автор |
сообщение |
Karavaev
авторитет
|
13 октября 2019 г. 22:55 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата heleknar И поэтому у любого из старых англоязычных авторов десятки рассказов в библиографии. Они же там тоже в журналах печатались, а рассказ проще пристроить.
это не противоречие — рассказы, повести и романы всё писали, всё публиковали ну и у нас, прославился рассказом, дальше сидишь ровно
|
|
|
brokenmen
философ
|
13 октября 2019 г. 22:56 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата JSullen А Волков? "Огненный бог Марранов", "Урфин Джюс и его деревянные солдаты", "Семь подземных королей"...
Это сказки. Если Вы читали форум, то увидите, что их было огромное количество в советское время. Первая ( у Волкова ) — копирка знаете с чего, а дальше по накатанной дорожке. Что касается именно фэнтези — почему его не было в СССР ? Немного оффтопа — потому что приходится идти от обратного. А где оно было ? Это порождение исключительно англоязычной литературы. Об этом все написано в http://samlib.ru/s/sekka_p/pirug.shtml. Если совсем в тезисах. Фэнтези базируется на кельтской мифологии, преданиях, легенде о короле Артуре. Добрый король, помогающий ему добрый маг, их противники для победы над которыми нужен волшебный артефакт — все от туда. К тому же это является почти исторической традицией, а не просто сказкой. В Британии до сих пор некоторые города спорят, чтобы считаться местом деяний Артура. Сапковский пишет о Польше, но это можно отнести ко всему славянскому миру. Какие там эльфы — была православная традиция и противостоящая ей нечисть, все. Властелин колец, вызвавший бум интереса к фэнтези, — период 60-х годов. Протест против общества потребления, технизации, экологических проблем, войны во Вьетнаме. Желание укрыться от всех эти проблем как нельзя лучше могло осуществиться в чтении литературы эскапизма — фэнтези.
|
|
|
Karavaev
авторитет
|
13 октября 2019 г. 22:57 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Славич то не так уж и мало рукописей нашлось в ящиках письменных столов у наших фантастов. "Очаг на башне", "Доверие" и некоторые другие произведения Вячеслава Рыбакова
подразумевались не "молодые" фантасты, которых еще просто не публиковали, в силу малости кормушки подразумевались известные писатели, публикующиеся, творческий полёт которых сдерживали якобы "табу"
|
|
|
просточитатель
философ
|
13 октября 2019 г. 23:10 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата brokenmen А где оно было ? Это порождение исключительно англоязычной литературы.
цитата brokenmen Фэнтези базируется на кельтской мифологии, преданиях, легенде о короле Артуре. Добрый король, помогающий ему добрый маг, их противники для победы над которыми нужен волшебный артефакт — все от туда. фентези ОЧЕНЬ разнообразно. фентези "стандартного фентези мира" да от Толкиена. Но ведь фентези намного разнообразнее...
|
––– Чтение-Сила |
|
|
ааа иии
философ
|
13 октября 2019 г. 23:10 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата просточитатель А с чего их много должно быть? Ну, аналогии-то были, самиздат там всякий, барды, страдальцы. Отсеченные, неблагонадежные... Можно было ожидать, что закрома Родины не пусты.
цитата heleknar обязательно с цикла, книг на пять. Но это уже, как мне кажется, чисто технический Влияние технологии на искусство переоценить невозможно. Но читатель тоже приучен и к кирпичам и годами ждать. И вот тут специфика — в принципе, Karavaev прав, и препятствий для развития советской космооперной НФ/недетской эпической фэнтези, кроме твердолобости, в 80-е вроде и не видно. Но ничего подобного бесконечно расширяющемуся Мартину и Джордану она, по моему, дать не могла.
|
|
|
Консул
миродержец
|
|
moonwalker72
авторитет
|
14 октября 2019 г. 00:04 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Farit Это очень позорная, на мой взгляд, интеллектуальная позиция. Нет, всего лишь след военной (контр)пропаганды. Не забывайте, что война, хотя и холодная тогда шла. Сегодня может показаться, что у нас таким образом читателей обманывали, не рисуя постъядерные ужасы в сюжетах на своей земле, но на самом деле память о прошедшей войне тогда, в 50-х — 60-х была еще жива и рисовать ужасы войны было излишним — наша и американская картины мира тогда были сильно разными.
|
|
|
Славич
миродержец
|
14 октября 2019 г. 00:10 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иии и препятствий для развития советской космооперной НФ/недетской эпической фэнтези, кроме твердолобости, в 80-е вроде и не видно. Но ничего подобного бесконечно расширяющемуся Мартину и Джордану она, по моему, дать не могла. Не могла, потому что не успела. За спиной у Толкина большая литературная традиция, которая в советской литературе была прервана. Неоткуда было взяться эпическому фэнтези, если своего "дотолкиновского" фэнтези не было. А не было его потому, что всё похожее на фэнтези в 1930-е — 1950-е годы записывалось в детскую литературу и должно было соответствовать требованиям этой детской литературе предявляемым.
|
|
|
Farit
гранд-мастер
|
14 октября 2019 г. 07:27 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Karavaev А у нас что было?
У нас было ограничение со стороны издателей. И сломала все не "новая волна" и не новые авторы, а политические решения руководства, к фантастике отношения не имеющие вообще.
цитата Karavaev Откуда ИЗВНЕ?
Извне литературы. То есть это не было самоограничение в том смысле, в каком это можно применить к нормальному литературному процессу. В СССР просто не было такого, и не только в фантастике.
|
|
|
ааа иии
философ
|
14 октября 2019 г. 07:54 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Славич Не могла, потому что не успела. К печати нечто неоконченное и водянистое бы не допустили. Редакторская политика иная, времена недопеченого Шолохова к 70-м были легендой.
цитата Славич За спиной у Толкина большая литературная традиция, которая в советской литературе была прервана. Какая-такая традиция опусов царского времени, прерванных советской литературой, была у Толкина? Дело обстоит диаметрально противоположным образом. Курс на народность и развитие национальностей извлек на свет такие пласты, что ресурс германиста из Оксфорда беден покажется. Бажов — известный пример, но каких только гэсеров, калевипоэгов и царевен из города тьмы нельзя добавить к Медной горе. Полная 1000 и 1, Махабарата... Подключаем драматургию — традицию Лебединого озера и Снегурочки тоже крепенький такой контрфорс советского кирпича подпирает.
|
|
|
Karavaev
авторитет
|
14 октября 2019 г. 08:27 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Farit Извне литературы. То есть это не было самоограничение в том смысле, в каком это можно применить к нормальному литературному процессу. В СССР просто не было такого, и не только в фантастике.
Обоснуйте. Кто наложил ИЗВНЕ эти ограничения, когда, примеры работы подобных ограничений.
цитата Farit У нас было ограничение со стороны издателей
Какое? Самое простое объяснение не всегда правильное. Понятно, что антисоветчина и даже сатира не прокатывали. Сатира у нас во все времена было делом опасным. Кто когда и при каких обстоятельствах у нас запретил хоррор, космическую оперу, фэнтази? Примеры издателей, примеры отвергнутых рукописей, вообще хоть какие-то примеры.
|
|
|
Karavaev
авторитет
|
14 октября 2019 г. 08:30 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Славич За спиной у Толкина большая литературная традиция, которая в советской литературе была прервана.
Она не была прервана, она не сложилась совсем. Т.е. я бы сказал, что вы тут правы оба: традиции просто не было, но и никто не мешал такую традицию ПОПРОБОВАТЬ создать
|
|
|
vlandry
авторитет
|
14 октября 2019 г. 10:05 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Karavaev Какое? Самое простое объяснение не всегда правильное.
ИМХО. Плановое ограничение. Никаких декларируемых запретов, конечно, не было. Но. Редакционно-издательские планы просто не включали достаточное количество фантастической литературы. Поэтому
цитата Karavaev ПОПРОБОВАТЬ создать
любую новую традицию просто не получалось
|
|
|
Karavaev
авторитет
|
14 октября 2019 г. 10:12 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата vlandry любую новую традицию просто не получалось
Почему? "Туманность Андромеды" как раз та самая, новая. Это нами сейчас она воспринимается как мраморный столп, а в те годы это был именно что прорыв. Издательские планы может и не включали, но у нас была куча журналов. Крапивинский "Большой кристалл" был чем угодно, но не научной фантастикой. Когда расходящиеся миры скрепляют корнями кустарника, ну вы понимаете, да? :) "Альтист Данилов" тоже, мягко говоря, выпадал.
|
|
|
vlandry
авторитет
|
14 октября 2019 г. 10:50 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Karavaev "Туманность Андромеды"
Тут спора почти нет. Хотя. К моменту ее журнальной публикации Ефремов был уже признанным "советским классиком" приключенческой-фантастической литературы. Наверное, ему это было проще. Плюс спутник намедни запустили. Да и сама коммунистическая утопия была т.с. "в русле" советской идеологии.
цитата Karavaev Крапивинский "Большой кристалл"
Все-таки, шел по разряду литературы для детей и подростков
цитата Karavaev "Альтист Данилов"
традиция т.н. "фантастического реализма" (советского городского фэнтези) уже существовала, начиная с Булгакова (все-таки было издание в "Москве") и заканчивая, хотя бы Колупаевым
|
|
|
Karavaev
авторитет
|
14 октября 2019 г. 10:58 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата vlandry Все-таки, шел по разряду литературы для детей и подростков
у нас вся фантастика так шла, т.е. вообще вся иногда её издавали как бы для взрослых, в том же Советском Писателе или в толстых журналах, но это ничего не меняло
цитата vlandry радиция т.н. "фантастического реализма" (советского городского фэнтези) уже существовала, начиная с Булгакова (все-таки было издание в "Москве") и заканчивая, хотя бы Колупаевым
ну дык прежде чем существовать, она должна же была откуда-то взяться? :) я к тому, что произведения за рамками советской научно-фантастической парадигмы вполне себе были ну хоть Шефнер тот же
|
|
|
galaxy56
миротворец
|
14 октября 2019 г. 11:08 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата vlandry Плановое ограничение. Никаких декларируемых запретов, конечно, не было
Да. Во-первых, для большинства издательств (типа "Знание", "Мысль", "СП", региональные) фантастика была побочной продукцией, темпланы верстались заблаговременно, и фантастики в них были считанные позиции. У "Молодой гвардии" и в "Детиздате"(Детлите и аналогах) побольше, но тоже не ах. С 60х и до средины 70х положение улучшалось (по моим прикидочным оценкам на порядок), но в абсолютных числах (количество позиций) этого все равно было мало, даже невзирая на гигантские по нынешним меркам тиражи (100 000 для центральных, 30-50тыс для региональных — было в порядке вещей) — и этого было мало. "Табуирование" не на уровне тем, а на уровне самого жанра фантастики. Вот теперь бы и понять — почему?
|
––– URIAH HEEP. High Priestess |
|
|
vlandry
авторитет
|
14 октября 2019 г. 11:12 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Karavaev вся фантастика так шла, т.е. вообще вся
основные издатели нф в СССР, если не изменяет память, Детлит и МГ. Последняя — книжно-журнальное издательство ЦК ВЛКСМ. Все-таки не дети и подростки, до 28 лет включительно
цитата Karavaev она должна же была откуда-то взяться?
Первое, что пришло в голову — гоголевский "Нос". Вот откуда ноги растут
|
|
|
Karavaev
авторитет
|
|
vlandry
авторитет
|
14 октября 2019 г. 11:28 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Karavaev но тем не менее
К разряду детских относились книги, на последней странице которых была соответствующая рекомендательная надпись Я так понимаю, никакой статистики по ее наличию/отсутствию ни у вас, ни у меня привести не получится. Поэтому лучший выход — остаться каждому при своем мнении
|
|
|