Матрешечный полет, или Теория? Да тут натуральный заговор!
В 60-е года, в разгар Холодной войны Америка задумалась, что человечеству неплохо было подстелить соломки. Тайком отправив к Проксима Центавра корабль поколений, который должен добраться до цели примерно через век.
Проходит 50 лет. На борту около 600 душ, которые работают, женятся, растят детей и умирают. Замкнутое пространство корабля накладывает свой отпечаток. Психологический кризис, усталость, социальное расслоение, неверие в успех миссии, разочарование молодежи, родившейся на борту и не видевшей Земли. Гордое «Вознесение» все больше напоминает гнездо гадюк в космосе.
Но что если ситуация гораздо запутаннее, чем кажется пассажирам космолета?
Не слишком известный, но небезынтересный проект, напоминающий мастерски сколоченную матрешку. Слой внутри слоя, внутри слоя, многие из персонажей что-то скрывают, частые нежданчики. Эдакий разговорный триллер с сюрпризами.
Основная линия – корабль.
Тут нас ждут классические «пауки в банке», полные важных социальных и психологических этюдов. Модель земного социума в миниатюре, право слово.
Социальное расслоение нижних и верхних палуб, за полвека практически закрепившееся в ДНК. Верхние презирают нижних, «второй сорт» в ответ копит пролетарскую ненависть, бухает, дерется, и готов на бунт. Дорога наверх как бы открыта (кастовая система такая древняя дикость, что вы!), но тех, кто смог выбиться в люди, буквально единицы.
Политическая грызня возле кормушки кресел капитана и советников. С улыбочками, иносказаниями, расшаркиваниями. Использованием интриг, подстав, любого промаха, грязного белья, неудачно сложившихся обстоятельств, гибели невинных. «Тонкий европейский политик» во всей красе.
«Стюардессы» — аналог гетер, правда трубой пониже и дымом пожиже. Работа, куда могут податься девушки, не отличающиеся ничем иным кроме внешности. «Секс как валюта» — это про этих прекрасных дам.
Создание семей не по любви (как така любов?) а по велению компьютера, подбирающего максимально генетически подходящих партнеров. Что уж говорить о рождении ребенка, которое возможно только в случае смерти кого-то из 600 (а об устранении неизбежных на море случайностей (как мы позднее узнаем – не всех) заботятся противозачаточные импланты). Супружеские измены, мягко говоря, не приветствуются (исключая секс со стюардессами), можно на щелчок пальцев потерять работу, малейшее уважение и опуститься на самое дно.
Что любопытно, по мнению постановщиков, замкнутое в консервной банке общество, не знавшее «гражданских прав, сексуальной революции, вьетнама, 11.09 и геев», сможет генерировать мощные научные открытия. В общем-то, логично, для полета отбирали отнюдь не дураков, а гены не пропьешь.
Психологические размышления на тему выбора, которого лишили своих потомков начавшие перелет. Нашим путем, выбранным еще до рождения. Судьбы, над которой мы не властны. Попыток искать смысл в том, что под рукою. Депрессий, потому, что «наши жизни нам не принадлежат». Возвышения общественного и принижения личного, ведь мы «частички необходимые для выживания целого».
Сокрушений по поводу населения Земли, не ценящего тех великолепных вещей, которые находятся в их распоряжении – синего неба над головой, природы вокруг, морских и речных волн. Того, что кажется само собой разумеющимся, и того что оказывается чертовски ценным, когда люди лишены этих элементарных вещей.
Теорий заговора, столь популярной в 60-е, заставляющей вас недоверчиво относиться к любым словам и действиям власть предержащих. Игр с генетикой и евгеникой.
Добавляют картине прелести техника и наряды 60-х. Центр отдыха всего корабля — пляж-бассейн с большой направленной лампой типа солнце, зеленым задником, нарисованным небом, и парой гордых пальм.
Вторая линия показывает нам Землю начала 2000-ных. Тех, кто пафосно называет Вознесение «Спасательной шлюпкой человечества», снимая сливки с действий команды. Продолжая меж тем заниматься ведомственной грызней, выясняя, кто самая главная жаба в болоте.
Обе линии тесно переплетаются, активно взаимодействуют, создавая довольно гармоничную картину «Вознесения».
Главной фишкой сериала становится напряжение, не побоюсь этого слова натуральный саспенс, окутывающий коридоры и каюты «Вознесения». Ожидание больших неприятностей. Крепнущее понимание, что с этим полетом что-то серьезно не так.
В наличии редкие всплески экшена, типа драки охраны с рабочими, радиационного шторма или финальной перипетии. Их, к сожалению, совсем немного, что может отпугнуть изрядную часть зрителей.
Интрига, чья пружина закручивается все сильнее с каждой серией. Всплывает оружие, контрабандой доставленное на борт. Таинственный субъект в маске, которому нипочем радиация. Начинается детективное расследование первого за 50 лет убийства. Набирают обороты поиски того кто изничтожил местную Лору Палмер и того, кто пронес на борт пистолет. Все больше пророчеств издает местная малолетняя Кассандра, из странноватой девчонки превращающейся во что-то большее, как минимум в матерого экстрасенса.
Актеры работают на крепком среднем сериальном уровне. Телевизионные проекты, вобравшие в себя цвет Голливуда, уже будоражат умы масс («НД», «Фарго»), но Ascension так с кастом не свезло. Лицедеи, за редчайшими исключениями, модельной внешности, а вот будущих обладателей Оскара среди них не заметно.
Капитан корабля Уильям (Ван Холт ). Невозмутимый мужик, «герой пожара», остановивший огненную смерть на корабле и получивший за это капитанское кресло. Не большого ума разгильдяйский дядечка, полагающийся в паучьей борьбе на свою супругу. В процессе затеявший постельные игры с одной из ее подопечных (и, похоже, не только). Ох, зря он это!
Его жена Виондра (Хелфер ). «Эгоистка, манипулятор, хищница». Глава тех самых стюардесс. Дама не первой молодости, сохранившая красоту и сексуальность. Настоящий политик, дарящий нам такие перлы, как «я буду политиком, чтобы ты мог оставаться у власти» или «нет ничего серьезнее твоего электората». Интриганка, бессердечная стерва, испытывающая, тем не менее, нежные чувства к своему муженьку-дуболому.
Первый помощник Аарон (Пи Белл). Выходец с нижних палуб, карьерист, при этом любящий докапываться до истины, невзирая на лица, и топтаться по мозолям (как это коррелирует, решайте сами), креатура Уильяма. Потенциальный претендент на пост капитана, правда, для этого ему понадобиться изрядно подрасти над собой.
Нора (Байерс ), дочь главного медика корабля. Девушка, частенько непреднамеренно оказывающаяся около ключевых событий на корабле.
Криста (О`Брайен). А вот и наша Кассандра. Юница, утверждающая, что ее сны, это больше чем сны, и которая, как мы видим в процессе, действительно обладает неясными до самого финала способностями.
Харрис (Беллоуз). Сын ученого, запустившего проект, и курирующий его на Земле после болезни родителя. Одержимый «Вознесением». Еще один герой, имеющий немало скелетов в шкафу, предпочитающий отстраненность в работе (как минимум одно исключение их этого правила нам покажут), и утверждающий что «корабль сам все исправит».
Стоукс (Картер), вершина местного дна, король нижних палуб. Не простивший несправедливости и измены командования корабля. Ведь отец Стоукса был помощником капитана, и Стоукс считал этот пост своим. Резкий (порой чересчур) пацанчик, привыкший решать дела насилием.
Серий в проекте всего 6 штук, причем те, что показывали по ТВ, насчитывают всего по полчаса каждая, в расширенном варианте нас ждет уже по 45 минут в эпизоде.
Задел на продолжение оставлен неплохой, вот только мы его вряд ли увидим. Даже жаль.
Эрго. Любопытный социалогическо-параноидальный триллер полный напряжения и теорий заговора. А вот актерские работы и минимум экшена к достоинствам проекта не отнесешь.
Режиссер: Майрзи Алмас, Ник Копус, Роберт Либерман, Винченцо Натали, Стивен Уильямс (II)
Еще раз о вреде фанатизма, или Убийственная красота/Новая инквизиция
Девять месяцев назад цивилизации пришел каюк. Таинственные сущности, один взгляд на которые вызывает неодолимую тягу к суициду, заполонили Землю. Людей практически не осталось, немногочисленные выжившие хоронятся в домах за закрытыми окнами.
Но Сущности не единственная проблема уцелевших. Не меньше бед доставляют Зрячие – свихнувшиеся люди, увидевшие Сущностей, но не спешащие свести счеты с жизнью, а пораженные их красотой. Силой заставляющие обычных гомо сапиенсов взглянуть на предмет своего восхищения. С предсказуемым итогом.
Испания. Барселона. Импозантный мужчина Себастьян с дочерью встречаются с группой выживших. Тут он получает информацию о некоем безопасном месте, находящемся на другом конце города. Путь к которому преграждает шайка Зрячих во главе с фанатичным падре Эстебаном.
Но все ли так просто, как кажется на первый взгляд?
2018 год стал знаковым для фанатов оригинальных хорроров. Завораживающее «Тихое место» и «Птичий короб», поведавший историю о суицидообразующих Сущностях. «Короб» изрядно уступал «Месту» в саспенсе, но брал висты моральными этюдами и не самой затертой идеей.
Чего оказалось достаточно для сиквела (скорее вбоквела). Barcelona, что нечасто случается с продолжениями, не уступает, а, пожалуй, даже переплевывает оригинал.
Главное достоинство «сиквела-вбоквела» — взгляд с другой стороны. Барселона решила сконцентрировать большую часть внимания не на очередных скрывающихся по норам, а на их втором по значимости противнике.
Тех самых свихнувшихся товарищах, которые при взгляде на Сущность не режут себе глотку, а искренне восхищаются открывшейся картиной. И бог бы с ним, с восхищением, если бы Зрячие тихонько залипали на убийственных тварей. Нет. Эти парни решают донести до уцелевших сограждан всю смертоносную красоту увиденного. То, что жертвы их решения тут же покидают сей бренный мир, парней не смущает.
Причем, как выясняется, не просто не смущает. Они убеждены, что «спасают их души, освобождая заблудших овечек». Демонстрируя нам слепую веру и религиозный фанатизм наивысшей пробы.
Будем честными, в истории человечества хватало случаев, когда фанатики веры «спасали души» инакомыслящих без влияния всяких Сущностей. Под воздействием традиции, воспитания, узости мышления, талантливых проповедников. Логично, кому как не собратьям Сервантеса поднимать такую тему, ведь именно испанская инквизиция осталась в людской памяти как наиболее безжалостная структура, преследующая «не таких, как все».
Постановщики покажут, как появляются Зрячие и чем они мотивируются. Как горе, боль, чувство вины и потери становятся галлюциногеном, отныне формирующим твою картину мира. Как не вынесший утраты мозг подменяет понятия, искажает реальность, забывает о морали и этике, создает невозможные картинки. Как человек, всю жизнь связанный с мистикой, жаждущий чуда, с готовностью бросается в объятья неведомой хрени. Как жажда избранности, непонимание пути священника застилает взор, заставляя творить жуткие вещи. Искренне убеждая себя в правильности своих действий.
Еще одной приятной стороной «Барселоны» стала попытка разобраться в ТТХ Сущностей, крайне сумбурно обозначенных в ленте 2018-го. Наиболее любопытно выглядит теория квантового наблюдателя, дающая ответы на некоторые вопросы, и тут же ставящая ряд других.
Если перед нами квантовые сущности, проявляющие себя при появлении на улице наблюдателя в лице человека, понятно, отчего их так резво притягивает к людям. Непонятно, почему преградой для них служат стены и занавешенные окна. Если они способны летать, что подразумевает их появление за открывшимся окном на верхнем этаже высотки, то отчего безопасным считается место, расположенное на своеобразном острове? Если они опираются на людские страхи, боль и скорбь, на явление человека-наблюдателя, как могут страдать представители фауны, типа собак и особенно мышей? Будем честными, вопросов все равно больше чем ответов, но за старание испанцам спасибо.
Теперь появление невидимых Сущностей обозначается не просто танцем листьев, а поднятием в воздух различного мусора. Иногда. А иногда ничем не обозначается. Порой на их появление требуется с полминуты-минута, порой они будто ждут, когда герой откроет шторы, воздействуя на него практически мгновенно.
Эта неопределенность изрядно раздражает.
Да, еще они оказываются чертовски говорливыми ребятами. Ведь нам демонстрируют, что именно слышат в голове герои при встрече с Сущностями. Спорная теория – вы уверены, что звучащий в вашей голове голос умершего человека, пускай даже очень близкого, по которому скорбите/или в чьей гибели вы себя вините, заставит вас активно искать смерти?
Попробовали постановщики также чуток подправить ситуацию с саспенсом, ведь в оригинале с напряженными ситуациями были откровенные проблемы. В наличии несколько вполне прилично поставленных сцен, заставляющих всерьез переживать за героев. Не идеал, но хороший шаг вперед.
Отдельное спасибо за барселонские постапокалиптические пейзажи. Их создатели ленты не пожалели. Красивый город, показанный в режиме «мечты туриста»: почти без людей.
И за «вот это поворот», причем практически в начале картины.
Из героев стоит выделить Себастьяна (Касас ). Мятущийся отец, человек, претерпевший жуткие утраты, причем одна из них случилась во многом по его вине. Всеми силами стремящийся к воссоединению с близкими. Обретший и теряющий веру.
Именно с ним связаны немногочисленные флеш-беки начала гибели цивилизации. Их можно бы и поболе.
Клэр (Кэмпбелл). Некогда психиатр, сейчас взваливший на плечи заботу о девчонке-найденыше.
Падре Эстебан (Сбаралья). Тот самый священник, жаждущий избранности. Полностью утративший нравственные ориентиры. Точнее кардинально изменивший их для себя и последователей. Типаж дремлющего фанатика, разбуженного кризисной ситуацией. Еще раз подтверждающий поговорку о чертях и омуте.
Детишки проходят по категории мотивирующих факторов. Особой игры от девчонок не ждите.
С развязкой ситуация двойственная. С одной стороны, постановщики думают, что даже самых рьяных и убежденных фанатиков все же можно вернуть к человечности.
С другой – военная диктатура аж никак не располагает к оптимизму. С таким управлением судьба уцелевшего человечества неприглядна. Оригинальная лента в этом отношении была на порядок светлее и несла изрядный заряд бодрости.
Эрго. Вменяемый сиквел любопытного хоррора, кое в чем даже опережающий своего прародителя.
«Мы память, мы память, мы долгая память друг друга», или Индейская супергероиня
Майя Лопес, столь решительно порвавшая со своим «дядей» Фиском во время рождественской эпопеи Клинта Бартона («Соколиный глаз»), решает наведаться домой в Оклахому. Но не для возвращения к истокам, а чтобы заявить о своих планах перехвата контроля над империей Кингпина.
Все оказывается не так просто. Здешние земли – родина индейцев Чокто, полны ностальгии, воспоминаний, некогда близких людей. И мистических видений, связанных с предками Майи – «древним родом особенных женщин».
Вдобавок, Уильям Фиск оказывается живее всех живых, и аж никак не собирается оставлять в покое свою строптивую «племянницу».
Марвеловский паровоз, донедавна успешно приносивший компании популярность и прибыль, несколько забуксовал.
Четвертая фаза киновселенной Марвел уже вызывала некоторые вопросы. Затем пришло время пятой, а вопросы с претензиями множились и множились. И герои, заменившие старую гвардию, в подметки не годились предшественникам. И картинка приелась. И спецэффекты делались на «тяп-ляп». И сами постановщики, похоже, запутались и устали в непрерывном потоке картин.
Echo я смотреть не собирался. Майя аж никак не тянула на главную героиню собственного сериала, да и в шутке про повесточный апогей апофеоза, подаривший нам героиню – женщину из коренных народов, глухонемого инвалида без ноги (интересно, как у Майи с сексуальной ориентацией?) была лишь доля шутки.
Однако обещание вернуть народу монументального Фиска и Сорвиголову все же убедило дать проекту шанс. Благо всего 5 серий по примерно 35, максимум 40 минут.
Фиск действительно с нами, а вот Чарли Кокса мы увидим всего раз в короткой боевой сцене.
О героях позднее, пока об общей стилистике. Сериал, как и недавние Убийцы, пропитан индейским колоритом буквально с первых кадров.
Красочная легенда о появлении племени Чокто. Бабушка с дедушкой, как архетипичные представители аборигенов. Постоянные упоминания предков, которые заботятся о своих потомках. Частые видения и суперсилы, связанные с этими самыми предками. Путешествие на спортивное состязание тысячелетней давности. Пятиминутный кусок черно-белого вестерна в стилистике немого кино, где в главных героях отнюдь не ковбои. Роды в лесу. И как вишенка на торте – красочный индейский фестиваль Пау-вау с ярчайшими, эффектными индейскими нарядами, плясками, музыкой и парадом. Даже непременное казино имеется, правда, оно в сюжете не фигурирует, да и упоминается всего один раз.
Вторая фишка проекта – масса сцен без звука и множество общения на языке жестов. Поскольку главная героиня глухонемая – абсолютно логично. Сперва такие сцены идут довольно стеснительно с музычкой, а потом и уже безо всяких прикрас, без единого звука, с наочной демонстрацией восприятия мира глухим человеком. Впечатляет.
Жаль, как Майя может реагировать на появление противника за спиной в боевых сценах, нам так и не объяснили.
Еще одним небезынтересным моментом стало становление антигероя. Ведь Майю сложновато назвать положительным персонажем. Она обычный боевик преступного синдиката. Уже отнимавшая жизни. С детства, как нам показали, не выказывающая особых морально-этических чеснот. Лишенная возможности сглаживать ситуацию через общение. Усугубившая расклад изучением ударных боевых искусств. По большому счету, при таком воспитании никаких метаний с терзаниями и быть не должно. А должна вырасти настоящая матерая наследница криминальной империи. Хладнокровная убийца, лишающая жизни дядю не из-за абстрактной мести за отца, а чтобы занять его место.
Ладно, спишем на комиксный подход и влияние предков («когда мои предки спустятся с гор: будет беда, просто беда»). Видимо под этим самым влиянием из Майи получился вменяемый, сомневающийся, мыслящий человек, не желающий полного перехода на «темную сторону силы». Испытывающий некислое искушение. Бросающий вызов людям Фиска, но не очень представляющий зачем. Лелеющий детские обиды, использующий тех, кто его любит. Как все мы.
Образ создан неплохой, а вот исполнение подкачало. Майя изрядно деревянна, скована и однообразна. Что опять же понятно, Алаква Кокс не профессиональная актриса. Однако реальная глухота, отсутствие ноги и индейское происхождение показались постановщикам важнее, чем умения лицедея. А на курсы актерского мастерства Марвел почему-то денег зажал.
Зато хоть Фиск (Д`Онофрио), как я уже говорил, с нами (Фиск на больничной койке прямая аллюзия на Вейдера ). С одной стороны нам вновь приоткрывают лирическую сторону Амбала. Он у нас оказывается, вполне способен даже трон уступить любимой дочурке (впрочем, то, что Фиск на многое способен ради любимых, мы уже в курсе). С другой – здесь у Фиска проявляется все больше психопатических черт, и все меньше логических действий (чем ему переводчица могла угрожать?). Что несколько разочаровывает, ведь Фиск из Daredevil, безусловно психически ненормален, но запоминается в первую очередь ледяной изысканной вежливостью и буквально физически ощутимым чувством истекающей от него опасности. Мельчает Уилсон.
Кроме Фиска интересных персонажей в проекте негусто.
Сестра Майи Бонни (Джейкобс) запоминается приятной упитанностью. Ее дядя Генри (Спесер) невнятно мятущейся душой. Бабушка Чула (Кардинал) конкретной упертостью и единственной пронзительной сценой.
Разве что рукастый дедушка Скалли (Грин) выделяется иронией, хитринкой и иллюстрацией того, как коренные народы используют колорит своей культуры, чтобы срубить малехо денжат.
Экшена в наличии три с половиной сцены. Впрочем, достаточно напряженных и местами даже интересных. И костюм у Майи роскошный, даже Пантера обзавидуется.
Подарят нам размышления о мужском и женском пути воина с не самым ожидаемым выводом.
Все это, конечно, мило, но когда уже нам полноценно вернут Daredevilа?
Эрго. Спорная презентация первой индейской супергороини. Полно индейского колорита, в наличии любопытные «молчаливые» сцены. А вот к актерам вопросов хватает.
Юная Спенса по прозвищу Юла всегда мечтала летать. Летать и сражаться с ненавистными креллами – чужими, стремящимися уничтожить людское поселение на планете Россыпь.
У девушки даже получается, невзирая на препятствия, стать кадетом летной школы. А заодно обнаружить в отдаленной пещере нечто способное перевернуть ее жизнь.
А может — не ее одной.
Известный демиург, фанат оригинальных систем и миров взялся за стандартную историю о космошколе? Неужто у него не имеется туза в рукаве? Как оказалось, несколько козырей у Брендона припрятано, но их достоинства может не хватить, чтобы перебить шаблонность сеттинга.
В своем новом цикле Сандерсон («Обреченное королевство», «Стальное Сердце», «Пепел и сталь») переносит читателя на затерянную в космосе планету, окруженную многими слоями космического мусора. Тут скрываются, возможно, последние остатки человеческой расы, атакуемые загадочными креллами, природа которых неведома никому из колонистов. Так как благодаря мусору бомбардировки с орбиты невозможны, пришельцам приходится спускаться с небес и пытаться уничтожить хумансов с помощью авиации. Люди, естественно сопротивляются, используя примерно те же технологии.
Временами Skyward напоминает старую добрую космическую игру, типа X-COM (да и с аниме параллели прослеживаются), разве что наземные битвы заменены сражениями в воздухе. Людские базы в пещерах, добыча ресурсов, защита поселений, выработка тактики, строительство истребителей, обучение пилотов.
Брендон тщательно подошел к разработке летающих аппаратов, как людей, так и креллов (даже с рисунками). В наличии разные виды вооружения, типа забавных энерголучей, валящихся с неба антигравов, силовых щитов и отключающих их устройств.
Мило, но в тех или других вариациях мы видели это уже сотни раз.
Линия школьных будней также стандартна (хотя автор всячески пытается ее разнообразить), и ничего сверхинтересного читателю не принесет. Занятия на симуляторах, обучение мастерству пилота, тактике (оказывается, полет и маневрирование не такое простое дело, как казалось юной деве). Отношения внутри звена, где, конечно же, обнаружится подросток-антагонист и недоросли, привлекающие нашу героиню. Козни начальства, упорно не желающего видеть Спенсу среди пилотов.
Второстепенные персонажи изрядно уступают главгероине в проработанности, оставаясь в памяти скорее как функции: мальчик-мажор, друг-инженер, меткая девочка, хромой преподаватель.
А вот отношение Сандерсона к смерти выделяет роман из общего потока подростковой фантастики. В первый же день обучения кадеты лицом к лицу сталкиваются с противником в настоящем бою. Вскоре звено вплотную познакомится с Костлявой, и вступит в танец с этой дамой еще не один раз. С разным результатом. Жестко. Реалистично.
Основные преимущества Skyward связаны с ее главной героиней. Спенса получилась живой и привлекательной. Задорная, увлекающаяся, стремящаяся к своей мечте. Воспитанная бабушкой, погрузившей девочку в мир старых земных легенд и преданий. Держащая равнение на эти образцы для подражания. Любящая щегольнуть эпичными фразами в стиле древних героев. Чуток самоуверенная. Чуток эгоистичная. Чуток наивная. Не чуждая эмпатии и даже экстрасенсорике. Поддающаяся гневу и беззаветно влюбленная в свободу, которую дарит полет. Старающаяся подавить в зародыше любое проявление трусости. Спенса эмоционирует, размышляет, сомневается. Живет полной жизнью.
Причем автор не пожалел для своей протагонистки вороха проблем, начиная с самого ее раннего детства. Судьба отца, принесшая девочке клеймо «дочери труса» (сразу понятно, что дело нечисто), презрение окружающих (о концепции «дети за отцов не отвечают» тут явно не слыхали), конфликты с однолетками, одиночество (точнее ровным счетом один хороший друг). Девочка рано узнала о темных сторонах жизни, о том, что взрослые лгут, вставляют ей палки в колеса, а полагаться можно лишь на себя. И даже «прорыв» Спенсы в летную школу аж никак не решил всех ее проблем. Персонаж развивается, взрослеет, теряет друзей, иллюзии, детские заблуждения. Приобретает опыт, делает основополагающий для своей личности выбор, принимает сложные решения, пытается справиться с психологическими травмами, выяснить правду об отце и о себе. К финалу книги перед нами абсолютно другой человек, чем в начале.
Второй приятной стороной романа стала интрига, связанная с таинственным прошлым планеты Россыпь, агрессивными, непонятно чего желающими креллами и загадочным «дефектом». Поддерживается интрига профессионально, информация выдается небольшими кусочками, лишь больше разжигая любопытство.
Не пожалеет автор пищи для ума, поговорив с юным читателем о героизме, трусости, смерти, патриотизме, агрессии, общественной безопасности, диктате правительства.
И, конечно, стоит отметить еще один козырь, выложенный Сандерсоном на стол в начале второй трети романа. Введя его в игру, Брендон, не удаляясь далеко от своей школы, заглядывает на территорию «Замыкания» и «Акселя». Эта арка добавляет роману остроты (как впрочем, практически любая вылазка Спенсы за пределы летной школы), изрядно повышая ставки.
Хватает напряженных сражений с врагом, в духе Звездных войн (да и истребители похожи), где герои используют все описанные ранее виды оружия, плюс выученные на уроках тактические приемы. Ждет нас эпическое финальное сражение. Не забывает автор о юморе и сарказме. Читается роман легко, влет. В умении держать читательское внимание Брендону не откажешь. Для абстрактного Джона Доу такая книга стала бы откровенной удачей. Но для Сандерсона этот визит в гости к young adult космоопере выдающимся назвать сложновато. Слишком высоко Брендон задрал планку некоторыми своими предыдущими работами.
Эрго. Подростковая космоопера с хорошей главной героиней, интригой и приятной неожиданной находкой. А вот шаблонность арки со школой и компьютерность локации к удачам романа не отнесешь.
Темный предок поджанра, или Ландскнехты на службе у Зла
Черный отряд прослыл одной из самых древних наемных компаний. Бывали у них разные времена – удачливые и не очень. Сейчас наступили вторые. Отряду приходится заключить контракт с самыми натуральными силами Зла.
Госпожой – древней колдуньей, некогда заточенной под землей вместе со своим супругом и десятью могущественными подручными-волшбарями. Освобожденными из векового сна. Вступившими в смертельную борьбу с повстанцами, сражающимися за то, чтобы загнать древнее зло обратно.
Отныне Отряд становится активным участником этой самой борьбы, а заодно пешкой в интригах Десяти Взятых.
Но парни из Отряда не прочь попробовать изменить ситуацию.
Решил я перечитать этого пионера, и в очередной раз убедился, что первый – аж никак не значит хороший (чаще всего наоборот).
Отряд выглядит похуже своих последователей.
Да, перед нами натуральное темное фентези, с кровью, насилием, грабежами, смертями и прочим дерьмишком. Активным использованием обмана, подлога, игры в темную, приемов, типа ударить на опережение, перебить сонными потенциальных противников, которые еще ничего не сделали. «Серыми» героями и моралью, персонажами, почти никого из которых нельзя назвать однозначно хорошим, в лучшем случае не совсем плохим. Максимальное стремление к реальности. Все как полагается по темным канонам.
Вот только нюансы изрядно портят общее впечатление.
Очень слабый перевод, когда из двух существующих выбираешь не лучший, а менее худший. Классическая ситуация 90-х, когда не знаешь: это автор писать не умеет напрочь, или переводчика на пушечный выстрел к клавиатуре подпускать нельзя. После прочтения 20 страниц того и другого, менее худшим был определен вариант с Взятыми и Костоправом. Второй — с Каркуном и Поверженными показался еще корявее.
Отсюда все вопросы к стилю изложения и сухому, средненькому языку. Описания действия, размышлений, поданные короткими предложениями, воспринимаются без особого отвращения, на четверку с минусом. За диалоги больше тройки в базарный день не дашь. А вот моменты быта, жизни отряда во время передышек, особенно забавы колдунов, еще хуже — топорные и рваные. Когда автор использует длинные фразы – беда. Многословие и сложные предложения — явно не его.
Оригинального мира в первых книгах почти нет. Абстрактное средневековье с магией.
Север, Юг, Самоцветные города – скука, разбойники.
Слабо прописанные персонажи. Даже центральный протагонист – Костоправ, от первого лица которого происходит знакомство с миром – лишь обозначен широкими мазками. Лекарь, ненадежный рассказчик, ведущий анналы Отряда, изредка признающийся, что, несмотря на то, что Отряд его семья — они злобные, жестокие варвары (исключая пару человек). Принимающий необходимость, но не наслаждающийся убийствами, порой испытывающий дискомфорт от «обычного средневекового зверства». Начинающий ощущать романтический интерес к фигуре Госпожи. Прошлое? Шлейф роли? Глубокое раскрытие мыслей, стремлений, побудительных мотивов? Не слыхали.
Серебряная медаль у Ворона – эдакого человека из стали, экс-аристократа, преданного близкими по науськиванию одного из Взятых. Человек, свершивший месть и порвавший с прошлой жизнью. Непреклонный супермен с непременными ножами и ледяным взглядом.
Бронзовой нет ни у кого. Кук уделяет внимание буквально паре-тройке персонажей, но и тем достается максимум по одной индивидуальной черте. Капитан – романтик. Ильмо – сержант. Колдуны Отряда – общий комедийный персонаж. Об остальных вообще ничего не скажешь, выветриваются из памяти сразу, как закрываешь книгу.
Большую (прямо скажем — гигантскую) битву нам покажут лишь в самом финале первой книги. Но и это сражение мы увидим со стороны, без излишнего погружения, зато с крайне удобной точки (что даже логично, повествование от лица медика, который на передовой не частый гость). Локальные стычки имеются, но поданы вяловато. Магия – сборная солянка. Мощные боевые заклятия у Взятых и членов Круга 18 (лидеры мятежников). Тут тебе и природные катаклизмы, и вызванные твари, и химические/бактериологические вещества. У остальных, из которых мы видим лишь отрядных варлоков – все гораздо скромнее. Истинное имя колдуна – высочайшая ценность.
А вот Взятые – хлопцы колоритные (ну ладно-ладно, без назгульских мотивов не обошлось, а тут еще и Око). Жаль, их нам покажут не всех. Да и с былым Десятки по традиции не познакомят.
Ближе всех мы увидим Душелова – работодателя Отряда, способного поглощать чужие души.
Заявят Хромого, о котором не узнаем ничего, кроме общей подлючести. Жутковатого оборотня Меняющего Облик. Повешенного и новую Взятую. Дадут прочувствовать силы Костоглода и Зовущей Бурю.
Одним из основных достоинств цикла считается демонстрация жизни наемников – прислужников Суки-Войны. Перед нами аж никак не «Западный фронт», военных ужасов в Отряде не сады, а вот общей атмосферы армейской бытовухи, циничного ветеранского пофигизма, солдатской обреченности, жуткой усталости от боев — хватает.
К плюсам также можно причислить изначальную идею героев на службе у Зла — заставляющую читателя болеть за тех, кто на Темной стороне Силы. Концепт того, что борцы за свободу и против Тьмы аж никак не белые и пушистые пусички. Коварные ходы по разложению армии повстанцев, козни и свары между Взятыми. Летопись наемников, сохраняющую историю Отряда, их верность (порой чрезмерную) слову и контракту. Ребенка-реинкарнацию Белой Розы, сотни лет назад уничтожившей Империю и заточившей Госпожу с Властителем. Нюансы расстановки сил, и подоплеки интриг, проявляющиеся в финале первой книги.
Вторая книга цикла набирает свои висты за счет линии Шеда и Черного замка, приземляя, одомашнивая глобальный размах дебютного тома, показывая обычных (и не самых лучших) людей этого мира. Без финального твиста автор нас также не оставит.
Эрго. Один из основоположников темной фентези. Наравне с приятными, имеющий изрядное количество спорных моментов. Любителям поджанра стоит ознакомиться, но быть готовыми к некоторому разочарованию. Возможно новый качественный перевод, по примеру того же Малазана, сможет исправить ситуацию. А может и нет.