автор |
сообщение |
ganhlery
миродержец
|
|
просточитатель
философ
|
7 сентября 2017 г. 16:45 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата glupec В том, что солдата, да еще пожилого, обставить нелегко. Да я же не об этом. Принцы то так и остались заколдованными...
|
––– Чтение-Сила |
|
|
SergUMlfRZN
миродержец
|
9 сентября 2017 г. 19:49 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Beksultan а какие то были сказки не припомните? Увы, это было в начале 70-х... многое сам хотел бы вспомнить и найти тексты, но, похоже, это уже нереально — так, какие-то обрывки вспоминаются, но поисковик ничего похожего не выдаёт...
цитата просточитатель И в чем мораль? КМК, в этой сказке нет морали, т.к. это не народная сказка, а скорее — для развлечения знати на пирах. Но некоторые детали показательны: 1. количество принцесс и то, что все они незамужем позволяет сделать вывод, что старшей было свыше 25 лет, что очень нехарактерно для тех времён 2. туфельки каждый день новые, а платья после бала и танцев до упада — снова в шкаф 3. туфельки очень быстро протирались — видимо шились не из кожи, а из ткани, а полы были из грубых каменных плит 4. о подземных дворцах и принцах вообще ничего в голове не всплывает кроме "Огниво" с пещерами, сундуками и собачками... 5. усыпление-же стража и помощь самому бедному из них со стороны незаинтересованных лиц — это штамп таких сказок. В общем, мораль надо искать в серии схожих по сюжету сказок/историй, а по единичному образцу сложно предполагать что-то конкретное...
|
––– Отмеряю микрометром, отмечаю мелом, отрубаю топором. |
|
|
Gytha Ogg
гранд-мастер
|
9 сентября 2017 г. 22:50 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
На мой взгляд, сказки надо рассказывать, причём сказки разные и разных народов мира. Это помогает разъяснить культурные и исторические особенности той или иной нации/страны. Однако к каждой сказке надо подходить с умом.
Есть такая сказка «Соломенный бычок». Вот в чём там мораль или историческая правда?
Всё самое хорошее и безобидное закончилось, когда дед долепил бычка. А потом что? К смоле прилипали несчастные звери, а потом у них дед с бабкой путём угроз выманивали дары леса, а зайца так вообще толкнули на кривую дорожку воровства. Ещё и концовка просто великолепная, мол, зажили так богато, как никогда не жили.
Есть, правда, интерпретация сказки, в которой звери хотели утащить/съесть бычка, но прилипли к смоляному боку, и им пришлось расплачиваться за злодеяние. Но в классическом варианте – это не детская сказка, это боевик из лихих девяностых.
Вывод: сказка сказке рознь.
|
––– "Основное неписаное правило ведьмовства гласит: "Делай не то, что хочешь, а то, что я тебе говорю". Т. Пратчетт |
|
|
Лунатица
философ
|
9 сентября 2017 г. 22:56 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Gytha Ogg Но в классическом варианте – это не детская сказка, это боевик из лихих девяностых.
Так большинство фольклорных и старинных сказок в неотцензурированных и необлагороженных вариантах таково.
|
|
|
Gytha Ogg
гранд-мастер
|
10 сентября 2017 г. 00:00 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Лунатица, это да. Но всё же те же сказки вроде "Спящей красавицы" рассчитаны на более старшую возрастную категорию детей. А "Соломенный бычок" что-то среднее между сказками уровня колобка и потешками, то есть для совсем уж маленьких, поэтому и зацепила сказка внимание.
|
––– "Основное неписаное правило ведьмовства гласит: "Делай не то, что хочешь, а то, что я тебе говорю". Т. Пратчетт |
|
|
просточитатель
философ
|
10 сентября 2017 г. 01:17 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Gytha Ogg Но всё же те же сказки вроде "Спящей красавицы" рассчитаны на более старшую возрастную категорию детей. Оригинал то совсем не для детей...
|
––– Чтение-Сила |
|
|
glupec
миротворец
|
11 сентября 2017 г. 07:50 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Gytha Ogg На мой взгляд, сказки надо рассказывать, причём сказки разные и разных народов мира
И будет что-то типа: "А тут дровосеки по дорожке -- швыць-швыць! Старший дровосек хап топор, бац по пузу, и пузо раскрылось. А оттуда Красная Шапочка ка-ак бебе-ех!!" Нет уж, лучше по старинке, печатный текст почитать
|
––– ...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша, Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа. |
|
|
тессилуч
миротворец
|
14 сентября 2017 г. 01:58 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Пересматривая библиотеку нашел книгу "Голубая птица" (Д. Л. 1974 г.) В ней раздел "Туркменские сказки о Ярты-гулоке". Это обработка фольклёра Средней Азии?
|
––– |
|
|
SergUMlfRZN
миродержец
|
17 октября 2017 г. 17:55 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Ещё одно наблюдение: в русских народных сказках частенько акцентируется то, что путник, пришедший в гости из дальних мест, должен был вначале препровождён в баню, ему должна быть предложена чистая одежда, и уже только потом он приглашался в дом за стол. Насколько мне помнится, ничего подобного в европейских сказках не было. Причина скорее всего в национальной культуре чистого тела/защите от заразных болезней (были ли в средневековой Руси столь же опустошительные эпидемии, как в утопающих в грязи европейских городах того времени?). Насколько верно это наблюдение? Есть ли корреляция с регионами проживания, допустим, со скандинавскими странами и их сказками? В общем: есть ли сопоставление культуры мытья, упоминания мытья в сказках и частотой эпидемий?
|
––– Отмеряю микрометром, отмечаю мелом, отрубаю топором. |
|
|
C.Хоттабыч
миротворец
|
17 октября 2017 г. 18:34 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Вообще на Руси были такие же эпидемии чумы и прочей дряни, как и в Европе. Часто оттуда и приходили, либо через Крым (посредством венецианцев, генуэзцев), либо через Новгород (с ганзейскими купцами). Хотя и из Центральной Азии тоже приходили, в степи сохранялись постоянные очаги в сусликах и прочих грызунах. Отдельный вопрос — о бане. Особенность восточных славян в приверженности бане они отмечали о себе и сами (есть в Повести Временных Лет, сказание о приходе Андрея Первозванного к месту будущего Киева). Но вряд ли баня возникла как осознанное средство гигиены (возможно, исходно — ритуал омовения, как у индусов и тех же мусульман?), тогда такой связи не усматривали. Между прочим, уже в 19 веке, когда россияне узнали от немцев о таком устройстве, как душ, в России задавались вопросом, не вредит ли он здоровью. Так что баня на Руси была любимой традицией, а таже несла определённые социальные функции (место, где мужики подбирали продажных женщин). Но то, что любовью к бане русские отличались от многих западноевропейцев, несомненно, и не только в древности. В записках русских послов во Франции даже в конце 17 в. отмечается, что французы не моются (окунаются в воду раз в жизни, при крещении); Людовик XIV (король-солнце!) воняет в своём Версале "аки дикий зверь", близко подойти нельзя. А так как русские послы в Париже регулярно требовали от властей бани, французы считали их извращенцами.
|
––– В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил |
|
|
маРуся
магистр
|
17 октября 2017 г. 21:19 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Если взять текст "Волкодава", которого нередко относят к категории славянской фентези, то у Семеновой сказано, что путник может принести на себе скверну, которую его и отправляли смывать в баню. Можно допустить, что под "скверной" подразумевались возбудители болезней, но тогда выходит что наши предки изобрели микроскоп куда раньше Левенгука. Хотя они вполне могли заметить, что пренебрегающие баней путники болели на порядок чаще остальных. По эпидемиям можно сказать, что на Руси они были, но масштабы с Европой не сопоставимы. Но баня тут играла далеко не ведущую роль. На Руси не было такой скученности населения, как в Средневековой Европе. Русские города были совершенно не похожи на европейские ни по архитектуре, но по численности населения. В город пришла чума — вымерла часть горожан, но посады и слободки чаще всего оставались не затронуты эпидемией. Да и горожане не селились друг у друга на головах, в трехэтажных домах, смыкающихся крышами. А чаще всего семьи имели отдельные дворы. Что касается "немытой Европы", так если обратиться к тем же сказкам, то у них старушки ходили в лес за хворостом, а у нас емели на печи за дровами ездили. Так что ни о какой бане у них и речи идти не могло. Ну сколько та старушка на себе того хвороста притащит? Ну охапку, ну особо мощные бабушки могли наверное притянуть пару вязанок. Да и ходить за ним нужно вовсе не за угол дома. И с этой охапки нужно выделить на приготовление обеда-ужина, немного дом протопить, на согревание воды для мытья топлива просто не остается. Да, можно вспомнить и о "сколько там той зимы...". Но и тут своя собака порылась. Город средневековый. Все нечистоты сливаются в ближайшую реку. Вот и заметили, что любители купаться в речке то и дело то с одной, то с другой хворью сваливаются. Какой вывод? точно — купаться вредно для организма. Впрочем, как и употребление той же воды внутрь. А хочешь попить — вот тебе вино.
|
––– Одна голова не только хорошо, но и вполне достаточно. |
|
|
Лунатица
философ
|
17 октября 2017 г. 21:48 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата маРуся путник может принести на себе скверну, которую его и отправляли смывать в баню.
А теперь представим, что человек провел в дороге — при тех скоростях передвижения — недели, а то и месяцы (не из соседней же деревни явился). За это время человек, не моясь по-настоящему и не имея кучи сменной одежды, ночуя в самых разных условиях, не имея по пути ватерклозетов , к финишу поспорит чистотой с современными бомжами. Читала, что украинские чумаки еще и мазали открытые части тела дегтем — от слепней. Если скакал верхом, еще и конский пот добавился. А мы, вслед за киносказками и иллюстрациями, представляем путника таким же бело-вышитым, каким он вышел "из тридевятого царства".
|
|
|
ameshavkin
философ
|
17 октября 2017 г. 22:09 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата C.Хоттабыч В записках русских послов во Франции даже в конце 17 в. отмечается, что французы не моются (окунаются в воду раз в жизни, при крещении); Людовик XIV (король-солнце!) воняет в своём Версале "аки дикий зверь", близко подойти нельзя
Это дурацкая выдумка из пропагандистской книжки Мединского
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
Veronika
миродержец
|
17 октября 2017 г. 23:41 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin Это дурацкая выдумка из пропагандистской книжки Мединского А Патрик Зюскинд вслед за Мединским её повторил? Или переводчик "Парфюмера" от себя добавил текст?
|
––– я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно |
|
|
isaev
магистр
|
18 октября 2017 г. 19:44 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Я думаю, не стоит читать в качестве исторических источников, как минимум, две вещи: жития святых и постмодернистов.
|
––– Жила была Аннексия и сестра ейная Контрибуция |
|
|
ааа иии
философ
|
18 октября 2017 г. 20:45 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата SergUMlfRZN Насколько верно это наблюдение? В незначительной степени. Потому как для поделиться вшами и т.п. пускать в баню и дом путников, давать им свой гребень, одежду — самое то. Вот если поступать как староверы или индусы, т.е., в дом не входить, свою посуду не давать даже воды попить, тогда да, профилактика. Но от вирусов, вибрионов и т.п. мытье не спасет.
цитата маРуся Если взять текст "Волкодава" А если взять "Загон" Лескова, с тем, что там написано про баню?
цитата Veronika А Патрик Зюскинд вслед за Мединским её повторил? К чему?
цитата Даниэл. Тайные тропы носителей смерти о французском короле Людовике XI, правившем в XV в. Как-то раз во время пышной придворной церемонии одна вошь вылезла на поверхность королевского наряда. Стоявший ближе всех придворный заметил ее и попытался незаметно снять. Вошь цепко держалась на парике, и нервозность только усугубляла неловкость придворного. Король, разумеется, заметил это и с досадой обрушился на того с вопросом: «Что это значит?» Придворный, ни жив ни мёртв, сказал правду — и произошло неожиданное. Король похвалил его и весело добавил, что пойманная вошь весьма кстати напомнила, что и его королевское величество — тоже всего лишь человек. В разгаре обязательного общего веселья (которое непременно воцарялось после шуток королей) другой кичливый придворный попытался оказаться в центре внимания и сделал вид, что на королевском одеянии гонит блоху. Король побагровел и велел храбреца вывести со словами: «Вы что, считаете меня собакой, которая бегает с блохами в шерсти? Прочь с глаз моих!»
|
|
|
ameshavkin
философ
|
18 октября 2017 г. 20:47 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Veronika нет, Зюскинд вообще этого не писал. И в русском переводе этого нет. Фальшивая цитата, кем-то вброшенная в пропагандистских целях.
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
маРуся
магистр
|
18 октября 2017 г. 21:23 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иии А если взять "Загон" Лескова, с тем, что там написано про баню?
Приношу извинения за собственную неграмотность, но я не в курсе "что там написано про баню".
|
––– Одна голова не только хорошо, но и вполне достаточно. |
|
|
ааа иии
философ
|
18 октября 2017 г. 21:38 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата маРуся Загон" Лескова
цитата маРуся но я не в курсе "что там написано про баню". Там про отношение к чистоте. Про баню — в "Продукте природы": "Орловские и курские мужики моются редко и плохо, потому что бань для этого они и дома не имеют, но дома они хоть парились изредка в тех самых печах, где пекли свой хлеб"
|
|
|