автор |
сообщение |
Beksultan
миродержец
|
7 сентября 2017 г. 12:41 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Seidhe А Вы не в курсе, случаем, какие народы, кроме казахов и каракалпаков, занимаются или занимались подобными многотомными изданиями своего фольклора? — в курсе только про казахское и каракалпакское издание. И если казахский стотомник я в сети полностью нашел и даже успел кое-что оттуда перевести на русский, то каракалпакское собрание даже на картинке не удалось посмотреть. Что касается киргизского фольклора, то помимо тех многотомных собраний крупного эпоса, о которых я рассказывал, есть еще серия "Эл адабияты" (Народная литература), в которой публикуется малый киргизский эпос, по объему и номенклатуре произведений почти не уступающий крупному. Страна у нас все-таки гораздо беднее, чем тот же Казахстан, средства ограничены и серия публикуется в год по чайной ложке. Но процесс идет. Насколько я помню, последний попадавшийся мне том был 25-м -
Я потом, как будет время, постараюсь рассказать немного о казахском стотомнике, что заметил там особенного, что понравилось, а что нет.
|
––– Mors certa, hora incérta |
|
|
Seidhe
миротворец
|
|
ganhlery
миродержец
|
7 сентября 2017 г. 13:02 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Абарат "БАРАДЖ ДАСТАНЫ"
Прикольно, пусть и новодел. А что там такое было в конце, из-за чего не напечатают? Хотелось бы еще и комментарий хоть какой-то, чтобы как-то с реальной историей соотнести.
|
––– White Noise / Black Silence |
|
|
Абарат
миродержец
|
7 сентября 2017 г. 13:06 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
ganhlery, в личку ответил Вам. А комментарий в том, что холм, на котором стоит казанский кремль (в данном эпосе "Богылтау") был по преданию жилищем дракона — Бараджа (сейчас называют "Зилант"). Он же фигурирует в ранее упоминавшемся "Шан Кызы Дастаны" как один из "стихий" — "Алпов".
|
––– Не дай книге ни единого шанса! Успей прочесть книгу до того, как она тебя... |
|
|
Beksultan
миродержец
|
7 сентября 2017 г. 13:16 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Ну и насчет соотношения тенгрианства и ислама у тюркских народов. Могу рассказать на своем примере. У меня мама была очень верующим человеком, всякие тонкости веры знала почище некоторых священнослужителей. К нам домой еще в советское время регулярно наведывался поселковый подпольный мулла, к которому в подпольное же медресе мама меня даже отдала учиться. Когда об этом узнали в школе, был жуткий скандал — пионер посещает медресе, где его учат корану и арабскому языку! Родителей вызвали в школу и поставили ультиматум: одно из двух, либо ваш сын учится в советской школе, либо в медресе. И вот, несмотря на все это, мама практиковала разные вещи, которые для ортодоксального мусульманина немыслимы: - окуривание помещений в доме можжевельником от нечистой силы; - посещение разных культовых мест, одно из которых выглядело как засохшее дерево, на ветви которого паломники привязывали разноцветные ленточки; - постоянное упоминание всуе Көк Теңир, то есть Голубой Тенгри — божество неба; - на похоронах и поминках постоянное взывание к теням предков, когда же маме нужно было сделать замечание о моем плохом поведении, то говорилось — "Как ты можешь себя так вести? Сверху на тебя смотрят дедушки и бабушки, не посрами их!"; - я с рождения носил под одеждой: на шее — треугольный талисман из кожи, в котором в невообразимом сочетании были зашиты пергамент с сурой из корана, высушенная змеиная голова и семь, так называемых, "глазастых" камешков; на щиколотке — браслет из тех же "глазастых" камешков; - дома регулярно готовилась "быжы", это такое старинное киргизское блюдо, по сути — кровяная колбаса. - про моего родного деда, мама на полном серьезе сообщала, что у него был дух-покровитель в виде большой белой змеи, издохшей сразу же после смерти деда. Список этот можно продолжать и продолжать. Живи мы, скажем, на территории ИГИЛ, то за любое из этих вещей, нас бы повесили, не задумываясь, ибо — ширк, язычество. Свидетельства о том, что киргизов считали неважными мусульманами (образно говоря, утверждали, что они "живут в лесу, поклоняются колесу"), скажем, те же узбеки, сохранились в фольклоре. Есть даже такая киргизская сказка об этом, которая называется "Намаз билбеген бечара" (Бедолага, не знающий намаза). Скажем, киргизский известный писатель и переводчик (переводил на киргизский язык Чингиза Айтматова) Ашым Джакыпбеков, свой magnum opus — роман о Манасе, в котором он решил пересказать эпос удобной для современного читателя прозой, назвал "Теңири Манас". В нем есть эпизод, когда старец, повстречав Манаса, спрашивает его, как его зовут, откуда он, где его родина, кто его отец, дед, прадед и т. д. Начинается диалог словами:
цитата Старец: Кто твой хозяин? Манас: Тенгри.
При этом, эпизоды, в которых Манас ведет себя как мусульманин: смертельное ранение во время совершения намаза, меч Зулпукор, названный в честь меча пророка — тоже сохранены.
|
––– Mors certa, hora incérta |
|
|
Абарат
миродержец
|
7 сентября 2017 г. 13:36 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Beksultan семь, так называемых, "глазастых" камешков
Это в честь семи доисламских святых?
|
––– Не дай книге ни единого шанса! Успей прочесть книгу до того, как она тебя... |
|
|
Beksultan
миродержец
|
|
Fez
активист
|
|
Seidhe
миротворец
|
7 сентября 2017 г. 13:57 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Beksultan Огромное спасибо за этнографические подробности! В принципе, всё сказанное Вами никак не противоречит и моей точки зрения на соотношение ислама и тенгрианства. У славян, в конце-концов, тоже сохранилось в виде традиций множество языческих пережитков, от которых ортодоксальных православных в дрожь кидает P.S. Ну и за сказки в авторской колонке тоже спасибо — читаю время от времени с удовольствием.
|
|
|
ganhlery
миродержец
|
7 сентября 2017 г. 14:12 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Абарат комментарий в том, что холм, на котором стоит казанский кремль (в данном эпосе "Богылтау") был по преданию жилищем дракона — Бараджа
Меня больше заинтересовало, что это за цитата три столицы русских княжеств-«Кан-Мардан», «Балын» и «Жир»
и кто такой
цитата бек-ренегат русского княжества «Кара-Жар» Улуг-Хазар
(по поводу последнго могу предположить, что его прототип — некий Х-л-г из т.н. "Кембриджского документа"). Beksultan, также благодарю Вас и за эксклюзивные подробности, и за переводы в Вашей АК З. Ы. 50-я страница топика пошла. Юбилей
|
––– White Noise / Black Silence |
|
|
Абарат
миродержец
|
7 сентября 2017 г. 14:15 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ganhlery «Балын»
Вот это точно — Волынь... Остальное посмотрю...
цитата ganhlery Beksultan, также благодарю Вас и за эксклюзивные подробности, и за переводы в Вашей АК Присоединяюсь!!!!!
цитата ganhlery З. Ы. 50-я страница топика пошла. Юбилей
|
––– Не дай книге ни единого шанса! Успей прочесть книгу до того, как она тебя... |
|
|
ganhlery
миродержец
|
|
Seidhe
миротворец
|
|
Абарат
миродержец
|
7 сентября 2017 г. 15:17 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Seidhe, ganhlery, Beksultan и всем-всем-всем
цитата ganhlery столицы русских княжеств-«Кан-Мардан» ... «Жир»
«Жир» в этой булгарике — "главный город ростовской земли", «Кан-Мардан» — Муром... «Кара-Жар» — вот, может, Вы растолкуете... Ясно, что это не одноименное "село в Бухар-Жырауском районе Карагандинской области Казахстана"... По логике, это — Чернигов. Р.S. Нашел! точно, Чернигов.
|
––– Не дай книге ни единого шанса! Успей прочесть книгу до того, как она тебя... |
|
|
ganhlery
миродержец
|
7 сентября 2017 г. 15:27 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Абарат «Кара-Жар» — вот, может, Вы растолкуете... Ясно, что это не одноименное "село в Бухар-Жырауском районе Карагандинской области Казахстана"... По логике, это — Чернигов. Р.S. Нашел! точно, Чернигов.
Ну, я так тоже подумал (Кара — Черный), но хотелось все же конкретнее. Спасибо!
|
––– White Noise / Black Silence |
|
|
Seidhe
миротворец
|
|
Абарат
миродержец
|
7 сентября 2017 г. 15:34 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Seidhe, в "словаре" к "Шан Кызы Дастаны" — кстати, я не посмотрел, есть ли этот словарь (и насколько все полно приведено) на том указанном мной сайте. У меня свой "Шан..." — скан 90-х с того самого самиздата.... Знал бы, что именно "Шан..." будет в доступе, а "Барадж..." — нет, заказал бы тогда скан именно последнего.
|
––– Не дай книге ни единого шанса! Успей прочесть книгу до того, как она тебя... |
|
|
Seidhe
миротворец
|
7 сентября 2017 г. 15:42 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Абарат А нет ли у Вас где-нибудь под рукой ссылки, по которой можно вообще про эти памятники почитать? Время и место создания, этническая принадлежность создавших, ну и т.д.?
|
|
|
Абарат
миродержец
|
7 сентября 2017 г. 16:01 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Seidhe, вот — здесь все начинается... но это, конечно мифологическая версия создания.
|
––– Не дай книге ни единого шанса! Успей прочесть книгу до того, как она тебя... |
|
|
Seidhe
миротворец
|
|