Почитал-почитал я тут любопытнейшую дискуссию про влияние образа морлоков на образ Голлума, вздохнул, и всё-таки решил поучаствовать...
Во-первых, про трансформацию образа Голлума есть целая статья (переведённая): Б.Кристенсен "Трансформация образа Голлума в «Хоббите» и этого же автора докторская диссертация (к сожалению не): "Беовульф" и "Хоббит": Элегия в жанре Фэнтези как художественный метод Дж.Р.Р. Толкина". И пишет Кристенсен буквально следующее: Толкин, используя в качестве модели образы Гренделя, его матери и Унферта, изменил роль и характер Голлума так, чтобы они отвечали его общей теории глобального противостояния добра и зла.
Представляете, уважаемый Zangezi? Вы считаете, что за основу образы Голлума были взяты морлоки, а цитируемый автор считает, что образы Гренделя и его матери!!! Другой вопрос, что сколько бы не вспоминал Толкин в своём эссе Уэлса, писал он всё-таки СКАЗКУ прежде всего. И приплетать туда образы из НФ-романа ему не было ну никакого резона. Возможно, где-то на уровне коллективного бессознательного и сработало, но вряд ли можно говорить, что при создании Голлума, Толкин опирался на ОБРАЗ морлоков. Вы статью почитайте — там очень хорошо рассказывается про трансформацию образа. Если что — вот ссылка.
А что касается фольклорных прототипов, то я не поленюсь процитировать широко известные в узких кругах "Данхэмские трактаты", (в которых, к слову, впервые встречается первое упоминание о "хоббитах" ):
Те, кто появились на свет в Рождественский день, не могут видеть духов, это ещё один неопровержимый факт. Какой удачей, вероятно, это было лет семьдесят или восемьдесят назад и раньше для тех избранных, которым посчастливилось родиться в канун этого праздника всех праздников; когда вся земля кишела привидениями, боглами, кровавыми-костями, духами, демонами, ложными огнями, брауни, багберами, чёрными собаками, призраками, худыми пальтишками, пугалами, ведьмами, колдунами, баргестами, Робинами Добрыми Малыми, каргами, летучими мышами, скрагами, сломанными-шеями, фантазмами, хобгоблинами, хобхоулардами, буги-бу, доби, хобтрастами, келпи, волшебниками, мок-беггами, мампокерами, Джемми-барти, урхинами, сатирами, панами, фавнами, сиренами, тритонами, кентаврами, калкарами, нимфами, импами, инкубами, спурнами, дубовым народом, адскими колесницами, огненными драконами, кит-со-свечками, Том-неваляшками, мельш-диками, ларами, китти-свечками, хобби-с-фонариками, Диками-по-четвергам, эльфийскими огнями, Джил-жжёными-хвостами, стукачами, эльфами, кровавыми-головами, Мег-с-пучками, старыми шоками, оупсами, пэдфутами, пикси, пиктри, великанами, карликами, Том-покерами, татготами, драконами, спретами, огнёвками, заклинателями, турсами, толкачами, танте-рабобусами, мормами, подкидышами, красными колпаками, собаками, предвещающими беду, жеребятами-пикси, мальчиками-с-пальчиками, блэк-багами, богартами, скар-багами, шэг-фолами, ходж-покерами, хоб-трэшами, багами, балл-беггами, би-горнами, шарами, кадди, буменами, брашами, вейфами, ваффами, флэй-богартами, финдами, галли-тротами, импами, гуитра-шами, лоскутами, хобами-с-фонарями, грингами, богестами, без-костей, Пег Поулерами, пэками, фаями, киднепперами, галли-беггами, твердокожими, никерами, мэдкапами, троллями, робинстами, блуждающими огнями, силками, конюхами, дрогами, гоблинами, безголовыми, бука-бу, коу, или коровами, никами, нэками, бродягами, миффи, баками, упырями, сильфами, гостями, свартами, фрифами, фритами, гир-карлингами, пигмеями, чит-терфейсами, никси, Джинни-жжёными-хвостами, дадменами, адскими псами, двойниками, богглбу, бути, красными людьми, портунами, грантами, хоббитами, хобгоблинами, коричневыми людьми, коуви, дунни, виррикоу, алхолдами, манникинами, фоллтами, корредами, лубберкинами, клуриканами, кобольдами, лепреконами, корами, марами, корредами, паклами, кориганами, сильванами, суккубами, чёрными людьми, тенями, банши, ланнан-ши, клабернаперами, гончими Гавриила, мокинами, дублями, огнями, или свечами мертвяков, скратами, махаундами, троу, гномами, спрайтами, фейтами, финдами, сибилами, ник-невинами, белыми дамами, феями, шляпами-из-обрезков, катти, ниссами и призраками всех обличий, типов, форм, фасонов, видов и родов, так что не было в Англии деревушки без собственного привидения. Кроме того, каждая мало-мальски древняя обитель, крепость или усадьба могла похвастаться своим боглом, призраком или стукачом. Церкви, кладбища, перекрёстки дорог были населены. На каждой тропинке лежал валун, который по ночам охранял призрак. У каждой общины были свои волшебные существа. И едва ли встречался пастух, который не видел бы духов!
Достаточно Вам, чтобы понять СКОЛЬКО всякой живности обитает в фольклоре одних только Британских островов? Если интересно — оченно рекомендую энциклопедию "Волшебные существа" и работы Кэтрин Бриггс. Поверьте, там можно найти очень много существ, которые походят на Голлума ничуть не меньше, чем ваши драгоценные морлоки Так что куда более вероятно, что Толкин при написании СКАЗКИ опирался всё-таки на фольклорные образы, чем на морлоков, которые всё-таки немного из другой оперы.
|
|