fantlab ru

Все отзывы посетителя illektrik

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Роберт Сойер «Золотое руно»

illektrik, 7 сентября 2023 г. 14:16

От «Старплекса» я получил огромную дозу удовольствия, но здесь...

Несмотря на то, что это дебютное произведение Сойера, в нём уже в наличии все составляющие авторского стиля: психологизм, наука и по-настоящему захватывающий сюжет с непременным твистом и далеко не простыми вопросами в конце.

Что же мне понравилось? Рассказчиком истории преимущественно выступает ИИИ (истинный ИИ). Внимание автора к деталям: забавно и одновременно очень уместно слышать от ИИИ фразы навроде «он замолчал на 12 секунд». Скрупулёзно выверенные порции уместного юмора. Верно выбранный объём произведения — оно не старается завалить нас тонной деталей обо всём на свете (привет, П. Гамильтон), а постоянно держит планку интереса на высоком уровне позволяя при этом полноценно раскрывать основной конфликт. Ну и финальная дилемма — хоть и классическая, но как же трудно дать самому себе честный ответ (впрочем, в том и соль).

В итоге совершенно ясно — Сойер стал моим открытием года! Очень жаль, что его не издают у нас: автор заслуживает куда большего внимания.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Святослав Логинов «Колодезь»

illektrik, 10 марта 2023 г. 18:50

После «Света в окошке» я ожидал не менее любопытных фантастических допущений. Однако имеем по большому счёту лишь описание жизненного пути простого русского мужика, который полагаясь лишь на себя добился всего в жизни кроме, пожалуй, счастья. Написанное хорошим слогом, но совершенно прямолинейное, лишённое ярких сюжетных перипетий.

Текст плотный, щедро сдобрен старорусским словцом. Последнее само по себе обычно идёт в плюс. Однако данный роман читался тяжело, муторно: на протяжении практически всего времени было просто-напросто скучно. Скука разбавлялась искорками народной мудрости в виде пословиц (знакомых и не очень) и присказок да немногочисленными размышлениями религиозного толка. Линия мести какая-то недоваренная, внутренняя трансформация героя тоже, а исторические события на любителя (для такого можно и специальную литературу почитать). Колодезь — его просто мало для чего-то существенного.

И казалось бы всё не ахти, дочитывал через силу, только чтобы не мучиться неизвестностью о дальнейшей судьбе Семёна да понять выбор названия романа. А поди ж ты: несмотря на открытый финал, последние десятки страниц трогают сердце, как и всё произведение. Остаются особенное послевкусие и философский настрой.

В общем, по завершении становится понятно, почему каждый находит что-то своё в этой книге. И это хорошо — значит, у Логинова получилось.

P.S. Почему-то вспомнился «Варан» Дяченок. Внешне не такой серьёзный, но между прочим давший гораздо больше пищи для души и ума. И очень похожее послевкусие.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Роберт Сойер «Конец эры»

illektrik, 9 февраля 2023 г. 01:13

У Сойера получился многоплановый, очень грустный и вместе с тем жизнеутверждающий роман о смысле жизни и божьем промысле. Написанный на стыке жанров — приключенческая литература, научная фантастика, проза, — сперва воспринимается не очень, но потом всецело захватывает.

Основная линия рассказывает нам об экспедиции из недалёкого будущего (2013 г.) в далёкое прошлое. Двое палеонтологов отправляются на границу мелового и палеогенового периодов, чтобы проверить существующие теории вымирания динозавров и установить истину. Здесь они сталкиваются с интереснейшей расой пришельцев, узнают их историю, где наша планета играет не последнюю роль. Новые знания заставляют их совершенно по иному увидеть становление Вселенной вообще и Земли в частности. Временные парадоксы, эффект бабочки, антропный принцип, чужая-родная форма жизни — коктейль более чем будоражащий. И разумеется разгадка великого вымирания.

Второй линией проходит личная история главного героя, который сталкивается с кризисом среднего возраста в том самом недалёком будущем, которое трудно отличить от нашего настоящего. Что если человеку дана возможность исправить ошибки прошлого? Парадоксально, но роман подводит нас к мысли, что для этого вовсе не нужна машина времени. Достаточно постоянно напоминать себе, что ничто иное как настоящее формирует будущее, что основное внимание нужно уделять действительно важным вещам, что жизнь это постоянная борьба, где остановка равносильна поражению. И пусть история человечества доказывает, что большинство не находит в себе умение видеть суть, но способен на это — каждый. И лучше бы ему постараться.

Как и в «Старплексе», представлен ряд крайне любопытных идей и научных теорий. «Побочная» линия не менее увлекательна. И не могу не упомянуть прекрасную идею со сценой, где герой через общение с пришельцем узнаёт больше о внутреннем «я». Роман сумел приятно удивить!

Оценка: 8
– [  9  ] +

Роберт Сойер «Старплекс»

illektrik, 4 февраля 2023 г. 22:55

Каноничная космоопера, в которой есть всё, что нужно, и даже больше: необъятный космос и внеземные цивилизации, первый контакт и путешествия во времени, космические сражения и гуманизм, а также элементы твёрдой НФ.

Написан роман в классической манере; он очень добрый и уютный, как тёплый свитер зимой. Однако, в отличие от большинства произведений золотого века фантастики, здесь существенно меньший уровень наивности, что вкупе с высокой плотностью событий позволяет держать постоянный интерес читателя. Да, сюжет отчасти предсказуем, и ты не так переживаешь за героев, но это с лихвой коменсируется всем остальным, что позволяет получить не меньше удовольствия, чем, скажем, от более серьёзных «Ложной слепоты» Уоттса или «Карантина» Игана.

Иными словами, отличная книга для отдыха с описанием необычной формы жизни и любопытными идеями насчёт зарождения и развития Вселенной.

P.S. Отдельно хочется отметить поэзию языка математики.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Двести восемнадцать минус один меньше чем двести семнадцать» — так темляне выражают свои чувства насчёт возможной потери/смерти одного из них.
Это же прекрасно, не так ли?

Оценка: 8
– [  2  ] +

Джо Аберкромби «Обаятельный мерзавец»

illektrik, 27 января 2023 г. 15:27

Рассказ не даёт нам ничего нового ни в сюжетном, ни в художественном планах. Сразу видно, что писался под сборник ради объёма. Традиционно для автора, повествование идёт от лица трусоватого подхалима, но это, пожалуй, единственная «фишка», которую можно упомянуть.

А ведь повесть о поворотном эпизоде в жизни Глокты была бы ох как интересна!..

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
P.S. Так и представляю себе... Вспышками стробоскопа выхватываются сцены: плен, заточение, ощущения героя, его мысли, трансформация личности, момент освобождения. Э-э-эх!

Оценка: 5
– [  12  ] +

Роберт М. Вегнер «Сказания Меекханского пограничья»

illektrik, 20 марта 2021 г. 15:57

Роберт Вегнер очень старался. Чтобы и многотомник как полагается, и разнообразный просторный мир, и паутина сюжетных линий, и описания всякие...

Да, всё это в Меекханском цикле есть. Однако сделано без души, как по списку. Большой мир должен быть... большим — накинем типовых локаций (пустыня, степь, горы, город). Большому миру полагаются культурные особенности — вот вам пригоршня непонятных слов и (в плохом смысле) странных обычаев. Интриги и стратегия для нашей задумки просто необходимы — окей, придумаем пару глобальных и десяток (не меньше, иначе мало, не солидно!) локальных движух и непременно распишем в таких деталях, чтобы даже самый недалёкий читатель понял — здесь МАСШТАБ, здесь всё продумано! Жаль, за деталями не видно жизни...

Текст вообще весь непомерно раздут.

Расы и народы не вызывают интереса. Более того, чрезмерное подчёркивание их «уникальности» (тех самых странных обычаев и «богатого внутреннего мира») на каждой странице быстро набивает оскомину. Обилие выдуманных слов, которые насильно (но бессмысленно) втиснуты в повествование, легко сочетается с футами, дюймами и милями, которыми пользуются все без исключения народы, напомню, большого мира. Никаких тебе полёта стрелы или дневного перехода у кочевников — вот где торжество единой системы мер и весов! Твист в истории межрасового конфликта между фургонщиками и одним из племён кочевников это вообще что-то с чем-то, да не буду спойлерить.

Магия... Ах да, надо придумать новую, интересную концепцию магии. Всесильные маги это моветон в серьёзном цикле (у нас же такой, правда?), значит надо их как-то ограничить. Хм, а давайте возьмём магию стихий, но только растянем в сотню раз: будет у нас, например, сила шёпота, или ручья, или листа. Бог знает что к чему, но теперь имеем в наличии магическую специализацию и СТРАТЕГИЮ.

И так во всём. Даже не хочется расписывать.

Лично у меня интерес вызвала лишь «северная линия»: она хоть немного работает за счёт относительной каноничности образов. Всё остальное — искусственная, надуманная, затянутая жвачка.

В итоге после «Неба цвета стали» принял решение закончить знакомство с миром Меекхана. Тем более что похожие впечатления увидел и у других рецензентов, спасибо им за сэкономленное время. Цикл не так чтобы ужасный, он просто глубоко вторичен и не интересен.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Генри Лайон Олди «Бездна Голодных глаз»

illektrik, 13 июня 2020 г. 21:25

Прочёл цикл лет 15 тому не будучи избалованным жанром фэнтези (до того преимущественно увлекался НФ). Помню, ощущения менялись от невнятных до более положительных ближе к последним частям. После великолепных Кабирского цикла и Чёрного баламута начал было думать, что тогда ошибся, был не внимателен, чего-то не понял.

И вот, взявшись за Бездну повторно, с удивлением обнаружил то же самое послевкусие. И думаю понял почему: половина цикла фактически есть первые произведения харьковчан. Да, чувствуется владение языком, интересные фантастические допущения-идеи, но... не хватает меры и стройности изложения что ли. «Живущий в последний раз», «Витражи...», «Войти в образ» — приходилось через силу продираться через нагромождения текста и непонятных (не интересных?) событий; совершенно не сопереживалось героям «Дороги» и «Сумерек». В сущности из канонического издания понравились «Страх» (прекрасный сеттинг и лаконичность), «Восставшие из рая» (идея, сельский колорит и аллюзии на христианство) и в существенно меньшей степени «Ожидающий на перекрёстках» (неровные, но хотя бы интересные и логичные сюжет с идеей). И хотя неплохие вещи по «метражу» едва не дотягивают до половины объёма, сам цикл как целое язык не поворачивается назвать хорошим и рекомендовать: мутная идея «бездны», пришитые белыми нитками лоскуты повестей и рассказов, засилье скучных сюжетных линий, перебор с одушевлением природных явлений... У дуэта авторов хватает других, более достойных вашего внимания и затраченного времени, произведений.

P.S. А вот действительная жемчужина цикла появилась спустя годы: «Ваш выход» отличается потрясающей атмосферой театра (боже, какие же вкусные мизансцены!), интригой, приятным языком и совершенным отсутствием лишнего с сильным финальным аккордом. Отсылки к прошлым событиям микроскопические, так что можно читать как совершенно самостоятельное произведение.

Оценка: 6
– [  10  ] +

Брендон Сандерсон «Источник вознесения»

illektrik, 3 октября 2015 г. 19:35

Если вы ожидаете от продолжения того же самого, что было в «Пепле и стали», только масштабней, динамичней, закрученней — забудьте.

Роман начинается с пустых диалогов, блеклых ситуаций из «взрослой» жизни после Крушения и изрядно досаждающих микро-пересказов событий первой части трилогии. А дальше... всё продолжается в примерно таком же духе. Это видно даже по эпиграфам к главам: короткие, простые, совершенно не интригующие. Как будто у автора не нашлось времени или идей, чем же заполнить значительный промежуток жизни героев дабы в конце концов привести их к Источнику. Лишь во второй половине действие начинает потихоньку набирать обороты, и в заключительной четверти — алилуйя! — появляется выпуклый сюжет и драматизм. По неровности повествования напомнило «Орден Манускрипта» Уильямса.

Хочется выделить интересного второпланового персонажа Сетта, преображение Эленда и... пожалуй, финал.

Резюмируя: однозначно слабее «Пепла и стали», буквально приходилось заставлять себя продираться сквозь текст, но финал в какой-то степени сгладил негативное впечатление от книги.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Брендон Сандерсон «Пепел и сталь»

illektrik, 17 сентября 2015 г. 01:35

Романтическое фэнтези.

Нет, имеются довольно мрачные и жестокие сцены, бессмертный тиран, пепельные дожди и унылый (в плане бытия населяющих его) мир, но напрочь отсутствует атмосфера безысходности. Компания героев-революционеров идёт по жизни с улыбкой, неудачи (и довольно крупные, надо сказать) не воспринимаются таковыми (где голливудское умение выжать слезу?), дворцовые интриги сводятся, скорее, к сплетням и пересудам на балах, а на десерт нашлось место и для любовной линии. В общем, не сильно искушённое авантюрно-приключенческое чтиво. Но автору воплотить этот жанр удалось в полной мере: события стремительно бегут, магические поединки довольно захватывающи, порой даже поднимаются философские вопросы. Так что от романа можно получить хорошую порцию удовольствия, если не ожидать эпичного шедевра.

К слову, присоединюсь к отзывам про удачную концовку: с одной стороны дело было успешно сделано, а с другой — перед героями открылся целый ряд вопросов, очень естественно и логично вытекающих из завершающих событий книги. Поэтому роман вполне воспринимается как законченное произведение, без сильной необходимости браться за продолжения.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Брендон Сандерсон «Стальное Сердце»

illektrik, 7 июля 2015 г. 10:13

Нехитрый комиксовый экшен. Как и в «Диких картах» мир крутится вокруг людей со сверхспособностями, только в отличие от Мартина и компании Сандерсон не заморачивается с объяснением феномена и аккуратным вплетением его в придуманный мир. Сюжет также не блещет какими-то изысканными поворотами или идеями — такой, знаете, «сериальный» уровень. Подросткам, думаю, будет интересно, а для более искушённого читателя книга может пригодиться, увы, лишь в качестве убийцы времени.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Олег Дивов «Мастер собак»

illektrik, 25 марта 2015 г. 12:28

Скудноватый язык, блекловатое действо. Желания прочесть остальные тома цикла не появилось. Может, я настолько привык к хорошему от Олди?

Оценка: 6
– [  17  ] +

Роберт Джордан «Великая Охота»

illektrik, 25 марта 2015 г. 12:25

Вроде, и мир продуман (что география, что история, что культура), и сюжетных линий автор настрогал, и объём книги располагает к деталям... но всё равно выглядит всё действо по-детски картонным. Не захватывают ни язык/форма, ни содержание. И близко нельзя сравнить с эпическими циклами Уильямса, Сапковского, Мартина или Бэккера. Посему вызывают удивление такое количество восторженных откликов.

Оценка: 5
⇑ Наверх