fantlab ru




рекомендует:

Джо Хилл «Призраки двадцатого века»






Аннотация: Кристофер Голден в предисловии к «Призракам двадцатого века» подмечает, что большинство авторов, пишущих в жанре ужасов, без долгих разговоров бросаются в лобовую атаку на читателя и забывают о том, что самые опасные хищники обычно подкрадываются исподтишка. «Джо Хилл, — добавляет Голден, — отлично умеет подкрадываться исподтишка». Уже одно это равняет его с такими классиками «сумеречной зоны» литературы, как Говард Лавкрафт, Рэй Брэдбери, Стивен Кинг.

Жанр:

  • Мистика
  • Хоррор

Мнения экспертов:

  • Pickman: Примите Хилла как благодарного рассказчика, который шепчет вам на ухо — выражаясь его же словами –свои чудесные истории, а взамен просит лишь чуточку внимания. (оценка: 9)
  • Din Tomas: Хилл подкрадывается исподтишка. Он утонченно живописует оттенки сумрака, наполняющие реальность, а не бездумно присобачивает различных уродцев и неаппетитные подробности. (оценка: 9)
  • kkk72: Любители мистики и хоррора должны быть в восторге, но и тем, кто не очень увлекается этими жанрами, стоит ознакомиться с автором. (оценка: 8)
  • suhan_ilich: Джо Хилл пришёл в жанр и, похоже, пришёл надолго. (оценка: 8)




Отзывы и оценки экспертов:


Pickman: Такое впечатление, что эта книга пришла из прошлого. Не в старомодности дело — хотя человечность и доброта как писательские качества и вправду сделались старомодными в наши дни (стараниями Эко-Паланика-Уэльбека-Уэлша, человека с тысячью лиц). Я имею в виду другое.

Кристофер Голден в предисловии пишет, что рассказы Хилла — это выполненные обещания, и моя мысль близка к этой. «Призраки двадцатого века» – классика, как ни дико говорить так о книге, впервые изданной два года назад. Она пришла из прошлого: я не читал — перечитывал. Однако не возникло того ощущения «уже было», которое вызывают бесчисленные поделки подражателей всех мастей — те, что написаны «в традициях ТАКОГО-ТО» и рекламируются «как ТО-ТО, написанное СЯКИМ-ТО».

Мои чувства были другими — сродни тем, с которыми мы снова и снова возвращаемся к историям о Кольце Всевластья, о Винни и всех-всех-всех, о семье Торрансов и отеле «Оверлук»... Литература надоедает быстро, настоящая жизнь — никогда.

Не обращайте внимания на нелепые заявления издателей о мистификациях. И даже больше, забудьте, что Джо Хилл — «сын одного из самых знаменитых и продаваемых писателей современности». Примите его как благодарного рассказчика, который шепчет вам на ухо — выражаясь его же словами –свои чудесные истории, а взамен просит лишь чуточку внимания.

Каковы рассказы, собранные в этой книге? Ну во-первых — разнообразные, прекрасно написанные и всегда интересные.

А ещё — трогательные, страшные, пронзительные, глубокие, жестокие, нежные, мудрые, таинственные, грустные, светлые, волшебные, реалистичные, красивые, неоднозначные, яркие, сильные, небывалые...

Если вы читали «Коробку в форме сердца» и она вам не понравилась — переборите всякие сомнения и беритесь за рассказы Хилла; помните, что издательский бизнес жесток и требует РОМАНОВ, как голодный пёс — кормёжки; ещё помните, что По, Лавкрафт, Рэй Брэдбери и Роальд Даль блистали в естественной для них малой форме, но надсмотрщики над ними не стояли...

«Джо Хиллу Кингу, который всё сияет…»

У хороших историй не бывает продолжения; они просто не кончаются.

оценка: 9



Din Tomas: Отличный сборник мистических рассказов. Хилл, как выяснилось, талантлив не менее отца, хотя их стиль несколько различается.

Стиль Хилла так или иначе прослеживается в каждой новелле сборника. Во-первых, все они увлекательны. Начав читать, быстро отключаешься от действительности и входишь в таинственный мир, обрисованный автором.

Ещё одна заметная деталь — интересное сочетание реализма и фантастичности. Магический реализм? Не знаю, но большинство рассказов «Призраков» на первый взгляд описывают жизнь простых обывателей. Хотя в них, конечно, есть что-то оригинальное, но подобные люди окружают и нас с вами. Особенно показательны в этом смысле «Лучше, чем дома», «В ловушке» и «Завтрак у вдовы». Они реалистичны и описывают не вампиров и маньяков, а фантастику обыденной жизни, её незаурядные эпизоды. Но точные жизненные заметки есть во всех без исключения рассказах сборника, что очень приятно.

Реалистичную ткань сюжета чаще всего прорывает какая-нибудь невероятная деталь, чужеродный элемент, вторгающийся в повседневное бытие. Это и телефон с того света из «Черного телефона», и волшебный «Плащ», и резиновый мальчик из «Хлоп Арта», мальчик-насекомое из «Саранчи». Иногда этот элемент вживается так, словно ничего особенного в этом и нет, но чаще он серьезно меняет жизнь окружающих людей.

Что касается хоррор-составляющей сборника… здесь почти нет ужасов, «бьющих в лоб» (не считая, может быть, «Лучших новых ужасов»). Как верно подмечено, Хилл подкрадывается исподтишка. Он утонченно живописует оттенки сумрака, наполняющие реальность, а не бездумно присобачивает различных уродцев и неаппетитные подробности. Поэтому вряд ли после этих рассказов кто-то будет трястись от страха. Но какое-то влияние на читателя они окажут точно, дадут пищу для ума, могут даже вселить тревогу.

Несмотря ни на что, в новеллах сборника нет абсолютной безнадежности и угрюмой мрачности. Наоборот: везде присутствует светлый мотив, надежда, призрачный шанс. Это заметно даже в «Саранче» и «Сыновьях Абрахама». Трогательному почти всегда находится место.

Хилл почти во всех рассказах предоставляет читателю право самому решать, чем всё завершилось. При этом ощущения незаконченности нет, все так, как и должно быть. Но последний штрих и трактовка происходящего остаются за читателем.

Многие вещи сборника посвящены детям и подросткам («Хлоп Арт», «Добровольное заключение», «Маска моего отца», «Лучше, чем дома», «Услышать, как поет саранча», «Сыновья Абрахама»). Немало размышлений о детской дружбе, ненависти, школьных и особенно семейных взаимоотношениях. Семья — вообще сквозная тема большинства рассказов. Здесь и грубые отцы-чурбаны из «Хлоп Арта» и «Саранчи», и безразличные матери («Плащ»), и внешне благополучная семья из «Маски моего отца». Лично я из этого сборника многое почерпнул об американской действительности. Впрочем, американские дети и семьи от российских не слишком отличаются. Везде есть те же Артуры Роты, Ноланы и Моррисы Лернеры, Эды Прайоры (блестящий образ! Почти один в один мой бывший друг)) ). И размышления Хилла будут знакомы и интересны каждому.

Впрочем, нашли свое место в сборнике и мистическая зарисовка «Деревья-призраки», и задумчиво-изящный «Призрак двадцатого века», и рассказ-идея «Последний вздох». Провальных вещей просто нет, общий уровень весьма высок. Ну а мне больше всего приглянулись три рассказа — «Хлоп Арт», «Завтрак у вдовы», «Добровольное заключение». «Хлоп Арт» и «Добровольное заключение» — о детях, семьях, о поиске своего места, о необычных людях и их попытке приспособиться к жестокой реальности. «Завтрак у вдовы» — на первый взгляд ничего особенного, но что-то в нем есть правильное, доброе и светлое.

оценка: 9



kkk72: Говорят, что на детях гениев природа отдыхает. Возможно, это и так, но к Джо Хиллу, сыну знаменитого Стивена Кинга, это утверждение не имеет никакого отношения. После довольно долгих размышлений я все же решил познакомиться с этим автором и не прогадал. Правда, по манере письма Хилл не слишком похож на своего отца. Скорее, его творчество напомнило мне Нила Геймана.

Итак, о сильных сторонах автора. Во-первых, Джо Хилл просто умеет отлично писать. Мягкая, доверительная интонация большинства его рассказов сразу вызывает интерес и дает возможность глубже проникнуться духом произведения. Однако, именно о таких и говорят: «Мягко стелет, да жестко спать», ведь зачастую зло обнаруживается в рассказах Хилла в самых неожиданных обличьях. Отточенный стиль, прекрасный слог, ну и видимо, очень хороший перевод дают возможность в полной мере насладиться творчеством автора.

Во-вторых, Хилл очень разнообразен, а я считаю это одним из важнейших достоинств автора. В десятке рассказов, вошедших в этот сборник, автор нигде не повторяется, с поразительной легкостью меняя стили и жанры: от мистики до реализма, от магреализма до хоррора. Вот уж действительно, все жанры хороши, кроме скучного. Автор с поразительной легкостью фонтанирует оригинальными идеями и придумками, поворачивает сюжеты в самые неожиданные стороны. Там, где ситуация кажется совершенно безнадежной, вдруг дает еще один шанс своему герою, а там, где читатель не ожидает никакого подвоха, неожиданно вонзает в спину отравленный кинжал. По крайней мере, заскучать читателю Хилл не даст совершенно точно.

В-третьих, Джо Хилл очень искренен с читателем. Мистика и хоррор — такие жанры, когда пытаясь напугать читателя, автор поневоле делится с ним своими страхами и проблемами. И в этом смысле Хилл не боится демонстрировать нам свои комплексы и фобии. Видимо, тень великого отца действительно серьезно давит на автора. Во многих рассказах, главные герои — закомплексованные подростки, страдающие от различных умственных и физических недостатков. По крайней мере дважды герои убивают отца, еще в одном случае он таинственно исчезает. С другой стороны, еще один рассказ — настоящий гимн сыновьей и родительской любви. Интересно, есть ли у Джо братья, ведь несколько отличных историй как раз посвящены тонкостям отношений между подрастающими братьями.

Да, в ряде историй автор жесток, но это с лихвой искупается трогательной любовью, которая видна в других рассказах.

Самое сильное впечатление на меня произвели пронзительные «Добровольное заключение» и «Хлоп арт». Понравились грустный и романтичный «Призрак двадцатого века», жесткий, но сильный «Черный телефон», неожиданный «Плащ», трогательный «Завтрак у вдовы», совершенно сюрреалистичная «Маска моего отца». Да и остальные рассказы неплохи. Только откровенно трэшевые «Лучшие новые ужасы» и «Саранча» вызвали чувство отторжения, хотя любителям хоррора они, возможно, тоже придутся по душе.

В результате получился очень интересный сборник разнообразных и любопытных историй, написанных с большим литературным мастерством. Любители мистики и хоррора должны быть в восторге, но и тем, кто не очень увлекается этими жанрами, стоит ознакомиться с автором. По крайней мере несколько рассказов точно не оставят вас равнодушными.

оценка: 8



suhan_ilich: Писатели ужасов так часто пишут о беспокойниках, что не могут ни пропитаться мертвячьим духом, мешающим каким нибудь призракам или зомбям лежать спокойно и не вмешиваться в делах живых. Нет, конечно, на страницах сборника Джо Хилла нет Лавкрафта, заманивающего в сети Древних в окрестностях Инсмута какого-нибудь бедолагу, или Рэя Брэдбери, нашёптывающего слова ненависти новорождённым. И даже призрака Стивена Кинга, терзающего очередного графомана, тоже нет. Хотя вот его стоило бы вставить, чтобы дать намёк читателям, кто же скрывается за главной мистификацией года. Но тем не менее все они, а также другие мастеров страшного рассказа, призрачно присутствуют в книге. Редкий случай, когда название сборника попадает в самую точку. Вчитайтесь в него, почувствуйте намёк на подтекст. Ту же задачу решает и зубастый смайлик на обложке, при первом взгляде как будто подчёркивающий некоторую ироничность автора. В этой игре нет ни грамма фальши или подобострастия, Джо Хилл искренне делится с читателями своим опытом читателя-аналитика, способного потом из стилистических кусочков сложить свою собственную мозаику.

К счастью, достоинства сборника Джо Хилла не исчерпываются способностью писать в духе того или иного автора. Тем более, что люди, у которых он учился писать, действительно умеют это делать, пугая читателей не красочными изображениями процесса вампирьего завтрака, вишнёвым сиропом, стекающим по клыкам, а вскрытием психологии человека, внезапного ставшего едой, и может быть даже чувствующего некоторое приятно-волнительное удовлетворение от этого. Нельзя сказать, что все, как один, рассказы хороши, есть некоторая неровность, которая обусловлена тем, что Хиллу не всегда хватает оригинальности. Так, кафкианское «Превращение» плохо прижилось на благодатной почве триллера о забитом подростке выполненного в манере Стивена Кинга, вызывает смех, а не эмоциональное переживание трагизма ситуации.

Самые яркие рассказы на мой вкус — это «Добровольное заключение» и «Хлоп арт». В обоих из них очень ясно чувствуется влияние Брэдбери, что ж, видимо, понравились они не спроста, пора перечитать что нибудь. Наименее понравились «Услышать, как поёт саранча», «Плащ» и «Деревья-призраки». Остальное где то на 7-8 баллов. А ещё один рассказ «Завтрак у вдовы» я так и не раскусил.

Джо Хилл пришёл в жанр и, похоже, пришёл надолго. И безумно интересно подождать, когда же он начнёт писать полностью сам, как Джо Хилл, а не Джо Хилл, как призрака Роальда Даля, или Джо Хила, как призрака Стивена Кинга. А в том, что обязательно произойдёт, я уверен.

Хороший сборник, очень рекомендую начать знакомство с автором именно с него, а не с романа «Коробка в форме сердца», который вышел заметно хуже.

оценка: 8






Другие рекомендации «Лаборатории Фантастики»:






⇑ Наверх