, но в результате с перевесом в 12 баллов победу одержал Евгений Лукин.

Всего же члены Большого Жюри отметили 40 романов 32-х писателей. Назовем первую десятку (список, как и в дальнейшем, приводится в порядке убывания баллов). Помимо упомянутых произведений, это «Год лемминга» А. Громова («АСТ»), «Звёздная тень» С. Лукьяненко («АСТ»), «Вид на битву с высоты» Кира Булычёва («Армада»), «Кого за смертью посылать» М. Успенского («Азбука»), «Смерть взаймы» С. Вартанова («АСТ»), «Вариант «И» В. Михайлова («АСТ»), «Алмазный меч, деревянный меч» Н. Перумова («ЭКСМО»), «Кесаревна Отрада» А. Лазарчука («Азбука»).

К сожалению, список повестей и рассказов, коллективно составленный читателями, существенно меньше, нежели предыдущий. Авторы журнала «Если» не раз с горечью говорили о том, что «малая форма» в российской литературе близка к летаргии. Это ещё раз подтверждает конкурс на приз читательских симпатий. В отличие от обширного романного потока мы обнаружили мелководные ручьи: в числе лучших читатели назвали 20 повестей и 16 рассказов, причём три четверти рассказов были рекрутированы из журнала «Если», включая миниатюры в рамках «Звёздного Порта» и задачу из «Банка идей».

В номинации «Лучшая повесть» в паре с М. Тыриным («Истукан», «Если» № 6) опять выступил С. Лукьяненко («Инквизитор», «Если» № 9). Правда, здесь лидерство с самого начала захватил маститый автор и удерживал его до финишной черты. Так что приз получает Сергей Лукьяненко.

Ещё три повести вошли в пятерку самых популярных — «Взрыв генерального штаба» В. Крапивина («Уральский следопыт»), «Зона справедливости» Е. Лукина (в одноимённой книге, «АСТ»), «Возвращение Угурбадо» М. Фрая (в книге «Власть несбывшегося», «Азбука»).

Напомним, это уже вторая «Сигма», вручаемая Е. Лукину и С. Лукьяненко решением Большого Жюри. Только на сей раз писатели совершили своеобразную рокировку — в прошлом году за лучший роман приз получил Лукьяненко («Осенние визиты»), а Лукин был награжд1н за лучшую повесть («Гений кувалды»). Кстати, на Конгрессе российских фантастов профессиональное жюри подтвердило оценку наших читателей, вручив за повесть «Гений кувалды» премию «Странник», а «Осенние визиты» были в числе финалистов.

Неувядающая любовь читателей «Если» к этим фантастам нам особенно приятна ещё и потому, что оба писателя являются членами Творческого Совета журнала и относятся к этому факту не дежурно, откликаясь на все просьбы редакции — от оценки произведений начинающих авторов до выступлений в «непрозаических» рубриках (весьма небезуспешных выступлений, как вы увидите чуть позже).

А вот номинация «Лучший рассказ» принесла результаты совершенно неожиданные. Очередной парой соперников оказались известные писатели из Киева Марина и Сергей Дяченко («Трон», «Если» № 9) и дебютант, приславший своё произведение на конкурс «Альтернативная реальность», одессит В. Яценко («Зверинец», «Если» № 2). И опыт уступил молодости: лучшим рассказом 1998 года признан «Зверинец» Виталия Яценко.

Добавим, что третьим финалистом также стал начинающий фантаст Олег Овчинников, выступивший в рамках конкурса «Альтернативная реальность» («Глубинка», «Если» № 8). Мы от всей души поздравляем дебютантов и жюри этого конкурса, члены которого заняты буквально «добычей радия», ведь за этими двумя рассказами — более двухсот прочитанных рукописей начинающих авторов…

Надо сказать, что все рассказы, опубликованные в «Если», нашли своего читателя, все получили баллы, в том числе и высшие. Назовем ещё пять, наиболее заметных, по мнению жюри: «Праздник» А. Саломатова (№ 7), «Звёзды зовут!» Кира Булычёва (№ 4), «Всё, что есть под рукой» А. Зарубина (№ 4), «Счастливая звезда» А. Громова (№ 1), «Грехи наши тяжкие…» К. Залесова (№ 2). Из «малой формы», все-таки прорвавшейся на страницы других изданий, читатели отметили рассказы «Позолоченная рыбка» В. Щепетнева («АСТ», сб. «Время учеников») и «Жёлтая подводная лодка «Комсомолец Мордовии» А. Лазарчука и М. Успенского («Книжное обозрение» № 6, 1998).

Номинация «Лучшее произведение зарубежного автора» снова принесла обильный урожай: члены жюри назвали 52 произведения 43 писателей. Конкуренция была жёсткой, и лишь к середине конкурса обозначилось лидерство Дэвида Брина («Дело практики», «Если» № 10, перевод В. Гольдича и И. Оганесовой).

Приведем список романов и повестей, попавших в десятку сильнейших: «Восход Эндимиона» Д. Симмонса («АСТ»), «Особый дар» М. Коуни («Если» № 5). «Роза ветров» У. Ле Гуин («Полярис»), «Утеха падали» Д. Симмонса («Диамант», «А. Корженевский», «Золотой век»), «Лабиринт Минотавра» Р. Шекли («Если» № 4), «Схватка» Г. Бира («АСТ»), «Мимолетный привкус бытия» Д. Типтри («Если» № 1), «Действо на планете Иан» Д. Браннера («Если», № 11–12).

Редакция журнала по праву гордится своими читателями. Обратите внимание: члены жюри отмечают вещи нетривиальные, заставляющие задуматься, с оригинальной фантастической идеей.

И последняя номинация — «Лучший фильм» — заставила членов жюри вспомнить 34 картины, среди которых, к сожалению, не нашлось ни одной отечественной. Высшую оценку получил далеко не самый кассовый, но наиболее глубокий, философский фильм прошлого года — «Контакт» Р. Земекиса. Диплом читательских симпатий вручается фирме «Варус Видео», лицензировавшей этот фильм. За ним следуют «Сфера» Б. Левинсона, «Звёздный десант» П. Верховена, «Чужой-4» Ж.-П. Жене и, как ни странно, «Почтальон» К. Костнера. Последний был настолько растерзан американскими критиками, что даже потребовал в журнале рубрики «Контраргумент».

* * *

Естественно, мы с особым вниманием отнеслись к работе жюри над «внеконкурсными» пожеланиями редакции: отметить наиболее заметные материалы, опубликованные в «Если» в прошлом году. Понятно, что в первой графе — «Проза» — художественные произведения плавно перетекли из разряда «конкурсных» в разряд «запомнившихся». К уже перечисленным можно добавить лидеров по числу упоминаний: «Куда мудрец боится и ступить» А. Стила (№ 7), «Цветы тюрьмы Аулит» Н. Кресс (№ 8), «Слушая Брамса» С. Чарнес (№ 1), «Вызов серого бога» М. З. Рейхерт (№ 9), «Выпьем, господин посол!» Б. Джонсона (№ 1), «Иззи и отец страха» Э. Финтушела (№ 3), «Мандала» Г. Бира (№ 4), «Форель» М. Галиной (№ 7), «Разум галактики» Д. Вэнса (№ 8), «Любитель животных» С. Дональдсона (№ 4).

В рубрике «Публицистика» по числу упоминаний соперничали статьи С. Переслегина «Стратегия и тактика галактических войн» (№ 8) и С. Лукьяненко «Игры, которые играют в людей» (№ 2). За ними следуют работы Э. Геворкяна, Н. Ютанова «Нищие духом не смотрят на звёзды» (№ 10), Кира Булычёва «Ощущение фантастики» (№ 9, рубрика «Кредо», которую читатели справедливо поместили в публицистику), С. Лескова «Дотянуться до космоса» (№ 4), К. Белоручева «Прогноз? Имитация? Вымысел…» (№ 6), А. Черткова «Роман с киберпанком» (№ 6, рубрика «Кредо»).

Среди наших рецензентов читатели выделили О. Доброва, В. Гончарова, П. Лачева, К. Белоручева.

В разделе «Критика» поклонников фантастики прежде всего заинтересовала работа В. Гончарова «Русская фэнтези — выбор пути» (№ 9). Удивительно, но почти равное число единомышленников оказалось у пессимистического прогноза Э. Геворкяна «Что-то странное грядёт…» (№ 3) и оптимистического анализа ситуации, проделанного Д. Байкаловым и А. Синицыным «Не так страшен чёрт…» (№ 8). Читатели отметили обзор И. Халымбаджи «Фантастический самиздат» (№ 9), статьи Вл. Гакова (выделив литературный портрет Д. Типтри «В тени чужой судьбы», № 9), обзоры Е. Харитонова «Страна восходящей НФ» (№ 2) и «Пасынки литературоведения» (№ 5).

В разделе «Видеодром» оказалось довольно тесно, но, верите или нет, на первое место вышла небольшая полемическая заметка Вл. Гакова «Бей жукоглазых!» (№ 2). Вспомним, что картина «Звёздный десант», с режиссером которой спорил рецензент, заняла второе место в номинации «Лучший фильм года» — вот и пойми вас, читателей… Поклонники кинофантастики по-прежнему выделяют статьи Е. Зуенко (самые популярные — «Повелитель обезьян», № 4, и «Музыка экрана», № 6), Д. Караваева («Светлые идеи рыцаря «чёрного юмора», № 1), С. Ростоцкого («По ту сторону рассвета», № 5), а также нового автора Н. Милосердовой (главная авторская удача, по мнению читателей, статья «Зона Кайдановского», № 9).

В рубрике «Прямой разговор» безусловным лидером стал Евгений Лукин («К сатире отношусь с подозрением», № 6).

Что касается вопроса о лучших конкурсах в журнале «Если», то он, пожалуй, был лишним. По числу писем, поступающих в редакцию, можно с успехом определить рейтинг конкурсов. Ответы на анкету лишь подтвердили расстановку сил: самым популярным остаётся «Банк идей», существующий более четырех лет, затем следует «Альтернативная реальность», а вот «Маски» (казино «Последний кредит») оставляют многих читателей равнодушными — по той причине, что «это не конкурс, а викторина, следить за которой интересно только участникам»…

В разделе «Звёздный Порт» читатели отмечают прежде всего репортажи № 3 («Если» № 5), № 5 («Если» № 11–12), затем «Особую папку» с материалом П. Вязникова «Лампы рта его» (№ 7), далее следуют репортаж № 1 («Если» № 1), «Проигранное сражение Старого Капитана» (№ 9) и тесты в исполнении А. Ройфе (№ 5 и № 9).

* * *

И наконец, последняя часть нашей анкеты, предлагающая членам жюри определить свое отношение к той или иной рубрике/разделу журнала. Этот вопрос был продиктован желанием редакции «сверить часы» со своими читателями. Проанализировав итоги последнего опроса, проведенного редакцией два года назад и касающегося непосредственно журнала, мы организовали новые рубрики — «Прямой разговор», «Кредо», «Экранизация», «Лаборатория», открыли раздел «Звёздный Порт», возобновили рубрику «Литературный портрет», расширили критико-библиографический раздел и видоизменили литературную политику: журнал стал реже печатать романы, предлагая читателям больше повестей и рассказов.

Два года — достаточный срок для того, чтобы определить, в той ли логике мы действовали, правильно ли поняли ожидания своей аудитории. Нынешняя анкета показала, что абсолютное большинство читателей с одобрением отнеслось к новациям журнала, оценивая предыдущий год как наиболее успешный в жизни «Если»; 96 % ответивших на анкету по всем позициям, кроме двух, предлагает нам оставить «всё как есть».

Об этих двух позициях хотелось бы поговорить особо. По поводу раздела «Звёздный Порт» среди членов Большого Жюри произошла весьма темпераментная словесная дуэль. Астропорт оброс самыми разнообразными эпитетами — от загадочной «глючной панкухи» до «лучших образцов юмористической фантастики всех прошлых и нынешних времен». По поводу «глючной панкухи» ничего сказать не можем, но другой брошенный в сердцах упрек — «это же чистый нонсенс!» — принимаем как достаточно точное жанровое определение раздела. Отправляя корреспондента на астероид L-11273, где расположен популярный в обитаемом космосе Астропорт, редакция стремилась решить две задачи, поставленные читателями: снять с журнала обвинение в том, что он «слишком серьёзен», и одновременно ответить пожеланиям тех любителей фантастики, кто испытывает потребность в общении и хотел бы предложить на суд широкой аудитории свои экспериментальные разработки. Что касается первой задачи, то ситуация сложилась таким образом: 22 % читателей ратуют за то, чтобы астероид исчез со страниц журнала, а 14 %, напротив, предлагают увеличить территорию Звёздного Порта и публиковать хронику событий в каждом номере «Если».

Разумный компромисс между требованиями «изъять» и «расширить», казалось бы, лежит в плоскости пожеланий тех 64 % членов жюри, которые хотят оставить Астропорт в прежней точке пространства и в прежнем объеме на страницах журнала. Однако, как мы уже сказали, была вторая, не менее важная задача. Так что корреспонденции из Астропорта будут появляться только тогда, когда наши читатели, направив на астероид собственные звездолеты, предоставят нам эксклюзивную информацию о событиях, которые там происходят. Редакция не считает возможным вести жизнеописание Астропорта, основываясь только на сообщениях командированных на астероид писателей и сотрудников журнала.

И вторая позиция — рецензии. Большинство читателей (54 %) предлагают расширить эту рубрику, несмотря на то, что после предыдущей анкеты мы уже увеличили число обозреваемых книг, открыли рубрику «Крупный план» и стали публиковать раз в полугодие обзоры книжного рынка. Мы постараемся учесть это пожелание, однако заметим: количество выпускаемых и число рецензируемых произведений в принципе не может совпадать. Идея «отмечать всё», высказанная некоторыми читателями, требует иного жанра — не рецензий, но аннотаций. К сожалению, сейчас появляется немало книг, о которых (по крайней мере, по мнению критиков) просто нечего сказать. Они не поддаются анализу по причине своей абсолютной бесцветности.

Мы ещё раз благодарим всех читателей, взявших на себя нелегкое бремя судейства. Сотрудники редакции, наши постоянные авторы, члены Творческого Совета могут сколь угодно долго, страстно и аргументированно рассуждать о том, «что нужно читателю», но ответ на этот сакраментальный вопрос хранится только у вас. Спасибо, что вы поделились им с нами.

Редакция

(c) «Если» 1999, №5

 
 
Крупная форма, романы Евгений Лукин "Катали мы ваше солнце"
Сергей Лукьяненко "Холодные берега"
Александр Громов "Год Лемминга"
Сергей Лукьяненко "Звёздная тень"
Кир Булычев "Вид на битву с высоты"
Михаил Успенский "Кого за смертью посылать"
Степан Вартанов "Смерть взаймы"
Владимир Михайлов "Вариант «И»"
Ник Перумов "Алмазный Меч, Деревянный Меч"
Андрей Лазарчук "Кесаревна Отрада между славой и смертью"
Средняя форма, повести Сергей Лукьяненко "Свой среди своих"
Михаил Тырин "Истукан"
Владислав Крапивин "Взрыв Генерального штаба"
Евгений Лукин "Зона справедливости"
Малая форма, рассказы и циклы рассказов Виталий Яценко "Зверинец"
Марина и Сергей Дяченко "Трон"
Олег Овчинников "Глубинка"
Андрей Саломатов "Праздник"
Кир Булычев "Звёзды зовут!"
Алексей Зарубин "Всё, что есть под рукой"
Александр Громов "Счастливая звезда Агафокла-младшего"
Кирилл Залесов "Грехи наши тяжкие..."
Василий Щепетнёв "Позолоченная рыбка"
Михаил Успенский, Андрей Лазарчук "Жёлтая подводная лодка «Комсомолец Мордовии»"
Перевод (Лучшее зарубежное произведение) Дэвид Брин "Дело практики"
David Brin "The Practice Effect"
Дэн Симмонс "Восход Эндимиона"
Dan Simmons "The Rise of Endymion"
Майкл Коуни "Особый дар"
Michael G. Coney "Charisma"
Урсула К. Ле Гуин "Роза ветров"
Ursula K. Le Guin "The Compass Rose"
Дэн Симмонс "Утеха падали"
Dan Simmons "Carrion Comfort"
Роберт Шекли "Лабиринт Минотавра"
Robert Sheckley "Minotaur Maze"
Грег Бир "Смертельная схватка"
Greg Bear "Hardfought"
Джеймс Типтри-младший "Мимолётный привкус бытия"
James Tiptree, Jr. "A Momentary Taste of Being"
Джон Браннер "Действо на планете Иан"
John Brunner "The Dramaturges of Yan"
Фантастический фильм Контакт (реж. Роберт Земекис)
Contact (dir. Robert Zemeckis)
Сфера (реж. Барри Левинсон)
Sphere (dir. Barry Levinson)
Звёздный десант (реж. Пол Верховен)
Starship Troopers (dir. Paul Verhoeven)
Чужой: Воскрешение (реж. Жан-Пьер Жёне)
Alien: Resurrection (dir. Jean-Pierre Jeunet)
Почтальон (реж. Кевин Костнер)
The Postman (dir. Kevin Costner)
Диплом «Если»: Публицистика Сергей Переслегин "Стратегия и тактика галактических войн"
Сергей Лукьяненко "История болезни, или Игры, которые играют в людей"
Эдуард Геворкян, Николай Ютанов "Нищие духом не смотрят на звёзды"
Кир Булычев "Ощущение фантастики"
Леонид Лесков "Дотянуться до космоса"
Константин Белоручев "Прогноз? Имитация? Вымысел..."
Андрей Чертков "Роман с киберпанком"
Диплом «Если»: Критика Владислав Львович Гончаров "Русская фэнтези — выбор пути"
Эдуард Геворкян "Что-то странное грядёт..."
Дмитрий Байкалов, Андрей Синицын "Не так страшен чёрт…"
Игорь Халымбаджа "Фантастический самиздат"
Вл. Гаков "В тени чужой судьбы"
Евгений Викторович Харитонов "Страна восходящей НФ"
Евгений Викторович Харитонов "Пасынки литературоведения"
Диплом «Если»: Кинокритика («Видеодром») Вл. Гаков "Бей жукоглазых!"
Евгений Зуенко "Повелитель обезьян"
Евгений Зуенко "Музыка экрана"
Дмитрий Караваев "Светлые идеи рыцаря «чёрного юмора»"
Станислав Ростоцкий "По ту сторону рассвета"
Наталья Милосердова "Зона Кайдановского"
  Иконки:
— лауреаты
— номинанты
⇑ Наверх