fantlab ru




  НЕ ПРОПУСТИТЕ:

Вадим Волобуев «Боги грядущего»





Аннотация: Новая богиня не щадит никого. Суровые воины и девы с дымчатыми очами, дряхлые старцы и младенцы — все пали ниц перед великой Наукой. Дикий лик её с кровожадно разъятым ртом возвысился над тёмным миром лесных людей. «Боги грядущего» — больше, чем приключенческая фантастика. За этими строками — глухой топот конницы чингизидов, тяжёлая поступь конкистадоров, рождение новой культуры на обломках древней цивилизации… Отодвинем складки медвежьего полога: история начинается.

Жанр:

  • Постапокалиптика

Мнения экспертов:

  • Sawwin: Роман очень непрост и тщательно проработан. При этом он написан хорошим языком, наполнен приключениями, которые держат читателя в напряжении. (оценка: 9)
  • Вертер де Гёте: Такой неформат — не идущий на поводу у читателя, старательно продуманный — очень нужен. (оценка: 8)
  • darkseed: Чтение легким не будет. Но написано хорошо, сочно, объёмно. (оценка: 8)
  • senoid: Непростой и неглупый роман, представляющий один из вариантов развития цивилизации на костях погибшего мира. (оценка: 7)




Отзывы и оценки экспертов:


Sawwin: Вадим Волобуев по профессии историк, и это сказывается в его произведениях, которые помимо иных достоинств, отличает историческая достоверность и психологизм. Формально роман «Узнай врага» относится к постапокалиптическому направлению, но такой постапокалиптики мы ещё не читали. Здесь нет набивших оскомину нелепых мутантов, нет всеобщей грызни за остатки материальных ценностей. От прошлого остались развалины городов, давно уже не радиоактивные, но по-прежнему носящие название «проклятые земли», и удивительный, психологически обоснованный запрет на пролитие крови. Нет в книге и Америки или Европы, в ядерной бойне они будут уничтожены нацело. Действие происходит на просторах Восточной Сибири, где живут, вернувшиеся к родовому строю, но сохранившие русские имена потомки северных народов и русских поселенцев.

Примечательно имя главного героя: Головня. С одной стороны это огненное имя, но в то же время, головня не горит, а чадит и тлеет. Столь же двусмысленна и роль главного героя в истории. Первоначально он разрушает главное табу северных племён: запрет на пролитие крови. И нет ничего удивительного, что когда становится можно убивать, убийства начинают происходить повсюду и разнообразие их вызывает ужас. Вспомните, как лесовики загоняют до смерти лося. Разумеется, эти люди, начав убивать, изобретут небывалый арсенал смертоубийства. Но одним сломом древнего запрета дело не ограничивается. Начав поклоняться Льду, люди изменились очень мало. Настоящие изменения начались, при появлении богини Науки. Разумеется, к настоящей науке богиня не имеет никакого отношения, но это оказался фермент, заставивший забродить всё косное первобытное общество. И первым, причём самым неприятным образом, изменяется Головня. Став великим вождём, он теряет друзей, единомышленников, любимую. Многим читателям это может не понравиться, но такова правда жизни.

Особое место в романе занимают взаимоотношения объединённых северных племён с чернокожими пришельцами. Давняя катастрофа затронула народы Африки меньше, всех остальных. Кажется, что сейчас мы увидим появление колониальной империи, где место колонизаторов займут негры. Но этого не происходит, и тому также есть убедительное объяснение. Со времени апокалиптической катастрофы прошли сотни, возможно, тысячи лет, но жители Лесото остались на уровне двадцатого века. Почему? Дело в том, что усвоив некоторую материальную составляющую европейской культуры, африканские племена совершено не усвоили культуру в целом. Сейчас даже пигмеи бегают с автоматами Калашникова, оставаясь при этом прежними дикарями. И столкнувшись с северными варварами, уступающими в материальном плане, но динамично развивающимися, африканские государства погибнут, как погибла Римская империя под напором германских племён.

Как видим, роман очень непрост и тщательно проработан. При этом он написан хорошим языком, наполнен приключениями, которые держат читателя в напряжении. Могу рекомендовать роман всем, кто любит интеллектуальную фантастику.

оценка: 9



Вертер де Гёте: Далёкое будущее. Судя по всему, после страшной ядерной войны цивилизация погибла и человечество вернулось к общинно-племенному строю. Катастрофа настолько потрясла оставшихся в живых, что вот уже несколько столетий свято соблюдается принцип «не убий». Он действует даже на охоте — и тут, как вы понимаете, не обходится без лицемерия. Мы с вами оказываемся в одном из племён на территории нынешней Сибири. Веками здесь не меняются ритуалы и обычаи, сложившееся общество консервативно, беззащитно перед капризами природы. И вот появляется молодой, энергичный человек, который хочет перемен.

Но благими намерениями вымощена дорога в ад.

Эта книга рассказывает о разлагающем влиянии Власти, о превращении обычного паренька в безжалостного кровавого лидера. На место Головни можно поставить любого диктатора, судьбы их схожи — такое же абсолютное одиночество. Вождь не может положиться ни на одного из своих соратников; и дело не в том, что все они предатели по натуре, просто люди вокруг диктатора уже не могут быть сами собой, человеческая психика не выдерживает постоянного гнёта, осознания того, что в любой момент можешь попасть в немилость.

Ситуация, когда «первые на последних похожи и не меньше последних устали, быть может, — быть скованными одной цепью». (С)

Потоки крови льются «во имя Науки». При этом для героев книги «Наука» — просто имя богини и лишь читателю понятна горькая ирония. Познание, открытие нового для человеческой цивилизации редко обходилось без жертв.

Книга, бесспорно, сложная. В большей степени это исторический роман, чем фантастика. Написан профессиональным историком, который прекрасно разбирается во всех историко-социальных аспектах выбранной темы — власть, судьба тирана, взаимоотношения диктатора с народом и «близким кругом». Читается произведение — сразу надо сказать — тяжело. Помимо того, что сам авторский стиль суховат, сюжетно книга тоже тяжела, мрачна и безжалостна к человеческой природе.

Но, несмотря на некоторые недостатки, я оцениваю роман достаточно высоко: он поднимает очень серьёзные темы. Такой неформат — не идущий на поводу у читателя, старательно продуманный — очень нужен. Сейчас мало кто решается на создание таких произведений и обладает для этого необходимыми знаниями. К тому же хочу обратить внимание на интересную детальную проработку мира. Недаром автор серьёзно перерабатывал книгу несколько раз.

оценка: 8



darkseed: Постапокалиптика, которая не похожа на постапокалиптику. Социалка, не похожая на социалку. Исторический роман, который не является историческим. Что же это? Скорее всего, во всех издательствах роман назовут неформатом. И будут правы.

Начну с хорошего. Роман приятно радует «зримостью» деталей. Погружение в быт скатившихся в варварство людей происходит практически мгновенно (не буду говорить о первой главе, которая вызывает некие сомнения). Одежды, скарб, оружие, инструменты, еда..... , словом, автор знает о чём пишет и помогает это увидеть нам. Правда, из-за этого через некоторое время начинаешь чувствовать реальный дискомфорт. Убийства, пытки, грязь, кровь, вши и запахи дерьма пребудут с тобой до самого конца книги. Но кто сказал, что текст должен ласкать взор? Затягивает и тайна этого мира (которая, правда, так толком и не раскрывается) — что это за катаклизм, как он произошел, почему развитие веры пошло таким путём? Как люди с этой верой умудрились выжить? Вопросов возникает много. И автор оставляет вам возможность додумывать всё самому. Я додумывать поленился и спросил у самого писателя. Услышанное меня несколько смутило, но... это же фантастика? Никто не обещал стопроцентной достоверности. Можно не верить, как я не поверил в возможность такого развития событий. И, при этом, получить некое извращенное удовольствие от книги.

Извращенное? — Именно. Ну не люблю я когда нет в течении всей толстенькой книги НИ ОДНОГО хоть в малой степени симпатичного персонажа. Дошло до того, что мне уже было совершенно пофиг было кого в следующей главе принесут в жертву бессмысленному прогрессу в лице богини Науки. Да и странное решение сделать завоевателями всей Европы африканцев, которые, при этом, превратились чуть ли не в вариацию русских 19 го века с «берёзками Лесото», «братушками», «да-с», «за Государя-Императора!» — ничего кроме сдержанного хмыканья вызвать не могло.

Сама же история прихода к власти Г.Г. — это приход к власти большевиков, только другими словами. Те же чистки несогласных, тот же приход к власти Сталина, уничтожение соратников по борьбе, уничтожение убийц соратников, офицеров и так далее... мясорубка. История повторяется. Люди не умнеют. Это печалит.

Словом, чтение легким не будет. Но написано хорошо, сочно, объёмно. Этого у автора не отнять. Дух морозной Сибири передан великолепно. Если бы не развалины городов и зверолюди, можно было бы подумать, что читаешь псевдоисторический роман про житие древних северных народов.

оценка: 8



senoid: Добро пожаловать в дикий северный край, где живут люди из далекого прошлого… или далекого будущего. Поначалу и не разберешь, ведь роман Вадима Волобуева представляет собой любопытный микс исторической прозы и фантастики. При этом в книге не найти привычные литературно-постапокалиптические маячки в виде богатого бестиария или сталкеров, постоянно бегающих из одного жуткого места в другое. В качестве альтернативы автор предлагает читателю глубокую историю взросления: как отдельно взятого героя, так и его маленького мирка.

Роман цепляет сразу же: атмосферой, локациями, погружением в суровый быт. А еще интригой, ведь автор не спешит выкладывать карты на стол и расставлять все по полочкам. Что там, за бескрайними снежными полями, где можно встретить колдуна или найти мертвое место? Существующий мир открывается медленно, с намеками и недомолвками, причем до конца он так и не откроется. Без ответов останутся и несколько глобальных вопросов. Кто-то посчитает это минусом, зато читательская фантазия будет задействована на полную катушку.

В романе силен социальный элемент, важное место занимают и вопросы религии. А как иначе, если автор фактически обрисовывает зарождение новой культуры? На смену одним богам приходят другие, заповедь «не убий» становится ключевой слабостью, герои прокачивают новые скиллы, и вот уже непонятные деревянные палки превращаются в луки и стрелы. Очень любопытно наблюдать за этими метаморфозами, хоть и кажется порой, что изменения слишком стремительны. При этом в романе хватает спорных моментов, возникают некоторые вопросы к жизнеспособности описанного общества, но уже одно то, что книга заставляет задуматься, дорогого стоит.

Написано хорошо, иногда картинки встают перед глазами даже слишком ярко: от момента со щенком в кипятке пришлось поежиться. Сильно затянутых кусков не обнаружено, просто есть более интересные части, а есть менее. Особо приглянулась «вводная» и жутковатый визит Головни в пещеру к ведьме, а вот после его возвращения искорки симпатии к герою стали угасать. Простой паренек, чьи злоключения пропускаешь через себя, начал превращаться в того, кому сложно сопереживать. И уготованная ему в финале участь уже не вызвала никаких эмоций.

Что имеем в итоге? Непростой и неглупый роман, представляющий один из вариантов развития цивилизации на костях погибшего мира. Изюминки добавляет тот факт, что сам автор является историком и, как говорится, в теме. Где-то с ним можно поспорить, но мнение разбирающегося человека всегда интересно выслушать. Наверное, это не самое захватывающее чтиво, но о потраченном времени ни разу жалеть не пришлось. А значит, книга удалась.

оценка: 7






Другие рекомендации «Лаборатории Фантастики»:






⇑ Наверх