Павел Поляков Жизнь и ...

Здесь обсуждают тему «Павел Поляков. Жизнь и творчество» Подсказка book'ашки

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Павел Поляков. Жизнь и творчество» поиск в теме

Павел Поляков. Жизнь и творчество

Страницы:  1  2  3 [4]  написать сообщение
 автор  сообщение


миродержец

Ссылка на сообщение 11 июля 16:51  
цитировать   |    [ 1 ] 

цитата polakowa1

В 1989 – 1990 г.г. Областная юношеская библиотека и КЛФ Алькор издали Библиографический указатели в помощь любителям фантастики:
1. Фантастика на страницах газеты «Литературная Россия» (1963 – 1988);
2. Фантастика на страницах журналов «Химия и жизнь» и «Наука и техника», (1965 – 1989).

А существуют ли эти указатели в электронном виде?
–––
японские матросы в поисках суши


новичок

Ссылка на сообщение 12 июля 15:19  
цитировать   |    [ 1 ] 
Этих биографических указателей в электронном виде нет, не те были у нас за Уралом времена. Есть один экземпляр "...на страницах "Литературной России" в бумажном варианте, могу подарить. А про электронный вариант я подумаю и, если мне помогут, то отсканирую и выложим на фантлабе. Но это будет попозже, не раньше осени.


новичок

Ссылка на сообщение 12 июля 15:38  
цитировать   |    [ 2 ] 
Страх – птица № 11 1990 год


Дамы и господа!

Из номера в номер колонка редактора начиналась на традиционно-
оптимистической ноте. Увы, все течет... Радоваться ныне нечему.
Прелести соцбыта рикошетом бьют по фэндому, а следовательно и по
"Страж-птице". И   вот, подобно   Остапу Бендеру,    отдавшему
последнюю "бранзулетку" румынским пограничникам, редакция села
и призадумалась о житье, так сказать, бытье.
Что же позади? А позади полутарогодовой титанический труд по
сбору и распространению всевозможных слухов, ряд крупномасштабных
совместных акций (естествено с блеском проваленных), скандалы,
шумный успех и, конечно же, десять подготовленных номеров. И все
это в недалеком, но уже прошлом. Да, была когда-то замечательная
идея сделать небольшой по объему, веселый, доступный фэнзин, чтоб
у каждого прочитавшего поднималось настроение.
Увы, хрупкие фантазии разбились о суровый быт, и немалая             заслуга в этом нашего компаньона, агентства "ФЭН-ПРИНТ."Бесконечные
неувязки, отсрочки, задержки, непомерно высокая цена на "СП", а
порой простая необязательность агенства завели нас в тупик.
На сегодняшний день мы растеряли почти всех читателей, ибо
очень немногие имеют возможность прочесть свежие выпуски, а
ложка, как известно, дорога к обеду. Именно поэтому мы нашли в
себе силы разорвать договор с "ФЭН-ПРИНТОМ". Дальнейшая его
работа может принести только вред.
Разброд и уныние воцарились в редакции. Волобуев-Прииртышский
тайно покинул Омск и бежал в Макао. А.Диденко начал потихоньку
спиваться. Леонардо Пелтиера опять посадили в тюрьму за воровство
из супермаркетов, а С.Павлов-младший разменивает свой талант
пустяшными переводами с нанайского. Да, "Страж-птица" умерла...
Умерла вместе с нашими иллюзиями о "массовом фэнзине" И вы держите
в руках не 11-й номер, а как бы первый. Первый номер             возрожденного на других принципах журнала, главным редактором которого
стал бывший ответственный секретарь Н.Горнов.
Перебравшись из холодного Омска в южный Николаев он сумел
сплотить вокруг себя   группу единомышленников и   подхватить
древко упавшего было стяга.


     ! ЛАВКА СТАРЬЕВЩИКА ДЖО !     ! ЛАВКА СТАРЬЕВЩИКА ДЖО !
______________________________________________________ ___________

                           ПРО БОРЮ...
         м а л о в е р о я т н ы е    и с т о р и и . *

Боря и слава.   Однажды   Боре   прислали "Из-за бугра" письмо с
------------    адресом: "СССР. Борису Завгороднему". Дошло!

Боря и доллары. За какую-то из своих статей в "Локусе" Боря
--------------   должен был получить гонорар. Немного, но в            долларах. Американцы не нашли ничего лучшего, кроме как прислать
перевод на... районную сберкассу.
Борю вызвали и спросили: а не хочет ли он получить в рублях по
курсу?
Боря обиделся.
Тогда Борю спросили: а не хочет ли он пожертвовать эту сумму
государству?
Боря обиделся еще больше и ушел, хлопнув дверью. Кажется эти
деньги до сих пор висят неснимаемым грузом на отчетности ни в чем
не повинной сберкассы.

Боря и доллары (продолжение). Рассказывают, что речь Бори на
----------------------------   "Евроконе" в 1989 году была самой
краткой. Он сказал: господа, подайте бедному советскому фэну! И
пустил шапку по кругу.

Боря и его друзья. До Сан-Марино, где проходил "Еврокон", Боря
-----------------   добирался на перекладных. Незнание языков и
отсутствие валюты его не остановило. (Боря утверждает, что
по-английски он знает всего два слова — "но пасаран") Но ему
всегда помогают   друзья. Последний   отрезок пути    пришлось
преодолеть на армейском грузовике — его подбросили солдаты с
близлежащей американской базы.

Боря и его друзья (продолжение). Из Сан-Марино он летел вторым
-------------------------------   классом — на пару с Еремеем
Парновым. Когда самолет уже готовился к взлету, в салон впорхнула
очаровательная стюардесса и, мило улыбаясь, предложила "мистеру          Завгороднему" перейти в первый класс, поскольку какой-то неизвестный
господин оплатил за него билет. А Парнов так и летел во втором...

Боря и зэки. Пришлось Боре как-то ехать из Мурманска в Волгоград.
----------- Денег, как всегда не было, а в Мурманске он всем            порядком надоел, поэтому коллеги доставили его на вокзал и быстро
удалились.
Боря "на глаз" выбрал правильное направление, подергал дверь
теплушки (не открылась) и залез на крышу. Проснулся он оттого,
что поезд встал посреди чистого поля, а из переднего вагона              начали прыгать мужики в полушубках и с автоматами. Оцепили состав и
начали выводить из теплушек зэков.   Вперед выходит офицер со
списком и начинает перекличку. Читает. Потом поднимает глаза и
видит на крыше Борю. "А ну иди сюда!" — кричит он.   "Не-а!" –

кричит Боря и пытается убежать. Охрана бросается его ловить...
Но кончилось все, слава богу, благополучно. Отправили за             казенный счет по месту прописки, то есть в желанный Волгоград.
                                    Подготовил к печати Г.Неверов


     ! НесуСВЕТСКИЕ ХРОНИКИ !     ! НесуСВЕТСКИЕ ХРОНИКИ !
______________________________________________________ ___________


                   М У К И    Т В О Р Ч Е С Т В А

Роман Арбитман в очередной раз намерен потрясти читающий фэн-
дом. Из совершенно достоверных источников(В.Казаков) нам стало
известно, что Роман получил гигантский аванс в 25 рублей от журнала
"БАХЧЕВОЕ ОВОЩЕВОДСТВО В СССР" и работает над продолжением своего
нашумевшего бестселлера "Памятник". По предварительным данным            "Памятник-II" появится в одном из летних номеров. Не пропустите!!!
Не отстает от своего более именитого коллеги и В.Васильев из
Николаева. На состоявшейся недавно пресс-конференции он сознался,
что вдохновленный успехом своего рассказа "САДОВАЯ,7" ("УС",#1О,
1989 г.)   он переработал его в повесть, а в настояще время
работает над продолжениями: "САДОВАЯ,8" и "САДОВАЯ,9", которые
намерен объединить в трилогию. Все права на трилогию уже куплены
известным издательством "МАКМИЛЛАН".

! "КОН-ВЕКТОР" ! "КОН-ВЕКТОР" ! "КОН-ВЕКТОР" ! "КОН-ВЕКТОР" !
______________________________________________________ ___________


               Б У Р Г А С С К И Е    Б Ы Л И . . .


Из всех послдедних конвентов Орфкон в Бургасее (Болгария) боле,
чем кто-либо, заслуживает нашего небольшого комментария. Наивные
болгары замышляли устроить престижный конвент, оградив его от
советской тусовочной братии прочным заслоном возрастного ценза и
личной симпатии.(А этот Завгородний ваш нам не нравится, мы его
не пригласим!) Три раза ха-ха! Этот трюк у них не удался.
Престижный кон Славов не потянул, и я легко мог просчитать
это заранее, если бы знал, что из ста фэнов, приехавших на
Орфкон, семьдесят было из Союза. Тусовка непобедима! Только на
этот раз за нее пришлось выложить валютой. Хоть и не велик
престиж лева, но советские финансисты и на этот раз не сдали
свою Брестскую Крепость. Они с доблестью выдержали набег фэнов,
откупившись от них подачкой в сто левов, хотя оргвзнос был сто
пятьдесят.   Немудрено, что основные впечатления, вывезенные из
дружественной болгарии, ограничиваются рассказами о суетливой
продаже "ченча", дабы   выкупить из рабства   себя и   менее
расторопных коллег. Все же, первый массовый пробег "галопом по
Европам" закончился в целом благополучно. Живыми вернулись все.
Ну, а удовольствие — это дело сугубо индивидуальное.
Были, конечно, и забавные моменты. К примеру, поиски тех, кто
разбил зеркало в лифте. Или банкет. Или заплыв   Байкалова
наперегонки с медузами, в процессе которого неблагодарные твари
укусили Диму за интимную часть тела.
А еще был конкурс "Мисс(миссис) и мистер Орфкон". Проводился
он второй раз и, думаю, последний, как и сам Соцкон, поскольку
на конец 1991 года единственной страной социализма будет Швеция.
(Ну, может еще Карякская Демократическая Республика!) Миссис
Орфкон была признана (по мнению неединодушного большинства)
дражайшая супруга устроителя праздника — Росица. А что касается
"Мистера", то выбор Росицы пал на неотразимого парня с гитарой -
В.Васильева, которому тут же был вручен памятный   сувенир.
Упаковка презервативов импортного производства. Что ж, учитывая
нашу   экономическую   ситуацию,   подарок   действительно очень
нужный, а порой просто необходимый. Жаль только, что Росица
забыла оставить свой автограф на коробке и не попросила Вову тут
же примерить подарок и совершить круг почета. А это было достойным финалом супершоу.

   ! "ОСОБЫЙ СТАРАТЕЛЬСКИЙ" !    ! "ОСОБЫЙ СТАРАТЕЛЬСКИЙ" !
______________________________________________________ ___________


                      НОВОСТИ ФЭЕН-ПРЕССЫ
                      --------------------

Печатная продукция фэндома стоит, как известно дороговато, если
учитывать огромные накладные расходы и моральные издержки ее            создателей. Оригинальный выход нашел наш читатель — некто СТЕПИН из
города ЯСНОГОРСКА Тульской области. Находчивый фэн получает
журнал, прочитывает, а потом отправляет обратно   наложенным
платежом. Стоимость пересылки в оба конца за счет редакции.
У нас есть догадка, что в городе Ясногорске исторически             сложилась зона повышенно-вихревой ментальности, способствующая            появлению таких вот находчивых людей. Уважаемые коллеги-фэнзинеры,
советуем обходить этот городок стороной!


19 ноября в Ленинграде состоялось невиданное доселе событие.
Семинар Б.Н.Стругацкого — впервые за все время его существования
- собрался не для обсуждения новой литературной работы, а для
обсуждения фэнзина.
Сего необычайно высокого авторитета в глазах мэтра добился наш
большой друг Андрей Николаев. А так же, естественно, его журнал
"СИЗИФ".Что ж,факт многообещающий, Фэндом выходит на прямые              контакты с авторами "четвертой волны" уже в двустороннем порядке.
Подробности исторической встречи читайте в "СИЗИФе" #4, где
будет стенограмма заседания семинара. Ну, а едкие комментарии к
ней читайте, как всегда, в "СТРАЖ-ПТИЦЕ"!!!!!!!

         СПИ СПОКОЙНО ЧИТАТЕЛЬ! МЫ ЕЩЕ ПОКА БДИМ!!!


новичок

Ссылка на сообщение 13 июля 16:46  
цитировать   |    [ 1 ] 
В «СИЗИФ 90 – 4» опубликована стенограмма заседания семинара Б.Н. Стругацкого от       10. 11.90 г. на тему «СИЗИФ» И ФЭНЗИНЫ.
Вёл семинар Б.Н. Стругацкий. С докладом выступил С. Логинов. Обсуждалась тема – могут ли фензины стать прфессиональным журналом и, какие преимущества в этом у «СИЗИФа».
Выступали многие писатели и прфессиональные знатоки фантастики (участники семинара Б.Н. Стругацкого). Приведу пример из выступления М. Шавшина: «…Андрей Николаев мне сказал, что несмотря на то, что он собирается делать профессиональный журнал, он хочет сохранить за собой и фэнзин – что вполне логично. Потому что профессиональный редактор Николаев никогда не напечатает – существует наверное определённый редакторский уровень – то, что он мог бы напечатать в фэнзине… / вспомните «Мир За Холмом» А. и К. Паншин – Г.П./
В заключении Б.Н. Стругацкий подвёл итог: «…Я вообще-то должен вам сказать, что меня удивляет, что в нашу эпоху вольного книгопечатания все-таки ни одного фантастического журнала, обратите внимание, так и не появилось…Уже вышли журналы авантюрно приключенческого плана, а вот журнала фантастики до сих пор нет. И даже мощнейший концерн Бабенко под названием «Текст», который выпустил уже, по-моему, тридцать книжек, всё-таки на журнал он так и не решился, не сумел его выпустить. Я не говорю уже о нашем, замученном, так сказать, ещё до рождения, альманахе «Миф»… Хотя вольное книгопечатание и наступило – но что-то с журналом не получается. Вот и у Логинова тоже ничего не выходит. Так что, в общем, ещё неизвестно, кто первым выпустит прозин в СССР, может даже и Николаев, кто знает. Во всяком случае, я ему желаю всех и всяческих успехов, благодарю его за титанический труд и его, конечно, и всю его редколлегию. По-прежнему я готов помочь этому, в частности, журналу всем, что находится в сфере моих возможностей, ну и на этом мы, наверное, закончим сегодня».


новичок

Ссылка на сообщение 15 июля 04:52  
цитировать   |    [ 1 ] 
И мы не лыком шиты
Летом прошлого года в Будапеште (ВНР) состоялся 13 Европейский конгресс любителей фантастики (Еврокон), который был организован и проведён Венгерским обществом любителей фантастики и клубом «Вега». Сюда съехались представители КЛФ Австрии, Болгарии, ГДР, Голландии, Польши, Финляндии, Франции, ФРГ, Чехословакии. Впервые в истории Еврокона в нём приняли участие советские любители фантастики.
Программа встречи включала в себя доклады о НФ и клубном движении в различных европейских странах, непрерывный показ видео-, игровых и компьютерных фильмов, выставку НФ-искусства (живопись, скульптура, чеканка), широкую продажу НФ-книг, плакатов, комиксов.
Среди награжденных призами Еврокона – советский писатель Владимир Михайлов – за отличную редакторскую работу и постоянную рубрику в НФ в журнале «Даугава».
Б. Завгородний. Газета «Молодой сибиряк» от 18 марта 1989 г.


новичок

Ссылка на сообщение 15 июля 16:05  
цитировать   |    [ 1 ] 
Заочный КЛФ
На перекрёстках времени: год 1990
Помещаем краткий список памятных дат НФ на 1990 год. Составить нам помогли : прежде всего В. Окулов ( Иваново), а также А. Сауткин (Мурманск), В. Выставкин (Москва) и ряд других наших читателей.
Январь, 2. 70 лет со дня рождения (1920) известного американского писателя Айзека Азимова.
Январь, 9. 100 лет со дня рождения чешского писателя Карела Чапека ( 1890 – 1938) общепризнанного классика мировой НФ.
…Март, 10. 50 лет со дня смерти Михаила Александровича Булгакова (1891-1940); 65 лет его первым книгам.
Март, 24. 85 лет со дня смерти французского писателя Жюля Верна (1828-1905), общепризнанный родоначальник мировой НФ…
Апрель, 14. 60 лет со дня смерти Владимира Владимировича Маяковского (1893-1930), в чьём наследии фантастические пьесы «Клоп», «Баня», поэма «Летающий пролетарий».
…Август, 5. 80 лет со дня рождения (1910) калининградского писателя Сергея Александровича Снегова, автора трилогии «Люди как боги» и др. НФ книг, лауреата премии «Аэлита»-84.
Август, 23. 110 лет со дня рождения Александра Степановича Грина (1880-1932), известного советского писателя романтика, неоднократно обращавшегося к фантастике.
Август, 28. 65 лет со дня рождения (1925) Аркадия Натановича Стругацкого, известного советского писателя, лауреата премии «Аэлита» — 81.
…Сентябрь, 22. 115 лет со дня рождения Микалоюса Чюрлёниса (1875-1911), литовского композитора и художника, чьё творчество неразрывно связано с фантастикой.
…Декабрь, 30. 125 лет со дня рождения Джозефа Редьярда Киплинга (1865-1936), английского писателя, автора ряда фантастических рассказов и знаменитой книги о жизни мальчика Маугли среди зверей.
Кроме того, в наступившем году исполняется:
…155 лет рассказу Э. По «Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфалля» (1835).
150 лет социально философской утопии Э. Кабе «Путешествие в Икарию» (1840);
125 лет знаменитой «Алисе в Стране Чудес» Л. Кэрролла;
…70 лет антиутопии Е. Замятина «Мы», написанной в 1920 г. и опубликованной у нас лишь в 1988-м….
Журнал «Уральский следопыт» №2 – 1990.
Если вдуматься – интереснейшая информация. Но хочу вам сообщить, что и в настоящее время в ежемесячном электронном фэнзине «Притяжение» Ростовского клуба любителей фантастики « Притяжение», редактор Сергей Битюцкий, есть раздел «Календарь от БВИ», который ведёт Владимир Борисов с аналогичной информацией.
Сайт фэнзина: http://club-attraction/ru или удобнее всего искать по запросу «клуб фантастики «Притяжение»


новичок

Ссылка на сообщение позавчера в 16:31  
цитировать   |    [ 1 ] 
В фэнзине «Притяжение» публикуются короткие рассказы. Павел Поляков был членом жюри семинара «Вареники». И мнение Гарднера Дозуа о коротких рассказах Павел разделял.

ФЭНДОМ
Гарднер Дозуа
Не нужно считать читателей сборищем идиотов
Ведущий американский редактор научной фантастики отвечает на вопросы Стэна Николса

Гарднер Дозуа – писатель, составитель, редактор азимовского НФ журнала, член жюри, присуждавшего высшие литературные премии за лучший короткий рассказ. «У меня такое ощущение, что именно короткие рассказы являются индикатором положения дел в научной фантастики», — говорит он. И действительно, НФ как жанр в значительной степени развилась из коротких фантастических публикаций в специальных журналах. И хотя влияние этих журналов в последнее время заметно уменьшилось, Гарднер по-прежнему считает их чем-то вроде теплицы для выращивания новых талантов.

Г.Д. Малая форма в фантастике… Я думаю она не умирает, а просто болеет вместе с остальной литературой. Не знаю почему, но это действительно так, и я наблюдаю эту болезнь последние 20-30 лет.
В самом деле, основное влияние на эволюцию НФ происходит именно на этом уровне, причём, главную роль играют молодые, часто никому неизвестные, авторы, которые не очень-то много получают за свой труд. И не в том дело, что написано на титульном листе бестселлера: Дальтон или В.Г. Смит, а то, как влияет это на других писателей и на формирование читательского вкуса.

Выступая как писатель, Гарднер опирается на свой собственный опыт сочинителя коротких рассказов.

Г.Д. Некоторые писатели природные романисты. Они легко и свободно мыслят именно в этом виде литературы. Я же прирожденный новеллист, и мне гораздо проще превратить четырёхсот страничный роман в рассказ на 4000 слов, чем наоборот. Честно говоря, большинство романов, которые мне довелось читать в последнее время, прямо-таки напрашиваются на это.

Притом, что Гарднер Дозуа выпускает довольо неплохую фантастику, как он объясняет парадоксальный факт, что в Америке так плохо продаются НФ-журналы и антологии?

Г.Д. Чтобы понять, почему читатели в Штатах гораздо меньше, чем раньше, интересуются малой формой в НФ, совершенно не нужно писать диссертацию по социологии. Здесь всё индивидуально; просто сказываются психологические различия людей, и сегодня в Штатах существует несколько «экологических ниш» — для каждой литературной формы своя.
Меня действительно мало радует, что читатели отдают предпочтение фантастическим романам, а не рассказам. И не случайно романы становятся всё длиннее, обрастая бесконечными продолжениями, каждое из которых хуже предыдущего.
Не помню, кто однажды сказал мне, что не любит читать короткие рассказы потому что чувствует себя гораздо уютнее, погрузившись в роман на 600 страниц… Может, отчасти это верно, ведь добротный, ёмкий рассказ потрясает сильнее – именно в силу своей краткости; у вас просто нет времени с комфортом растечься в кресле, держа перед глазами вещицу в 3000 слов. Такой рассказ я бы уподобил бритвенному лезвию… А роман… По-моему читать средний современный роман – это всё равно что пытаться смотреть телевизор, на вход которого подаётся не сигнал, а белый шум…
Перевод с английского Вадима Маркина.
Журнал «Фантакрим MEGA» № 1 – 1994


новичок

Ссылка на сообщение вчера в 05:12  
цитировать   |    [ 1 ] 
28 АВГУСТА 1990 ГОДА ВЫДАЮЩЕМУСЯ ПИСАТЕЛЮ-ФАНТАСТУ АРКАДИЮ НАТАНОВИЧУ СТРУГАЦКОМУ ИСПОЛНЯЕТСЯ 65 ЛЕТ.
Такими словами начинается специальный выпуск «Галактические новости», сентябрь 1990 г.
Группа «Людены», «Галактические новости», клуб «Мордор» поздравляет Аркадия Натановича Стругацкого с Днём рождения!

«Две половинки одного целого»

— Борис Натанович! Это интервью будет опубликовано в специальном выпуске газеты «Галактические новости», посвящённому 65-летию со дня рождения Вашего старшего брата Аркадия Натановича Стругацкого. Если можно, расскажите о своём отношении к нему.
— Мы рано потеряли отца, и Аркадий Натанович заменил мне его. Он старше меня на восемь лет, и долгое время я смотрел на него восхищёнными глазами, снизу вверх. Он был замечательный мальчик, любознательный и разносторонний. В своей шестиметровой комнате ( там помещались только кровать, стол и печка) он проводил химические опыты, мастерил телескопы, строил управляемого по радио робота. Уже тогда он пытался писать – я помню его зубодробительную повесть «Находка майора Ковалёва», тщательно написанную тушью в двух толстых тетрадях и снабженную великолепными рисунками. Сердце моё замирало от ужаса и счастья, когда я читал и перечитывал её. К сожалению, она пропала в блокаду. Какое это было наслаждение – тихонько сидеть в уголке кровати и наблюдать за ним во время очередного эксперимента или слушать его бесконечные диспуты с друзьями!
Он приучил меня читать, определил мои юношеские вкусы и пристрастия. Именно подражая ему, я увлёкся физикой, математикой и астрономией и увлечение это сохранил до сегодняшнего дня. Конечно же, астрономом должен был стать именно Аркадий, он занимался астрономией серьёзно, ходил на секцию в Дом занимательной науки. Но война всё перечеркнула и переменила, и астрономом стал я.
Война разбросала нас, да и после встречались мы редко – месяц в году – Аркадий Натанович служил на Дальнем Востоке. Но мы регулярно переписывались. Он и в армии занимался самообразованием, следил за научно-популярной литературой, пытался изучать современную философию, а я старался помочь ему как мог: сообщал о последних новостях астрономии, физики, археологии (мой лучший друг был археологом), и конечно же – о новинках художественной литературы.
А когда мы начали писать вдвоём (в середине 50-х годов) он уже был опытным автором (повесть «Пепел Бикини» вышла в 1956 году).

-Значит, Аркадий Натанович сыграл главную роль в Вашей судьбе?

-Да, конечно! Он был прирожденным Учителем. Жаль только, что в его классе был всего лишь один ученик.

— Как Вы относитесь к нему сейчас?

— Мы – две половины одного целого, некое единство, раздираемое, правда, иногда противоречивыми желаниями и намерениями! Так что читатели, относящиеся к нам, как к одному человеку – автору «Улитки на склоне», «Пикника на обочине» и «Гряда обреченного» — не так уж далеки от истины.

— Несколько слов для любителей фантастики.

— Любите читать! И не только фантастику.
Специально для «Галактических новостей» интервью взял Ю. Флейшман (Ленинград), фэнгруппа «Людены».


новичок

Ссылка на сообщение вчера в 15:32  
цитировать   |    [ 1 ] 
Вместо предисловия
(Фрагменты лекции, прочитанной Б.Н. Стругацким на заседании Ленинградского семинара от 13.04.1987г.)
«Улитка на склоне» — повесть необычная для нас, стоящая особняком, повторить которую оказалось невозможно и которая, вероятно, в повторении не нуждается. Необычна и методика её написания. Повесть эта – кризисная, порожденная состоянием, когда автор мечется между концепцией и ситуацией, не понимая, что выбрать за основу. Это очень болезненно и неприятно, но опыт показывает, что чем мучительнее этот процесс, тем любопытнее получается результат.
… 4 мая 1965 года два молодых новоиспеченных писателя…впервые в жизни приехали в Дом творчества в Гаграх. Нам казалось, что всё в порядке: ясно, чем надо заниматься и о чём мы будем писать. Мы привезли с собой замысел романа, направленного против злобного мещанина – человека, интересующегося исключительно миром материального и бесконечно далёкого от мира духовного.
…Мы уже понимали, что повесть должна быть построена таким образом: главА – вид сверху, глава – вид изнутри, глава — Горбовский, глава – Атос-Сидоров. Мы начали писать, и постепенно из ситуации начала выкристаллизовываться концепция: взаимоотношения между человеком и законами природы и общества. Что делать человеку, которому не нравятся законы?... А как должен человек относиться к закону общества, который ему кажется плохим? Можно ли вообще говорить о плохих или хороших социальных законах?
Мы поняли, что фактически пишем об этом. Судьба нашего землянина, оказавшегося среди забитых и обреченных ходом истории крестьян, как раз содержит если не ответ, то по крайней мере вопрос: что должен делать цивилизованный человек, понимающий, куда идёт прогресс? Как он должен относиться к этому прогрессу, если ему такой прогресс – поперёк горла? Так возникла концепция, убрать которую значило бы сильно обеднить повесть.
6 марта мы написали первые строчки, а 20 марта закончили повесть. И тут нас ждал сюрприз. Поставив последнюю точку, мы обнаружили, что написали вещь, не лезущую ни в какие ворота. Мы вдруг поняли, что нам нет никакого дела до Горбовского. При чём здесь светлое будущее с его проблемами? Вокруг нас черт знает что происходит, а мы занимаемся выдуманными проблемами для наших потомков! И уже 21 марта мы решили, что считать эту повесть законченной мы не можем. Было ясно, что главы, касающиеся леса, годятся, потому что там ситуация слилась с концепцией, потому что там всё закончено. А что касается части с Горбовским, то нам это не интересно…
В конце апреля в нашем рабочем дневнике появилась запись «Горбовский – Перец». Началась разработка линии «Перец» уже в том виде, в каком она существует сейчас. Нам пришла в голову мысль линию Леса дополнить второй линией, но не научно-фантастической, а символической. Какой-то человек должен был мучительно пытаться выбраться из леса, а какой-то совсем другой человек должен был мучительно стараться попасть в лес, чтобы узнать, что там происходит. И вот уже появилось Управление, накапливались черточки, элементы мира – мерзкого, нелепого, но внутри себя цельного и непротиворечивого. Кому-то из нас пришла блистательная мысль: «Лес – Будущее!» — и сразу всё встало на свои места, повесть стала гротесковой, символической. Лес – это символ всего необычного, непредставимого. О Будущем мы знаем только одно – оно совершенно не похоже на наше представление о нём. Тот лес, который мы уже написали, прекрасно вписывался в эту идею. К нему нельзя применить термины «хороший», «плохой», «так себе». Он просто чужой.
Совершенно по-другому выглядел теперь и ещё не написанный мир Управления. Это Настоящее, со всем его хаосом, со всей его безмозглостью, которая удивительным образом сочетается с многомудростью. Это Настоящее, в котором люди постоянно думают о Будущем, живут ради Будущего – и в то же время искореняют это Будущее, стремясь превратить лес в ровную асфальтовую площадку или в роскошный английский парк с газонами – чтобы будущее было не таким, как оно будет, а таким, как нам хочется его видеть… Вот такая была эта счастливая идея, которая помогла нам сделать часть «Управление» и, которая осталась совершенно скрытой от абсолютного большинства читателей. Хорошо это или плохо? Не знаю. Наверное , важно, чтобы эта вещь порождала в самых разных людях самые разные представления, и чем больше появится разных точек зрения, тем, наверное, эту вещь следует считать более удачной.
Не так давно перечитал первый вариант «Ултки» с Горбовским. Каково же было моё изумление, когда я перечитал его с удовольствием. Оказывается, эта линия звучит сегодня вполне современно, в ней нет никакого провинциализма, эта тема никем не разрабатывалась. Я был очень приятно удивлён. Но ведь удивительно и другое – насколько это было неприемлемо для нас тогда, четверть века назад!..

Журнал «Измерение Ф» № 3 1990
Страницы:  1  2  3 [4]

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Павел Поляков. Жизнь и творчество»

 
  Новое сообщение по теме «Павел Поляков. Жизнь и творчество»
Инструменты
Смайлики         Дополнительные смайлики
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх