Постмодернизм в фантастике

Здесь обсуждают тему «Постмодернизм в фантастике» Подсказка book'ашки

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Постмодернизм в фантастике» поиск в теме

 

  Постмодернизм в фантастике

  Варианты ответов Мой голос
 
 
 
 
Внимание! Для голосования Вам нужно пройти авторизацию
Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8 [9] написать сообщение
 автор  сообщение
swealwe 

авторитет

Ссылка на сообщениеОтправлено 20 июня 19:41  
MarchingCat, перечитайте Воннегута и сравните с... эээ... Сорокиным. В вашем заявлении логики ровно столько же. Sapienti вы наш.
–––
мы не знаем, где и кто нас сожрет в океане, но сойди на сушу в поисках безопасности – и жизнь твоя вообще утратит смысл (с)
amlobin 

гранд-мастер

Ссылка на сообщениеОтправлено 20 июня 19:54  

цитата MarchingCat

По аннотациям тоже казалось, что не ПМ,

Формально это АИ закрученная на детективном сюжете, стилизовано под смесь Китая х.з.  с чем. Если вы не поклонник стилизаций и филоложеских оргий — я вас предупредил.
Далее по теме — А какое мнение  у кого по Желязны, я про "Ночь в тоскливом октябре"? Мне казалось, что это что-то хитро зашифрованное и стилизованное.
–––
Я не добрый. У меня просто зла на всех не хватает.
Evil Writer 

миротворец

Ссылка на сообщениеОтправлено 20 июня 20:07  

цитата MarchingCat

не кормите тролля )

Да уже надоело. Такое ощущение, что некоторые заходящие в тему, обладают собственной никому недоступной и сакральной классификацией постмодерна. То у нас эпоха постмодерна 70-80е прошлого столетия строго, то Дивов постмодерн. Что дальше?

цитата swealwe

ок, а теперь — объясняйте почему. (Это не стёб, я серьёзно) Потому как приводившимся формальным критериям (четырём из шести) он соответствует, проблему поднимает вполне себе онтологическую. Что с ним тогда не так?

Берёте критерии постмодерна и прикладываете к повести Дивова. Найдите десять отличий. И вообще: это вы заявили, что "Другие действия" — постмодерн. Так что, с кого спрос?

цитата swealwe

перечитайте Воннегута и сравните с... эээ... Сорокиным

У обоих в наличии чёрный юмор и ирония. Попадается общая система фрагментарности. Наличие нежанровой прозы у обоих. Оба, кстати, затрагивали тему сексуальных девиаций (в рассказах).
–––
Человек — изумительно суетное, поистине непонятное и вечно колеблющееся существо. (с) Мишель де Монтень
grey_mold 

активист

Ссылка на сообщениеОтправлено 20 июня 20:18  
Пожалуй, это моё последнее сообщение в данной теме. Остальное мне уже неинтересно, так как здесь всё было ясно при своём возникновении.

цитата MarchingCat

У Вас какая-то каша в голове

У меня, у вас или у постмодернистов? Это те авторы, которые к ПМ не относятся, но были критически исследованы внутри ПМ-тусовки, и все перечисленные авторы называются "постмодернистскими" именно в срезе критики литературного наследия. То есть, постмодернисты исследовали тот или иной текст на определённые общие моменты с философией ПМ и говорили о культурных предпосылках своего, постмодернистов, появления. Да, и Набоков тоже. Читайте статьи.

цитата MarchingCat

ага, да. то-то ОБЩЕПРИЗНАННАЯ классика постмодерна была написана именно гораздо раньше.

Ага. А общепризнанная классика фантастики — это Библия и Махабхарата.

цитата MarchingCat

абсолютно не совпадающее с официальной

То есть, вашей?

цитата MarchingCat

общепринятой официальной классификацей

Которую написали вы и здесь?

цитата Evil Writer

И мнения с ними согласные.

Ищите в академических статьях, а не придумывайте сами.

цитата Evil Writer

Тоже общепризнанный пример в студию

А здесь ещё и читайте историю данной философии от структурализма 50-60ых через постструктурализм 70-80ых до самого постмодернизма. Может, сделаете выводы а ля "при Салазаре нацистов и нацизма не было", но, скорее всего, вы этого делать не станете.

Критерии? Окей, но, как говорил, дальше вторгаться в бессмысленность не стану. Критерии, если что, ниже.

1. Всё как текст — Освенцим тоже текст; почему, см. ниже;

2. Создание гипертекста — голой репрезентации предыдущего текста; если произведение не несёт в себе ничего нового, а полностью и намеренно состоит из готовых и сформированных структур, то можно порассуждать об отношении такого текста к ПМ, и как современный пример я могу дать творчество кинорежиссёра Тарантино, который намеренно брал откровенно чужие вещи и комбинировал их яркие и узнаваемые образы, и в остатке ничего своего, кроме коллажирования, у него не остаётся;

3. Метафикшн — автор является одной из главных фигур в тексте, а читатель читает о том, как этот текст создаётся, и создаваемый текст также говорит о создании текста (эффект ленты Мёбиуса), при этом данное отличается от текста с автором-героем и/или автором-нарратором так же, как гипертекст отличается от обычного цитирования: на первый план ставится именно разложение текста в текст о другом тексте и автора в одну из фигур этого текста и текст сам по себе; однако стоит помнить, что метафикшн без остального может быть также в модернизме;

4. Смерть автора — то, что является вторым после метафикшна углом в квадрате одной важной части ПМ-концепта, однако сам по себе возник ещё в структурализме; его суть заключается в том, что автор нивелируется (становится текстом), и бóльшая роль на интерпретации текста, его формировании и даже в последовательности его развёртывания (во многих случаях можно даже в полностью случайном порядке, не от первой до последней страницы, как в классической форме) лежит на читателе, и именно читатель является смыслообразующим элементом в данном тексте, но при этом сам может быть рассмотрен как обычный текст, так было, например, в "Если однажды зимней ночью путник" 1979ого от Итало Кальвино;

5. Смерть субъекта и шизофрения — как раз в частности тот случай, когда единственный реальный субъект (читатель) перестаёт быть таковым, в общем случае размытие субъектно-объектных отношений и дивидность "индивида" (например, художественного героя), третий угол того самого квадрата; шизофрения здесь притом, что дивидность субъекта превращает его в текст и знаковую игру, обыкновенно подчинённую какому-то нарративу (хотя бы нарративу существования "Я"), а шизофрения как форма расщеплённого и противоречивого безумия освобождает субъект от большинства нарративов, и поэтому писатель-постмодернист создаёт текст на основе шизописьма, растворяющегося в своей полиморфности;

6. Смерть бога и падение метанарраций — постметафизическое мышление писателя, или метафизика отсутствия (истины), четвёртый угол квадрата, где нет никаких абсолютно истин и нет никаких абсолютно норм, и текст смешивает в пастише всё "дозволенное" и "недозволенное", стремясь, конечно, ко второму; постмодернистская литература — это антилитература разрушения и бесконтрольного плюрализма, и, конечно, наиболее интересными тематиками являются те, которые предстают в обществе неразрушенными: нерациональность рациональности, насилие и неестественный секс, холокост и религия, и всё то, на чём крепится современное сознание и самосознание и без чего человек будет чувствовать себя голым, телесным и близким к состоянию "ничто", по концепции постмодернизма должно быть атаковано; к слову, этим концептуальным разрушательством ПМ-культура и отличается от постструктурализма, кроме некоторых других вещей;

7. Женское письмо — децентрация значений в действующем письме в сторону от логоцентристской "рациональности" вплоть до той степени, что это может показаться плодом парадоксального мышления, диффузный понятийный элемент которого пересекается в себе и находится за границами классической, а то и вовсе формальной, логики; такая манера создания текста, где мысль движется в постоянно меняющейся паранепротиворечивой системе координат, и женское письмо — это личностный уход от логоцентризма, когда как предыдущий пункт отражал более радикальные формы логомахии и логотомии; женское чтение — чтение между строк, разрушающее формальный строй готового текста;

8. Постмодернистская чувствительность — мир являет собой дифферанс, хаос для человеческого познания и сознания (а то и хаос физический), изменчивость и неорганизованность, и постмодернист отражает это в отсутствии организации и хаотичном повествовании / хаотичной технике / хаотичном стиле, резком изменении типажа героя, спонтанности письма и так далее;

9. Ризоморфность — всё указывает на друг друга, и здесь важными механиками являются методы территориализации и детерриториализации в тексте, где первое — создание искусственной структуры, например, видения пчелой цветка, а второе — разрушение этой структуры и превращение в то, что не имеет конкретных начал и концов, господство нелинейной и гибкой логики;

10. Означающее не зависит от означаемого, симуляция и гиперреальность — первое является принципом, по которому разрушается обязательная связь знака (объекта языкового пространства) и денотата (внеязыкового, смыслового, реального), а денотат может быть заменён знаком, и из которого исходят теории об интертекстуальности мира и симулякре и техника гипертекста; второе — семиотизация на основе оторванного от внеязыковой действительности знака всей реальности вообще и многослойное замещение воспринимаемой смысловой действительности действительностью, сотканной из ничего не значащих знаков (гиперреальностью); соответственно, ПМ-текст часто использует данную теорию для изображения виртуального пространства, будь то цифровая виртуальность, сон, галлюцинация, медиапространство и прочее, но не стоит забывать, что в общем случае — всё есть текст;

11. Деконструкция — разрыв понятия, выводимый из его апоретики посредством накопления внутренних и внешних противоречий и выведения их за пределы понятийного поля через анализ смыслопорождения рассматриваемого понятия, и в итоге исходное понятие становится шире и реалистичнее, так как было избавлено от гнёта своей апории — того, что не согласовывалось с эмпирическим фактом; деконструкцию понятия можно проводить в потенциале до бесконечности, и деконструкция является одним из приёмов уменьшения метафизической составляющей высказывания, а как художественный приём — метод радикального переосмысливания того или иного существующего стилистического / жанрового элемента или явления из жизни в том понимании, в котором оно устоялось в данный момент в текущей социокультуре;

12. Наконец, многоуровневое чтение и письмо — чтение текста не только в разрезе сюжетной линии и авторской мысли, но и с позиций нарративно-дискурсивного анализа интертекста, создание текста не только повествующего, но и прямо предлагающего читать его "вертикально" — по сноскам, обширным комментариям, первоисточникам, параллельным произведениям и так далее, причём может быть выставлено произвольное количество методов прочтения как автором, так и читателем.

Больше, как писал, в теме не участвую. Приятного нахождения в иллюзии стереотипа.
swealwe 

авторитет

Ссылка на сообщениеОтправлено 20 июня 20:19  

цитата Evil Writer

Берёте критерии постмодерна и прикладываете к повести Дивова.

цитата MarchingCat

1. Пародийность. Сатира. Иногда даже стёб.
2. Фрагментарность текста.
3. Интертекстуальность.
4. Смесь реализма и вымысла, полным комплектом подаваемая как реализм.
5. Искажение реальных временных рамок, исторических событий и личностей.
6. Максимализм и минимализм. Крайности.
Не забываем про утрирование, аллегоричность, метафоричность, абсурдность.
Приложил. Нашел четыре совпадения. Десяти различий не нашел. Ну?

цитата Evil Writer

И вообще: это вы заявили, что "Другие действия" — постмодерн. Так что, с кого спрос?
Вообще-то, я заявил, что данное конкретное произведение соответствует большинству критериев. Но, как оказывается, соответствуя критериям по отдельности — в целом оно не "соответствует". Вот я у вас и спрашиваю: почему?
–––
мы не знаем, где и кто нас сожрет в океане, но сойди на сушу в поисках безопасности – и жизнь твоя вообще утратит смысл (с)
Evil Writer 

миротворец

Ссылка на сообщениеОтправлено 20 июня 20:48  
grey_mold swealwe
С вами, господа, я заканчиваю диалог. Я не эльф, чтобы кормить тролля с маленькой ладошки (вот вам и постмодернистский приём в несколько заходов).
–––
Человек — изумительно суетное, поистине непонятное и вечно колеблющееся существо. (с) Мишель де Монтень
amlobin 

гранд-мастер

Ссылка на сообщениеОтправлено 20 июня 20:57  
Так что же все таки с романом Ночь Желязны? Бог с ней, с теорией ПМ — в ней черт обе ноги уже сломал. Но вот эта сборная из старых героев — Великий сыщик, Дракула, Джек из тени и т.д — она дает какой-то новый смысл?
–––
Я не добрый. У меня просто зла на всех не хватает.
swealwe 

авторитет

Ссылка на сообщениеОтправлено 20 июня 21:07  
Evil Writer, QED: вы не в состоянии объяснить простыми русскими словами что, как и почему.

цитата Папаша Паша

кого критики и признанные корифеи ПМ в тусу взяли, те и ПМ, а остальные, несмотря на приёмы, признаки и тп — быдло в искусстве...
Жаль, мне сперва показалось, что вы не из сапиентей и сумеете не скатиться в "фубыдлунепонять".
–––
мы не знаем, где и кто нас сожрет в океане, но сойди на сушу в поисках безопасности – и жизнь твоя вообще утратит смысл (с)
Evil Writer 

миротворец

Ссылка на сообщениеОтправлено 20 июня 21:09  

цитата amlobin

Так что же все таки с романом Ночь Желязны? Бог с ней, с теорией ПМ — в ней черт обе ноги уже сломал. Но вот эта сборная из старых героев — Великий сыщик, Дракула, Джек из тени и т.д — она дает какой-то новый смысл?

Вполне. Да и вообще, Желязны такой автор, что не даёт единственного верного решения (чем схож с постмодерном). "Ночь..." можно трактовать и так, и этак. Может это закономерная игра на уровне текста (как я считаю), а может что-то да другое.
–––
Человек — изумительно суетное, поистине непонятное и вечно колеблющееся существо. (с) Мишель де Монтень
amlobin 

гранд-мастер

Ссылка на сообщениеОтправлено 20 июня 21:12  

цитата Evil Writer

Может это закономерная игра нам уровне текста

Уже один признак ПМ есть!
А еще — там выстраивается какой-то сюжет с этими Открывающими-закрывающими, или это так для красоты придумано? А у наших авторов есть что-то похожее?
–––
Я не добрый. У меня просто зла на всех не хватает.
Evil Writer 

миротворец

Ссылка на сообщениеОтправлено 20 июня 21:18  

цитата amlobin

А еще — там выстраивается какой-то сюжет с этими Открывающими-закрывающими, или это так для красоты придумано?

Вероятно это не для красоты, иначе это не Желязны. Но тут у меня особо теорий нет. Учитывая, что Желязны много взял из мировой культуры, литературы и т.п., то это может быть нарочитая отсылка или же чужой приём возведённый в статус нарратива. Возможно.
–––
Человек — изумительно суетное, поистине непонятное и вечно колеблющееся существо. (с) Мишель де Монтень
amlobin 

гранд-мастер

Ссылка на сообщениеОтправлено 20 июня 21:21  
Засчитаем как пример использования ПМ-стратегии в фантастике?
–––
Я не добрый. У меня просто зла на всех не хватает.
Evil Writer 

миротворец

Ссылка на сообщениеОтправлено 20 июня 21:25  

цитата amlobin

Засчитаем как пример использования ПМ-стратегии в фантастике?

Тут как раз можно сказать: "элементы постмодернизма (!) в фантастике".
У Желязны много такого. Особенно "Князь Света" грешит многоуровневостью и игрой языковых систем и подсмыслов, образующих новые методы прочтения.
–––
Человек — изумительно суетное, поистине непонятное и вечно колеблющееся существо. (с) Мишель де Монтень
Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8 [9]

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Постмодернизм в фантастике»

 
  Новое сообщение по теме «Постмодернизм в фантастике»
Инструменты
Смайлики         Дополнительные смайлики
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?