fantlab ru




  АНТОЛОГИЯ:

Майк Эшли «Волшебники»





Аннотация: Магия принимает разные обличья. В этой антологии вы встретите ведьм, колдунов, чернокнижников, заклинателей. Есть даже маги-компьютерщики. Они могут повелевать человеческими чувствами и судьбами, драконами и природными стихиями. Все они очень разные, только вот добрых волшебников среди них немного. Магия, волшебство дают своим обладателям почти неограниченную власть. Такая власть — слишком большое искушение, чтобы удержаться в рамках человеческой морали и не сотворить какую-нибудь пакость под плохое настроение. Или подправить окружающую действительность в соответствии со своими (зачастую весьма оригинальными) представлениями о добре и зле. Видимо поэтому большинство волшебников — не самые приятные в общении люди. А иногда они вообще не люди.

Мнения экспертов:

  • Вертер де Гёте: Разнообразная в жанровом отношении (от дарк фэнтези, мистики и «викторианской готики» до магического реализма), хорошая подборка позволила познакомиться со многими интересными авторами. (оценка: 9)
  • kkk72: в антологии очень успешно сочетаются разнообразие сюжетов и характеров с неким единством впечатления, который рассказы производят на читателя (оценка: 8)
  • Claviceps P.: Здесь собраны рассказы и повести о самых разных волшебниках, чародеях, колдунах, чернокнижниках и магах — как злых, так и добрых (оценка: 8)
  • WiNchiK: Если вы готовы к путешествиям и странствиям, к необычным персонажам и событиям, то вперед — по страницам «Волшебников». (оценка: 8)
  • Nog: Добротно сбитая и хорошо переведенная антология разнообразных волшебных историй. (оценка: 8)




Отзывы и оценки экспертов:


Вертер де Гёте: Приступая к прочтению этой антологии, я был готов к достаточно ровной, качественной подборке рассказов. Я ошибался. Причём — в лучшую сторону! Антология даже превзошла мои ожидания и некоторые произведения доставили настоящее удовольствие. Очень ровный по составу сборник (это отметили и другие фантлабовцы) — пусть шедевров немного, но много вещей хороших и очень хороших, а совсем плохеньких и вовсе нет. Я с удовольствием перечитал рассказ «неизвестного классика» К. Э. Смита «Двойная тень» (первый раз читал его ещё в середине 90-х в другом переводе) — мрачное, безысходное произведение в псевдоисторическом стиле Роберта Говарда. Вместе с «Двойной тенью» к лучшим произведениям сборника я отнесу не лишённое психологизма и менее мрачное, но очень самобытное (хотя и испытавшее некоторое влияние древнеегипетских воззрений о мире мёртвых) творение Швайцера «Стать чернокнижником».

Также произвели очень хорошее впечатление рассказы: «Ведьмин велосипед» Пратта, «Хранитель времени» Моресси (в первую очередь атмосферой), «Похоронный обряд» Луизы Купер, сюрреалистическая «Вечная ссора» Краутера, «Личика» Тома Холта, рассказ из цикла о «Земноморье» «Кости земли» Ле Гуин, очень необычное по форме произведение «Мне известно десять фактов об этом колдуне» Резника Тема, «Вечность» Леббона, два мистических детектива — Обрядовые действия» Курланда, написанный в духе детектива классического, где сыщик полагается не только на магические способности, но и на дедуктивный метод; и классический «крутой» гангстерский детектив «Семь капель крови» Вейнберга.

Слабее других выглядят, на мой вкус, «Тирский мудрец» Джонс и «В царстве драконов» Фриснер. Не понравился мне и рассказ в духе магического реализма «Вилладжио Соньо», хотя плохим назвать его язык не поворачивается.

Из недостатков антологии отметил бы то, что многие произведения являются фрагментами других произведений или циклов и в результате оказываются вырванными из контекста. В некоторых случаях это не оказывает особого влияния на оценку (произведение Швайцера, например, выглядит вполне самостоятельным и законченным), другие произведения из-за этого оказываются чуть менее интересны (относится к рассказам Ле Гуин, Джонс, Купер, Брэдли, Муркока, Леббона).

В целом: впечатления от книги очень благоприятные. Разнообразная в жанровом отношении (от дарк фэнтези, мистики и «викторианской готики» до магического реализма), хорошая подборка позволила познакомиться со многими интересными авторами.

оценка: 9



kkk72: Антология в целом понравилась. За исключением нескольких произведений она показалась мне достаточно цельной и ровной, что бывает довольно редко. Главные герои большинства рассказов — маги и волшебники, самые разные — добрые и злые, могущественные и начинающие, живущие в нашем мире или совсем в других мирах. Большинство рассказов принадлежит к нескольким жанрам: dark fantasy, магический реализм, фэнтези-детектив, мистика. При этом в антологии очень успешно сочетаются разнообразие сюжетов и характеров с неким единством впечатления, который рассказы производят на читателя. Большинство рассказов написано хорошим языком и удачно переведено. В антологии вы увидите много интересных и необычных сюжетов, ярких образов, запоминающихся ситуаций.

Несомненный плюс этой антологии для меня — я познакомился с многими авторами, которые ранее были мне неизвестны и нескольких взял на заметку. Итак, больше всего мне понравились: «Личинка» Тома Холта, умный и ироничный рассказ о неумелом маге, вынужденном встать на пути у вторжения злобных сил; очень красивый и атмосферный рассказ Джона Морресси об удивительном часовщике; фэнтезийный детектив Курланда «Обрядовые действия», весьма реалистично показавший возможное использование магии в расследовании преступлений. Пожалуй, больше всего впечатлила мрачная, но сильная повесть Швайцера «Стать чернокнижником». В ней больше всего поразило описание от первого лица событий, которые сделали главного героя черным магом и его личной платы за свои способности.

Тоже понравились, хоть и несколько меньше, «Вилладжо Соньо» Люпоффа, атмосферный рассказ, написанный в жанре магического реализма; «Ведьмин велосипед» Пратта, очень необычную историю о любви и колдовстве; рассказы Смита и Бенсона, написанные в лавкрафтовском стиле; «Кости земли» ле Гуин, еще одна хорошая история о Земноморье.

Из неудачных или не вписавшихся в сборник историй отмечу: «Колдовскую смерть» Хорнига (рассказ о компьтерной игре сам по себе довольно неплох, но в этом сборнике показался неуместным), «Жертву иллюзий» Шимеля и Резника (скорее дамский рассказ, чем фэнтези), «Похоронный обряд» Купер (зачем было вставлять в антологию приквел к роману, я так и не понял), «В царстве драконов» Фриснер (история показалась мне бессмысленно жесткой и мрачной) и «Вечную ссору» Краутнера (по-моему, автор переборщил с сюрреализмом).

Прочие рассказы показались мне хоть и не шедевральными, но вполне читабельными.

Общий вывод вполне позитивный. . В антологии вы увидите много интересных и необычных сюжетов, ярких образов, запоминающихся ситуаций. В первую очередь рекомендую антологию любителям мистики и dark fantasy, хотя, думаю, каждый читатель найдет среди этих рассказов те, которые придутся ему по душе, и откроет для себя новых авторов.

оценка: 8



Claviceps P.: Действительно — довольно ровное впечатление от этой антологии. И что самое главное — более приятное, чем от пары антологий юмористического фэнтези под редакцией этого же Майка Эшли. Хорошая, добротная подборка — в целом на 8 баллов

Из других антологий на подобную тему о волшебстве, чародействе и ведьмах стоит назвать хотя бы такие: «The Penguin Book of Witches and Warlocks» (1990), «Witches and Warlocks: Tales of Black Magic, Old & New» (1990), «The Ultimate Witch» (1993), «Witch Fantastic» (1995), «Wizard Fantastic» (1997), «The Book of Wizards» (2004). Но пока что нас устроит и эта...

Здесь собраны рассказы и повести о самых разных волшебниках, чародеях, колдунах, чернокнижниках и магах — как злых, так и добрых... Также значительная жанровая пестрота наблюдается в сборнике, что весьма радует. Здесь и традиционное фэнтези, и темное, и современное, и городское. Пара детективных вещей, хоррор/мистика, классические странные истории конца 19 — начала 20 века... Есть юмористическое, есть романтическое, есть психоделическое. На самые разные вкусы. И почти все интересно, так или иначе. Ранее на русском были только 3 рассказа из 23.

Из завсегдатаев юмористических антологий Майка Эшли здесь можно найти Тома Холта, Джона Морресси, Эстер Фриснер... Также радует выбор редактора в сторону старых и подзабытых рассказов, а не только классических и специально написанных для книги. Получается несколько разношерстно, но тем и хорошо — кому-то что-то обязательно должно понравиться.

Жаль только, что десяток я смог поставить всего 2 (и обе не без капли дегтя) двум вещам из «Волшебников» — одному из шедевров К.Э.Смита (на русском он уже печатался) и повести Дарелла Швайцера (выходивший у нас роман «Маска чародея» был написан на ее основе).

Также мне очень пришлись по вкусу рассказы Тима Пратта, Ральфа Адамса Крэма, А.К. Бенсона, Тима Леббона и др.

Лишь пара рассказов совсем не понравилась, показались скучными вещи Дианы Уинн Джонс и Дуга Хорнига.

оценка: 8



WiNchiK: Эта антология очень и очень хороша — читать непременно стоит, особенно если волшебство все еще может пробудить ваше воображение и увлечь в неизведанные края. Именно на этот эффект расчитан практически каждый рассказ сборника. Если вы готовы к путешествиям и странствиям, к необычным персонажам и событиям, то вперед — по страницам «Волшебников».

Рассказы условно можно разделить на несколько групп.

Сказочные: — «Вилладжио Соньо» — превосходная атмосфера, 100% погружение в город Грез, настоящая сказка;

— «Тирский мудрец» — построен на мифологии и немного на религиозных постулатах;

— «Хранитель времени» — схоже с городом Грез по атмосфере и проценту сказочности, невероятная коллекция часов и загадочный мастер, путешествующий из города в город;

— «Повелитель Хаоса» — без лишних сюжетных линий, без перегруженности деталями. Притчеобразный рассказ о благородном рыцаре и его подвиге во имя Дамы Сердца;

— «Земные кости» — просто восторг. Интересная история трогательно и с юмором написанная, сказка о волшебнике и его ученике, но больше об учителе;

— «Идущий позади» — традиционные моменты: злая ведьма, превращающая людей в боровов, заколдованная таверна и в конце-концов торжество добра и справедливости.

Детективные (несколько разочаровали): – «Обрядовые действия» — показался слишком коротким и простым, а «Семь капель крови» — слишком неинтересным, древняя легенда о Святом Граале и его «очищающих» свойствах — шаблонно.

Современные: — «Колдовская игра» — мальчик играет в компьютерную игру, а на кону его собственная жизнь, жизнь знакомых и незнакомых ему людей и …всего мира. Просто предсказуемо, но интересно;

— «Ведьмин велосипед» — Девочка, Мальчик и Соперник — жертвенная троица во имя вечной молодости, а еще…ведьма и велосипед;

— «В царстве драконов» — сложный и неоднозначный рассказ, много личного и социального, переданного через магическое и воображаемое;

— «Последняя из ведьм» — действительно последняя ведьма и последний колдун на свете — очень милые детишки, замечательно написано.

— «Волшебник Пепла и Дождя» — так и оставшийся для меня непонятным рассказ…

Без определения: — «Мне известно 10 фактов об этом колдуне» — очень интересная и необычная структура построения повествования;

— «Личинка» — проблемы «вечных» студентов и какого это быть «средним» учеником в магических науках (размышления вслух);

— «Закрытое окно» — все запретное притягивает с непреодолимой силой, а излишнее любопытство оборачивается трагедией — довольно избитая история, но неплохо рассказанная;

— «Жертва иллюзий» — мы все живем иллюзиями, только одни поняли и приняли этот факт, а другие все еще пребывают в сладостном неведении. Какового это развенчать миф?...

— «Вечность» — вариация на тему Замятина «Мы», герой против системы;

— «Вечная ссора» — понравилась затронутая автором тема и способ ее подачи. Вечная ссора двух противоположных сущностей, мчащийся локомотив, беспалый ангел, мертвый городок и виртуозный машинист — превосходно!

— «Номер 252» — очень популярный и заезженный сюжет о проклятом доме и группе смельчаков, намеренных развенчать суеверия. На мой взгляд этого рассказа могло спокойно и не быть в этой антологии.

Страшные: — «Двойная тень» — прекрасно созданная атмосфера мистики и неумолимо надвигающегося ужаса, по-настоящему цепляет;

— «Стать чернокнижником» — превосходно, здорово, интересно. Есть параллели с Амосом Тотуоллой «Моя жизнь в лесу духов», невозможно оторваться.

оценка: 8



Nog: Добротно сбитая и хорошо переведенная антология разнообразных волшебных историй. Заново повторять впечатления по каждому рассказу не стану — они есть в отдельных отзывах. Скажу только, что бесспорных шедевров мне не встретилось, но ближе всего к такой оценке подступили рассказы Холта, Морресси и Бенсона; явных провалов для меня оказалось всего два — «Жертва иллюзий» и «В царстве драконов». Все же остальные рассказы, даже те, что сложно воспринимать в отрыве от циклов или других романов их авторов, расположились в промежутке от «средне с плюсом» до «очень хорошо». Правда, новых имен, таких, чтоб сломя голову бросаться искать другие книги этих авторов, я для себя не открыл, но кое-кого все же взял на заметку на случай их появления в пределах досягаемости. Еще стоит отметить действительно вдумчивый подход Майка Эшли к составлению антологии — он действительно попытался раскрыть выбранную тему с самых разных сторон, а не ограничился типовыми произведениями о магах. Пусть даже некоторые рассказы оказались оценены довольно низко, не думаю, что стоит ставить это составителю в вину.

оценка: 8






Другие рекомендации «Лаборатории Фантастики»:






⇑ Наверх