автор |
сообщение |
Конни
миротворец
|
19 октября 2017 г. 07:01 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата маРуся Что касается "немытой Европы", так если обратиться к тем же сказкам, то у них старушки ходили в лес за хворостом, а у нас емели на печи за дровами ездили. Так что ни о какой бане у них и речи идти не могло.
У бедной старушки бани скорее всего не было и трудности с топливом существовали. Вот только делать категоричный вывод о том, что "ни о какой бане у них и речи идти не могло", говоря о всех европейцах не стоит. Смотрим хотя бы сюда.
цитата Фернан Бродель. «Структуры повседневности: возможное и невозможное».Гл.4 «Излишнее и обычное: жилище, одежда и мода»: " Бани, давнее наследие Рима, были правилом во всей средневековой Европе — как частные, так и весьма многочисленные общественные бани, с их ваннами, парильнями и лежаками для отдыха, либо же с большими бассейнами, с их скученностью обнаженных тел, мужских и женских вперемежку. Люди встречались здесь столь же естественно, как и в церкви; и рассчитаны были эти купальные заведения на все классы, так что их облагали сеньориальными пошлинами наподобие мельниц, кузниц и заведений питейных. А что касается зажиточных домов, то все они располагали «мыльнями» в полуподвалах; тут находились парильня и кадки — обычно деревянные, с набитыми, как на бочках, обручами...
Там кстати упоминаются бани в средневековой литературе.
цитата Если следовать средневековым романам и эпосам, то личная гигиена имела обладала высокой ценностью. Запыленный после долгой скачки Парцифаль принимает ванну, опекаемый купальными прислужницами. Мелеганц (в одноименном романе артуровского цикла, 1160-80) застает вовсе не возмущающуюся этим хозяйку замка в купальной бадье, кстати находящейся перед замком под липой. Эпический герой Битерольф устраивает совместные купания «86 или более», а один раз сразу 500 витязей — в бадье, установленной в зале. В шванке «Голый посол» протагонист был направлен со своей новостью в купальню.
|
–––
Коннизавр, чудовище кровожадное и старомодное. |
|
|
ameshavkin
философ
|
19 октября 2017 г. 10:35 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Конни Бани, давнее наследие Рима
Само слово "баня" заимствовано славянами из народной латыни около VI в.н.э., очевидно, вместе с баней как таковой. Так что и в России это наследие Рима
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
Veronika
миродержец
|
19 октября 2017 г. 10:52 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin Зюскинд вообще этого не писал. И в русском переводе этого нет. Фальшивая цитата, кем-то вброшенная в пропагандистских целях.
Я имела в виду вот этот абзац из "Парфюмера":
цитата «…В городах того времени стояла вонь, почти невообразимая для нас, современных людей. Улицы воняли навозом, дворы воняли мочой, лестницы воняли гнилым деревом и крысиным помётом, кухни — скверным углём и бараньим салом; непроветренные гостиные воняли слежавшейся пылью, спальни — грязными простынями, влажными перинами и остро-сладкими испарениями ночных горшков. Из каминов несло серой, из дубилен — едкими щелочами, со скотобоен — выпущенной кровью. Люди воняли потом и нестираным платьем; изо рта у них пахло сгнившими зубами, из животов — луковым соком, а их тела, когда они старели, начинали пахнуть старым сыром, и кислым молоком, и болезненными опухолями. Воняли реки, воняли площади, воняли церкви, воняло под мостами и во дворцах. Воняли крестьяне и священники, подмастерья и жёны мастеров, воняло все дворянское сословие, вонял даже сам король — он вонял, как хищный зверь, а королева — как старая коза, зимой и летом».
|
––– я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно |
|
|
Дон Румата
миродержец
|
19 октября 2017 г. 10:57 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Veronika Я имела в виду вот этот абзац из "Парфюмера":
Парфюмер, если не ошибаюсь, роман написанный в середине 80-ых прошлого века? Как он может быть свидетельством банных традиций Европы, положим IX-XVIII веков?
|
––– "Креста не бывает выше человеческих сил"
|
|
|
ameshavkin
философ
|
19 октября 2017 г. 11:44 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Щедрин Я возвратился в Париж осенью прошлого года. Я ехал туда с гордым чувством: республика укрепилась, говорил я себе, стало быть, законное правительство восторжествовало. Но при самом въезде меня возмутило одно обстоятельство. Париж... вонял!! Еще летом в Эмсе, когда мне случалось заметить, что около кургауза пахнет не совсем благополучно, мне говорили: это еще что̀! вот в Мариенбаде или в Париже, ну, там действительно... В Мариенбаде — страждущее человечество; в Париже — человечество благополучное. Два противоположных явления, а результат один — вонь! Какая богатая антитеза и сколько блестящих страниц написал бы по поводу ее Виктор Гюго! Я же скажу кротко: пути, которыми ведет нас предопределение, неисповедимы. Действительно, приехавши в конце августа прямо в Париж, я подумал, что ошибкой очутился в Москве, в Охотном ряду. Там тоже живут благополучные люди, а известно, что никто не выделяет такую массу естественных зловоний, как благополучный человек. ... Я знаю Москву чуть не с пеленок; всегда там воняло. Когда я еще на школьной скамье сидел, Москва была до того благополучна, что даже на главных улицах вонь стояла коромыслом. На Тверской, например, существовало множество крохотных калачных, из которых с утра до ночи валил хлебный пар; множество полпивных («полпиво» — кто нынче помнит об этом прекрасном, легком напитке?), из которых сидельцы с чистым сердцем выплескивали на тротуар всякого рода остатки. По улице свободно ходили разносчики с горячими блинами, грешневиками, гороховиками, с подовыми пирогами «с лучком, с перцем, с собачьим сердцем», с патокой с имбирем, которую «варил дядя Симион, тетушка Арина кушала-хвалила», с моченой грушей, квасом, сбитнем и проч. Воняло и от продуктов, и от продавцов, и от покупателей. Воняло от гостиниц Шевалдышева, Шо̀ра, а пониже от гостиниц «Париж» и «Рим». В этих приютах останавливались по большей части иногородные купцы, приезжавшие в Москву по делам, с своей квашеной капустой, с соленой рыбой, огурцами и прочей соленой и копченой снедью, ничего не требуя от гостиницы, кроме самовара, и ни за что не платя, кроме как за «тепло». И так как в то время о ватерклозетах и в помышлении ни у кого не было, то понятно, что весь этот упитанный капустою люд оставлял свой след понемногу везде. Точно то же самое, в большей или меньшей мере, представлялось и на Никитской, и на Арбате, и на Кузнецком мосту. А к Охотному ряду, к Ильинке и к купеческим усадьбам даже приступу не было: благодать видимо почивала на них. Но тогда этим как-то не отягощались и даже носов не затыкали. Казалось совершенно естественным, что там, где живут люди, и пахнуть должно человечеством. В самых зажиточных помещичьих домах не существовало ни вентиляторов, ни форточек, в крайних же случаях «курили смолкой». Я живо помню: бывало, подъезжаешь к Москве из деревни, то верст за шесть уж чувствуешь, что приближаешься к муравейнику, в котором кишат благополучные люди. «Москва близко! Москвой пахнет!» — говорили кучера и лакеи и набожно снимали картузы, приветствуя золотые московские маковки. ... Извиняюсь перед читателями за это отступление, но оно было необходимо, чтоб объяснить, в какой мере отцы наши были более благополучны, нежели мы. А если были благополучны, то, стало быть, от них пахло. И от них, и от их жилищ.
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
маРуся
магистр
|
19 октября 2017 г. 13:56 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Конни "ни о какой бане у них и речи идти не могло", говоря о всех европейцах не стоит.
Так я и имела в виду мытье в "домашних условиях"
Источник, к сожалению не помню, но встречалась мне информация о том, что в Европе общественные бани позакрывали из-за... ну пусть будет эпидемий сифилиса.
|
––– Одна голова не только хорошо, но и вполне достаточно. |
|
|
Fiametta
миродержец
|
|
просточитатель
философ
|
20 октября 2017 г. 01:42 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Прикольно. Мораль в сказках часто странная. Но даже вроде в той что и негде придраться.. Пойди туда не знаю куда цитата Сразу ветер ослаб, и Андрей стал спускаться на море. Глядит — где шумели одни синие волны, появился островок, на островке стоит дворец с золотой крышей, кругом сад прекрасный... Сват Наум говорит Андрею:
- Отдыхай, ешь, пей да на море поглядывай. Будут плыть мимо три купеческих корабля. Ты купцов зазови да угости, употчевай хорошенько — у них есть три диковинки. Ты меня променяй на эти диковинки — не бойся, я к тебе назад вернусь.
Долго ли, коротко ли, с западной стороны плывут три корабля. Корабельщики увидали остров, на нем, дворец с золотой крышей и кругом сад прекрасный.
- Что за чудо? — говорят. — Сколько раз мы тут плавали, ничего, кроме синего моря, не видели. Давай пристанем!
Три корабля бросили якори, три купца-корабельщика сели на легкую лодочку, поплыли к острову. А уж Андрей-стрелок их встречает:
- Пожалуйте, дорогие гости.
Купцы-корабельщики идут дивуются: на тереме крыша как жар горит, на деревьях птицы поют, по дорожкам чудные звери прыгают.
- Скажи, добрый человек, кто здесь выстроил это чудо чудное?
- Мой слуга, сват Наум, в одну ночь построил.
Андрей повел гостей в терем:
- Эй, сват Наум, собери-ка нам попить, поесть!
Откуда ни возьмись явился накрытый стол, на нем — вина и кушанья, чего душа захочет. Купцы-корабельщики только ахают.
- Давай, — говорят, — добрый молодец, меняться, уступи нам своего слугу, свата Наума, возьми у нас за него любую диковинку.
- Отчего ж не поменяться? А каковы будут ваши диковинки?
Один купец вынимает из-за пазухи дубинку. Ей только скажи: "Ну-ка, дубинка, обломай бока этому человеку!" — дубинка сама начнет колотить, какому хочешь силачу обломает бока.
Другой купец вынимает из-под полы топор, повернул его обухом кверху — топор сам начал тяпать: тяп да ляп — вышел корабль; тяп да ляп — еще корабль. С парусами, с пушками, с храбрыми моряками. Корабли плывут, пушки палят, храбры моряки приказа спрашивают.
Повернули топор обухом вниз — сразу корабли пропали, словно их и не было.
Третий купец вынул из кармана дудку, задудел — войско появилось: и конница и пехота, с ружьями, с пушками. Войска идут, музыка гремит, знамена развеваются, всадники скачут, приказа спрашивают.
Купец задудел с другого конца в дудку — и нет ничего, все пропало.
Андрей-стрелок говорит:
- Хороши ваши диковинки, да моя стоит дороже.
Хотите меняться — отдавайте мне за моего слугу, свата Наума, все три диковинки.
- Не много ли будет?
- Как знаете, иначе меняться не стану.
Купцы думали, думали: "На что нам дубинка, топор да дудка? Лучше поменяться, со сватом Наумом будем безо всякой заботы день и ночь и сыты и пьяны".
Отдали купцы-корабельщики Андрею дубинку, топор и дудку и кричат:
- Эй, сват Наум, мы тебя берем с собой! Будешь нам служить верой-правдой?
Отвечает им невидимый голос:
- Отчего не служить? Мне все равно, у кого ни жить.
Купцы-корабельщики вернулись на свои корабли и давай пировать — пьют, едят, знай покрикивают:
- Сват Наум, поворачивайся, давай того, давай этого!
Перепились все допьяна, где сидели, там и спать повалились.
А стрелок сидит один в тереме, пригорюнился.
"Эх, думает, где-то теперь мой верный слуга, сват Наум?"
- Я здесь. Чего надобно?
Андрей обрадовался:
- Сват Наум, не пора ли нам на родную сторонушку, к молодой жене? Отнеси меня домой.
Опять подхватил Андрея вихрь и понес в его царство, на родную сторону.
А купцы проснулись, и захотелось им опохмелиться:
- Эй, сват Наум, собери-ка нам попить-поесть, живо поворачивайся!
Сколько ни звали, ни кричали, все нет толку. Глядят, и острова нет: на месте его шумят одни синие волны.
Погоревали купцы-корабельщики: "Эх, надул нас недобрый человек!" — да делать нечего, подняли паруса и поплыли, куда им было надобно.
А Андрей-стрелок прилетел на родимую сторону, опустился возле своего домишки, смотрит: вместо домишки обгорелая труба торчит. учит по существу воровству
|
––– Чтение-Сила |
|
|
Конни
миротворец
|
20 октября 2017 г. 07:49 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата маРуся Так я и имела в виду мытье в "домашних условиях"
Ну так и в домашних условиях мылись в деревянных бадейках.
цитата маРуся встречалась мне информация о том, что в Европе общественные бани позакрывали из-за... ну пусть будет эпидемий сифилиса.
Если и закрывали, то не все и ненадолго.
|
–––
Коннизавр, чудовище кровожадное и старомодное. |
|
|
ameshavkin
философ
|
20 октября 2017 г. 08:31 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата маРуся Источник, к сожалению не помню, но встречалась мне информация о том, что в Европе общественные бани позакрывали
Видимо, источник этот:
цитата Высоцкий — Слушай, слышал? Под землёю город строют — Говорят, на случай ядерной войны! — Вы слыхали? Скоро бани все закроют повсеместно, Навсегда — и эти сведенья верны!
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
glupec
миротворец
|
22 октября 2017 г. 16:19 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата SergUMlfRZN в русских народных сказках частенько акцентируется то, что путник, пришедший в гости из дальних мест, должен был вначале препровождён в баню, ему должна быть предложена чистая одежда, и уже только потом он приглашался в дом за стол. Насколько мне помнится, ничего подобного в европейских сказках не было. Причина скорее всего в национальной культуре чистого тела/защите от заразных болезней
Где-то встречалось в интернете -- банным веником шаман "выпаривает" душу из тела. Ну и смыть "живой русский дух", естественно, надо Все по Проппу.
з.ы.: А в европейских сказках, кстати, тоже есть -- баня как место ритуального умерщвления, "порог" между мирами: цитата братья Гримм Прошел срок, и родила королева на свет прекрасного мальчика; а на ту пору был король как раз на охоте. Вот старая ведьма приняла вид королевской служанки, вошла в комнату, где лежала королева... Ведьмина дочь была тут же рядом; и отнесли они ослабевшую королеву в ванную комнату, опустили ее в ванну, заперли дверь на ключ, а сами убежали. Но они развели в ванной такой адский огонь, что молодая красавица-королева должна была вот-вот задохнуться.
|
––– ...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша, Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа. |
|
|
ааа иии
философ
|
22 октября 2017 г. 19:05 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата glupec А в европейских сказках, кстати, тоже есть -- баня как место ритуального умерщвления Ольга, зараза, предложила древлянам, попариться. Сигрид Гордая отколола тот же номер. Византийский император Констант II, опять-таки...
|
|
|
Fox_Reinard
авторитет
|
8 ноября 2017 г. 13:31 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
С изрядным опозданием, но почему-то именно сегодня во время утренней пробежки через лес задумался об этой истории с баней И единственный сюжет, который мне припомнился — когда к Бабе Яге приходит Иван-дурак (-царевич), она его начинает распрашивать и он отвечает, типа, ты меня сначала в баню, потом накорми, спать уложи, а утром уж допрашивай. Дальше, конечно, чистая спекуляция и мифоложество Возможно, всё это — ритуал дохристианских времён. Когда Иван приходит к Бабе-Яге — жрице древних богов? — то он не просто использует психологический приём, обвиняя её в нарушении законов гостеприимства, а демонстрирует знание ритуала, как бы говорит — "Я из своих, я помню твоих богов" Не даром же после этого Яга больше не собирается его съесть (принести в жертву?) а, наоборот, помогает. :)
ЗЫ: Вениками не бейте! Напоминаю — в тот момент у меня мозг испытывал кислородное голодание
|
––– "Что бы там не говорил философ Кант, действительность хуже, чем он думает" (с) ЕГЭ-2015 |
|
|
просточитатель
философ
|
|
Fox_Reinard
авторитет
|
8 ноября 2017 г. 14:01 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата просточитатель читал я именно о такой версии
ну, я догадывался, что версия слишком на поверхности, что бы кто-нибудь не подумал о таком раньше :)
|
––– "Что бы там не говорил философ Кант, действительность хуже, чем он думает" (с) ЕГЭ-2015 |
|
|
ЯэтоЯ
магистр
|
8 ноября 2017 г. 19:21 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Fox_Reinard цитата просточитатель читал я именно о такой версии
Иван ведёт себя нагло — не просит: - Бабушка, пустите пожалуйста... А требует: - Бабка, а ну давай. И этим показывает — я свой, мне положено. Где читал — не помню...
|
––– "Это я" М. Щербаков; "Я - это я" Л. Сергеев; "Ну, чего там спрашивать: нравится - не нравится!" А. Мирзаян |
|
|
amlobin
миродержец
|
9 ноября 2017 г. 10:28 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ЯэтоЯ Иван ведёт себя нагло — не просит:
Бабка на службе, а он пароль знает — вот и требует.
|
––– Я не добрый. У меня просто зла на всех не хватает. |
|
|
Pavinc
магистр
|
9 ноября 2017 г. 11:17 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Вчера мелкому перед сном читал подобную сказку. Называется "Золотой конь". Там этот момент расписан чуть подробнее. Добрый молодец предваряет свою сентенцию словами: у нас на Руси принято. Ещё добавлено, что такие речи вгоняют Бабку в полное умиление
|
|
|
amlobin
миродержец
|
9 ноября 2017 г. 11:33 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Pavinc такие речи вгоняют Бабку в полное умиление
Если верить Проппу, бабка является посредником между миром живых и миром мертвых (волшебным то есть). Так что Иван требует не пакет бытовых услуг, а соблюдение погребального ритуала — иначе на ТУ строну нельзя.
|
––– Я не добрый. У меня просто зла на всех не хватает. |
|
|
Дон Румата
миродержец
|
9 ноября 2017 г. 11:36 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Pavinc Золотой конь это народная сказка? Вроде же считается, что чем злее в сказке Баба-Яга, тем древнее сказка (если она "народная"). И что Баба-Яга это ещё персонаж из язычества, так что версия с "паролем" высказывалась не раз
|
––– "Креста не бывает выше человеческих сил"
|
|
|