| |
| Статья написана 30 мая 2019 г. 22:55 |
Лигр. «Девушка с родинкой на плече» Игоря Вереснева написана по мотивам романа «Ведьмин век». Кстати, именно этот канон стал самым популярным на конкурсе рассказов по мотивам, объявленным 2 года назад. И, если мне не изменяет память, почти во всех текстах по мотивам авторы целиком и полностью становились на сторону ведьм, что печально, на самом деле. В романе Дяченко две линии — линия ведьмы и инквизитора и линия нявки/ чугайстера. В рассказе Игоря Вереснева больше внимания уделено все-таки линии нявки и это не удивительно, потому что с ней связана очень яркая смысловая оппозиция — живое/ мертвое, в то время как конфликт ведьмы и инквизитора опирается на менее значимою оппозицию мужское / женское. Рассказ о нявке органично вписывается в зомби-тематику, которая уже давно является мейнстримом фантастики. Конфликт рассказа Вереснева опирается на традиционную оппозицию скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть) плохое / хорошее, не без феминистского оттенка. Хорошее — ведьма и отчасти нявки, плохие, соответственно, чугайстеры. Канонный герой Клавдий Старж является как deus ex machina и не только спасает главную героиню, но помогает ей социализироваться, став единственной женщиной-инквизитором. Рассказ имеет детективную составляющую и вывод: скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть) бояться надо не мертвых, а живых. Главная героиня немного «избранная». Поклонникам романа «Ведьмин век» он должен понравится. Мне же в рассказе не хватило некой изюминки, того поворота, который сделал бы художественно значимым обращение к первоисточнику, не хватило амбивалентности, присущей роману Дяченко: да, жалко ведем, да, инквизиторы делают грязное дело, но стихия ведьмы — это смерть и хаос, которые нельзя приручить. Умирить этот конфликт может только чудо или любовь.
|
| | |
| Статья написана 30 мая 2019 г. 08:38 |
Рассказ Ники Батхен "Что мне дорого?" написан на основе романа «Медный король». Но мир условного средневековья, изображенный в каноне, постарел? повзрослел? Вступил в постиндустриальную фазу? Но идол медного короля все так же готов забрать у человека самое дорогое, а человек все так же мечтает о несбыточном. Или уже не так? В основе рассказа конфликт материи сына — «особенного» мальчика, который, как кажется не способен ни на любовь, ни на сочувствие. Не просто вредный подросток, но подросток с явными душевными патологиями. Боль для матери. Наказание за грех. Опасность для мира. Человек, который не ведает о том, что между его «хочу» и исполнением желания лежит целый мир живых и настоящих людей. Изящество рассказа в том, что скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть) легенда о Медном короля так и остается легендой. Да, Гисла в минуту отчаяния пожелала, чтобы идол забрал у нее любимого мужа в обмен на возможность родить сына. Но муж ушел сам, потому что оказался неверным человеком. А ее сын вовсе не отдал любимую зверюшка на съедение королю, а просто обменял ее на игрушку. И мать и сын, оказывается, отчаянно бояться любить, потому что терять, то, что тебе дорого — страшно. Все кончилось хорошо!
|
| | |
| Статья написана 20 мая 2019 г. 21:50 |
Повесть «Кон» — одна из самых сильных, самых нестандартных вещей Дяченко. Это, с одной стороны, рассказ о суровых законах искусства, о божестве Театра, который находится по ту сторону добра и зла и дает своим верным адептам — тем, кто не побоялся рискнуть и все поставить «на кон» — славу, вдохновение, вечную молодость. Но и требует жертв, одна из которых — остановка в развитии. Тот, чей спектакль понравился живому театру — Кону, чью премьеру он примет благосклонно, будет снова и снова блистать в этом спектакле, но только в этом и только на «волшебной» сцене. А тот, чей «творческий продукт» не понравится Кону, кто с треском провалит спектакль — навсегда останется неудачником. Умрет, сойдет с ума , но не будет больше актером, режиссером, сценаристом. История, рассказанная Дяченко, имеет два плана. Это и притча об искусстве, и рассказ о художнике, который борется за свое право быть в искусстве, идет к цели, преодолевает невероятные препятствия чтобы... А вот тут будет спойлер: скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть) чтобы с треском провалиться на премьере.. И тогда юный новатор восстает против Тетра как такового, сжигает его и погибает сам, фактически, превратившись в Герострата. В этом противостоянии Кон — воплощение мхатовской традиции: ему нравится полная достоверность, жизнеподобие. Тимур Тимьянов- он, как бы новатор. Ну, не такой новатор, чтобы голышом по сцене бегать, но все-таки... Завершение «линии» этого героя — то, что он сжигает Кон, не найдя собственно творческих аргументов — невероятно сильный и провокативный вброс Дяченко. Если новатор превращается в Герострата, велика ли художественная цена его новаторства? Если он готов уничтожить саму систему театральных оценок (а ведь Кон — это персонификация некое экспертного потенциала мира искусства, он собирательный образ тех, кто дает оценку), не значит ли это, что ему просто не место в мире искусства? К сожалению, в финале Дяченко несколько смягчили этот острый поворот мысли, который вряд ли снискал бы популярность у публики, скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть) и полностью встали на строну Тимура Тимьянова. А сейчас будет минутка саморекламы. Когда я решила написать вольное продолжение этой повести для сборника «Лигр», я поняла, что в «фанфике» нужно использовать то, что было на втором плане в тексте мэтров, а именно — пьесу. Тимур Тимьянов делает новаторский вариант «Трех сестер» Чехова, но содержание этой постановки на самом деле не так уж важно для развития конфликта в повести. Значит, в тексте по мотивам нужен особый спектакль, содержание которого будет важно, будет интриговать и провоцировать. И я поняла, что это должен быть спектакль об Иисусе Христе. За основу я взяла знаменитый мюзикл «Иисус Христос — суперзвезда», немного изменив некоторые моменты. Я попыталась представить себе, как этот спектакль будет выглядеть на сцене Кона. Будет ли это провал или триумф? Что произойдет с актерами, с режиссером, со зрителями? Каково это — изображать Иуду? Каково это — умереть на сцене? Что получилось — судить читателю. Надеюсь, таковой у сборника будет.
|
| | |
| Статья написана 19 мая 2019 г. 17:50 |
Роман написан в достаточно традиционной... Нет, не так. Роман написан внятным языков, все сюжетные ходы в нем прозрачны, логичны, очевидны для восприятия. И все-таки этот текст вызывает некое внутреннее напряжение, как раз таки свойственное неформатным текстам, так что его номинация на премию «Новые горизонты» вполне логична. Неудобен и неприятен герой этого романа. Человек, который с самого начала повествования не видит для себя иного выхода, кроме того, чтобы стать предателем. Глядя на происходящее глазами этого человека нельзя усомниться в том, что у него не было иного выхода. У него дети. Они хотят есть. Они хотят жить. И если для того, чтобы жили дети, их отец должен стать посредником между человечеством и его палачами... Что ж... Се, как говорить, ля ви. Нет, роман «Оковы разума» — это отнюдь не апология предательства. Это честный взгляд на обывателя. Это констатация факта: есть испытания для обывателя невыносимые. Обыватель не способен на подвиг. Даже если этот обыватель профессор филологии. скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Настоящими оковами для разума становится не язык пришельцев, хирургическим путем внедренный в сознание переводчиков, а страх за семью — за жену, за детей. Что ему можно противопоставить?
Лингвистический элемент в тексте интересен, но я, честно говоря, не берусь судить, насколько рассуждение о свойствах инкорпорирующих языков прозрачны для неспециалиста. В любом случае, НФ с лингвистическим фантастическим допущением — не столь частое явление. Мне показалось, что роман был бы глубже и интереснее, если бы враги человечества были бы менее картонными. скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
В книги, кстати, нет однозначного ответа на вопрос: пришельцы ли это или их породила земля? На последнее есть намек, потому что язык «людей в черном», тот самый инкорпорирующий, в котором очень много абстрактных понятий, имеет искусственное происхождение. И именно разработкой теории искусственных языков занимается главный герой.
Запоминается «иная» метафора: время в представлении пришельцев не течет, а расширяется... Непонятно, что это значит, но звучит очень инопланетно.
|
| | |
| Статья написана 17 мая 2019 г. 13:27 |
Роман Марины и Сергея Дяченко «Луч» номинирован на премию «Новые горизонты», в связи с чем, на фантлабе разгорелась дискуссия о том, что роман слишком прост и не дотягивает до былых дяченковских глубин или высот. Про глубины вопрос, на самом деле, тонкий, потому что у разных читателей список лучших текстов разниться довольно сильно. Мне, например, абсолютным пиком их творчества видится роман «Армаггед-дом», чуть уступает (а может быть и нет) «Пандем». А любимый многими «Ведьмин век» кажется лично мне проходной вещью. «Вита Ностра» переоцененная, «Цифровой» -недооцененный. На мой взгляд. Когда авторы сделали так много и на таком уровне, упрек в том, что «не дотянули» всегда будет справедлив в той или иной степени. Второй упрек в том, что роман простоват. Да – на уровне фантастического допущения. Оно тут нулевое по степени новизны. Нет – на уровне проработки идей. Вот об идеях-то я написала в рецензии на книгу, которая, если все будет так, как планируется, выйдет в свет в июньском номере журнала «Знамя». Дяченко написали роман о том, что любые смыслообразующие дискурсы, которые предлагает человеку культура – это циничная манипуляция. Они мастерски разоблачают те жизненные сценарии, которые, вроде бы, должны дать ощущение осмысленности происходящего, и начинают с самого сильного: религиозного. И о религиозном аспекте этого романа я тоже написала. И о недостатках сюжета, которые есть, но их на порядок меньше, чем в романе «Живые и взрослые», например, где сюжет порой откровенно хромает. При том, что я нахожусь под большим впечатлением от романа Кузнецова и считаю его появлением – значимым событием и для мейнстрима, и для фантастики (если угодно, социальной).
|
|
|