Серии книг по мифологии ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Серии книг по мифологии/фольклору»

Серии книг по мифологии/фольклору

 автор  сообщение


миротворец

Ссылка на сообщение 22 февраля 2018 г. 15:56  
цитировать   |    [  ] 

цитата ganhlery

пришлось освежить в памяти статью Р. Н. Дандекара

ganhlery , статья содержательная. В том же сборнике Дандекара ("От вед к индуизму: эволюционирующая мифология" Вост. лит. 2002) есть ещё одна статья на сходную тему, об индуистской вселенной. В обеих статьях автор действительно многократно говорит о жертвоприношении Ямы в космогоническом аспекте, но конкретных ссылок на то, чтO именно во вселенной или в социуме было построено из его тела (как у Пуруши или Имира), не приводит. Чаще всего просто упоминает о создании человечества. И ещё подчёркивает, что Яма исходно был бессмертным, но выбрал смерть, чтобы принести себя в жертву. Но если подчёркивать именно этот аспект, т. е. принесение в жертву самого себя, тут напрашивается скорее аналогия Ямы с Одином, а не с Имиром. Вообще у Дандекара больше об ипостасях Ямы: человек/бог/царь/смертный/бессмертный и проч.
–––
В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил


миротворец

Ссылка на сообщение 22 февраля 2018 г. 16:15  
цитировать   |    [  ] 
Кстати, вот ещё о собачках, точнее, об их вопиющей ритуальной нечистоте с точки зрения зрелого индуизма, в самом конце Махабхараты. Когда все Пандавы и их жена Драупади готовы совершить уход из мира, они бредут в качестве отшельников по лесам и горам, и за ними увязывается собака. Они один за другим падают в пути и умирают, последним остаётся старший брат и по совместительству царь Юдхиштхира, за ним продолжает плестись собака. Царю является Индра и настоятельно предлагает за великие заслуги "живым", то есть прямо в телесной оболочке, взять его на небо, и дальше происходит очень примечательный агонистический диалог. Юдхиштхира говорит, что согласен отправиться на небо только с этой бродячей собакой. Индра возражает, указывая на мерзость и нечистоту собак: "Нет в мире небес места тому, кто приходит с собакой, ибо тогда то, что накоплено с помощью жертвоприношений, уносят демоны, "обуянные яростью". Поэтому действуй обдуманно, о Царь дхармы! Оставь собаку, в том нет вероломства". Юдхиштхира благородно отвечает, что покинуть того, кто тебе предан — великий грех, и Индра объясняет упрямому праведнику всю степень мерзости собак на замечательном примере: "Если собака только глянет на оставленное открытым жертвенное подношение или на то, как оно предаётся огню, "обуянные яростью" утаскивают его прочь. Поэтому брось эту собаку и, если бросишь её, обретёшь мир богов". Потом, конечно, выясняется, что образ собаки принял сам бог Дхарма (небесный отец Юдхиштхиры) и, довольный выдержанным испытанием, царя всё же забирает на небо. Правда, там с небом у упрямого Юдхиштхиры опять осложнения, но это уже не о собаках.
–––
В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил


миротворец

Ссылка на сообщение 22 февраля 2018 г. 17:16  
цитировать   |    [  ] 
Все эти философские разговоры о причинах нечистоплотности собак с точки зрения разных религий мне смешны. Моё мнение такое — нечистыми их считают за одну оригинальную привычку. Собаки очень любят кушать... фекалии, особенно человеческие. Простите за "великую сермяжную правду"...
–––
Не летать на ядрах? Не охотиться на мамонтов? С Шекспиром не переписываться ?


миротворец

Ссылка на сообщение 22 февраля 2018 г. 17:35  
цитировать   |    [  ] 

цитата pitiriman

Собаки очень любят кушать

Для представления о ритуальной нечистоте скорее всё же важна связь с потусторонним миром (демоны, духи и прочие опасные сущности). У тех же индусов (и не только у них) опасно-нечистым считается любой покойник, так что после прикосновения к нему (похороны и проч.) необходимы специальные очистительные ритуалы, независмо от его (покойного) диеты:-). С другой стороны, кто уж больше копается в этом самом, чем навозный жук, которого египтяне, тем не менее, обожествляли.
–––
В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил


магистр

Ссылка на сообщение 22 февраля 2018 г. 19:36  
цитировать   |    [  ] 

цитата C.Хоттабыч

кто уж больше копается в этом самом, чем навозный жук

Коровье "это самое" не только не считалось у индусов нечистым предметом, но даже использовалось для ритуального очищения.
–––
Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным?


миротворец

Ссылка на сообщение 22 февраля 2018 г. 20:24  
цитировать   |    [  ] 
urs ,
Коровье, возможно, и не считалось (насчёт ритуального очищения любопытно, киньте ссылку, пожалуйста), но дело ведь не в нём. Эти жуки ничьими фекалиями не брезгуют, но предпочитают как раз от животных, питающихся мясом, к коим относится и Homo sapiens — статья об их (жуков!) предпочтениях была пару лет назад в National Geographic.
–––
В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил


магистр

Ссылка на сообщение 22 февраля 2018 г. 20:38  
цитировать   |    [  ] 
C.Хоттабыч, Точно не считалось. Как сейчас помню что-то вроде: для ритуального очищения посыплем площадку сухим коровьим навозом. Но где чёл не помню, может у Торчинова в Религиях мира.
–––
Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным?


миродержец

Ссылка на сообщение 22 февраля 2018 г. 20:49  
цитировать   |    [  ] 

цитата Абарат

Вот это как раз то, что мне доктор прописал!
Скачал. Читаю... Уже чувствую, что заимею эту монографию в бумаге

Рад, что заинтересовало:beer:
Книга, пожалуй, уникальная. Сам читал когда-то в электронке, в том году разжился бумажным томиком.
Причем даже покупать не пришлось — выменял в букинистическом магазине8-) Повезло...

цитата Seidhe

безумно интересно читать про всё это древнее, корневое, но всё-таки территориально близкое...

В яблочко:beer: Ты очень точно передал мое отношение ко всей этой индоиранщине — индоевропейщине.

цитата urs

А кто и что из трудов Лафкадия издал?

Наверное, Seidhe пишет об этой книге.
–––
White Noise / Black Silence


миродержец

Ссылка на сообщение 22 февраля 2018 г. 21:36  
цитировать   |    [  ] 

цитата C.Хоттабыч

но конкретных ссылок на то, чтO именно во вселенной или в социуме было построено из его тела (как у Пуруши или Имира)

Ну да, как то так получается — типологически Имиру близок Пуруша, а лингвистически и, отчасти, семантически — Яма.
А сотворение частей космоса или социума из частей тела первосущества — вообще одна из знаковых тем различных и.-е. мифологий, в переосмысленном виде попавшая даже в средневековое христианство.

цитата pitiriman

Собаки очень любят кушать... фекалии, особенно человеческие.

Упрощенное виденье, имхо. Древним иранцам эта собачья привычка не помешала считать собак крайне почтенными животными.
А вот для Ближнего Востока, насколько могу судить, характерно менее трепетное отношение к собакам. В том числе и к их пищевым предпочтениям. Ср.:

цитата Притчи 26:11

Как пес возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою.
–––
White Noise / Black Silence


миродержец

Ссылка на сообщение 22 февраля 2018 г. 21:37  
цитировать   |    [  ] 

цитата urs

использовалось для ритуального очищения.

цитата C.Хоттабыч

насчёт ритуального очищения любопытно, киньте ссылку, пожалуйста

Вот, Википедия в статье о священных коровах пишет:

цитата

Коровий помёт применяется как удобрение в сельском хозяйстве. Принято считать, что он обладает большой очистительной силой и поэтому его также используют для очищения жилища, обмазывая им стены. Дым от коровьего помёта является сильным дезинфицирующим средством. Коровья моча широко применяется в религиозных ритуалах и в медицинских целях. Панчагавья — элемент, обладающий наибольшей очистительной силой, состоит из пяти продуктов, получаемых от коровы: молока, йогурта, гхи, коровьей мочи и помёта.
–––
White Noise / Black Silence


миродержец

Ссылка на сообщение 23 февраля 2018 г. 07:58  
цитировать   |    [  ] 
В дополнение к теме об отношении к собакам выдержка из книги Г. П. Снесарева "Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма" -

https://drive.google.com/open?id=1b1aGjf0...
–––
Mors certa, hora incérta


миротворец

Ссылка на сообщение 23 февраля 2018 г. 13:10  
цитировать   |    [  ] 
Beksultan, замечательно интересно! Спасибо!
–––
Не летать на ядрах? Не охотиться на мамонтов? С Шекспиром не переписываться ?


миродержец

Ссылка на сообщение 23 февраля 2018 г. 13:21  
цитировать   |    [  ] 
pitiriman, пожалуйста.

У меня вопрос ко всем. Может кому-нибудь попадались в фольклоре сюжеты, в которых персонаж превращался из мужчины в женщину и обратно? Я смог припомнить только древнегреческого Тиресия.
–––
Mors certa, hora incérta


миротворец

Ссылка на сообщение 23 февраля 2018 г. 13:32  
цитировать   |    [  ] 
Ну, чтоб не ходить далеко: та же Махабхарата -- Шикхандин. Дочь раджи поменялась полом с ракшасом...
–––
...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша,
Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа.


миротворец

Ссылка на сообщение 23 февраля 2018 г. 13:33  
цитировать   |    [  ] 
Beksultan, именно превращение? Без переодевания?
–––
Не летать на ядрах? Не охотиться на мамонтов? С Шекспиром не переписываться ?


миродержец

Ссылка на сообщение 23 февраля 2018 г. 13:36  
цитировать   |    [  ] 
glupec, а при каких обстоятельствах?

цитата pitiriman

именно превращение?
— именно. Причем в период пребывания женщиной человек даже выходит замуж и рожает детей.
–––
Mors certa, hora incérta


миротворец

Ссылка на сообщение 23 февраля 2018 г. 13:43  
цитировать   |    [  ] 

цитата Beksultan

glupec, а при каких обстоятельствах?

Если не изменяет склероз -- раджа панчалов оч. хотел иметь сына, до совершеннолетия дочери воспитывал ее как мальчика, от всех скрывал, и т.п. Она настолько привыкла, что сама хотела быть мужчиной. Потом пошла в лес и увидела там ракшаса, у которого была обратная ситуация -- он мечтал стать ж. "Обменявшись такими словами, поменялись обое полами" :-)))
Из-за чего Бхишма впоследствии не смог поднять руку на Шикхандина, и Пандавы воспользовались этим, чтобы Бхишму убить. Но это уже другая история.
–––
...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша,
Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа.


магистр

Ссылка на сообщение 23 февраля 2018 г. 13:43  
цитировать   |    [  ] 
Beksultan а Локи не подойдёт? Не в женщину, конечно, но в существо женского пола. И даже родить успел.


магистр

Ссылка на сообщение 23 февраля 2018 г. 13:44  
цитировать   |    [  ] 
А вообще, всем огромное спасибо за эту ветку! Столько интересного!


миродержец

Ссылка на сообщение 23 февраля 2018 г. 13:53  
цитировать   |    [  ] 

цитата Zirael

а Локи не подойдёт?
— там дело вот в чем. Нашел киргизскую сказку, не переводившуюся на русский язык. В ней фигурирует волшебный родник, если кто-то попьет воды из него, то поменяет пол. Интересно было бы взглянуть на аналогичные сюжеты в фольклоре других народов. Пока из близкого нашел такое — I92. Радуга меняет пол
Ну и совсем уж близкое нашлось в "Тысяче и одной ночи", в третьем рассказе невольницы (ночи 582—584) -

цитата

И везирь поехал с царевичем, затаив желание подстроить ему ловушку, и задумал он в сердце против него зло. И когда оказались они в пустыне, везирь вспомнил, что там в горах есть ручей с текучей водой, называемый Блестящим, и что всякий, кто попьёт из него, если это мужчина, обратится в женщину. И когда везирь вспомнил об этом, он приказал воинам спешиться поблизости от этого ручья, а сам сел на коня и сказал царевичу: «Не хочешь ли ты отправиться со мной и посмотреть на ручей с водой в этом месте?»

Подозреваю даже, что киргизская сказка появилась под влиянием именно этой истории, благо прецеденты были.
–––
Mors certa, hora incérta
Страницы: 123...7374757677...188189190    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Серии книг по мифологии/фольклору»

 
  Новое сообщение по теме «Серии книг по мифологии/фольклору»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх