fantlab ru

Все отзывы посетителя Grat

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ричард Суон «Правосудие королей»

Grat, 3 мая 2023 г. 02:02

Этот роман не шедевр, он не вызывает вау-эффект, не впечатляет с первых страниц, он не относится к тем книгам, которые перечитывают раз в год, цитируют раз в неделю и которыми делятся с каждым встречным, героев которых косплеят на каждом тематическом конвенте.

НО.

Он очень добротно сделан и берёт выверенным балансом. Если хочется чего-то реалистичного и темноватого, но без сплошного кровь-кишки-и-дальше-по-тексту. Если нравится магия, но без сплошного швыряния файерболами в драконов. Если интересны расследования, политический детектив, Средневековье, интриги, но без ярких надоевших клише с одной стороны и без заклёпничества с другой, то стоит присмотреться к данному произведению.

У повествования довольно медленный поначалу темп, который потихоньку набирает обороты. В духе старой доброй классики. От простых деревенских проблем к городским убийствам и похищениям, и далее — к столкновениям дружин, столичным интригам, угрозам для империи. От дешевых фокусов и аналога гипноза к заглядыванию за грань и далее — к контролю разума, телекинезу и богам. От крайне общих описаний мира, религии, географии, от быта провинции — к большей конкретике (надеюсь) в следующих томах.

И — да, это точно не лёгкое чтиво или книжка на вечерок.

Больше всего мне напомнило, пожалуй, цикл Надежды Поповой «Конгрегация», с которым можно провести прямо очень много очевидных параллелей.

Намного меньше напоминает цикл Беннетта «Божественные города», но ощущается общий классический литературный подход: автор фокусируется на интересующей теме, делает определенные допущения — и тщательно рассматривает, что же получится. Только если у Беннетта это, упрощая, тема богов, их взаимоотношений друг с другом и людьми, тема религии, как она работает, тема колонизаторства, то у Суона это тема правосудия и ценности Империи. Милосердие или справедливость? Как общая идея правосудия влияет на людей, реализующих её, и как работает обратная связь? Чего стоят правила, можно ли от них отступить и какова цена? И т.д. Не то, чтобы прямо оригинальные и поразительные вопросы, но и не то, чтобы всем давно были очевидны на них ответы.

Можно провести аналогии с «циклом о Мордимере Маддердине» Пекары, но скорее от противного. Там расследованиями занимается довольно гнусный тип, на первый взгляд, с которым мы постепенно знакомимся и начинаем понимать его лучше. И решает он проблемы скорее за счет своих негативных сторон. Здесь же нам показывают аналог паладина, чьими идеалистическими убеждениями и творится закон, но эти самые убеждения всё же не выдерживают столкновения с суровой действительностью.

Можно провести параллели или противопоставления с Вегнером, Сандерсоном, Мартином, Аберкромби... В общем, опытный читатель много кого вспомнит во время прочтения, но и вторичным это произведение никак назвать нельзя.

А можно провести параллели и с реальностью. Вопросы распада государства, набирающих свои дружины князьков, кровожадного фанатизма, убийственных идей, цены правосудия, политического цинизма и много другого нынче весьма актуальны. Но тсс...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Лучше умереть, служа закону, чем служить режиму, его попирающему.

Власть меняет сознание человека. Она даёт волю его низменным инстинктам, которые до этого были подавлены цивилизацией. Могущественные люди по мировоззрению своему больше схожи с дикими животными, нежели с людьми, что уступают им по рангу.

... он выглядел внушительно — хотя добиться такого впечатления было не так уж трудно, поскольку большинство зданий, служивших ему фоном, представляли собой обугленные развалины.

– Почему мы всегда должны так неукоснительно следовать правилам?

<...>

– Я воевал в Рейхскриге, Хелена, – сказал он. – Я видел, каким может быть мир без правил.

Его аргументы были неумны, всецело раздражали и не имели никакого отношения к делу. Видимо, именно поэтому они так эффективно действовали на тех, кто присутствовал в зале суда.

...они все еще охотно верили <...> Что она [Империя] представляла собой нечто большее, нежели сумму своих частей, а не являлась одним огромным всеобщим заблуждением, на поддержание которого требовалось все время тратить уйму золота и крови.

Вы имеете право на смерть, – сказал Вонвальт. – Если вы хотели, чтобы она была благородной, то вам следовало вести себя благородно.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Питер Ньюман «Странник»

Grat, 9 мая 2021 г. 17:51

Сейчас только май, так что называть книгу/автора открытием года (для меня) не рискну, но да, это открытие и приятное. Весьма советую тем, кто среди исхоженных и исчитанных фантастических громад ищет что-то новое, странное, необычное.

Начать хотя бы с жанра. Это фэнтези, причем весьма анимешное (буквально) — тут тебе и демоны, и рыцари, и активные мертвецы, и поющие мечи. С летающими кораблями, бронепоездами, ракетницами — т.е. технофэнтези. Постапокалиптическое (Пришествие случилось. Демонические. И рыцари, которые готовились две тысячи лет, оказались... «Вы не готовы!», как говорит другой оскверненный герой другого мира). Тёмное, жестокое и тяжелое. Юмористическое и наивное (за это отвечают дети и коза). И при всём при этом еще и киберпанк (импланты, черный рынок, падение нравов, вместо хищных мегакорпораций — хищные мегадемоны).

И вот на фоне этой адской смеси (вполне под стать встречающимся главному герою мутантам) разворачивается классическое роуд-муви. Навевающее воспоминание о классических боевиках 90-х, где герой с лицом какого-нибудь Рутгера Хауэра, с мечом, гитарой или мотоциклом, человек, мутант или киборг, странствует по осколкам и руинам былого мира, с миссией, которую он же сам себе и придумал. И вольно или невольно делает окружающий мир немного лучше.

Чтобы сюжет не был слишком уж прямолинеен, а читатель разобрался в мире романа, автор добавляет растянутую на всю книгу линию прошлого, откуда мы узнаем, как именно этот самый мир успешно накрылся медным тазом (вернее, Зеленым Солнцем) и как главный герой дошел до такой жизни. Плюс, объема придают линии демонов (у них довольно самобытный ракурс, у каждого свой).

А вишенкой на торте на всё это накладывается оригинальный стиль повествования. Главные герои не могут внятно озвучивать свои мысли, надежды, желания. И их чувства озвучивает сам автор, нарушая один из самых базовых литературных законов «показывай, а не рассказывай» (вернее, он делает и то, и другое, играя на резонансе или контрасте). И это работает! И становится одной из основных фишек книги (как закадровый голос в одном из советских телефильмов)

Да, книга не может похвастаться сверхглубиной или объемными сложными сюжетными переплетениями — это не Сандерсон и уж точно не Беннетт с его «Божественными городами». Но вполне себе даёт почву для раздумий. Да, постоянное внимание к детям и шутки по расписанию смотрятся несколько натянуто и нарочито, мягко говоря. Да, без кустов из рояля дело не обходится. Но это весьма занятная и довольно оригинальная, отлично визуализирующаяся книга, превращающая многочисленные штампы, на которых она проросла, в красивые отсылки и оммажи. Написано на честные 8 баллов. А учитывая, что это дебют — так и все 9.

И еще одно, далеко не последнее достоинство — пусть и открытый, но честный финал. Я читал как отдельный роман, и только потом узнал, что это первая часть трилогии. Собственно, автор закрыл большую часть линий, и хотя направление дальнейшего сюжета понятно, но будут ли продолжения на уровне, осталось ли автору о чем еще сказать?.. Что же, если даже ответ на эти вопросы окажется отрицательным, можно будет ограничиться первой книгой и не портить впечатление. Увы, большинство авторов такую возможность читателю не любят предоставлять.

P.S. Мне показалось, что редактура и корректура в переводном издании этого года хромают, но, может быть, мне лишь показалось.

P.P.S. Несколько цитат для понимания стиля, «заходит» вам такое или нет.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Рыцари-серафимы для него герои из времен, когда детство было не просто мимолетным промежутком между осознанием себя и разочарованием.

Они получат мой спектр восприятия и научатся напрямую управлять уже имеющимися чувствами. Больше им не будут грозить ни болезни, ни заурядность.

На мгновение коза сопротивляется, но следует резкий рывок поводка, и она отправляется в полет за остальными, словно пушистый воздушный шар, наполненный ненавистью.

К утру они дочиста обглодают кости. К полудню половина людей умрет от того, что их желудки неспособны переварить сырое мясо. К вечеру их скелеты пойдут на обмен у некроторговцев. В Новом Горизонте ничто не пропадает зря.

... выжить этим людям помогает скрытность и уединение. Тем не менее, иногда необходимость поторговать, послушать историю или поделиться отчаянием сводит их вместе. В такие времена собирается Теневой рынок.

... вместо кисти она увенчана головой старой женщины. Хотя кожа на лице почернела и сморщилась, люди с легкостью узнают его черты. Когда-то оно принадлежало их правительнице.

— Щупальце оставь себе. Быть может, оно будет напоминать тебе о нашей дружбе! — Меняла быстро удаляется. — Пусть все твои любовницы будут нежны, а пути их никогда не пересекутся, ха-ха!

Оценка: 9
– [  11  ] +

Яцек Комуда «Якса. Царство железных слёз»

Grat, 12 апреля 2021 г. 22:35

Квинтэссенция «бессмысленно и беспощадно». Ладно, что всю книгу кто-то кого-то пытает, рубит, стреляет, терзает, избивает, на кол сажает и т.д. (+ 100500 глаголов, которыми можно продлить последовательность). Проблема в том, что за всем этим нет никакого смысла (ну, кроме того, что все-все-все — идиоты, дегенераты, ублюдки, предатели, безумцы и еще 500100 существительных, продолжающих ряд).

Развитие, становление, демонстрация героя? Нет, потому что Якса показывается изредка, с большими промежутками. Остальные персонажи сменяются еще быстрее. Как-то привыкнуть к ним, проникнуться какими-то чувствами просто не успеваешь из-за этого клипового потока. К тому же, пока читатель наблюдает за пролетающими персонажами, они исключительно страдают, кого-то пытают (или их кто-то), страшно умирают и прочее из первого списка выше.

Эпос? Тоже нет, всё самое важное уже произошло, и хотя в книге все друг друга постоянно режут, это всё местечковые схватки. Никаких войск, больших сражений, стратегий, политических изменений, я уж молчу об армиях мертвецов или драконов, хе.

Мифопоэтика и легенды? С этим тоже не сюда. Привычный, пусть несколько извр... измененный славянский бестиа.. пантеон, прошу прощения. Пара-тройка чудовищ и говорящие головы.

Альтернативная история? Ну, разве что, если вас очень сильно интересует Косовская битва и её альтернативные последствия в альтернативном мире. Но всё это можно свести к двум словам, а то и буквам — пп.

Идеи и мораль? Не в этом мире бессмысленного буйства. Разве что банальщина в духе «будешь вести себя плохо — кончишь очень плохо. Как и окружающие». Впрочем, если не будешь — это не сильно что-то изменит. Просто прилетит рикошетом, как одному из этих самых окружающих.

Возможно, в последующих книгах будет что-то интересное, но всё равно непонятно, зачем читать этот приквел-прелюдию, если можно будет обойтись кратким пересказом. Событий тут, повторюсь, не очень много — слишком все заняты созданием атмосферы и причинением мук окружающим. Зачем эта книга писалась, а тем более переводилась (при наличии у автора других книг) — для меня загадка.

Впрочем, литературную ценность текст имеет, тут не поспоришь. Чтобы так успешно смешать воедино творчество известнейших писателей (тут тебе и Аберкромби сотоварищи, как известнейшие представители тёмного фэнтези, и «Песнь» Мартина, и «Ведьмак» Сапковского, и т.д.), вывернуть наизнанку и скрупулезно убрать всё хорошее и интересное, что было в образцах, — тут талантом не обойтись, тут нужен настоящий гений.

Оценка: 3
– [  5  ] +

Тайга Ри «Грозовая охота»

Grat, 19 ноября 2020 г. 09:31

Интересно в первую очередь тем, что это женская версия бояръ-аниме. Кто читает — имеет смысл попробовать для сравнения, все же это традиционно мужской жанр. Кто такого не читает — начинать с этого автора смысла нет.

Плюсы: автор действительно старается, а не штампует привычными клише. Например, тут попаданка не из нашего мира в магический, а жительница фэнтезийного мира попадает в своё юношеское прошлое. У персонажей прописана своя, характерная манера речи. Персонажи показываются с нескольких (хотя бы двух) сторон. Довольно прилично прописана магическая система. Нет, это не ромфант, романтики тут не сильно больше, чем у классиков жанра, и она двигает сюжет. Хватает юмора, но он, местами, на любителя.

Минусы: оооочень подводит реализация. Видимо, автору просто не хватает опыта. Например, особенность речи главной героини прописывается в первую очередь парой ругательств, которые повторяются в книге 100500 раз. Объем персонажам обычно прописывается тем, что их показывают с хорошей, стороны, потом с плохой, потом с хорошей, потом... повторять до бесконечности. Героиня обходит своих многомудрых наставников, но чего-то не учитывает, поэтому начинается новый виток интриг, где героиня обходит... И т.д.

С языком всё тяжело (надеюсь, бумажное издание решает часть проблем). От путаницы с одеть-надеть и чеховской шляпы, до лингвистических артефактов вроде «звезды Давида» или «паззлов» в совершенно неподходящем для этого сеттинге. Сюжетных роялей и мэрисьюшной крутизны тоже хватает, но стоит быть справедливыми — всё это, увы, уже неотъемлемые части жанра, чуть ли не превращающиеся из багов в фичи.

По-хорошему этот многообещающий алмаз стоило бы еще гранить и полировать, многообещающий потенциал может воплотиться в нечто весьма приличное. На данный же момент плюсы и яркие моменты просто теряются в огромном буйном и бурном потоке текста, переживаний, событий и интриг, который самоусложняется ради самоусложнения.

P.S. Лучшая книга в цикле — вторая. И собственно Турнир. Вот он прямо даже хорош. Максимально приближенно к канонам жанра. Мы уже познакомились с миром и героями, теперь они начинают раскрываться с новых сторон, героиня отбивается от интриг, демонстрирует свою прошложизненческую крутость, строит соучеников и начинает прокачивать будущую всемирную известность. Живо, ярко, эмоционально. Это вселяет робкую надежду, что автор умеет и будет расти.

Первая же книга уходит на то, чтобы привыкнуть к миру, потому что внятными пояснениями автор балует читателя не часто, а правила и законы уже начинают меняться, чуть ли не до того, как они стали понятны. В третьей книге очередные развороты сюжета «в жизни всё не так, как на самом деле», обесценивающие половину происходящего ранее, уже просто приедаются и утомляют.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Дипа Анаппара «Патруль джиннов на фиолетовой ветке»

Grat, 2 октября 2020 г. 01:29

Отличная книга с обманчивым (но обоснованным) названием.

Если пройти дальше первой главы, то легко обнаружить, что это не фантастика. Вообще. Это социальная проза, вполне себе «боллитра». Только хорошая)

Автор проделала огромную работу в дебютной книге (и этим крайне редким, увы, качеством чем-то напоминает Ротфусса). Мы знакомимся с внутренностями индийской кухни (во всех смыслах слова), скрытой от чужих глаза, через призму зрения ребенка.

Таким образом, читатель:

— увидит совершенно не туристический индийский колорит (переводчик старательно сохраняет и поясняет все расхожие местные словечки, разве что не добавляя подробных рецептов упоминаемой еды).

— пройдёт рядом с множеством социальных конфликтов беднейших слоев общества, где дети постоянно выбирают между платным туалетом и свалкой, а поездка на метро дарит ярчайшие впечатления за десяток лет.

— познакомится с очаровательными и энергичными детьми, живущими в этом странном и местами фантастическом мире.

— познакомится с примерами мифосказок, возникающих в этом дне, чтобы одновременно пугать и дарить надежду обитателям этих трущоб.

Плюс политика, плюс хорошо переданное чувство беспомощности, ужаса и обыденности от исчезновения детей, плюс расследование этих исчезновений главными героями, насмотревшимися телевизора.

Обычно автор, поднимающий и сплетающий столько тем, не справляется с задачей и повествование разваливается на сухие и скучные куски. Да и сами темы, выхваченные из контекста, выглядят банальными и скучными. Но в данном случае эта проблема решается хорошим языком и энергичными юными героями.

В итоге книга местами напоминает «Над пропастью во ржи», местами — «Милые кости», местами — о Хичкоке и Блайтон, а местами — о Пратчетте и Сапковском.

Из минусов(?):

— При внешней легкости текста книга затрагивает и живописует довольно мрачные темы. Поначалу это скрашивает детский оптимизм героя, но чем дальше, тем грусти и безнадеги больше.

— Привычный для «боллитры» неспешный темп повествования, с погружением во внутренний мир каждого второго встречного. В обычной острожанровой литературе за это время и объем текста создаются и разрушаются города и галактики, сгорают ведьмы и космические крейсера, герои встречаются, влюбляются, женятся, прыгают со скалы и воскрешаются.

— Детективная составляющая тут скорее иронично-сатирическая, что подчеркивает конец книги. Характерный для драматического и драматичного произведения, но комкающий и сливающий детективную нить.

— Социальных проблем и конфликтов в книге хоть краешком затронуто столько, что почти наверняка какие-то из них неприятно отрезонируют у читателя.

Но я бы сказал, что это всё скорее фичи, чем баги.

И несколько цитат напоследок.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Ма сказала Папе, что пусть лучше у нее будет муж, который ее не бьет, чем цепочка из настоящего золота. Папа как будто немножко подрос после этих слов».

"— Джи, ты не веришь в него, это нормально, — говорит Ма. — Но не ругай его такими словами. Мы же не хотим, чтобы он нас проклял».

«Между мной и Пари дыра в форме Фаиза. Будь он с нами, он бы углядел джиннов в собаках, лежащих на вокзале. Он говорит, джинны часто превращаются в собак, змей и птиц».

"«Смейтесь-смейтесь, — говорит он, — Вы вспомните мои слова, когда еще какие-нибудь дети пропадут без вести. И поверьте мне, они пропадут».

Какой-то мужчина вскрикивает, словно потрясенный этим, но оказывается, ему просто чистят и промывают уши с помощью жидкости для чистки ушей и латунной ухочистки с несколькими ватными шариками».

«Я вижу полуразрушенное двухэтажное здание, отделенное от вокзала, но в одном с ним комплексе. Табличка, висящая сбоку, гласит:

ЦЕНТР ПОМОЩИ ДЕТЯМ

Дети превыше всего

Детям, за детей, для детей

— Нам надо туда, — говорю я Пари.

— Звучит как зоопарк с разными видами детей.

— Дети всегда дети, — говорю я, но неуверенно. Фаиз будет жалеть, что не поехал с нами, если это и правда детский зоопарк».

«Когда мы впервые увидели Рани-с-Перекрестка, то подумали, что она изобрела новый способ просить подаяние, и позавидовали ей. Люди нажимали на кнопки, опускающие окна их машин, фотографировали ее на телефоны, и смеялись, и пригибались, когда она посылала в них струи слюны, словно их лица были сточными канавами. Но они смотрели на нее.

И это было чудо.

Видите ли, ни у кого больше нет времени посмотреть на нас, убогих, пожалеть наши лица, изуродованные временем и голодом, наши перевязанные ноги, которые кончаются под коленями, сопливых младенцев, которых мы держим в руках, как букеты цветов. Нас двое, мы просим у людей подаяния через громкоговоритель, вот до чего дошло: посмотрите, вот он, прикреплен к моей коляске – но как громко бы мы ни молили, иногда кажется, что мир оглох.

Мы идем на отчаянные меры, чтобы привлечь внимание людей. Пробираемся сквозь трафик и стучим по капотам, окунаем лица в прохладные стекла автомобилей, словно они сделаны из воды, наши слезы текут по ним – и мы надеемся, что ребенок внутри, смотрящий мультик у себя в гаджете, поднимет взгляд и воскликнет: «Мама, посмотри на этого человека. Давай купим ему мороженое»».

«Эта поездка – лучше всего на свете. Она стоит сотни оплеух от Ма и Папы. Ну, может, не сотни. Скорее, десяти или пяти».

Наверное, как-то так можно сказать и о самой книге. Она не каждому подойдёт, но это пример хорошей литературы. И с ней стоит хотя бы попробовать познакомиться. А в качестве бонуса — узнать, зачем на здания помещают плитки с изображениями разных богов, вкусны ли «волосы старухи», как сразу определить самые скучные магазины, что делает человека экспертом по сказкам, о чем, наверняка, никогда не спрашивали Шерлока и Ватсона. Это и многое другое.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Рагим Джафаров «Марк и Эзра»

Grat, 13 января 2020 г. 17:47

В общем, довольно мило. Большая часть глав, которых почти полсотни, представляет собой рассказы-притчи в диалогах. Главные герои третир...раскрывают покупателей, пришедших за волшебством, но, разумеется, понятия не имеющих, что же им нужно на самом деле. Начинается всё совсем простенько, даже примитивно, напоминая смесь (анти?)Коэльо и саркастичных мемчиков, но постепенно структура усложняется, проступают сюжетные арки, обнаруживается связь между эпизодами, начинается внятное действие. А тут и конец книги подходит.

Из хорошего: симпатичный, хоть и простенький юмор; попытки посмотреть на привычное под новым углом (грубо говоря, стиль Пратчетта на минималках); яркие, хоть и плосковатые персонажи знакомых типажей (мудрый вредный старикан, умный восторженный юноша и т.п.), погруженные в бесконечное кружево диалогов (уже Макс Фрай на минималках); заметное количество отсылок и аллюзий; наличие сюжета, превращающего книгу не в набор притч, а всё же в цельный роман, плюс, дающего возможность поиграть в собирателя пазлов.

Из минусов: при хорошей задумке реализация и стиль всё же несколько хромают, ну не Леонид Соловьев. Для малоизвестного автора, выпустившего всего несколько книг, — вполне достойно, но есть к чему стремиться. Ближе к концу книги действие набирает масштаб — тут и шпионы, и погони, и сюжетные твисты, и честное раскрытие нескольких базовых загадок, — но конец откровенно слабоват. Да, промежуточный финал есть, но по сути, в рамках основного Конфликта ничего не решено. Ждите продолжение. Ну, или получайте удовольствие от самой формы и стиля повествования, от атмосферы, но не от сюжета. Да и в целом конструкция романа всё же оставляет ощущение некоторой искусственности: возможно, от отсутствия основной арки он бы лишь выиграл.

В общем и целом, продукт приличный, но очень нишевый. Вопрос в том, Ваша это ниша, или же нет?

P.S. Ну и, как пример фишек книги, несколько цитат.

«– Знаете, у меня есть жена.

– Соболезную, – кивнул Кауфман.

– О нет, она прекрасный человек! – запротестовал мужчина.

– Тогда соболезную ей. Один из двух супругов всегда козел, – пробурчал Кауфман».

«– Что делает вас несчастной?

– Ну, многое, – задумчиво протянула Ханна. – Например, мой муж.

– Это основная функция мужей, – пожал плечами Марк.

– Делать женщину несчастной? – удивилась Ханна.

– Напоминать, что о своем счастье необходимо заботиться самостоятельно, а не ждать, когда кто-то его обеспечит. Что не так с мужем?»

«– Как вы думаете, молитвы кардинала вернее достигают Его ушей, чем молитвы простого человека?

– Не думаю, но следит Он за нами пристальнее.

– Почему? – удивился Эзра.

– Очевидно, что при взгляде сверху человек в красной шапке выделяется из любой толпы, – хмыкнул кардинал».

«– К тому, что твое идеальное государство хромает на обе ноги. Его еще не существует, но у него уже есть некий внешний враг, а внутри работает репрессивная машина.

– Вот знаешь, пока ты не влез, все было хорошо.

– Звучит в духе последних слов тирана, – заметил Марк, вернувшись к чтению».

Оценка: 8
– [  19  ] +

Марина и Сергей Дяченко «Луч»

Grat, 13 января 2019 г. 05:38

Хоть я и не являюсь горячим поклонником творчества Дяченко, но после пятилетнего (а на деле даже больше) перерыва появление их новой книги — весомый повод обратиться к ней, отложив все остальные (и даже написать отзыв, что всегда ленюсь тут делать). Роман действительно того стоит.

Однако, начну с негатива. Заядлый любитель фантастики в этой книге, боюсь, не найдёт ничего нового, никаких откровений и ответов. Что тема космического корабля, стремящегося к великой Цели (забавно, что книга вышла примерно в одно время с очередными двумя сериалами на эту тему: от YouTube и экранизация Мартина от Syfy), что тема подростков, загнанных в экстраординарные условия, взрослеющих там и проявляющих всю свою (не)человечность, что проблематичность создания идеальной среды для развития людей (в какой-то мере это ответ «Пандему» же, как раз 15 лет пролегло между романами) — всё это мы много раз видели и обсуждали. Повторюсь, не стоит ждать в этот раз новых ответов и ошеломляющих открытий (не спойлер, т.к. всегда можно списать на мою близорукость и ограниченность, хе).

Тем не менее... Еще один банальный вопрос — разница между ремесленником и Мастером. И вот на этот вопрос роман блестяще отвечает. Авторы стреляют по площадям, сплетая вместе множество знакомых тем и образов, — и количество переходит в качество. Даже та самая вторичность не набивает оскомину, а обращается в игру на узнавание аллюзий. Вот таинственный незнакомец в обмен на помощь получает право забрать ребенка, когда тот вырастет (о, почти Право неожиданности), вот описание другого мира напоминает параллельный мир в «Stranger Things» или уровни Сумрака, вот типичный ход из легенд о фэйри, а вот... Описание тридцати лет на борту корабля, поданное через маленькие врезки-окошки, напоминает «Вверх по лестнице, ведущий вниз», когда через записки, письма и отчеты для нас открывается весь сумасшедший школьный мир. Только вместо одного класса — несколько сотен людей разных поколений, вместо учителя-идеалиста — четверо подростков, решающих свои проблемы (да и с юмором как-то совсем не задалось, вовсе не до смеха), но та же неизмеримая цена ошибки — то ли человеческие жизни, то ли набор символов (в записке от директора или в компьютерной программе).

А главный герой, который здесь совсем не по своей воли, в четверке не самый сильный, не самый умудренный и опытный, не самый целеустремленный или подготовленный, зато самый младший, — и на плечи которого и ложится основная ответственность. Он никого не напоминает? И найдётся ли здесь свой Горлум, если герою не хватит сил и решимости?

Причем все эти, казалось бы, совсем разные темы, приёмы, образы, отсылки мало того, что связываются воедино крепким, достаточно закрученным детективным сюжетом (с интригами, криминалом, предательством и серией твистов), но самое главное — за героев действительно переживаешь и волнуешься. На самом деле ощущаешь, что они переживают и как страдают, что четвёрка «игроков», что обитатели корабля. По нынешним временам это редкость, но супруги Дяченко всегда специализировались на психологии и внутреннем мире, даже по сравнению с другими мэтрами, и авторы наглядно показывают, что хватку не потеряли.

В общем, отличный роман, но в своей жанровой категории. Если вы поклонник твёрдой НФ и вас в первую очередь интересует, как именно работает двигатель космического корабля, «крестовый глюк» вампиров или невидимость — вероятно, эта книга не для вас (как и творчество Дяченок в принципе). Поклонникам же мягкой НФ, любящим покопаться в психологии людей в странных условиях и обдумать социальные темы (от проблем взросления и лучшего обустройства общества, до вопросов реалистичности реальности и влияния наблюдаемого на наблюдателя) — вам эту книгу рекомендую. Да, хотелось бы, чтоб авторы подробнее остановились на том, кто и как устраивает такие игры, чтобы дали пусть спорные, но более авторские и удовлетворяющие критерию новизны свои ответы на вопрос «что и как делать?»... Но, с другой стороны, видимо, человечество пока не дошло до новых и лучших ответов, чем те истины, которые переоткрывают для себя Денис и Лиза.

Если же вас больше интересует чисто литературная составляющая — тоже посоветую не проходить мимо. Как минимум, повторюсь, книгу можно представить куда более серьезным аналогом фильма «Первому игроку приготовиться» (до книги не дошел, каюсь) для более взрослых ценителей (минутка снобизма) — здесь можно ловить не только покемонов и отсылки к культуре восьмидесятых, что, надеюсь, я продемонстрировал выше. Как максимум... Многим и многим современным маститым, а тем более юным авторам стоит поучиться столь крепко сплетать даже несочетаемое и из простого комбинирования забитых тем, образов и клише создавать нечто интересное, ценное и целостное, изысканно и изобретательно заполненное.

P.S. И да, хотя главные герои книги — подростки, подростковой я бы её точно не назвал. Как это часто происходит у данных авторов, книга достаточно тяжелая психологически и жесткая, требует определенной подготовки. Советовать роман направо и налево читателям в юном возрасте я бы точно не стал, что не отменяет того факта, что одолеть эту книгу им бы стоило.

Оценка: 9
⇑ Наверх