fantlab ru

Все отзывы посетителя Goshak

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Эмма Ньюман «Planetfall»

Goshak, 17 января 2020 г. 19:16

Совершенно не ожидал, что половина книги будет посвящена психическому расстройству героини (клёво, кстати замаскированному на обложке), но в финале эта линия красиво сошлась с основной, поэтому НОРМ. Без понятия о чем там три сиквела, но попробовать хочется.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Кейтлин Старлинг «The Luminous Dead»

Goshak, 17 января 2020 г. 19:15

Интригующее начало, но дальше — 400 страниц на одной ноте, сюжет — местами в буквальном смысле — движется по кругу. Ждал, что хотя бы в конце все перевернётся с ног на голову, но увы.

Оценка: нет
– [  12  ] +

Мёр Лафферти «Шесть пробуждений»

Goshak, 12 декабря 2017 г. 07:15

Вообще питаю необъяснимую слабость к жанру «космический корабль залетел не туда». Чужой, там, ложная слепота, вот это всё. С удовольствием почитываю даже трешовые вещи на эту тему (мне кажется есть в этом какая мазохистская форма эскапизма). И «Шесть возрождений» по описанию вроде бы был в тему. На деле -- не совсем. Концепт и завязка интересные. Замкнутое пространство, далёкий космос, шесть новеньких клонов пытаются разобраться кто брутально перебил оригинальный экипаж. Но вот дальше начинается какая-то возня на всю книгу. Герои припираются, всплывают новые подробности, кто с кем, как и почему. Plot что называется thickens, но... скучно, блин. Скучно. Агата Кристи в космосе. А хотелось Чужого :(

Оценка: 5
– [  10  ] +

Дэвид Вонг «Futuristic Violence and Fancy Suits»

Goshak, 17 ноября 2015 г. 19:02

Книга рассказывает о нескольких днях из жизни Зои — девочки, которая убегала от сотни-другой серийных убийц, неслыханно разбогатела, стала главой мега-корпорации, создала супер-людей, спасла мир (ну, как минимум город) и завела себе кота по кличке Генератор Вони... События произошли не обязательно в этом порядке, но определенно угробили планы на выходные.

Дэвид Вонг на данный момент написал всего три книги. Но этого, оказывается, вполне достаточно, чтобы трансформироваться из автора интернет-фанфиков в хорошего сай-фай писателя. Первая книга: сборник безумных анекдотов, с горем пополам нанизанный на мгновенно выпадающий из памяти сюжет. Вторая: все еще безумная, но уже внятная история с поворотами, кульминацией, завязкой и развязкой. И, наконец, третья: прекрасно написанный, остроумный, логичный и очень реалистичный (по крайней мере в сравнении с предыдущими историями) хайтэк триллер. Смущает только один момент. Превратившись в хорошего писателя, Вонг внезапно стал... скучным. Да, текст — безупречный. Да, герои очаровательно говорят, шутят так, что смеешься в голос. Да, сюжет, петляя, выводит в весьма неожиданные места. Но все это вместе больше не ощущается чем-то особенным. Это часть того масс-маркета фантастики, которым завалены книжные магазины. Это удручает, но вместе с тем вселяет надежду. Скилл прокачан, больная фантазия имеется, — может следующая книга будет, наконец, той самой?..

Оценка: 6
– [  14  ] +

Лю Цысинь «Тёмный лес»

Goshak, 27 сентября 2015 г. 22:38

Уже по названию второй книги можно было догадаться что она значительно мрачные «Задачи трех тел». И действительно, «Темный лес» — история крайне депрессивная сразу на нескольких уровнях. Книга начинается и заканчивается сценами на кладбище (эпилог в расчет брать не хочется, он кажется лишним, написанным на всякий случай). Мир охватывают экономический, политический, военный кризисы. А все герои в той или иной степени одержимы идеями геноцида. Ближе к концу, когда история перескакивает на 200 лет в будущее, мрачный тон внезапно исчезает, но это всего лишь уловка. Финальным аккордом Лю выкатывает свою теорию устройства вселенной (вынесена в название книги), и тут уж... оставь надежду, всяк сюда входящий.

Лю из тех фантастов, у кого всегда слегка прихрамывает научность сюжета, но это прощается ввиду наличия собственно научного мышления. Другими словами: надуманность некоторых технологий или теорий компенсируется лихостью придумок. Многомерные компьютеры, странные корабли, «засыхающие» пришельцы... Точных наук Лю мало, во второй книге он глубоко уходит в психологию и философию. Сюжет крутится вокруг довольно безумной идеи: можно ли спасти мир силой мысли одного человека? Кем должен быть этот человек? Идеальным стратегом? Великим мыслителем? Или просто безумцем?..

А вот герои даются Лю все так же неважно. Хотя нельзя сказать, что он не пытается. Попытки, правда, неуклюжие: зачем-то одному он выдал деспотичного отца, а другому — воображаемую девушку, не добавив этим глубины ни сюжету, ни собственно персонажам. Ну да ладно. На фоне грандиозности основного сюжета, эти моменты кажутся несущественными мелочами.

Оценка: 9
– [  46  ] +

Ким Стэнли Робинсон «Аврора»

Goshak, 24 августа 2015 г. 21:41

Самый большой сюрприз «Авроры»: это история вовсе не о романтике космических полетов и не об экспансии человечества в другие миры. Это роман о разочаровании, о закономерном провале любых планов по освоению космоса. Роман о том, что наши шансы выживать падают пропорционально расстоянию от Земли, и ничего с этим поделать нельзя. А значит не стоит и пытаться.

Очень грустная книга. Неожиданно грустная для Робинсона, заселившего для нас Марс (Марсианская трилогия), а затем и всю солнечную систему (2312). Впрочем, если задуматься, никакого противоречия здесь нет. Похоже прогноз Робинсона очень простой: окрестности местной звезды — максимум, на что мы можем расчитывать. Максимум, на что может расчитывать любая цивилизация. Инопланетяне молчат не потому что их нет, а потому что никто не может выбраться из колыбели, в которой они появился на свет...

Как всегда у Робинсона — блистательное знание вопроса, о чем бы не шла речь в книге. Не слишком глубоко уходя в детали, он может интересно рассказать и о строении корабля, и о далеких планетах, и даже пофилософствовать о сознании и искусственном интеллекте. Кстати про интеллект. Очень интересный выбор протагониста: повествование большую часть книги ведется от имени самого Корабля. Пользуясь местоимением «мы», корабль пытается выполнить непростую задачу: рассказать историю так, как ее рассказал бы человек. Причем стилистика текста подчеркнуто динамична: начав с сухого перечисления фактов, Корабль к концу все лучше и лучше осваивает метафоры, аналогии и прочие художественные приемы, превратившись в чудесного рассказчика. Такие себе «Цветы для Элджернона», лайт версия.

Короче говоря, «Аврора» — не только хорошая твердая фантастика с интересными идеями, но еще и неплохой худ-лит. Сочетание, которое, стоит признать, встречается не так уж часто.

Оценка: 9
– [  23  ] +

Эрнест Клайн «Армада»

Goshak, 30 июля 2015 г. 20:21

Разочарование года. После трогательного бьющего по всем правильным струнам Ready Player One Клайн написал топорно собранный из цитат и заимствований фанфик и зачем-то выдает его за большой роман. Сюжет даже стыдно пересказывать. Игра Эндэра встречается с Последним Старфайтером в сменяющихся декорациях еще десятка книг и фильмов. И нет, это не тот случай когда из заимствований собрано нечто новое. Это конструктор в руках заскучавшего ребенка: он не пытается сделать из кусочков таинственный корабль пришельцев или внушительную крепость орков. Он просто кладет кубики. Один на другой, один на другой. Пока не надоест. Или все это недоразумение разом не рухнет.

Забавно с какой скрупулезностью Клайн честно и самоотверженно перечисляет в тексте источники своих идей. Свастика в первом послании от пришельцев? Герой тут же вспоминает “Контакт” Сагана. Управление боевыми роботами с помощью обычного компьютера? “Военные игры”, спасибо-пожалуйста. Словно Клайн искренне считает, что превратив таким образом откровенный плагиат в уважительное цитирование можно будет скрыть зияющую за всем этим пустоту. Возможно, кстати, в этом и скрыта причина неудачи. Первая книга ведь тоже была набита такими вещами под завязку, ее даже принято записывать в жанр «нерд-порно». И, может быть, автору показалось что именно эти бесконечные заигрывания с ностальгией (а не, например, интересный сюжет и прикольные герои) и есть главная причина успеха? Навалю-ка, подумал автор, сейчас еще одну кучу отсылок ко всему любимому из детства и, глядишь, получится еще один хит. Но нет. Куча-то навалена. Но на хит она совсем не похожа.

Оценка: 2
– [  17  ] +

Джефф Вандермеер «Аннигиляция»

Goshak, 27 января 2015 г. 01:57

Странная книга. Странная до такой степени, что даже оценить ее тяжело. Теряюсь в ответе на самый простой вопрос — хорошая она или плохая? Когда первый искусственный интеллект напишет свой первый роман, получится, мне кажется, что-то ровно такое же. Чужое, холодное, неожиданное. И вместе с тем логичное, последовательное, жестко выстроенное. Вся книга — одна большая загадка. Куда попали герои? Что они там делают? Что ищут? Кто руководит экспедициями? Что за чертовщина творится в районе Икс? Откуда он вообще взялся? Но вопросы висят в воздухе, процесс погружения в саму природу загадочности автора интересует куда больше, чем разжевывание деталей. В какой-то момент герои спускаются в гигантскую вкопанную в землю башню со спиральной лестницей. На центральной колонне странные насекомые образуют слова, которые складываются в бесконечное безумное предложение. И сама книга самым метафизическим образом напоминает это самое предложение. Бесконечная, кажущаяся бессмысленной череда странностей и загадок. И, наверное, чтобы убедиться в том, что проблески смысла мне не просто привиделись и где-то там в конце стоит-таки точка, стоит попробовать прочитать трилогию до конца.

Оценка: 7
– [  24  ] +

Лю Цысинь «Задача трёх тел»

Goshak, 22 ноября 2014 г. 13:45

Интригующе и неожиданно. Наверное, такие эпитеты точнее всего описывают «Задачу трех тел». Начав с зубодробительной сцены казни профессора физики в разгар Культурной Революции в Китае 60-х, автор находит способ выстроить историю так, чтоб удивлять нас каждый 10-20 страниц. Только-только ты начинаешь перебирать в уме клише фантастики, пытаясь угадать куда нас выведет история на этот раз, как бац – появляется совершенно новая штука, все переворачивающая с ног на голову. В какой-то момент даже начинает казаться, что никакой системы в этом нет. Автор рассеян, у него много мыслей и думает он их хаотично, путая и себя и нас.

Но затем, где-то в середине книги, за всем уже сказанным вдруг начинает проступать нечто большее. Автор переключает невидимый тумблер, появляется гравитация, и все эти бессвязные куски дрейфуют друг к другу, собираясь воедино. И надо сказать — это настоящее волшебство. Когда проблески Идеи появляются между строчек еще до того, как она проговорена. Волшебство и талант.

Здесь, наверное, можно было бы еще поговорить о героях. Есть определенные поджанры фантастики (твердонаучные, обычно), где персонажи превращаются в функции (Грэг Иган, например, так пишет). Ничего плохого в этом, в принципе, нет. Это мир исследования, мир эксперимента. Человеческий фактор упраздняется, как ненужный, привносящий только помехи и ошибки. Книга Лю не то, чтобы относится к этому типу литературы, просто человеческое тут – самый слабый элемент. Мотивация героев выглядит несколько упрощенной, где-то даже глупой.

Но, черт с ним, ругать автора за это совсем не хочется – слишком уж крутую книжку он написал. И хорошую фантастику. Очень-очень хорошую фантастику.

Оценка: 9
– [  21  ] +

Энди Вейер «Марсианин»

Goshak, 17 июня 2014 г. 18:55

Отличная, умная, фантастически хорошая книга. Это даже не совсем фантастика: все описано максимально технично, приближенно к реальности, со знанием дела и морем подробностей. Биографией автора не интересовался, но уверен, что имеем дело с real-life ученым или как минимум инженером. Представить себе миссию на Марс в таких деталях может только человек, знакомый с вопросом на практике.

Это история о том, как знания и наука становятся главными инструментами выживания человека, оказавшегося в адски сложном положении. Он должен прожить на Марсе полтора года без провизии и связи с Землей. Причем наука здесь не превращается в магию (как часто бывает в фантастике), она проработана до мелочей, расщеплена до атома. Если нужно сделать воду, то мы узнаем все химические подробности процесса. Если вырастить картошку — пойдет в ход биология. На маневры с космолетами — подробнейшая астрофизика. Даже хакинг есть (в какой-то момент герою нужно перезапустить сгоревший марсоход, обновив его операционную систему).

И что самое замечательное — все это невероятно увлекательно читается благодаря одной детали, которая очень часто отсутствует в подобного рода твердонаучных романах. Юмор. У главного героя (а значит и у автора) — потрясающее чувство юмора. Никакого нытья по поводу сложившихся обстоятельств. Море иронии и оптимизма. Собственно, именно таким и должен быть настоящий астронавт.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Дэвид Вонг «В этой книге полно пауков. Серьёзно, чувак, не трогай её»

Goshak, 4 февраля 2013 г. 19:11

И только начало казаться, что твоя жизнь, наконец, перестала походить на дешевый фильм ужасов и в нее начала робко заглядывать обыденность, как из-под кровати выполз гигантский паук и укусил тебя за ногу. А затем на пороге появился странный коп, который, не долго думая, этого паука проглотил и трансформировался в сверхсильного монстра. И вот уже коп-монстр крушит город, разбрасывая, словно оловянных солдатиков, подтягивающиеся из соседних штатов спецвойска. А всего несколько часов спустя в городе воцаряется хаос, обезумевшие жители ввязываются в гражданскую войну против армии зомби, а правительство готовится нанести по очагу инфекции ядерный удар... И вот ты сидишь посреди всего этого ужаса и вдруг начинаешь понимать, что, если говорить именно о твоей жизни, то это она и есть. Та самая обыденность.

Умышленно или нет, но Вонг во второй книге сильно снизил градус безумия. Нет, конечно, люди-черви, собаки за рулем авто, пистолет исполняющий желания, — все это на месте. Но вот безумие, как главный двигатель сюжета, — исчезло. История обрела форму и перестала походить на интернет фанфик (чем, в сущности, первая книга и являлась). И это скорее хорошо, чем плохо. Вонг, внявший законам нарратива, внезапно стал сильно походить на молодого Стивена Кинга. Такой же остроумный, прекрасно чувствующий диалоги. Более того, у Вонга иммунитет к типично Кинговской полярности персонажей. Когда хорошие герои – слишком хорошие, а плохие – слишком наоборот. Герои у Вонга, пусть и пришли к нам не столько из литературы, сколько из фильмов и комиксов, при всей нереальности происходящего, невероятно живые и душевные. И, главное, разные. С ними смеешься и плачешь, им сопереживаешь. Если разницу между первой и второй книгой воспринимать как прогресс, то у Вонга большое будущее.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Терри Пратчетт, Стивен Бакстер «Бесконечная Земля»

Goshak, 22 января 2013 г. 20:08

Параллельные вселенные -- одна из самых популярных тем в фантастике. Уж сколько об этом написано, ничего нового не придумаешь. Тем удивительнее, что изъяв из параллельных миров собственно людей, Бакстер с Пратчеттом вернули идее новизну. Казалось бы, что может быть скучнее? Земля за Землей без цивилизаций, без двойников, стимпанка и альтернативных историй. Но изюминка здесь не в том, что эти миры «параллельны» нам, а в том, что перемещаться между ними может буквально каждый. Какие возможности! И какие потери! Мощнейший удар по всем мировым экономикам. По культуре. Даже по системе ценностей. Мир буквально переворачивается с ног на голову.

Но исследованию глобальных последствий авторы решают посвятить не так много времени. Большая часть книги – это история двух человек. Исследователей, отправившихся искать конец этой самой Длинной Земли. История, между тем, захватывающая и написана в обожаемом мной жанре квеста в неизвестное. Человек и робот несутся в огромном дирижабле сквозь вселенные в поисках ответов. Встречают странные миры, делают удивительные открытия. Историю то и дело прерывают небольшие интерлюдии о том, что тем временем происходит с человечеством. Странно, что авторам так и не удалось найти правильного баланса между двумя повествованиями. В итоге о глобальных вещах мы узнаем слишком мало, крохи информации хаотично рассыпаны по всей книге и воспринимаются скорее как раздражающие препятствия на пути основного сюжета.

Ну и концовка. Она, увы и ах, большое разочарование. Атмосфера загадки, которую Бакстер с Пратчеттом мастерски нагнетали полкниги, улетучивается вмиг, когда мы получаем ошеломляющий в своей неоригинальности ответ. Я понимаю, что сюжет вовсе не обязан держаться на остроумных твистах и современная фантастика на 70% состоит из заимствований. Ничего плохого в этом нет. Но здесь это уже даже не заимствование. Это просто кусок другого романа. Очень известного фантастического романа. Им наспех залеплена огромная дыра в сюжете. Два фантаста с именами мировой известности не смогли найти решения оригинальнее? Остается только развести руками.

Но несмотря на то, что про концовку хочется забыть, роман доставил море удовольствия. И даже продолжение, которое, кстати, выходит уже этим летом, куплю. Недостатки недостатками, но Пратчетт с Бакстером придумали удивительный новый мир. Или точнее будет сказать мультимир?

Оценка: 7
– [  11  ] +

Джон Скальци «Люди в красном»

Goshak, 13 января 2013 г. 02:58

Высмеивать тропы и условности фикшена путем прямого противопоставления их нашей реальности — ход, прямо скажем, не новый. В кино это уже самостоятельный жанр. «В поисках галактики», «Последний киногерой», «Крик», недавняя «Хижина в лесу», половина фильмов по сценариям Чарли Кауфмана. А вот в литературе такой мета-подход кажется новинкой. Я, по крайней мере, ничего подобного еще не встречал.

Другое дело что абсурдную идею оживающих героев фантазий надо уметь правильно обыграть. И получилось ли у Скальци — вопрос спорный. Сама идея настолько парадоксальна, что, кажется, ей самое место в уморительной пародии, комедии положений. Любая попытка заигрывать с подобным сюжетом в серьезном ключе приведет только к логическим несуразицам, под которыми история благополучно рухнет. Но Скальци это не пугает: за финальной главой следуют постскрипутом еще три, так называемые коды, которые переворачивают все с ног на голову, добавляют еще пару уровней «мета». Словно тот самый Нарратив, с которым герои боролись всю книгу, внезапно вырвался на волю и подчинил себе самого Скальци. Комедия превращается в драму, ощущение несерьезности исчезает. И это одновременно и изюминка книги, и некоторое излишество. Коды несомненно наделили историю новыми смыслами, но вот нужны ли нам дополнительные смыслы в романе о роботах-убийцах, червях-людоедах и оживающих персонажах сериала? Большой вопрос.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Джеймс Смайт «The Explorer»

Goshak, 9 января 2013 г. 21:34

Буквально сегодня узнал из новостей, что Mars One на полном серьезе начинает отбор кандидатов в миссию на Марс, которая будет финансироваться в том числе за счет активной рекламы и телешоу. В нашей с вами реальности! Это же завязка «Эксплорера». Наверное, в данном контексте фраза «реальность повторяет искусство» прозвучит слишком громко, но фактически так оно и есть. И где здесь кончаются спекуляции о будущем науки, а где начинается фантастика сказать очень сложно. Но Смайта, кажется, гораздо больше волнуют не технические подробности миссии, а психологические состояния членов экипажа на разных этапах полета. Кем нужно быть, чтобы согласиться на участие? Какие жертвы приемлимы, какие избыточны? Что страшнее — клаустрофобия или одиночество? Или ужас в их сочетании?

В первой половине книги Смайт вводит в сюжет неожиданный элемент, который буквально выворачивает историю наизнанку, заставляет героя переживать все события заново. Что это? Шанс искупить грехи или наоборот — наказание за них, персональный ад?.. А может быть просто повод перетрясти кости в мешке, разобраться, найти ответы.

Все это изрядно напоминает прошлогоднее кино «Луна 2112». Не сюжетом, так общей атмосферой. Концепцией. Темное, депрессивное, но остроумное повествование о том, как каждый из нас в частности и все мы вместе одиноки в огромной безразличной Вселенной.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Дэвид Вонг «В финале Джон умрёт»

Goshak, 26 декабря 2012 г. 15:19

Местами это напоминает самые безумные эпизоды Баффи, ну или хижину в лесу того же Уидона. Только еще безумнее. В тысячу раз. Странное дело: как правило, шизодиные истории вроде этой укомплектованы в формат псевдо-интеллектуальной притчи. Ну, знаете, когда за каждым поворотом прячется остроумная аллюзия, из каждой строчки торчит акутальный референс и все это подано как контркультурная провокация. Но с книгой Вонга совсем другая история. У него просто очень хороший вкус. На сумасшедшее, на потустороннее, на извращенное. Он пишет с наслаждением, смакуя каждый сюжетный ход. И получается просто здорово.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ларри Нивен, Грегори Бенфорд «Чаша небес»

Goshak, 26 декабря 2012 г. 02:33

Наметилась раздражающая тенденция писать романы сразу с прицелом на цикл. Кажется, что прочитал затянутое вступление, подводку, пилот сериала, но никак не самостоятельное произведение. Все интересное планомерно отодвигается куда-то вперед, за пределы книги. В таких условиях чертовски сложно вынести книге внятную оценку. Да, Нивен с Бенфордом замутили любопытный концепт мира-чаши, но технических подробностей по сути нет, есть лишь догадки героев-землян да бесконечные описания забавных зверушек, живущих на кромке Чаши. Инопланетяне, с другой стороны, думают интересные мысли о сознании и подсознании (перекликающиеся, кстати, во многом с гениальной ложной слепотой уоттса), но и это, кажется, брошено на полуслове. Завязки на интересное есть, но, боюсь, к выходу сиквела все они благополучно выветрятся из головы.

Оценка: 3
– [  2  ] +

Крис Роберсон «Further: Beyond the Threshold»

Goshak, 24 ноября 2012 г. 15:21

Автором неверно выбран медиаформат. Это не роман, а краткое изложение пилота сериала аля стартрек, ну или комикса, на худой конец. Автор галопом пролетает сюжет, ничего толком не поясняя. Есть умные мысли, но все они брошены в зачаточном состоянии, у рассказчика нет ни малейшего интереса их исследовать. То же самое с героями. Дается архетипичное описание в абзац и далее персонаж всю книгу действует ровно в рамках этого скудного определения. Сериал мог получиться хорошим, книга вышла дерьмовой.

Оценка: 3
– [  4  ] +

Ричард Пол Руссо «Ship of Fools»

Goshak, 13 января 2012 г. 03:40

в далеком далеком уголке Галактики от звезды к звезде дрейфует огромный корабль-ковчег. его миссия забыта, пункт назначения неизвестен, а связь с человечеством давно утеряна. коммуна внутри корабля расслоилась: обычные работяги из нижних отсеков фактически стали прислугой для высшего класса. здесь расцвела пышным цветом пост-католическая религия, идет борьба за власть между текущим капитаном и Эпископом церкви и назревает революция. но все это отступает на второй план, когда по кораблю проходит волнующий слух: радиоресиверы засекли странный сигнал с одной из планет ближайшей системы...

завязка интригует, да и сеттинг весьма хорош (затерянные космические корабли, странные сигналы, странные же пришельцы -- обожаю такое). но увы и ах: на уровне истории роман -- ничего особенного. пшик. происходит много, но почти ничего, никакого внимания к деталям, все твисты скучны и предсказуемы. по уровню продуманности это скорее мистика чем научная фантастика: ничего толком не объясняется. герои принают весьма странные решения и поражают своей отчужденностью: люди живут на корабле столетиями, но вопрос о существовании исторических архивов впервые встает только на собрании посвященном кораблю пришельцев. но не смотря на многочисленные глупости, неадекватность и примитивность истории, автору каким-то чудом удалось никогда не скатиться до откровенной тупости: это можно читать. спасибо и на том. и за сеттинг тож спасибо.

Оценка: 4
– [  9  ] +

Эрнест Клайн «Первому игроку приготовиться»

Goshak, 27 декабря 2011 г. 18:45

Чудесный сплав фантастики с ретро. Мы оказываемся в недалеком будущем, где одна ММОРПГ ОАЗИС разрослась до таких размеров, что фактически подменила собой традиционно унылую для этого жанра и сгнивающую в нехватке ресурсов реальность. Люди не просто играют в игруху, в новой вселенной они ходят в школы, работают в офисах, отдыхают и т.п. Будущее здесь сочетается с прошлым: всеобщая одержимость 80-ми, эпохой древних АТАРИ, 8-битных НИНТЕНДО, настольных ролевых игр и наивных фантастических фильмов связана с поисками Пасхального Яйца — секрета внутри ОАЗИСА, оставленного здесь создателем. Тот, кто первым его найдет получит несметные богатства, вечную славу и мощные перманентные баффы к атрибутам. :)

Книга написана гиком для гиков и с первого до последнего слова пропитана духом геймерства. Местами очень наивно, но не представляю как эту историю можно рассказать иначе. Захватывающе. Отчаянно не рекомендуется тем, кто успел забыть, что такое просыпаться в несусветную рань, только ради того, чтобы поиграть в комнате родителей в Денди или до хрипа в горле спорить с приятелем кто сильнее — Саб-Зеро или Скорпион. :)

Оценка: 8
– [  17  ] +

Вернор Виндж «Дети неба»

Goshak, 15 ноября 2011 г. 19:14

В «Пламени» Винджу удалось вплести море оригинальных придумок во вполне внятный сюжет. Может показаться, что ничего особенного в этом нет. Но начинаешь перебирать в уме современную фантастику, и становится понятно, что хороший сюжет с остроумием автора гармонирует в ней довольно редко. Обычно это одно из двух: интересно или умно. Короче говоря, можно без преувеличений сказать, что Children of the Sky был одним из самых ожидаемых sci-fi сиквелов десятилетия. Книга наконец вышла. Но ожиданий, увы, не оправдала :(

Вместо масштабной космической оперы, мы внезапно получили... локальный политический триллер. Похоже это больше всего на, кто бы мог подумать, «Игру престолов»: интриги, борьба за власть, предательства, бесконечно странствующие персонажи, технологии на уровне средневековья и т.д. и т.п. 100% действия разворачивается на планете Стальных Когтей. Звучит не так уж плохо: посвятить роман планете разумных собачек с коллективным разумом? Почему нет? Только вот идеи у Винджа внезапно кончились. За 35 глав мы не узнаем почти ничего нового ни о самих Стальных Когтях, ни о Погибели, ни о положении дел в остальной части Галактики. Скучно. И ведь не сказать, что плохо написано! И персонажи что надо (за исключением, разве что, Равны: ее автор растворил в сюжете чуть меньше, чем полностью, превратив по сути в невидимого протагониста). Но вот только угадывать 500 долгих страниц какая стая собачек в итоге захватит власть в сказочном королевстве, в то время как где-то там на краю вселенной все еще таится Погибель, сдвигаются Зоны и рождаются новые Боги, совсем тоскливо.

Оценка: 3
– [  23  ] +

Грег Иган «Заводная ракета»

Goshak, 11 августа 2011 г. 18:36

Иган для своей новой трилогии придумал, ни много ни мало, новую физику. Ну ок, может быть не такую уж и новую (она во многом, например, опирается на геометрию Римана), но степень продуманности технической стороны вопроса впечатляет. Первая треть книги фактически полностью посвящена выкладкам из этой альтернативной науки: с кучей графиков, формул и подробных описаний. В определенный момент начинаешь ловить себя на мысли, что это уже даже не научная фантастика. Это фантастическая наука: Иган требует такой высокой концентрации внимания, что очень легко сбиться и потерять нить рассуждений в бесконечных графиках и описаниях. К счастью для основного сюжета это не так важно. А сюжет здесь не менее грандиозен. Группа очень странных инопланетных ученых, живущих в мире без электричества, находит способ запустить в космос огромную каменную гору, превратить ее в пригодную для полета и жизни ракету и разогнать до бесконечной скорости! Вторая часть книги сильно напоминает «Контакт» Сагана: мировое сообщество сплотилось, чтобы построить жуткую машину-ковчег, а в центре событий находится женщина-ученый, которой предстоит отправиться на ракете в неведомое. Только происходит дело не в нашей, а в альтернативной вселенной и пункт назначения не милые пришельцы с обещаниями вечного мира, а конец всего сущего.

Легко – 10 баллов из 10.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Джо Холдеман «The Accidental Time Machine»

Goshak, 13 июня 2011 г. 23:29

В некотором смысле довольно обычная история о путешествиях во времени. Мэтт прыгает в будущее с экспоненциально возрастающими временными интервалами: на несколько лет, на 150 лет, на тысячу лет и т.п., каждый раз оказываясь в новом странном мире. По пути подбирает попутчиков. Все довольно привычно и много раз обыграно (см. хотя бы серию футурамы из последнего сезона), но тем не менее потенциал у затравки хороший: число возможных грядущих несчетно и фантазии, казалось бы, есть где разыграться. К сожалению Холдеман реализовал потенциал не самым лучшим образом. Начнем с того, что история просто странно структурирована: огромную часть (небольшой, надо сказать) книги посвящена довольно скучному периоду в будущем, где человечество отброшено войной почти что в каменный век. При этом позже мы оказываемся в гораздо более интересных временах, но Холдеману словно лень вникать в детали -- очень схематично обрисовав положение дел в году эдак трехмиллионном, он быстренько мотивирует персонажей совершить следующий прыжок и нам остается только с сожалением перевернуть страницу. И в один из таких моментов вдруг выясняется, что страница то последняя. Нас галопом пронесли через целые эпохи, ничего толком не пояснив и не показав.

Оценка: 5
– [  9  ] +

Колин Уилсон «Паразиты сознания»

Goshak, 20 августа 2010 г. 17:13

Уилсон основывает книгу на довольно утопической идее, что у всех недостатков нашего мозга на самом деле есть вполне конкретная внешняя причина – инопланетные паразиты. И освобождение способно вывести сознание на совершенно новые, недостижимые ранее уровни. Идея не столько фантастическая, сколько философская. В связи с чем, две трети книги посвящены рассуждениям главного героя о глубинах собственной психики. Читается это примерно так же как, например, книга по геометрии Лобачевского – с некоторым ощущением бессмысленности происходящего. Взят заведомо противоречащий нашей реальности набор аксиом и из этого делается множество далеко идущих выводов, которые, впрочем, никуда нас не приводят в итоге. Взявшись облагородить мистику Лавкрафта, Уилсон слишком далеко ушел в другом направлении. Получилось интересно, но скучновато.

Оценка: 6
– [  17  ] +

Чери Прист «Костотряс»

Goshak, 21 июля 2010 г. 03:45

Большая часть рецензеров описывает “Костелома”, как кроссовер между стим-панком и зомби. Наверное, сюда еще следовало бы добавить фимейл фикшон — книгу написала женщина и это чувствуется — большая часть ключевых ролей роздана именно героиням. Они умны (Брая), решительны (принцесса) и судьбостойки (однорукая барменша). На долю мужчин оставлена холодная расчетливость (доктор Блу и Миннерич), пубертатная глупость (Зики) и тупая сила (Джеремия). С другой стороны — ну и что? Роман все равно хороший. Это не эксперимент в стиле альтернативной истории, как заставляют думать некоторые аннотации, а обычный квест — такое себе милое приключение в аду. У Прист приятный легкий слог, она умеет отличать интересные детали от бесполезных и с успехом на них концентрирует внимание. А еще там есть дирижабли.

Оценка: 6
– [  28  ] +

Паоло Бачигалупи «Заводная»

Goshak, 26 июня 2010 г. 04:55

мощнейший эко-политический триллер! очень круто. даже не поворачивается язык назвать это фантастикой, настолько убедительным выглядит в книге мир будущего. с грустью приходится признать, что скорее всего именно такая судьба нас и ждет. вовсе не романтические полеты в другие вселенные на сверхсветовых дирижаблях, а сильнейший дефицит ресурсов и борьба за существование. великолепно показан Тайланд, многообразие культур (тайцы, японцы, европейцы, китайцы) и политических движений. и на фоне всего этого печальная история искусственной девочки Эмико, случайно оказавшейся в эпицентре конфликта.

даже несмотря на то, что обычно я такие жанры не жалую, ставлю твердую десятку.

П.С. человек, написавший приведенную выше аннотацию совершенно очевидно книгу не читал.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Пол Мелкоу «Стены вселенной»

Goshak, 25 мая 2010 г. 23:10

Добротная полу-научная фантазия на тему параллельных вселенных. Мне лично не хватило только самих вселенных — отправившись в совершенно саймаковское путешествие в начале, герой где-то на трети книги вдруг застряет в одном из вариантов нашего мира и почти до самого конца сидит там безвылазно, развивая с приятелями собственный бизнес. Читать, однако, все равно интересно.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Чарльз Стросс «Saturn's Children»

Goshak, 3 апреля 2010 г. 06:14

Не идеальная. но добротная история о роботах в пост-человеческом мире.

Оценка: 7
– [  23  ] +

Питер Уоттс «Морские звёзды»

Goshak, 21 февраля 2010 г. 22:59

После прочтения «Ложной слепоты» никаких сомнений в том что Уоттс — крутой фантаст не было. Соответственно вопрос читать ли остальные его книги просто не стоял. «Морская звезда» слабее. Мельче на идеи. Но по чисто хронологическим причинам. Трилогия о рифтерах — это тот текст, который Уоттс подставлял под ножку письменного стола, когда писал «Слепоту».

Не смотря на разницу в тематике (дно океана и открытый космос) — книги очень похожи. Зарождение некоторых, великолепно раскрытых в «Слепоте», идей можно воочию наблюдать в тексте звезды.

«Звезда» — это еще и психологический техно-боевик. Уотсс виртуозный писатель: повествование в проблем одного из персонажей с легкостью разрастается до масштабов мировой угрозы. Каждый его персонаж максимально функционален. Даже если единственная его функция — в нужный момент умереть.

Очень добротная научная фантастика. Читать всем любителям твердой НФ. Знающим аглийский, конечно — в планах на перевод она, насколько мне известно, не стоит.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Грег Иган «Карантин»

Goshak, 14 февраля 2010 г. 01:57

Кот Шрёдингера успел стать клише в фантастике, тем не менее у Игана, наверное, лучшее рассуждение на тему. Вообще хороший (научный) фантаст это такой условный ученый (а хорошие фантасты часто действительно еще и ученые, совсем не условные), который берет привычную нам вселенную, подкручивает или уточняет некоторые ее переменные, а затем со скрупулезностью лаборанта начинает изучать и фиксировать дальнейшее поведение системы. Вот Иган именно такой. Квантовую механику, со всем ее логическим мистицизмом он замечательным образом вписывает в интересный детектив, который постепенно вырождается в набор упражнений на сообразительность. И роман чудесный. Пойду куплю на амазоне два продолжения.

Оценка: 9
– [  19  ] +

Элизабет Мун «Скорость тьмы»

Goshak, 10 февраля 2010 г. 05:12

Во-первых, «Скорость тьмы», конечно же, никакая не фантастика. Фантастика здесь — подпирающая тростинка, оправдывающая многие сюжетные особенности (если не сказать нестыковки). Перенос истории в недалекое будущее развязал автору руки, она смогла абстрагироваться от технической ерунды и углубиться в изучении других вопросов, более философского толку (качество которых, в свою очередь, рассмотрим немного ниже).

Во-вторых, за что дали Небулу? Спрашивается. И отвечается — модная тематика романа (все глазами аутиста) автоматически предполагает некий поощрительный бонус со стороны любого жюри, в том числе и жюри научно-фантастического. Хотя никакими НФ достоинствами роман не обладает. Абсолютно аналогичная история с «Загадочным ночным убийством собаки», которая без всяких на то вразумительных причин вдруг влетела в топ-10 самых продаваемых книг десятилетия, смешавшись там с Гарри Поттерами и кодами да Винчи.

«Скорость тьмы» это «Гаттака» встречается с «Цветами для Элджернона». Бесконечные поиски границ нормальности и ненормальности. Основной вопрос книги сформулирован примерно следующим образом: является ли ненормальность частью личности и, если так, то не есть ли исправление ненормальности убийством этой самой личности? Ответа Мун не знает и ограничивается вопросом. Само по себе это ок (вопрос то, как ни крути, хороший), но к сути Мун подходит только в самом финале. Остальные же 90% времени заняты демонстрацией того, как обычные бытовые мелочи (беседа с полицейским например) превращаются для аутиста в труднопреодолимые преграды. Только в то, что НЕаутисту ведомо какого это быть аутистом очень слабо верится.

Оценка: 4
– [  23  ] +

Стивен Кинг «Под Куполом»

Goshak, 30 января 2010 г. 01:09

читаю каждый новый роман Кинга и зарекаюсь покупать следующий. но снова и снова, услышав в новостях о его выходе (или как в этом случае, посмотрев трейлер в интернете — да, сейчас модно делать книгам трейлеры) не сдерживаюсь. мастер хоррора весьма addictive и избавиться от этого пристрастия довольно сложно. удовольствие от чтения кинга это удовольствие от легкого скольжения по стройному слогу, идеальным диалогам, точным описаниям. его текст обладает пронзительной турбулентностью. даже очень толстые тома читаются на раз. кинг чудесный рассказчик, вместе с тем — бесконечный самоповторщик. причем чем больше вы прочли кинга, тем чаще вы будете о повторы спотыкаться. бесконечное самоцитирование и клонированные персонажей. чего там, можно даже с ходу угадать кого будет морган фримен играть в киноверсии. :)

неглупая завязка в «под куполом» довольно быстро превращается в топтание на месте и полсотни персонажей, в традиционной для Кинга манере, расходятся по двум четко разделенным углам — хорошие и плохие. есть твисты, есть клаустрофобия размером с город, есть довольно внятная концовка, но в целом это все тот же The Stand в масштабах города, о чем совершенно честно сообщается на всех западных обложках. если вы кинга в руках не держали — берите. получите море удовольсвтия. если держали и много — ну тоже берите. но только при условии что любите по много раз перечитывать старое доброе.

а я вот клянусь — следующую книгу брать не буду! :)

Оценка: 4
– [  11  ] +

Чайна Мьевиль «Шрам»

Goshak, 4 декабря 2009 г. 04:06

у Мьевиля все в порядке с фантазией и он чудесный декоратор своих историй — плавучий сшитый из кораблей город тащит сквозь океан к разлому в пространстве и причинности пойманное в гигантскую упряжь морское чудовище. ух. голова прям кружится от таких задумок. но увы. Мьевиль, при всех своих заслугах, никудышный писатель. персонажи одноклеточны, диалоги удручающе скучны, автор злоупотребляет паузами между абзацами, плохо мотивирует поступки, а герои истории из субъектов становятся объектами, сливаясь и растворяясь на фоне шикарных декораций.

тем не менее дочитал «шрам» до конца. и даже, чего лукавить, не без удовольствия. вроде как шаг вперед после так и не осиленного мной «вокзала». а морская тематика так вообще не частая гостья в фантастике, что грустно. Скиннер Эшера и Бездна Сильверберга чудесные ведь книги! так что надо спасибо сказать автору хотя бы за это.

и еще, слушайте — никак не могу смириться с тем что все называют это фентези. я понимаю, что вся атрибутика присутствует — морские чудища, волшебные мечи и магия. но оно все сюда чисто технически прикручено: они даже магию используют только чтоб болты закручивать. настоящий стим-панк же.

Оценка: 5
– [  6  ] +

Чарльз Шеффилд «И снова завтра, снова завтра»

Goshak, 10 ноября 2009 г. 17:12

положив в основу романа классический «квест за принцессой», Шеффилд между делом рассказал ни много ни мало — всю историю вселенной до самого ее конца (на самом деле даже больше — в финале неожиданный твист). очень внушительная работа. не только количеством идей, но и самим масштабом повествования: в какой еще книге между главами проходят миллиарды лет, около десятка раз описана смерть героя в разных его ипостасьях, а второстепенные герои пролетают по сюжету словно мухи в турбулентности? роман похож на сборник рассказов, нанизанных на общую линию: герой просыпается в новом времени, сталкивается с новой проблемой, решает ее, вновь ложится спать и так много много раз. есть некоторое сходство с х/ф фонтан (меньше философии, больше науки) и night land (аналогичный ход с поиском возлюбленной в жопе всего, конце времен).

что касается твердости НФ части — вопрос спорный. большую часть идей автор все же заимствовал из науки. из ее теоретической части как минимум. с другой стороны он нигде особо не не вдается в детали. хотя, учитывая амбициозность происходящего (галактики умирают и возрождаются на глазах у героя, все такое...) — это скорее хорошо, чем плохо. зачем перегружать текст псевдо-научной шелухой?

очень печально, что книга не переведена на русский и очень странно, что о ней вообще мало кому известно: никаких тебе номинаций на премии или приличной фанбазы :). тем приятнее было ее читать, понимая какое сокровище я обнаружил :)

Оценка: 9
– [  7  ] +

Фредерик Пол «Врата»

Goshak, 23 октября 2009 г. 17:47

если представить, что фантастику не пишут а лепят из глины, то во вратах использована порода (глины) не самого высшего, но самого приятного на ощупь сорта. именно так — невероятно хороши не столько скульптура и материал, сколько ее осязательные качества. она гладкая, теплая, долговечная. ну или, отбрасывая метафоры, — врата это офигенски написанный не-шедевр научной фантастики. не-шедевр в том смысле что нет там никаких открытий чудных и потаённых смыслов. все на поверхности разложено аккуратными рядками букв — бери, пользуйся. да и любителям твердой НФ там не разгуляться (большая часть сюжетных ходов, строго говоря, вообще к фантастике имеет мало отношения). ну и в разрекламированную Психологическую Часть , автор спускается лишь по пояс. зато есть чудесный язык рассказчика, совершенно гипнотические диалоги и много-много часов удовольствия. и очень жаль, что даже таких вот «не-шедевров» на самом деле очень мало в современном сай-фае.

Оценка: 8
⇑ Наверх